Международные расчеты – это система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим при осуществлении внешнеэкономической деятельности между государствами, фирмами, предприятиями и гражданами, находящимися па территории разных стран.

Экспортеры, импортеры, банки являются субъектами международных расчетов, взаимодействующими между собой в процессе движения товарораспорядительных документов. Посредниками в международных расчетах выступают банки, организующие движение денег участников внешнеэкономической деятельности.

Правовой основой расчетных отношений являются международные договоры и нормы внутреннего национального законодательства. На правовое регулирование международных расчетов влияют систематизированные унифицированные банковские обычаи и нормы международной банковской практики. Совокупность внутренних правовых норм, регулирующих валютные отношения, называется валютным законодательством.

В настоящее время основным нормативным актом, обеспечивающим регулирование валютных отношений в России, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ΦЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Данный Федеральный закон использует следующие основные понятия.

  • 1. Валюта Российской Федерации.
  • денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
  • 2. Иностранная валюта.
  • денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
  • 3. Внутренние ценные бумаги :
    • эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
    • иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.
  • 4. Внешние ценные бумаги ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.
  • 5. Валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
  • 6. Резиденты :
    • физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
    • постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
    • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
    • дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
    • Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
  • 7. Нерезиденты .
  • физические лица, не являющиеся резидентами;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  • находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.
  • 8. Уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской

Федерации и имеющие право иа основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющих право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

  • 9. Валютные операции :
    • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
    • приобретение резидентом у нерезидента, либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента, либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
    • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
    • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
    • перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
    • перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
  • 10. Валютные биржи – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются :

  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней валютной политики Росс и некой Федерации;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.
Валютное регулирование в РФ осуществляется на основании следующих законодательных актов:

  • Закон РФ от 9.10.1992 «О валютном регулировании и валютном контроле»; в настоящее время 173-ФЗ от 2003 г.
  • Указ Президента N 213 от 15.11.1991 «О либерализации ВЭД».
  • Закон РФ N 157-ФЗ от 13.10.1995 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
  • Инструкция Банка России N 30, ГТК РФ N 01-20/10538 от 26.07.1995 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары».
  • Инструкция Банка России N 19, ГТК РФ N 01-20/10283 от 12.10.1993 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» и др.


Элементы валютного регулирования:

  • регулирование валютных операций
  • формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов;
  • валютный контроль.

Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ.
К агентам валютного контроля относятся уполномоченные на то банки и таможенные налоговые органы.
Целью валютного контроля международных валютных операций является обеспечение соблюдения валютного законодательства при выполнении валютных операций и отслеживания движения денежных средств между резидентами и нерезидентами РФ.

Валютный контроль осуществляется на всех этапах ведения сделки с момента первой оплаты за товар, при таможенном оформлении груза, а также после выпуска товаров в свободное обращение (для внутреннего потребления) на территории РФ в случае импорта или же в случае экспорта - после помещения товара под таможенную процедуру «экспорта» (когда груз фактически был вывезен за пределы РФ и / или уже получен иностранным покупателем).

Валютный контроль начинается уже с момента первого платежа за товар, здесь нужно обратить внимание на общую стоимость контракта. Все расчеты по сделкам, стоимость которых превышает 50.000 Долларов США, осуществляются только по наличию паспорта сделки (ПС), таким образом, уже при совершении первого платежа по такой сделке вам понадобится сначала открыть паспорт сделки.

Паспорт сделки

Паспорт сделки - это базовый документ валютного контроля, оформленный импортером или экспортером в своем банке и содержащий сведения о контракте по установленной форме.

Для открытия паспорта сделки необходимо предоставить в банк контракт и два экземпляра заполненной формы паспорта сделки. Один экземпляр остается в банке, второй возвращают.

