В строительстве условия, приводящие к снижению производительности труда и работ, вызывающие непроизводительные действия и маневры используемых машин и механизмов, создающие какие-либо неудобства транспортирования, хранения и подачи строительных конструкций и материалов, называются стесненными условиями строительства.

Данные условия создаются при осуществлении работ вблизи наземных строений, воздушных линий электропередачи, подземных коммуникаций, деревьев и др. При реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений, при ведении работ на действующих промышленных предприятиях возникают дополнительные трудности. Различные территориальные стеснения не только снижают производительность строительных машин и механизмов, но и часто делают невозможным их применение. В результате все это приводит к резкому увеличению ручного труда, росту трудозатрат и, как следствие, к увеличению продолжительности строительства и его удорожанию .

Производство работ рядом с существующими зданиями и сооружениями осуществляется с учетом:

Специальных мероприятий, обеспечивающих сохранность существующих строений;

Мероприятий по мониторингу существующих и строящихся строений и подземного пространства, прилегающего к ним;

Выполнения мероприятий по инженерной защите окружающей застройки, включая, при необходимости, закрепление грунтов оснований и усиление существующих зданий и сооружений;

Недопущения повреждений существующих коммуникаций;

Соблюдения безопасности движения транспорта.

Учитывая все трудности строительства или реконструкции в условиях плотной городской застройки, разрабатываются специальные мероприятия, повышающие надежность организационно-технологических решений, предотвращающие деформации, обеспечивающие прочность и устойчивость существующих зданий, строений и сооружений. Так же в ходе строительства (реконструкции) ведется непрерывное наблюдение за состоянием конструкций (установка маячков, реперные съемки, усиление существующих конструкций и т.д.).

В проекте организации строительства разрабатываются организационно-технологические схемы строительства (реконструкции) объектов городской застройки, предусматривающие очередность строительства зданий и сооружений и мероприятия, обеспечивающие безопасность возведения новых сооружений и сохранность существующих объектов. Также стараются уменьшить количество строящихся временных зданий и сооружений путем использования постоянных объектов для нужд стройки.

При строительстве в непосредственной близости от эксплуатируемых сооружений метрополитена и других подземных сооружений применение ударного метода погружения свай определяется в соответствии с действующими нормами. При использовании вибропогружаемых свай учитывается необходимость их пробных погружений с целью исключения недопустимых колебаний конструкций окружающих строительную площадку зданий и сооружений.

При работах по устройству котлованов не допускается разуплотнение грунтов под фундаментами существующей застройки и обеспечивается сохранение свойств грунтов оснований в котлованах, выемках и других выработках, предназначенных для устройства фундаментов и других сооружений. Крепление стен выемок зависит от их размеров и глубины, физико-механических характеристик грунтов и др. Выполнение земляных и строительных работ может осуществляться следующими способами:

Балочными из свай, стальных труб и балок и забирок в промежутках между ними;

В виде стенок, сооружаемых с помощью металлического шпунта, завинчивающихся, буронабивных свай, плоских «стенок в грунте» как сборных, так и монолитных.

Как правило, без особого обоснования не рекомендуется использовать крепления котлованов грунтовыми анкерами. Более предпочтительным является использование конструкций "стена в грунте" и выбор технологии по устройству подземных частей зданий и сооружений методом "сверху вниз" .

Для безопасного выполнения строительно-монтажных работ с помощью кранов на территории стройплощадке ограничиваются опасные рабочие зоны, связанные с работой крана. Способы ограничения рабочей зоны крана:

Ограничение вылета стрелы;

Ограничение перемещения крана;

Ограничение высоты подъема груза.

Для увеличения безопасности при работе крана в стесненных условиях разработан ряд систем, автоматически ограничивающих зону работы крана. Данные системы ограничивают движения крана, его стрелы и груза в заданных пределах по горизонтали и вертикали. При опасном приближении механизма к существующей границе запрета эти системы подают предупредительные сигналы. Если же оператор крана не принимает необходимых мер, они автоматически блокируют соответствующие механизмы крана, останавливая их движение .

В условиях плотной городской застройки временные подъездные автомобильные дороги на строительных площадках выполняют по тупиковой или сквозной схемам. Объем площадок для складирования и складских помещений рассчитывается на кратковременное хранение запаса необходимых материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий, поставляемых на строительную площадку в специальной таре. В ходе строительства применяются такие методы, как монтаж строительных конструкций с транспортных средств, применение максимально укрупненных элементов, применение апробированных в аналогичных условиях передовые строительные технологии .

