В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.

Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:

Обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;

Повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

Создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

Стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;

Диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;

Развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.

На первом этапе, в 2003-2005 годы, будут внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также будут созданы институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.

Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации Программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.

Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.

Реализация Стратегии позволит:

Увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;

Повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;

Замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).

Таким образом, успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики страны, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.

Новый этап развития Казахстана ориентирован на ускоренное продвижение государства в сообщество 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В связи с этим, политика в области образования направлена на формирование национальной модели образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и обеспечивающей подготовку специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда.

Документом, определяющим долгосрочные приоритеты в области образования, является «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года», разработанный в целях реализации долгосрочной стратегии «Казахстан-2030». На основе этого документа были составлены две государственные среднесрочные программы развития образования, первая из которых была утверждена в 2000 году (на период 2000-2005 гг.), вторая – в 2004 году (на период 2005-2010 гг.). Государственная программа развития образования в РК до 2010 года была разработана на базе Концепции развития системы образования РК до 2015 года, одобренной правительством в феврале 2004 года.

В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы приоритеты образовательной политики были нацелены на поиски оптимальных путей адаптации системы высшего образования к условиям рыночной экономики. Программа будет реализовываться в два этапа: первый этап – 2005-2007 годы, второй этап – 2008-2010 годы

Развитие образования, науки и культуры в современном Казахстане Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:
– формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;
– социальная адаптация школьников к жизни в обществе;
– воспитание гражданственности и любви к Родине;
– обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.

В Конституции Республики Казахстан (статья 30) записано:

"Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам".

Несмотря на общее снижение научных работ в Казахстане после 1991 года, за последние 10 лет казахстанской наукой достигнуты результаты, некоторые из которых имеют мировой уровень.По результатам исследований получено 877 патентов, разработано 136 образцов техники, созданы и испытаны 193 сорта сельскохозяйственных культур, выведено и апробировано 14 новых типов, линий и пород сельскохозяйственных животных. Подготовлена проектно-конструкторская и техническая документация для 36 наукоёмких производств.В 2003 году в Республике Казахстан научные исследования и разработки выполняли 267 организаций. Среди специалистов-исследователей 942 работника имеют учёную степень доктора, 2688 - кандидата наук.

Современные культурные процессы в Казахстане многолики и разнообразны. Под ними понимается широкий спектр изменений, инноваций, коренных преобразований, охватывающих различные отрасли и сферы образования, науки и культуры, включая все развивающиеся в настоящее время виды и жанры искусства. По причине комплекса исторических обстоятельств Казахстан является государством с полиэтническим обществом. Поэтому культурный процесс здесь вбирает в себя явления, связанные с взаимодействием и взаимовлиянием национальных культур. При этом следует отметить, что как ни в какой другой сфере социального развития в Казахстане, в области культуры национальное выступает в наиболее индивидуальном, можно сказать "чистом" виде, впитывая все лучшее из инонационального. В то же время, культурные процессы в казахстанском обществе не ограничиваются национальными культурами географических масштабов страны.

177)Реформы в системе образования Республики Казахстан.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев внес предложение о проведении глубоких реформ в системе образования в рамках национальной кампании по вхождению в число пятидесяти самых конкурентоспособных стран в мире. Наряду с этим предложением, президент дал поручение диверсифицировать основанную на нефти экономику этого среднеазиатского государства, а также использовать некоторую часть государственных нефтедолларов на оказание помощи социально уязвимым слоям населения.

«Почти все преуспевающие современные государства, которые активно интегрировали в международную экономическую систему, сделали ставку на «умную экономику». А для ее создания нам, прежде всего, следует развивать свой собственный человеческий капитал», - заявил Назарбаев на заседании парламента 28 февраля в Послании народу Казахстана.

В частности, Назарбаев указал на потребность в современных методиках образования - включая интерактивное обучение и образовательное телевидение – для обеспечения Казахстана кадровыми ресурсами, способными развивать «основанную на инновациях» экономику.

Он обратился к правительству с поручением открыть 100 новых школ и запросом на разработку системы аттестации преподавания и обучения, а также метода аккредитации образовательных учреждений в соответствии с международными стандартами.

