С 2013 года при получении государственных услуг надо было предъявить квитанцию, подтверждающую оплату. Сейчас информация о штрафах стекается на официальный сайт Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Поэтому на данный момент госорганы не имеют право запросить у плательщика подтверждение оплаты штрафа.

ГИС ГМП является системой по улучшению оказания услуг государственного значения. Её предназначение:

  • обработка информации;
  • хранение информации;
  • передача информации между участниками системы.

Все платежи и начисления обрабатываются и отправляются в данную систему. Обслуживает данную систему казначейство Федерального значения.

Определение системы

Если говорить простыми славами, то это база где храниться необходимая информация обо всех начислениях штрафов и их уплате.

Создание этой системы стало актуальным, когда много информации просто потерялось. Иногда оплата просто была не распознанной. И не было видно оплату штрафа по всей стране.

Например, если человек оплатил в Екатеринбурге, то уже в Красноярске этот платёж не был виден. Поэтому все квитанции приходилось носить с собой.

Иногда случались ситуации, что приставы требовали оплатить уже оплаченный штраф.

Цели и функции

Получение платежей без предъявления документов и информации — это главные цели системы.

Функциональной частью системы являются:

  • получения от государственных органов информации о суммах штрафов;
  • получение подтверждения об оплате;
  • передача сведений для участников системы.
Что можно оплатить в системе
  • Госсборы.
  • Госпошлины.
  • Штрафы.
  • Налоги.
  • Пени.
Как пользоваться

Чтобы пользоваться системой нужно выполнить определённые действия и получить технологическое разрешение. Для этого нужно купить специальное обеспечение программы у официального продавца.

Как выполнить вход
  • Произвести регистрационные действия.
  • Инсталляция.
  • Получения персональных данных для входа и подпись.
  • Поставить на компьютер ЭЦП.
  • Установить сертификат.
  • Проверка связи.
  • Основное подключение.
  • Выполнение входа.
Правила работы

Для пользования системой применяются форматы следующих типов:

  • общий;
  • уточнение-аннулирование системы;
  • сообщения.

Данные форматы периодически корректируются модераторами системы. Любое оповещение должно иметь данные о плательщике и назначении.

Плательщики

Плательщиками могут быть юр. лица и физлица. Для идентификации физлица применяются данные:

  • номер СПС;
  • паспорт.

Для юридического лица:

  • ИНН/КПП;
  • При выгрузки системы 1с.
Как оплатить
  • Указать реквизиты в нужной категории.
  • Выбрать нужное назначение.
  • Указать личные данные (адрес, телефон указывается обязательно)
  • Произвести сверку всей информации и подтвердить оплату.
  • Выбрать метод оплаты.
  • Завершение.

Также можно произвести заказ документов, подтверждающих оплату.

Как найти штрафы

Данные запрос может сделать любое заинтересованное лицо. Данное действие можно сделать с помощью сайта Госуслуг , ГИБДД , Сбербанк и других систем.

Для этого надо ввести идентификатор. После поиска система выдаст имеющиеся задолженности по штрафам, либо обрадует вас их отсутствием.

Если система говорит об ошибке, то вполне возможно не правильный ввод данных.

После оплаты штрафа вся информация попадает в единую базу. И при повторном запросе дог уже не будет найден.

Проверка по УИН

по уникальному идентификатору начислений. Зная этот номер можно произвести любой платёж за любую государственную услугу.

Для этого надо указать в форме код из двадцати цифр или 25, он есть на квитанции. Так же его можно получить на портале при осуществлении платежа. Далее производится поиск, при найденном коде, все реквизиты вставляются в платёж в автоматическом режиме.

После оплаты информация о платеже передаётся в единую базу.

Поиск кода можно осуществить на многих сайтах, самым известным и популярным считается сайт Госуслуг.

Как обратиться за поддержкой

При проблемах с установкой программы можно обратиться за помощью в службу поддержки. Иногда необходимо пройти тестирование для правильной работы системы.

  • Надо получит уникальный номер, и передать его на электронную почту службы техподдержки.
  • Принять инструкцию.
  • Оправить запрос о начислении.
  • Получить запрос-ответ и передать в ФК.
  • Принять сведения о результатах оплаты.
  • Запросить платёж.
  • Принять протокол о состоянии тестирования.
Кто входит в участники системы
  • Государственные организации.
  • Операторы по платежам.
  • Банки.
  • Органы по открытию и ведению счетов.
  • Почта.
  • Административные органы.
  • Госуслуги.
  • Информационные организации.

Все они имеют контакт между собой и сотрудничают друг с другом.

Благодаря, данной системы все начисления и платежи моментально попадают в единую базу. При этом люди получают всегда достоверную информацию о задолженностях и оплатах.

Плюсы
  • Единая госбаза по платежам.
  • Легко узнать, где, чей платёж.
  • Распознаётся порядок обращения плательщиков.
  • Нет необходимости в платёжных документах.
  • Быстрая оплата.

В теории в системе ни один платёж не может быть утерян. А вот на практике же случаются и потери. В связи с тем, что некоторые банковские учреждения не могут выполнить сертификацию стать полноправными участниками системы.