В случае невозможности расположения на строительной площадке необходимого оборудования, инженерных сооружений, машин и механизмов вне пределов строительной площадки могут располагаться административно-бытовые помещения, столовые и санитарные помещения, арматурные, столярные и слесарные цеха и мастерские, открытые и закрытые склады .

Не допускается складирование на строительной площадке материалов, отгружаемых навалом, а также длинномерных изделий (конструкции, металлический прокат, лесоматериалы).

В целях максимально возможного уменьшения занимаемой территории временные инженерные коммуникации поднимают на опорах на высоту, обеспечивающую беспрепятственный проезд под ними строительной техники, либо прокладывают их в траншеях. Так же при работе крана в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо обесточить ее. При невозможности снятия напряжения разрешается производить работы при условии выполнения следующих требований, изложенных в .

Данные мероприятия позволяют повысить надежность и безопасность организационно-технологических решений, применяющихся при строительстве (реконструкции) в условиях плотной городской застройки. Это является актуальным и одним из важнейших направлений в современном строительстве.

Список литературы:

  1. Асаул А.Н., Казаков Ю.Н., Ипанов В.И. Реконструкция и реставрация объектов недвижимости. Учебник под редакцией д.э.н., профессора А.Н. Асаула. – СПб.: Гуманистика, 2005. – 288с.
  2. Об утверждении правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве. Постановление Правительства Москвы № 857-ПП от 7 декабря 2004 г. – 126с.
  3. Погодин Д.А., Ермолаев А.И. Основные проблемы, возникающие при строительстве или реконструкции жилых зданий в условии плотной городской застройки // Актуальные вопросы современного строительства промышленных регионов России: труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. / Сиб. гос. индустр. ун-т; под общей редакцией И.В. Зоря, А.Ю. Столбоушкина, А.А. Оленникова. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. – 339 с.
  4. Погодин Д.А., Козлов В.А. О проблемах реконструкции жилых зданий в стесненных условиях // Эффективные строительные конструкции: теория и практика: сборник статей XIV Международной научно-технической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2014. – С. 105 – 108.
  5. Ройтман, В. М. Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов и подъемников / В.М. Ройтман, Н.П. Умнякова, О.И. Чернышева. - Москва: Гостехиздат, 2007. – 176 c.
  6. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования / ФГУ ЦОТС Госстрой России.- М.: Стройиздат, 2001.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В УСЛОЖНЁННЫХ УСЛОВИЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА

Основные достоинства технологии Ethernet

1. Главным достоинством сетей Ethernet, благодаря которому они стали такими популярными, является их экономичность. Для построения сети достаточно иметь по одному сетевому адаптеру для каждого компьютера плюс один физический сегмент коаксиального кабеля нужной длины.

2. Кроме того, в сетях Ethernet реализованы достаточно простые алгоритмы доступа к среде, адресации и передачи данных. Простота логики работы сети ведет к упрощению и, соответственно, снижению стоимости сетевых адаптеров и их драйверов. По той же причине адаптеры сети Ethernet обладают высокой надежностью.

3. И, наконец, еще одним замечательным свойством сетей Ethernet является их хорошая расширяемость, то есть возможность подключения новых узлов.

Другие базовые сетевые технологии, такие как Token Ring и FDDI, хотя и обладают индивидуальными чертами, в то же время имеют много общего с Ethernet. В первую очередь, это применение регулярных фиксированных топологий ("иерархическая звезда" и "кольцо"), а также разделяемых сред передачи данных. Существенные отличия одной технологии от другой связаны с особенностями используемого метода доступа к разделяемой среде. Так, отличия технологии Ethernet от технологии Token Ring во многом определяются спецификой заложенных в них методов разделения среды - случайного алгоритма доступа в Ethernet и метода доступа путем передачи маркера в Token Ring.

Возведение зданий и сооружений приходится осуществлять в различ-ных условиях строительства: в крупных городах и в ненаселённой местности; зимой и в жарком климате; в сложных геологических и гидрологических условиях и при вечной мерзлоте. Эти, так называемые, экстремальные усло-вия строительства накладывают определённые ограничения в стандартные технологии производства работ или требуют разработки новых технологи-ческих регламентов.

Рассмотрим некоторые специфические условия строительства.