В начале сентября прошлого года правительство одобрило госпрограмму образования на 2011-2020 годы. Планируется, что 14% вузов в Казахстане пройдут международную специализированную аккредитацию, все вузы внедрят европейскую систему перевода кредитов, а 20% вузов будут осуществлять двухдипломное образование совместно с зарубежными вузами. Государственная образовательная накопительная система позволит гражданам Казахстана осуществлять накопления средств на обучение своих детей с выделением премий от государства. Механизм уже отработан, ведутся расчеты.
В ближайшие три года планируется построить 90 детсадов. До 2015 года будет открыто 615 мини-центров и 163 частных детсада, возвращено 118 ранее приватизированных детсадов, 154 за счет высвобождения зданий коммунальной собственности. А дошкольным воспитанием предусмотрено охватить 100% детей. С целью перехода на 12-летнее образование будет построено 522 общеобразовательные школы, на что из бюджета выделят 167,4 млрд тенге. Программу реализуют в два этапа: первый - 2011-2015 годы, второй - 2016-2020 годы.

В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.

Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:
обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;
повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;
создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;
стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;
диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;
развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

Национальный фонд Республики Казахстан
Национальный фонд создан Указом Президента РК от 23 августа 2000 года в целях обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений (сберегательная функция), снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов (стабилизационная функция).

Фонд представляет собой совокупность финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан.

Расходы Фонда предусматривают исполнение стабилизационной функции – в виде поступлений из Фонда в республиканский и местные бюджеты. Это компенсирует потери, которые определяются как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора. По данным Национального Банка на май 2006г, активы Национального Фонда составляют 8, 631 млрд. долларов США.

Акционерное общество «Банк Развития Казахстана»
АО «Банк Развития Казахстана» был создан 25 апреля 2001 года на основании Указа Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2000 года «О Банке Развития Казахстана».

Основной целью Банка Развития является совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств, содействие в привлечении внутренних и внешних инвестиций в экономику республики.

Актуальность создания Банка развития Казахстана в настоящее время продиктована необходимостью обеспечения устойчивого развития национальной экономики, в особенности ее реального сектора.

На 1 апреля 2005 года Банком развития РК одобрено к финансированию 27 инвестиционных проектов на сумму 780,3 млн. долларов США, доля Банка составила 349 млн. долларов США, в том числе в 2005 году одобрен к финансированию 1 проект на сумму 4 млн. долл. США с долей Банка 4 млн. долл. США.

Акционерное общество «Инвестиционный фонд Казахстана»
Инвестиционный фонд Казахстана (далее ИФК) создан на основе Постановления Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 года.

Основной целью деятельности Инвестиционного фонда является содействие в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы посредством осуществления инвестиций, а также привлечения инвестиций в проекты перспективных предприятий.

Необходимость создания ИФК обусловлена неразвитостью фондового рынка, достаточно низкой капитализацией отечественных компаний, а также отсутствием на отечественном рынке адекватных рыночных механизмов, способствующих перетоку инвестиций в обрабатывающую промышленность.

Инвестиционный фонд принимает участие в финансировании инвестиционных проектов предприятий, которые направлены на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, а также создание новых производств по выпуску товаров и услуг. На 1 апреля 2005 года Инвестиционным фондом одобрено 18 проектов на сумму 935,4 млн. долл. США, доля фонда – 80,3 млн. долл. США.

Акционерное общество «Национальный инновационный фонд»
Национальный инновационный фонд (далее НИФ) создан согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 года.

Основной целью деятельности Инновационного фонда является повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств.

В целом Инновационный фонд стимулирует венчурную функцию рыночной экономики, которая в полной мере присутствует даже не во всех развитых странах. Эта функция наиболее важна для создания и развития высокотехнологичных отраслей, таких, как информационный сектор, электроника, биотехнология и другие.

Существование Инновационного фонда должно решить системную проблему отсутствия эффективных рыночных механизмов внедрения инноваций, которая присуща всем странам постсоветского пространства.

С учетом неразвитости венчурных институтов в стране на сегодняшний день разрабатывается адекватная законодательная база для стимулирования и регулирования венчурной деятельности. Вместе с тем, на 1 апреля 2005 года Инновационным фондом одобрен 51 проект на общую сумму 130,4 млн.долл., доля фонда – 100,9 млн. долл. США, в том числе в 2005 году одобрено к финансированию 30 проектов на сумму 11,9 долл. США, доля фонда 8,1 млн. долл. США.