Данная система очень удобна, ведь не надо выходить из дома, чтобы узнать о штрафах или иных задолженностях. Можно быстро оплатить и вся информация будет доступна по всей России. Все сборы, расшифровки, коды, реквизиты и иная информация доступна в одном месте. Данная система очень актуальна в наши дни.

На примерах водителей можно говорить, что это очень важная система. Происходили очень неприятные ситуации, когда водитель оплачивал штрафы, спокойно жил, но в самый неподходящий момент при выезде за границу его останавливали. Неприятно, когда все оплачено, бегать выяснять, искать причину и проблему. Сейчас же все решено. Но не стоит забывать, что сбои системы иногда бывают. Но всё же по сравнению с прошлыми годами — потеря платежей случается намного реже и существенно отличается в процентном показателе.

Для поиска неоплаченных штрафов, налогов, пеней, госпошлин всегда можно обратиться на сервис. Он быстро найдёт все необходимые задолженности, укажет сумму необходимую для оплаты и при желании здесь можно осуществить платёж. Больше волноваться не стоит, ведь ваш платёж сразу могут увидеть все организации, выписавшие данный документ. В любом регионе страны можно отследить оплату платежа.

ГИС ГМП в 2019 году — что это такое, официальный сайт, штрафы, вход в систему, личный кабинет, проверка обновлено: Февраль 10, 2019 автором: admin

18.01.2016, Пн, 14:22, Мск , Текст: Наталья Анищук

Сейчас много говорят и пишут в СМИ о государственных информационных системах и попытках их применения в жизни российского общества. Повышенный интерес вызывает одна из них – государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Одна из причин такого внимания в том, что система не работает так, как задумано.

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливает статус ГИС ГМП: «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами» (статья 21.3 210-ФЗ).

Что мы ждем от системы

В соответствии с законом органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя «представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе» (статья 7 210-ФЗ).

То есть, говоря обычным языком, назначение ГИС ГМП – дать обществу инструмент для быстрого и более качественного предоставления гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг без бумажной квитанции и сразу после факта оплаты ими этих услуг. Так задумано основателями, причем на основании зарубежного опыта.

Как это реализовано у нас? Можно сказать на основании опыта внедрения ГИС ГМП в региональном органе государственной власти (причем в двух вариантах: и «как иного органа» и как администратора доходов), что, несмотря на пятилетнюю историю 210-ФЗ и трехлетний возраст самой ГИС ГМП, система не работает, так как совершенно не используется гражданами и юридическими лицами для получения ими государственных услуг. Более того, в нынешнем виде она и не может быть ими использована.

Причины провала

Первая и, наверное, главная причина – слабое методологическое обеспечение ГИС ГМП. В федеральных госорганах и тем более в регионах нет четкого понимания, какую конкретно информацию о начислениях за госуслуги необходимо направлять в ГИС ГМП, чтобы она работала и соответствовала своей изначальной цели. Каждый участник трактует цели по-своему, в результате получается «каша» из ненужной информации, направляемой в ГИС ГМП. Когда внимание участников обращают на бесполезность передаваемой ими в ГИС ГМП информации для граждан и юрлиц, то в ответ ссылаются, как правило, на формальную трактовку положений 210-ФЗ. Подзаконные акты и попытки федеральных органов разъяснить вопрос на конференциях и совещаниях только запутывают участников, потому что разговоры идут об одном и том же, что и так не требует пояснений: «штрафы ГИБДД, налоги и госпошлина».

На данный момент нет нормативного документа, который определяет обязательный перечень информации, направляемый участниками (прежде всего госорганами) в ГИС ГМП для решения задачи быстрого и качественного предоставления гражданам и юрлицам государственных и муниципальных услуг. А без него, как уже было сказано выше, регионы «гонят мусор».

Сюда же необходимо отнести отсутствие на сегодняшний день общедоступного актуального реестра государственных и муниципальных услуг, который может быть использован в ГИС ГМП (хотя в 210-ФЗ этому посвящен целый раздел). То есть локомотив ГИС ГМП запустили, а рельсы прокладываются в процессе движения.

Нет нормативно закрепленной ответственности кредитных учреждений за направление в ГИС ГМП информации об оплате за гос. услуги. В результате в регионах большое число кредитных учреждений не взаимодействует с ГИС ГМП. Например, один госорган направляет информацию о начислениях в ГИС ГМП, хотя точно знает, что никакой информации об оплате там не будет, так как многие банки, которыми пользуются граждане и юрлица, к ГИС ГМП не подключены.

В существующих нормативных документах (например, в приказе 19Н Федерального Казначейства) нет четкой границы между полномочиями участников. Так, и «иной орган», и кредитное учреждение передают информацию об оплате госуслуги. В результате такой государственный «иной орган» и банки, с которыми он работает, дублируют в ГИС ГМП информацию об одних и тех же платежах.

Наконец, нет никакой нормативно закрепленной ясности относительно механизмов использования госпошлины в ГИС ГМП, то есть так называемых авансовых платежей за госуслуги. А ведь это львиная доля государственных и муниципальных услуг.

