Обязательным условием для поставщика для участия в торгах и подписании контракта с заказчиком является предоставление обеспечения исполнения договора.

Оно может быть внесено как личными денежными средствами, так и банковской гарантией. Эта сумма страхует заказчика при ненадлежащем исполнении или неисполнении поставщиком условий договора, она компенсирует убытки, которые он может понести.

Однако, правовые нормы защищают не только интересы заказчика, но не оставляют в стороне и исполнителя, предоставляя ему возможность провести возврат обеспечения. Каков же алгоритм и срок данной процедуры?

Причины возврата обеспечения контракта по 44 ФЗ

Важно помнить, что в первую очередь возврат залоговых средств проводится при окончании договора. После подписания определенного пакета документов, исполнителю обязаны вернуть внесенные ранее денежные средства.

Также причиной может послужить изменение способа обеспечения.

Например, замена собственных денежных средств на банковскую гарантию.

Но встречаются такие ситуации, как и расторжение отношений по обоюдному согласию или только по инициативе заказчика. В этом случае стороны также обязаны оформить возврат обеспечения контракта. Хотя, если у госпредприятия существуют какие-либо претензии к поставщику, то по закону он может воспользоваться залоговой суммой или ее частью для того, чтобы компенсировать убытки, которые он понес.

При этом 44 ФЗ не регулирует вопрос точного размера взыскания, которое может изыматься с поставщика. Данный момент остается полностью на усмотрение заказчика с учетом условий контракта.

Сроки возврата банковской гарантии

Они регулируются самим контрактом и аукционной документацией и могут достигать 45 дней.

Однако, чаще всего происходит, что средства поступают на счет в течение 5 дней после того, как стороны подписали все документы предусмотренные договором, а так же было предоставлено письмо о возврате (по общему шаблону или в произвольной форме). И если возникает ситуация, когда заказчики «тянут» с тем, чтобы вернуть залоговое обеспечение или и вовсе отказываются отдавать его, необходимо без промедления обращаться в суд.

Во время проведения многолотового аукциона — обеспечение исполнения контракта, как собственными денежными средствами, так и банковской гарантией, вносится каждому заказчику отдельно (что довольно обременительно для поставщика, так как ему приходится оформлять много банковских гарантий (или платежных поручений) на разные суммы). Каждое госпредприятие выставляет проект контракта и после получения средств подписывает его.

Возврат обеспечения исполнения контракта в таком случае осуществляется от всех участников закупки отдельно.

Всех заказчиков нужно проинформировать уведомлением. Это происходит путем отправки письма по почте или вручением лично в руки заказчику. Если денежные средства вносились со счета третьих лиц (другое юридическое лицо, кредитующая организация), то к данному прошению так же прикрепляются платежные поручения, в которых указываются с какого юридического лица или ИП был осуществлен платеж.

Поэтому, чтобы избежать трудностей с тем, чтобы вернуть денежные средства, а так же сэкономить время, обращайтесь к специалистам.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Время на чтение: 7 мин

Одной из форм обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта является банковская гарантия. Для поставщика она выступает альтернативой внесению денежных средств в виде твердой суммы.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Какими правовыми нормами регулируется

Вопросы оформления и требований к банковской гарантии достаточно хорошо регулируются в законодательстве о контрактной системе. Требования к банковской гарантии прописаны в ст. 45 44-ФЗ, а условия госконтракта содержатся в ст. 96 44-ФЗ.

Также важное значение в вопросе регулирования требований к данной форме обеспечения принадлежит Постановлению Правительства от 2013 года №1005 «О банковских гарантиях…».

До 30 июня 2019 года участник вправе предоставить документ только в качестве контракта. Но после указанной даты он сможет использовать ее для обеспечения заявки в электронных конкурсах и аукционах. Эти изменения закрепило Постановление Правительства №626 от 2018 года.

Использование такой формы обеспечения имеет немало преимуществ для поставщика: она позволяет ему не отвлекать крупные денежные суммы из оборота при участии в закупках и дает возможность участвовать в реализации одновременно нескольких .

Понятие и случаи предоставления

Понятие банковской гарантии приведено в ч. 1 ст. 368 Гражданского кодекса. Под ней понимается письменное уплатить бенефициару определенную денежную сумму при выставлении требования об уплате. Такое требование поступает в соответствии с условиями взятого поставщиком обязательства.

Применительно к госзакупкам денежные средства банком выплачиваются в пользу госзаказчика, если закупки не исполнит взятые на себя обязательства. В дальнейшем поставщик обязан будет возместить задолженность банку.

В схеме внесения обеспечения через банковскую гарантию принимают участие три основные группы участников: гарант (банк), принципиал (участник закупки или поставщик), а также бенефициар, или заказчик.

