На сегодняшний день все страны осуществляют в большей или меньшей степени государственное регулирование экономической деятельности. Различаются методы, но цель и результат такого вмешательства одинаковы - успешное развитие национального хозяйства. А для реализации регулирования необходима статистическая информация, которая бы позволила объективно рассмотреть ситуацию и ее изменение. Страны стали создавать свой собственный статистический инструментарий, а со временем появилась так называемая система национальных счетов, позволившая государствам сравнивать экономические успехи и перенимать опыт.

История возникновения концепции

Система национальных счетов (СНС) начала зарождаться в 1930 годы. После Великой депрессии и Второй мировой войны многие страны стремились укрепить свое национальное хозяйство за счет государственного управления. А для разработки макроэкономической политики, мер и программ нужна была статистическая информация.

В 1940-1950 годы подавляющее большинство ведущих капиталистических стран начинают разрабатывать свои собственные концепции СНС. Национальные хозяйства нуждались в перестройке на гражданский лад. Вскоре понятие системы национальных счетов проникает в отчеты ведущих международных организаций. Огромный вклад в разработку концепции внесла ООН. Данная организация подготовила первый международный стандарт СНС, опубликованный в 1953 году. Уже тогда было осуществлено привычное деление производства по отраслям, а также подробная разбивка финансовых потоков. С тех пор он пересматривался три раза: в 1968-м, 1993-м и 2008-м. Однако принцип расчета показателей СНС остался прежним. На сегодняшний день существует множество местных адаптаций методологии, существенный вклад в развитие концепции вносит ООН, МВФ, Мировой банк, ОЭСР, Статистическое бюро Европейских сообществ.

Сущность

СНС - это свод экономических таблиц, отражающих расходы и доходы хозяйственной деятельности в рамках государства. Основные показатели системы национальных счетов характеризуют:

  • выпуск товаров и услуг;
  • формирование, первичное и дальнейшее распределение, использование национального дохода;
  • изменение структуры имущества;
  • финансирование и кредитование.

Система национальных счетов позволяет упорядочить всю имеющуюся информацию о хозяйственной деятельности. Она учитывает все сферы производства. Тем не менее СНС не включает выпуск товаров и услуг домашними хозяйствами, использование промежуточного продукта и нелегальную экономику. В системе национальных счетов отображаются все стадии воспроизводственного процесса. На выходе получаются балансовые таблицы, характеризующие изменение национального богатства страны в течение определенного периода времени, зачастую года.

Структурные категории

Основные счета системы национальных счетов, разработанной ООН, включают:

  • Показатели валовой продукции. Это счет производства.
  • Показатели первичного распределения денежных поступлений. Это счет доходов.
  • Индикаторы перераспределения трансферов.
  • Счет расходов домохозяйств.
  • Показатели, связанные с капиталом.
  • Счет финансовых транзакций.
  • Индикаторы изменения стоимости активов.
  • Счет активов и пассивов.
  • Платежный баланс.

Данные счета включают многочисленные приложения и субкатегории, которые нужны для того, чтобы объективно рассмотреть транзакции между различными секторами. Однако нужно понимать, что не все страны ООН собирают данные показатели в полном объеме. Например, счет активов и пассивов до сих пор находится в разработке. Также ООН пытается создать методологию для категории стратегических запасов и природных ресурсов.

Классификация показателей

Структура СНС отражает деятельность четырех экономических агентов и циркуляцию факторов и денег между ними. Это домохозяйства, фирмы, государства и так называемый иностранный сектор или «остальной мир». Основными показателями СНС являются: ВНД, ВНП чистый национальный продукт, личный и национальный доход. Система национальных счетов, таким образом, характеризует отдельные стороны национального богатства.

Методы измерения

Если рассматривается система национальных счетов, ВВП всегда на первом плане. Он представляет собой общую рыночную стоимость всех благ, произведенных на территории страны за год. В отличие от ВНП, данный показатель не учитывает, кому принадлежат использованные в процессе факторы.

Существует несколько методов его расчета. Первый - по расходам. Все денежные затраты потребителей, фирм и государства, а также чистый экспорт суммируются. Таким образом, инвестиция в системе национальных счетов учитывается в том числе и в виде вложений коммерческого сектора.

Второй метод расчета ВВП - по доходам. Для исключения двойного счета в данном случае используется показатель добавленной стоимости. Оба метода расчета ВВП должны давать одинаковый результат. Однако на практике цифры могут незначительно отличаться. ВНП представляет собой разность ВВП и чистого экспорта. Расчет данного показателя аналогичен уже рассмотренному.

Чистый экспорт - это соотношение конечной стоимости проданных за границу товаров и купленных в других странах. Обычно разница между ВВП и ВНП является небольшой и составляет около 0,5-1,5%. При помощи этих двух показателей система национальных счетов дополняется еще целым рядом индикаторов. Среди них:

  • ЧНП, или чистый национальный доход. Это показатель, который объективно характеризует производственный потенциал страны. Он учитывает только чистые инвестиции. ЧНП равен разности ВНП и амортизации. Последняя переносится на стоимость произведенных товаров постепенно, поэтому нет смысла учитывать ее дважды.
  • Национальный доход (НД). Он представляет собой общую стоимость произведенных товаров и оказанных услуг. Для его расчета необходимо вычесть из ЧНП косвенные налоги.
  • Личный доход (ЛД). Данный показатель характеризует совокупный заработок экономических субъектов. В отличие от НД, это полученный доход. Данный показатель крайне важен для характеристики национального хозяйства, так как не весь доход поступает в распоряжение собственников ресурсов. ЛД равен НД минус взносы на социальное страхование, налог на прибыль, трансферы и проценты по государственным облигациям.
  • Располагаемый личный доход (РЛД). Данный показатель равен разности ЛД и индивидуальных налогов.
  • Чистый факторный доход (ЧФД). Показатель характеризует соотношение между заработками граждан страны за рубежом и иностранцев на ее территории.

Назначение СНС

На сегодняшний день система национальных счетов разрабатывается многими международными организациями, а не только ООН. Основной целью использования СНС является обеспечение интегрированной полной системы счетов, позволяющей сравнивать экономические успехи различных стран мира. Отдельные государства могут использовать стандарт для создания собственных вариаций. Системы некоторых стран, например, Франции, США и Китая значительно отличаются от версии СНС, принятой ООН. Однако это не является проблемой. Они предоставляют достаточный объем данных для того, чтобы переработать их в соответствии со стандартом ООН.

Публикация данных

Показатели становятся основой ежегодных (ежеквартальных) отчетов о ВВП, инвестициях, операциях с капиталом, государственных расходах и внешней торговли. В них отражается все национальная экономика. Система национальных счетов характеризует ее отдельные стороны, а потом позволяет построить на их основе грамотную макроэкономическую политику.

Данные часто пересматриваются, поскольку они собираются из огромного количества источников с использованием различных методов оценки, что приводит к тому, что цифры в отчетах могут незначительно отличаться. И это нужно принимать в расчет при их использовании в исследованиях.

Система национальных счетов России

Во времена СССР в стране существовали альтернативные концепции измерения успешности экономической деятельности. Для анализа общественного производства использовался баланс народного хозяйства (БНХ). В его основе лежали взгляды Карла Маркса и Адама Смита. Самым главным показателем БНХ был совокупный общественный продукт, а также реальные доходы. В 1988 году в баланс был включен ВВП. Это углубило анализ экономики и приблизило его к западным стандартам. После распада СССР данную концепцию признали устаревшей, был осуществлен переход на СНС. С применением в РФ системы национальных счетов связано три проблемы. Рассмотрим каждую из них.