Вторая причина – это слабое организационно-техническое обеспечение ГИС ГМП. В одном из регионов есть госорган – агрегатор, который организует взаимодействие госорганов и муниципальных учреждений с ГИС ГМП. Через него постепенно налаживается работа с ГИС ГМП части участников – госорганов. А у кредитных учреждений ситуация иная: каждый сам за себя. И, так как серьезной ответственности за передачу или отсутствие передачи информации в ГИС ГМП у них нет, то и практически никакого результата в регионе в части кредитных учреждений нет. Последние либо не подключаются к системе, либо передают информацию, которой невозможно воспользоваться, например без привязки к начислениям. Кстати, в приказе 19Н есть понятие «главный администратор начислений», подразумевающее агрегацию передачи информации участников, но оно касается только госорганов. Так что этот организационный «баг» закреплен нормативно.

В предоставляемом фирмами-разработчиками программном обеспечении в виду отсутствия четких требований к форматно-логическому контролю не соблюдается технология передачи информации в ГИС ГМП. Так, например, «иной орган» одного из регионов передает в ГИС ГМП информацию об оплате госуслуг, предоставляемых государственными учреждениями (по которым они должны производить начисления) без предварительного запроса в ГИС ГМП УИНов начислений по этим гос. услугам. В результате в ГИС ГМП опять летит «мусор», и никаких квитовок своих начислений госучреждения не получат. Вероятно, точно также поступают работающие с ГИС ГМП кредитные учреждения региона.

Таким образом, на текущий момент ГИС ГМП является хранилищем бесполезной информации, которая не может быть в полной мере использована гражданами и юрлицами для получения государственных и муниципальных услуг.

Как исправить ситуацию?

Для того чтобы сделать ГИС ГМП нужной гражданам и юрлицам, в первую очередь необходимо создать общедоступный реестр государственных и муниципальных услуг, предназначенный для использования в информационной системе ГИС ГМП. Причем это может быть электронная версия реестра, включающая первоначально не все госуслуги, которая в дальнейшем будет пополняться.

Этот реестр должен быть вынесен на государственный портал, доступ к которому будет открыт для всех участников ГИС ГМП. На портале необходимо реализовать удобные механизмы быстрого контекстного поиска в реестре конкретной услуги, а также выделения наиболее часто используемых услуг. За актуализацию реестра должен отвечать федеральный государственный орган. Предоставление госуслуги с использованием ГИС ГМП будет осуществляться на основании наличия ее в реестре.

На базе реестра государственных и муниципальных услуг на портале для участников ГИС ГМП должен быть реализован сервис автоматического формирования уникального идентификатора услуги (УИУ). Формирование УИУ должно осуществляться по запросам участников ГИС ГМП. При оказании услуг с начислением такие запросы будут направлять госорганы, в случае услуг с авансом – кредитные учреждения. УИУ идентифицирует в ГИС ГМП информацию о конкретной услуге конкретного гражданина или юрлица (либо с начисление, либо с авансом). Для хранения УИУ в форматах данных ГИС ГМП можно использовать существующее поле для УИН.

Необходима организация базовой инфраструктуры ГИС ГМП в регионах РФ. С точки зрения предоставления платных госуслуг можно выделить две одинаково значимые категории участников ГИС ГМП: госорганы и кредитные учреждения. Поэтому наиболее удобным и оптимальным с точки зрения затрат было бы использование существующих региональных инфраструктур Федерального Казначейства и Центрального Банка. В качестве региональных агрегаторов логично использовать управления ФК для госорганов и региональные отделения ЦБ для кредитных учреждений. ФК и ЦБ в этом случае должны осуществлять на местах не только инфраструктурные, но и контрольные функции (контроль подключения и регулярного направления участниками информации в ГИС ГМП).

Механизм функционирования ГИС ГМП

Первый вариант – оказание услуги с начислением. Госорган инициирует предоставление госуслуги гражданину или юрлицу (например, начисляет налог на недвижимость). Для этого он обращается на портал к реестру государственных и муниципальных услуг, находит соответствующую услугу и с помощью специального сервиса формирует УИУ для оказания услуги конкретному гражданину или юрлицу. Далее УИУ подставляется в информацию о начислении, и данные направляются в ГИС ГМП. Кредитное учреждение при обращении гражданина или юрлица для оплаты услуги по идентификатору плательщика или сразу по УИУ находит в ГИС ГМП начисление и направляет информацию об оплате с указанным УИУ.

Второй вариант – оказание услуги с авансом. Кредитное учреждение по инициативе гражданина или юрлица организует оплату предоставления государственной или муниципальной услуги. Для этого кредитное учреждение обращается на портал к реестру, находит соответствующую услугу и с помощью специального сервиса формирует УИУ для оказания услуги конкретному гражданину или юрлицу. Далее УИУ подставляется в информацию об оплате услуги, и эти данные направляются в ГИС ГМП.

Госорган при обращении гражданина или юрлица для предоставления услуги находит в ГИС ГМП по идентификатору плательщика или сразу по УИУ информацию об оплате и направляет информацию о начислении с указанным УИУ.