Стоит отметить, что законодательство допускает возможность замены формы обеспечения исполнения контракта в ходе его реализации. Так, если обеспечение было внесено деньгами, то может заменить его на гарантию по 44-ФЗ. При этом ее сумма должны быть уменьшена на стоимость уже выполненных работ к моменту замены.

Банковская гарантия по 44-ФЗ должна быть безотзывной. Ее особенность состоит в том, что ее не допускается отозвать, аннулировать или изменить.

Согласно Гражданскому кодексу, существенными условиями гарантии является указание на принципиала, сумму обеспечения и сроки ее действия. Тогда как перечень требований к указанному документу по 44-ФЗ гораздо более обширен.

Требования к содержанию банковской гарантии приведены в ч. 2 ст. 45 ФЗ-44. Согласно им, данный документ должен содержать такую информацию:

  1. Сумма банковской гарантии, которая должна быть выплачена гарантом заказчику в установленных случаях . Согласно ст. 96 44-ФЗ, это ситуации ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по госконтракту.
  2. Обязательства принципиала, ненадлежащее исполнение которых подлежит обеспечению через банковскую гарантию .
  3. Обязанность гаранта выплатить неустойку в виде при просрочке оплаты требования по банковской гарантии . Размер таких штрафных санкций составляет 0,1% суммы, которая подлежит оплате за каждый день просрочки.
  4. Условие о том, что обязательства гаранта считаются исполненными после фактического поступления денежных средств на счет заказчика .
  5. Сроки действия банковской гарантии на основании требований ст. 96 44-ФЗ.
  6. Отлагательное условие о заключении договора предоставления гарантии по обязательствам принципиала.
  7. Установленный перечень документов, которые предоставляются заказчиком вместе с требованием об оплате суммы по гарантии . Он составляется с учетом Постановления Правительства от 2003 года №1005. При этом в перечень документов не допускается включать судебные акты, которые подтверждают неисполнение обязательств поставщиком.

В том случае, если закупочная документация содержит соответствующее условие, в банковскую гарантию включается условие о том, что заказчик вправе в бесспорном порядке списать денежные средства со счета гаранта, если им в течение 5 рабочих дней не было исполнено требование заказчика об уплате денег по банковской гарантии, которое направлено до того, как ее сроки действия не истекли.

Несмотря на жесткие требования к содержанию гарантии, унифицированная форма данного документа не разработана.

Какую документацию запрашивает банк от поставщика

Сроки для подписания госконтракта с победителем торгов и сроки оформления гарантии строго ограничены. Так, например, для действует правило о том, что контракт должен быть подписан в течение 5 дней.

Именно поэтому гарантии по государственному заказу в рамках 44-ФЗ выпускаются банками по экспресс-методике оценки платежеспособности, и общий срок выпуска составляет в пределах 2-5 рабочих дней.

Для получения банковской гарантии банки обычно запрашивают следующий комплект юридической и бухгалтерской документации:

  • налоговая отчетность за последний год и завершенные кварталы;
  • книга учета доходов и расходов ;
  • учредительная документация компании (копия устава);
  • выписка из ЕГРЮЛ ;
  • прочие документы , которые подтверждают финансовую устойчивость компании.

В редких случаях банк требует от поставщика открыть в нем расчетный счет. Обычно такое требование предъявляется при крупной сумме гарантии.

Какие документы заказчик обязан предоставить банку

Бенефициар вместе с требованием о выплате по банковской гарантии должен предоставить в банк такую документацию:

  1. Платежное поручение , которое подтверждает перечисление аванса поставщику (если выплата аванса была предусмотрена контрактом).
  2. Документ, который подтверждает наступление гарантийного случая по условиям контракта (если действие гарантии распространяется на гарантийный срок).
  3. Документ, подтверждающий полномочия исполнительного органа, который подписал требования о гарантии (приказ о назначении руководителя, решение об избрании, доверенность).

Срок действия

Срок действия банковской гарантии – одно из существенных условий. В 44-ФЗ прописаны обязательные требования к срокам банковской гарантии. Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, она должна действовать не менее 1 месяца после окончания срока действия контракта.

Указанное требование означает, что сроки действия документа должны как минимум на месяц превышать сроки госконтракта. Но заказчик в может установить иные требования: по ним гарантия может превышать сроки госконтракта на два и три месяца.

Стоит учитывать, что сроки действия контракта не всегда совпадают со сроками выполнения работ. Так, сюда дополнительно могут включаться сроки по оплате и гарантийные обязательства. Все это может привести к необходимости оформления гарантии, покрывающей более длительные сроки.

