В основу статьи положен доклад О.Г. Богатырева, первого заместителя генерального директора ГНИВЦ ФНС России. Доклад посвящен проекту модернизации налоговых органов. Идея модернизации возникла в связи с необходимостью оптимизации бизнес-процессов (внутренних, управления, взаимодействия налогоплательщиков, государственных и муниципальных органов) и организационных структур, а также информационной системы. В статье рассматриваются не только новеллы в IT-проекте.

Основные цели проекта

Определены основные цели проекта модернизации налоговых органов АИС "Налог 3":

1. Оптимизация снижения трудоемкости и ресурсоемкости исполнения бизнес-процессов будут достигнута за счет повышения уровня оптимизации рабочих процессов и создания подразделений, на которые будут возложены функции по отдельным процедурам обработки и подготовки налоговой информации.

2. Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам. Здесь речь идет о расширении, фактически о переводе в электронный вид процедуры взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также модернизации системы интернет-сайтов, создании единого контакт-центра ФНС России, который в круглосуточном режиме будет оказывать услуги по информационному обслуживанию налогоплательщиков.

3. Комплексное использование накопленной на сегодня ФНС России информации. В рамках налоговой службы объем информации, который подлежит обработке, составляет уже порядка 200 терабайт и будет только расти. Поэтому необходимы механизмы интеграции информации: должна быть создана взаимосвязь, которая потребуется для процедуры налогового администрирования и для процедур контрольной работы.

4. Повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов: соблюдения регламентных процедур и сроков, которые установлены законодательством. Должен быть обеспечен постоянный мониторинг индикативных показателей, которые характеризуют эффективность деятельности ФНС России.

Рисунок 1. Модернизация архитектуры

Модернизация архитектуры системы

Для разработки концепции модернизации сотрудники ГНИВЦ ФНС России провели анализ существующих в IT-области новых тенденций и технологий, которые в ближайшие 10 лет будут определять облик информационных систем. С учетом этих особенностей была разработана новая архитектура системы (см. рис. 1). Следует заметить, что новая система будет строиться на принципе полной централизации вычислительной инфраструктуры, которая будет сосредоточена в центрах обработки данных (ЦОДах). В налоговых инспекциях никакой серверной инфраструктуры хранения данных не будет. В этих ЦОДах будут использоваться средства и технологии виртуализации и в дальнейшем облачных вычислений для того, чтобы обеспечить устойчивость системы к динамически изменяемой нагрузке. Это особенно важно в секторе оказания внешних электронных услуг. Далее будет создаваться единая централизованная система баз данных, с которой будут работать пользователи всех уровней.

Работа пользователей представляет собой терминальный доступ и доступ через "тонкого клиента" к единой централизованной базе. Это потребует модернизации системы телекоммуникаций, создания устойчивых каналов связи с большей пропускной способностью, чем сегодня с резервированием. Необходимо также создание централизованной системы информации, поскольку налоговые данные собраны в едином массиве и подлежат отдельному уровню защиты, а значит требуют соответствующей системы поддержки и управления. Реализация проекта потребует поэтапной модернизации существующей струкуры ФНС России, создания большого ЦОДа, где будет размещаться эта инфраструктура. Одновременно будут модернизироваться существующие ЦОДы, в которые будут переноситься инфраструктура и данные из системы электронного обмена данными (ЭОД).

Рисунок 2. Федеральное хранилище данных

Основной ЦОД примет на себя вычислительную нагрузку, а существующие ЦОДы станут резервными.

Федеральное хранилище данных

"Сердцем" новой системы будет являться федеральное хранилище данных всей налоговой информации (см. рис. 2). Федеральное хранилище данных (далее - ФХД) представляет собой логически целостное хранилище полной, очищенной, непротиворечащей, юридически значимой, актуальной информации, необходимой налоговым органам и налогоплательщикам для исполнения налогового законодательства и обеспечения налогового администрирования. Структурное ФХД состоит из двух сегментов: - транзакционный сегмент - в нем формируются и обрабатываются основные данные по процедурам налогового администрирования (сейчас они хранятся в налоговых органах в программном комплексе ЭОД); - аналитический сегмент - в него поступают данные из внешних источников, из транзакционного сегмента и проходят дополнительную обработку, осуществляется их связывание. По сути, это источник информации для работы аналитических подсистем и контрольного блока. ФХД должно строиться на единой централизованной и нормативно-справочной информации. Помимо информационных справочников (см. рис. 2) предусматривается два технических реестра - налогоплательщиков и объектов имущества. Это тоже базовая нормативно-справочная информация. Реестр налогоплательщиков будет строиться на основании информации ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП. В него планируется включать только идентификационные характеристики, которые позволят построить чистый реестр. На основании чистого реестра в дальнейшем проводится остальная информация по налоговому администрированию.

Рисунок 3. Подсистемы внешнего взаимодействия

Подсистема внешнего взаимодействия

Следующая часть АИС "Налог 3" - это подсистема внешнего взаимодействия (см. рис. 3). Она реализует три функции:

Взаимодействие с внешними информационными системами;

Электронное взаимодействие - обработка информации для работы внутри основных систем налогового администрирования;

Электронное взаимодействие с налогоплательщиками.