Таким образом, в ГИС ГМП есть полная информация для автоматической или ручной квитовки начисления и платежа. Со своей стороны, граждане и юрлица имеют возможность использовать ГИС ГМП для получения информации об услуге.

Чтобы оградить ГИС ГМП от потока бесполезной информации, требования к форматно-логическому контролю информации, поступающей в ГИС ГМП, должны предусматривать контроль УИУ на обязательность присутствия, соответствие структуре реестра государственных и муниципальных услуг и уникальность. Причем, если УИУ не проходит форматно-логический контроль, услуга должна предоставляться и оплачиваться обычным порядком – без использования ГИС ГМП.

Анатолий Дамаскин

ГИС ГМП – единая система платежей, которая позволяет гражданам РФ получать информацию о своих бюджетных обязательствах. Из материала ниже Вы узнаете больше об этой системе, а также о том, с какими организациями она работает, и как можно проверить штрафы с помощью базы ГИС ГМП.

Что такое ГИС ГМП, и с какими организациями она работает

Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) служит для размещения сведений о получении платежей от физических и юридических лиц за государственные и муниципальные услуги.

Система, оператором которой выступает федеральное казначейство, обеспечивает учет и обмен информацией между администраторами доходов с бюджета, МФЦ, порталами и организациями по приему платежей, которые с ней взаимодействуют.

Получить информацию о том, какие кредитные организации взаимодействуют с ГИС ГМП, можно на официальном сайте Казначейства России. Для этого на главной странице сайта выберите раздел «ГИС ГМП».

Прокрутите страницу вниз и откройте документ «Перечень кредитных организаций, взаимодействующих с ГИС ГМП». В нем Вы найдете список банков, электронных платежных систем и прочих организаций, которые работают с базой.

Как проверить штрафы по базе ГИС ГМП

Благодаря данной системе физические и юридические лица имеют возможность узнать о своих долгах перед бюджетной системой РФ. База штрафов на официальном сайте ГИС ГМП доступна организациям, которые с ней взаимодействуют.

Это означает, что когда Вы ищите информацию о штрафах ГИБДД, например, на сайте Яндекс.Денег или прямо на нашем сайте, Ваш запрос обрабатывается системой ГИС ГМП (о том, как найти и оплатить штрафы через Яндекс.Деньги, ). Как только Вы оплатили штраф, эта информация также направляется в систему.

Важно : Согласно ч. 8 ст. 32.2 КоАП РФ кредитная организация обязана направить информацию о принятии платежа в ГИС ГМП незамедлительно.

«Банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны незамедлительно после уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"».

Проверка штрафов ГИБДД на официальном сайте ГИС ГМП онлайн доступна с помощью:

  • Нашего сайта;
  • Портала Госуслуги;
  • Официального сайта ГИБДД;
  • Сайта ФССП России;
  • Яндекс.Деньги и др.

Найти и оплатить штрафы по системе ГИС ГМП можно с помощью одной из перечисленных выше организаций. Самостоятельно проверить свои долги на официальном сайте ГИС ГМП нельзя.

Создание такой системы, как ГИС ГМП (государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах) стоит только приветствовать. И главное здесь вовсе не то, что госорганы не в праве требовать с заявителя квитанцию об оплате услуг, а главное на мой взгляд, в повышении прозрачности поступлений в бюджеты всех уровней для всех участников бюджетного процесса. Федеральное казначейство до внедрения ГИС ГМП имело информацию только о поступлении платежей в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетной классификацией, но никогда не имело информации о том, что фактически должно поступить. Теперь же с внедрением ГИС ГМП (если конечно она заработает в полную силу) появится возможность сравнить, что должно поступить в бюджет (начислено) и что фактически поступило (оплачено/зачислено). Это дает совершенно новые возможности для администрирования доходов бюджетов всех уровней и получения совершенно нового уровня аналитической информации для принятия решений в сфере межбюджетных отношений.

Очень правильно, что в ГИС ГМП должны размещать информацию о платежах не только администраторы доходов бюджета, но и бюджетные, автономные и казенные учреждения, оказывающие услуги. Т.к. в любом случае они являются получателями бюджетных средств и при планировании бюджета необходимо обладать достоверной информацией об их собственных доходах.

Очень кратко опишу, как задумана ГИС ГМП. Каждый администратор доходов бюджетов всех уровней, а так же бюджетные, автономные и казенные учреждения должны размещать информацию о начислениях. Каждое начисление идентифицируется так называемым УИН – уникальным идентификатором начислений. Кредитные организации («отцы-прародители» ГИС ГМП подразумевают банки) обращаются к ГИС ГМП находят нужное начисление и сведения об оплате размещают в ГИС ГМП. Федеральное казначейство оплаченные начисления «квитирует», т.е. ставит отметку о зачислении в бюджет. Администраторы доходов по УИН получают «обратную связь» об оплате, зачислении и соответствующим образом обрабатывают в своих информационных системах – учитывают переплаты, недоплаты, начисляют пени, штрафы, передают сведения по неплательщикам судебным приставам и т.д. Взаимодействие с ГИС ГМП осуществляется через СМЭВ с использованием специально разработанного для этих целей вэб-сервиса. Соответственно для работы нужно выполнить ряд процедур по подключению как к самой ГИС ГМП, так и к СМЭВ.

