ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В СССР 5
1.1. История рынка труда в советской России и СССР 5
1.2. Особенности «рынка труда» в СССР 10
ГЛАВА 2. ТРУДОВЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА И СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 12
ГЛАВА 3. РЫНОК ТРУДА В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 19
3.1. Становление рынка труда в новой России 19
3.2. Особенности рынка труда в новой России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

ВВЕДЕНИЕ
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица практически неизбежное явление общественной жизни.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Многоукладная экономика любого государства предъявляют высокие требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, дальнейшее развитие лишь обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.
На современном этапе развития рынка труда особое значение приобретают нестандартные формы занятости. «Нестандартная» занятость представляет собой форму трудоустройства с нестандартными условиями труда, работу в режиме неполного рабочего дня на основе срочного трудового договора на предприятии или организации. В нестандартной занятости выделяют такие подвиды занятости, как: частичная занятость, временная занятость, непостоянная занятость, неполная занятость, недозанятость, сверхзанятость, вторичная занятость, самозанятость, занятость в неформальном секторе, заемный труд (аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг персонала), дистанционная или удаленная занятость.
Цель курсовой работы – выявление проблем становления и формирования рынка труда в СССР и России.
Исходя из цели, в данной работе поставлены следующие задачи:
- Определить особенности рынка труда;
- Изучить механизм функционирования рынка труда;
- Исследовать современное состояние рынка труда в СССР и России и определить проблемы его становления и формирования;
- Выявить пути совершенствования механизма функционирования рынка труда в СССР и России.
Объектом является рынок труда в СССР и России. Предмет исследования – механизм функционирования и особенности формирования рынка труда.
Теоретической и методологической основой написания работы послужили труды ведущих российских экономистов, таких как Руденко Г.Г., Муртозаев Б.Ч., Агапова Т. А., Заславский И. К., Кязимов К. Г., Одегов Ю.Г. и др. При написании работы использованы законодательные акты РФ в области трудового законодательства, статистические данные по исследуемым вопросам по РФ.
При написании курсовой работы использовались следующие методы – изучение и анализ научной литературы и статистические методы обработки данных.
Курсовая работа состоит из введения, трёх основных частей, заключения, списка использованных источников, приложений.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В СССР
1.1. История рынка труда в советской России и СССР

Институт рынка труда представляет собой одну из наиболее важных экономических основ, имеющих значение для социально-экономической жизни общества. Поэтому изучение его характеристик на различных этапах исторического развития позволяет наиболее полно представить, что происходило в экономической системе в разные временные периоды.
В 1915-16 гг. впервые в Российской империи была сделана попытка организовать распределение рабочей силы в стране: были организованы Всероссийское бюро труда, а также местные бюро труда, обслуживавшие преимущественно нужды беженцев. Затем к делу организации рынка труда приступили только в августе 1917 г., т.е. спустя шесть месяцев после февральской революции 1917: появился закон о биржах труда. Пока Россия находилась в состоянии войны, заметной безработицы не было. Наблюдалось, однако, обратное явление: оборонная промышленность и сельское хозяйство испытывали недостаток рабочих рук, проводилась экономическая политика “мобилизации труда промышленности”. Свободных рабочих на рынке труда не было, поэтому усиленно применялся труд военнопленных, солдат и иммигрантов (“инородцев”). Применение труда военнопленных происходило на всей территории России в течение периода времени с 1915 года (140 тыс.) по 1918 год включительно (95 тыс.). Максимальное число военнопленных в России было в 1917 г. и превышало 1,5 млн. человек. Этот бесплатный труд использовался на различных казённых предприятиях: горных заводах, портах, на лесои торфозаготовках, а также на фронтовых работах...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проделанной работы можно сделать вывод о том что:
Рынок труда - это рынок ресурсов труда как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Рынок труда является неотъемлемой составной частью рыночной системы. Он сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между предпринимателями, трудящимися и государством.
Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе.
Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре, то есть происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к дефициту труда.
Для снижения негативного воздействия на процессы формирования рынка труда и стабилизации его развития необходимо обеспечить перманентное повышение качества жизни и качества трудовой жизни.
Повышение качества жизни во многом зависит от развития таких сфер жизнедеятельности общества, как образование, здравоохранение, спорт, культура, наука и т. д. Это в свою очередь должно позитивно отразиться на качественном развитии воспроизводства населения и трудовых ресурсов. На национальном и региональном уровнях важным вопросом является создание благоприятного инвестиционного климата для малого и среднего бизнеса, обеспечивающего удовлетворение материальных потребностей общества. Эффективное развитие малого и среднего бизнеса во многом зависит от обеспечения продвижения продукции товаропроизводителей в другие регионы страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Булгаков М.С. Из лучших произведений. М.: ИЗОФАКС, 1993. - 671 с.
2. Воронин В.П. Управление человеческим капиталом на основе процессного подхода в интересах инновационного развития [Текст] / В.П. Воронин, О.В. Осенева // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2011. – № 11. – С. 45-47.
3. Гимпельсон В. Нестандартная занятость и российский рынок труда / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 316 с.
4. Гимпельсон, В. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда / В. Гимпельсон // Вопросы экономики. - 2004. - № 3. – С. 6
5. Гладарев, Б. Трудовые стратегии «советских специалистов» в конце 1990-х годов / Б. Гладарев // Вопросы экономики. - 2004. - № 12. – С. 144-151
6. Дашкова Е.С. Система вознаграждения персонала на основе комплексной оценки его деятельности: дисс. ... канд. экономических наук: 08.00.05 / Дашкова Екатерина Сергеевна; [Место защиты: Воронеж. гос. университет.]. – Воронеж, 2007. – 199 с.: ил. – РГБ ОД, 61: 07-8/5028.
7. Дашкова Е.С. Современные системы вознаграждения персонала: монография/ Е.С. Дашкова; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательство Воронежского госуниверситета, 2010. – 112 с.
8. Демография России. URL: >9. Еремов, О. Трудовой кодекс: новые взгляды на старые нормы / О. Еремов // Социальная политика и социальное партнерство. - 2006. - № 7. – С. 3-7
10. Капелюшников, Р. Механизмы формирования заработной платы в российской промышленности / Р. Капелюшников // Вопросы экономики. - 2004. - № 4. – С. 65-82
11. Максаковский В.П. Географическая картина мира. М.: Дрофа, 2003. - 496 с.
12. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. М.: Из-во Моск. Унта, 2004. - 366 с.
13. Профсоюзы СССР. Документы и материалы в 4-х тт. 1905-1963 гг. – М.: Профиздат, 1963. – Т. 2: Профсоюзы в период построения социализма в СССР октябрь 1917-1937 гг. С. 100.
14. Разбор училищ // Ведомости. - 2002. - 13 марта.
15. Федеральная служба государственной статистики. URL: >16. Ходоровский И. Рынок труда в России в 1918 г. // Вестник Народного комиссариата труда. М., 1919. – Выпуск 26. С. 4-6.
17. Хрущев А.Т. Экономическая и социальная география России. М.: Дрофа, 2001. - 672 с.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Политика эффективной занятости в СССР

Социология труда

Рынок труда в послереволюционной России.

Рынок труда при НЭПе.

Безработица. В пробудившемся от многолетнего застоя обществе ее образ возник внезапно вместе с ощущением острой тревоги и неминуемой расплаты за фальшь догматизма и беспринципную лакировку действительности. Еще совсем недавно в теории и практике управлении народным хозяйством начисто отрицалась сама возможность безработицы в нашей стране, она считалась недопустимой даже в период крупномасштабных преобразований в экономике.

Чтобы преодолеть догматизм в теории занятости, необходимо прежде всего очистить ее от традиционных наслоений. Долгие годы нам твердили: пусть у тебя пока нет того - другого - третьего, зато у тебя есть работа! Так что, будь ласков, реализуй одно из главных прав человека - права на труд - в полной мере. Такая идеология очень способствовала возникновению системы труда, при которой человек превратился по существу в придаток машины или мотыги, в «производственный ресурс». Выработанная система занятости и привела к отставанию нашей экономики.

Переходя к рыночной экономике которой, естественно, соответствует рынок труда, мы начинаем понимать, что чем экономика эффективней, свободнее, тем большее значение в ней имеет система занятости как ее социальная основа, и что только свободный труд может быть эффективным, а не труд по принуждению из-под административной палки под угрозой или в результате уголовного наказания. Речь идет о создании современного рынка труда.

При обосновании новой политики занятости в условиях перехода к рыночной экономике полезно использовать опыт развитых стран, но и критически переосмыслить свой собственный опыт - положительный и отрицательный. Хотелось бы надеяться, что наше общество сумеет сделать правильные выводы из уроков истории и не допустит повторения прежних ошибок.