Проблема идентификации товаров и услуг. Она связана с тем, что иногда трудно отличить производство от потребления. Особенно ярко эта проблема в национальных масштабах проявляется в сфере услуг. Считается, что она произрастает из несовершенства экономики, а не из слабости ее научного анализа. Чем менее эффективной является институциональная структура хозяйства, тем больший объем произведенных товаров и услуг не являются экономическими благами.

Еще одна трудность - это проблема двойного счета. Она связана с тем, что большинство продуктов являются промежуточными. На первый взгляд данную проблему легко решить, учитывая только конечные товары. Однако не все так просто. В производстве распространены замкнутые циклы, которые усложняют поиск конечного продукта. Своеобразным выходом является учет товаров и услуг не по рыночным ценам, а по добавленной стоимости, однако он не совершенен.

Огромной проблемой для России и других развивающихся стран является огромный охват теневого сектора. Он полностью не учитывается в ВВП, а по размеру иногда может даже превышать его.

Качество и охват

Как уже было сказано выше, во многих странах существуют собственные модификации СНС. Поэтому качество и охват систем национальных счетов может значительно различаться в зависимости от государства. И на это есть несколько причин:

  • различный уровень инвестирования в статистические расчеты;
  • трудности в оценке экономической деятельности в некоторых странах из-за разрастания теневого сектора, неграмотности населения, географических факторов, социально-политической нестабильности, чрезвычайно высокой мобильности человеческих ресурсов и активов, что особенно характерно для стран Субсахарной Африки;
  • различия в автономности статистических агентств;
  • несоответствие уровней развития статистики как науки в странах мира;
  • стандарт ООН является только плановой, а не единой системой, которая должна быть внедрена во всех государствах, поэтому последние могут в силу своих возможностей и потребностей модифицировать его, что иногда может приводить к снижению качества оценки экономики и охвата сфер.

Критика понятия ВВП

Несмотря на то что СНС широко применяется, существуют ученые, которые относятся к ее показателям весьма скептически. Однако зачастую критикуют не сам ВВП, а его использование. Например, известный экономист Джозеф Стиглиц отмечает, что данный показатель ни в коем случает не является тождественным благосостоянию нации. На этой идее базируются три самых распространенных подхода к критике ВВП.

Феминистический подход

Представители данного подхода, в частности Мелелин Уоринг и Мария Мис, считают, что основная проблема СНС заключается в том, что она никак не учитывает неоплачиваемую работу, например, домохозяек. Это приводит к искажению реальности. Во многих странах ОЭСР к возражениям феминисток подошли вполне серьезно и начали оценивать домашнюю работу в отчетах по использованию времени. Иногда также рассматривается статистика относительно того, сколько бы женщина могла заработать, если бы ей платили. По оценкам, домашняя работа могла бы составлять около половины ВВП.

Отношение марксистов

Изначально представители данного направления пытались создать собственную альтернативную концепцию. Они считают, что доход в СНС отображается неправильно и сильно переоценен. Существующая система, по мнению марксистов, не дает точный ответ на вопрос, сколько же все-таки получают люди.

Система национальных счетов - статистика и ее отображение

Еще одна проблема СНС - это различия в методологии расчета в различных странах. Например, Джохен Хартвиг считает, что разница в росте ВВП между США и ЕС после 1997 года связана не с реальной ситуацией, а с изменением в способе их оценки. Статистические расчеты являются достаточно дорогими, ими легко манипулировать, поэтому они далеко не всегда правдиво отражают действительность.

1. Основные понятия СНС.

2. Группировки и классификации в СНС.

3. Принципы и правила построения СНС.

4. Система основных счетов.

5. Основные показатели СНС.

1. СНС представляет собой современную взаимосвязанную и внутренне согласованную систему показателей и классификаций, используемую практически во всех странах мира для описания и анализа развития экономики на макроуровне. В СНС экономика рассматри­вается как совокупность институциональных единиц-резиден­тов, секторов, отраслей.

Институциональная единица - это экономический субъект, который может от своего имени владеть активами, осуществ­лять экономическую деятельность и операции с другими едини­цами, принимать финансовые обязательства и хозяйственные решения, за которые он несет ответственность в соответствии с существующим законодательством. Институциональные едини­цы ведут полный набор счетов или при необходимости могут составить такие счета.

Резидентами в СНС называют институциональные едини­цы, имеющие центр экономических интересов на экономичес­кой территории страны.

Экономическая территория – это географическая территория, находящаяся под юрисдикцией правительства дан­ной страны, внутри которой лица, товары и деньги могут сво­бодно перемещаться. К ней также относятся: национальное воз­душное пространство, территориальные воды, континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы в других стра­нах (территории, на которых располагаются посольства, кон­сульства, военные базы, научные базы и т.д.). В то же время части собственной географической территории страны, исполь­зуемые другими странами, не входят в ее экономическую терри­торию.

Институциональная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она владе­ет помещением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в тече­ние неопределенного или длительного времени (обычно не ме­нее одного года). Резидентами страны считаются находящиеся на ее экономической территории длительное время иностран­ные компании и банки, а также не являющиеся самостоятель­ными юридическими лицами филиалы и представительства не­резидентов. Сотрудники иностранных посольств (кроме мест­ного персонала, работающего по найму), иностранные студенты, иностранные военнослужащие, обслуживающие военные базы на территории данной страны, а также лица, проходящие курс лечения, независимо от срока пребывания на экономической территории данной страны, не являются ее резидентами.

Внутренняя (национальная) экономика охватывает деятельность резидентов, как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

Совокупность институциональных единиц, сходных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, образует институциональный сектор . Для обозначения институ­циональных единиц, выступающих в роли производителей то­варов и услуг, в СНС используется термин предприятие . Оно может состоять из одного или нескольких заведений , т.е. единиц, расположенных в одном месте, занятых одним или преимущественно одним видом производственной деятельнос­ти. Совокупность заведений с одним и тем же или с аналогич­ными видами основной производственной деятельности назы­вается отраслью .

В аналитических целях в СНС пре­дусмотрено разделение заведения на единицы однородного произ­водства , под которыми понимают производственные единицы, занимающиеся только одним видом деятельности, однородным с точки зрения производимых товаров и услуг, направлений использования, характера технологического процесса. Совокуп­ность единиц однородного производства с одним и тем же ви­дом деятельности образует чистую отрасль .

В СНС производство определяется как деятельность, выполняемая под контролем экономического субъекта, при которой осуществляются затраты труда, капитала, товаров и услуг для создания других товаров и услуг. По кон­цепции СНС практически все виды деятельности по созданию товаров и услуг отнесены к экономическому производству.

Товары - это результаты труда, имеющие материально-веще­ственную форму. Услуги - это результаты производственной дея­тельности, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные и общественные потребности, имею­щие как материальный, так и не материальный характер.

Важными составляющими СНС являются показатели «пото­ков» и «запасов». Показатели потоков характеризуют величины экономических процессов за промежуток времени (например, производство товаров и услуг, выплата заработной платы и т.п.), т.е. показатели потоков - это интервальные показатели. Пока­затели запасов характеризуют состояние активов или обязательств на определенный момент - начало или конец рассматриваемого периода (например, наличие основных фондов на начало года и т.п.). Показатели запасов - это моментные показатели.

