Внедрение системы ипотечного страхования в различных странах:
США, Канаде, Великобритании, Литве и ряде других - привело к существенному увеличению общего объема ипотечных жилищных кредитов, выдаваемых кредитными организациями, увеличению количества кредиторов, желающих работать на рынке ипотечных кредитов.
В качестве государственной системы система страхования кредитных рисков была введена в США в 1934 году и сразу после Второй мировой войны в Канаде. Впоследствии в этих и ряде других стран получили развитие и частные институты ипотечного страхования.
Создание в 1934 году Правительством США Федеральной жилищной администрации (ФЖА) стало удачным примером выхода из тяжелейшего по своим последствиям кризиса, поразившего банковскую систему и подорвавшего платежеспособность большинства заемщиков, шагом, оказавшим положительное воздействие на рост и развитие первичного и вторичного рынка ипотечных кредитов. В рамках ФЖА были разработаны и внедрены большое количество специальных государственных программ по страхованию кредитных рисков, направленных на повышение доступности кредитов для семей со средними и ниже средних доходами, молодых семей, впервые приобретающих жилье в собственность, других категорий населения, не рассматриваемых ранее банками в качестве надежных заемщиков.
Бесспорный заслугой ФЖА стало не только создание надежной и самоокупаемой системы страхования ипотечных рисков, но и действенные меры по стандартизации рынка ипотечных кредитов, направленные на минимизацию кредитных рисков, внедрение методик и руководств по предоставлению и обслуживанию ипотечных кредитов, разработке и
внедрению самоамортизируемых кредитных инструментов, увеличению сроков кредитного периода до 30 лет, введению унифицированных форм кредитных документов, определению требований к надежности и профессионализму банков, которые стали принимать участие в программах.
В результате застрахованные в ФЖА кредиты стали надежным и ликвидным продуктом для банков-кредиторов. Созданная в 30-ые годы ХХ века государственная корпорация «Фэнни Мэй», а впоследствии две другие корпорации - «Джинни Мэй» и «Фредди Мак» стали выкупать, секьютиризировать и рефинансировать застрахованные кредиты посредством выпуска эмиссионных ипотечных ценных бумаг и продажи их инвесторам.
Следует отметить, что частные страховые ипотечные компании страхуют кредиты не на 100%, как это делает ФЖА, а только на часть кредита, как правило, не превышающую 25 - 50%. Это, с одной стороны удешевляет стоимость страховки, с другой стороны, не снимает полностью кредитный риск с банка. Кредитные риски делятся между банком, выдавшим кредит, и страховой компанией. За последние 30 лет рынок ипотечного страхования ипотечных рисков в США стал выгодной и надежной сферой деятельности для частного бизнеса. В настоящее время одновременно с государственной системой страхования успешно стали действовать частные страховые компании.
В Канаде также был отмечен большой стимулирующий эффект при внедрении и развитии системы государственного и частного страхования ипотечных рисков.
Канадская ипотечная жилищная корпорация была создана в 1946 году и называлась Central Mortgage and Housing Corporation. В 1979 году она переименована в Canada Mortgage and Housing Corporation (CMHC). Это государственная корпорация. Ее деятельность регулируется государством на основании следующих законодательных актов: Закон о СМНС, Национальный жилищный закон (NHA), Закон о финансовом регулировании.
Корпорация имеет 6 региональных центров по одному в каждой провинции Канада. В настоящее время только в головном офисе в Оттаве работает более 2000 сотрудников.
Однако есть и другие показательные примеры создания программ ипотечного страхования. Г онконг представляет собой прекрасный экономический пример того, как успешная программа ипотечного страхования в соответствующих условиях может положительно сказаться на росте домовладельцев и расширении индустрии ипотечного страхования. В начале 1999 года в Гонконге было впервые применено ипотечное страхование, которое расширило возможности ипотечного кредитования. Появилась возможность предоставления кредитов с максимальным уровнем соотношения ЬТУ от 70 до 85%, а иногда и до 90%. Это значительно повысило доступность жилья, потому что большее число заемщиков могли внести первоначальный взнос на уровне в 10 - 15%, чем при минимальном размере первоначального взноса в 30%, который был обязательным до введения ипотечного страхования. Банковский регулятор снизил требования для банков по взвешенному капиталу, основанному на риске, по займам с ипотечным страхованием. В результате проверки процедур андеррайтинга, проводимой третьей стороной - ипотечными страховщиками - были усовершенствованы стандарты управления рисками. Регулятор деятельности страховщиков предъявил жесткие требования по капиталу и рейтингу ипотечных страховщиков, чтобы гарантировать безопасность и надежность финансовой системы Гонконга. В результате более 12 000 заемщиков воспользовались услугами ипотечных страховщиков, чтобы стать домовладельцем. Ежегодные объемы предоставляемых ипотечных кредитов увеличились до 15 миллиардов долларов США. Статистика говорит сама за себя, в 1997 году доля ипотечного кредитования в ВВП составляла 27,3%, а в
2002 увеличилась до 42,4% благодаря внедрению ипотечного страхования.
Рассмотрим ситуацию в Европе. В ряде государств имеются государственные инструменты ипотечного страхования - Финляндия,
Франция, Швеция, Бельгия, Великобритания. В последнее время программы ипотечного страхования были внедрены и в странах Балтии. Помимо этого, на ипотечном рынке действуют и частные компании ипотечного страхования. Причиной, почему эти страны решили внедрить государственную или частную систему ипотечного страхования, является признание наличия недостатков в системах, связанных с государственными программами субсидирования жилья. Конечно, при определенных обстоятельствах система льгот и субсидий может быть выгодна, но она должна быть разработана в каждой отдельной стране с учетом местной специфики. Полностью отказаться от субсидирования нельзя, не предложив альтернативные варианты решения проблем заемщиков.