По данным на 1 апреля 2005 года совокупный уставной капитал институтов развития составил более 111 млрд. тенге (847 млн. долларов США), В целом, одобрено к финансированию в 2005 году 29 проектов на сумму 525,2 млн. долл. США с долей институтов развития 21,5 млн. долл. США

В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.

На первом этапе, в 2003-2005 годы, будут внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также будут созданы институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.

Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации Программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.

Общая стоимость Программы на 2005 - 2015 годы составит 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета - 2112 млн. тенге и планируется привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60410,83 млн. тенге.

Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.

Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.

Реализация Стратегии позволит:
увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;
повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;
замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).

Вместе с тем, без реализации Стратегии доля добавленной стоимости горнодобывающих отраслей в промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 55-56%, в том числе в добыче нефти – 50-51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие производства составят только 46-47%. При этом доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1-1,4% в 2015 году. Качественные изменения произойдут в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27-28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%. При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции составит 9-11% против 0,6% в 2000 году.

Таким образом, успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики страны, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.

Введение

1. Теоретические аспекты индустриальной инновационной политики

1.1 Сущность и принципы государственной инновационной политики

1.2 Формирование государственной инновационной политики

1.3 Этапы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан

2. Анализ развития индустриальной инновационной политики Казахстана

2.1 Реализация задач первого этапа c стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы

2.2 Положительные результаты в реализации первого этапа Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан

2.3 Отрицательные результаты в развитии индустриально инновационной политики Казахстана

3. Перспективы развития индустриальной инновационной политики Казахстана

3.1 Совершенствование развития индустриальной инновационной политики в Казахстане

Заключение

Список литературы

Введение

На протяжении последних десяти лет Правительство Республики Казахстан занималось укреплением финансового сектора, накоплением материальной базы, привлечением инвестиций, формированием налоговой и бюджетной системы.

Участие в крупных и «прорывных» проектах

Наши экономические достижения определили лидерство Казахстана в центрально-азиатской экономике.

Теперь у нас есть силы превратить Казахстан в «региональный локомотив» экономического развития и сделать его успешным «игроком» мировой экономики.

Во-первых. Правительство должно создать систему информирования наших компаний о перспективных региональных проектах и оказывать им содействие для участия в таких проектах и получения государственных контрактов на конкурсной основе. Это могут быть высокотехнологичные производства, инфраструктурные и другие проекты.

Во-вторых, нужно стимулировать сотрудничество наших крупных корпораций с транснациональными компаниями с целью развития конкретных «прорывных» проектов.

В-третьих, Казахстан будет развивать интеграцию региональных финансовых рынков вокруг финансового центра в Алматы, создавать товарно-сырьевые рынки в регионе на базе современных технологий международной торговли, например, зерновую биржу.

Поручаю Правительству, всем соответствующим органам и институтам, в том числе, госхолдингам, создать благоприятные условия для преобразования Казахстана в региональный «центр по обеспечению товарами и услугами», но главное, предпринять конкретные меры для обеспечения участия казахстанских компаний в крупных региональных экономических проектах.

Стратегия Казахстан 2030

Сегодня перед Правительством стоит очередная задача – разработать грамотную индустриальную политику, которая позволит республике развить промышленную базу страны, основанную на новом высокотехнологичном и конкурентном производстве.

В основные задачи Правительства при разработке индустриальной программы входит: определение перспективных перерабатывающих производств, повышение качества отечественной продукции, расширение ассортимента готовой продукции, модернизация основных фондов предприятий, изучение внешних рынков, создание конкурентных преимуществ для продвижения отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, и немаловажной задачей является накопление научно-технического потенциала страны с целью создания базы для интеграции Республики в мировое постиндустриальное общество.

Интенсивный приток инвестиций в экономику Казахстана требует качественного изменения работы строительных организаций. В первую очередь, это касается коренного изменения технологии строительных работ, строительных материалов и механизмов, применяемых при возведении объектов. Промышленность строительных материалов и конструкций с учетом расширения строительных работ в Астане, а также в таких городах как Алматы и Атырау, сохранит свою ведущую роль, особенно в производстве и поставках железобетонных, бетонных и гипсокартонных изделий, высокоэффективных утеплителей, пластиковых труб, строительного стекла, легких строительных конструкции, цемента, обоев и красителей для отделки. Таким образом, огромная нагрузка ложится на плечи малого и среднего бизнеса, который является основой формации современного общества, формирует основную часть ВВП большинства развитых стран. Именно в данном секторе сконцентрирована основная масса национальных ресурсов.