Революция и безработица.

Одно из исходных догматических представлений состоит в том, что капиталистическому производству во всех случаях соответствует резервная промышленная армия и безработица. Однако, к началу 1917г. в экономике России спрос промышленности на рабочую силу превышал ее предложение. После февральской революции было закрыто 568 промышленных предприятий и с их закрытием возникла массовая безработица, а предложение на рынке труда превысило спрос на рабочие руки.

Октябрьская революция положила начало революционной ломке отношений в сфере труда. Советское правительство своими первыми декретами о труде удовлетворило все социалистические требования рабочих. Это создало основные предпосылки для борьбы с усилившейся безработицей. К апрелю 1918г. было зарегистрировано уже 344 тыс. безработных, 33% из них составляли квалифицированные рабочие. Примерно столько же могли быть неучтены из-за отсутствия на местах органов трудоустройства. Осуществляемые государством и рабочими организациями экстренные меры по сдерживанию безработицы дали положительные результаты. Безработица в крупных городах постепенно рассасывалась. Этому способствовали некоторое оживление дел в промышленности, начало строительного сезона и сельхоз работ, традиционно привлекавших дополнительную рабочую силу.

Национализация явилась неизбежным следствием всей совокупности политических, социальных и экономических условий того времени. Она предотвратила дальнейшее закрытие предприятий и создала условия для обеспечения полной занятости трудящихся масс, хотя бы на неэффективной основе. Принудительное регулирование заработной платы, которая в то время была ниже прожиточного минимума, привело к значительному падению производительности труда. Правительство решило прибегнуть к принудительному учету и мобилизации рабочей силы. Так был постепенно подготовлен полный переход от добровольного к принудительному привлечению и учету всей рабочей силы страны.

Hасаждение военного коммунизма в условиях полной разрухи на транспорте, упадка промышленности, разорения городов, роста голода и эпидемий привело к милитаризации труда. Таким образом, к концу 1920 года всеобщность труда провозглашенное из принципов социализма, превратилось в тотально милитаризованную трудовую повинность. Форма огосударствления труда соответствовало вполне реальное принуждение к труду, поддерживаемое системой репрессивных органов. Это приводило к тому, что в условиях неэффективного хозяйствования все резервы рабочей силы находились в скрытом виде на предприятиях и в хозяйствах. Не стало безработных, так как очень многие долгое время предпочитали находиться «на работе без работы», в ожидании очередной мобилизации, а сам производительный труд окончательно потерял экономические стимулы в условиях декретированного минимального уравнительного распределения. После того как военный коммунизм полностью исчерпал свои возможности в области организации общественного производства и регулирования рынка труда, был осуществлен переход к новой экономической политике. Это предполагало и проведение новой политики в области занятости. Сначала были упразднены комтруды и разного рода комиссии с возложением их функции на органы НКТ, расформированы неспособные прокормить себя трудовые армии. Частично введено право перехода из одного учреждения в другое. После этого была проведена демобилизация возрастных групп, освобожден от массовой трудовой повинности ряд категорий трудящихся, существенно сокращены, а затем и расформированы последние трудовые части. На повестку дня выдвигались принципиальные задачи перехода к экономическим методам трудовых ресурсов, решения социальных проблем эффективной занятости, связанных с резервом рабочей силы.

Однако принципиальных выводов по проблеме занятости из области первых лет революции так и не было. По - прежнему считалось, что путь к социализму лежит через одинаково принудительный труд для всех членов общества, образование промышленных армий.

Занятость и рынок труда при НЭПе.

Введение НЭПа означало признание провала административно-комадных методов военного коммунизма, основанных на тотальном принуждение к труду. Трудовые мобилизации и повинности населения, милитаризация труд и ставшие обязательными коммунистические субботники показали свою полную неэффективность при восстановлении разрушенного народного хозяйства. Надвигалась экономическая катастрофа.

Для подъема трудовой активности требовалось создать экономическую заинтересованность, освободить его от военно-административного принуждения к труду. Структурные преобразования вызывали появления безработицы среди тех, кому раньше была обеспечена стабильная занятость на государственной службе независимо от уровня профессиональной квалификации и состояния экономической конъюнктуры. Резкое сокращение числа и штатов всех советских учреждений, массовая демобилизация из рядов Красной Армии, перевод всех предприятий промышленности на полный хозрасчет привели к превышению предложения труда над спросом на рабочие руки. Для подъема производительных сил необходимо было обеспечить сбалансированность рабочей силы и рабочих мест на новой экономической и организационной основе с учетом региональных и отраслевых условий формирования занятости. В результате на рынке труда появились неконкурентно способные группы работники незанятость которых принимала устойчивые формы. Нужно было обеспечивать их трудовую активизацию, адаптацию на производстве, защитить от административного произвола, поддержать на период безработицы.

В ноябре 1922 года был принят Кодекс законов о труде, который зафиксировал коренные перемены в его общественной организации, связанные с проведением НЭПа. В кодексе была зафиксирована полная отмена трудовых организаций и повинностей.

Важной формой борьбы с массовой безработицей, принимавшей в ряде регионов страны застойные формы, стали общественные работы. Для женщин были введены льготные условия, посылки на работу, в том числе группами, организованы женские артели, работа в столовых и прачечных. Биржи труда были открыты для всех желающих получить работу.

НЭП привел к появлению рынка труда. При всех достоинствах НЭПа возникшую тогда безработицу обычно относят к одной из серьезных негативных ее сторон. До сих пор ее ликвидация признается несомненной заслугой того социализма, который был воздвигнут на руинах НЭПа. После «великого перелома» в угаре экономического романтизма на фоне взятых высоких темпов и рубежей валовых показателей было торжественно провозглашено, что в нашей стране навсегда покончено с этим социальным злом, наследием капитализма.

Теперь настало время восстановить тот бесспорный в научном отношении факт, что НЭП не только воспроизводил безработицу в ее разнообразных проявлениях, но и предполагал формирование резервной армии труда как условия реализации прогрессивных сдвигов в экономике. Ликвидации безработицы тем способом каким она была проведена означала конец рынка труда, свободного от внеэкономического принуждения. Административно-бюрократическая система вновь обрела власть над общественным трудом.

Безработица, как феномен НЭПа имела обоснования определяемые всем ходом общественного развития: социально-экономическими переменами, отраслевыми сдвигами, региональными особенностями и демографическими процессами.

НЭП так и не довел до конца решение проблем занятости и безработицы. Помешал «великий перелом», возродивший административное принуждение к труду, пожизненно прикрепивший работника к фабрично-колхозной системе. И все же уроки НЭПа не прошли бесследно. Усваивая их мы начинаем понимать, что перестройка экономики на принципах эффективности требует формирование рынка труда, освобождения работника от пут принудиловки, создания личной заинтересованности в высокопроизводительном творческом труде.

Описание предмета: «Социология труда»

Цель курса «Социология труда»: представить возможность студентам ознакомиться с наиболее важными явлениями в социально-трудовой сфере, показать те изменения, которые происходят в развитии рынка труда и занятости, в организации и регулировании заработной платы и т.д.

Задачи курса: Дать знания теоретических основ в области социологии труда Научить организовывать эффективную работу трудового коллектива. Дать практические рекомендации по обеспечению эффективного функционирования и коллектива.

Ознакомить с современной практикой отношений работодателей и наемных работников основными нормативными документами по правовым вопросам в социально-трудовых отношениях.

Рассматриваются основные направления социологии труда: индустриальная и промышленная социология, экономическая социология, аграрная социология, социология организаций, социология профессий, социология трудового коллектива.

Литература

  1. Н.М. Кондратенко, В.С. Шавлак. Нефтяная рента в СССР. – СпБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. – 164 с.
  2. В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, Й.Й. Шнайдген, А.А. Федулин, К.А. Мазин. Советское зазеркалье. Иностранный туризм в СССР в 1930-1980-е годы. – М.: Форум, 2007. – 256 с.
  3. Б.В. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. – М.: Машиностроение, 1978. – 440 с.
  4. В.Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. – М.: Машиностроение, 1985. – 752 с.
  5. В.Н. Цыгичко. Модели в системе принятия военно-стратегических решений в СССР. – М.: Империум Пресс, 2005. – 96 с.
  6. В.М. Семенов. Правоохранительные органы в СССР. – М.: Юридическая литература, 1990. – 400 с.
  7. Н.В. Говорова. Занятость в эпоху глобализации. – М.: Огни, 2003. – 60 с.
  8. А.Е. Бережной. Эффективные занятия в фитнес-клубе и дома. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 240 с.
  9. Н.В. Нищева. Дидактический материал к подгрупповым логопедическим занятиям в младшей группе детского сада. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 32 с.
  10. Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 448 с.
  11. Ю.В. Ревич, Б.Н. Малиновский. Информационные технологии в СССР. Создатели советской вычислительной техники. – СПб.: БХВ-Петербург, 2014. – 336 с.
  12. Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. Занятие в детском саду. Современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий. – М.: Учитель, 2014. – 132 с.