Рассмотрим подсистему массового ввода печати и рассылки налоговой информации. Проектом модернизации налоговых органов АИС "Налог 3" предусмотрено преобразование существующих ЦОДов в специализированные подразделения, которым будут переданы функции массового ввода по всем налоговым инспекциям. Это означает, что в ИФНС не останется функций и работы по массовому переводу информации с бумажных документов в электронный вид. Выделение функции массового ввода призвано решить две задачи:

Снизить общую трудоемкость ввода информации в систему, т.к. им будет заниматься меньшее количество людей;

Обеспечить своевременность и качество перевода информации. В ЦОДах применяются комбинированные технологии распознавания информации и ввода. Получается, что двойной ввод фактически сводит к нулю количество ошибок, которое появляется на выходе, и информация фактически готова для автоматической обработки.

Функционирование такой системы потребует изменений в действующем нормативном обеспечении:

Необходимо узаконить правовой статус Центра по подготовке и вводу информации (внести изменения в Положение о ФНС России, в Положение о территориальных органах ФНС, возможно - уточнить формулировки первой части Налогового кодекса РФ);

Следует законодательно закрепить возможность использования электронного образца подписи руководителя и печати налогового органа либо исключить обязательность подписи и заверение гербовой печати налогового органа для отдельных видов документов.

С точки зрения модернизации бизнес-процессов, потребуется провести большую работу по организации доставки документов из налоговых инспекций и управлений в центр, где они будут переводиться в электронный вид.

Личный кабинет

Следующий блок электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками - это личный кабинет. Цель этой подсистемы подразумевает полное исключение очного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговыми органами планируется показывать налогоплательщику практически всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом. А также в планах направление налогоплательщику уведомления. Будет дана возможность осуществлять коммуникации в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи, без личного присутствия в ИФНС. В этом случае также потребуется внесение ряда изменений в НК РФ. Должна быть закреплена возможность направления налоговыми органами налогоплательщику практически всех видов документов, которые сегодня формируются в электронном виде. Аналогичную работу нужно проделать для того, чтобы определить порядок реализации налогоплательщиком своих прав при взаимодействии с налоговыми органами в электронном виде.

Подсистема налогового администрирования

Подсистема налогового администрирования (см. рис. 4) - это тот функционал, который есть сегодня в рамках ЭОД. Предполагается принципиально изменить подход к реализации этого блока, т.е. в рамках каждого бизнес-процесса выделить блоки обработки информации, которая будет происходить без участия человека и технологических процедур (принятие решения, определение данных, интерактивная работа с данными).

В данной подсистеме существует два блока: налоговый автомат и интерактивные сервисы.

Налоговый автомат - система обработки информации по заданным алгоритмам. Сюда можно отнести такие блоки, как расчет налогов, формирование карточек расчетов с бюджетом, направление документов налогоплательщику. На этот блок будет возложена нагрузка по отслеживанию сроков выполнения регламентных процедур. Интерактивные сервисы обеспечивают работу пользователя по точечным воздействиям. Такое разделение системы позволит возложить на нее выполнение рутинных операций и во многом организовать работу пользователя. Например, налоговый автомат будет готовить задание пользователя для выполнения. Это поможет значительно снизить трудоемкость обработки информации по всем бизнес-процессам, обеспечить соблюдение регламентных сроков. Поскольку эта функция будет выполняться в центре обработки данных, потребуется внести изменения в Положение о территориальных органах ФНС России. В этом случае функциональная обязанность ЦОД дополняется функциями по расчету налогов, подготовке и направлению налоговой информации. Для работы налогового автомата нужна качественная информация, которую будут готовить как раз подсистемы массового ввода (регистрационные, учетные данные, данные по декларациям, которые поступают в электронном виде, данные по истребованным документам в части, которая потребует систематизированной обработки).

Рисунок 4. Подсистемы налогового администрирования

Обеспечивающие и информационно-аналитические подсистемы

Рассмотрим еще две части архитектуры - обеспечивающие и информационно-аналитические подсистемы. В обеспечивающих подсистемах присутствуют два компонента: управление документами и ведение электронного/бумажного архива. По прогнозам специалистов налоговых органов, к 2014 году в ФНС России на хранении будет находиться порядка 8 млрд. листов бумажных документов. Это налоговая и бухгалтерская отчетность, истребованные документы, учетно-регистрационные дела, документы, которые поступают в порядке документооборота. Управление таким огромным массивом данных требует создания отдельной системы.

Как видно, значительное место в системах АИС занимает электронный документооборот. Перед налоговыми органами стоит задача по упорядочению этих двух подсистем (управление документами и ведение электронного архива) и стандартизации работы с бумажными документами, обеспечение хранения и доступа к бумажным и электронным документам пользователей как этих, так и других подсистем, которые входят в состав АИС. Потребуется также провести работу, чтобы узаконить правовой статус центра по ведению и хранению бумажных/ электронных документов, по подготовке специализированных центров хранения бумажных документов и доставке их в места постоянного хранения.

Информационно-аналитические подсистемы - мозг будущей общей системы. Сотрудники будут заниматься контрольной работой, управлением производственного процесса. Работа аналитических подсистем связана с формированием комплекса индикаторов и ключевых, интегральных показателей деятельности ФНС России, с автоматическим формированием отчетности и информационно-аналитической поддержкой налогового администрирования.

1. Я зарегистрирован в УФНС своего города (областного центра), а основную деятельность веду в городе из другой области. Имею ли я право платить налоги по месту регистрации, или я обязан встать на учет УФНС по месту деятельности и платить туда? Форма организации ИП (Индивидуальный предприниматель)

2. Организация на УСН 6%. Работаем с механическими торговыми автоматами, кассы нет. По каким документам приходовать выручку?

3. Занимаемся продажей игрушек/жвачек/мячей через механические ТА. Перешли на УСН (доходы 6%). Как при отчёте и сдачи декларации в налоговую доказать доходы если потребуется?