При строительстве в условиях плотной городской застройки возникает ряд факторов, соблюдение которых обеспечивает качество и долговечность не только непосредственно возводимых объектов, но и окружающих их сору-жений. К этим факторам относится:

§ необходимость эксплуатации объектов, расположенных в непосред-ственной близости от пятна застройки;

§ невозможность расположения на строительной площадке всего комплекса строительной инфраструктуры, предусмотренной техно-логией производства работ (бытовые и инженерные сооружения, машины и механизмы);

§ необходимость разработки технических и технологических меро-приятий, направленных на защиту экологической среды объекта и существующей застройки.



Ограниченность площадей, выделенных под застройку, препятствует полноценному развёртыванию строительной площадки. Вместе с тем суще-ствует целый комплекс обязательных мероприятий, без которых строитель-ство будет приостановлено контролирующими органами. К ним относятся противопожарные мероприятия и обеспечение охраны труда и техника безо-пасности ведения строительно-монтажных работ:

§ наличие эвакуационных проездов по строительной площадке;

§ подготовленные к использованию пожарные гидранты и средства экстренного тушения пожара;

§ ограждение строительной площадки и опасных зон (котлована, монтажного стационарного крана, складов конструкций);

§ навесы над пешеходными зонами, прилегающими к стройплощадке.

В случаях ограниченной площади участка застройки вне пределов строительной площадки могут располагаться: административно-бытовые помещения; столовые и санитарные помещения; арматурные, столярные и слесарyые цеха и мастерские; открытые и закрытые склады. При организации стройгенплана целесообразно предусматривать для этих целей территории-реституты, по согласованию с их владельцами. Для ограничения складских площадей можно организовывать монтаж строительных конструкций с колёс, применять максимально укрупнённые элементы, применять апробированные в аналогичных условиях передовые строительные технологии. Иногда орга-низуют промежуточные складские площадки в максимальной близости от строящегося объекта. В этом случае потребные материалы и изделия доста-вляются на объект по мере необходимости и размещают в зоне использова-ния. Использование промежуточных складов накладывают на участников строительного производства (включая поставщиков и заказчиков) строгие требования по выполнению графиков производства работ и доставки техно-логического оборудования.

Административно-бытовые помещения, выносимые за пределы стро-ительной площадки, могут располагаться в существующих зданиях или во вновь возводимых городках, максимально приближённых к стройплощадке. Используемые площади должны удовлетворять нормативным требованиям по минимальным санитарно-гигиеническим нормам на одного работающего. Доставка работающих на объект осуществляется службой заказчика.

Серьёзной проблемой в условиях плотной городской застройки являя-ется размещение непосредственно на площадке крупногабаритных строи-тельных машин и кранов. Краны и бетононасосы должны находится на стро-ительной площадке или в непосредственной близости от неё. Однако в непо-средственной близости от них находятся ранее построенные здания и сору-жения, которые препятствуют перемещению стрелы крана или бетононасоса, или нет возможности проложить подкрановые пути. В этом случае использу-ют легкомонтируемые краны стационарного типа (самоподъёмные) на срав-нительно небольшой фундамент или (для бетонных работ) применяют бето-ноукладочные комплексы, связанные с вертикальной подачей бетонной сме-си внутри здания и последующее её распределение на ярусе манипуляторами различных типов. При технологическом проектировании нужно стремиться максимально использовать опыт строительства в аналогичных условиях и современную механизацию.

Поддержание эксплуатационных свойств существующей застройки .

Здания, расположенные в непосредственной близости от участка заст-ройки, могут быть подвержены ряду воздействий, возникающих в процессе возведения нового здания. К этим воздействиям относятся: отрывка котлова-на в непосредственной близости от здания и вибрация от расположенных в непосредственной близости строительных машин и механизмов.

Первая группа дефектов возникает от изменения статических характе-ристик оснований. Удаление грунта вблизи фундаментов зданий приводит к изменению силового поля вокруг них. Поэтому создание конструктивного баланса позволяет компенсировать возникающие воздействия.

Вторая группа дефектов является следствием динамических воздейст-вий работающих строительных машин и механизмов. Их снижение до допустимых уровней достигают реализацией специальных инженерных мероприятий.

Конкретные мероприятия, направленные на поддержание эксплуата-ционных свойств существующей застройки разрабатываются в проектах производства работ. к ним относятся:

§ укрепление оснований и фундаментов, которое должно обеспечить статическое равновесие здания на период открытого котлована до возведения несущих конструкций подвальной части нового здания и засыпки пазух котлована. Наиболее часто применяют следующие конструктивные решения: «стена в грунте», шпунтовые ограждения, усиление фундаментов и стен подвалов существующих зданий, укрепление грунтов оснований иньекционными методами;

§ разработка котлованов и устройство фундаментов очередями – это позволяет снизить расход временных подпорных конструкций;

§ выбор машин и механизмов с минимальными динамическими хара-ктеристиками;

§ виброизоляция грунтового массива, прилегающего к существующим зданиям и сооружениям.

Свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых постоянных мостовых сооружений, в том числе путепроводов любых типов, виадуков, эстакад, пешеходных и совмещенных мостов на автомобильных дорогах и улицах городов с населением 500 тысяч человек и более (при коэффициенте плотности застройки не менее 2,0).

Обозначение: СП 259.1325800.2016
Название рус.: Мосты в условиях плотной городской застройки. Правила проектирования
Статус: действует
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 01.02.2017
Дата введения в действие: 21.04.2017
Утвержден: 20.10.2016 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (723/пр)
Опубликован: С сайта: (2017 г.)
Ссылки для скачивания:

МИНИСТЕРСТВО
СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНСТРОЙ РОССИИ)

ПРИКАЗ

Об утверждении свода правил «Мосты в условиях
плотной городской застройки. Правила проектирования»

В соответствии с Правилами разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 624 , подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, пунктом 124 Плана разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных сводов правил, строительных норм и правил на 2015 г. и плановый период до 2017 г., утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 470/пр с изменениями, внесенными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 659/пр, приказываю :

1. Утвердить и ввести в действие через 6 месяцев со дня издания настоящего приказа свод правил «Мосты в условиях плотной городской застройки. Правила проектирования», согласно приложению.

2. Департаменту градостроительной деятельности и архитектуры в течение 15 дней со дня издания приказа направить утвержденный свод правил «Мосты в условиях плотной городской застройки. Правила проектирования» на регистрацию в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

3. Департаменту градостроительной деятельности и архитектуры обеспечить опубликование на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста утвержденного свода правил «Мосты в условиях плотной городской застройки. Правила проектирования» в электронно-цифровой форме в течение 10 дней со дня регистрации свода правил национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д. Мавлиярова.

И.о. Министра

подпись

Е.О. Сиэрра

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СВОД ПРАВИЛ

СП 259.1325800.2016

МОСТЫ В УСЛОВИЯХ ПЛОТНОЙ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ.
ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Москва 2016

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - ЗАО "Институт ИМИДИС"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. № 723/пр и введен в действие с 21 апреля 2017 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет.

Введение

Настоящий свод правил подготовлен для повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», учёта особенностей проектирования мостовых сооружений в условиях плотной городской застройки.

Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и сводов правил системы противопожарной защиты.

Работа выполнена авторским коллективом ЗАО «Институт ИМИДИС»: д-р техн. наук, профессор А.И Васильев , канд. техн. наук А.С. Бейвель , канд. техн. наук Б.И. Кришман , канд. техн. наук Е.В. Фальковский , инж. Т.В. Медведева с участием ОАО «МОСИНЖПРОЕКТ» и ФГУ ВНИИ ПО - А.С. Чирко , Д.В. Ушаков , Я.В. Гуринович .

СВОД ПРАВИЛ

МОСТЫ В УСЛОВИЯХ ПЛОТНОЙ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ.
ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Bridges in dense urban areas. Design rules

Дата введения 2017-04-21

1 Область применения

Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых постоянных мостовых сооружений, в том числе путепроводов любых типов, виадуков, эстакад, пешеходных и совмещенных мостов на автомобильных дорогах и улицах городов с населением 500 тысяч человек и более (при коэффициенте плотности застройки не менее 2,0).

2 Нормативные ссылки

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением № 1)

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением № 1)

СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением № 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением № 1)

СП 12.13130.2009 Определение категории помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением № 1)

СП 22.13330.2011 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений»

СП 34.13330.2010 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги»

СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы»

СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства»

СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума»

СП 59.13330. 2011 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (с изменением № 1)

СП 98.13330.2012 «СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии»

СП 122.13330.2012 «СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные»

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.1.046-2014 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Нормы освещения строительных площадок

ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 23961-80 Метрополитены. Габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава

ГОСТ 26600-98 Знаки навигационные внутренних судоходных путей

ГОСТ 30244-94 Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть

ГОСТ 30247.0-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на горючесть

ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость

ГОСТ 30402-96 Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 33119-2014 Конструкции полимерные композитные для пешеходных мостов и путепроводов. Технические условия

ГОСТ 33127-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожного. Классификация

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 52892-2007 Вибрация и удар. Вибрация зданий. Измерение вибрации и оценка её воздействия на конструкцию

ГОСТ Р 53964-2010 Вибрация. Измерения вибрации сооружений

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 коэффициент плотности городской застройки : Отношение площади всех этажей зданий и сооружений расположенных на городской территории (или ее части) к площади этой территории (или ее части).