Вопросы национальной жилищной политики в Европе относятся к компетенции правительств отдельных государств, а не Евросоюза. Это создает некоторые сложности, при решении проблем, большинство из которых аналогичны проблемам в России: строительство доступного жилья как производство товаров широкого потребления, объем кредитов населению и т.п. Эти вопросы не являются специфичными только для стран с развивающейся рыночной экономикой, они обсуждаются и в Великобритании, и во Франции. Это связано с развитием и эволюционными изменениями на рынке в целом, и на рынке рабочей силы в частности. Появляются новые проблемы, которые надо решать. В качестве примера можно привести ситуацию в Великобритании. Эта страна занимает первое место в Европе по количеству домовладельцев. Он выше среднего по Евросоюзу. Однако правительство раздумывает над тем, как поднять этот уровень еще выше. Это является ответом на эволюционные процессы в обществе - имеется сегмент населения, который не охвачен услугами ипотечного рынка.
В ряде стран после введения единой европейской валюты, после заключения Маастрихтских соглашений была введена более жесткая бюджетная политика. Не каждая из европейских стран сейчас с легкостью может предоставлять субсидии, чтобы помочь определенным слоям населения
и рынку жилья. Примером может служить Португалия. Жилищный рынок Португалии был крайне субсидированным. Но сейчас шаг за шагом государство прекращает эту политику. То же самое можно сказать и об Италии. К сожалению, в Италии отсутствует согласованная жилищная политика. Единственным критерием является наличие денег в определенный момент, чтобы потратить на ее реализацию. В результате этого, только в конце финансового года вы можете понять, есть ли евро, чтобы потратить на жилищные нужды или нет. Государство уходит от решения вопросов по предоставлению жилья. В настоящее время огромное количество государственного жилья продается, что опять же вызвано сложностями с бюджетом. При этом на региональном уровне можно столкнуться с противоположным явлением. В Италии есть область, где в настоящее время за последние два года было внедрено предоставление государственной гарантии, чтобы обеспечить доступ к недвижимости для молодых семей. Конечно, им гарантируется предоставление определенной суммы по кредитам. Причем эта гарантия распространяется только на граждан, проживающих в этой области и отвечающим требованиям дополнительных критериев. Но, тем не менее, это свидетельствует о наличии различий в подходах. С одной стороны, есть бюджетные ограничения, которые не позволяют правительству инвестировать и субсидировать жилищный рынок. С другой стороны, имеется политический интерес к жилищной политике, потому что рынок поставил ряд проблем, которые необходимо решать. Нужно принять во внимание и соотношение цен на жилье и доходов граждан - они колоссально отличаются. В некоторых европейских странах разница между стоимостью жилья и доходами населения продолжает увеличиваться.
С учетом своего и чужого негативного опыта на рынке ипотечного страхования, его участники делают определенные выводы, которые находят отражение либо в нормативно-правовых актах, либо в уставах страховых компаний. Таким образом, сформировались основные принципы построения программ ипотечного страхования за рубежом, заключающиеся в следующем:
¦ целесообразность резервировать средства с учетом риска в размере, достаточном для выполнения всех требований, включая те, что могут возникнуть в период серьезного экономического спада;
¦ необходимость использовать собственные независимые критерии отбора кредиторов для участия в программе, а также критерии андеррайтинга конкретных кредитов - и те, и другие критерии не зависят от политических факторов;
¦ ежегодное приглашение (в обязательном порядке) негосударственных (частных) аудиторских компаний для проведения финансовых и производственных аудиторских проверок в дополнение к стандартным ревизиям и проверкам, осуществляемым государственными регулирующими органами;
¦ обеспечение получения и дальнейшего поддержания минимального инвестиционного рейтинга, подтверждающего способность организации выполнять платежные требования (независимо от какихлибо резервных государственных гарантий, которые организация может иметь);
¦ определение размера страхового покрытия кредита (процент первого убытка), позволяющего банку быть уверенным в том, что с точки зрения незащищенности рисков, он останется в той же или даже несколько лучшей позиции по сравнению с тем, какой бы она была, если бы кредит с базовой ставкой ЬТУ 70% был бы не застрахован. Например, кредит с ЬТУ 85% должен иметь минимальное страховое покрытие не менее 20%, а наиболее приемлемым максимальным показателем покрытия для него было бы 30%;
¦ требования к страхуемым кредитам: во-первых, жилье, отвечающее определенным стандартам качества (устанавливаются банкомкредитором и (или) страховой компанией), во-вторых, заемщики - физические лица, в-третьих, заемщики, приобретающие жилье в собственность;
¦ первоначально применяется консервативный показатель максимально допустимого страхуемого ЬТУ - он должен быть выше действующего незастрахованного базового ЬТУ, но ниже предполагаемого конечного показателя;
¦ риски следует принимать после того, как информация об индивидуальном кредите проанализирована ипотечным страховщиком, но только после того, как кредит пройдет андеррайтинг и будет признан приемлемым кредитором.
Как видно из перечисленных выше примеров, введение системы ипотечного страхования стимулирует рынок ипотечных кредитов, вводит некоторые требования, как к кредиторам, так и к заемщикам, позволяет повысить уровень ЬТУ, что делает жилье более доступным. В странах, где присутствует и государственное и коммерческое страхование ипотечных рисков, у потенциальных клиентов есть выбор между полным покрытием риска, но за более высокую плату, либо неполным покрытием, но, соответственно при более низких тарифных ставках. Системы ипотечного страхования в каждой из стран не сразу приняли тот вид, который существует сейчас. Это результат практической работы, улучшения андеррайтинга, обработки постоянно обновляемых данных, повышения требований к ипотечному кредитованию.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что преимущества ипотечного страхования для кредиторов заключаются в снижении кредитного риска, связанного с дефолтом заемщика, и возможности предлагать расширенный перечень ипотечных кредитных продуктов, ориентированных на более широкий круг заемщиков. Преимущества ипотечного страхования для заемщиков заключается в следующем: во-первых, повышается доступность кредитов за счет более высокого уровня ЬТУ и, следовательно, уменьшается сумма первоначального взноса; во-вторых, снижаются процентные ставки по ипотечных жилищным кредитам, поскольку ипотечное
страхование в целом снижает кредитных риск для кредитора; в-третьих, кредитная организация может принять решение увеличить свой кредитных портфель за счет расширения ассортимента кредитных продуктов и категорий потенциальных заемщиков.