4. Вопрос по ведению книги доходов и расходов. УСН 6%. Нужно ли заполнять графу расходы? На основании каких документов нужно вносить в книгу доходы? В вендинге, где нет кассовых аппаратов и чеков, как подтверждаются доходы? Вопрос по кассовой книге: Нужно ли её вести? И если да, то на основании каких документов? Форма организации ИП с расчетным счетом в банке.

5. В данный момент работаем по ЕНВД - розничная торговля чаем, кофе в ТК. Форма организации ИП. Планируем на своей же занимаемой территории установить два маленьких автомата с жвачками и мячиками для детей. Налог платим от площади по своей деятельности и отчет соответственный. Нужно ли добавлять еще один вид деятельности для работы с торговыми автоматами? Налоги по нему платятся отдельно?

6. Как грамотно можно оптимизировать налоги по механическим автоматам? Какую систему налогообложения лучше выбрать ЕНВД или УСН?

4. По ведению книги доходов и расходов. УСН 6%. Нужно ли заполнять графу расходы? На основании каких документов нужно вносить в книгу доходы? В вендинге, где нет кассовых аппаратов и чеков, как подтверждаются доходы? Вопрос по кассовой книге: Нужно ли её вести? И если да, то на основании каких документов? Форма организации ИП с расчетным счетом в банке.

С 1 января 2012 года согласно Положению ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций» все индивидуальные предприниматели независимо от режима налогообложения (ОСНО, ЕНВД, УСН 6% и 15%) должны соблюдать кассовую дисциплину, вести кассу и формировать кассовую документацию.

При торговле через автоматы самообслуживания доходом от реализации являются деньги, полученные от покупателей. Поступающие в торговый автомат наличные денежные средства, если организация или ИП использует УСН, необходимо приходовать по приходному кассовому ордеру в кассу и записью в кассовой книге на основании прямого пересчета (инвентаризации) выручки в автомате. Делать это необходимо каждый раз, когда происходит инкассация торгового автомата. При изъятии выручки на каждый автомат составляется соответствующий акт инкассации. Если автоматы со счетчиками, то в акте также желательно указать значения счётчиков автомата по количеству и суммам продаж на момент инкассации. Приходный кассовый ордер составляется на сумму акта.

Документально доходы, отраженные в Книге учета доходов и расходов подтверждаются первичными документами: приходными кассовыми ордерами, актами инкассации

Что касается ведения Книги учета доходов и расходов, то форма и порядок заполнения Книги учета доходов и расходов, которую обязаны вести с 2013 года все «упрощенцы», утверждена приказом Минфина от 22.10.2012 № 135н.

С 2013 г. Книга учета доходов и расходов дополнена новым разделом IV - «Расходы, преду-смотренные пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ, уменьшающие сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (авансовых платежей по налогу)». Это раздел заполняют субъекты «упрощенки», выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы». В нем фиксируются страховые взносы и расходы на цели социального страхования, уменьшающие налог.

Федеральная налоговая служба России разработала правила использования автоматизированной информационной системы АИС "Налог-3". Благодаря ей налоговики получат возможность принимать и формировать информацию о налогоплательщиках по всей территории РФ в автоматическом режиме.

ФНС России издала приказ от 14.03.2016 N ММВ-7-12/134@ , которым утвердила Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3"). Эта единая информационная система предназначена для автоматизации деятельности налоговых органов по всей территории России и получении возможности обеспечивать полную информацию о сделках, активах и контрагентах каждого налогоплательщика, независимо от региона его нахождения и осуществления деятельности.

Это значит, что налогоплательщикам также необходимо более ответственно подходить к своему взаимодействию с контрагентами и обращать внимание на ошибки в получаемых документах из других регионов. Ведь налоговики теперь имеют возможность проверять все операции по налогообложению сделок даже не запрашивая документы на проверку. А если ошибка будет обнаружена инспектором раньше, чем налогоплательщик выявит и исправит ее у себя в учете и документах, то штрафа и доначисления налога избежать не удастся.

АИС "Налог-3" обеспечена такими функциям, как прием, обработка и предоставление данных, а также осуществление анализа полученной информации и формирование информационных ресурсов ФНС. На ее основе налоговые инспекторы могут вычислять необходимые им для работы статистические данные, а также оперативно получать сведения, необходимые для обеспечения поддержки принятия управленческих решений и обеспечения полного контроля за налогоплательщиками. Использовать систему могут только специалисты органов ФНС, а также организации, ей подведомственные.

Основные задачи, которые выполняет АИС "Налог-3" состоят в:

  • упрощении взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами и обеспечении "открытости" ФНС;
  • переводе отношений инспекторов и плательщиков налогов в электронный вид;
  • создании единого информационного массива;
  • подключении органов ФНС к новым источникам информации и обеспечении межведомственного взаимодействия;
  • обеспечении соблюдения регламентных процедур налогового администрирования, а также их качества и сроков реализации;
  • обеспечении достоверного контроля над налоговой деятельностью организаций, ИП и граждан, за счет создания единого ресурса, в котором содержится вся информацию по каждому отдельно взятому налогоплательщику;
  • обеспечении возможности автоматизированного мониторинга деятельности подразделений ФНС со стороны вышестоящего руководства ведомства.

Новая система должна, в первую очередь, обеспечивать максимально полное и оперативное формирование сведений обо всех зарегистрированных в России индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ . Поэтому налоговики продолжают работу в этом направлении, а бизнесменам необходимо также удвоить бдительность и не допускать ошибок, связанных с исчислением налогов и оформлением документации.

