4. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений, источники их формирования.

Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Финансовые ресурсы - сумма средств, направленные на основные и оборотные средства предприятия. Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы являются материально - вещественным воплощением самих финансовых отношений. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами.

Классифицируются: по кругообороту (начальные и приращенные), по использованию (материализованные и те, что находятся в обороте), по праву собственности (собственные, предоставленные государством и заемные)

Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне: I. Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка. II. Налоги. III. Отчисления во внебюджетные фонды. IV. Платежи населения в местный бюджет. V. Прочие.

Основные виды финансовых ресурсов на микроуровне: I. Прибыль. II. Амортизация. III. Кредитные инвестиции. IV. Страховые возмещения. V. Выручка от реализации выбывшего имущества. VI. Устойчивые пассивы. VII. Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве. VIII. Паевые и другие взносы членов товариществ и кооперативов. IX. Доходы от продажи собственных ценных бумаг. X. Финансовые ресурсы по перечислению от вышестоящих структур. XI. Бюджетные субсидии. XII. Прочие.

Финансовые ресурсы делятся на : 1) централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов и обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне (например, бюджет)). 2) децентрализованные (формируются у субъектов хозяйствования и используются на расширение производства (или оказание услуг) и удовлетворение социально - культурных потребностей работников предприятия.

Они направляются на следующие цели : a) капиталовложения; b) увеличение оборотных средств; c) финансирование НТП; d) проведение природоохранных мероприятий; e) обеспечение потребностей социального характера (жилищный фонд, сфера дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры); f) прочие аналогичные цели.

Источниками финансовых ресурсов выступают все три элемента стоимости общественного продукта, но степень участия каждого из них различна.

Финансы воздействуют на общественное воспроизводство в следующих направлениях : 1.финансовое обеспечение воспроизводственного процесса; 2.финансовое регулирование экономических и социальных процессов; 3.финансовое стимулирование экономики.

Воспроизводственные затраты - это прежде всего уставный фонд, в котором выделяются основные и оборотные средства. Для покрытия затрат необходимы деньги. Для расширения производства (увеличения элемента “C ”) надо привлекать дополнительные ресурсы.

Самый важный источник финансовых ресурсов - стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль). V + M - основные источники финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент V , являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по 3-ем направлениям: 1.налоги (из зарплаты должны выплачиваться); 2.страховые платежи; 3.прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.) Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне. Существует 4 источника финансовых ресурсов из заработной платы (V ):1 . налоги в бюджет и внебюджетные фонды; 2 . уплата страховых взносов; 3 . покупка ценных бумаг; 4 . хранение средств на счетах в банках

Элемент М - прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов в полном oбъеме

Финансовые источники делятся на : 1) источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства); 2) источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).

Источники финансовых ресурсов на макроуровне: 1. ВВП (первая группа финансовых источников). 2. Доходы от внешнеэкономической деятельности (сейчас наши статистические органы переходят к системе национальных счетов (СНС), которая помогает найти ВВП, НД и т.п.). 3. Национальное богатство. 4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Источники финансовых ресурсов на микроуровне: 1. Источники собственных финансовых ресурсов (например, выручка дает возможность формировать ресурсы предприятия): внешняя экономическая деятельность предприятия; богатство предприятия (станки и пр., т.е. все, что можно продать). 2. Средства предприятия, которые приравниваются к собственным (это средства предприятия, которые ему не принадлежат, но находятся в его распоряжении):зарплата(выступает в форме устойчивых пассивов); отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении предприятия). 3. Привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке - рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.): заемные средства; путем продажи акций и облигаций. 4. Источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения средств: от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств).

5 случаев высвобождения финансовых ресурсов из себестоимости : 1-й случай : при ускорении оборачиваемости; 2-й случай : при сокращении производства; 3-й случай : при сокращении запасов; 4-й случай : при сокращении материалоемкости; 5-й случай : замена собственных средств заемными.

7 направлений расходов финансовых ресурсов :1. капитальные вложения; 2. прирост оборотных средств; 3. прочие материальные затраты; 4. резервы; 5. социально - культурные потребности; 6. денежные выплаты населению; 7. помощь другим странам.

Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям. Страховые финансовые резервы – финансовые резервы страховых компаний.

Финансы являются частью экономических отношений в об­ществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распреде­ление и перераспределение стоимости с помощью финансов соп­ровождается движением денежных средств в форме доходов, пос­туплений и накоплений, составляющих в совокупности финансо­вые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.

Под финансовыми ресурсами понимаются де­нежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и ис­пользуемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворе­ние других общественных потребностей.