Система занятости населения СССР

Особенности «рынка труда» в СССР

Первая мировая война 1914-1917 гг., Великая социалистическая революция 1917 г. и Вторая мировая война 1941-1945 гг. блокировали мирное экономическое развитие нашей страны и рынка труда в частности. Так как рассмотрение военной экономики выходит за рамки настоящей работы, будем рассматривать рынок труда СССР после того, как экономика полностью перешла в «мирный режим».

Характерной чертой рынка труда Советского союза, по мнению авторов работы , была система занятости и сложившаяся к моменту начала рыночных реформ 90-х гг. концепция полной занятости. Полная занятость была одной из основных целей планово-административной экономики, а ее реализация означала гарантированную занятость в течение жизни работника, а также заработную плату и необходимый для удовлетворения минимальных потребностей доход семьи. В результате административных мер и крупных государственных инвестиций в экономику в СССР была достигнута высокая степень трудовой активности населения. К концу 80-х гг. 92% трудоспособного населения было занято в общественном производстве или учебой; в некоторых возрастных группах этот показатель достигал 95-98% . При этом высокий уровень участия в оплачиваемой занятости был характерен не только для мужчин, но и для женщин.

Помимо обеспечения высокой степени занятости социалистическая система в течение относительно короткого периода времени эффективно решила проблему ликвидации неграмотности населения на огромной территории, то есть резко повысила качество рабочей силы.

Высокая степень занятости и доступ к бесплатному образованию были, несомненно, одними из главных условий социальной стабильности и социальной удовлетворенности в советском обществе. Однако, трудовой потенциал общества использовался при этом неэффективно. В последние десятилетия СССР все быстрее снижались адаптационные возможности рабочей силы, слабела система трудовых мотиваций. Происходило это по ряду причин. Во-первых, высокая степень занятости сопровождалась низкой ценой труда. Во-вторых, государственная идеология не поощряла работников к получению общих знаний и производила много специалистов с неконвертируемой квалификацией, таким образом, все более наращивалась искаженная структура рабочей силы, сосредоточение основной массы работников в отраслях промышленности и сельского хозяйства. Следствием выше перечисленного было несоответствие структуры спроса на рабочую силу образовательной структуре работников. В-третьих, в условиях централизованной оценки труда и планового распределения рабочей силы руководители организаций не были заинтересованы в ее эффективном использовании и в большинстве случаев стремились к увеличению штата. Из-за чего в экономике сформировалась так называемая «сверхзанятость» - излишки рабочей силы по сравнению с потребностями экономики. Масштабы «сверхзанятости» в конце 80-х годов оценивались специалистами в размере 15-20% рабочей силы.

Все выше перечисленное привело к тому, что к концу 80-х гг. СССР стал утрачивать свои преимущества в качестве образования и квалификационном потенциале рабочей силы.

Слом системы занятости населения СССР

Слом системы государственного строя в 90-е годы поставил все трудовое население страны в очень тяжелое положение. Поменять место своей работы и род деятельности были вынуждены 60 % населения страны . В 90-е годы большинство трудоспособного населения РФ оказалось безработным по причине развала большинства государственных предприятий. Устроиться на новое место работы с имеющейся квалификацией российский гражданин в большинстве случаев не мог. Получить новую специальность, которая являлась для него источником денег, в России было негде, усугубляло ситуацию то, что ответить на вопрос «на кого учиться?» было нелегко. Решение каждый находил свое собственное: занимались челночной торговлей, открывали свой бизнес, или просто были вынуждены работать там, где предлагали и платили заработную плату.

С теоретической точки зрения характерными особенностями рынка труда в переходной экономике являются: снижение количества и качества занятости; ослабление гарантий занятости и сохранения рабочего места; рост длительной безработицы, что в конечном итоге препятствует эффективному использованию трудового потенциала работников. Все это в полной мере наблюдалось при переходе СССР в Российскую Федерацию.

Новые переводы

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА1

Саймон Кларк Университет Уорвика, Великобритания

Перевод М.С.Добряковой Научное редактирование - В.В.Радаев

Рынок труда в советский период

Рынок труда был единственным рынком, существовавшим в Советском Союзе в форме, которая могла быть признана в капиталистической экономике (67, 68). Несмотря на намерения властей планировать распределение рабочей силы и на настойчивые уверения почти всех советских ученых, что рабочая сила не является товаром, на практике работники более или менее свободно меняли места работы, а работодатели более или менее свободно нанимали тех, кого желали. Хотя зарплата жестко контролировалась в попытках подавить конкуренцию на рынке труда, работодатели в базовых секторах экономики могли предлагать более высокий уровень оплаты, жилье, а также широкий и всё возрастающий спектр социальных льгот с целью привлечения отобранных работников. Наименее привилегированные отрасли не могли соперничать теми же методами, т.е. предлагать лучшую зарплату и социальные льготы, однако они могли предложить менее интенсивный режим работы, менее строгую трудовую дисциплину, а также больше возможностей для дополнительных заработков на стороне путем комбинирования нескольких рабочих мест в течение рабочего дня или просто путем приворовывания общественной собственности. При этом заработную плату отдельным работникам можно было увеличивать за счет присвоения им более высоких разрядов и категорий или за счет ослабления норм выработки. В то же время, не существовало тех формальных институтов рынка труда, которые обеспечивают процесс смены рабочих мест в развитых капиталистических экономиках. В России, в общем и целом, люди вынуждены были искать информацию о рабочих вакансиях через неформальные каналы. Однако прежде, чем обратиться к рассмотрению этих неформальных каналов, нам следует кратко обрисовать формальные институты, которые должны были регулировать движение рабочей силы в конце советского периода.

Распределение рабочей силы административными методами Вхождение на рынок труда

Здесь в центре административного регулирования находилась система жесткого распределения выпускников после окончания образовательных учреждений. Эта

1 Данный текст является переводом части статьи Clarke, S. The Russian labour market // Аспекты социальной теории и современного общества / Ред. А.Согомонов, С.Кухтерин. М.: Институт социологии РАН, 1999. С. 73-88 (73-120). Перевод размещается с любезного согласия автора.

система относилась прежде всего к выпускникам высших и средних специальных учебных заведений: они в обязательном порядке должны отработать на предписанном им месте в течение трех лет. При этом власти рассчитывали на то, что они останутся на данном рабочем месте на всю оставшуюся жизнь. Распределение выпускников по рабочим местам осуществлялось Комиссией по распределению, действовавшей в учебном заведении. Она исходила из пожеланий студента, его академических достижений и общественно-политической активности, а также специфических требований работодателей, обращавшихся к руководству учебных заведений. Лучших студентов или тех, у кого были хорошие связи, часто распределяли по их собственному выбору, - например, на то предприятие или в ту организацию, где они проходили преддипломную практику. Других же направляли в отдаленные регионы страны, в первую очередь, в Сибирь и на Дальний Восток, где сохранялся дефицит рабочей силы. Однако на практике эта система никогда не работала в полной мере: одни студенты сами находили работу и просто не появлялись там, куда их распределяли; другие уезжали на место распределения и обнаруживали, что работы там для них не предусмотрено; а третьи покидали места распределения, не дожидаясь истечения трехлетнего срока (67, рр. 46-47). С 1980-х гг. система распределения распространялась также и на выпускников профессионально-технических училищ. Как правило, эти студенты направлялись на предприятие, к которому было прикреплено их ПТУ, хотя на практике и здесь многие находили себе работу сами. Местные комиссии по распределению молодежи, как предполагалось, должны были находить рабочие места для выпускников школ, однако их эффективность была весьма спорной (68, р. 110).

Административное распределение на следующих этапах

Хотя в стране и существовала четкая карьерная лестница, при восхождении по которой важную роль играли личные связи, равно как профессиональные и политические качества, ее верхние позиции также заполнялись административными способами. Назначение людей на высшие посты во всех сферах экономической, социальной и политической жизни регулировалось номенклатурной системой, в рамках которой парткомы всех уровней утверждали список лиц, подходящих для повышения по службе. Из этого списка и выбирались кандидаты при возникновении вакантной должности (73). В принципе, любому члену партии могло быть предписано в интересах партийного государства перейти на другую работу, например, поехать в отдаленный регион, что было распространено в 1930-е гг., однако в послесталинский период такая практика стала достаточно редкой.