Система страхования в России только начинает развиваться в разных направлениях и сферах, в то время как в большинстве развитых стран эта деятельность затрагивает все направления рынка. На примере систем страхования банковских рисков за рубежом можно увидеть, насколько полезен такой инструмент защиты финансовой системы банковского учреждения. В данной статье будет рассмотрено устройство системы страхования банковских рисков в ведущих мировых державах и особенности такого страхования.

Причины функционирования системы

По статистике, приведенной страховыми компаниями России, большинство банков не отдают должного внимания оформлению страховки на свое имущество, в то время как страхование вкладов - это обязательная мера, назначенная законодательством. Основные причины развития системы страхования рисков - это рост количества финансовых организаций, увеличение объема убытков в связи с непредвиденными ситуациями, некорректно поставленными задачами или неправильно принятыми решениями. Помимо основной функции, страховка служит и в качестве инструмента маркетинга - надежная организация привлекает большее количество потенциальных клиентов.

История становления

История страхования банков от рисков насчитывает более 100 лет. Так, в 1887 году андеррайтер из компании Lloyd"s of London разработал первый в мире полис страхования банков от грабежа. Страховой продукт был настолько успешен, что повлек за собой масштабное развитие рынка страхования и создание в Нью-Йорке комплексной страховки Bankers Blanket Bond в 1916 году. С тех пор ежегодно в пределах США заключается более 2000 договоров подобного вида. Страхование ВВВ является обязательным не только в Соединенных штатах, но и во многих странах ЕС. Наличие такого документа защищает банк от ряда незаконных действий, в том числе:

  • Подделки письменных документов и должностных инструкций;
  • Ограбления банка;
  • Ограбления во время инкассации денежных средств;
  • Подделки ценных бумаг и валюты;
  • Проникновения в электронную систему банка, компьютеры;
  • Изменения данных в базах под действием вредоносных ПО.

При этом первая версия полиса ВВВ включала в круг рисков потерю собственности, нечестность сотрудников, воровство, грабежи, а также иные факторы. Последняя формулировка была довольно размытой и страховые компании столкнулись с тем, что банковские учреждения подразумевают под ней случаи неплатежеспособности, внешних долгов, обесценивания ценных бумаг. Поэтому в 1920 году был четко определен круг рисков и страховых случаев, при этом в 1941 году формулировки вновь были изменены, а последние поправки были внесены в 2004 году. Они были связаны с меняющейся обстановкой в мире, которая влияла и влияет на банковскую практику.

Появление новых страховых продуктов

Несмотря на то, что полис ВВВ является обязательным для оформления и покрывает подавляющее большинство рисков, он не может возместить ущерб, нанесенный зданию банковского учреждения, его хранилищам, сейфам, инженерному и электронному оборудованию, покрыть косвенные убытки. Для каждой из перечисленных позиций есть свои условия страхования и специально разработанные полисы. Специальные полисы предлагают страховые компании на случай похищения руководителей, сотрудников банка и членов их семей. Действуют узкоспециализированные программы, например, по защите от:

  • Риска убытков от кражи, утери подделки карт, эмитируемых банком;
  • Риска ошибки служащих банка при выполнении ими своих прямых обязанностей;
  • Риска ошибки при управлении банком (страхуется ответственность руководящего состава) и так далее.

В 1980-х годах пользователи полиса ВВВ были обеспокоены тем, что он не включает покрытие убытков от процессов компьютеризации деятельности финансовых учреждений. В связи с развитием компьютерной и электронной преступности. Особенно остро необходимость такой защиты проявилась с появлением интернета. Лондонский рынок страхования Lloyd"s был первым, разработавшим программу страхования от таких преступлений и практически 10 лет не имел конкурентов в этой нише на рынке.

Популярность страхования от компьютерных преступлений резко выросла в 2000 году, когда все компьютеры подверглись действию вредоносного ПО Love Letters, общий ущерб от которого составил более 10 миллиардов долларов.