1. Теоретические аспекты индустриальной инновационной политики

1.1 Сущность и принципы государственной инновационной политики

Государственная инновационнаяполитика 1 представляется в разрабатываемых правительством РК концепции социально-экономического развития РК на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития РК на среднесрочную перспективу.

Государственная инновационная политика РК формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

          признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

    обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

    концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

    создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

    создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

    активизация международного сотрудничества РК в инновационной сфере;

    укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Формирование и осуществление государственной инновационной политики РК обеспечивают органы государственной исполнительной власти РК, назначаемые Правительством РК. Инновационная политика субъектов РК формируется и реализуется органами государственной власти субъектов РК с учетом государственной инновационной политики РК и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством РК.

Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования имеет:

    четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;

    органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;

    информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;

    инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

      Формирование государственной инновационной политики

«Переход РК к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных» 2 . Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий – формирование развития национальной инновационной системы.

Политика, формируемая Министерством образования и науки РК, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в РК; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.

Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты:

    наноиндустрия и перспективные материалы;

    энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;

    технологии живых систем;

    информационно-телекоммуникационные системы;

    экология и рациональное природопользование;

    безопасность и противодействие терроризму.

В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

Первый блок – генерация знаний

В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются плотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.

Второй блок разработка технологий

Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. тенге. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

Третий блок программы – коммерциализация технологий

В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством промышленности, науки и технологий РК и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки РК.

Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; казахстанский фонд технологического развития (КФТР).

КФТР – внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Задачи Правительства при разработке индустриальной программы. Государственная инновационная политика Республики Казахстан. Стратегические направления индустриально-инновационной модернизации экономики. Экономический рост Казахстана и его регионов.

    презентация , добавлен 19.11.2013

    Подходы к определению понятия инновации, ее виды и характерные черты. Признаки классификации инноваций. Принципы инновационной политики в реализации инновационного развития предприятия, этапы ее разработки. Задачи государственной инвестиционной политики.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

    Инновации как главная движущая сила развития современной экономики. Анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на современном этапе (в том числе в региональном аспекте), общие рекомендации и направления по его совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2010

    Сущность, принципы и формирование государственной инновационной политики. Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития. Общая характеристика ООО "Ключ – Агро", экономические и организационные условия освоения новых технологий.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Сущность, основные методы и направления государственной инновационной политики. Цели, задачи, органы управления и основные проблемы развития государственной инновационной политики России. Система финансирования инновационной деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Принципы государственной инновационной политики и направления государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Татарстан. Формы государственной поддержки, финансирование и правовая охрана результатов инновационной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.08.2010

    Формирование благоприятной конкурентной среды как фактор успешной реализации индустриально-инновационных проектов. Степень развития конкурентной среды Казахстана в 2012 г. Реформирование электроэнергетической отрасли. Размер платы за тепловую энергию.

    Основным документом, определяющим развитие экономики Казахстана, является Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы , разработанная в рамках исполнения Стратегии «Казахстан-2030».

    Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности путем развития перерабатывающей промышленности. Стратегия предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики, направленной на стимулирование науки и инновационной деятельности в стране.

    В своем послании народу страны Нурсултан Назарбаев сказал: «В Казахстане, если смотреть по экономике в целом, один работник в год производит продукции на 17 тысяч долларов. В развитых странах этот показатель превышает 90 тысяч долларов. Вывод очень простой: нам надо исправлять ситуацию – повышать производительность и внедрять инновации» . Другими словами, именно с инновациями глава государства связывает качественный рывок Казахстана в плане роста производительности труда.

    В феврале 2010г. принята Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР) РК, которая будет главным стратегическим документом в сфере экономики на ближайшие 5 лет.

    Новая система госпланирования предусматривает жесткую иерархию и оптимизацию всех программ стратегических документов нашей страны.

    Государственная Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан (далее - Программа) разработана во исполнение поручения Главы государства, данного 15 мая 2009 года на 12 внеочередном Съезде Народно-демократической партии «Нур Отан», а также в соответствии с ключевыми направлениями Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, являющегося вторым этапом реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года.