Автоматизированная система ФНС, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище.

Развитие системы

2017

Выделение дополнительных 950 млн рублей на вторую очередь работ

31 июля стало известно о том, что на развитие автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3» планируется выделить еще 950,6 млн рублей - в такую сумму в ФНС оценивают работы в рамках второй очереди проекта. Развитие касается действующей последние несколько лет версии основной информсистемы ведомства, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных - федеральном хранилище.

В апреле-мае 2017 года Федеральная налоговая служба искала подрядчика для первой очереди проекта, предложив за выполнение работ по контракту 834,6 млн рублей. В итоге право исполнения работ досталось Главному научному инновационному внедренческому центру (ранее ГНИВЦ ФНС), ценовое предложение которого (832 млн рублей) оказалось лучше предложения конкурента - компании «ИБС экспертиза» (юрлицо интегратора IBS), предлагавшей выполнить работы без снижения стартовой цены.

В тендере на выполнение второй очереди работ по проекту заявки от соискателей будут приниматься до 17 августа 2017 года, а подведение итогов намечено на 22 августа. Победителю предстоит осуществить все работы до 1 декабря 2018 года, то есть до той же даты, к которой должны завершиться работы и по первой очереди проекта. С учетом заявленной цены сумма контрактов по двум очередям может составить 1,78 млрд рублей.

На 3 мая 2017 года общее количество пользователей централизованных и децентрализованных компонентов АИС «Налог-3» - 131 тыс. сотрудников. Из них пользователей централизованных компонентов 35 тыс., остальные 96 тыс. - пользователи децентрализованных компонентов.

Согласно сообщению ФНС для СМИ, развитие АИС ведомства выполняется очередями по мере готовности функциональных требований к системе: в 2017 году планируется объявление конкурса на выполнение работ по развитию АИС ФНС России (2 очередь), планируемый срок публикации извещения - II-III квартал 2017 года.

На 3 мая 2017 года ФНС провела мероприятия по созданию централизованной ИТ-инфраструктуры АИС «Налог-3». Выполнены разработка и внедрение в эксплуатацию прикладного программного обеспечения функционального блока №1 (регистрация и учет налогоплательщиков) и функционального блока №2 (имущественные налоги физических лиц).

Ведутся работы по реализации и подготовке к внедрению прикладного программного обеспечения функционального блока №3 (функции налогового администрирования юрлиц и индивидуальных предпринимателей). Выполнены работы по миграции централизованных компонентов и баз данных транзакционного и аналитического сегментов АИС «Налог-3» в систему ЦОДов .

Основная площадка для функционирования централизованных компонентов АИС «Налог-3» федеральный ЦОД (ФЦОД) в подмосковной Дубне , резервная площадка - московский ЦОД. В 2017 году запланирован перевод резервной площадки в резервный ЦОД (РЦОД) в Городце Нижегородской области.

Прикладное ПО децентрализованной архитектуры АИС «Налог-3» на федеральном уровне использует серверы баз данных Oracle Database 11g Enterprise Edition и Oracle Database 12c Enterprise Edition , Microsoft SQL Server 2005 и , ОС Solaris 10 , AIX 7.1 , MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64 и серверы приложений Apache Tomcat 7.0.23 (с установленными средствами криптозащиты «Криптопро JCP»).

В Центральном аппарате ФНС для работы программных комплексов используются серверы баз данных Oracle Database 11g Enterprise Edition, Microsoft SQL Server 2005 и 2008, ОС MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и Server 2008 R2 x64. Клиентское ПО функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7 .

Для работы программных комплексов регионального уровня используются серверы баз данных MS SQL Server 2000 SP4, 2005 Express Edition, 2008 R2 Enterprise Edition и 2012, серверы приложений MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64. Клиентское ПО регионального уровня функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7.

Для работы программных комплексов местного уровня используются серверы баз данных MS SQL Server 2000 SP4, 2005 Express Edition, 2008 R2 Enterprise Edition, серверы приложений MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64. Клиентское ППО местного уровня функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7.

Серверы приложений и рабочих станций объектов автоматизации федерального, регионального и местного уровней в отдельных случаях оснащаются дополнительным ПО: XML-парсер (версия 4.0 SP2) и XML-парсер 6.0 для Windows, библиотека для работы с XML для SQL Server, Crystal Reports RunTime и Soap SDK 4, компоненты среды выполнения библиотек Visual C++ V8.0 , компонента Xp_md5, пакет поддержки обратной совместимости для MS SQL Server 2005 (поддержка DTC и SQL-DMO), LotusDomino 6 и 8, LotusNotes 6 -8, Prognoz Platform , «Криптопро».

Для формирования выходных документов на серверах приложений и рабочих станциях объектов автоматизации федерального, регионального и местного уровней установлены офисные приложения типа MS Office 2003 , 2007 и 2010.

ПАК машины баз данных аналитического сегмента АИС «Налог-3» создан на платформе Teradata . В среде промышленной эксплуатации используется Enterprise Data Warehouse 6700 , проведено объединение с Teradata Data Warehouse Appliance 2800. В окружении разработки и тестирования используется Teradata Data Warehouse Appliance 2650.

ПАК машины баз данных транзакционного сегмента АИС «Налог-3» организован на основе Oracle Exadata Database Machine X5-8 (Primary), X5-8 (Standby 1) и Oracle Exadata Database Machine X3-8 и Х2-8 (Standby 2, расположены в ЦОДе в Москве .