В настоящее время практически все страховые компании обеспечивают покрытие таких рисков, и хотя страхование от компьютерных (электронных) преступлений не является обязательным ни в США, ни в Европе, каждое банковское учреждение имеет такую страховку. Это обусловлено тем, что ущерб от компьютерного мошенничества составляет около 500 тысяч долларов (один случай). В США этот ежегодный показатель варьируется от 3 до 5 миллиардов рублей.

Иностранные системы страхования

Банковских организаций Японии не более 100 на всю страну, и в то же время это самая крупная в мире сфера по размеру капиталов. Для одной из самых развитых в технологическом и финансовом плане страны система защиты банков - течение сравнительно молодое. В 1983 году была создана форма страхования, которая повторяет все основные задачи покрытия рисков в Американской системе. Сегодня полисы подобного Bankers" Blanket Bond образца, выдаются министерством финансов Японии. Основанная на опыте США и европейских стран система страхования банковских рисков в Японии отличается наличием трёх отдельных частей, объёмы покрытия в которых могут значительно отличаться:

  • Страхование имущества. Сюда включено три подраздела, направленных на защиту наличности, внешней отделки оборудования и страхование от подделок;
  • Страхование от неправомерных действий сотрудников, от внутренних преступлений;
  • Страхование от хакерских атак, проникновения вирусных ПО и прочих неблагоприятных факторов, способных повлиять на целостность и сохранность электронных данных, хранилищ информации.

По мере необходимости банк может не покупать полный пакет услуг. Для этого создана возможность использовать только первый или третий пакет услуг или выбрать комбинированный вариант: сочетание первого и второго пункта и объединение части 1 и 3. И несмотря на распространенность такого страхования в мире, все же большая часть дохода приходится на лондонский рынок и США. В первом случае размер ежегодных премий равен практически 1 миллиарду долларов, при этом около 60% всех денежных вливаний в систему страхования банковских рисков приходиться на Соединенные штаты. Разумеется, это несравнимые с российскими показатели. В 2007 году в Российской Федерации продуктом ВВВ пользовались только 2-4% всех банковских учреждений. Конечно, в 2018 году этот показатель несколько выше, и тем не менее такой продукт российскими банками не востребован.

Развитие сегмента рынка в России

Невостребованность продуктов ВВВ объясняется закрытостью банковской системы России. Ведь для оформления ВВВ банковское учреждение обязано пройти некую экспертизу и подвергнуться анализу на уровень защищенности от рисков, а это значит, что внутренний документооборот, бизнес-процессы и другое появится в доступе у страховой организации, что в маловероятном случае может привести к утечке информации. Другая причина низкого спроса на ВВВ - конъюнктура рынка. Для российских банковских учреждений характерно страхование на отдельные виды рисков, комплексной же страховкой себя обеспечивает малый процент таких учреждений.

По мнению специалиста «Ингосстраха» препятствием на пути развития страхования банковских рисков является отсутствие комплексного подхода к управлению рисками во многих банковских учреждениях РФ, то есть такие риски финансируются организациями по остаточному принципу.

Эксперты предполагают, что в ближайшей перспективе активный интерес к продукту ВВВ появится не только у крупных, ведущих банков РФ, но и у тех, кто начинает работать на внешнем финансовом рынке, кто берет займы у зарубежных организаций. Необходимость такого страхования должна появиться и у кредитных организаций, которые имеют широкую региональную сеть, а также у учреждений, нацеленных на кредитование малого и среднего бизнеса.

Заключение

Условия страхования, действующие в зарубежных странах, в полной мере не могут прижиться в России из-за своей специфики и иных причин. Но грамотная интеграция иностранного опыта в реалии российского рынка страхования позволит развивать систему управления рисками, что станет следствием ежегодного увеличения количества застрахованных банковских учреждений. Таким образом, проблем с ликвидностью таких страховых продуктов можно будет избежать.

  • Специальность ВАК РФ08.00.10
  • Количество страниц 224

ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

§2. Рисковый характер банковской деятельности и страховая защита как один из методов управления банковским риском

§3. Классификация видов страхования банковских рисков

ГЛАВА II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

§1. Зарубежный опыт страхования банковских рисков

§2. Исторический аспект развития страхования банковских рисков в Российской Федерации

§3. Характеристика видов страхования банковских рисков на стра- 113 ховом рынке Российской Федерации

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СТРАХОВЫЕ ПРОДУКТЫ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА РОССИЙСКОМ СТРАХОВОМ РЫНКЕ

§1. Проблемы страховой защиты банковских вкладов

§2. Страховая защита рынка банковских пластиковых карт

§3. Перспективы совершенствования взаимоотношений страховых компаний и коммерческих банков в Российской Федерации ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Страхование банковских рисков»

В течение последних десяти лет, с конца восьмидесятых годов, мы могли наблюдать быстрое развитие финансового рынка в Российской Федерации. В первую очередь, на фоне этого роста особенно выделялось увеличение роли банков в экономике страны, их становление и дальнейшее развитие. К настоящему моменту, по состоянию на 1 декабря 1998 года, всего по России насчитывается 2498 зарегистрированных коммерческих банков, из них 1509 реально действующих1.