Основную часть потоков составляют потоки, связанные с эко­номическими операциями. Экономическая операция - это взаимодействие между экономическими субъектами, осуще­ствляемое по взаимному соглашению (например, купля и прода­жа товаров и услуг). Большинство операций предполагает нали­чие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию. Трансферты - операции без ком­пенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг и т.д.

Объекты, которые находятся в собственности экономичес­ких субъектов и из владения которыми субъект извлекает эко­номические выгоды, определяются в СНС как экономические активы . Стоимость активов образует капитал экономического субъекта. Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому субъекту (т.е. капи­тала), и стоимостью его финансовых обязательств называется чистой стоимостью капитала или собственным капиталом.

2. Систематизация информации о финансовой и эконо­мической деятельности в СНС осуще­ствляется с помощью классификации и группировки данных.

Основной является группировка экономических единиц по секторам экономики , позволяющая определить роль и особен­ности экономического поведения различных групп экономичес­ких единиц со сходными функциями и источниками финанси­рования, взаимоотношения между ними, потоки товаров и ус­луг, доходов и расходов (Приложение 1, табл. 1).

В СНС выделяют пять институциональных секторов нацио­нальной экономики :

ü Нефинансовые корпорации включают нефинансовые корпо­рации и квазикорпорации, рыночные НКО (т.е. НКО, производящие товары и услуги для реализации на рынке по экономически значимым ценам или НКО, создаваемые корпорациями или квазикорпорациями для представления их интересов, например, торговые палаты, ассоциации банков и т.д.). В этот сектор включают предприятия промышленности, с/х, капитального строительства и других отраслей, связанных с производством товаров и оказанием услуг. Источником финансирования данного сектора является выручка от реализации работ и услуг.

ü Финансовые корпорации. В сектор входят финансовые кор­порации и квазикорпорации, а также рыночные НКО. В основном это кредитные и страховые организации. Источниками их финансирования является разница между полученными и уплаченными процентами за пользование финансовыми ресурсами

ü Государственное управление включает институциональные единицы, относящиеся к категории государственных учрежде­ний, а также нерыночные НКО (НКО, предоставляющие услуги бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения), контролируемые и в основном финансируемые государственными учреждениями. В сектор включаются органы государственного управления на федеральном, региональном и местном уровне. Источником финансирования сектора являются доходы бюджета и доходы, полученные от управления государственной собственностью.

ü Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хо­зяйства. В сектор входят негосударственные нерыночные НКО, предоставляющие услуги домашним хозяйствам. К ним относят учреждения социальной сферы, политические и религиозные организации. К источникам финансирования относят бюджет, доходы от собственности, взносы и пожертвования.

ü Домашние хозяйства включают все институциональные еди­ницы-резиденты, относящиеся к этому виду. Некорпоративные предприятия, принадлежащие членам домашних хозяйств, рас­сматриваются как часть соответствующей институциональной единицы - домашнего хозяйства. К источникам финансирования относят оплату труда, доход от собственности, доход в виде процентов по кредитным операциям и выручку от реализации работ и услуг.

ü Остальной мир. В СНС этот сектор выделен для описания экономических отношений, связывающих национальную эко­номику данной страны с другими странами. Сектор состоит из резидентов других стран, осуществляющих операции с институ­циональными единицами-резидентами данной страны.

Второй тип классификации экономических единиц в СНС - это их группировка по отраслям , которая применяется для изучения процессов производства. Группировку по отраслям СНС рекомендует осуществлять в соответствии с Международной стандартной отраслевой клас­сификацией. В группировке экономических единиц по отрас­лям единицей классификации является заведение.

Важнейшим видом группировки, используемой в СНС, яв­ляется классификация экономических операций (Приложение 1, табл. 2). Операции с товарами и услугами относятся к процессу про­изводства, обмена и использования товаров и услуг. Они вклю­чают операции с товарами и услугами, произведенными в дан­ном периоде, и с произведенными ранее товарами. Операции с доходами осуществляются для распределения добавленной стоимости экономических единиц, а также для перераспределения доходов. Операции с финансовыми инструментами - это операции по приобретению финансовых активов и принятию финансо­вых обязательств экономическими единицами.

Налоги в СНС разделены на две группы:

Текущие (уплачиваемые регулярно);

Капитальные (единовременные).

Классификация текущих налогов отражена в Приложении 2, табл. 1., классификация экономических активов - в Приложении 2, табл. 2.

Для анализа экономической деятельности обобщающие ста­тистические показатели, характеризующие потоки и запасы, представляются в СНС в виде определенного набора счетов и таблиц.

В СНС существует также четкая классификация счетов. Различают следующие их группы:

Счета для пяти секторов внутренней экономики, счета для отраслей экономики, счета для отдельных институциональных единиц и заведений;

Сводные (консолидированные) счета для экономики в целом;

Счета для отдельных видов экономических операций;

Счета «остального мира» (счета внешних операций).

Счета для институциональных секторов экономики (секторальные счета ), в свою очередь подразделяются на три группы:

ü Счета текущих операций

ü Счета накопления

ü Балансы активов и пассивов

3. Методология построения СНС наряду с основными понятиями и классификациями вклю­чает общие принципы и правила учета, стоимостной оценки по­казателей и построения таблиц.

Основу методологии построения СНС составляет балансо­вый метод , предполагающий сопоставление показателей, харак­теризующих изучаемые явления и процессы с двух сторон. Реа­лизуется балансовый метод с помощью метода двойной записи , принятого в бухгалтерском учете. В СНС используют два основных типа таблиц, соответствующих принципу двойной записи: счета - для отражения потоков и балансовые таблицы - для отражения запасов.

Счета представляют собой двухсторонние таблицы, в кото­рых используется специальная терми­нология. В текущих счетах (т.е. в счетах, отражающих процессы про­изводства и движения доходов) правая сторона называется «Ре­сурсы», а левая - «Использование». В счетах накопления правая сторона называется «Изменения в обязательствах и чистой стоимости капитала», а левая - «Из­менения в активах».

В СНС используются два основных метода построения сче­тов :

ü метод последовательного построения счетов - предполагает построение счетов в соответствии с последовательностью про­цессов экономического оборота и увязку их показателей в це­лом по экономике, сектору, институциональной единице;

ü метод товар­ных потоков - предполагает увязку показателей ресурсов и их использование по отдельным видам товаров и услуг.

В российской государственной статистике метод последова­тельного построения счетов является основным. В каждом от­дельном счете баланс между правой и левой частями достигает­ся расчетным путем с помощью балансирующей статьи , которая записывается на левой стороне счета и переносится на правую сторону следующего счета. Таким образом осуществляется увяз­ка счетов в единую систему. Балансирующие статьи служат не только для обеспечения равенства между правой и левой частями счетов и их увязки в систему, но и для характеристики результатов экономической деятельности, т.е. имеют самостоятельное экономическое зна­чение.

Балансовые таблицы так же, как и счета, состоят из двух частей: левая часть называется «Ак­тивы», а правая - «Обязательства и чистая стоимость капитала».

В большинстве операций участвуют две экономические еди­ницы, для каждой из которых операция должна отражаться дваж­ды, поэтому в СНС принцип отраже­ния операций называют «принципом четырех записей». Операции в СНС отражаются на момент возникновения требований и обязательств, т.е. по методу начислений.