Другие административные методы назначения людей на рабочие места основывались на материальном стимулировании и не включали принудительного компонента, так что их следует считать скорее рыночными, нежели административными механизмами (67, рр. 45-53). Оргнабор возник в начале 1930-х гг. по инициативе промышленных предприятий, заключавших договоры с колхозами о поставках рабочей силы. Постепенно оргнабор был приведен в систему и бюрократизирован, и вскоре он превратился в основной канал набора сельского населения для работы в промышленности и строительстве в то время, когда сельчане не имели права покидать свое место жительства. Начиная с 1950-х гг. оргнабор использовался прежде всего для привлечения рабочей силы в развивающиеся регионы Сибири и Дальнего Востока. С конкретным работодателем в этом случае заключался контракт на срок от одного до пяти лет (средняя продолжительность - 2 года), ему выделяли подъемные и оплачивали транспортные расходы. В 1980-е гг. оргнабор покрывал 20% планового набора работников для Сибири и Дальнего Востока, при этом почти треть проходила по линии

Министерства энергетики, в то время как его доля в промышленности в целом была не столь велика. Поскольку для членов семей в этом случае дополнительных средств не выделялось, то большинство людей, нанимаемых подобным образом, были одинокими, и примерно две трети из них были моложе 29 лет. С оргнабором возникли те же проблемы, что и с распределением выпускников: многие обнаруживали, что жилищные условия и условия труда не соответствовали обещанному; или же люди просто оказывались не нужны и уезжали прежде, чем истекал срок договора. Были также жалобы и на то, что по оргнабору привлекаются далеко не лучшие работники, а лишь летуны, перескакивающие с места на место в расчете на подъемные и покрытие транспортных расходов (67, рр. 51-52). Схемы расселения людей в сельской местности были менее масштабны, однако они предусматривали более существенные выплаты и позволяли переезжать семьям в полном составе (68, рр. 112-113).

Комсомольские призывы первоначально были введены Н.С.Хрущевым с целью освоения целинных земель, впоследствии они все больше использовались для привлечения рабочей силы на крупные стройки страны. Хотя условия договоров были более гибкими, чем в случае с оргнабором, а идеологическая нагруженность - гораздо сильнее, материальные условия были схожими, и, как оказалось, люди, мобилизованные по призыву комсомола, не особенно стремились остаться на месте работы после окончания действия контракта. Большинство студентов заключали краткосрочные договоры, в основном, для работы на стройках или в сельском хозяйстве, прежде всего, в период каникул.

Наконец, важно не забыть и о той важной роли, которую играл принудительный труд на протяжении всего советского времени. Хотя массовые репрессии закончились со смертью И.В.Сталина, очень большое число людей были осуждены на те или иные сроки заключения в исправительно-трудовых колониях. При этом впоследствии им часто вменялось принудительное поселение в регионах, где наблюдался дефицит рабочей силы. Помимо этого, широко использовалось огромное число призывников в армию и военнослужащих: они работали на гражданских объектах или восполняли сезонные потребности в рабочей силе, - например, по сбору урожая или уборке улиц от мусора в конце зимы.

Мобильность рабочей силы

В соответствии с советским идеалом, каждый индивид должен был получить место работы согласно своей квалификации и нуждам экономики. Предполагалось, что впоследствии он сделает карьеру на предприятии или в организации, куда был направлен, причем назначение на высшие должностные посты будет контролироваться номенклатурной системой. Причиной столь упорного стремления закрепить структуру занятости была не столько попытка планирующих властей контролировать распределение рабочей силы (практически, этого они могли достичь и рыночными механизмами), сколько центральная роль, отводимая рабочему месту в процессе поддержания порядка и стабильности советского общества.

Рабочее место являлось основным звеном осуществления социальной интеграции в рамках советской системы. И политика партии была направлена на то, чтобы закрепить людей на их рабочих местах: так легче было регулировать и контролировать их жизнь. При этом проведение данного идеала на практике осуществлялось, прежде всего, путем предоставления предприятиями значительных социальных льгот и привилегий за выслугу лет. Основное место работы являлось не только источником средств к существованию, но также и показателем социального статуса. Отсутствие работы

обрекало не только на материальные лишения, но и на риск подвергнуться тюремному заключению по обвинению в "тунеядстве". Увольнение, даже самых недисциплинированных работников, как средство контроля над рабочей силой властями не поощрялось, ибо уволенных надо было направлять на какое-то другое место работы. Так что число дисциплинарных увольнений было чрезвычайно невелико, хотя нарушителей дисциплины руководство предприятия могло вынудить уйти по собственному желанию.

Такая политика находила отражение и в субъективной ориентации работников, в основе которой был идеал: работа на всю жизнь, а рабочее место - "второй дом". Идеальным трудовым путем для советского работника было найти подходящее место работы и затем оставаться на нем до конца его/ее трудовой жизни, делая карьеру за счет перемещения с одной должности на другую внутри самого предприятия. Если все же возникала необходимость сменить место работы, то делалось это по переводу, согласованному с руководством предприятий и/или внешними организациями. Такой перевод позволял работнику сохранить непрерывный трудовой стаж и связанные с ним социальные льготы.

На практике, однако, все это не работало, как было предписано, поскольку не было эффективного механизма, который удерживал бы людей на их месте работы, при этом предприятия и организации всегда соперничали друг с другом за рабочую силу. Рабочие, особенно на ранних этапах своей карьеры, искали лучшую оплату и условия труда, лучшие перспективы в отношении обеспечения жильем и детским садом (67, рр. 280-282). В результате уровень мобильности рабочей силы был достаточно высок. Таким образом, большая часть найма работников происходила вне какого-либо административного распределения рабочей силы, а осуществлялась непосредственно между индивидом и будущим работодателем. При этом примерно две трети составляли прямые переводы с одной работы на другую (67, р. 276).

Данных о текучести кадров и о каналах, при помощи которых люди находили работу в советской системе, крайне мало, поскольку подобная информация считалась государственной тайной и вплоть до конца советского периода не подлежала публикации. А имеющиеся данные (прежде всего, данные исследовательских отчетов) совершенно не согласуются между собой (о такого рода данных см. 67, гл. VI). Как пишет А.Котляр, 14,2% общего числа занятых в России в 1980 г. составляли выпускники образовательных учреждений, 2,8% - молодые люди, 3,8% шли по переводу, 0,9% - по оргнабору и переселению сельских семей, 0,5% - по призыву комсомола, а 77,8% составлял непосредственный найм работников предприятиями (67, р. 269; 68, рр. 109-113; 61, р. 62).

Столь малая доля административных методов распределения работников является результатом высокой текучести рабочей силы, которая означала, что большую часть всех наймов составляли люди, которые по собственному усмотрению перемещались с одного места работы на другое. Общий уровень мобильности рабочей силы в Советском Союзе начиная с 1960-х гг. был сопоставим с аналогичными показателями для капиталистических рынков труда: текучесть составляла приблизительно 20% в год и сократилась примерно до 15% в середине 1980-х. Эти цифры близки к аналогичным показателям для многих европейских стран; они выше, чем в Японии, и существенно ниже, чем в Соединенных Штатах2. Однако советское трепетное отношение к высокому

2 Официальные данные показывают, что с середины 1970-х гг. произошло значительное

уровню мобильности рабочей силы становится вполне понятным, если поместить его в контекст динамики занятости, с одной стороны, и социальных норм - с другой. "Экстенсивный" путь предполагал жесткую структуру занятости, рабочие места ликвидировались крайне редко, поскольку создание новых производств не сопровождалось ликвидацией старых производственных мощностей. Таким образом, очень немногие люди были вынуждены оставить свои рабочие места в результате сокращения штатов, еще меньшее число - в результате дисциплинарных увольнений. Аналогично, централизованное установление уровня оплаты труда не оказывало давления на работников депрессивных отраслей путем снижения относительного уровня этой оплаты. С другой стороны, мощные социальные нормы поддерживали стабильность занятости. Высокий уровень трудовой мобильности был свойственен, как правило, прежде всего молодым работникам, искавшим более подходящее место работы, а также наименее социализированным и наименее дисциплинированным работникам, которые к тому же обычно обладали и более низкой квалификацией. Тем не менее, постоянный дефицит рабочей силы свидетельствовал о низком уровне безработицы, и те, кто оставлял свое место работы, были уверены в том, что найдут другую работу, как только они сами того пожелают. Несмотря на сдерживание трудовой мобильности, работники имели достаточную свободу для смены рабочих мест в соответствии с собственными интересами и предпочтениями.