    Разработанная Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы является первым 5-летним индустриальным планом реализации 10-летней стратегии развития нашей страны, где определены основные направления индустриально–инновационного развития РК. Нефтегазовый сектор и нефтехимия

    Нефтегазовый сектор был и остается базовой отраслью экономики, которой отводится ключевая роль в реализации стратегии Казахстана.

    Как сказал Президент Н.Назарбаев на праздновании 100-летнего юбилея нефтегазовой промышленности Казахстана в сентябре 1999 года в Атырау: «Нефть стала не просто важной отраслью отечественной промышленности, но и символом независимого статуса государства, надеждой на лучшее будущее. Теперь нефть Казахстана работает на народ Казахстана!». За годы независимости нефтегазовая отрасль выросла, окрепла и стала флагманом казахстанской экономики. Прорыв в освоении нефтегазовых ресурсов дал возможность становлению и бурному подъему многих других отраслей экономики, началу реализации программы индустриально-инновационного развития Казахстана .

    По оперативным данным за 2009 год добыча нефти и газового конденсата в республике составила порядка 76,5 млн. тонн, добыча газа составила 35,6 млрд. куб. м. Около 90% нефти и газового конденсата направляется на экспорт через Каспийский Трубопроводный Консорциум, Казахстан – Китай, Атырау – Самара.

    Нефтеперерабатывающими заводами (далее - НПЗ) в 2009 году переработано 12,1 млн. тонн нефти, технологические возможности которых ограничены и не позволяют осуществлять глубокую переработку нефти и производство нефтепродуктов в соответствии стандартам ЕВРО-3 и ЕВРО-4.

    Дальнейшее развитие добычи нефти тесно взаимосвязано с морскими проектами и результатами проектов расширения месторождений Тенгиз и Карачаганак.

    Основными задачами развития нефтегазового сектора является вхождение в число крупных мировых поставщиков углеводородного сырья и продукции его переработки. Кроме того, стабильное обеспечение потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах и газе.

    За 2009 ? 2014 годы добыча нефти и газового конденсата в республике будет увеличиваться за счет реализации проектов месторождений Тенгиз, Карачаганак, а также за счет начала добычи на Казахстанском секторе Каспийского моря.

    Основным оператором развития отрасли будет АО «НК Казмунайгаз», который будет сконцентрирован на наращивании отечественного потенциала в сфере добычи нефти и газа путем прямого участия в крупных проектах, обустройства и запуска новых месторождений, финансировании и проведении геолого-разведочных работ.

    Политика государства будет сфокусирована на стимулировании развития производств более высоких переделов, формировании вспомогательного, обслуживающего и перерабатывающего блоков малых и средних предприятий через аутсорсинг и усиление местной составляющей в крупных проектах, а также на формировании кластеров вокруг крупных системообразующих компаний за счет объединения усилий обслуживающих и вспомогательных предприятий.

    Такой подход позволит достичь широкого мультипликативного эффекта от развития нефтегазового сектора на сопряженные отрасли внутренней экономики с его активным внедрением в национальный воспроизводственный процесс.

    Несмотря на большие объемы добычи углеводородного сырья, на сегодняшний день в Казахстане отсутствует полный технологический цикл глубокой переработки углеводородного сырья с получением продукции с высокой добавленной стоимостью.

    Переработка углеводородного сырья ограничивается сепарацией нефти и газа. В стране действуют 3 нефтеперерабатывающих и 3 газоперерабатывающих завода, построенные еще в советское время и не отвечающие современным стандартам.

    В настоящее время при участии АО «НК «КазМунайГаз» подготовлены к этапу реализации базовые проекты по созданию нефтехимических производств.

    Для реализации взаимосвязанных нефтехимических производств в Атырауской области создана специальная экономическая зона «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».

    С целью увеличения глубины и объемов переработки отечественного углеводородного сырья (нефть/газ) и роста экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью планируется : Введение к 2012 году мощностей по производству битума в объеме 500 тыс. тонн в год. Обеспечение с 2014 года производства ароматических углеводородов в объеме - бензола 133 тыс. т/год, параксилола - 496 тыс. т/год. Обеспечение с 2015 года производства базовой нефтехимической продукции в объеме – 800 тыс.т/год полиэтилена и 500 тыс.т/год полипропилена.