Мы у себя в муниципалитете опробовали на одном учреждении работу с ГИС ГМП. Все работоспособно, но использовать в полноценном режиме пока не представляется возможным по ряду причин, главной из которых является отсутствие «устойчивой обратной связи от кредитных организаций». В нашем случае в частности это Сбербанк РФ и Почта России, через которые проходит более 90% платежей.

На мой субъективный взгляд при создании ГИС ГМП допущен ряд методологических просчетов, которые надо исправить для полноценного ее функционирования.

Несколько просчетов связано с кредитными организациями. На уровне муниципалитета существует порядка 150-170 видов (типов) начислений, которые надо размещать в ГИС ГМП. Есть экзотические, которые могут теоретически появиться раз в пять лет, а то и реже, есть такие, которые периодически появляются раз в квартал. Наиболее критическими для муниципалитета являются ежемесячные платежи, такие как – плата за содержание в детском дошкольном учреждении, арендная плата за аренду муниципальной собственности, в первую очередь муниципальных помещений, как жилых по договорам соцнайма, так и не жилых, арендуемых в основном предпринимателями. По этим платежам начисляются пени, штрафы и поэтому информация об оплате должна поступать оперативно, в идеале сразу по факту оплаты.

Как я уже упоминал выше основные кредитные организации, принимающие платежи в муниципалитете – это Сбербанк РФ и Почта РФ. Обе «конторы» «полугосударевы», но ни та, ни другая на сегодня не работают полноценно с ГИС ГМП. По Почте РФ я не располагаю информацией о состоянии дел. По Сбербанку РФ ситуация выглядит следующим образом. Сбербанк РФ с его огромной и масштабной инфраструктурой, где проходит несколько сотен, а то и тысяч платежей в секунду не может организовать взаимодействие в ГИС ГМП он-лайн. Дело тут скорее всего в неудовлетворительной для этих целей пропускной способности СМЭВ и ГИС ГМП. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что это «полугосударева контора» и обладает некоторой долей инертности и снобизма, который ее в данном случае подвел. В любом случае на сегодня они пытаются что-то сделать. Чтобы переломить ситуацию, в частности они работают по внедрению оффлайн взаимодействия, в основном по налогам и штрафам ГИБДД, от чего нам на муниципальном уровне не легче при решении наших задач. Работают «криво» — на сегодня упомянутый ранее УИН они размещают в поле назначение платежа, т.е. в комментарии к платежке. Что в принципе рушит всю стройную структуру ГИС ГМП и всем, кроме Сбербанка создает дополнительные трудности. Но видимо подвижки в этом направлении будут, т.к. федеральное казначейство под них даже разработало спец. формат в ГИС ГМП, который появился в июне.

Вторая проблема с кредитными организациями. Их много больше, чем предполагает федеральное казначейство. Например, у нас на муниципальном уровне существует расчетно-кассовый центр (РКЦ) ЖКХ. Которые осуществляет и начисления за соцнайм. Понятно, что он их обязан размещать в ГИС ГМП. Но этот же РКЦ ведет и сбор средств, как через свои кассы и терминалы, так и по договорам с предприятиями и организациями при вычете квартплаты из зарплаты. Т.е. по факту РКЦ ЖКХ является одновременно и «администратором» доходов и кредитной организацией. Как в прочем и каждое учреждение, перечисляющее квартплату за работника тоже является кредитной организацией. Т.е. круг кредитных организаций много шире.

По факту имеем – ГИС ГМП намного масштабнее, чем даже тот же СБОЛ (Сбербанк-он-лайн) и является платежной системой в масштабах страны. Соответственно к такой системе должны предъявляться и соответствующие требования по каналам связи, мощности вычислительных ресурсов и применяемому ПО.

Кроме того ГИС ГМП является системой реального времени. Одна из проблем, вставшая в полный рост, взаимодействие с ГИС ГМП при оплате госпошлины в ЗАГСах. Если ранее заявитель приходил с квитком об оплате госпошлины и писал заявление, то теперь все должно выглядеть примерно так – подал заявление, работник ЗАГС внес информацию в ГИС ГМП, вышел в фойе (до ближайшего банкомата) и оплатил. Вернулся, а информация уже у работника ЗАГС. На мой взгляд, абсолютно нереально. Альтернатива – выдавать документы ЗАГС без получения информации об оплате госпошлины. Что чревато неплатежами и лишней нагрузкой на службу судебных приставов.

Из всего сказанного выше считаю, что использование СМЭВ в качестве транспорта при взаимодействии с ГИС ГМП, не оправдано из-за огромных объемов информации, которая не соответствует целям, для которых создавалась СМЭВ. Но не использовать каналы связи, используемые СМЭВ, было бы преступно, т.к. альтернативой является создание такой же параллельной защищенной сети с затратами на ее создание и сопровождение.