4. Счета текущих операций включают:

Ø Счет производства

Ø Счет образования доходов

Ø Счет распределения первичных доходов

Ø Счет вторичного распределения доходов

Ø Счет использования располагаемого дохода

Ø Счет перераспределения доходов в натуральной форме

Ø Счет использования скорректированного располагаемого дохода

Счета накопления включают:

Ø Счет операций с капиталом

Ø Финансовый счет

Ø Счета других изменений в активах (счет др. изменений в объеме активов и счет переоценки)

Балансы активов и пассивов включают:

Ø Баланс активов и пассивов на начало периода

Ø Баланс активов и пассивов на конец периода

Рассмотрим эти счета подробнее (схемы счетов даны в Приложении 3,4).

Счет производства предназначен для характеристики результатов и издержек производства. Балансирующей статьей сводного счета производства, составленного для экономики в целом, является валовой внутренний продукт (чистый внутренний продукт = валовой внутренний продукт – потребление основного капитала). На ее основе рассчитывают аналитические показатели, например, чистый внутренний продукт на душу населения, характеризующий уровень экономического развития страны. Данные счета позволяют получить характеристику структуры производства и структурных сдвигов, выявить налоговую емкость производства, исследовать эффективность производственной деятельности.

Счет образования доходов предназначен для того, чтобы показать, из каких компонентов состоит валовая добавленная стоимость и ВВП. Балансирующей статьей счета является валовая прибыль и валовые смешанные доходы.

Счет распределения первичных доходов показывает, как доходы, образовавшиеся на стадии производства (первичные доходы), распределяются среди различных категорий получателей. В данном счете, в отличие от счета образования доходов, оплата труда учитывает сальдо оплаты нерезидентами труда наемных работников-резидентов и резидентами труда наемных работников-нерезидентов, а налоги на производство и импорт включают в себя сальдо налогов на производство, полученных от «остального мира» и выплаченных «остальному миру». Балансирующей статьей счета является валовой национальный доход.

Счет вторичного распределения доходов составляется для отражения перераспределительных операций. Балансирующей статьей счета является валовой национальный располагаемый доход. К текущим трансфертам в данном счете относят: налоги на доходы и имущество, отчисления на социальное страхование, социальные пособия и прочее.

Счет использования располагаемого дохода показывает, для чего используется располагаемый доход: для конечного потребления или для сбережения. Балансирующей статьей счета является валовое национальное сбережение.

Счет операций с капиталом позволяет систематизировать данные об источниках финансирования вложений в нефинансовые активы и определить их направления. Валовое национальное сбережение является основным источником инвестиций. Чистое приобретение ценностей и непроизведенных активов равно нулю, если операции осуществляются между резидентами. Капитальные трансферты включают нерегулярные налоги на капитал, инвестиционные субсидии, прочее (например, наследство).

Финансовый счет отражает операции с финансовыми инструментами и показывает, каким образом страна получает необходимые финансовые ресурсы, принимая финансовые обязательства или уменьшая активы, и как распоряжается излишком финансовых ресурсов. Операции с финансовыми активами и пассивами отражаются в финансовом счете через их изменения. Для левой и правой сторон счета используется одна и та же классификация. Разность между итоговыми показателями правой и левой частей счета может быть как положительной, так и отрицательной величиной. Она должна равняться чистому кредитованию или заимствованию, но с обратным знаком.

В балансе активов и пассивов отражается стоимость экономических активов и финансовых обязательств экономических единиц-резидентов на определенный момент (на начало и конец периода) в рыночных ценах. Балансирующая статья – чистая стоимость собственного капитала, определяется как разность между стоимостью активов и обязательств. Данный показатель характеризует национальное богатство страны на определенный момент.

В счете товаров и услуг показывается формирование ресурсов товаров и услуг в экономике в целом за счет их производства и импорта, а также использование товаров и услуг на цели промежуточного потребления, конечного потребления, накопления и экспорта. Этот счет балансируется по определению и составляется на основе других счетов. Сравнивая итоги двух разделов счета, определяют погрешность в расчетах, т.е. статистическое расхождение. Оно имеет место практически всегда и везде в связи с использованием различных источников информации. Чем меньше статистическая погрешность, тем выше качество расчетов. Погрешность до 5% от ВВП считается допустимой.

5. Все показатели в СНС определяются по методике расчета от микроэкономических к макроэкономическим показателям. Каждый показатель рассчитывается на уровне сектора экономики, на уровне отрасли и на уровне отдельного предприятия. Все показатели определяются на валовой и чистой основе. Показатели, рассчитанные на чистой основе, отличаются на величину потребления основного капитала (в отечествен­ной практике это амортизация).

Система основных макроэкономических показателей включает в себя:

ü валовой выпуск,

ü валовой внутренний продукт,

ü чистый внутренний продукт,

ü валовой национальный располагаемый доход,

ü чистый национальный располагаемый доход,

ü валовая прибыль,

ü чистая прибыль,

ü валовое национальное сбережение,

ü чистое национальное сбережение.

Валовой выпуск – стоимость всех произведенных товаров и услуг. К валовому выпуску относят: выпуск товаров и услуг, выпуск нерыночных услуг, стоимость косвенно измеренных услуг финансовых посредников и стоимость произведенных товаров в условиях теневой экономики. Расчет валового выпуска продукции по секторам экономики имеет вид:

Первый сектор : нефинансовые предприятия

BB = R + (S 1 – S 2), где R – стоимость реализованной продукции, S 1 и S 2 – стоимость запасов и незавершенного производства на начало и конец периода. В условиях инфляции показатель S 2 = λ – M, где λ – стоимость продукции, направленной на склад по действующим ценам, М – стоимость продукции на момент передачи ее потребителю.

Второй сектор : финансовые учреждения

ВВ = Т 1 – Т 0 + У др , где Т 1 и Т 0 – проценты, полученные и уплаченные, У др – плата за другие услуги банков.

Третий сектор : страховые компании

ВВ = R – K + Q – N, где R – страховые премии, уплаченные страховым организациям, клиентами, К – страховые возмещения клиентом страховых компенсаций, Q – проценты, полученные страховыми компаниями от инвестирования страховых технических резервов, N – показатель прироста страховых технических резервов.

Четвертый сектор : государственное управление и некоммерческие организации, обслуживающие домохозяйства по предоставляемым нерыночным услугам

ВВ = З + m + (H - C) + A, где З – затраты на приобретение товаров и услуг, m – оплата труда наемных работников, (Н – С) – налоги на производство за вычетом субсидий, А – потребление основного капитала. По рыночным услугам учитывается объем денежных поступлений.

Пятый сектор : домохозяйство

ВВ = ПП + m + А + (Н - С), где ПП – промежуточное потребление, которое включает в себя стоимость всех продуктов и рыночных услуг, которые потребляются в течение отчетного периода t для производства других видов продукции без учета амортизации.

Валовой выпуск продукции оцениваются в основных ценах. Основные цены не включают в себя налоги, а включают субсидии на продукты и импорт. Учет выпуска продукции происходит по окончании отчетного периода времени, поэтому на момент учета продукция делится по стадиям готовности на: готовую продукцию, полуфабрикаты, продукцию незавершенного производства. При расчете валового выпуска по отраслям выделяют четыре группы отраслей:

1 группа: отрасли, где производятся материальные блага;

2 группа: отрасли сферы обращения;

3 группа: отрасли рыночных услуг;

4 группа: отрасли нерыночных услуг.

При расчете валового выпуска в отраслях промышленности валовый выпуск приравнивается к объему реализованной продукции с учетом изменения остатков продукции незавершенного производства и полуфабрикатов.