    Создание нефтехимических производств предусматривается по двум направлениям. Первое направление - создание нефтехимических производств по глубокой переработке углеводородного сырья для выпуска базовой и с высокой добавленной стоимостью нефтехимической продукции с использованием технологий взаимодействия продукции глубокой переработки с продуктами первичной переработки с НПЗ. Второе направление - строительство не менее 50 предприятий малого и среднего бизнеса в сфере дополнительной переработки базовой нефтехимической продукции и выпуск инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью промышленного и потребительского назначения (трубы, пленки, посуда, тары, прочие детали производственного и бытового назначения). Горнометаллургическая отрасль

    Доля горно-металлургической отрасли в общем объеме промышленного производства составляет – 17,5%. Доля добычи металлических руд – 3,8%, добыча железных руд – 1,5%, добыча руд цветных металлов – 2,3%, доля металлургической промышленности – 11,8%, доля производства готовых металлических изделий – 1,2%. На долю металлургической промышленности приходится свыше 35% всего объема обрабатывающей промышленности. Практически все производимые в стране металлы и металлопродукция экспортируются, а производство продукции более высоких переделов находится за рубежом. По итогам 2008 года экспортировано продукции горно-металлургический комплекс (ГМК) на 13,21 млрд. долл. США.

    Основными проблемами горнометаллургического комплекса являются: истощение сырьевой базы, низкая комплексность используемого сырья, высокая степень износа основных производственных фондов, высокая степень загрязнения окружающей среды и технологическое отставание, отсутствие интегрированных комплексов с полным циклом производства от добычи до выпуска продукции с высокой степенью товарной готовности, малая емкость и рассредоточенность внутреннего рынка, высокая энерго-, трудо- и материалоемкость продукции.

    Перспективные возможности технологического развития горно-металлургической отрасли: 1) в черной металлургии – производство высококачественного сырья для получения стали (гранулированный чугун и брикетированного железа, производство ферросплавов с цветными и редкими металлами), производство качественной стали (трубной и коррозийностойкой, жаростойкой и жаропрочной, инструментальной, шарикоподшипниковой, рельсовой и рессорно-пружинной) и расширение сортамента высоколегированной стали; 2) в цветной металлургии – производство чистых металлов (алюминий, медь, золото, титан) и изделий из них (катанки, проволоки, проката, профиля и сплавов, а также ювелирные изделия).

    Создание металлургических производств последующих переделов, обеспечивающих развитие машиностроения, стройиндустрии и других отраслей промышленности и экспорта являются основными задачами форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана.

    В черной металлургии в Карагандинской области в Индустриальной зоне будут созданы не менее 3-х высокотехнологичных малотоннажных производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. В Костанайской области будет создано малотоннажное производство по выпуску специальной стали мощностью не менее 200 тыс. тонн в год. Также будет увеличен годовой объем производства стального проката на 450 тыс. тонн в Костанайской области, освоено производство гранулированного чугуна 500 тыс. тонн в год, горячего брикетирования железа 1,4 млн. тонн в год, рельсовой продукции до 100 тыс. тонн в год.

    В цветной металлургии в Павлодарской области будет создана Индустриальная зона для размещения не менее 6-ти малотоннажных производств, с ежегодным объемом производства до 15 тыс. тонн алюминиевой катанки, 20 тыс. тонн проката, 10 тыс. тонн профиля и 50 тыс. тонн сплавов. Кроме того, будет увеличен выпуск катодного золота на 15 тонн, а также освоено производство по аффинажу золота мощностью 25 тонн в год с обогатительной и золотоизвлекательной фабриками. В сфере производства металлургической продукции высоких переделов будут созданы 25 малых и средних предприятий в Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Актюбинской и Павлодарской областях.

    Большинство указанных проектов реализуются частным сектором и роль государства будет заключаться в поддержке развития отрасли. Химическая и атомная промышленность

    Мировой опыт свидетельствует: химическая промышленность определяет уровень научно-технического прогресса и поэтому степень химизации является критерием развития экономики государства.

    Валовой объём производства химической промышленности в мире составляет около 2 трлн. долл. США. Доля казахстанского производства в мировом производстве – 0,04%, в объеме промышленного производства страны – 1,61%, в объеме обрабатывающей промышленности страны – 4,84%.