Еще один «методологический» просчет. Понятно что «отцы прародители» ГИС ГМП хотели максимально уйти от проблем с персональными данными и в начислении они по умолчанию человека идентифицируют по СНИЛС плюс еще по 12-15 альтернативным документам. Ну и как же работать той же кредитной организации, когда я прихожу и говорю я Иванов, ну-ка посмотрите, что я там должен государству/муниципалитету? А мне в ответ – будьте так любезны скажите ваш СНИЛС? Я его помнить и носить с собой не обязан. Ну не проблема, можно при правильном подходе и через СМЭВ запросить, хотя тоже с трудом – однофамильцев много. А если мне в одном месте начисление сделали по СНИЛС, штраф ГИБДД выписали по водительскому удостоверению, что-то еще там еще по 12-15 документам? Да ни в жизнь никакая кредитная организация не соберет все мои начисления, болтающиеся в ГИС ГМП, оформленные на разные документы. И я просто могу не знать по какому документу мне «должок» подвесили в ГИС ГМП. В результате я окажусь злостным неплательщиком и мною озадачатся судебные приставы, у которых и так работы выше крыши, да еще и меня не выпустят в заграницу. Так что это тоже не есть хорошо. А если я захочу заплатить за маму (бабушку), находящуюся в больнице? Но здесь мы возвращаемся опять к проблеме идентификации. На мой взгляд СНИЛС, выбранный на ПГУ в качестве идентификатора — не совсем правильное решение, но это чисто мое мнение. Но однажды не правильно выбранное решение будет все время стоять «костью в горле».

Еще несколько слов о подключении к ГИС ГМП администраторов на муниципальном уровне. Предусмотрено несколько вариантов подключения администраторов начислений к ГИС ГМП, в т.ч. и через так называемых агрегаторов. Но агрегатором может быть только орган местного самоуправления, когда по факту на местах организацией бюджетного процесса занимаются финорганы – финансовые управления, финансовые департаменты и т.д., а они в соответствии с бюджетным кодексом не могут быть органом местного самоуправления. В результате финансисты на местах будут обладать меньшей информацией о фактическом состоянии дел в сфере доходов, чем обладает федеральное казначейство, особенно в тех случаях «когда каждый сам за себя», т.е каждое учреждение и администратор доходов самостоятельно взаимодействуют с ГИС ГМП. На мой взгляд есть два пути, чтобы это исправить – заставить всех (на уровне муниципалитета) взаимодействовать с ГИС ГМП только через финорган. И второй менее предпочтительный (из-за увеличения трафика) дать возможность финорганам получать из ГИС ГМП всю информацию о начислениях и поступлениях от всех учреждений и администраторов местного бюджета, находящихся на их территории. Есть и другое решение проблемы, сделать промежуточное звено при взаимодействии с ГИС ГМП – одно на муниципалитет в не зависимости от выбранной схемы подключения к ГИС ГМП. И все взаимодействие осуществлять только через него. Есть полное понимание как это можно и нужно сделать.

Это на мой субъективный взгляд основные проблемы, без решения которых, хоть и «красиво задумано, но не полетит» ГИС ГМП. А так система вполне работоспособна – трогали, знаем. Но использовать не будем, будем работать «по старинке». Лучше старые проверенные временем системы учета, чем новые перестроенные по понятной логике, но по ряду причин абсолютно не зависящих от нас и указанных выше не работоспособные.

Есть еще разные мелочи, типа формирования УИН для бюджетных, автономных/казенных учреждений, но это все поправимо «по ходу пьесы», конечно если немного заглядывать веред и озадачиться возможностью получения всякой разной аналитики на дальнейших этапах.

До 2013 года получая платные госуслуги, нужно было предъявлять квитанцию об оплате. Создание единой базы платежей позволило госорганам проверять данную информацию самостоятельно. Как работает ГИС ГМП в 2020 году?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С 1.01.2013 все сведения, касающиеся начисления и оплаты пошлин, штрафов и иных поступлений в бюджет моментально передаются в ГИС ГМП.

По этой причине предоставляющие госуслуги органы не могут требовать предъявления документов, удостоверяющих факт оплаты. Каковы особенности ГИС ГМП в 2020 году?

Важные аспекты

Система ГИС ГМП была создана чтобы организовать улучшенное оказание госуслуг. В частности создание системы отменило необходимость предоставлять квитанции об оплате при получении госуслуг.

С 1.01.2013 госорганам запрещено запрашивать любые платежные документы от заявителей. Всю необходимую информацию госструктуры получают через единую систему платежей.

Таким образом, основополагающим предназначением системы ГИС ГМП выступает:

  • прием информации;
  • сохранение данных;
  • передача сведений меж участниками.

Информация обо всех начислениях и платеж передается в систему участников ГИС ГМП моментально. Обслуживание системы осуществляет Федеральное казначейство .

При этом порядок ведения согласуется с Центральным Банком РФ . Указанный порядок определяет:

  • перечень сведений, которые требуются для уплаты, получения и предоставления информации для оплаты;
  • перечень данных, необходимых для получения информации;
  • порядок доступа к системе.