Текучесть кадров рассматривалась советскими властями не только с точки зрения негативных социальных последствий, но и как серьезная экономическая проблема, растрата ресурсов. Работники оставляли места, для которых их готовили, и уходили на новую работу, где им вновь требовалось время для подготовки. При этом перерыв между работой на старом и новом местах составлял примерно один месяц (67, р. 306316). Соответственно, было достаточно много исследований, посвященных причинам высокой текучести кадров. Задачей этих исследований было выявление путей совершенствования системы заработной платы и премий, а также изменение условий труда, которые позволили бы снизить мобильность рабочей силы. Представления о мобильности рабочей силы как положительном явлении отсутствовали и среди экономистов, которые не рассматривали ее как средство увеличения производительности труда, достигаемого путем лучшего соответствия работника месту его работы. Отсутствуют они и среди работников, которые не могли рассматривать ее как средство, позволяющее конструировать полноценную трудовую жизнь. Следовательно, институты рынка труда, подобные тем, что есть на Западе, были весьма не развиты, а мобильность рабочей силы никогда не изучалась как инструмент реструктурирования экономики или как элемент стратегии работников в сфере занятости.

сокращение коэффициента текучести рабочей силы (впоследствии он начал подниматься от 11% работников промышленности в 1986 г. до 13% в 1989 г. (26, р. 126) и до примерно 30% в 1992 г.). Советские комментаторы объясняли столь резкое падение уровня текучести в первой половине 1980-х гг. успешным применением ряда мер по улучшению трудовой дисциплины и снижению текучести, которые последовали за официальным заявлением в декабре 1979 г. Западные комментаторы были более скептичны в отношении эффективности этих мер, среди которых была, например, такая: рассмотрение заявления об уходе продлевалось на 2-4 недели. Отчасти снижение уровня текучести в середине 1980-х гг. можно объяснить старением рабочей силы (68, р. 217), а также, вероятно, непродолжительной кампанией Ю.В.Андропова по ужесточению трудовой дисциплины (67, р. 315; 61, р. 63).

На практике центральные власти стремились регулировать рынок труда посредством скорее рыночных, нежели административных механизмов. Более высокая зарплата выплачивалась работникам в отдаленных регионах, где рабочая сила была дефицитной, и в базовых отраслях промышленности, где также предполагались более широкие социальные льготы. Это давало базовым отраслям, и прежде всего военно-промышленному комплексу, большое преимущество на рынке труда, позволявшее перетягивать лучших работников и иметь стабильный кадровый состав. Оборотной стороной этой ситуации было то, что менее приоритетные отрасли, включая сферу услуг, легкую промышленность и строительство, испытывали больше трудностей в привлечении рабочей силы и более высокую текучесть кадров (68, р. 217; 62). Изменения в социальной политике, произошедшие с середины 1980-х гг., были нацелены на то, чтобы закрепить работника на предприятии, обеспечив его жильем и предоставив более широкий спектр социальных льгот и пособий, привязанных к данному рабочему месту. Однако в результате более обеспеченные предприятия получили более выигрышные позиции на рынке труда. Данные обследований показывали огромные различия в уровне текучести кадров на разных предприятиях одной и той же отрасли, отражая тем самым масштабы конкуренции между предприятиями на рынке труда. Была также выявлена более высокая текучесть в крупных городах, на более мелких предприятиях, а также среди более молодых и низкооплачиваемых работников (67, рр. 275-276).

Посредники на рынке труда

Несмотря на то, что большая часть всех случаев найма работников обходилась без административного контроля, в течение почти всего советского периода на рынке труда существовали формальные посредники, занятые, в частности, распределением молодежи и таких особых категорий, как инвалиды, демобилизованные из армии и освобожденные из мест заключения. Только в 1 969 г., с целью повышения эффективности рынка труда, были вновь созданы биржи труда (в 1930 г. они были упразднены в связи с официальным объявлением о ликвидации безработицы). В период между этими двумя событиями предприятие полностью отвечало за трудоустройство уволенных работников, а также за выплату компенсации за две недели после увольнения. К 1970 г. было учреждено 134 бюро по найму, а к 1989 г. на территории Советского Союза возникло 812 центров занятости и 2000 бюро по найму. Однако по ряду причин такие бюро оказались не эффективными. Во-первых, по иронии судьбы, в отличие от большей части капиталистических стран, эти учреждения не получали государственной поддержки, а должны были финансировать свою деятельность посредством отчислений от предприятий, что вело к недофинансированию и проблемам с кадрами (67, рр. 24, 406-407). Во-вторых, многие предприятия не сообщали об имевшихся у них вакансиях, а большая часть заявленных рабочих мест предназначалась для низкоквалифицированных работников. В-третьих, эти бюро имели очень низкую репутацию и были последним прибежищем, куда направлялись люди, которые отчаялись найти работу собственными усилиями, и предприятия, которым никак не удавалось заполнить пустовавшие рабочие места. Тем не менее, согласно их собственным отчетам, эти бюро вскоре стали играть решающую роль в процессе распределения рабочей силы, обеспечивая более 20% всех приемов на работу в России в 1981 г. Они существенно сократили временной разрыв при переходе с одной работы на другую, обеспечили в 1973 г. информацией о рабочих местах 87% желающих и действительно трудоустроили 59% (68, рр. 115-116). Согласно нашим собственным данным, эти бюро и их преемники, как мы увидим ниже, играли на рынке труда гораздо

менее значительную роль. Политика на рынке труда

В течение всего советского времени политика на рынке труда была подчинена первоочередной задаче мобилизации резервов рабочей силы на нужды строительства советской промышленности. В 1930-е гг. нужно было переселить, в значительной мере силой, большую долю сельского населения в новые центры перерабатывающей и добывающей промышленности. После смерти Сталина акцент постепенно сместился к использованию материальных стимулов при привлечении сельского населения в промышленность и строительство, однако к концу 1950-х гг. уже стало ясно, что притока рабочих рук (в том числе, женщин) из игравшего вспомогательную роль сельского хозяйства в армию наемного труда, а также естественного прироста городского населения не достаточно для удовлетворения ненасытной потребности советской системы в рабочей силе. В течение 1960-х и 1970-х гг. все большую роль играло привлечение неработающего населения, состоявшего прежде всего из пенсионеров и женщин с детьми. Ограничения, распространявшиеся на занятость пенсионеров, были постепенно ослаблены, и к концу советского периода пенсионеры могли получать пенсию в полном объеме, даже если они продолжали работать, при существовании определенного "потолка" максимального общего дохода3. Аналогично, получила широкое распространение система выплаты пособий по уходу за ребенком, и женщины получили новые права, касающиеся декретного отпуска. Все эти меры оказали заметное воздействие на привлечение в состав рабочей силы этих двух категорий работников (67, рр. 106-107, 218-225). В то же время, они противоречили целям социальной и демографической политики, что особенно касалось занятости женщин с детьми. Драматической иллюстрацией положения дел являлся высокий уровень детской смертности и резкое снижение уровня рождаемости.

Начиная с 1980-х гг. советские специалисты переключили внимание с дефицита рабочей силы на внешнем рынке труда к избытку рабочей силы, занятой на существующих предприятиях. Это вело к спорам о том, в какой степени советские предприятия подпитывали немалые внутренние резервы рабочей силы, которые могли бы быть мобилизованы на удовлетворение потребностей продолжающегося экономического роста (эти дебаты рассматриваются подробно в ). Теоретическую проблему составляло явное сосуществование дефицита рабочей силы на макроуровне и ее избытка на микроуровне. Феномен "избыточной занятости" объяснялся недостатками системы планирования, которая давала предприятиям стимул к максимальному увеличению рабочей силы и которая требовала от них придерживать существенную часть рабочей силы в качестве резерва на случай меняющихся потребностей4. Причина виделась также в несовершенстве стратегии

3 Пенсионеры в России могут быть достаточно молоды. Дело не только в том, что пенсионный

возраст здесь на пять лет ниже, чем в большинстве стран (55 лет для женщин и 60 для мужчин), но и в том, что многие работники имеют право досрочного выхода на пенсию в силу вредных или тяжелых условиях работы. Шахтер на подземных работах, например, может выйти на пенсию после 20 лет стажа. Эти "привилегии" уравновешиваются низкой продолжительностью жизни, особенно у мужчин, а также широкого распространения несчастных случаев и заболеваний на производстве.