    Химическая промышленность оказывает огромное влияние на развитие сельского хозяйства. Сегодня у аграрного сектора очень большая потребность в минеральных удобрениях. В настоящее время 600 млн. тонн минеральных удобрений потребляют только Индия и Китай. А Казахстан при потребности 2,6 млн. тонн потребляет всего лишь 200 тыс. тонн .

    К проблемам развития отрасли относятся: низкая степень переработки сырья; несоответствие продукции требованиям международных стандартов; технологическое и техническое отставание отрасли; износ основных фондов (более 80%); низкий коэффициент обновления основных фондов (1-1,5% в год); отсутствие ряда базовых производств для производства продукции дальнейших переделов; дефицит квалифицированных кадров

    В связи с этим планируется организовать комплексную переработку сырья (нефть, газ, полезные ископаемые) с целью производства химической продукции высоких переделов по следующим направлениям: продукты органической химии: организация производства полиэтилена и полипропилена в Атырауской области, а также производств высоких переделов; продукты неорганической химии: организация производств по выпуску минеральных удобрений, в том числе азотно-фосфорных – не менее 1 млн. тонн в год, калийных (в том числе безхлорных) – не менее 250 тыс. тонн в год, комплексных – не менее 200 тыс. тонн в год; каустической соды по мембранному методу – не менее 30 тыс. тонн в год; увеличение производства серной кислоты; специальные химикаты и потребительская химия: организация производств взрывчатых веществ – не менее 15 тыс. тонн в год; синтетических моющих средств – не менее 60 тыс. тонн в год; биопрепаратов и гуматов – не менее 600 тонн в год; фосфосфорсодержащих туков по бескислотной технологии – не менее 100 тыс. тонн в год.

    Также будет организовано производство полимерных конструкционных материалов, средств агрохимии, антипиренов, флотореагентов, бытовой химии, присадок к топливу и других мало- и среднетоннажных высокотехнологических продуктов для строительной, химической, текстильной промышленности, сельского хозяйства, машиностроения и других отраслей экономики.

    Энергетика сегодня является важнейшей движущей силой мирового прогресса. Наибольший вклад в удовлетворение энергетических потребностей и обеспечение устойчивого социально-экономического развития человечества в XXI веке должна внести ядерная энергетика. Мировой опыт показывает, что без использования ядерной энергетики в Казахстане вряд ли удастся решить энергетические проблемы как в ближайшем, так и отдаленном будущем .

    В целях эффективного использования минерально-сырьевой базы урана РК и развития последующих стадий ядерно-топливного цикла предусматривается: Проведение геологоразведочных работ в пределах Шу-Сарысуйской и Сырдарьинской урановорудных провинций с целью воспроизводства урановой минерально-сырьевой базы, а также запуск новых рудников и наращивание добычи на фоне заявленного многими странами мира масштабного строительства новых АЭС.

    Начиная с 2010 года, продолжены работы по расширению производственных мощностей на действующих рудниках и вводу в эксплуатацию новых добычных комплексов суммарной проектной мощностью порядка 6 000 тонн урана в год.

    При благоприятной ситуации на рынке урана к 2020 году доля казахстанского урана составит 30% от мирового объема добытого урана. В 2015 году добыча урана может достигнуть 28 тыс. тонн, в 2020 году - 28,5 тыс. тонн. К концу 2015 года уже все разрабатываемые в настоящее время рудники выйдут на проектные мощности.

    Однако, расчеты добычи урана будут также зависеть от развития в Казахстане последующих циклов изготовления ядерного топлива. Участие АО «НАК «Казатомпром» в предоставлении услуг по конверсии урана и занятие своей ниши в данной стадии ядерно-топливного цикла за счет получения доступа к передовым конверсионным технологиям.

    АО «НАК «Казатомпром» – национальный оператор Казахстана по экспорту урана и его соединений, редких металлов, ядерного топлива для атомных энергетических станций, специального оборудования, технологий и материалов двойного назначения. Основными направлениями деятельности компании являются: геологоразведка, добыча урана; производство продукции ядерного топливного цикла; реакторостроение, атомные электростанции; производство конструкционных материалов; энергетика; наука; социальное обеспечение и подготовка кадров. На сегодняшний день в компании работает свыше 26 000 человек. Казатомпром входит в число ведущих уранодобывающих компаний мира .