Хотя по гражданско-правовому законодательству гарантийные обязательства по умолчанию не включаются в срок контракта, но судебная практика по этому вопросу сложилась неоднозначная. Поэтому при наличии в закупочной документации условия о том, что гарантия должна покрывать сроки гарантийных обязательств, участнику либо придется ее оформить, либо приготовиться к обжалованию такого требования в суде.

Можно ли вернуть банковскую гарантию после исполнения контракта

Так как банковская гарантия является безотзывной, то никто из сторон не имеет права на ее предварительный отзыв.

Банковская гарантия в случае добросовестного исполнения своих обязательств по госконтракту не возвращается поставщику, а сроки ее действия автоматически истекают через месяц после завершения работ.

Таким образом, банковская гарантия по 44-ФЗ выступает популярной формой обеспечения исполнения госконтракта. В рамках контрактной системы используется только безотзывная форма гарантии, к содержанию которой предъявляются жесткие требования. Сущность данной формы обеспечения состоит в следующем: в случае неисполнения поставщиком обязательств по госконтракту заказчик передает определенный комплект документов в банк-гарант, и тот должен перечислить ему сумму гарантии. В дальнейшем поставщик обязан погасить задолженность перед банком. По новым правилам сведения о банковских гарантиях не подлежат размещению в открытом доступе, но реестр выданных гарантий по-прежнему ведется.

Государственные учреждения, фонды, муниципальные органы и другие юридические лица регулярно закупают товар. Это и продукты для школьных обедов, и кирпич для строительства городской больницы. Перечень возможных закупок гораздо шире и распространяется также на услуги.

Для этих нужд требуется организация (или даже физическое лицо), которая обеспечит наилучшее качество товара или услуги при наименьших затратах. Заказчик же получит оптимальный результат. Будущих исполнителей выбирают конкурентным способом: на конкурсах и аукционах. В первом случае победитель - тот, кто предложил самые выгодные условия для госзакупки. Во втором - тот, кто выставил самую низкую цену на услуги или за товар.

Суммы государственных контрактов велики. Это обстоятельство провоцирует финансовые риски для заказчика и требует изъятия крупных сумм из оборота компании, что экономически нецелесообразно. Отсюда возникает потребность подстраховаться.

Подстраховкой служит банковская гарантия - документ, регулирующий отношения трех участников.

Что такое банковская гарантия

  • Бенефициар

    Заказчик, который организует тендер (конкурсные торги) для выбора исполнителя заказа (подрядчика, поставщика). Банковская гарантия для Бенефициара - это страховка (денежная компенсация) от невыполнения исполнителем обязательств по договору.

  • Принципал

    Исполнитель, который подтверждает Бенефициару свою надежность банковской гарантией для обеспечения заявки на участие в тендере или для исполнение контракта. В первом случае участника не допустят к конкурсу, во втором - откажут в заключении контракта.

  • Гарант

    Банк, который по запросу Принципала выпускает гарантию, регистрирует её в реестре и резервирует нужную сумму на своих счетах. Если Принципал-исполнитель нарушит условия контракта, Гарант перечислит зарезервированные деньги Бенефициару.

Обеспечение заявки на участие в торгах

На основании ч.1. ст.44 44-ФЗ заказчик - организатор торгов обязан предусмотреть в договоре обеспечение заявки гарантией, если тендер не электронный.

БГ такого типа призвана не допустить к участию в тендере неблагонадежные компании, а также финансово защитить заказчика. Имея на руках такую гарантию, он уверен, что другая сторона точно подпишет контракт.

Обеспечение исполнения контракта

Руководствуясь ч.2 ст.96 44-ФЗ, победивший участник обязан предоставить такую гарантию. Таким образом, он разделяет ответственность перед заказчиком с банком. Если первый не исполнит свои обязательства должным образом, банк выплатит оговоренную сумму заказчику. Последний вариант БГ встречается в госзакупках чаще.

По ч.2 ст.45 44-ФЗ от 05.04.2013 (в редакции от 27 декабря 2018) для госконтрактов требуется только безотзывная гарантия. Это означает, что банк, поручившийся за участника, не сможет отозвать гарантию. Он выполнит свои обязательства перед заказчиком в любом случае.

Возврат аванса

Контракт между заказчиком и исполнителем может включать в себя авансирование. Первый выплачивает второму некую сумму - предоплату за товар или услуги.

Если заказчику повезёт, то он не воспользуется банковской гарантией возврата аванса. То есть не станет требовать выплату аванса у Гаранта. Но может и не повезти. Тогда нерадивый исполнитель заберёт аванс и исчезнет либо выполнит требуемое из рук вон плохо.

Наличие БГ не оставит недовольного заказчика у разбитого корыта. Гарант возвращает Бенефициару авансовый платеж.