ВВ = РП + ∆ПФ + ∆НЗ,

РП = ОП + (О 1 – О 2) ,

ОП = ОПП = ∑Q i *Ц i + ∑ПФ i + ∑РПХ i ,

где ОП – отгруженная продукция, ОПП – объем произведенной продукции на предприятии, Q i – объем произведенной продукции в натуральных (условных) единицах потребления, Ц i – действующая цена за единицу продукции, ПФ i – стоимость полуфабрикатов, реализованных на сторону, РПХ i – стоимость работ промышленного характера, произведенных непромышленными цехами предприятия для собственных нужд или по заказам со стороны.

Валовой выпуск сельского хозяйства складывается из продукции растениеводства и продукции животноводства. Продукция растениеводства определяется как сумма стоимости валового сбора урожая данного года, продукции выращивания многолетних насаждений и изменения стоимости остатков незавершенного производства в земледелии. Продукция животноводства определяется как сумма продукции выращивания скота и продукции, полученной в процессе хозяйственного использования животных.

Валовой выпуск строительства определяется как сумма стоимости строительно-монтажных работ, изменения остатков строительного производства и стоимости капитального ремонта зданий и сооружений.

Для отраслей сфер обращения валовой выпуск определяется величиной торговой наценки или размером стоимости выполненных работ.

В сфере рыночных услуг валовой выпуск приравнивается к выручке от реализации услуг. В сфере нерыночных услуг валовой выпуск измеряется суммой текущих затрат, связанных с функционированием организаций, обслуживающих домашнее хозяйство.

Валовой внутренний продукт – это стоимость товаров и услуг, созданных на экономической территории страны, за вычетом стоимости их промежуточного потребления. При расчете валового внутреннего продукта применяются три метода.

1. Производственный метод – метод двойного дефлятирования, т.к. предполагает оценку валового выпуска продукции и промежуточного потребления в постоянных ценах. Расчет ведется по следующей формуле:

ВВП = ВВ – ПП – КУФП + ЧНПИ = ВДС в осн. ценах + ЧНПИ , где ВВ – валовой выпуск продукции, КУФП – косвенные услуги финансового посредничества, ЧНПИ – чистые налоги на продукты и импорт (без учета субсидий), ВДС – валовая добавленная стоимость.

2. Распределительный метод позволяет анализировать состав и структуру доходов и распределение добавленной стоимости по потребителям. Расчет производится по следующей формуле:

ВВП = ОТ + ЧН + ЧНИ + ВПЭ , где ОТ – оплата труда наемных рабочих, ЧН – чистые налоги на производство, ЧНИ – чистые налоги на импорт, ВПЭ – валовая прибыль экономики.

3. Метод конечного использования позволяет отразить структуру направлений использования валового внутреннего продукта и его влияние на удовлетворение потребностей конечных потребителей и увеличение национального богатства страны. ВВП рассчитывается по следующей формуле:

ВВП = КП + ВН ± ЧЭ + СР, где КП – конечное потребление товаров и услуг, ВН – валовое накопление, ЧЭ – чистый экспорт, СР – статистическое расхождение (≈ 4-5% от валового выпуска продукции).

Валовой национальный доход представляет собой сумму валового внутреннего продукта и доходов, полученных от остального мира, за вычетом расходом по остальному миру. Расчет производится по следующей формуле:

ВНД = ВВП ± ∆ОТ ± ∆ДС ± ∆ПД , где ∆ОТ – изменение оплаты труда, ∆ДС – изменение доходов от собственности, ∆ПД – изменение предпринимательского дохода.

Валовая прибыль экономики определяется как сумма валовой прибыли всех отраслей или секторов экономики или как сумма чистой прибыли экономики и потребления основного капитала. Чистая прибыль экономики определяется как разность валовой добавленной стоимости и суммы оплаты труда, чистых налогов и потребления основного капитала. Валовая добавленная стоимость определяется как разность между валовым выпуском и промежуточным потреблением.

Располагаемый национальный доход определяется на валовой и чистой основе в рыночных ценах и представляет собой чистый национальный доход с учетом полученных из-за границы трансфертов. Трансферты, полученные из-за границы – средства, поступившие в виде пожертвований, гуманитарной помощи и по договорам дарения.

Валовое национальное сбережение – часть средств, которая не входит в конечное потребление. Валовое национальное сбережение определяется как сумма валовых сбережений по секторам экономики.

Взаимосвязь между основными показателями СНС показана в Приложении 5.

При расчете показателей, характеризующих общественный продукт, применяются текущие (действующие, рыночные) цены и реальные (постоянные, сопоставимые, базисные) цены.

На величину стоимостных показателей влияет фактор цены. На величину ВВП влияет величина реального валового продукта и уровень цен:

.

Данный индекс называется индексом – дефлятором ВВП . Он используется для измерения темпов инфляции и измерения динамики стоимости жизни. Для расчета дефляторов по секторам экономики используется показатель сумма – дефлятор валового внутреннего продукта. Для расчета данного показателя исходными данными являются индексы оптовых, розничных и импортных цен, доля личного и правительственного потребления и инвестиции в валовой внутренний продукт.

Дата публикования: 2015-10-09 ; Прочитано: 916 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

В СНС экономика рассматривается как совокупность институциональных единиц-резидентов, секторов, отраслей.

Институциональная единица – это экономический субъект, который может от своего имени владеть активами, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, принимать финансовые обязательства и хозяйственные решения, за которые он несет ответственность в соответствии с существующим законодательством. Институциональные единицы ведут полный набор счетов или могут составить такие счета при необходимости.

Резидентами в СНС называют институциональные единицы, имеющие центр экономических интересов на экономической территории страны.

Под экономической территорией понимается географическая территория, находящаяся под юрисдикцией правительства данной страны, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К ней также относятся: национальное воздушное пространство, территориальные воды, континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы в других странах (территории, на которых располагаются посольства, консульства, военные базы, научные базы и т.д.).

В то же время части собственной географической территории страны, используемые другими странами, не входят в ее экономическую территорию.

Институциональная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она владеет помещением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение неопределенного или длительного времени (обычно не менее одного года).

Резидентами страны считаются находящиеся на ее экономической территории длительное время иностранные компании и банки, а также не являющиеся самостоятельными юридическими лицами филиалы и представительства нерезидентов.

Сотрудники иностранных посольств (кроме местного персо­нала, работающего по найму), иностранные студенты, иностранные военнослужащие, обслуживающие военные базы на территории данной страны, а также лица, проходящие курс лечения, независимо от срока пребывания на экономической территории данной страны, не являются ее резидентами.

Внутренняя (национальная) экономика охватывает деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

Совокупность институциональных единиц, сходных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, образует институциональный сектор. Для обозначения институциональных единиц, выступающих в роли производителей товаров и услуг, в СНС используется термин предприятие. Предприятие может состоять из одного или нескольких заведений, т.е. единиц расположенных в одном месте, занятых одним или преимущественно одним видом производственной деятельности. Совокупность заведений с одним и тем же или с аналогичными видами основной производственной деятельности называется отраслью.



В аналитических целях в СНС предусмотрено разделение заведения на единицы однородного производства, под которыми понимают производственные единицы, занимающиеся только одним видом деятельности, однородным с точки зрения производимых товаров и услуг, направлений их использования, характера технологического процесса. Совокупность единиц однородного про­изводства с одним и тем же видом деятельности образует чистую отрасль.

В основе построения СНС лежат понятия экономической теории, характеризующие экономические функции, выполняемые экономическими субъектами, основным из которых является понятие производство.