4 Такие потребности включали право местных властей призывать значительную часть рабочей

силы с местных предприятий для удовлетворения каких-либо краткосрочных нужд. Этим правом они широко пользовались, особенно в случае сбора урожая, строительства, а также

капиталовложений, где акцент на основном производстве привел к крайне низкому уровню механизации вспомогательного труда; а также в некомпетентности руководителей, которая вела к неэффективному использованию рабочей силы в рамках предприятия.

Предпринимались попытки искоренить недостатки системы планирования путем серии "экспериментов", проведенных начиная с середины 1 960-х гг. Предлагалось дать предприятиям и организациям стимул к сокращению числа занятых путем сохранения за ними средств, сэкономленных в результате увеличения производительности труда. Как и в случае со всеми прочими советскими "кампаниями", такие эксперименты давали неплохие результаты на передовых предприятиях в краткосрочном периоде, однако, по причине системных сбоев, в долгосрочном периоде сохранить значимое влияние экспериментов не удавалось (1; 68, рр. 169-81; 67, рр. 161-71). В основе таилось противоречие между целостностью административно-командной системы, требовавшей, чтобы центр сохранял контроль над распределением ресурсов, и необходимостью стимулирования инициативы в приобретении ресурсов и распоряжении ими.

К середине 1980-х гг. стал общеизвестным тот факт, что советская экономика имела излишки в размере 10-15% рабочей силы, однако никогда не приводились источники подобных данных (67, р. 154). Поскольку мнение о том, что дефицит рабочей силы был советской выдумкой, а ее придерживание - неотъемлемой чертой советских предприятий, стало обычным для аналитиков постсоветского периода, важно пояснить, что же понимается под этими внутренними излишками. Данные обследований неизменно демонстрировали, что подавляющее большинство предприятий сталкивались с дефицитом рабочей силы, и это оказывалось существенным препятствием на пути выполнения плана. С другой стороны, данные обследований также показывали, что после проведения системных реформ - таких, как изменение системы планирования, совершенствование системы управления и повышение надежности поставок - многие предприятия смогли бы выполнить производственный план, задействовав гораздо меньше рабочей силы. Более рациональная программа инвестирования, включая демонтаж устаревших заводов и механизацию подсобного и вспомогательного труда, позволила бы сберечь еще больше труда (68, рр. 19-20, 151160). Таким образом, нет свидетельств в пользу того, что имелся существенный избыток рабочей силы в том смысле, что предприятия и организации накапливали трудовые резервы, которые можно было бы безо всяких усилий высвободить для более эффективного их использования. Это верно лишь в том смысле, что имелся чрезвычайно широкий спектр путей увеличения производительности труда посредством реформы системы управления и более рациональных программ капиталовложений (см. 8, 52). Это послужило основой для серии реформ в эпоху перестройки, сутью которых являлось высвобождение внутренних резервов труда на основе все более радикальной трансформации административно-командной системы. Результатом этих попыток стала стремительная дезинтеграция системы, когда центр лишился контроля над распределением ресурсов, которое прежде и составляло основу

ремонта муниципальных зданий и дорог. Согласно опубликованным данным, в течение 1980-х гг. в Советском Союзе подобные задания поглощали 700-800 000 человеко-лет в год (68, р. 113). Цифра это, однако, явно существенно занижена, поскольку значительная часть такого рода мобилизаций рабочей силы осуществлялась неформально и, следовательно, официально не регистрировалась.

его власти над предприятиями и организациями (12). Влияние перестройки на советский рынок труда

Данная работа не предполагает освещения всех поворотов и скачков перестройки, здесь затрагивается лишь ее влияние на советский рынок труда (68, главы 9 и 10; 67, глава VIII). Принципиальными элементами программы реформ с точки зрения развития рынка труда была реформа оплаты труда 1986 г. и Закон об индивидуальной трудовой деятельности, который был совмещен с возобновившейся борьбой против нетрудовых доходов; Закон 1987 г. о государственном предприятии; Закон 1988 г. о кооперативах и Закон 1989 г. об аренде; наконец, распространение деятельности Бюро по трудоустройству и введение с 1988 г. пособия по безработице.

Основной целью реформы оплаты труда была более тесная увязка зарплаты и производительности труда, увеличение самостоятельности предприятий и учреждений в установлении уровня оплаты и ее дифференциации в зависимости от динамики производительности труда, с последующим сокращением рабочей силы (21). Реформа была впервые введена на экспериментальной основе на белорусской железной дороге в 1985-86 гг., где решающим образом повлияла на уровень зарплаты, занятости и производительности труда - и в результате была распространена на всю советскую систему путей сообщения5. Повсеместное проведение реформы оплаты труда требовало радикальных изменений в отношениях между предприятиями и стоявшими над ними министерствами - изменений, которые дали бы большую самостоятельность предприятиям в определении числа занятых и распоряжении собственными доходами. Эти изменения произошли в 1987 г., когда был принят Закон о государственном предприятии.

Ожидалось, что реформы приведут к массовым высвобождениям, однако предполагалось, что последующая перегруппировка рабочей силы поможет избежать безработицы, которая в течение всего периода перестройки продолжала считаться недопустимым явлением. С целью облегчения трудоустройства высвобождаемой рабочей силы, в 1988 г. Бюро по трудоустройству были даны значительные полномочия. Предприятия и организации теперь были обязаны информировать их обо всех своих вакансиях, а также предстоящих сокращениях (санкции, впрочем, были ничтожными). Центральные службы получили новые права по координации переподготовки кадров (хотя при этом затраты должен был покрывать новый работодатель), а также предоставлять консультации по вопросу о выборе профессии. Право на пособие сокращенным работникам (выплачиваемое работодателем) было увеличено с размера двухнедельной зарплаты, как это было прежде, до размера двухмесячной зарплаты. При этом тем, кто зарегистрировался в центре занятости в течение двух недель с момента сокращения, в дальнейшем продолжали выплачивать ежемесячное пособие. Права Бюро по трудоустройству были еще более расширены Законом о занятости 1991 г., который впервые признал существование безработицы и учредил Федеральную службу занятости, финансировавшуюся за счет обязательных

5 Эти усовершенствования имели мало отношения к реформе оплаты труда. Треть всех сокращений рабочих мест в Белоруссии приписывалась дополнительным капиталовложениям, более половины - интенсификации труда посредством пересмотра норм и сокращения уровня занятости, а одна восьмая - рационализации управления. Одна пятая тех, кто потерял работу, были вновь заняты в системе железнодорожного транспорта, 40% ушли на пенсию и 40% нашли работу в других отраслях (67, р. 395).

отчислений, привязанных к фонду оплаты труда предприятий. Согласно новому Закону, пособие по безработице должно было выплачиваться через службы занятости; оно добавлялось к компенсации при сокращении штатов, которую предприятие обеспечивало в соответствии с предыдущим законом. Закон предоставлял службам занятости широкий спектр новых возможностей, включая осуществление подготовки и переподготовки, финансирование поддержания и создания рабочих мест, общественных работ.

Относительно роли, которую сыграла реформа отплаты труда, было немало споров. Все, однако, сходятся в том, что она не оправдала возложенных на нее ожиданий. По данным советских специалистов, 2,3 миллиона рабочих мест были упразднены к июлю 1988 г. в связи с этой реформой. Однако 13% таких случаев объясняются ликвидацией незаполненных вакансий, 35% составляют перемещение персонала на вакантные места внутри предприятия или организации, 1 7% - это выход на пенсию работников, достигших пенсионного возраста, а оставшаяся треть, или 800 тыс. работников, т.е. менее 1 % рабочей силы, искали работу в других местах. Иными словами, реформа оплаты труда объясняла в лучшем случае лишь 1 0% общей текучести кадров в год своего проведения (68, р. 252).

На поверку оказалось, что гораздо большее влияние, нежели реформа оплаты труда или Закон о государственном предприятии, имело законодательство о новых формах трудовой деятельности. Индивидуальная трудовая деятельность всегда существовала легально в форме крестьянского подсобного хозяйства и нелегально в форме оказания широкого спектра услуг населению. К 1980-м гг. получили распространение субподрядные работы, осуществляемые независимыми бригадами рабочих (шабашников), прежде всего в сфере строительства в сельских регионах (68, рр. 113114; 67, рр. 363-374). Законы об индивидуальной трудовой деятельности, о кооперативах и об аренде не только предоставляли отдельным гражданам возможность легально продавать продукты своего индивидуального или коллективного труда, но и, что более важно, давали предприятиям и организациям лазейку, через которую они могли избегать централизованного контроля над оплатой труда и занятостью путем заключения договоров с формально независимыми кооперативами и арендными предприятиями, а также избегать контроля над их финансовой деятельностью, учреждая формально независимые "карманные банки". Эти-то реформы и сломали систему административного контроля над оплатой труда и занятостью и выступили стимулирующим фактором существенного роста текучести кадров в конце 1980-х гг.