Обеспечение гарантийных обязательств

Госучреждения часто приобретают дорогостоящее и сложное в обслуживании оборудование для своих целей. Риск поломки подобной машины - это финансовый крах для её покупателя. Заказчик хочет быть уверен в том, что « в случае чего» продавец окажет ему помощь. Иначе придется снова тратиться - привлекать сторонние организации для ремонта.

Обычно заказчик защищает себя так:

  • оплачивает продавцу не всю стоимость оборудования, приберегая часть до истечения гарантийного срока. В случае поломки эти деньги пойдут на её устранение.
  • обязывает продавца предоставить банковскую гарантию на определенный период.

Последняя закрепляет за продавцом обязательство устранять возникшие в ходе работы оборудования дефекты или просто вернуть деньги за некачественный товар.

Куда обращаться за банковской гарантией?

Основываясь на ч.1 ст.45 44-ФЗ, заказчик вправе принять банковскую гарантию как обеспечение по контракту только, если она выпущена банком из установленного списка аккредитованных организаций.

Последний формируется из сведений о финансовых организациях, которые передает ЦБ РФ Министерству финансов. Проверить присутствие банка в указанном списке можно на официальном сайте Минфина.

  • Не все банки по умолчанию имеют право выпускать банковские гарантии. Для этого им нужно отвечать требованиям, прописанным в ч.3 ст.74.1 НК РФ и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 № 440:
  • Собственный капитал банка - не менее 300 млн. рублей.
  • Банк не находится под процедурой банкротства (это не относится к тем банкам, где банкротство активно предупреждается «Агентством по страхованию вкладов»).
  • Банк должен иметь кредитный рейтинг от «ruBB-» по шкале «Эксперт РА» и не ниже «BB-(RU)» по рейтинговой шкале АКРА.
  • Деятельность банка в течении последних 6 месяцев соответствует нормативам из 86-ФЗ от 10.07.2002.

Реестр аккредитованных банков обновляется постоянно. Как только ЦБ РФ находит подходящий банк, он в течение 5 дней подает информацию в Минфин РФ. Таким же образом главный банк страны находит кредитные организации, не удовлетворяющие требованиям, и передает данные в Минфин уже для исключения их из перечня.

На 24.01.2019 в списке банков, имеющих право выпускать БГ для обеспечения контрактов, 258 организаций.

Важно! Если банк, который выдал вам гарантию, был исключен из перечня аккредитованных банков, то выпущенная им БГ все равно остается легитимной. Она не нуждается ни в повторном выпуске, ни в замене.

Список документов для оформления банковской гарантии

Кредитные учреждения выдвигают свои собственные требования к пакету документов для подачи заявки, но среди них будут следующие:

  • последняя версия (актуальная) устава организации со всеми изменениями;
  • копии паспортов учредителей, чья доля больше 20%;
  • свидетельство о праве собственности (копия) на помещение, где зарегистрирована организация. Если помещение не в собственности, то договор аренды на адрес регистрации фирмы (копия);
  • решение о назначении на должность, протокол собрания или другие документы, подтверждающие полномочия (генерального) директора в виде копий, а также копия его паспорта;
  • карточка организации;
  • управленческая отчетность за последний период и бухгалтерская отчетность за последний год.

А сколько времени займет оформление?

Заявка на получение БГ рассматривается банком в той же последовательности, что и кредит, только гораздо быстрее. Дело в том, что организаторы конкурсов и аукционов, согласно ч.5 ст.54 44-ФЗ, должны предоставить проект контракта на подписание в течение 10 дней с момента определения итогов тендера.

Таким образом, победитель в сжатые сроки должен оформить БГ (найти банк, собрать и подать документы, дождаться их проверки).

Именно поэтому проверка документов для выпуска БГ проводится быстро. Как правило, через 1-3 рабочих дней банк выносит решение о возможности выдачи гарантии клиенту. Если дополнительных вопросов к нему не возникает, то решение будет получено ещё быстрее.

Может ли банк отказать в оформлении банковской гарантии?

Банк может отказать по разным причинам. Например, не каждый готов рассматривать молодые организации для выдачи БГ. Хотя, при должном подходе, найти подобный банк не составит труда. Ведь даже компании, существующие менее 3-х месяцев, сегодня могут участвовать в тендерах.

Кредитные организации также обращают пристальное внимание на финансовую отчетность, но это не единственный параметр оценки. Они часто выдвигают особые условия, поэтому обращаться нужно в разные банки или в брокерские компании. Последние являются настоящими проводниками в сфере банковских гарантий, ведь они знают:

  • как банки оценивают потенциальных клиентов (у каждого своя система оценки);
  • что нужно учесть, чтобы не получить отказ;
  • как грамотно оформить необходимые документы;
  • где лучше оформить БГ конкретному клиенту.