Системный финансовый кризис, имеющий место в нашей стране и затронувший без исключения все отрасли народного хозяйства, несомненно повлияет на количество банков, которые смогут выжить и действовать дальше, но в любом случае сохраняется рынок, связанный с работой коммерческих банков, как субъектов хозяйственно-экономической деятельности. Возможно, что в послекризис-ное время прекратится экстенсивное развитие банковской сферы, но необходимость существования системы коммерческих банков как важной составляющей рыночной экономики, имеет определяющее значение для реформирования народного хозяйства Российской Федерации.

Необходимость преодоления острого финансово-экономического кризиса и реформирования экономики на современном этапе, поставили перед страховой отраслью Российской Федерации ряд актуальных проблем, требующих решения. Одной из таких проблем является обеспечение эффективной страховой защиты в банковской сфере народного хозяйства.

Взаимодействие двух различных секторов финансового рынка - банковского и страхового, в течение периода своего развития прошло несколько этапов. Характер взаимоотношений банков и страховых компаний вплоть до настоящего времени является очень малоизученной проблемой. Очень мало экономических исследований, которые бы пытались рассмотреть и проанализировать характер этих связей.

1 Официальный сервер Центрального банка РФ в компьютерной сети "ИНТЕРНЕТ" - http://www.cbr.nl/system/Credorg98.htm.

Данная работа, возможно, является одной из первых попыток в российской экономической практике, рассмотреть коммерческий банк как субъект страховых отношений и как объект коммерческого интереса страховщика.

В настоящее время российские банки ограничиваются, в основном, двумя видами страхования - страхования имущества банка и инкассаторских перевозок. Практической целью данного исследования является определение максимально полного «пакета страховых услуг», который могут предложить российские страховые компании коммерческим банкам для защиты имущественных интересов последних. Однако, эта практическая задача не может быть решена без теоретического обоснования понятия банковского риска, страхового банковского риска, классификации видов страхования банковских рисков.

В современных изданиях, в том числе, даже в специальных, под страхованием банковских рисков, почти всегда, ошибочно понимается создание банком резервных фондов, резервирование части средств в виде отчислений в Центральном банке РФ (создание централизованного страхового фонда), операции хеджирования и другие.

Страховые компании рассматривают банк, как субъект страховых правоотношений, имеющий две группы страховых интересов. Первая группа объединяет традиционные риски, характерные для всех хозяйствующих субъектов (имущество, транспорт, профессиональная ответственность работников и другие). Наличие второй группы страховых интересов определяется тем, что в деятельности коммерческого банка существует огромное количество рисков, связанных со спецификой именно этого вида деятельности. Современный коммерческий банк - это сложный субъект хозяйственной деятельности, совершающий большое количество различных операций и имеющий широкий круг клиентов, партнеров и контрагентов. От отлаженной работы банка зависит функционирование всех отраслей народного хозяйства. Кроме того, стабильная работа банковской сферы имеет большое социальное значение.

Именно поэтому, страхование банковских рисков необходимо рассматривать как комплексный вид, т.е. страхование, совмещающее в себе различные отрасли, виды и подвиды страховой деятельности. В качестве аналога можно привести страхование строительно-монтажных рисков, которое заключает в себе три основных вида страхования - строительно-монтажных работ, гражданской ответственности перед третьими лицами и страхование послепусковых гарантийных обязательств, а также ряд дополнительных - страхование рабочих от несчастных случаев, грузоперевозок и другие.

Все это свидетельствует об актуальности темы диссертационного исследования, в котором изучаются страховые интересы коммерческих банков и его контрагентов, отношения между страховщиком и страхователями, возникающие по договорам страхования банковских рисков, вопросы, связанные с проблемами развития и созданием необходимых стимулов для дальнейшего расширения сфер страхования на банковском рынке.

Одной из важных задач нашей работы является определение страховых интересов коммерческих банков и выявление именно тех сфер банковской деятельности, где страховая защита наиболее эффективна по сравнению с другими методами минимизации рисков и использование возможностей коммерческого страхования в банковском бизнесе.

Другими задачами данного диссертационного исследования является построение классификации видов страхования банковских рисков, анализ и изучение накопленного опыта страхования банковских рисков за рубежом и в нашей стране за последние годы, разработка страховых продуктов, которые могут быть предложены отечественными страховщиками для российских коммерческих банков, исследование страхования в таких конкретных направлениях деятельности банка, как депозитные операции и рынок банковских пластиковых карт. Кроме того, в работе будут проанализированы и определены пути дальнейшего развития взаимоотношений между страховщиками и банками в Российской Федерации.

Экономическая необходимость и сущность всех видов страхования, в том числе страхования, связанного с банковской сферой, глубоко и всесторонне разработаны в трудах классиков русской и советской экономической науки, таких как Коньшин Ф.В., Мотылев JI.A., Никольский П.А., Райхер В.К., Рейтман Л.И. В и настоящее время этим проблемам уделяют большое внимание такие известные российские экономисты как Коломин Е.В., Лаврушин О.И., Ларионова И.В., Ор-ланюк-Малицкая Л.А. Севрук В.Т., Сплетухов Ю.А., а также иностранные авторы Napmen W.J., Rose P.S., Brown R.F.

При проведении данного исследования были использованы труды отечественных и зарубежных ученых в области страхового и банковского дела.

Работа выполнена на основе изучения, обобщения и анализа законодательства Российской Федерации, официальных материалов органов государст- венной власти Российской Федерации, включая Правительство РФ, Государственную Думу, Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ и Центральный банк РФ.