Внимание! Без паспорта сделки ни один банк оплату произвести / принять не сможет. При таможенном оформлении у вас также потребуют паспорт сделки, так как номер паспорта сделки вносится в таможенную декларацию на товары.
Задача банков - отслеживать суммы денежных переводов и их соответствие реальной стоимости сделок. Таким образом, импортеры, заключившие сделки и выполнившие перевод иностранной валюты из России за импортируемые товары, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна уплаченной сумме или же возвратить уплаченные средства. При невыполнении указанных требований импортеры несут ответственность в виде штрафа в размере перечисленной иностранной валюты. Штраф производится в рублях по курсу иностранной валюты.

Те же требования относятся и к экспортным операциям. Денежные средства, полученные от иностранной компании должны соответствовать стоимости товара, заявленной в экспортной декларации. Федеральная таможенная служба (ФТС) на основании экспортной декларации составляет учетную карточку (УК), которая является основанием для ожидаемого поступления валютной выручки; а банк в соответствии с разработанной системой прохождения экспортных документов осуществляет контроль за поступлением валютной выручки.

Санкции за наружения при совешении валютных операций

Очень важно! Необходимо отслеживать сроки ввоза товаров на территорию РФ. Поступление в Россию импортируемых товаров должно осуществляться в полном объеме и в сроки поставки не должно превышать 90 дней со дня первого авансового платежа, если иное не указано в контракте. Таким образом, при предъявлении таможенной декларации на импортированные товары банк импортера отмечает у себя в системе момент поступления товаров в РФ и отслеживает тем самым, были ли нарушены сроки импортной поставки.

По завершению таможенного оформления на импорт / экспорт таможенная декларация на импортированные товары должна быть предоставлена в уполномоченный банк в течение 15 рабочих дней со дня выпуска товаров таможенными органами. Если сроки ввоза товара / поступления денежных средств были нарушены, то на плательщика налагается административная ответственность в форме санкций в размере от ¾ до 100% суммы перечислено за импортируемые товары.
Если импортер не получил товар от иностранного партнера в установленные сроки ввоза, то санкций можно избежать вернув в полном объеме все уплаченные ранее валютные средства за товар. Сроки возврата денежных средств в иностранной валюте банки также отслеживают, нарушение данных сроков тоже влечет за собой санкции в размере ¾ от стоимости внешнеэкономической сделки. Все об административной ответственности при совершении валютных операций вы можете посмотреть в Кодексе РФ об административных правонарушениях, глава 15, статья 25.

Подробнее о составлении внешнеэкономического контракта

Консультации по вопросам организации внешнеэкономической деятельности

Международные расчеты – это система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим при осуществлении внешнеэкономической деятельности между государствами, фирмами, предприятиями и гражданами, находящимися на территории разных стран.

Экспортеры, импортеры, банки являются субъектами международных расчетов, взаимодействующими между собой в процессе движения товарораспорядительных документов. Посредниками в международных расчетах выступают банки, организующие движение денег участников внешнеэкономической деятельности.

Правовой основой расчетных отношений являются международные договоры и нормы внутреннего национального законодательства. На правовое регулирование международных расчетов влияют систематизированные унифицированные банковские обычаи и нормы международной банковской практики. Совокупность внутренних правовых норм, регулирующих валютные отношения, называется валютным законодательством.

В настоящее время основным нормативным актом, обеспечивающим регулирование валютных отношений в России, является Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый 10 декабря 2003 г. Данный Федеральный закон использует следующие основные понятия:

1. Валюта Российской Федерации:

Денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

Средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

2. Иностранная валюта:

Денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

Средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

3. Внутренние ценные бумаги:

Эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

Иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

4. Внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.

5. Валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

6. Резиденты:

Физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

Постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;

Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

7. Нерезиденты:

Физические лица, не являющиеся резидентами;

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

Находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.

8. Уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

9. Валютные операции:

Приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

Приобретение резидентом у нерезидента, либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента, либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

Приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

Ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

Перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

Перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

10. Специальный счет – банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае установления в соответствии с настоящим Федеральным законом требования об осуществлении валютной операции с использованием специального счета (далее также – требование об использовании специального счета) такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета (данное положение действует до 1 января 2007 г.);

11. Валютные биржи – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

Единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

Единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Предыдущая

Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.

