Одним из факторов медленного восстановления национального хозяйства нашей страны в посткризисный период является отсутствие полноценной и эффективной поддержки национальных экспортеров, в то время как, например, у Китая такая система есть и исправно функционирует, способствуя быстрому развитию экономики данной страны.
В КНР действует несколько государственных компаний, предоставляющих поддержку национальным экспортерам: Экспортно-импортный банк Китая (Eximbank) и Государственная корпорация страхования экспортных кредитов (China Export & Credit Corporation (Sinosure)).
Eximbank был основан в 1994 г. и полностью принадлежит центральному правительству КНР. Eximbank Китая является проводником государственной банковской политики под непосредственным руководством Государственного совета КНР. Экспортно-импортный банк Китая осуществляет следующие виды деятельности:
1) льготное кредитование отечественных производителей;
2) льготное кредитование зарубежных покупателей;
3) обеспечение международных гарантий.
China Export & Credit Corporation (Sinosure) специализируется на страховании экспортных кредитов и содействует развитию китайского экспорта и инвестиций. Приоритетным является высокотехнологичной продукции. Sinosure оказывает услуги по страхованию экспортных кредитов от рисков неплатежа, услуги в области финансов, информации и управления дебиторской задолженностью. С момента основания Sinosure оказал поддержку экспорту на общую сумму более 250 млрд долл. США и поспособствовал получению кредитов на более чем 450 млрд юаней в 110 различных банках.
В России ситуация с государственным страхованием экспорта кардинально отличается от положения вещей в КНР. На сегодняшний день Правительство РФ декларирует необходимость создания государственного агентства по страхованию экспортных кредитов , а экспертами рынка вносятся предложения по изменениям в законодательство, которые необходимо принять для того, чтобы агентство смогло полноценно функционировать и выполнять свои непосредственные функции.
Для этих целей выработан специальный проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков". Данный проект разработан в соответствии с планом действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2009 - 2012 гг. основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 г.
Законопроект направлен на решение вопросов организации в Российской Федерации деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков.
В соответствии с Федеральным законом "О банке развития" Внешэкономбанк является государственной корпорацией, деятельность которой в том числе направлена на поддержку экспорта российских товаров и услуг, включая осуществление страхования экспортных кредитов и инвестиций в устанавливаемом Правительством РФ порядке.
Законопроектом предусматривается, что в целях организации страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков Внешэкономбанк создает открытое акционерное общество.
Организация Внешэкономбанком (ВЭБ) страхования экспортных кредитов и инвестиций путем создания специализированной дочерней структуры и установление к ее деятельности особого порядка регулирования позволит сформировать необходимые правовые и организационные условия для функционирования внешнеэкономического института в соответствии с международной практикой.
В целях формирования целостной и эффективной системы государственной финансовой поддержки экспорта в России 28 июля 2010 г. на заседании Наблюдательного совета ВЭБ принято решение о создании российского государственного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций в форме открытого акционерного общества со 100% участием Внешэкономбанка в его уставном капитале.
С учетом международного опыта функционирования национальных экспортных кредитных агентств (SACE (Италия), Coface (Франция) и др.) указанная организационно-правовая форма обеспечит наиболее оптимальную и открытую модель управления и развития организации, действующей в общественных интересах.
В настоящее время коммерческие финансовые институты не готовы принимать на себя значительную часть рисков, связанных с поддержкой национального экспорта товаров и зарубежных инвестиций по отдельным странам, по причине высокого уровня таких рисков и трудностей управления ими, а также затратным механизмом реализации и невысоким уровнем рентабельности этой деятельности, отсутствием гарантирования государством их обязательств (Карякин М.Ю. Страхование политических рисков внешнеторговых операций и международных инвестиций (вопросы теории и методологии). М.: "Авуар Консалтинг", 2002).
Как видно из приведенной таблицы, государственная деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, осуществляемая агентством, не создаст конкуренции действующим коммерческим страховым организациям. Деятельность гос. агентства будет направлена на оказание комплекса финансовых услуг для экспортеров и инвесторов, по которым российские коммерческие страховые организации будут не готовы предложить страховые продукты (в частности, страхование краткосрочных экспортных кредитов (до 3 лет) от политических рисков, экспортных кредитов на срок от 3 лет до 15 лет, краткосрочных рисков по операциям в странах, не имеющих инвестиционного рейтинга, рисков освоения внешних рынков, инвестиций российских компаний за рубежом от политических рисков).