В зависимости от срока и суммы гарантии банки могут предлагать разные условия. Брокеры, хорошо осведомленные о ситуации на рынке банковских гарантий, помогут быстро сориентироваться и даже сэкономить.

А отозвать?

Безотзывная банковская гарантия - надежный инструмент защиты заказчика. Ни Принципал, ни Гарант не имеют право отозвать гарантию в одностороннем порядке.

Отзыв выпущенной гарантии возможен по обоюдному согласию в следующих случаях:

  • письменный отказ самого Бенефициара от БГ (когда Принципал досрочно исполнил обязательства по договору);
  • принципал поменял обеспечение контракта (если предусмотрено контрактом) на денежный залог;

    Важно! Согласно ч.7 ст.96 44-ФЗ способ обеспечения контракта может быть изменен. Если изначально участник внес денежное обеспечение, то впоследствии он может выпустить БГ на уменьшенную сумму обязательств. Ранее исполненные денежные обязательства (поставленные товары, выполненные услуги) будут вычтены из суммы обязательств.

  • по БГ уже получены все требуемые выплаты;
  • истёк срок контракта. В одностороннем порядке банк вправе отозвать БГ;
  • стоимость обеспечения по контракту изменилась;
  • принципал признан неплатежеспособным.

Даже в двух последних случаях обязательства Гаранта будут прекращены лишь после получения Бенефициаром уведомления об отзыве БГ.

Важно! Так как БГ по 44-ФЗ безотзывная, то Принципал не может получить назад комиссию, отданную Гаранту за гарантию, даже при досрочном расторжении договора. Комиссия банка - единовременная выплата от Принципала-клиента.

Можно ли получить банковскую гарантию быстрее?

За БГ не обязательно обращаться напрямую в банк. На рынке подобных услуг уже давно обосновались брокерские компании, которые помогают клиентам в сжатые сроки и с максимальным комфортом её получить.

Процесс рассмотрения заявки на БГ достаточно длительный и сложный. Сотрудники банка проверяют и бухгалтерские, и учредительные документы заявителя.

Если поступает заявка на гарантию свыше 50 млн. рублей, банк может запросить у клиента предоставление залога. Но чаще всего он не нужен. В таком случае срок получения гарантии занимает от 1 до 5 дней.

Для оформления БГ удобно сотрудничать с брокерами. Последние имеют эффективные каналы взаимодействия с кредитными организациями. Однако держите глаза открытыми при выборе брокера - проверьте документацию прежде, чем сотрудничать с такой фирмой.

Сколько стоит банковская гарантия?

БГ - тип кредитного продукта, который является источником прибыли для банка. Комиссия за услугу фиксирована и зависит от нескольких факторов:

  • срок, на который выпускается гарантия;
  • требуемая по контракту сумма обеспечения;
  • наличие открытого расчетного счета в этом банке;
  • форма документа БГ (по стандартам банка или по требованию организатора конкурса).

Когда заказчик размещает контракт на крупную сумму, он прописывает и большой процент обеспечения по обязательствам. БГ от исполнителя призвана снизить риски. В свою очередь, банк также рискует, поручаясь за своего клиента, поэтому устанавливает комиссию 3-4%.

Если по контракту требуется небольшое обеспечение, то банк берет за оформление БГ фиксированный процент комиссии. Банки предпочитают выпускать гарантии, обеспеченные имуществом. При этом гарантия без залога также не является проблемой для банков и выдается повсеместно. Подобные услуги предлагаются сейчас по доступным ценам.

Что обязательно должно быть в банковской гарантии?

  • Неустойка за неисполнение обязательств по условиям контракта.
  • Те самые обязательства Принципала, исполнение которых обеспечивает гарантия.
  • Условие начисления штрафа в пользу Бенефициара.
  • Условие, исполнение которого влечет перевод оговоренной суммы Гарантом на расчетный счет Заказчика (это называется исполнением обязательств Гаранта в пользу Бенефициара).
  • Список документов, который есть в Постановлении Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 (в редакции от 30 июня 2018) и предъявляется Бенефициаром банку вместе с его требованием о переводе суммы денег по БГ.
  • Срок действия поручительства Гаранта.Согласно ч.3 ст.96 44-ФЗ, срок БГ больше срока действия контракта хотя бы на 1 месяц.Заказчик вправе установить более длительный срок гарантии (дольше срока действия договора и на 3, и на 4 месяца).

    Важно! Различают срок выполнения работ, оказания услуг и общий срок действия контракта.Срок действия договора = Срок исполнения обязательств заказчика по оплате + Срок выполнения работ.