2016

В июне 2016 года ФНС объявил тендер на развитие системы "Налог-3", где, в частности, содержится требование о подборе альтернативы продуктам и IBM FileNet на базе открытого ПО ().

ИТ-инфраструктура и базовое программное обеспечение

Функциональные элементы системы:

Основными элементами АИС «Налог-3» являются:

  • транзакционный сегмент;
  • аналитический сегмент.

Транзакционный сегмент

Опытная эксплуатация транзакционных подсистем условно разделена на 3 очереди. Каждая очередь представляет собой набор функций налогового администрирования, которые подлежат проверке. По мере опытной эксплуатации этот набор постепенно расширяется. При этом каждая следующая очередь включает в себя предыдущую.

При этом по окончании 3-й очереди говорить о 100% охвате АИС «Налог-3» функций налогового администрирования преждевременно. Работы по описанию и реализации бизнес-процессов налогового администрирования не завершены, поэтому не исключена возможность появления новых очередей тестирования.

Аналитический сегмент

В рамках опытной эксплуатации аналитического сегмента в хранилище с августа поднимаются данные от 47 инспекций. Поступающая информация включает в себя данные об учете, сведения о расчетах с бюджетом, об исполнении обязанностей, об урегулировании задолженности и процедурах банкротства. Еще одним источников данных служат федеральные ресурсы ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В отличие от транзакционного аналитический сегмент не имеет 3-х летнего ограничения по глубине подъема данных.

АИС "Налог-3" - новая разработка от ФНС Данные предназначены для информационно-аналитических подсистем Досье налогоплательщика и Визуально-сетевой анализ. В базовых налоговых органах начато тестирование подсистемы Досье налогоплательщика 2-й очереди.

Процесс выгрузки в аналитический сегмент является ресурсоемким, в связи с чем, его запуск возможен только в выходные дни в монопольном режиме. С целью исключения проблем с каналами связи и нехваткой дискового пространства при первоначальной выгрузке все регионы разбиты на группы. Для каждой группы определена своя неделя для передачи данных. Последующее обновление данных в хранилище должно быть обеспечено еженедельными инкрементальными выгрузками.

На базе всех налоговых органов страны проводится опытная эксплуатация аналитической подсистемы «Анализ имущественных налогов». Внедрение системы позволит проводить комплексный анализ структуры и прогнозирование поступления имущественных налогов, предоставить доступ к этой информации муниципальным образованиям для определения ставок регионального законодательства. В АИС Налог-3 планируется создание Единого программного продукта, который будет создан на базе аналитического сегмента и который должен объединить и вобрать в себя все имеющиеся информационные ресурсы не только Контрольного управления - ВНП-отбор, Предпроверочный анализ, Досье рисков, задача Риски и др., но и ИР Аналитического управления - Анализ СОИ (Налоговый мониторинг на основе среднеотраслевых индикаторов), Управления камерального контроля – АСК НДС (Автоматизированная система контроля за возмещением НДС), Управления трансфертного ценообразования - Трансфертное ценообразование (сведения о контролируемых сделках).

Цель - создание Единой задачи по автоматизации процессов анализа данных о налогоплательщиках для проведения предпроверочного анализа, для проведения камеральных налоговых проверок, а также планирования и проведения выездных налоговых проверок.

Какие системы налогообложения можно использовать для вендингового бизнеса в Москве?

Любую, кроме ЕНВД. В связи с изменением границы г. Москвы на территории присоединенных муниципальных образований п. 1.1 ст. 346.26 НК РФ предусмотрен переходный период сроком до двух лет. В этом периоде на данной территории может быть введен ЕНВД при условии, что он действовал на ней на день изменения границ. Положения п. 1.1 ст. 346.26 НК РФ действуют с 1 июля 2012 года. Таким образом, в границах г. Москвы система налогообложения в виде ЕНВД в течение двух лет может применяться на тех присоединенных внутригородских территориях, где она была введена ранее местными органами власти.

Какую систему налогообложения выгоднее использовать при работе с кофейными автоматами? Какую систему налогообложения выгоднее использовать при работе с вендинговыми массажными креслами? Что выгоднее, ЕНВД или Патентная система налогообложения при работе с кофейными автоматами? Какую систему налогообложения выбрать при работе с механическими торговыми автоматами? Какую систему налогообложения выбрать при работе с вендинговыми аппаратами для приготовления/продажи напитков (кофе, чай, шоколад и т.д)? Как минимизировать налоги на при торговле через механические автоматы?

Нужно считать. Всё зависит от исходных и прогнозируемых данных. Одно дело, когда эксплуатируется 5-10 автоматов, другое 50-100. Напомним, что право на ПСН имеется у ИП в том случае, если выручка по всем патентам в совокупности не превышает 60 млн. руб. Напомним, что ИП на патенте обязан вести учет своих доходов в целях контроля выручки и своевременного перехода на ОСН, если выручка превысит 60 млн. руб.

Как рассчитать ЕНВД налог на вендинговый автомат? Как рассчитать ЕНВД на кофейные автоматы (…в Кировской области)? Как рассчитать базовую доходность торгового автомата? Чему равна базовая доходность в вендинге?

Базовая доходность по ЕНВД при реализации товаров с использованием торговых автоматов установлена НК РФ и равна 4500 руб. в месяц на 1 ТА.

Какие страховые взносы должен заплатить вендинг-оператор?

Судя по вопросу, речь идет об ИП. Как и все ИП в 2014 г. он должен уплатить «за себя» фиксированные платежи в сумме 20 727,53 + 1 % от выручки, превышающей 300 000 руб., но не более 138 628 руб.