Базовые различия методов оперирования государственных и частных структур по страхованию экспортных кредитов

Государственное агентство
по страхованию экспорта

Частные страховщики

Деятельность подчинена
государственным интересам.
Следование вектору развития,
заданному государством

Основная цель деятельности -
поддержка национальных экспортеров,
в частности в странах
с развивающейся экономикой

Основная цель деятельности -
получение прибыли


более 2 лет

Страхуются торговые кредиты на срок
от 30 до 360 дней (максимально
до 2 лет)

Страхование преимущественно
политических рисков

Страхование преимущественно
коммерческих рисков

Срок действия полисов достигает
20 лет

Действие полисов не превышает
3 - 5 лет

Анализ риска по принципу "страновой
риск", "риск-проект"

Анализ риска по портфельному
принципу "риск - операция"
или "риск - проект"

Обязательства покрываются капиталом
агентства, возможно
перестрахованием, плюс поддержка
бюджета РФ для повышения
устойчивости и платежеспособности
в глазах клиентов и финансовых
институтов

Обязательства покрываются капиталом
компании и рейтинговым
перестрахованием

Страхователи - национальные
экспортеры, являющиеся резидентами
РФ

Возможность страхования как
резидентов, так и нерезидентов РФ
в соответствии с действующим
законодательством о страховании

Страховые покрытия имеют единые
условия

Индивидуальные страховые покрытия

Ставки премии рассчитываются
по тарифной сетке

Тарификация по каждому контракту
в отдельности

Единые методы обращения взысканий

Индивидуализированные программы
обращения взысканий

Создание и функционирование государственного агентства по страхованию экспортных кредитов должны обеспечить конкурентоспособные условия финансирования для отечественных компаний, осуществляющих международную коммерческую деятельность.
Страховая поддержка агентства, берущего на себя существенную часть коммерческих и политических рисков, значительно облегчит российским экспортерам доступ к банковскому кредитованию, а также поспособствует получению финансирования на более выгодных условиях, кроме того, увеличит результативность их участия в международных торгах, обеспечит защиту от невозврата предоставленного кредита и одновременно будет стимулировать развитие механизма экспортного финансирования.
В соответствии с международной практикой и для обеспечения конкурентоспособности услуг общества агентству может быть предоставлена финансовая поддержка ВЭБа в виде гарантий и/или в иных формах, а также государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством в виде бюджетных инвестиций, государственных гарантий.
В целях стимулирования участников внешнеэкономической деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, а также обеспечения корректного функционирования деятельности гос. агентства законопроект предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Планируются изменения в части установления режима льготного налогообложения при оказании услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков при исчислении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, а также в части уменьшения налогооблагаемой базы участников внешнеэкономической деятельности при исчислении налога на прибыль.
Вследствие принятия поправок к законодательству будет создан специализированный институт по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, который позволит сформировать условия не только для восстановления, но и укрепления позиций российского высокотехнологичного экспорта товаров и услуг как на внешних рынках, так и рынках партнеров по .
На первых порах государственное агентство по страхованию экспорта будет 100% дочерней структурой Внешэкономбанка с уровнем капитала в размере 30 млрд руб. С учетом принятого решения обеспечение капитализации общества в указанном размере позволит ему в 2011 г. без дополнительной финансовой поддержки застраховать экспортные кредиты в объеме до 1,05 млрд долл. США.
По мере развития общества и увеличения объемов страхуемых им рисков предполагается, что его деятельность будет осуществляться с предоставлением финансовой поддержки ВЭБа (в виде гарантий и/или иных формах), а также государственной поддержки в соответствии с бюджетным законодательством России (бюджетных инвестиций, государственных гарантий).
В 2012 - 2013 гг. возможно предоставление государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам Внешэкономбанка по его банковским гарантиям, выданным по обязательствам гос. агентства в рамках договоров страхования, что позволит ему получить в среднесрочной перспективе инвестиционный кредитный рейтинг международных агентств на уровне не ниже суверенного. При этом страховые полисы агентства по страхованию экспортных кредитов будут использоваться в качестве обеспечения при получении кредитов экспортерами или их иностранными контрагентами в российских и зарубежных кредитных организациях на конкурентоспособных условиях с минимальной тарифной ставкой.
Предполагается, что к 2013 г. агентством будут застрахованы экспортные кредиты на общую сумму более 14 млрд долл. США, что позволит обеспечить страховой поддержкой свыше 15% всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств, строительных и инженерных услуг в указанный период.
Деятельность общества будет осуществляться в соответствии с нормами Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития. Основополагающим международным документом в области государственного финансирования и страхования внешней торговли является Соглашение по официальной поддержке экспортных кредитов ("Arrangement on officially supported export credits"), которое определяет в качестве мер официальной поддержки экспорта предоставление экспортных кредитных гарантий и страхование экспортных кредитов специализированными финансовыми институтами, созданными и действующими с государственной поддержкой. Положениями данного документа, в частности, устанавливаются классификация стран по категориям риска, страновые и отраслевые лимиты страхования, максимальные сроки покрытия и минимальные ставки премии.
Предлагаемое введение льготного налогообложения в отношении деятельности общества, в том числе в части уменьшения налогооблагаемой базы участников внешнеэкономической деятельности, не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета, в связи с тем что деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций с финансовой поддержкой не осуществлялась и налоговые льготы не предоставлялись ранее.
Необходимо отметить, что непредоставление налоговых льгот гос. агентствам приведет к налогообложению суммы страховых премий, уплачиваемой его клиентами (страхователями), налогом на добавленную стоимость. Согласно расчетам базовых показателей деятельности гос. агентства в 2011 - 2013 гг. сумма страховых премий в указанный период составит 459,6 млн долл. США.
Непредоставление налоговых льгот по налогу на прибыль компаниям, которые будут пользоваться услугами гос. агентства, приведет к необходимости отнесения страхователями сумм страховых премий к прибыли. Необходимо отметить, что непринятие предлагаемого режима налогообложения общества делает экономически невыгодным его страховые продукты для предприятий и не позволит достигнуть поставленных целей, что окажет влияние на снижение объемов страхования, поскольку у участников внешнеэкономической деятельности будет отсутствовать стимул к страхованию экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков.
В целом заметим, что государственный механизм предоставления страхового покрытия по поставкам с использованием инструмента экспортного кредитования является одним из основных способов риск-менеджмента при проведении внешнеторговых операций. Страхование экспортных кредитов является необходимым финансовым механизмом, который направлен на предоставление большей финансовой защищенности национальным экспортерам, что в конечном итоге благоприятно сказывается на развитии национального экспорта, поэтому действия по созданию в России государственного агентства по страхованию экспорта являются оправданными и необходимыми на пути диверсификации российской торговли и модернизации экономики.