  • Условие, что по контракту разрешается Гаранту поручиться за Принципала.

В каких случаях заказчик не примет банковскую гарантию?

По ч.6 ст.45 44-ФЗ, заказчик не примет документ, если:

  • БГ не отвечает его требованиям, изложенным в конкурсном извещении;
  • запись о банковской гарантии отсутствует в Реестре банковских гарантий;
  • документ не содержит нужных по ч.2 ст.45 44-ФЗ пунктов;
  • в БГ не прописано условие о бесспорном денежном списании в пользу Бенефициара со счета Гаранта.

Важно! Банк-Гарант обязан выплатить Бенефициару установленную неустойку не позднее 5 рабочих дней с момента его требования (но до окончания срока действия БГ!). Если этого не произошло, деньги списываются в бесспорном порядке.

У заказчика есть 3 дня для проверки гарантии. Если он отказывается принять БГ для целей контракта, то за это время он должен отправить письменный ответ (или по электронной почте) исполнителю с причинами отказа.

Что такое «реестр банковских гарантий» и кто может его смотреть

Реестр банковских гарантий - это официальный электронный ресурс, куда вносятся данные о выпущенных гарантиях.

Реестр ведет Федеральное казначейство, а гарантии из этого списка выпущены строго банками из списка аккредитованных банков (более подробно о том, как туда попасть, читайте в пункте Куда обращаться за банковской гарантией?).

Различают открытый и закрытый реестры. Процедура добавления новой БГ в реестр как раз зависит от открытости тендера.

В Правилах ведения реестра БГ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005, подробно описана процедура создания новой записи в открытом реестре:

В то же время существует закрытый реестр. Его ведет Федеральное казначейство, но процедура внесения записи отличается от описанной выше.

Закрытые конкурсы и аукционы случаются реже, чем открытые. Они устраиваются для контрактов, содержащих государственную тайну. Среди реализуемых услуг встречается обслуживание судебных структур, Министерства обороны РФ, Государственного фонда и т.д.

В Правилах ведения закрытого реестра банковских гарантий, описанных в ПП РФ №1005, изложена процедура создания реестровой записи. Она отличается от процедуры ведения открытого реестра.

  • Банк выпускает гарантию и в течение 1 рабочего дня обязуется передать данные в Федеральное казначейство по месту своего нахождения.
  • Государственный орган присваивает реестровый номер и в течение одного рабочего дня отправляет в банк выписку из закрытого реестра.
  • Банк получает выписку и передает её клиенту-Принципалу.

Важно! Несмотря на «закрытость» такого реестра, и Бенефициар, и Принципал могут самостоятельно запросить выписку у госоргана.

Какие ещё требования часто предъявляет заказчик?

Заказчик всегда стремится минимизировать финансовые риски, поэтому часто вносит в договор дополнительные условия.

  1. Аванс.

    Заказчик обязуется выплатить его поставщику, что для последнего является и преимуществом, и бременем одновременно.

    Если подобное условие есть в контракте, то у исполнителя появляется дополнительное обязательство по гарантии - возврат аванса. За это банк может брать более высокую комиссию.

    Важно! Не все банки повышают комиссию на возврат аванса в условиях контракта. Некоторые относятся лояльно. Обратитесь в несколько банков и сравните условия.

  2. Бесспорное списание.

    Если Принципал не исполнил или нарушил условия контракта, то Бенефициар может обратиться к Гаранту (в банк) для перечисления денег себе на счет без лишних разбирательств.

  3. Типовая форма документа.

    Заказчики могут требовать оформление БГ по своим требованиям, перечисленным в конкурсной документации, а могут даже рекомендовать типовую форму документа.

    Не все банки готовы идти на подобные уступки. Часто за отступления от банковской формы документа в кредитной организации взимается повышенная комиссия. Если заказчик настаивает на особой форме БГ, то исполнителю лучше заранее сказать об этом представителям банка.

    Важно! Общие требования к составлению банковской гарантии приведены в ПП № 1005 от 08.11.2013, но иногда заказчик прописывает в конкурсных документах особые требования к тексту БГ. Например, составить текст с полным перечнем обязательств или рассматривать споры только месту нахождения заказчика и т.д.

Как не стать жертвой мошенников при оформлении гарантии?

Банковская гарантия чаще всего оформляется участниками торгов в ускоренном режиме. Организаторы дают не так много времени на раскачку, а сделать нужно много - и банк выбрать, и документы собрать. Этим и пользуются мошенники, предлагая всё более короткие сроки оформления БГ и поразительно низкие цены на свои услуги.

«Серая» банковская гарантия - это всегда удобно и быстро, а главное - дешево. Однако подобный компромисс не стоит следующих за ним последствий для исполнителя.