Производство в СНС определяется как деятельность, выполняемая под контролем экономического субъекта, при которой осуществляются затраты труда, капитала, товаров и услуг для создания других товаров и услуг.

По концепции СНС практически все виды деятельности по созданию товаров и услуг отнесены к экономическому производству.

Товары – это результаты труда, имеющие материально-вещественную форму. Услуги – это результаты производственной деятельности, не принимающие материально-вещественную форму, удовлетворяющие личные и общественные потребности, имею­щие как материальный, так и не материальный характер. Содержание экономических категорий в некоторых случаях не совпадает с содержанием соответствующих понятий бухгалтерского учета. Например, в СНС используют понятие "альтернативные издержки производства", принятое в экономической теории, которое не совпадает с понятием "издержки производства" в бухгалтерском учете. Непосредственное применение данных бухгалтерского учета о стоимости использованных в производстве товаров и активов в ценах приобретения в условиях инфляции приводит к недооценке издержек производства в их экономическом понимании и к искажению величин других показателей СНС (в частности прибыли).

Важными понятиями СНС являются показатели "потоков" и "запасов".Показатели потоков характеризуют величины экономических процессов за промежуток времени (например производство товаров и услуг, выплата заработной платы и т.п.), т.е. показатели потоков – это интервальные показатели. Показатели запасов характеризуют состояние активов или обязательств на опре­деленный момент – начало или конец рассматриваемого периода (например наличие основных фондов на начало года и т.п.). Показатели запасов – это моментные показатели.

Потоки вызывают изменения в запасах. Между показателями потоков и запасов существует следующая взаимосвязь: величина запаса на конец периода равна величине запаса на начало периода плюс (или минус) поток. Например, величина запаса капитала в конце года может быть рассчитана как сумма его величины на начало года и потока чистых инвестиций за год.

Взаимосвязь запасов и потоков составляет основу исходной макроэкономической модели круговых потоков или кругооборота, применяемой в СНС для описания и анализа экономических процессов.

Основную часть потоков составляют потоки, связанные с экономическимиоперациями.Экономическая операция понимается как взаимодействие между экономическими субъектами, осуществляемое по взаимному соглашению (например купля и продажа товаров и услуг). Большинство операций предполагает наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию.

Трансферты – операции без компенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг и т.д.

Действия, предпринимаемые экономической единицей в одно­стороннем порядке, оказывающие воздействия на другие единицы без их согласия, не являются экономическими операциями и относятся в СНС к другим потокам.

Экономические активы (составляющие основную часть запасов) определяются в СНС как объекты, находящиеся в собственности экономических субъектов, из владения которыми их владелец извлекает экономические выгоды. Стоимость активов образует капитал экономического субъекта.

Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому субъекту (т.е. капитала), и его финансовых обязательств называется чистой стоимостью капитала.

Стоимостная оценка. Операции должны отражаться у обоих участников в одной стоимостной оценке.

Система цен. В СНС используются различные виды цен, различающиеся методами отражения налогов, субсидий, а также торговых и транспортных наценок.

Международный методологический стандарт СНС-93 рекомендует использовать следующую систему цен для оценки результатов экономических операций: товары и услуги, использованные на цели конечного и промежуточного (производственного) потребления, а также накопления оценивают в рыночных ценах конечного потребителя, включающих все налоги на продукты, торговые и транспортные наценки.

Валовой внутренний продукт, представляющий собой стоимость конечных товаров и услуг, оценивается в ценах конечного потребителя.

Выпуск товаров и услуг оценивается в ценах производителя или в основных ценах. Цены производителя, в отличие от цен конечного потребителя, не включают торгово-транспортные наценки и налог на добавленную стоимость.

Основные цены, в отличие от цены производителя, не включают никаких налогов на продукты, но включают субсидии на продукты.

Взаимосвязь цены конечного покупателя (ЦКП), цены производителя (ЦП) и основной цены (ОЦ) может быть представлена следующим образом:

ЦП = ЦКП – НДС – ТТН, (20.1)

где НДС – налог на добавленную стоимость;

ТТН – торгово-транспортная наценка.

ОЦ = ЦП – НП + СП, (20.2)

где НП – налоги на продукты, включенные в цену производителя, т.е. налоги на продукты, за исключением НДС;

СП – субсидии на продукты.

Методология построения СНС наряду с основными понятиями и классификациями включает общие принципы и правила учета, стоимостной оценки показателей и построения балансовых таблиц (счетов).

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

Понятие, содержание общие принципы

Система национальных счетов (СНС) – это система макроэкономических показателей, построенная на основе стандартизованных классификаций, понятий и правил учета, призванных отобразить условия, процесс и результаты общественного воспроизводства экономики. СНС представляет собой набор взаимосвязанных таблиц (счетов), содержащих макроэкономические показатели, последовательность которых ориентирована на описание стадий производственного процесса через вовлекаемые ресурсы, понесенные затраты и полученные результаты.

Теоретической основой СНС служат современные концепции, категории и понятия, объясняющие механизм функционирования рыночной экономики. По мере развития производительных сил концепция экономического производства претерпевала в экономической науке значительные изменения.

Согласно концепциям СНС экономическое производство включает в себя следующие виды деятельности:

    производство товаров, включая товары для собственного потребления;

    производство услуг для реализации;

    деятельность финансовых посредников;

    производство нерыночных услуг органами государственного управления;

    производство нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

    оказание услуг наемной прислугой;

    оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В СНС центральной группировкой хозяйственных субъектов является группировка институционных единиц по секторам экономики.

Для структуризации внутренней экономики выделяют 5 секторов:

    нефинансовые предприятия (корпорации или квазикорпорации);

    финансовые учреждения (корпорации или квазикорпорации);

    государственное управление (государственные учреждения);

    некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

    домашние хозяйства.

Для всех секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием, распределением и перераспределением доходов, сбережением, накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. На основе информации, содержащейся в секторальных счетах, можно проводить анализ экономического и финансового положения отдельных секторов экономики, а также взаимосвязей между ними в экономическом процессе.

Основные методологические принципы национального счетоводства позволяют выявить в рамках СНС картину функционирования экономики, характеризовать главный объект исследования - экономический оборот - как в его объективном единстве, так и посредством анализа основных его составляющих и системы экономических связей между ними.

Национальное счетоводство основано на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов СНС. Классификации всех процессов экономики, экономических операций, хозяйственных единиц необходимы для того, чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.

Основным методологическим приемом является применение к описанию национальной экономики методов бухгалтерского учета (системы счетов с прямой корреспонденцией по принципу двойной записи, бухгалтерского баланса). Применение принципа двойной записи к системе народнохозяйственных показателей придает СНС важное качество - способность количественно отражать не статистические величины, а процессы, происходящие в рамках экономического оборота.

Последовательность построения СНС определяется стадиями воспроизводственного цикла. Базой служат хозяйственный кругооборот, обеспечение замкнутости системы на основе жесткой увязки показателей, предопределяющих балансовое равенство совокупных доходов и расходов по секторам и народному хозяйству в целом. Логика метода национального счетоводства заключается, во-первых, в том, что весь процесс общественного воспроизводства может быть представлен как совокупность хозяйственных операций экономических агентов; во-вторых, каждая операция отражается на счетах контрагентов как их процессы пополнения ресурсов или их использования.

Счета представляют собой систему именно потому, что они, во-первых, связаны между собой; во-вторых, ориентированы на достижение единой цели; в-третьих, построены по единому методологическому принципу; в-четвертых, они содержат систему взаимосвязанных показателей, исчисленных по единым методологическим основам.