Каков порядок отчетности ИП в налоговой при работе с торговыми автоматами?

Что такое корректирующий коэффициент К2?

Сначала остановимся на К1. Это ежегодный коэффициент-дефлятор рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году. Значение коэффициента-дефлятора на 2014 год установлено приказом Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652 и равно для целей ЕНВД 1,672.

Корректирующий коэффициент К2 устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов. Он призван учесть совокупность конкретных особенностей ведения предпринимательской деятельности в данном регионе: - ассортимент товаров (работ, услуг); - сезонность; - режим работы; - величину доходов и др. особенности места ведения предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 7 ст. 346.29 НК РФ значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно. Таким образом, коэффициент К2 ни при каких обстоятельствах не может увеличивать значение базовой доходности. При утверждении значений коэффициента К2 представительные органы могут применять как повышающие, так и понижающие подкоэффициенты, соблюдая при этом ограничения, установленные п. 7 ст. 346.29 НК РФ, то есть итоговое значение К2 не может превысить единицу (см. письма Минфина России от 04.02.2011 N 03-11-06/3/13, от 20.10.2010 N 03-11-11/272, от 22.07.2009 N 03-11-09/259).

Как определить доходы при УСН для вендинга?

Порядок определения доходов при УСН не зависит от вида деятельности. Он определен НК РФ. При вендинге на УСН он точно такой же, как и при любом другом способе извлечения доходов: кассовый.

Я зарегистрирован в УФНС своего города (областного центра), а основную деятельность веду в городе из другой области. Имею ли я право платить налоги на вендинговый бизнес по месту регистрации, или я обязан встать на учет УФНС по месту деятельности и платить туда?

Зависит от системы налогообложения.

Если в договоре аренды в графе " Порядок расчетов" я прописываю "безвозмездно", имеют ли право представители УФНС требовать с арендодателя уплаты налога за сдачу места в аренду? Из-за этого нюанса некоторые потенциальные "точки" наотрез отказываются устанавливать аппарат, со словами: "вот такая у нас налоговая". Речь идет о городе с населением 30 000 человек. Небольшой, но очень перспективный административный центр.

Безвозмездное получение чего-либо облагается налогом (при проверке). Каким? Зависит от системы налогообложения арендатора и арендодателя.

Организация (УСН 6%) производит инкассацию в торговом автомате. Кассы нет. По каким документам приходовать выручку: акт инкассации (сколько требуется подписей), приходно-кассовый ордер?

ПКО оформляется при непосредственной сдаче выручки в кассу предприятия или ИП. Он необходим при оприходовании любой выручки, включая выручку от ТА. Что касается акта инкассации, то специальной формы для него нет. В своё время использовалась Специализированная форма N 25-ОН, утвержденная приказом Минторга СССР от 20.08.86 N 201. В настоящее время действует порядок, предоставляющий субъектам предпринимательства самостоятельно разрабатывать формы первичной документации. Естественно, они должны быть утверждены приказом и соответствовать законодательству по бухгалтерскому учету, то есть содержать следующие обязательные реквизиты: - наименование документа; - дату составления документа; - наименование организации (ИП), от имени которой составлен документ; - содержание хозяйственной операции; - измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; - наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; - личные подписи указанных лиц. Количество подписей не регламентировано. Можно предположить, что оно зависит от технологии, применяемой вами при инкассации ТА: её может осуществлять водитель-инкассатор, или вместе с водителем инкассатор-сборщик, или сам ИП без наемных работников. Отсюда и количество подписей.

Если на точке три торговых автомата (игрушки, конфеты, жвачка), можно ли составить один документ на все торговые автоматы или надо на каждый по отдельности?

В целях бухгалтерского учета акт должен быть по каждому торговому аппарату. В целях налогового учета - зависит от системы налогообложения.

Если я перевожу в своём автомобиле жвачку с одного города в другой, и меня останавливает ДПС, спрашивает документы на груз, какие документы я должен им предоставить если жвачка является моей личной собственностью?

Полагаем, что если груз перевозится в объёмах, явно превышающих необходимые для личного потребления, сотрудники ДПС вправе потребовать товарно-сопроводительные документы.

Правила дорожного движения РФ (п. 2.1.1) предписывают водителю иметь при себе:

Водительское удостоверение соответствующей категории (или временное разрешение); - регистрационные документы на транспортное средство и прицеп (если есть); - документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения транспортным средством и прицепом, если автомобилем управляет не владелец.

В нашем случае необходимо также иметь товарно-транспортную накладную (форма N 1-Т) на перевозимый груз. Накладную по форме ТОРГ-12 иметь не обязательно.

Занимаюсь продажей игрушек/жвачек/мячей через механические торговые аппараты. Перешёл на систему налогообложения УСН (доходы 6%), подскажите как при отчёте и сдачи декларации в налоговую доказать доходы если потребуется. Как я понимаю, сначала я подаю только декларацию, а по запросу инспектору уже и КУДиР, так ли это? Книгу учёта доходов и расходов заполняю, но у нас же нет счётчиков ККМ и т.д., как и чем подтвердить сведения указанные в КУДиР.

Действительно, КУДиР необходимо предъявлять только по требованию ИФНС при проведении проверки. Но это – не единственный документ, который вправе затребовать контролеры. Могут также потребоваться банковские выписки, кассовые документы. Что же касается подтверждения выручки, полученной через торговые автоматы, то такими документами являются акты инкассации и ПКО на оприходование выручки.