В процессе исследования использовались работы практические материалы российских страховых организаций и коммерческих банков, а также иностранные первоисточники. Широко использовались материалы периодической печати, в основном экономические журналы и газеты.

Были использованы статистические данные, опубликованные в периодических изданиях, а также в материалах Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, Ассоциации российских банков, Министерства внутренних дел РФ, страховых и банковских специальных печатных и компьютерных изданиях. л

Заключение диссертации по теме «Финансы, денежное обращение и кредит», Канаматов, Кемал Маджирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был исследован большой и до сих пор не освоенный российскими страховщиками сегмент страхового рынка - страхование банковских рисков. Становление и развитие этого сегмента страхового рынка является важным условием укрепления и повышения финансовой устойчивости банковской сферы.

Автор исследовал широкую совокупность рисков, присутствующих в деятельности коммерческого банка и попытался выделить из них те риски, которые являются страховыми и могут быть застрахованы посредством методов традиционного страхования. Целью работы не являлся анализ сути внутренних банковских и межбанковских действий, направленных на минимизацию рисков при проведении ряда банковских операций, например таких, как операции хеджирования (фьючерсные, форвардные, опционные и прочие), так как это не входит в компетенцию данной работы. Эта работа была устремлена на то, чтобы определить именно страховые риски в их традиционном понимании, присутствующие в банковской деятельности. Другими словами, была проведена работа по определению сферы приложения сил страховой компании по отношению к коммерческому банку, как объекту, имеющему определенный и широкий круг страховых интересов.

По мнению автора, перспективы развития различных видов страхования в банковской сфере во многом будут зависеть от соблюдения ряда требований, способствующих усилению в целом роли страхования в процессе рыночных преобразований в нашей стране. К числу таких требований автор относит:

1. Повышение экономической и страховой культуры населения;

2. Разработка долгосрочной концепции дальнейшего развития страхования в Российской Федерации;

3. Осуществление комплексной программы мер, связанных с правовым обеспечением рынка страхования банковских рисков;

4. Внесение дополнений в документы, регулирующие порядок формирования и размещения страховых резервов;

5. Формирование на основе развития страхового законодательства оптимального сочетания добровольной и обязательной форм личного страхования;

6. Разработка комплекса мероприятий, направленных на укрепление перестраховочного рынка в Российской Федерации, регулирование операций перестрахования при передаче рисков зарубежным страховым компаниям.

До настоящего времени банки, в основном, предпочитают другие возможные способы покрытия ущерба от банковских рисков, не связанные с конкретными страховыми компаниями. Для этого есть различные основания, связанные с экономическими, психологическими и даже историческими причинами. Автор надеется, что данная работа хотя бы на небольшой шаг приблизит эти два рынка -страховой и банковский и повлияет на усиление роли страхования в банковском деле.

Страхование должно стать привлекательно для банков тем, что участвуя в формировании страхового фонда путем внесения сравнительно небольших сумм, банк тем самым становится одним из участников специально создаваемых резервов с правом на часть этих резервов, достаточную для покрытия случайного ущерба. Размер же причитающегося возмещения будет лимитирован только размером оговоренной заранее при подписании договора страховой суммой и реальным размером причиненного ущерба.

К сожалению, вплоть до настоящего времени для самих коммерческих банков возможность участия в страховании не оформилась в реально выраженную потребность, что подтверждается и событиями второй половины 1998 года на российском финансовом рынке. Но мы считаем, что это лишь вопрос времени. Фактор страхового риска существует реально, но он пока еще не очевиден для каждого банка. Пока банки придают большее значение общесистемному риску, а также специфическим рискам в банковской деятельности.

На наш взгляд, можно было бы предложить определенные пути для решения этой проблемы, для того чтобы поднять заинтересованность коммерческих банков в страховании их рисков и усилить роль страхования в кредитно-банковской деятельности. Это такие меры, как:

1. Законодательные меры:

Предоставление права банкам, страхующим свои риски, относить на затраты (себестоимость) все соответствующие страховые платежи;

Исключение из Гражданского кодекса РФ запрета на страхование от похищений людей и взятие в заложники;

Ускорение и доведение до конца законодательной работы по введению постоянно действующей системы обязательного страхования банковских вкладов с использованием страховых механизмов;

Введение некоторых видов обязательного страхования для коммерческих банков на основании принятия соответствующих законодательных актов. Например, страхование от подделки пластиковых карт, ценных бумаг и платежных документов, от преступлений, связанных с проникновением в компьютерные сети и системы банковской связи, от утраты ценностей при их перевозке, страхование ответственности для некоторых категорий банковских служащих. В частности, Центральный банк РФ мог бы включить такие требования в разрабатываемые в настоящее время «Государственные стандарты по безопасности банков»;

Принятие Федерального закона «Об обращении платежных карт в РФ», в котором будут даны точные определения всех участников рынка пластиковых карт и четко прописаны их сферы ответственности при обращении карт;

Разработка типовых условий комплексного страхования банковских рисков и утверждение порядка лицензирования Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.