К источникам формирования финансовых ресурсов принято от­носить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторго­вых операций, внешних государственных заимствований, иност­ранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов – это те конкретные формы дохо­дов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов, власти в результате финансового распределения. Ими являются: .амортизационные отчисления, при­быль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяй­ствования будут оказывать влияние сфера деятельности (матери­альное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммер­ческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие орга­низации), организационно-правовая форма, отраслевые особен­ности, и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации – это денеж­ные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственнос­ти или распоряжении организации и предназначенные для выполне­ния финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирова­ния работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

Выручка от реализации продукции, работ и услуг;

Выручка от прочей реализации (например, выбывших ос­новных фондов; производственных запасов и т.п.);

Внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиден­ды и проценты по ценным бумагам и др.);

Бюджетные средства;

Средства, поступившие в порядке перераспределения фи­нансовых ресурсов внутри вертикально интегрированных струк­тур и отраслей.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерчес­кой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды, уплата процентов за пользование креди­том, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансиро­вание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммер­ческой организации (например, выплата дивидендов), матери­альное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации - это денеж­ные доходы, поступления и накопления, используемые для осущест­вления и расширения уставной деятельности организации. Органи­зационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников фи­нансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и ис­пользования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:

‐ взносы учредителей и членские взносы;

‐ доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

‐ бюджетные средства;

‐ безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

‐ прочие источники.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания, Это могут быть рас­ходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и го­сударственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и. т.п.

Источниками финансовых ресурсов , находящихся в распоряже­нии органов государственной власти и местного самоуправления, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости нацио­нального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кри­зиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются:

‐ налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);

неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) и т.п.);

‐ безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);

‐ другие доходы.

Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряже­нии органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономичес­кой, социальной, управленческой, укрепления обороноспособ­ности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важ­ные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государ­ственного и муниципального управления, укрепления оборонос­пособности страны и т.п.

Формирование и использование финансовых ресурсов осу­ществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресур­сах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих рас­ширенное воспроизводство. При формировании и использова­нии их финансовых ресурсов используются как фонды многоце­левого назначения, так и узкоцелевые.

Задание 41. Материальными носителями финансовых отношений являются:

· Часть национального богатства

· Доходы от внешнеэкономической деятельности

· Все денежные средства

· Финансовые ресурсы

· Валовый внутренний продукт

Задание 42. Финансовые ресурсы – это:

· Имущество, находящееся в собственности домохозяйств

· Имущество государство, организаций и домохозяйств

· Денежные средства

· Денежные средства, поступления и накопления, находящиеся в собственности и распоряжении государства, организаций и домохозяйств

· Ценные бумаги, находящиеся в собственности организаций

Задание 43. Специфическими чертами финансовых ресурсов являются:

· Организационно-правовая форма

· Нефондовая форма

· Денежная форма

· Используются для финансирования функций экономических субъектов

· Находятся в собственности или распоряжении домашних хозяйств, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления

· Фондовая форма

Задание 44. Совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, находящихся в собственности или распоряжении экономических субъектов, использующихся на цели расширенного воспроизводства, потребление и накопление называются:

· Денежными фондами

· Имуществом

· Финансовыми ресурсами

· Финансовыми резервами

· Бюджетов

Задание 45. Признаки, характерные финансовым ресурсам:

· Существуют в денежной и натуральной форме

· Находятся в собственности или распоряжении государства, организаций и домохозяйств

· Существуют только в нефондовой форме

· Существуют только в фондовой форме

· Существуют только в денежной форме

Задание 46. Финансовые ресурсы – это:

· Средство платежа

· Совокупность денежных доходов, накоплений и поступлений

· Денежный оборот

· Средство обращения

· Материальные носители финансовых отношений

Задание 47. Соответствие между показателем и его характеристикой:

· Финансовые ресурсы – материализация финансовых отношений

· Финансовые фонды – форма образования и использования финансовых ресурсов



· Финансы как абстрактное понятие – совокупность экономических отношений

Задание 48. К источникам финансовых ресурсов на макроуровне относятся:

· Валовый внутренний продукт

· Часть национального богатства

· Поступления от внешнеэкономической деятельности

· Производственные фонды

· Средства бюджетной системы

Задание 49. Конкретные формы денежных доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов экономики в результате распределения – это:

· Источники финансовых ресурсов

· Виды финансовых ресурсов

· Финансовые инструменты

· Финансовые обязательства

· Финансовые активы

Задание 50. Верными являются утверждения:

· Фондовая форма преобладает при организации финансовых ресурсов коммерческих организаций

· Финансовые ресурсы являются материальным воплощением финансов

· Финансовые фонды являются материальными носителями финансовых ресурсов

· Фонды всегда имеют особые источники формирования и строго целевое направление использования

· Финансовые ресурсы существуют только в фондовой форме

Задание 51. Денежные средства, которые коммерческая организация получает в качестве финансового результата – это:

· Амортизационные отчисления

· Прибыль

· Предпринимательский доход

Задание 52. Денежные средства, которые индивидуальный предприниматель получает в качестве финансового результата – это:

· Амортизационные отчисления

· Предпринимательский доход

· Прибыль

· Выручка от реализации

Задание 53. Финансовый метод формирования финансовых ресурсов предполагает формирование средств:

· На безвозвратной основе

· На безвозмездной основе

· На условиях платности

· На условиях срочности

· На условиях возвратности

Задание 54. Кредитный метод формирования финансовых ресурсов предполагает формирование средств на:

· Условиях возвратности

· Безвозмездной основе

· Условиях платности

· Условиях срочности

· Безвозвратной основе

Задание 55. Соответствие субъекта и его основных видов финансовых ресурсов:

· Индивидуальный предприниматель – доходы от предпринимательской деятельности

· Орган государственной власти и местного самоуправления – налоговые и неналоговые доходы

· Домашнее хозяйство – заработная плата, доходы от собственности

· Некоммерческая организация – бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц

· Коммерческая организация – прибыль, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды

Задание 56. На состав источников финансовых ресурсов организаций оказывают влияние:

· Сфера деятельности

· Количество работающих в организации

· Общественные потребности

· Процессы управления денежными средствами организации

· Организационно-правовая форма

Задание 57. К финансовым ресурсам домашних хозяйств относятся:

· Страховые взносы

· Заработная плата членов семьи

· Прибыль

· Предпринимательский доход

Задание 58. Соответствие субъекта экономики и основной формы его доходов:

· Государство – налоги

· Организации – прибыль

· Домашние хозяйства – заработная плата и/или доходы от собственности

Задание 59. К поступлениям коммерческой организации относятся:

· Страховое возмещение в случае пожара

· Прибыль

· Налоговые доходы

· Денежные средства, полученные от материнской компании

· Пособия

Задание 60. К накоплениям коммерческой организации относятся:

· Страховое возмещение в случае пожара, полученное в текущем периоде

· Нераспределенная прибыль прошлых лет

· Прибыль текущего года

· Амортизационные отчисления за предыдущие периоды

· Налоговые доходы

Задание 61. Видами финансовых ресурсов коммерческих организаций являются:

· Поступления от размещения ценных бумаг

· Выплаченные акционерам дивиденды

· Прибыль

· Налог на добавленную стоимость

· Налог на прибыль организаций

Задание 62. Видами финансовых ресурсов домохозяйств являются:

· Налог на доходы физических лиц

· Страховое возмещение, полученное в связи с наступлением страхового случая (пожара)

· Заработная плата членов домашнего хозяйства

· Предпринимательский доход

· Пенсии членов домашнего хозяйства

Задание 63. Финансовые ресурсы коммерческих организаций могут быть направлены на:

· Выплату штрафов за нарушение налогового законодательства

· Уплату налогов в Федеральный бюджет

· Выплату пенсий по государственному обеспечению

· Выплату материальной помощи работникам

· Выплату премий своим работникам

Задание 64. Обособленная часть финансовых ресурсов организаций, государства и домашних хозяйств, предназначенная для восполнения недостатка либо потери финансовых ресурсов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств – это:

· Основные средства

· Финансовые резервы

· Фонды денежных средств

· Финансовые ресурсы

· Оборотные средства

1. Признаки, характеризующие финансы как экономическую категорию:

Отношения, возникающие на стадии потребления общественного продукта

Денежные отношения

Отношения, регулируемые государством

Товарные отношения

Распределительные (перераспределительные) отношения

Кредитные отношения

2. Материальными носителями финансовых отношений являются:

Все денежные средства

Финансовые ресурсы

Валовой внутренний продукт

А.М. Александров

Д.А. Аллахвердян

А.М. Бирман

Э.А. Вознесенский

А.М. Александров

Д.А. Аллахвердян

А.М. Бирман

Э.А. Вознесенский

В.П. Дьяченко

5. Сферы финансовой системы страны:

Государственные и муниципальные финансы

Централизованные финансы

Децентрализованные финансы

Финансы экономических субъектов

6. Финансы страховой компании относятся к:

7. Бюджетная система относится к:

Финансам экономических субъектов

8. Финансы предприятий и организаций относятся к:

Государственным и муниципальным финансам

9. Фонд обязательного медицинского страхования РФ относится к:

Государственным и муниципальным финансам

Финансам экономических субъектов

10. Совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов - это:

Финансовая политика

Финансовый механизм

Финансовые санкции

11. Слагаемые финансового механизма, если не допустить дублирование:

Финансовый механизм экономических субъектов

Финансовый механизм коммерческих предприятий

Бюджетный механизм

Финансовый механизм индивидуального предпринимательства

Налоговый механизм

12. Государственные органы управления финансами в РФ:

Финансовые органы на уровне субъекта РФ

Министерство финансов в РФ

Территориальные органы Федеральные казначейства РФ

Кредитные органы

Муниципальные финансовые органы

13. Финансовые планы экономических субъектов:

Федеральный бюджет

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения

Баланс доходов и расходов промышленного предприятия

Бюджет РСО-А

Финансовый план страховой компании

14. Источниками финансовых ресурсов открытого АО могут выступать:

Средства, поступающие от выпуска и размещения облигаций АО

Бюджетные средства

Банковские кредиты

Начисленная, но не выплаченная заработная плата

Прибыль от реализации товаров и услуг

15. Государственные финансы в РФ включают:

Федеральный бюджет

Государственные внебюджетные фонды

Местные бюджеты

Бюджеты субъектов РФ

16. Объектами перераспределения посредством бюджета выступают:

Стоимость ВВП

Чистый доход

Национальный доход

Амортизационные отчисления

Излишки оборотных средств

17.Теоретическими основами учения о финансах являются:

Учение о воспроизводстве

Спрос и предложение

Учение о государстве

18. Зарождение финансовой науки большинство исследователей относят к:

13-14 векам

15-16 векам

17-18 векам

19. Предметом финансовой пауки являются:

Налоги и налоговая система

Финансовые отношения

Государственный бюджет

20. Объектами изучения финансов являются:

Доходы и расходы государства

Доходы и расходы субъектов хозяйствования

Налоговые и таможенные платежи

21. Термин «финансы» в переводе с французского означает:

Наличность, доход

Денежный платеж

22. Императивный характер финансов означает, что:

Финансы опосредуют формирование и использование фондов денежных средств

23. Денежный характер финансов означает, что:

Финансы опосредуют перераспределение ресурсов

Финансовым отношениям присущ государственно-властный характер

Финансы являются частью денежных отношений

24. Перераспределительный характер финансов означает, что:

Финансы опосредуют перераспределение ВВП и НД

Финансовым отношениям присущ государственно-властный характер

Финансы являются частью денежных отношений

25. Санкт-петербургская школа выделяет следующие функции финансов:

распределительную

Образования денежных фондов

Контрольную

Использования денежных фондов

регулирующую

стимулирующую

26. Московская школа выделяет следующие функции финансов:

Распределительную

образования денежных фондов

Контрольную

использования денежных фондов

Регулирующую

Стимулирующую

27. Ко вторичным (производным) доходам относятся:

Заработная плата рабочих, занятых в сфере материального производства

Доходы предприятий материального производства

Доходы государства, а также бюджетных организаций

28. К первичным (основным) доходам относятся:

Заработная плата рабочих, занятых в сфере материального производства

Доходы предприятий материального производства

29. Инструментами государственного финансового регулирования являются:

Государственные расходы

Государственный кредит

Внебюджетные фонды

30. Источниками централизованных финансовых ресурсов являются:

Поступления от государственного социального страхования

Амортизационные отчисления

Прибыль предприятий

31. Источниками децентрализованных финансовых ресурсов являются:

Поступления от государственного социального страхования

Амортизационные отчисления

Прибыль предприятий

32.К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся:

Устойчивые пассивы

Продажа собственных ценных бумаг

33. К заемным и привлеченным финансовым ресурсам предприятий относятся:

Устойчивые пассивы

Продажа собственных ценных бумаг

Финансы - это

Денежные отношения, связанные с распределением страховых фондов

Денежные отношения по поводу формированию бюджетного фонда страны

Денежные отношения по поводу формирования и использования государственных фондов денежных средств

35. Первичные доходы - это доходы:

Формируемые при распределении национального дохода среди участников материального производства

Формируемые в процессе перераспределения национального дохода

36. Вторичные доходы - это доходы:

Формируемые при распределении национального дохода среди участников материального производства

Формируемые в процессе перераспределения национального дохода

37. Финансовые отношения являются:

Более широким понятием, чем денежные отношения

Частью денежных отношений

38. Децентрализованные финансы функционируют:

На государственном уровне

На уровне субъектов хозяйствования

39. Централизованные финансы функционируют:

На государственном уровне

На уровне субъектов хозяйствования

40. Какие звенья финансовых отношений являются централизованными:

Государственная бюджетная система

Фонды страхования

Финансы предприятий

Государственный кредит

41. Бюджетная система современной России является:

2-х уровневой

3-х уровневой

4-х уровневой

42. Финансовая политика - это:

Политика в области внебюджетных фондов

Политика в области государственного кредита

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций

43. Финансовая политика:

Является составной частью экономической политики государства

Включает в себя экономическую политику государства

44. Классическая финансовая политика бала основана на трудах:

Классиков политэкономии А. Смита и Д. Риккардо и их последователей

Английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей

45. К краткосрочному государственному кредиту относятся:

Займы со сроком погашения до 1 года

Займы со сроком погашения от 1 до 5 лет

Займы со сроком погашения свыше 5 лет

46. Главная составная часть муниципальных финансов:

Бюджеты субъектов РФ

Средства субъектов хозяйствования

Муниципальные бюджеты

47. По времени проведения финансовый контроль подразделяется на:

Президентский, контроль исполнительных органов власти, аудиторский

Предварительный, текущий, последующий

Бюджетный, налоговый, валютный

48. Если финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок и финансовых операций, то это:

Предварительный финансовый контроль

Текущий (оперативный) финансовый контроль

Последующий финансовый контроль

49. Основное направление регулирующей финансовой политики:

Невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов

Необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития производства

50. Нормативный метод финансового планирования:

Предполагает выполнение финансовых расчетов на основе определения соответствующих коэффициентов

Рассчитывает финансовые показатели на основе прогрессивных норм инормативов формирования и использования финансовых ресурсов

Позволяет сбалансировать источники финансовых ресурсов с материально-вещественными и трудовыми ресурсами

51. НДС, акцизы, таможенные пошлины относятся к:

Федеральным налогам

Региональным налогам

Местным налогам

52. Земельный налог, относятся к:

Федеральным налогам

Региональным налогам

Местным налогам

53. , транспортный налог относятся к:

Федеральным налогам

Региональным налогам

Местным налогам

54. Прямые налоги:

Устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика

Включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем

55. Косвенные налоги:

Устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика

Включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем

56. Если налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов, то это:

Прогрессивный налог

Пропорциональный налог

Регрессивный налог

57. Если ставка налога повышается при увеличении налогооблагаемого дохода, то это:

Прогрессивный налог

Пропорциональный налог

Регрессивный налог

58. Если ставка налога понижается при увеличении налогооблагаемого дохода, то это:

Прогрессивный налог

Пропорциональный налог

Регрессивный налог

59. К местным налогам относятся:

Налог на прибыль организаций

Земельный налог

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Налог на имущество физических лиц

60. К федеральным налогам относятся:

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Земельный налог

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Налог на имущество физических лиц

61. К региональным налогам относятся:

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Земельный налог

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Налог на имущество физических лиц

62. Ставка налога на прибыль организаций составляет:

63. Предельный размер налоговой ставки по налогу с имущества организаций установлен в размере:

64. Базовая ставка НДС в настоящее время в РФ составляет:

65. Ставка НДФЛ составляет:

66. Современными представителями Московской школы финансов являются:

Романовский М.В., Сабанти Б.М., Врублевская О.В., Бочаров В.В. и др

Родионова В.М., Павлова Л.П., Дробозина Л.А., Маркина Е.В. и др.

67. Современными представителями Санкт-Петербургской школы финансов являются:

Романовский М.В., Сабанти Б.М., Врублевская О.В., Бочаров В.В. и др

Родионова В.М., Павлова Л.П., Дробозина Л.А., Маркина Е.В. и др.

68. Какие звенья финансовых отношений являются децентрализованными:

Государственная бюджетная система

Фонды страхования

Финансы предприятий

Государственный кредит

69. Регулирующая финансовая политика бала основана на трудах:

Классиков политэкономии А. Смита и Д. Риккардо и их последователей

Английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей

70. Основное направление классической финансовой политики:

Невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов

Необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития производства

Обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана

71. Влияние финансов на цену можно выявить посредством:

Налогообложения

государственного кредита

Априорного распределения

общественного потребления

личного потребления

72.Сумма первичных доходов равна:

валовому внутреннему продукту

Национальному доходу

валовому национальному продукту

национальному богатству

73. На какой стадии общественного воспроизводства проявляют свое назначение финансы:

на стадии производства

на стадии обмена

На стадии распределения

на стадии потребления

74.Какие денежные фонды являются государственными:

фонды накопления

фонды потребления

Бюджетные фонды

инвестиционные фонды

Внебюджетные фонды

75.Какие денежные фонды формируются на предприятиях:

Фонды накопления

Фонды потребления

бюджетные фонды

инвестиционные фонды

внебюджетные фонды

76. Оптимальный уровень налоговых изъятий в бюджет государства, согласно Лафферу, не должен превышать:

25-30% дохода налогоплательщиков

30-35% дохода налогоплательщиков

35-40% дохода налогоплательщиков

77. Фонды накопления предназначены для:

Осуществления расширенного воспроизводства

социальных выплат работникам

78. Фонды потребления предназначены для:

снижения себестоимости продукции

погашения банковских кредитов и процентов по ним

осуществления расширенного воспроизводства

Социальных выплат работникам

уплаты налогов в бюджет государства

79. Денежные средства, выплачиваемые на предприятиях в виде материального поощрения, называются:

уставным фондом

фондом накопления

резервным фондом

амортизационным фондом

Фондом потребления

80. Денежные средства, предназначенные для финансирования расширенного воспроизводства, называются:

уставным фондом

Фондом накопления

резервным фондом

амортизационным фондом

фондом потребления

81.Личное потребление составляет:

расходы на государственное управление и оборону

Заработную плату, пенсии, пособия, стипендии

расходы на народное хозяйство

расходы на социально-культурные мероприятия

82.Общественное потребление составляет:

Расходы на государственное управление и оборону

заработную плату, пенсии, пособия, стипендии

Расходы на социально-культурные мероприятия

83.Налоги, уплачиваемые из национального дохода, являются:

косвенными

пропорциональными

84.Начисленная, но не выплаченная в срок заработная плата работников представляет собой:

Устойчивые пассивы

бюджетные средства

расходы государства

85. Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в:

банковском кредите

Государственном кредите

ипотечном кредите

инвестиционном кредите

86. Расширенное воспроизводство означает:

Рост объема выпускаемой продукции

сокращение издержек производства

оптимизацию налогооблагаемой базы

привлечение иностранных инвестиций

87. Национальный доход:

включает в себя стоимость валового внутреннего продукта

является частью валового внутреннего продукта

88.Валовой внутренний продукт:

включает в себя стоимость национального дохода

Является частью национального дохода

89. По роли в общественном воспроизводстве все расходы бюджета подразделяются:

На конкретные виды затрат

90. По функциональному признаку все расходы бюджета подразделяются:

На развитие материального производства и непроизводственной сферы

В зависимости от выполняемых государством функций

На конкретные виды затрат

На промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю

91. По отраслевому назначению все расходы бюджета подразделяются:

На развитие материального производства и непроизводственной сферы

В зависимости от выполняемых государством функций

На конкретные виды затрат

На промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю и т.д.

92. Последовательность стадий воспроизводственного процесса означает:

Производство – распределение – обмен – потребление

Распределение – обмен – потребление – производства

Производство – обмен – распределение – потребление

Производство – распределение – потребление – обмен

Финансовые ресурсы являются материальным воплощением финансов, вещным носителем финансовых отношений.

Как экономическая категорияфинансовые ресурсы - это образуемые государством, другими экономическими агентами денежные накопления и денежные фонды при производстве, распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода.

В экономической литературе ФР часто характеризуются как денежные средства, которыми распоряжается эконом-й субъект, т.е. средства, находящиеся в денежном обороте экономического агента.

Однако категорию «финансовые ресурсы» нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. При этом достаточно сложно выделить четкий критерий, на основе которого можно установить количественные границы и специфику финансовых ресурсов и категории «денежные средства».

В практике хозяйствования финансовые ресурсы выступают как совокупность доходов, денежных накоплений (резервы денежных средств, амортизационных отчислений и др.), кредитных ресурсов, имеющихся в распоряжении государства, предприятий, домохозяйств в определенный период времени.

Это практический подход исходя из хозрасчетной практики хозяйствования. Действительно, денежные средства, имеющиеся на определенную дату у предприятия на его счете в банке, независимо от того, являются ли они собственными или заемными, составляют все его реальные финансовые ресурсы – его финансовый потенциал, иными словами – это «финансовая мощность» эк-го агента. Доходы и накопления, сосредоточенные в государственном бюджете, являются ли они результатом первичного или последующего распределения созданной стоимости выступают на каждую конкретную дату как финансовые ресурсы государства.

С позиции экономической теории понятие «ресурс» обычно трактуется как запас, источник и как средство, к которому обращаются в необходимых случаях.

Целевые «запасы» денежных средств, как правило, «связаны» в фондах (централизованные и децентрализованные), которые используются на удовлетворение определенных потребностей.

Денежный фонд – это целевое обособление денежных средств (для целевого использования) .

Денежные ресурсы государства мобилизуются в централизованные фонды налоговым и неналоговым методами.

Децентрализованные денежные фонды формируются на уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств. К ним относятся: уставные фонды предприятий; фонды оплаты труд; фонд оборотных средств; резервные фонды, формируемые из чистой прибыли предприятий.

Некоторые источники денежных средств не имеют целевой направленности, они не сформированы по фондам. Например, часть денежных средств, поступающих в распоряжение хозяйствующего субъекта в качестве штрафов, пени, неустоек за нарушения условий договоров, контрактов со стороны контрагентов, партнеров и др. Получение таких средств не может быть учтено заранее и поэтому не планируется.


Финансовые ресурсы подразумевают все возможные источники денежных средств, т.е. возможности экономического субъекта в образовании средств, то есть «мощность» в этом отношении, его потенциал.

Финансовые ресурсы государства причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.