Особенности определения доходности торговых аппаратов в целях налогообложения ПСН

ИП вправе применять ПСН при торговле через торговые автоматы, если на территории конкретного субъекта РФ имеется такая система налогообложения для вендинга. При этом ему не нужно получать отдельный патент на каждый торговый автомат. Выдается один патент на вид деятельности, но его стоимость рассчитывается с учетом общего количества автоматов, установленных отдельно (умножением на их количество).

К ТА применяются показатели доходности, установленные в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, в том числе и реализацию через торговые автоматы продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).

Размер потенциально возможного годового дохода может быть установлен с учетом количества объектов торговли и может применяться по отношению к отдельному обособленному объекту - торговому автомату (Письма Минфина России от 28.02.2013 N 03-11-09/5820, от 08.02.2013 N 03-11-11/59 и от 21.09.2012 N 03-11-10/43).

Например, согласно пп. 63 ст. 1 Закона г. Москвы от 31.10.2012 N 53 "О патентной системе налогообложения" установлен размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода - 2 700 000 руб. по каждому обособленному объекту торговли.

Согласно же соответствующему закону Свердловской областивозможный доход в размере 677 769 руб. установлен для количества ТА свыше 4-х (без работников).

Коль скоро зашла об этом речь, приведем и данные этого показателя по ряду других регионов (без наемных работников):

Омск = 448 000; Псков = 370 000; Н-Новгород = 850 000; Рязань = 300 000; Иваново = 200 000.

Налогообложение вендинга при торговле через автоматы в разных регионах

Если фирма размещает торговые автоматы в разных регионах, с одновременным созданием рабочих мест, то это приводит к созданию обособленных подразделений, которые нужно регистрировать в местных ИФНС.

ИП не могут открывать обособленные подразделения. Но если им нужно будет работать одновременно в нескольких регионах, тогда в ряде случаев ИП придется вставать на учет в нескольких ИФНС, платить налоги по месту регистрации и сдавать отчетность.

Согласно действующему законодательству ИП встает на налоговый учет по месту своего жительства. Это касается и случая, когда ИП нанимает работников: на учет в ПФР и ФСС он должен встать также по месту своего жительства. Естественно, что налоги и взносы предприниматель уплачивает здесь же. Но вот он начинает работать более, чем в одном регионе. Рассмотрим варианты.

Вариант 1. Предприниматель применяет УСН в обоих регионах.

ИП, выбравший в качестве режима налогообложения УСН, встает на учет в налоговой инспекции по месту жительства. В других регионах он работает также в рамках УСН. Действующее законодательство в такой ситуации не обязывает предпринимателя повторно становиться на налоговый учет в другом регионе по отношению к месту его жительства. Однако из этого правила есть одно важное исключение. Если индивидуальный предприниматель приобретет в другом регионе в собственность нежилое помещение, ему придется встать на учет и по месту нахождения данного имущества. Такой порядок предусмотрен в п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 6 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ предприниматели-упрощенцы уплачивают единый налог и авансовые платежи по месту своего жительства. Тот факт, что доходы в данном случае предприниматель получает в разных регионах, роли не играет. Это означает, что, определяя налоговую базу по единому налогу на УСН, ему следует учитывать совокупный доход, полученный за определенный период по всем видам деятельности, независимо от географии их осуществления.

Независимо от того, насколько обширна география деятельности индивидуального предпринимателя, налоговую декларацию по УСН он сдает в налоговую инспекцию по месту жительства. То есть отчитаться ему надо перед той инспекцией, где он состоит на учете. Данное правило зафиксировано в п. 2 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ. Соответственно, книга доходов и расходов тоже ведётся одна.

Вариант 2. Предприниматель в одном регионе применяет УСН, в другом - ЕНВД.

Если на деятельность предпринимателя в новом регионе распространяется действие ЕНВД, он может перейти на этот режим налогообложения. Напомним, что с 2013 года такой переход является добровольным, то есть предприниматель вправе это сделать, но не обязан, как это было ранее.

Предприниматель, осуществляющий деятельность на ЕНВД в другом регионе, должен встать на учет в налоговой инспекции по месту ведения деятельности в качестве плательщика ЕНВД. Для этого ему достаточно подать в инспекцию заявление о постановке на учет, составленное по форме N ЕНВД-2, которая утверждена приказом ФНС России от 12.01.2011 N ММВ-7-6/ Только сделать это нужно в установленные сроки: не позднее пяти рабочих дней с даты, когда предприниматель начал работать в новом регионе. Единый налог на вмененный доход предприниматель должен уплачивать по месту ведения "вмененной" деятельности, то есть по реквизитам налоговой инспекции того региона, в котором он состоит на учете как плательщик ЕНВД. Единый налог по УСН уплачивается также по месту постановки на учет, точнее - по месту жительства предпринимателя. При этом важно обеспечить раздельный учет доходов по видам деятельности, подпадающим под разные режимы налогообложения.

Налоговую декларацию по ЕНВД предприниматель должен сдавать в ту налоговую инспекцию, в которой он состоит на учете в качестве плательщика данного налога. На это прямо указывают нормы ст. 80 Налогового кодекса РФ.

Налоговую декларацию по УСН нужно сдавать в налоговую инспекцию по месту жительства. При этом важно обратить внимание на то, что представлять такую декларацию придется и в том случае, если упрощенная деятельность предпринимателем не велась. Тот факт, что по итогам налогового периода не возникла обязанность по уплате налога, не освобождает от необходимости отчитаться. Просто в данном случае декларация будет нулевой.