Что это такое

Как расшифровывается ГИС ГМП? Это государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах.

По сути, это база, в которой размещается, хранится и при необходимости предоставляется информация о внесении платежей за и иных предусмотренных законом платежей.

Причиной создания единой базы явилось то, что ранее платежи часто «терялись». При учете средств на бюджетных счетах платежи физических лиц нередко определялись как «не распознанные».

Причин этому было много. К примеру, гражданин заплатил положенную сумму в одном субъекте РФ, а в другом субъекте этот платеж не виден.

Кроме того разные банки «маркировали» платежи и штрафы по-разному, что никак не способствовало автоматической сортировке.

Подобные обстоятельства вели к тому, что уполномоченные структуры не могли просмотреть факт оплаты пошлин, штрафов и иных платежей.

По этой причине от плательщиков всегда требовали предоставления об оплате. Причем утеряв квитанцию, плательщик мог и вовсе не доказать, что оплата уже осуществлена.

Как пример можно привести ситуацию, сложившуюся на тот момент со штрафами ГИБДД. Поскольку достоверно проверить факт оплаты не удавалось, то нередко на принудительное исполнение в ФССП РФ направлялись уже оплаченные штрафы.

В чем преимущества и недостатки

Основной плюс создания ГИС ГМП заключается в формировании единого реестра данных по платежам. За счет этого происходит обеспечение единых стандартов.

Платежи легко идентифицируются, работа госорганов и порядок обращения плательщиков за госуслугами существенно упрощаются. Не нужно представлять подтверждающие документы, поскольку уполномоченный орган может проверить сведения об оплате за пару минут.

Фактически ни один платеж не должен потеряться. Но на практике проблемы все же существуют.

Обусловлено это тем, что не все работающие на территории страны банки прошли надлежащую сертификацию и стали участниками системы.

В целом все банки в РФ можно поделить на четыре группы — осуществляющие обмен информации в полном объеме, имеющие некоторые проблемы при обмене, при наличии регистрации в системе не осуществляющие обмен, не зарегистрированные в ГИС ГМП.

Участие или неучастие банковской организации в ГИС ГМП не влияет на факт перевода уплаченных средств в соответствующий бюджет.

Однако уполномоченный госорган может не увидеть платеж среди общей денежной массы или платеж будет отнесен к категории «не распознанных», если оплата не отображена в единой базе.

Поэтому при выборе банка для внесения платежей нужно выбирать организацию, осуществляющую полноценный обмен данными.

Действующие нормативы

Система для граждан и организаций

Основными целями создания ГИС ГМП являются:

  • получение платных госуслуг без предоставления удостоверяющих оплату документов;
  • предоставление организациям и гражданам единого источника информации обо всех платежах в бюджет РФ.

Основным функционалом системы выступает:

  • получение от госорганов, оказывающих платные услуги и начисляющих платежи информации о начислении сумм;
  • получение от структур, принимающих платежи информации об оплате;
  • передача информации по запросу участников.

Назначением ГИС ГМП является учет начислений и оплаты таких платежей, как:

  • пошлины;
  • штрафы;
  • сборы;
  • налоги;
  • пени;
  • плата за госуслуги.

Как выполнить вход в систему

Для каждого желающего недоступен вход в ГИС ГМП, как подключиться к системе? Потребуется осуществить ряд действий и получить разрешение на вход.

Подключиться к системе ГИС ГМП можно самостоятельно или посредством агрегатора начислений.

Для самостоятельного присоединения, прежде всего, необходимо приобрести у официального поставщика необходимое программное обеспечение.

Как зайти в ГИС ГМП? Вход выполняется так:

  1. Регистрация системы.
  2. Инсталляция ПО.
  3. Получение электронной подписи, логина и пароля у оператора.
  4. Установка сертификатов .
  5. Загрузка и установка сертификата удостоверяющего центра.
  6. Проверка связи с оператором.
  7. Контрольное подключение к системе.
  8. Вход в ГИС ГМП.

Если для доступа к системе применяется агрегатор начислений, вход выполняется администратором доходов. При этом потребуется:

  1. Отправить запрос в региональную организацию, занимающуюся внедрением и обслуживанием системы.
  2. Пройти регистрацию.
  3. Приготовить и надлежащим образом оснастить рабочее место.
  4. Убедиться в безопасности доступа.
  5. Получить логин и пароль для входа в систему от администратора доходов.

Как в ней правильно работать

Для использования системы применяются форматы, утвержденные Федеральным казначейством. Таких форматов достаточно много, но наиболее востребованными являются:

  • запрос в ГИС ГМП, или общий формат;
  • импорт, экспорт, уточнение или аннулирование сущностей системы;
  • сообщения, задействованные сервисом.

Все используемые форматы подвергаются систематической корректировке и модернизации со стороны разработчиков системы.

Основная особенность ГИС ГМП заключается в использовании различных видов идентификаторов.

Всякое извещение, направляемое оператору системы, должно содержать данные о плательщике и назначении платежа.