Непосредственное влияние перестройки на советский рынок труда было относительно ограничено. В правовой или административной сфере произошел ряд перемен, касавшихся распределения и повторного втягивания рабочей силы. В структуре же рабочей силы никаких существенных изменений не произошло. Существовала неярко выраженная тенденция перераспределения рабочей силы из сферы материального производства в сферу услуг. Более существенно выросла текучесть кадров, что, вероятно, в большей мере являлось следствием новых возможностей в нарождавшемся частном секторе, нежели влиянием реформы оплаты труда или большей независимостью, предоставленной государственным предприятиям. Возросла роль Бюро по трудоустройству рабочей силы, рост занятости стал контролироваться, однако уровень безработицы существенно не вырос, поскольку сокращения на производстве компенсировались уходом части пенсионеров с рынка труда. Тем не менее, размывание, а затем и развал административно-командной системы, вынудившие быстрый переход к рыночной экономике, привели к значимым изменениям в структуре

оплаты труда и занятости, что сказалось на увеличении уровня мобильности рабочей силы по мере того, как работники реагировали на меняющиеся рыночные условия.

Литература

1. Arnot, B. Controlling Soviet Labour. Basingstoke: Macmillan, 1988.

2. Ashwin, S. The Anatomy of Patience. Manchester: Manchester University Press, 1999.

3. Brainerd, E. Winners and Losers in Russia"s Economic Transition. American

4. Economic Review 88, 1998. Pp. 1094-116.

5. Brown, A.N. The Economic Determinants of Internal Migration Flows in Russia During Transition, 1997, cited in Grogan, 1997.

6. Brown, W., Marginson, P. and Walsh, J. Management: Pay Determination and Collective Bargaining in Edwards, P.K. (ed.) Industrial Relations: theory and practice in Britain. Oxford: Blackwell Business, 1995.

7. Brown, W. and Nolan, P. Wages and Labour Productivity: The Contribution of Industrial Relations Research to the Understanding of Pay Determination. British Journal of Industrial Relations 26, 1988. Pp. 339-61.

8. Clarke, S. Labour Relations in Transition. Cheltenham: Edward Elgar, 1996b.

9. Clarke, S. Structural Adjustment without Mass Unemployment. Cheltenham: Edward Elgar, 1998a.

10. Clarke, S. and Kabalina, V. The New Private Sector in the Russian Labour Market. Europe-Asia Studies 52, 1, 2000.

11. Clarke, S. and Metalina, T. Training in the New Private Sector in Russia. International Journal of Human Resource Management, 2000.

12. Clarke, S., Borisov, V. and Fairbrother, P. The Workers" Movement in Russia. Cheltenham: Edward Elgar, 1995.

13. Clarke, S., Fairbrother, P., Burawoy, M. and Krotov, P. What about the Workers? Workers and the Transition to Capitalism in Russia. London: Verso, 1993.

14. Commander, S., Tolstopiatenko, A. and Yemtsov, R. Channels of Redistribution: Inequality and Poverty in the Russian Federation. Inequality and Poverty in Transition Economies. London: EBRD, 1 997.

15. Commander, S., Dhar, S. and Yemtsov, R. How Russian Firms Make Their Wage and Employment Decisions in Commander, S., Fan, Q. and Schaffer, M.E. (eds.) Enterprise Restructuring and Economic Policy in Russia. Washington D.C.: The World Bank, 1996.

16. Commander, S., McHale, J. and Yemtsov, R. Russia in Commander, S. and Coricelli, F. (eds.) Unemployment, Restructuring and the Labor Market in Eastern Europe and Russia. Washington DC: The World Bank, (1995).

17. Davis, S.J. andHaltiwanger, J. Wage Dispersion Between and Within US Manufacturing Plants, 1963-86. Brookings Papers on Economic Activity, Microeconomics, 1991. Pp.11580.

18. Doeringer, P.B. and Piore, M.J. Internal Labor Markets and Manpower Analysis. Lexington: Heath, 1971.

19. Donova, I. Wage systems in pioneers of privatisation in Clarke, S. (ed.) Labour in Transition: Wages, Employment and Labour Relations in Russian Industrial Enterprises. Cheltenham: Edward Elgar, 1996.

20. Earle, J. and Sabirianova, K. Understanding Wage Arrears in Russia, SITE Working Paper No. 139, Stockholm School of Economics, 1999.

21. Fevre, R "Informal Practices, Flexible Firms and Private Labour Markets". Sociology 23, 1989. Pp. 91-109.

22. Filtzer, D. Soviet Workers and Perestroika. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.

23. Gaddy, C. andIckes, B. Russia"s Virtual Economy. Foreign Affairs 77, 1998. Pp. 53-67.

24. Gerber, T.P. and Hout, M. More Shock than Therapy: Market Transition, Employment and Income in Russia, 1991-1995. American Journal of Sociology 104, 1998.

25. Gimpel"son, V. and Lippoldt, D. Labour Turnover in Russia: Evidence from the Administrative Reporting of Enterprises in Four Regions Transition Economics Series No. 4. Vienna: Institute for Advanced Studies, 1999.

26. Goskomstat RSFSR (1990). Narodnoe khozyaistvo RSFSR v 1989 g. Moscow: Respublikanskii informatsionno-izdatel"skii tsentr.

27. Goskomstat Trud i zanyatost" v Rossii. Moscow: Goskomstat Rossii, 1995 c.

28. Goskomstat "O differentsiyatsii zarabotnoi platy rabotayushchikh na predpriyatiyakh (organizatsiyakh) v 1 polugodii 1996 goda". Informatsionnyi statisticheskii byuulleten" 13, 1996b. Pp.65-82.

29. Goskomstat "Rynok truda Rossiiskoi federatsii v 1996 godu". Informatsionnyi statisticheskii byuulleten" 13, 1996d. Pp. 45-64.

30. Goskomstat "Organizatsiya obsledovanii naseleniya po problemam zanyatosti (obsledovanii rabochei sily) v rossiiskoi federatsii". Voprosy statistiki 5, 1997a. Pp. 27-38.

31. Goskomstat "O raspredelenii rabotayushchikh po razmeram zarabotnoi platy v 1997 godu". Statisticheskii byulleten" 2(41): (1998b). 70-96.

32. Goskomstat "O zanyatosti naseleniya". Statisticheskii byulleten" 9(48), 1998 c. Pp. 59-156.

33. Goskomstat Rossiiskii Statisticheskii Ezhegodnik. Moscow: Goskomstat Rossii, 1998 e.

34. Goskomstat "O zanyatosti naseleniya". Statisticheskii byulleten" 3(53), 1999a. Pp. 5-141.

35. Goskomstat Rossiya v Tsifrakh. Moscow: Goskomstat Rossii., 1999b.

36. Goskomstat Sotsialnoe polozhenie i uroven" zhizni naseleniya Rossii 1998. Moscow: Goskomstat Rossii. (1999c).

37. Granovetter, M. The Strength of Weak Ties. American Journal of Sociology 78 (May), 1973. Pp. 1360-80.

39. Grimshaw, D. and Rubery, J. Integrating the internal and external labour markets. Cambridge Journal of Economics 22, 1998. Pp. 199-220.

40. Grogan, L. Wage Dispersion in Russia. Amsterdam: Tinbergen Institute, mimeo,1997.

41. Groshen, E.L. Sources of Intra-Industry Wage Dispersion: How Much for Employers

Matter?. Quarterly Journal of Economics 106, 1991. Pp. 869-84.

42. Gudkov, L.D. Kharakteristiki respondentov, otkazyvayushchikhsya or kontaktov c intervyuerami. VTsIOM: Ekonomicheskie i sotsial"nye peremeny: monitoring obshchestvennogo mneniya: 45-8, 1996.

43. Healey, N.N., Leksin, V. and Svetov, A. Privatisation and enterprise-owned social assets. Russian Economic Barometer 2, 1998. Pp. 18-38.

44. Ickes, B. andRyterman, R. From Enterprise to Firm: Notes for a Theory of the Enterprise in Transition in Grossman, G. (ed.) The Post-Communist Economic Transformation. Boulder: Westview Press, 1994.

45. Ilyin, V. "Social contradictions and conflicts in Russian state enterprises in the transition period" in Clarke, S. (ed.) Conflict and Change in the Russian Industrial Enterprise. Cheltenham: Edward Elgar, 1996.