2. Организационные меры:

Введение комплексного банковского страхования на основе полиса В.В.В. Lloyd"s путем адаптирования его под специфические условия российского финансового рынка, но с соблюдением международных стандартов;

Налаживание сюрвейерской, оценочной и брокерской работы по страхованию банковских рисков. Это очень важно для предварительной оценки положения банка для проведения страхования и соблюдения условий и стандартов западных страховщиков для целей перестрахования;

Подготовка специалистов страховых компаний, знающих работу банка и понимающих специфику банковской деятельности;

Отладка методик сбора и получения информации по происшествиям в кредитно-банковской сфере для корректных страховых расчетов и для ликвидации проблем с информационными, методическими и иными материалами, позволяющими грамотно оценить степень страхового риска, составить и заключить договор страхования, ликвидировать ущерб при наступлении страхового случая.

Налаживание связей между страховщиками и банкирами. Заключение генеральных соглашений между АРБ и рядом страховых компаний, о чем упоминалось в настоящей работе - первый шаг в этом направлении. Возможно также создание совместных общественных организаций, которые поддерживали общие интересы страховых компаний и банков.

Мы надеемся, что настоящая работа является важным шагом в достижении этих целей. В любом случае, не вызывает сомнений тот факт, что страхование банковских рисков может стать перспективным направлением деятельности многих страховых компаний и сыграть свою роль в достижении стабилизации и укреплении финансового положения банковской сферы Российской Федерации.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Страхование рисков долговых обязательств как отдельная отрасль страховой деятельности зародилось в Европе более 150 лет назад - в середине XIX века. До начала XX века отрасль развивалась как страхование коммерческих (внутриторговых) кредитов. Здесь следует отметить, что Ллойд (лидер страхового рынка того времени) также активно развивал операции по кредитному страхованию. Однако в дальнейшем, в начале XX века, направление кредитного страхования было закрыто в Ллойд в связи с тем, что один из андеррайтеров предоставлял полисы, покрывавшие кредитные риски по финансовым операциям, что привело к значительным убыткам. Ллойд вернулся на рынок кредитного страхования только в 90-ых годах XX века.

В начале ХХ века, после Первой мировой войны, в связи с усложнявшимся ландшафтом мирового экономического и политического пространства в Европе организуются специализированные государственные агентства, имевшие целью поддержку национального экспорта, которые в дальнейшем получили общее название экспортных кредитных агентств. Таким образом, складывается государственная монополия на страхование экспортных кредитов. Предпосылками для формирования монополии были сложности управления рисками экспортных кредитов: катастрофический характер рисков, методологические трудности, необходимость значительного капитала для страхования подобных рисков. Именно поэтому страхование осуществлялось за счет бюджетных средств через специализированные институты - экспортные кредитные агентства.

В связи с тем, что деятельность экспортных кредитных агентств направлена не на получение прибыли, а является реакцией на изменение и усложнение международной конъюнктуры и имеет целью поддержку национальных экспортеров, можно выделить следующие особенности их операций по страхованию рисков долговых обязательств:

  • - страхование имеет целью защиту имущественных интересов исключительно национальных экспортеров;
  • - страхование имеет льготный характер. Приоритетом при определении цены страхового покрытия выступает не реальная величина риска и возможность его оценки, а, прежде всего, потребность экспортера в страховой защите и наличие у государства соответствующих финансовых ресурсов;
  • - страховая защита обеспечивается экспортерам по тем товарным группам, которые имеют приоритетное значение для развития национальной экономики, т.е. отвечают национальным интересам государства;
  • - максимальный объем ответственности экспортно-кредитных агентств лимитируется государством.

Данные особенности деятельности государственных агентств явились причиной следующих основных проблем развития кредитного страхования:

  • - льготный характер страхования приводит к существенным убыткам экспортных кредитных агентств, которые составляют дополнительные расходы государственного бюджета. Так, например, французская компания «Кофас», которая от имени и за счет государства предоставляет покрытие по экспортным кредитам, в 1996 г. впервые после 15 лет убыточных операций по государственному страхованию показала положительный результат;
  • - ориентированность на приоритетные отрасли экономики и ограниченные страховые емкости, которые лимитируются государством, приводят к тому, что в страховое поле не попадают многие компании, нуждающиеся в защите своих имущественных интересов.

В ходе исторического развития рынка страхования рисков долговых обязательств данные противоречия обострялись. В то же время, на фоне кризиса государственной системы страхования частные страховщики уже обладали достаточным капиталом и опытом, полученными в том числе за счет страхования коммерческих (внутриторговых) кредитов, для осуществления страхования экспортных кредитов. В связи с этим, в восьмидесятых годах прошлого века наметилась либерализация и демонополизация рынка страхования экспортных кредитов со стороны государства, которая особенно усилилась в последнее десятилетие. С одной стороны, частные страховые компании выходят на рынок страхования экспортных кредитов, с другой стороны, происходит передача частному сектору функций подразделений государственных агентств, осуществлявших страхование краткосрочных экспортных кредитов.