Это воздействие осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Россию валютной выручки, полученной от экспорта.

Решение этих задач обеспечивается валютным законодательством, регулирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например, предусматривающие механизм контроля, за валютными операциями.

Основополагающим законодательным актом в сфере валютного регулирования является Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 г. В этом законе раскрыты основные понятия валютных отношений, такие как “валюта РФ”, “иностранная валюта”, “резиденты”, “нерезиденты” и т. д., а также установлены сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного контроля, предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства.

Все субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, являются, с точки зрения валютного законодательства, резидентами

Из п. “а” ст. 1 Закона о валютном регулировании следует, что такими резидентами являются:

  • 1) физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том числе временно находящиеся за ее пределами;
  • 2) юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, основное место деятельности которых -- РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и представительства;
  • 3) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с российским законодательством, основное место деятельности которых -- РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и представительства.

Резиденты при ведении внешней экономической деятельности осуществляют различные валютные операции. Под валютными операциями, как следует из п. 7 ст. 1 закона, понимаются:

  • а) операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
  • б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
  • в) осуществление международных денежных переводов. Валютные операции могут быть текущими и связанными с движением капитала.

Валютные операции, связанные с движением капитала, представляют собой:

  • а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставной капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
  • б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;
  • в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
  • г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
  • д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
  • е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

К текущим валютным операциям относятся, в частности, переводы в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней (п. 9 “а” Закона).

Под иностранной валютой понимаются денежные знаки виде банкнот, казначейских билетов, монеты, являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (п. 3 “а” Закона).

Операции с иностранной валютой регламентированы законодательством. Особенностями правового режима операций резидентентов т иностранной валютой являются:

  • 1. Ввоз, перевод и пересылка валютных ценностей (в состав которых входит иностранная валюта) в Россию может осуществляются без ограничений.
  • 2. Вся иностранная валюта, получаемая резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, под которыми в соответствии с п. 11 Закона о валютном регулировании понимаются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ России на проведение валютных операций.
  • 3. Запрещение реализации товаров гражданам за иностранную наличную валюту. Однако из этого правила существуют изъятия. Которые заключаются в том, что ряду предприятий предоставлена право вести торговлю за наличную валюту. Это, в частности, относится к магазинам беспошлинной торговли, работающим в соответствии с полученными разрешениями и на условиях, установленных специальными нормативными актами (письмо ЦБ РФ от 27 декабря 1993 г. № 67).
  • 4. Обязательная продажа части валютной выручки. Основным правовым актом, установившим такой порядок, является Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валют ной выручки и взимания экспортных пошлин”. Указ установил обязанность субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, продажи через уполномоченные банки по рыночному валки ному курсу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг).

Валютное регулирование касается также операций с национальной валютой. Законодательством установлено, что вывоз и пересылка из России, а также ввоз в ее пределы национальной валюты осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБ РФ совместно с Министерством финансов и Государственным таможенным комитетом. Несоблюдение этого порядка влечет недействительность сделок в отношении российской валюты (п.п. 3 и 4 ст. 2 Закона о валютном регулировании).

В целях соблюдения валютного законодательства создана система органов валютного контроля. Эта система подразделяется на органы валютного контроля и их агентов. В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона о валютном регулировании к органам валютного контроля отнесены ЦБ РФ и Правительство России, а агентами валютного контроля, как указывается в п. 3 этой же статьи, являются организации, на которые законодательством могут возлагаться функции валютного контроля.

В частности, в качестве агентов выступают уполномоченные банки, которые подотчетны ЦБ РФ (п. 4 ст. 11 закона).