    В вышеуказанныех целях предусматривается реализация совместно с канадской компанией Cameco на базе Ульбинского металлургического завода проекта по строительству конверсионного завода производственной мощностью 12 000 тонн гексафторида урана (UF6) в год (примерно 17% от мировых мощностей по конверсии). Участие АО «НАК «Казатомпром» в предоставлении услуг по обогащению.

    Для решения задачи доступа к обогатительным мощностям, на территории Российской Федерации в г.Ангарск на паритетной основе АО «НАК «Казатомпром»» и ОАО «Техснабэкспорт» (РФ) создано совместное предприятие ЗАО «Центр по обогащению урана». Деятельность ЗАО «ЦОУ» направлена на строительство и эксплуатацию завода по обогащению урана мощностью 5 млн. ЕРР в год. Участие АО «НАК «Казатомпром» в предоставлении услуг по изготовлению ядерного топлива.

    Для создания производства тепловыделяющих сборок и продвижения на рынках компонентов ядерного топлива и тепловыделяющих сборок в 2008 году подписано соглашение с компанией AREVA о строительстве завода на Ульбинском металлургическом заводе по выпуску тепловыделяющих сборок, мощностью 1200 тонн ядерного топлива. На этом производстве будут выпускаться сборки для реакторов, как французского дизайна, так и дизайнов других производителей, предназначенные в основном для рынков стран Юго-Восточной Азии и обеспечения потребностей в топливе собственной атомной энергетики. Реализация новых высокотехнологичных проектов.

    Помимо реализации проектов, направленных на формирование вертикально-интегрированного атомно-промышленного комплекса, АО «НАК «Казатомпром» реализует высокотехнологичные проекты, позволяющие развивать альтернативные и смежные направления и отрасли энергетики:

    организация производства высокочистого кварца для электронной промышленности; участие АО «НАК «Казатомпром» в развитии технологий солнечной энергетики в РК; участие АО «НАК «Казатомпром» в создании наукоемких и высокотехнологичных производств на основе редких и редкоземельных металлов в РК; организация производства тепловых насосных установок и производства ветроэнергетических установок.

    Заключение

    Таким образом, в современных условиях, характеризующихся становлением «новой» информационной экономики происходит постоянное возрастание веса и влияния инновационной деятельности. Интенсификация научно-технического прогресса и тенденции, присущие современному этапу экономического развития, прежде всего, в индустриально развитых странах свидетельствуют о том, что инновационный тип развития является для них определяющим, а экономика, соответственно, становится по своей сущности все более инновационной.

    Создание национальной инновационной системы выдвигается в число высших приоритетов социально-экономической политики Казахстана. По сути, речь идет о форсированном переходе к экономике развития. А для достижения этой цели нужно решить ряд крупнейших задач, одна из которых сводится к резкому увеличению индустриально-инновационной емкости экономики и стимулированию инноваций.

    В целом, на период до 2015 года основным приоритетом политики форсированной индустриализации РК станет реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, с мультипликацией новых бизнес возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки.

    Параллельно будет осуществляться формирование и усиление отраслей экономики, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных на внутренний, а в последующем на региональный рынки (страны Таможенного Союза, Центральной Азии).

    По итогам реализации ГПФИИР к 2014 году Казахстан должен добиться роста ВВП на 50 процентов по сравнению с 2008 годом, доля несырьевого экспорта должна возрасти до 40 процентов. При этом энергоемкость ВВП необходимо снизить на 10 процентов. Для выполнения поставленных целей Правительством утвержден план мероприятий по реализации ГПФИИР, разработаны программа развития территорий, схема рационального размещения производственных мощностей, Карта индустриализации и «Дорожная карта бизнеса-2020». Только в текущем году запускаются 144 проекта, предусматривающих модернизацию существующих предприятий, создание новых высокорентабельных производств.

    Литература: Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы принятая 17 мая 2003 г. Храмков А. «Техническая заминка» // газета «Литер» 14.08.2010г. Закарьянов Д.К. «Нефтяные перспективы Казахстана»// журнал «Социум» №1 (13) 2006г. стр.18-20 Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы принятая 23 февраля 2010г. «В Казахстане будет возрождаться кластер химической промышленности» // http://www.chemie.kz/ru/news/chemie_claster «Атомная энергетика в Казахстане»// http://www.kazatomprom.kz В Астане открылся 1-ый Казахстанский международный атомный форум «Атомная Энергетика и Промышленность» – «Kazatomexpo 2010» // http://www.atomic-energy.ru