Дата внесения оператора в реестр: 31.12.2019

Основание внесения оператора в реестр (номер приказа): 234

Адрес местонахождения оператора: 123610, Москва г., наб. Краснопресненская, д. 12

Дата начала обработки персональных данных: 01.01.2020

Субъекты РФ, на территории которых происходит обработка персональных данных: Москва

Цель обработки персональных данных: С целью Осуществления страховой деятельности в соответствии с законодательством Российской и Уставом АО "ЭКСАР",

Описание мер, предусмотренных ст. 18.1 и 19 Закона: 1. Разграничение прав доступа сотрудников Банка к информационной системе персональных данных, автоматизированным рабочим местам и локальной вычислительной сети. 2. Выполнение идентификации и проверки подлинности пользователей при входе в систему по паролю условно-постоянного действия длиной не менее восьми буквенно-цифровых символов. 3. Использование программных и программно-аппаратных средств защиты персональных данных, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия (антивирусные программы, межсетевые экраны, средства криптографической защиты). 4. Использование сертифицированной операционной системы на автоматизированных рабочих местах, участвующих в обработке персональных данных. 5. Использование защищенного программного комплекса «1С: Предприятие, версия 8.3.z», в котором обрабатываются персональные данные. 6. Использование средств анализа защищенности операционных систем и прикладного программного обеспечения. 7. Использование электронной цифровой подписи. 8. Использование централизованной системы резервного копирования и восстановления данных. 9. Регистрация начала и окончания работы в информационной системе персональных данных с указанием данных пользователя. 10. Передача персональных данных по открытым каналам связи осуществляется с использованием программных, программно-аппаратных комплексов и средств криптографической защиты. 11. Хранение информации на бумажных и (или) электронных носителях осуществляется в специально оборудованных шкафах или сейфах, при этом: помещения оборудованы пожарной и охранной сигнализацией, доступ в здание и помещения АО "ЭКСАР" осуществляется по магнитным пропускам с использованием системы контроля и управления доступом, после окончания рабочего дня помещения сдаются под охрану. 12. Издание распорядительных документов, определяющих политику Банка в отношении обработки персональных данных. 14. Назначение лиц ответственных за организацию обработки персональных данных.

Категории персональных данных: фамилия, имя, отчество,год рождения,месяц рождения,дата рождения,место рождения,адрес,семейное положение,образование,профессия,доходы, ИНН, СНИЛС, сведения о документе, подтверждающем право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ (номер, где, кем, когда и на какой срок выдан), сведения о миграционной карте (номер карты, отметка органа пограничного контроля), сведения о воинской обязанности и военной службе

Категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются: Принадлежащих работникам АО "ЭКСАР", состоявших или состоящих в трудовых отношениях с АО "ЭКСАР", ближайшим родственникам работников АО "ЭКСАР", аффилированным лицам, физическим лицам, выполнявших или выполняющих работы или оказывающих услуги на основании заключенных с АО "ЭКСАР" гражданско-правовых договоров, физическим лицам, являющимся уполномоченными представителями контрагентов, которым АО "ЭКСАР" к предоставляет услуги на основании соответствующих договоров, посетителей АО "ЭКСАР".