Важной предпосылкой формирования эффективной коммерческой системы страхования рисков долговых обязательствпослужила концентрация частного страхового капитала, которая происходила в последние годы. Можно выделить следующие причины высокой монополизации рынка страхования рисков долговых обязательств:

  • - основной причиной послужила глобализация и интернационализация деятельности самих торговых компаний. Для того чтобы оперативно обслуживать интересы клиента, осуществляющего продажи в разных странах мира, страховщик должен присутствовать в стране риска, то есть должен иметь дочернюю компанию в стране риска или налаженные партнерские отношения с местным страховщиком;
  • - другой причиной является необходимость получения качественной и достоверной информации о контрагентах страхователя и дальнейшего финансового мониторинга, а также необходимость анализа основных направлений развития местных рынков с целью своевременного реагирования на неблагоприятные изменения конъюнктуры (как экономической, так и политической) для избежания кумуляции риска, которая может привести к существенной опустошительности страхового случая;
  • - для эффективного взыскания задолженности в порядке регрессного требования в случае наступления страхового случая страховщик должен иметь четкое понимание особенностей местного законодательства, регулирующего процедуры взыскания задолженности и банкротства, в т.ч. соблюдение прав кредиторов;
  • - капиталоемкость отрасли кредитного страхования объясняется также катастрофическим характером кредитного риска.

Таким образом, на современном этапе организацию системы страхования кредитных рисков в развитых странах можно представить следующим образом:

На основании изучения зарубежного опыта были выявлены несколько групп проблем, сдерживающих развитие кредитного страхования в России: нормативно-правовое обеспечение; недостаточно развитая инфраструктура рынка; методологические и финансовые проблемы; доверие и информированность о данном инструменте потенциальных страхователей; кадровые проблемы.

На фоне дальнейшего усиления частного страхового рынка страхования рисков долговых обязательств важным направлением развития данной отрасли страхования в России было определено создание государственного агентства, ориентированного на поддержку экспорта товаров приоритетных отраслей российской экономики. Наряду с другими мерами создание государственного агентства должно способствовать переориентации российского экспорта с вывоза сырья (нефть, газ, лес) на наукоемкую машиностроительную продукцию со значительным размером добавленной стоимости. При этом государственное страхование экспорта должно вступать в силу только в случаях, если уже накопившие в сотрудничестве с мировыми лидерами кредитного страхования опыт проведения операций страхования кредитных рисков частные страховщики не могут предложить эффективного покрытия рисков экспортера.

Таким образом, при проведении оценки перспектив различных видов страхования кредитных рисков можно ориентироваться на объемы кредитных операций, возможность или необходимость страхования рисков которых и привела к возникновению данного страхового продукта.

На основе анализа ежегодных отчетов ЦБ РФ «О развитии банковского сектора и банковского надзора» можно сделать вывод о том, что российский рынок кредитования вступил в стадию интенсивного роста, которая, по мнению экспертов, продлится ближайшие несколько лет. В частности, максимальные темпы роста демонстрируют потребительское и ипотечное кредитование - объемы предоставленных ссуд более чем удваиваются ежегодно (за исключением последних двух лет).

Такая динамика является объектом пристального внимания, в том числе и страховых компаний, за последние годы проявляющих адекватный интерес к развитию кредитных видов страхования, - страховщики готовы прикладывать значительные усилия для разработки, продажи и внедрения сложных конкурентно-обоснованных страховых продуктов для захвата ключевых позиций в этом перспективном сегменте рынка.

Потенциальный годовой объем рынка страхования рисков долговых обязательств превышает 16 млрд. рублей и с наибольшей степенью вероятности будет расти за счет активного развития кредитования в регионах.

Сотрудничество банков и страховых компаний по страхованию кредитных операций в последние два года уже привело к заметному оживлению сектора реального страхования финансовых рисков. Основные кредитные страховые продукты достаточно хорошо отработаны крупнейшими страховщиками, лицензии на страхование ключевых видов рисков имеет значительная часть участников страхового рынка. По мнению экспертов, несмотря на существование в данный момент ряда факторов, сдерживающих развитие страхования кредитных рисков (таких, как несовершенство законодательной базы, недостаточные объемы кредитования малого бизнеса, определенное ущемление конкурентных прав некоторых участников страхового рынка), эти трудности носят временный характер и не смогут серьезно помешать основным игрокам осваивать весьма значительный потенциал данного рынка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и виды страхования банковских рисков. Зарубежный опыт в этой сфере. Современное состояние и проблемы в области личного, имущественного страхования и страхования ответственности в России. Перспективы развития страхования банковских рисков.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Понятие, сущность и классификация предпринимательских рисков, их нормативно-правовая база. Зарубежный опыт страхования предпринимательских рисков, направления совершенствования данного процесса в Беларуси, анализ и оценка его современной практики.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2014

    Экономическая сущность страхования: понятие, условия, особенности. Основные показатели развития фондового рынка, виды его рисков и нормативная база их страхования. Зарубежный опыт и основные направления совершенствования страхования фондовых рисков.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2012

    Сущность предпринимательского риска. Анализ качества страховых отношений. Виды предпринимательских рисков в РФ. Совершенствование управления ими на основе страхования. Проблемы и перспективы его развития. Состояние страхования предпринимательских рисков.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2015

    Общие причины возникновения банковских рисков и тенденции изменения их уровня. Стратегии управления рисками. Кредитный портфель: понятие, оценка качества. Характеристика особенностей диверсификации активов, лимитирования, страхования, хеджирования.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2015

    Социально-экономическая сущность страхования, ее принципы и роль в рыночной экономике. Понятие рисков страхования и классификация рисков. Организация страховой деятельности. Двойное страхование и его последствия. Страховые тарифы и хеджирование.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2012

    Социально-экономическая сущность кредитных рисков и их классификация. Основные факторы кредитного риска и методы управления им. Порядок организации страхования кредитных рисков населения, оценка организации их страхования на примере СК ОАО "Росно".

    курсовая работа , добавлен 25.04.2014