В качестве плательщиков могут выступать физические и юридические лица. Идентификаторами ФЛ являются:

  • номер ;
  • номер страхового пенсионного свидетельства;
  • номер водительского удостоверения;
  • реквизиты гражданского паспорта;
  • иные допускаемые законом реквизиты.

Для ЮЛ идентификатором выступают:

  • номер ИНН;

Чтобы провести платеж в бюджет нужно обратиться в организацию, принимающую платежи и представить указанные идентификаторы.

При проведении платежа в системе требуется следовать следующей инструкции:

  • выбрать нужную категорию и указать необходимые реквизиты:
  • указать назначение платежа:
  • указать информацию о плательщике (Ф.И.О., регион, адрес регистрации);
  • подтвердить платеж (сверить заполненные данные с представленным образцом);
  • выбрать способ оплаты (счет мобильного телефона, банковская карта);
  • завершить процесс (система покажет окно с извещением о платеже, которое можно сохранить или распечатать).

Также с помощью системы можно заказать получение квитанции с банковской печатью и реквизитами платежа.

Высылается документ на электронную почту плательщика файлом формата pdf. При необходимости в системе можно отслеживать статус платежа.

Проверка штрафов

Информация, содержащаяся в ГИС ГМП, предоставляется по запросу любого лица, желающего узнать о наличии у него задолженностей.

Основным ведомством, отвечающим за функционирование системы выступает Федеральное казначейство. Но получить нужную информацию вправе любой участник системы.

Причем простым гражданам вовсе не обязательно лично посещать уполномоченные структуры. Так проверить штрафы можно и не выходя из дома.

Для этого достаточно обратиться к ресурсу, взаимодействующему с ГИС ГМП. Например, Портал Госуслуг, официальные сайты ГИБДД и ФССП , Яндекс.Деньги и иные сайты.

Для проверки на выбранном ресурсе в соответствующей форме запроса вводятся идентификаторы плательщика.

После проведения поиска в единой системе будет показан ответ с указанием наличия/отсутствия и их размера.

Если информация не обнаружится, ответ будет выглядеть как «Задолженность не найдена» или «Налог не найден».

Но при получении такого ответа нужно убедиться в правильности введенных данных, особенно, если штраф не оплачивался.

Когда система выдает ответ «Ошибка поиска», то, скорее всего, неверно указаны идентификаторы (пропущены цифры, не указаны нужные данные и т. п.).

При оплате найденного штрафа информация тут же поступит в единую базу платежей. При проведении повторной проверки задолженностей не обнаружится (если конечно за этот период не появились новые штрафы).

Как проверить платеж по УИН

УИН это уникальный идентификатор начислений. В ГИС ГМП с его помощью идентифицируется любой платеж. Зная УИН, можно оплатить любой платеж за госуслуги, пошлины, штрафы.

Поступивший платеж сразу сортируется согласно назначению платежа, и уполномоченные органы могут убедиться в факте оплаты сразу после осуществления уплаты.

Для онлайн-оплаты платежа по УИН достаточно указать в форме поиска код, состоящий из 20 или 25 цифр, который указан в квитанции или извещении либо получен при заказе услуги на госпортале.

После осуществления платежа информация о нем сразу поступит в единую систему. В квитанциях УИН может обозначаться разными названиями.

Например, для налоговых документов это «Индекс», для административных штрафов и штрафов ГИББД – «Постановление», для ДОУ и школ – «Идентификатор», для некоторых иных платежей – «Код».

Поиск по УИН предлагают почти все сайты, принимающие платежи в систему ГИС ГМП. Например, можно найти и оплатить нужный платеж на сайте Оплата госуслуг .

Порядок обращения в техподдержку

В некоторых случаях могут возникать проблемы с подключением к ГИС ГМП, если не соблюсти порядок подключения. По этой причине Федеральным Казначейством разработана инструкция по подключению .

В частности предусматривается проведение тестирования с целью проверки правильности функционирования системы.

Краткий алгоритм выглядит так:

  1. Получить в ФК уникальный регистрационный номер администратора начислений и отправить его на адрес техподдержки ФК [email protected].
  2. Получить от техподдержки инструкцию по осуществлению тестирования.
  3. По адресу siu-portal.rk08.ru перейти в СМЭВ РК, где нужно сформировать и отправить в ФК запрос «Передача начислений»
  4. Получить от оператора СМЭВ РК файл «запрос-ответ» и отправить его в техподдержку ФК.
  5. Получить от техподдержки информацию о результатах осуществления платежа.
  6. Аналогично проверить запрос «Запрос платежей».
  7. Получить от техподдержки протокол тестирования.

Какие структуры взаимодействуют

Участниками ГИС ГМП являются:

  • госучреждения;
  • администраторы бюджетных доходов;
  • госорганы, обязанные направлять сведения в единую базу и имеющие право на получение информации;
  • операторы по приему и переводу денежных средств;
  • банковские платежные агенты и субагенты;
  • организации почтовой связи;
  • органы, открывающие и ведущие лицевые счета;
  • местные администрации;
  • многофункциональные центры;
  • федеральные и региональные порталы госуслуг.