Перечень действий с персональными данными: Путём сбора, записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения, использования, передачи (предоставления, доступа), обезличивания, блокирования, удаления, уничтожения

Обработка персональных данных: с передачей по внутренней сети юридического лица,без передачи по сети Интернет,смешанная

Правовое основание обработки персональных данных: Руководствуясь Cт.ст. 86-90 Трудового Кодекса РФ, Уставом АО "ЭКСАР", утвержденным решением единственного акционера, протокол №57 от 25 июля 2017 г., Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»,

Наличие трансграничной передачи: нет

Сведения о местонахождении базы данных: Россия

Страховую поддержку экспортеров осуществляет АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР) www.exiar.ru .

Продукты АО «ЭКСАР» предназначены для защиты российских экспортеров
(а также финансирующих их банков) от риска неплатежа иностранного контрагента по:

Экспортным кредитам;

Экспортным поставкам, осуществляемым на условиях отсрочки платежа;

Подтвержденным аккредитивам.

Основные условия страхования:

По каждой сделке покрывается до 95% убытков в случае реализации политического риска и до 90% - в случае коммерческого риска.

Преимущества страхования в АО «ЭКСАР»:

Договор страхования может выступать обеспечением по кредиту, который экспортер привлекает для реализации экспортного контракта;

Конкурентоспособные финансовые условия экспортных сделок;

Снятие административной ответственности и санкций, предусмотренных КоАП и валютным контролем, за непоступление валютной выручки в Российскую Федерацию;

Отнесение стоимости страховой премии ЭКСАР на расходы организации (НДС не облагается).

Процедура рассмотрения экспортного проекта и заключения договора страхования:

1. Проведение первичных переговоров; направление информации для анализа возможности предоставления страхового покрытия в ЭКСАР (информация об экспортере, покупателях, условиях экспортного контракта, условиях финансирования сделки).

2. Проведение предварительной оценки рисков по проекту - предварительное заключение о возможности предоставления страхового покрытия ЭКСАР.

3. При наличии экспортного контракта, а также всей необходимой информации по проекту - структурирование сделки, проведение андеррайтинга и оценки рисков (с учетом страновых рисков и результатов изучения проекта и финансового состояния покупателя).

4. Формирование заключения (определение условий и стоимости страхования).

5. Подготовка и направление коммерческого предложения страхователю.

6. Подготовка и согласование проекта договора страхования.

7. Подписание договора страхования.

Документы, необходимые для рассмотрения экспортного проекта:

Заявление на страхование с описанием экспортного проекта;

Информация об иностранном контрагенте, включая финансовую отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках);

Экспортный контракт или его проект;

Кредитное соглашение (аккредитив) или его проект;

Размер страховой премии определяется исходя из следующих факторов:

Финансовое состояние должника;

Уровень риска, связанный с иностранным государством;

Сумма и срок экспортного кредита;

Доля собственного удержания риска страхователем;

Страховая сумма (лимит страховой ответственности), страховая стоимость и их соотношение;

Иные факторы, установленные правилами страхования по отдельным продуктам.

Для упрощения процедуры предварительного рассмотрения экспортных проектов, нуждающихся в поддержке, ОАО «ЭКСАР» готово принимать документы по электронной почте на предварительное рассмотрение:

Аксенов Константин Александрович - начальник Управления клиентских отношений

[email protected]

Продукты и услуги АО «ЭКСАР»:

Страхование кредита покупателю

Продукт предназначен для защиты российского или иностранного банка от риска невозврата кредита.

Покрытие распространяется на кредит, предоставленный иностранному заемщику для исполнения обязательств по экспортному контракту, заключенному с российским экспортером.

Страхование кредита поставщика

Покрытие распространяется на отдельные поставки, осуществляемые на условиях отсрочки платежа.

Комплексное страхование экспортных кредитов

Продукт предназначен для защиты российских экспортеров (а также финансирующих их банков) от риска неплатежа иностранного покупателя.

Покрытие распространяется на регулярные поставки однородных товаров, осуществляемые на условиях отсрочки платежа.

Страхование подтвержденного аккредитива

Продукт предназначен для защиты банка, подтверждающего аккредитив, от риска неполучения возмещения по нему.

Покрытие распространяется на аккредитивы, выставленные иностранными банками для оплаты экспорта российских товаров (работ, услуг).

Страхование гарантий

Продукт предназначен для защиты российских экспортеров, предоставивших гарантию, от риска ее исполнения по причинам, не связанным с нарушением обязательств со стороны экспортера.