Самый безболезненный вариант для исполнителя - заказчик потребует предоставить другое обеспечение в течение 10 дней.

Заказчики зачастую просто прекращают работу с организацией, предоставившей липовый документ. Вас занесут в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, за использование поддельных документов компании грозит уголовная ответственность.

Питать иллюзий не стоит - обман вычислить очень просто. «Серой» гарантии по 44-ФЗ не будет в реестре ЕИС. Когда заказчик зайдет в личный кабинет в ЕИС для заключения контракта, он это обязательно обнаружит.

Вокруг пальца могут обвести и вас. В надежде быстро получить нужную бумагу вы можете обратиться к недобросовестному брокеру или в такой же банк. Теперь уже вам потребуется тщательно проверить полученный документ.

"Правильная» банковская гарантия выдается на официальном бланке, где указан банк со всеми реквизитами, а также с полномочиями сотрудника, выпустившего БГ.

Что нужно проверить:

  • Действительность банковских реквизитов.

    Информация уточняется на официальном сайте банка или в офисе.

  • Достаточность средств у банка для резерва суммы по гарантии.

    Официальный сайт Центробанка - «Информация по кредитным учреждениям» - Ввести регистрационный номер или название - Оборотная ведомость по счету 91315

    Сумма гарантии должна быть больше, чем сумма на данном счете. Если это не так, то банк, вероятно, никак не связан с выпущенной гарантией.

  • Присутствие Гаранта в Реестре аккредитованных банков на официальном сайте Министерства финансов.

    Важно понимать, не была ли у банка отозвана соответствующая лицензия, имеет ли он право быть гарантом по контракту.

  • Запись о банковской гарантии в электронном Реестре банковских гарантий.

    Ввиду ч.8.1 ст.45 44-ФЗ от 05.04.13 сведения о гарантиях доступны лишь банкам и заказчикам. Все остальные могут позвонить в Банк, выдавший гарантию, и уточнить её правомерность.

    Важно! С 01.01.19 ведется Единый реестр участников закупок. Последние обязаны зарегистрироваться в системе (ст. 24.2 44-ФЗ). В личном кабинете участника будут отображаться выпущенные для него банковские гарантии.

Если банк:

  • готов выдать гарантию на большую сумму без поручительства и залога;
  • предлагает выпуск гарантии за цену, которая значительно ниже цен на услугу в других банках.

То, вероятнее всего, это мошенники.

Важно! Лимит по БГ равен средней выручке компании-участника в квартал. Суммы, во много раз превышающие выручку организации, должны насторожить исполнителя контракта.

Если банковская гарантия оказалась «серой», желательно сразу же подать жалобу в правоохранительные органы. Будет возбуждено дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Таким образом участник сможет снять с себя подозрения, застраховаться от занесения в черный список поставщиков услуг/товаров и продолжить участие в тендере с другой БГ.

Банковская гарантия по 44-ФЗ - это страховка государственных учреждений от недобросовестного исполнителя по контракту. Последний подписывается лишь при наличии обеспечения.

Но это не единственный случай, когда без гарантии не обойтись. Чтобы поучаствовать в тендере, иметь шанс поставлять товар или выполнять работы для госучреждения - от организации иногда требуют обеспечить заявку на участие.

Гарантию можно получить и через банк, и через брокера. Сейчас это сделать нетрудно: залог не требуется, время ожидания невелико.

Участие компании в госзакупках - это ответственное и прибыльное дело. Однако каждый шаг грамотного руководителя тут опирается на информированность, точное знание процедуры выпуска и возможных подводных камней (обманщики не дремлют!).

Внимательно изучив статью, вы будете вооружены и хорошо зарекомендуете себя в госзакупках. Успехов!

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 1.3 ст. 45 (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 469-ФЗ) распространяется

1.3. В течение срока реализации утвержденного Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения указанного плана, банковскими гарантиями такого банка могут быть обеспечены заявки и исполнение контрактов вне зависимости от соответствия (несоответствия) такого банка установленным в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи требованиям при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 1.4 ст. 45 (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 469-ФЗ) распространяется также на банки, для которых до 28.12.2019 утверждены планы участия Банка России в осуществлении мерпо предупреждению их банкротства и гарантирована непрерывность их деятельности в течение срока реализации планов.

1.4. В течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения Советом директоров Центрального банка Российской Федерации указанного плана, такой банк не исключается из указанного перечня при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 1.5 ст. 45 (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 469-ФЗ) распространяется также на банки, для которых до 28.12.2019 утверждены планы участия Банка России в осуществлении мерпо предупреждению их банкротства и гарантирована непрерывность их деятельности в течение срока реализации планов.