Основные принципы составления национальных счетов следующие:

Счета имеют форму Т, состоят из двух частей (разделов). При этом ресурсы (по составляющим их компонентам) отражаются с правой стороны - колонка "Ресурсы", а их использование отражается в левой части - колонка "Использование";

Счета строятся по принципу бухгалтерского учета, что выражается в двойном отражении в СНС каждой операции (или корреспондирующей с ней): в части "Использование" одного счета, в части "Ресурсы" другого счета (что соответствует бухгалтерскому принципу записи операции в дебете одного счета и в кредите другого счета-корреспондента). Это обеспечивает дополнительный контроль достоверности отражаемой в счетах информации и увязывает счета. При изучении динамики этих показателей необходимо предварительно привести к сопоставимому виду их содержание;

Каждый счет представляет собой балансовую таблицу, в которой расчетным путем обеспечивается равенство (баланс) между двумя частями: «Ресурсы» и «Использование»;

Показатели в счете представляют собой операции. Каждая операция - это стоимостной поток между институционными единицами. Экономические операции в соответствии с различными стадиями процесса воспроизводства могут быть операциями производственными, обменными или операциями потребления и сбережения. Причем в счетах отражаются не сами процессы потребления или накопления, а приобретение (доходы с целью потребления или накопления;

В соответствии с принципом двойной записи, принятым в системе, итоги операций на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи которая сама по себе важна в экономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. Балансирующие статьи счетов, обеспечивающие баланс (равенство) правой и левой частей счета, рассчитываются как разность между объемами ресурсов и их использованием;

Национальные счета строятся в определенной последовательности, соответствующей в основном последовательности воспроизводственного цикла;

Балансирующая статья предыдущего счета, отраженная в разделе "Использование", является исходным показателем раздела "Ресурсы" последующего счета (см. табл. 6.1). Этим достигаются увязка счетов между собой и превращение их в систему;

Счета являются регистрацией всех экономических потоков в форме балансов. С их помощью характеризуется деятельность экономических агентов системы по совершению операций. Поэтому вся экономическая деятельность отражается в счетах операций и в счетах агентов. Счета агентов фиксируют деятельность определенной их категории и группируют все виды экономических операций, в которых агенты принимали участие;

Балансирующие статьи - не операции, которые можно наблюдать, а расчетная категория, предназначенная не только для обеспечения сбалансированности между объемами ресурсов и их использованием в каждом счете (для арифметического равенства двух частей счета), но и для характеристики результатов соответствующего экономического процесса, отражаемого данным счетом, и представляет собой важнейший макроэкономический показатель экономического развития.

Так, балансирующей статьей счета "Производство", отражающей результат экономической деятельности по производству продуктов и услуг и связанных с ним затрат, является валовой внутренний продукт (а для каждой отрасли экономики - валовая добавленная стоимость), полученный как разность объема ресурсов, отраженных в правой части счета, и их использования, отраженного в левой части. Балансирующая статья записывается в разделе "Использование".

В табл. 6.1 отражены балансирующие статьи сводных счетов внутренней экономики.

Основные методологические принципы национального счетоводства обеспечивают получение на основе СНС характеристики реальной ситуации в экономике, характеристики экономического оборота.

Единство принципов составления всех счетов экономики проявляется в наличии системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов СНС: экономических операций, хозяйственных единиц секторов и т. п., что обеспечивает сводную количественную характеристику различных экономических процессов, в совокупности составляющих экономику в целом.

Система национальных счетов (СНС) - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. СНС была создана около 50 лет тому назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики.

В недалеком прошлом в СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

В СНС используются некоторые важные приемы бухгалтерского учета (например, принцип двойной записи операций), и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информации для принятия управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне предприятия (компании), а в СНС - для принятия решений, относящихся к экономике в целом. В известном смысле СНС - это бухгалтерский учет для экономики в целом. В связи с этим следует напомнить, что термин «национальное счетоводство» был предложен около 50 лет назад голландским экономистом В. Клиффом, который под национальным счетоводством понимал систему таблиц, напоминающих по форме бухгалтерские счета и балансы, содержащие систематизированное описание экономики на макроуровне. Большой вклад в развитие СНС внес Дж. Кейнс, который считал, что СНС - это система взаимосвязанных показателей (доход, потребление, сбережение) и ее данные должны представлять интерес для органов государственного управления при принятии решений по вопросам экономической политики и разработке мер по регулированию рыночной экономики.

В современной рыночной экономике осуществляются различные экономические операции: предприятия приобретают сырье и материалы, выпускают разнообразную продукцию, выплачивают заработную плату рабочим и служащим и налоги правительству, берут деньги взаймы в банках, инвестируют свободные и привлеченные ресурсы в машины и оборудование и т. д. Помимо предприятий, в экономическом процессе участвуют другие хозяйствующие субъекты: финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании), органы государственного управления, домашние хозяйства, различные некоммерческие организации (профсоюзы, политические, религиозные организации и т.д.). Они также выполняют много разнообразных операций с товарами и услугами, деньгами, кредитами, акциями и другими финансовыми инструментами. Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом, обмениваются товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости. Для того чтобы разобраться, что происходит в экономике, и определить наиболее важные результаты экономического процесса, необходимо какимто образом упорядочить информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и о различных операциях, которые они проводят, а также об их активах и пассивах. Это упорядочение и осуществляется в рамках СНС с помощью особых правил и процедур. Его целями являются: описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутрений продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация, полученная на основе такого упорядочения, необходима:

  • органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономической политики;
  • предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;
  • международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) Для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т. д.).

Международные организации не только собирают информацию о наиболее важных показателях СНС, но и в большей степени занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. В результате дальнейшего развития национального счетоводства СНС 1993 года заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС, который, повидимому, будет продолжаться около 10-15 лет. Основные усилия на этом этапе будут сосредоточены на внедрении новой СНС в практику стран-членов ООН, что неизбежно должно стимулировать дальнейшие исследовательские разработки в этой области.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах (т.е. распределение по однородным группам) было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции, а также постулаты, определяющие правила обработки информации. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», т. е. сферы, где происходят производство валового внутреннего продукта и создание нащюнального дохода.

Известно, что концепция экономического производства претерпевала в экономической науке значительные изменения по мере развития производительных сил. На ее формирование в свое время оказывали влияние работы Ф. Кэнэ, А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла и других выдающихся ученыхэкономистов. В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т. д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода. В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т. д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить весьма сложно. Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

  • производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);
  • оказание услуг для реализации;
  • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);
  • оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления (коллективные услуги в области управления, - обороны и индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования и т.д.);
  • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;
  • оказание услуг наемной прислугой (повара, садовники, шоферы);
  • оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчислеЙия ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет со^§ой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в новой СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные Вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС 5993 года понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В этой связи следует отметить, что в некоторых странах, наприМер в США, национальный доход до последнего времени исчислялся по факторной стоимости, т. е. в рыночных ценах, за вычетом косвенных налогов, но с добавлением субсидий на продукты. Такая практика представляет собой известное отклонение от международного стандарта в области GHC, который рекомендует оценивать все показатели в рыночных ценах. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости.