Для реализации функций Правительства России по валютному контролю создан специальный орган -- Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю в рамках своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций. Контролирует выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте, осуществляет контроль за поступлением средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям в уполномоченные банки, а также выполняет еще целый ряд различных функций в сфере контроля за осуществлением валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

В соответствии с предложением Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю в целях реализации на местах единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортных, импортных и иных внешнеэкономических операций Правительство РФ приняло постановление об образовании территориальных органов по валютному контролю.

Функции контроля, как уже упоминалось, осуществляют уполномоченные банки, а также таможенные органы.

В целях защиты государственных интересов по укреплении экономики принят ряд законодательных и нормативных актов, направленных на обеспечение репатриации валютной выручки полученной от экспорта.

Экспортеры тоже несут ответственность за нарушение валютного законодательства. Так, за нарушение положений упомянутой инструкции с экспортеров взыскиваются в бесспорном порядке штрафы. Ответственность экспортеров предусмотрена и в Таможенном кодексе.

За сокрытие валютной выручки экспортеры в соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 отвечают в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или ее рублевом эквиваленте. Никакие ходатайства об освобождении от уплаты штрафов за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках не рассматриваются.

Понятие валютного регулирования внешнеэкономической деятельности

Определение 1

Внешнеэкономическая деятельность – это деятельность по импорту и экспорту товаров, продукции и услуг. Во внешнеэкономической деятельности контрагентами отечественного поставщика или покупателя, являются иностранные субъекты хозяйствования. Расчеты по внешнеэкономическим операциям осуществляются в иностранной валюте и такие операции в обязательном порядке регламентируются на законодательном уровне.

Валютное регулирование в РФ преследует такие основные цели как:

  • обеспечение устойчивости российской национальной валюты (рубль);
  • ограничение перемещения и обращения иностранной валюты.

Валютное регулирование повышает ликвидность отечественной валюты на территории Российской Федерации. Нормативно-правовых актов в части валютного регулирования действует множество, но основным их них является Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10. 12. 2003. Данный документ раскрывает основные понятия, положения и правила обращения валюты на территории Российской Федерации.

Классификация валютных операций

Законодательно определены основные типы валютных операций.

  1. Обменные операции . Данный тип операций включает в себя все операции, при которых был осуществлен обмен валюты по установленному курсу.
  2. Депозитно-кредитные валютные операции . Данный тип операций группируется из всех операций по привлечению валютных денежных средств на депозиты и размещению валютных денежных средств (предоставление кредитов).
  3. Расчетные валютные операции . Данный тип операций объединяет в себе все операции по расчетам между субъектами хозяйствования с помощью валютных денежных средств.

Все три группы валютных операций регулируются отдельными нормативно-правовыми положениями. Однако такие операции, как правило, тесно связаны между собой.

Например, расчеты с иностранными покупателями приводят к поступлению валютных денежных средств на расчетный счет отечественного продавца. Данная операция принадлежит к третьей группе валютных операций. Однако для их использования в хозяйственных целях, полученные валютные средства должны быть конвертированы в национальную валюту. Так происходит обмен валюты, а такая операция уже относится к первой группе валютных операций. Также между иностранными контрагентами могут возникнуть кредитные отношения, что относится уже ко второй группе валютных операций.

Роль Центрального банка Российской Федерации в валютном регулировании

Центральному банку Российской Федерации отведена значимая роль в валютном регулировании.

Прежде всего, Центральный банк Российской Федерации возглавляет всю банковскую систему страны. То есть, данной организации подчиняются все коммерческие российские и иностранные банки, а также различные кредитные организации.

Именно на основании выданной Центральным банком Российской Федерации лицензии, указанные организации получают право на совершение валютных операций.

Также Центральный банк Российской Федерации ежедневно устанавливает курсы иностранных валют по отношению к отечественной валюте (рублю).

Кроме того, Центральный банк Российской Федерации принимает активное участие в разработке законодательной базы валютного регулирования.

Замечание 1

Функционируя как орган валютного регулирования и контроля, Центральный банк Российской Федерации издает нормативно правовые акты, которые представлены в виде указаний, положений и инструкций.