1.5. Сведения о факте и дате утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, и сведения о факте и дате принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации указанного плана направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия указанного решения.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 1.6 ст. 45 (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 469-ФЗ) распространяется также на банки, для которых до 28.12.2019 утверждены планы участия Банка России в осуществлении мерпо предупреждению их банкротства и гарантирована непрерывность их деятельности в течение срока реализации планов.

1.6. В случае, если банк, включенный в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения в отношении такого банка плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства, исключен из указанного перечня до дня принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, такой банк включается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в указанный перечень не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения от Центрального банка Российской Федерации сведений, указанных в части 1.5 настоящей статьи.

2. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

3. В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 3.1 ст. 45 (в ред. ФЗ от 27.12.2018 N 502-ФЗ) применяется к закупкам, извещения о которых размещены, приглашения направлены после 01.07.2019, а по соглашению сторон - к отношениям по контрактам, извещения о закупках по которым размещены, приглашения направлены до 01.07.2019.

3.1. Уменьшение в соответствии с частями 7 и 7.1 статьи 96 настоящего Федерального закона размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При этом датой такого отказа признается дата включения предусмотренной частью 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона информации в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

5. Заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Банковская гарантия, используемая для целей настоящего Федерального закона, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях не размещается на официальном сайте , а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона,

В качестве обеспечения исполнения контракта поставщиком была предоставлена банковская гарантия. Контракт исполнен.
Договором банковской гарантии не предусмотрено условия о возвращении банковской гарантии гаранту или о направлении уведомления об освобождении от обязательств по банковской гарантии. В силу этого договора банковская гарантия прекращается с окончанием ее срока.
Обязан ли заказчик при формировании информации об исполнении контракта указать информацию о прекращении обязательств поставщика, обеспеченных банковской гарантией? Необходимо ли возвращать банковскую гарантию гаранту или направлять ему уведомление об освобождении от обязательств по банковской гарантии?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Обязанность заказчика вносить в реестр контрактов информацию о прекращении обязательств поставщика, обеспеченных банковской гарантией, законодательством не установлена.
2. В отсутствие специальных указаний в самой банковской гарантии или соответствующего соглашения с гарантом заказчику не нужно возвращать банковскую гарантию гаранту.

Обоснование вывода:
1. Сведения, необходимые для формирования реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр), передаются в орган, ответственный за ведение реестра, Федеральное казначейство ( Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Правительства РФ от 01.12.2004 N 703) заказчиками в обязательном порядке ( Закона N 44-ФЗ). Формирование информации, а также обмен информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством осуществляются в соответствии с Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила), утвержденными Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, в порядке, который утвержден Минфина России от 24.11.2014 N 136н на основании п. 10 Правил.
Документы и информация, подлежащие включению в реестр контрактов, перечислены в Закона N 44-ФЗ, а также в п. 2 Правил. Так, в соответствии с Закона N 44-ФЗ, пп. "к" п. 2 Правил в реестр контрактов включается информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта. Помимо этих сведений в силу пп. "к" п. 2 Правил в реестр включается также информация о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении обязательств по гарантии качества товара, работы, услуги.
Включение в реестр контрактов информации о прекращении обязательств поставщика, обеспеченных банковской гарантией, приведенными выше нормами не предусмотрено.
2. Согласно Закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться, в частности, предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 этого Закона. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Поскольку N 44-ФЗ основан в том числе на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 этого закона), к отношениям по контрактам, заключенным в соответствии с указанным законом, применяются нормы ГК РФ, если самим N 44-ФЗ не предусмотрено иное. Понятие "банковская гарантия" упоминается в ГК РФ в значении "независимая гарантия, выдаваемая банком". В силу , ГК РФ окончание определенного в гарантии срока, на который она выдана, является безусловным основанием для прекращения обязательства гаранта перед бенефициаром (смотрите ФАС Северо-Кавказского округа от 11.10.2011 N Ф08-5108/11, Девятнадцатого ААС от 23.03.2011 N 19АП-771/11). Согласно части первой ГК РФ независимой гарантией или соглашением гаранта с бенефициаром может быть предусмотрено, что для прекращения обязательства гаранта перед бенефициаром необходимо возвратить гаранту выданную им гарантию. При этом прекращение обязательства гаранта по основаниям, указанным в пп. 1 и 2 п. 1 этой статьи, не зависит от того, возвращена ли ему независимая гарантия (часть вторая ГК РФ). Иных норм, регулирующих отношения по возврату независимой (банковской) гарантии, законодательство не содержит.
Таким образом, в отсутствие специальных указаний в самой банковской гарантии или соответствующего соглашения с гарантом заказчику не нужно возвращать банковскую гарантию гаранту.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.