46. IMF/World Bank/OECD "A Study of the Soviet Economy, 3 volumes", 1991.

47. Jenkins, R., Bryman, A., Ford, J., Keil, T. andBeardsworth, A. Information in the Labour Market: the Impact of Recession. Sociology 17, 1983. Pp. 260-7.

48. Jenkins, S.P. Accounting for Inequality Trends: Decomposition Analyses for the UK, 1971-86. Economica 62, 1995. Pp. 29-63.

49. Kabalina, V. and Ryzhykova, Z. Statistika i praktika nepolnoi zanyatost" v Rossii (Short-time Working in Russia). Voprosy ekonomiki 2, 1998. Pp. 131-43.

50. Kapelyushnikov, R. Job Turnover in a Transitional Economy. Labour Market Dynamics in the Russian Federation. Paris: OECD/CEET, 1 997.

51 . Kapelyushnikov, R. Job Turnover in a Transitional Economy. Labour Market Dynamics in the Russian Federation. Paris: OECD/CEET, 1 997.

52. Kapelyushnikov, R. Overemployment in Russian Industry: Roots of the Problem and Lines of Attack. Studies on Russian Economic Development 9, 1998. Pp. 596-609.

53. Kapelyushnikov, R. Rossiiskii rynok truda: adaptatsiya bez restrukturizatsii. Moscow: IMEMO, 1 999.

54. Korovkin, A.G. and Parbuzin, K.V. Evaluation of Structural Unemployment in Russia. Russian Economic Barometer 2, 1998. Pp. 13-17.

55. Kotlyar, A. Sistema trudoustroistva v SSSR. Ekonomicheskie nauki 3, 1984.

56. Kruger, A.B. and Summers, L.H. Efficiency Wages and the Inter-Industry Wage Structure. Econometrica 56, 1988. Pp. 259-93.

57. Layard, R., Nickell, S. and Jackman, R. Unemployment: Macroeconomic Performance and the Labour Market. Oxford: Oxford University Press, 1991.

58. Leontaridi, M.R. Segmented Labour Markets: Theory and Evidence. Journal of Economic Surveys 12, 1998. Pp. 63-101.

59. Linz, S.J. Russian Labor Market in Transition. Economic Development and Cultural Change, 1995. Pp. 693-716.

60. Magun, V. Rossiiskie trudovye tsennosti: ideologiya i massovoe soznanie. Mir Rossii 4, 1998. Pp. 113-44.

Профсоюзы представляют собой объединения (ассоциации) наемных работников, создаваемые для защиты их экономических интересов и улучшения условий труда. По составу объединяемых трудящихся они могут иметь узкопрофессиональный, отраслевой, региональный, национальный и даже международный характер.

Хорошо известно, что на любом рынке (кроме рынка совершенной конкуренции) могут возникать объединения как агентов спроса, так и агентов предложения. Создаваемые в целях получения экономических преимуществ и выгод для своих членов эти объединения порождают определенные ограничения свободы конкуренции со всеми вытекающими отсюда последствиями в области ценообразования.

На рынке трудовых ресурсов наемные работники далеко не всегда занимают равноправную, соответствующую справедливым экономическим отношениям позицию по отношению к работодателям. Ведь на стороне работодателя имеются такие преимущества, как богатство, организационные возможности предприятия, а нередко и политическое влияние. В связи с этим у наемных работников появляется естественная потребность противопоставить покупателям труда объединенную силу его продавцов.

Профсоюзы как раз и должны выполнять роль такой силы. Их сверхзадача заключается в защите наемных работников от возможной эксплуатации со стороны предприятий, предъявляющих спрос на труд и оплачивающих его по низкой цене. Поэтому профсоюзы организуют коллективные формы продажи труда взамен индивидуальных. Они пытаются обеспечить повышение заработной платы, рост численности занятых, улучшение условий труда для работающих и социальные гарантии безработным. Наряду с выполнением чисто экономических задач профсоюзы часто вмешиваются в политическую жизнь своих стран. Значительная политизация характерна, в частности, для европейских профсоюзов.

Профсоюзы в СССР и России

В дореволюционной России профсоюзное движение, подавляемое монархическим государством, не смогло достичь необходимой степени зрелости. Его реальное воздействие на трудовые отношения практически отсутствовало. Позднее, при советской власти, профсоюзы функционировали как часть партийно-государственного механизма. Они совершенно не вмешивались во многие вопросы, традиционно составлявшие ядро профсоюзной деятельности. Так, они даже не пытались добиваться повышения заработной платы, не проводили забастовки.

Будучи зависимыми от руководства страны, советские профсоюзы тем не менее играли важную роль в решении многочисленных социальных проблем. Без согласия профкома нельзя было уволить ни одного занятого. Через систему профсоюзов распределялись разнообразные льготные (продававшиеся не по полной стоимости) путевки в санатории, дома отдыха и т.п., проездные билеты, оказывалась материальная помощь нуждавшимся.

В настоящее время российские профсоюзы делают лишь первые шаги к установлению принципиально новых взаимоотношений и с государством, и с предприятиями. Им еще только предстоит занять самостоятельное место как в формирующейся рыночной системе в целом, так и на рынке труда. Крупнейшее объединение профсоюзов - Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) - является прямым "наследником" советских профсоюзов и объединяет большинство занятых на государственных и приватизированных предприятиях. В деятельности ФНПР все еще велики элементы формализма и бюрократии, а способность реально отстаивать интересы трудящихся (например, добиться выплаты задолженности по зарплате на конкретной фирме) ограниченна. Что касается новых частных фирм, то там профсоюзные организации обычно вообще отсутствуют. Тем не менее современные российские профсоюзы (особенно на местном уровне) уже перестали быть послушными придатками государства. Организация ими забастовок и массовых акций протеста - первые признаки самостоятельной роли профсоюзного движения в экономике.

Существуют три основные модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

Модель стимулирования спроса на труд

Первая модель сориентирована на повышение заработной платы и занятости с помощью увеличения спроса на труд. Достигнуть такого увеличения профсоюз может, улучшая качество товара труд (например, содействуя росту производительности труда на предприятии либо повышению спроса на готовую продукцию).

Представим эту модель графически ( рис. 11.11).


Рис. 11.11.

При достижении профсоюзом увеличения спроса на труд кривая спроса смещается вправо из положения в положение . В этом случае одновременно решаются две важнейшие задачи профсоюзов: увеличивается занятость (с до ) и возрастает ставка заработной платы (с до ). Очевидно, что рассмотренная модель является исключительно привлекательной, но на практике она трудно осуществима. Фактически профсоюзы в этом случае действуют в интересах и своих членов, и предпринимателей, так как улучшают качество ресурса труд. Такое возможно только в условиях социального мира и партнерства в обществе. Примером в данном отношении могут служить японские рабочие. В соответствии с установившимися в стране отношениями между трудом и капиталом они бесплатно и добровольно делают многое для процветания своих фирм. Например, организуют кружки качества, в которых после работы обсуждаются проблемы улучшения продукции.

Модель сокращения предложения труда

Вторая модель сориентирована на повышение заработной платы с помощью сокращения предложения труда. Это сокращение может быть достигнуто в рамках узкопрофессиональных (цеховых) профсоюзов, которые принято называть закрытыми, или замкнутыми. Такие профсоюзы устанавливают жесткий контроль за предложением высококвалифицированного труда путем ограничения численности своих членов, для чего используются длительные сроки обучения соответствующей профессии, ограничения при выдаче квалификационных лицензий, высокие вступительные взносы и т.п.

Одновременно профсоюзы стремятся проводить и политику, нацеленную на снижение общего предложения труда, добиваясь, в частности, принятия государством соответствующих законов (например, устанавливающих обязательный уход на пенсию при достижении определенного возраста, ограничивающих иммиграцию или сокращающих продолжительность рабочей недели).

Графическое изображение данной модели приведено на рис. 11.12 .


Рис. 11.12.

Если профсоюз теми или иными способами добивается уменьшения предложения труда, то его кривая из положения смещается в положение . Следствием этого будет рост ставки заработной платы с до . Но одновременно занятость уменьшится с до .

. Однако отраслевой профсоюз добивается установления заработной платы на уровне не ниже , грозя в противном случае забастовкой. Кривая предложения труда превращается в ломаную кривую (на графике она выделена утолщением). В соответствии со своей кривой спроса предприятие ответит на рост ставки заработной платы с до сокращением числа занятых работников с до .

В третьей (так же, как и во второй) модели повышение заработной платы происходит за счет сокращения занятости населения. Отсюда можно сделать вывод о противоречивости результатов борьбы профсоюзов за увеличение оплаты наемного труда, поскольку само это увеличение сопряжено с уменьшением численности работающих. Иными словами, безудержный рост заработной платы может порождать безработицу.