Вариант 3. Предприниматель для работы в новом регионе получил патент.

ИП может в другом регионе вести свой бизнес на основе патента. Поскольку предприниматель уже работает, он состоит на учете в налоговой инспекции по месту своего жительства. Но чтобы получить патент в другом регионе страны, предпринимателю надо встать на налоговый учет и там. Для этого ему следует подать в налоговую инспекцию по месту предполагаемой деятельности заявление о получении патента. На основании этого заявления он будет поставлен на учет в налоговом органе. Для сведения напомним, что патент действует на территории только того субъекта РФ, где он выдан (п. 1 ст. 346.45 НК РФ). Это означает, что по патенту, полученному, например, в Тульской области, работать можно лишь в этом регионе. Если предприниматель решит вести такую же деятельность на патенте, допустим, в Калужской области, ему придется получить второй патент в этом субъекте РФ. Причем в случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять в регионе несколько видов деятельности, патент ему следует получить на каждый из них.

В данном случае стоимость патента будет перечислена в бюджет того субъекта РФ, в котором его выдали. Если патент получен в нескольких субъектах, то оплата за каждый из них переводится по реквизитам налоговой инспекции, выдавшей документ. Больше никаких плат в рамках данного режима не производится.

В рамках патентной деятельности обязанность по представлению налоговых деклараций не предусмотрена. При этом как УСН, так и патентная система предполагают ведение Книги учета доходов и расходов. Но необходимо иметь в виду, что по каждой системе налогообложения придется заполнять свой экземпляр. Это означает, что в случае совмещения двух указанных режимов налогообложения предпринимателю придется вести налоговый учет в двух различных книгах. В рамках УСН нужно отражать доходы (если объектом налогообложения являются доходы) или доходы и расходы (если объектом являются доходы за вычетом расходов). В Книге по патентной системе следует учитывать только полученные в рамках этого режима доходы.

Применение ККТ в вендинговом бизнесе

Применение ККТ регулирует Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". В этом Законе норма о неприменении ККТ в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг с использованием торговых автоматов непосредственно не закреплена. Но при этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона организации и ИП вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в части осуществления разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Согласно пункту 24 ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.08.99 N 242-ст, к передвижным средствам разносной торговли, помимо тележек, лотков, корзин, отнесены и торговые автоматы. Отсюда продажа, например, кофе, воды, чипсов через торговые автоматы с устройством для приема наличных денежных средств за отпущенный товар может осуществляться без применения контрольно-кассовой техники.

Такие разъяснения содержатся в письмах УФНС по г. Москве, Письме Минфина РФ от 14 апреля 2008 г. N 03-01-15/4-110. При этом в Письме Минфина прямо указывается на арбитражную практику по этому вопросу.

Но должны вас предостеречь от административного зуда отдельных ИФНС. Так, на сайте налог.ру есть информация УФНС по Калужской области с датой публикации от 01/01/2014 г., в которой утверждается обратное. Буквально: «Виды деятельности, при осуществлении которых можно обойтись без ККТ, перечислены в пункте 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ. Однако в этом перечне нет деятельности по продаже товаров через торговые автоматы. А раз так, то наличные денежные расчеты в случае продажи товаров через торговые автоматы должны осуществляться с обязательным применением контрольно-кассовой техники».

Необходимое дополнение: применение ККТ обязательно для платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц через платежные терминалы.

Если ККТ при торговле не применяется, возникает ещё один немаловажный вопрос о документах, подтверждающих сумму выручки. Минфин согласен принимать в качестве таких документов акты об инкассации автоматов и приходные ордера, составленные бухгалтерами при передаче выручки из автоматов в кассу. Напомним, что в условиях отмены обязательного применения первичных документов, формы которых утверждены Госкомстатом, такие документы должны быть разработаны и утверждены самим предприятиям или ИП и соответствовать бухгалтерскому законодательству.

Соблюдение кассовой дисциплины

Порядок ведения кассовых операций установлен ЦБ РФ соответствующим Положением от 12 октября 2011 г. N 373-П. Данный порядок распространяется как на юридических лиц, так и на ИП.

Основными обязанностями по соблюдению кассовой дисциплины являются:

  • расчет, утверждение и непревышение лимита остатка наличных денег;
  • хранение свободных денежных средств на счете в банке;
  • документирование движения наличных денежных средств (оформлению приходных, расходных кассовых ордеров, авансового отчета и т.п., ведению кассовой книги и пр.);
  • хранение кассовых документов в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле (кассовые документы – 5 лет);
  • соблюдение предельной нормы расчета наличными денежными средствами. На сегодня предельный размер расчетов наличными денежными средствами в рамках одного договора между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем составляет 100 000 руб.

Справка: сроки амортизации ТА

Завершая тему налогообложения торговли через автоматы, отметим сроки амортизации торговых автоматов в зависимости от их вида.

Код ОКОФ 14 2919960 - автоматы для продажи товаров (торговые автоматы и полуавтоматы, разменные автоматы, кассы-автоматы и чекопечатающие автоматы и прочие автоматы для продажи товаров) - свыше 7 лет до 10 лет включительно (пятая амортизационная группа);

Код ОКОФ 14 3010020 - машины счетные, аппараты кассовые и билетные, аналогичное оборудование, включающее в себя счетные устройства, математические приборы и инструменты - свыше 5 лет до 7 лет включительно (четвертая амортизационная группа);

Код ОКОФ 14 3010160 - машины билетно-кассовые и контрольно-кассовые - свыше 5 лет до 7 лет включительно (четвертая амортизационная группа).