Источником финансовых ресурсов государства являются также средства, привлеченные путем государственного кредита.

В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или законодательством. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы, например облигационные. Привлеченные финансовые ресурсы - это средства, привлеченные путем дополнительного выпуска акций акционерными обществами, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Часть финансовых ресурсов, инвестированная предприятием в материальные и нематериальные активы и приносящая доход, является капиталом предприятия.

Структура ФР предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и др. факторов. Так, например, в составе ФР сельскохозяйственного предприятия имеются бюджетные ассигнования, предприятия с сезонным характером производства имеют заемные средства, у предприятий с высоким уровнем технической оснащенности большой удельный вес занимают амортизационные отчисления.

В экономической литературе существует мнение, что краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресурсов включать неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов.

Сбережения населения в виде прироста вкладов населения в коммерческих банках по своей экономической сущности являются источником финансовых ресурсов, поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия платежеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объема платных услуг) им соответствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД.

Таким образом, к финансовым ресурсам относятся средства, которые «связаны» в фондах, а также те, которые не имеют целевой направленности.

Основное место в финансовых ресурсах занимают следующие элементы стоимости: чистый доход (прибыль), налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные платежи, отчисления на социальные нужды и амортизационные отчисления.

Важным фактором роста финансовых ресурсов является повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности. С производительностью труда тесно связан другой показатель эффективности общественного производства - фондоотдача (капиталоотдача). Повышение фондоотдачи неизбежно отражается на формировании финансовых ресурсов, а именно на приросте их основного источника - чистого дохода, который увеличивается как в результате прироста объема производства продукции, так и вследствие экономии текущих затрат (прежде всего заработной платы и амортизационных отчислений). И наоборот, снижение фондоотдачи, уменьшает финансовые ресурсы.

Важный фактор - это пропорции деления валового общественного продукта на фонд возмещения материальных затрат и произведенный национальный доход. Снижение доли материальных затрат в общественном продукте - материалоемкости - способствует увеличению произведенного национального дохода - основного источника финансовых ресурсов.

На рост финансовых ресурсов влияет также материально-вещественная структура общественного производства в целом и промышленного производства в частности. Как известно, норма прибавочного продукта по товарам производственного назначения (первое подразделение общественного производства) ниже, чем по товарам и продуктам потребительского назначения - второго подразделения (включающих акцизы и обладающих более высокой рентабельностью). Кроме того, оборот потребительских товаров в воспроизводственном цикле происходит быстрее, что за определенный промежуток времени, например, отчетный год, позволит суммировать получаемые ресурсы от нескольких оборотов. Поэтому, чем выше удельный вес и темп развития второго подразделения в общественном производстве, тем больше может быть возможный объем финансовых ресурсов.

Основными источниками финансовых ресурсов в перспективе останутся денежные накопления (прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы), доходы от внешнеэкономической деятельности.

Финансовые ресурсы, имеющие временные источники, такие, как поступления от приватизации, реализации государственной собственности - по мере их исчерпывания будут уменьшаться. Будут увеличиваться финансовые ресурсы, имеющие источником специальные платежи и налоги недропользователей: роялти, бонусы.

Дальнейшее увеличение оплаты труда, фондов потребления приведут к росту величины средств населения, привлекаемых в состав финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы пребывают в постоянном движении, часть ФР высвобождаясь из оборота экономического субъекта, вновь вовлекается в кругооборот (например, трансформируясь в капитал), другая их часть высвобождаясь, отвлекается из оборота и становится источником финансового резерва данного субъекта, либо объектом перераспределения в пользу другого экономического агента (государства, др.).

Тенденции динамики объема и структуры финансовых ресурсов государства свидетельствуют о том, что существенное повышение эффективности общественного производства в результате осуществления программы перехода к рыночным отношениям приведет к ускорению темпов формирования финансовых ресурсов и улучшению их структуры направлении увеличения удельного веса тех источников, рост которых обусловлен интенсивными факторами.

4.2. Экономическое содержание и сущность финансовых ресурсов

Следует различать в понятии «финансовые ресурсы» две его стороны:

1. В практике хозяйствования под понятием «финансовые ресурсы» выступает совокупность доходов и накоплений всех денежных средств, имеющихся в распоряжении государства, предприятий и так далее в определенном периоде, то есть денежные фонды, кредитные ресурсы, резервы денежных средств. Это практический подход исходя из хозрасчетной практики хозяйствования. Действительно, денежные средства, имеющиеся на определенную дату у предприятия на его счете в банке, независимо от того, являются ли они собственными или заемными и составляют все его реальные финансовые ресурсы. Также доходы, накопления, сосредоточенные в государственном бюджете, являются ли они результатом первичного или последующего распределения созданной стоимости выступают на каждую конкретную дату как финансовые ресурсы государства.