Важной особенностью СНС является группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам. В СНС 1993 года различают пять секторов:

  • нефинансовые корпорации и квазикорпорации;
  • финансовые корпорации и квазикорпорации;
  • государственное управление;
  • домашние хозяйства;
  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Все хозяйствующие субъекты относятся к одному из этих секторов в соответствии с функцией, которую они осуществляют в экономическом процессе. Например, функция нефинансовых корпораций состоит в производстве товаров и нефинансовых услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства; функция финансовых корпораций - в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и предоставлении их на определенных условиях инвесторам. Таким образом, финансовые корпорации выполняют роль посредников между теми, кто сберегает ресурсы, и теми, кто их использует для финансирования инвестиций.

Функция учреждений государственного управления заключается в осуществлении перераспределения национального дохода и богатства, а также в предоставлении бесплатных услуг как обществу в целом (управление, оборона, научные исследования и т. д.), так и отдельным лицам или группам населения (образование, здравоохранение и т.д.).

Единицы, включенные в сектор домашних хозяйств, участвуют в производстве, предоставляя свою рабочую силу, и приобретают товары и услуги на рынке. Кроме того, домашние хозяйства являются собственниками мелких некорпорированных предприятий (фермы, семейные рестораны, магазины и т. д.). Эти некорпорированные предприятия производят товары и услуги для продажи их на рынке, но частично иногда и для собственного потребления собственниками некорпорированных предприятий. Финансовым результатом деятельности некорпорированных предприятий является смешанный доход, который включает как элементы прибыли, так и оплату труда. Некорпорированные предприятия включены в сектор домашних хозяйств по соображениям практического характера, так как на практике трудно отделить доходы и расходы некорпорированных предприятий от доходов и расходов их собственников.

Функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации), является оказание бесплатных услуг членам этих организаций.

Таким образом, бесчисленное число хозяйствующих субъектов сведено в СНС в пять относительно однородных групп. Для всех секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием, распределением и перераспределением доходов, сбережением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. На основе информации, содержащейся в секторальных счетах, можно проводить анализ экономического и финансового положения отдельных секторов экономики, а также взаимосвязей между ними в экономическом процессе.

Наиболее важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС также для отраслей экономики, т. е. для совокупностей однородных подразделений предприятий и организаций, занятых аналогичными видами деятельности (например, производством промышленных, сельскохозяйственных, строительных товаров и т. д.). Информация, содержащаяся в секторальных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, используется в конечном счете для получения так называемых агрегатов, т.е. наиболее важных макроэкономических показателей:

  • валовой национальный доход (ВНД);
  • валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);
  • конечное потребление;
  • валовое накопление;
  • сальдо экспорта и импорта;
  • национальное сбережение;
  • чистое кредитование и чистое заимствование;
  • национальное богатство.

ВВП - центральный показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торговотранстюртные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т.д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня эконо: Мического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и т. д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВП исчисляется, как видно из его названия, на валовой основе, до вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потреблении основного капитала. Однако СНС признает, что с теоретической точки зрения более правильным является показатель чистого внутреннего продукта.

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами* данной страны за тот или иной период. ВНД отличается.от ВВП как в качественном, так и в количественном отношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных изза границы или переданных за границу. К первичным доходам в СНС принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт. Первичные доходы, поступающие изза границы или выплачиваемые за границу, обычно включают оплату труда и такие доходы от собственности, как проценты и дивиденды, а также реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций.

ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных изза границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственникам, получаемые изза границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей, и т. д. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. ВНРД может быть получен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех пяти секторов экономики. ВНРД подразделяется на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Конечное потребление включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на конечное потребление по существу совпадают со стоимостью нерыночных (бесплатных) услуг, оказываемых этими организациями и учреждениями.

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т.д.).

Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Экспорт оценивается в ценах ФОБ, а импорт - в ценах СИФ.

Сумма конечного потребления, валового накопления и сальдо экспорта и импорта дает ВВП методом конечного использования. Теоретически эта величина должна совпадать с ВВП, исчисленным производственным методом, т. е. путем суммирования валовой добавленной стоимости всех секторов или отраслей экономики. Добавленная стоимость определяется в основных ценах, т. е. в ценах, которые включают субсидии на продукты, go не включают налоги на продукты, поэтому для перехода от суммы добавленной стоимости к ВВП необходимо добавить к ней налоги на продукты и исключить субсидии на продукты. ВВП может быть также исчислен распределительным методом, т. е. путем суммирования оплаты труда, выплаченной предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, налогов (за вычетом субсидий) на производство и импорт.

Национальное сбережение - важный показатель СНС. Он может быть получен путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления. Сбережение - это источник финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др. Если абстрагироваться от существования других стран, то национальное сбережение равно величине национального накопления.

Чистое кредитование/чистое заимствование - это показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.

Национальное богатство представляет собой сумму чистого капитала всех хозяйствующих субъектов страны. Другими словами, национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. Финансовые требования резидентов друг к другу взаимно погашаются, и в конечном счете национальное богатство включает (наряду с нефинансовыми активами) финансовые требования к другим странам за вычетом финансовых обязательств перед другими странами.

Все эти важные показатели взаимосогласованы, и Поэтому их можно использовать в сочетании друг с другом. Они дополняют друг друга, раскрывая различные аспекты экономического процесса.

Взаимосвязь между наиболее важными макроэкономическими показателями СНС представлена ниже:

А. Валовой внутренний продукт

Б. Потребление основного капитала

В. Чистый внутренний продукт (А-Б)

Г. Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы

Д. Валовой национальный доход (А+Г)

Е. Чистый национальный доход (Д-Б)

Ж. Сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы

3. Валовой национальный располагаемый доход (Д+Ж)

И. Конечное потребление

К. Национальное сбережение (3Й)

Л. Сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы

М. Источники финансирования инвестиций (К+Л)

Н. Валовое накопление (как элемент ВВП)

О. Чистое приобретение непроизведенных нематериальных нефинансовых активов

П. Чистое кредитование/чистое заимствование (М-Н-О)

Регистрация экономических операций в счетах СНС позволяет выявить ряд важных соотношений между наиболее значимыми экономическими показателями. Эти соотношения можно представить в виде равенств. Ниже приведены наиболее важные из этих равенств:

GDP = C + I + E,

где GDP - валовой внутренний продукт; С - конечное потребление; I - инвестиции (валовое накопление основных фондов, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей); Е - чистый экспорт.

GDP = W + Q + R + P + Т,

где W - заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны; Q - отчисления на социальное страхование; R - валовая прибыль; Р - валовой смешанный доход; Т - налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

GDP = D + N - U,

где D - добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах; N - налоги на продукты; U - субсидии на продукты.

GNI = GDP + L M,

где GNI - валовой национальный доход; L - первичные доходы, полученные резидентами данной страны за границей (оплата труда, проценты, дивиденды, реинвестированные доходы от прямых зарубежных инвестиций); М - первичные доходы, переданные резидентами данной страны за границу.

GNDI = GNI + В - G,

где GNDI - валовой национальный располагаемый доход; В - текущие трансферты, полученные резидентами данной страны изза границы; G - текущие трансферты, переданные резидентами данной страны за границу.

где С - конечное потребление; S - национальное сбережение.

S + K = f + Z + J - О,

где S - национальное сбережение; К - сальдо капитальных трансфертов, полученных д изза границы; I - накопление произведенных активов; Z - накопление непроизведенных нематериальных активов (патенты, лицензии и т. д.); J - чистое кредитование/чистое заимствование; О - потребление основного капитала.

где J - чистое кредитование/чистое заимствование; F - приобретение финансовых активов у нерезидентов; Y - принятие финансовых обязательств перед нерезидентами.

Источник - Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.