2. Если исходить из материально-вещественной и стоимостной структуры совокупного общественного продукта (С + V + m), его распределения и места в этом процессе, то понятие финансовые ресурсы выглядит по-иному. Если исключить элемент повторного счета, то понятие «финансовые ресурсы» будет выражать часть валового общественного продукта и национального дохода в стоимостной (денежной) форме, которая концентрируется непосредственно у государства и предприятий для выполнения возложенных на них функций.

Источниками финансовых ресурсов являются все три элемента валового общественного продукта: «С», «V», «m».

Например, от элемента «С» образуются: амортизационные отчисления, оборотные средства, отчисления на воспроизводство природной среды и минерально-сырьевой базы, платежи, входящие в состав материальных затрат в себестоимости продукции предприятия. Элемент «V» является источником таких финансовых ресурсов, как государственные налоги с населения, отчисления (налоги), на социальные потребности, поступления по займам и лотереям. Элемент «m» включает чистый доход (прибыль), косвенные налоги, доходы и поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, плата за таможенные процедуры).

Часть финансовых ресурсы формируется комплексно в составе нескольких элементов общественного продукта. Так, из элементов «С» и «V», что на уровне хозяйствующих субъектов соответствует затратам на производство и реализацию продукции, работ или услуг, формируются ресурсы в виде налогов, сборов и отчислений в специальные фонды, платежи недропользователей - роялти, бонусы, налог на транспортные средства, государственная пошлина, платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и др. А такой вид как поступления от приватизации имеют источником национальное богатство, то есть накопленный национальный доход (V + m).

Определяя сущность финансовых ресурсов, на наш взгляд, целесообразно исходить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД. Этот процесс характеризуется движением товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соответствуют друг другу.

На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма выражения ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В результате их образуются различные денежные фонды, происходит их перегруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объема и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчитывается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.

Финансовые ресурсы – это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбытия основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов.

Часть денежного оборота жестко согласована с товарным обращением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами, выраженными в товарной форме (у продавца) и денежной (у покупателя). При обмене эквивалентов не возникает условий для материально-финансовой несбалансированности в обществе.

Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширенного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распределения и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежного оборота представляет собой финансовые потоки, т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хозяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.

Как было отмечено ранее, специфической особенностью финансовых потоков (в отличие от денежных) является их безэквивалентный характер. В результате этого именно финансы в процессе распределения и перераспределения ВВП порождают независимое движение денег, в чем и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансированности национального хозяйства.

Специфическое содержание финансовых ресурсов связано с тем, что они выступают

1) как фонды денежных средств аккумуляционного характера,
которые образуются в результате производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;

2) как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;

3) как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг, как источники их формирования (составляющие элементы):
амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды,
государственные внебюджетные социальные фонды, прочие
поступления;

4) как конечный финансовый результат процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала, приобретения оборудования и предметов длительного пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др.

Итак, финансовые ресурсы страны являются частью ВВП и могут быть представлены в виде суммы следующих показателей системы национальных счетов (СНС): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домашних хозяйств, кредитов, полученных от зарубежных стран.

Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части ВВП, которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы в целом. С их помощью в составе произведенного ВВП разграничивается часть, соответствующая текущим затратам потребленных в процессе производства материалов и рабочей силы, и фонд расширенного воспроизводства производственных факторов, включая рабочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного воспроизводства правомерно включать расходы общества на здравоохранение, образование, социальную политику и т.п.

Финансовые ресурсы - это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, формирующийся в результате финансирования затрат на развитие национального хозяйства и функционирование государственных учреждений, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует созданным финансовым ресурсам. Поэтому условие материально-финансовой сбалансированности может быть представлено как в форме соответствия суммы финансовых ресурсов и объема материальных благ (например, отражено в бухгалтерском балансе предприятия), так и в виде балансового равенства их поступления и расходования (составляются бюджеты доходов и расходов предприятий; сводный баланс финансовых ресурсов государства).

Следовательно, равенство поступлений и затрат финансовых ресурсов является необходимой частью общехозяйственного равновесия. Будучи внутренне необходимым элементом современной экономики, финансовые ресурсы не только характеризуют потенциал расширенного воспроизводства, но и выступают активным фактором экономической динамики.

Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отвечающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостным аспектами процесса национального производства.

Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономического развития и появляется потребность в обеспечении сбалансированности материальных и финансовых потоков.

Истоки дискуссий по поводу денежной и неденежной форме финансовых ресурсах, лежат, на наш взгляд, в определении сущности самих финансов и их границ. Как известно, одни экономисты считают, что финансовыми отношениями могут быть только денежные отношения, но нее все денежные являются финансовыми. Другие считают, что к финансам можно относить и некоторые неденежные отношения, например, бартерные.