3.2 плотная городская застройка : Застройка городской территории или ее части с коэффициентом плотности городской застройки не менее 2,0.

3.3 плотность городской застройки : Характеристика, показывающая эффективность использования площади городской территории (или его части), определяется коэффициентом плотности городской застройки.

3.4 полоса отвода : Земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

3.5 функциональная дифференциация улиц и городских дорог : Классификация улиц и городских дорог по назначению, составу и режиму движения автотранспортных средств.

4 Общие указания

4.1 Градостроительные и архитектурные требования. Сроки службы

4.1.1 Мостовые сооружения следует проектировать по СП 35.13330 с учетом СП 42.13330 и настоящего свода правил.

4.1.2 При проектировании мостовых сооружений для пропуска автомобильного транспорта и трамваев необходимо учитывать перспективы развития улично-дорожной сети и транспортных систем в соответствии с Генеральным планом города, документацией по планировкам территорий, схемами комплексного развития транспорта всех видов.

4.1.3 Основой планировочных решений мостовых сооружений должны быть границы соответствующих функциональных и территориальных зон по генеральному плану и правилам землепользования и застройки городов.

4.1.4 При реконструкции мостовых сооружений, являющихся памятниками архитектуры, или при строительстве рядом с ними новых мостовых сооружений, архитектурно-планировочные и конструктивные решения должны быть определены в задании на проектирование разрешительным письмом городского управления, в ведении которого находится охрана памятников,

4.1.5 Жизненный цикл (расчетный срок службы) проектируемых мостовых сооружений под автомобильное движение и рельсовый транспорт при условии выполнения требований по их эксплуатации должен составлять не менее 100 лет, минимальные проектные сроки службы частей и элементов сооружений рекомендуется принимать по приложению .

4.1.6 Проектная документация на мостовое сооружение должна содержать отдельные разделы по эксплуатации (проект эксплуатации) и пожарной безопасности.

4.2 Расположение мостовых сооружений в плане и профиле

4.2.1 Мостовые сооружения допускается располагать на участках с любыми параметрами плана, установленными для улицы конкретной категории.

4.2.2 Угол пересечения оси мостового сооружения с течением реки должен определяться условиями трассирования магистрали, на которой это мостовое сооружение расположено, условиями судоходства.

4.2.3 Мостовые сооружения и подходы к ним проектируются в соответствии с параметрами плана и профиля дороги, улицы, развязки, на которой они располагаются.

Продольные уклоны и радиусы выпуклых кривых на мостовых сооружениях и подходах к ним следует принимать в увязке с ограничениями скорости движения по ним в соответствии с требованиями СП 34.13330.2012 (5.4, таблица 5.3), но не более 80 ‰.

При этом должны быть соблюдены условия обеспечения расстояний видимости и допустимых центробежных ускорений, соответствующих установленной скорости, а также необходимой шероховатости покрытия (коэффициент сцепления - не менее 0,5).

4.3 Деформации и перемещения мостовых конструкций

4.3.1 Вертикальные упругие прогибы балочных и арочных пролетных строений городских автодорожных мостовых сооружений, вычисленные при действии подвижной временной вертикальной нагрузки (при коэффициенте надежности по нагрузке γ н = 1 и динамическом коэффициенте 1 + μ = 1), не должны превышать, 1/600 расчетного пролета.

4.3.2 Вертикальные упругие прогибы пролетных строений вантовых и висячих мостовых сооружений, автодорожных мостовых сооружений на технологических дорогах и дорогах промышленных предприятий, пешеходных мостовых сооружений не должны превышать 1/400 пролета.

4.3.3 Строительный подъем неразрезных пролётных строений автодорожных мостовых сооружений следует принимать равным сумме упругого прогиба от 40 % равномерно-распределённой части подвижной вертикальной нагрузки класса А (при коэффициенте надёжности по нагрузке γ t = 1 и динамическом коэффициенте 1 + μ = 1) при загружении ею всего пролётного строений, и прогиба от нормативной постоянной нагрузки.

4.3.4 В пролетных строениях городских и пешеходных мостовых сооружений расчетные периоды собственных колебаний (в незагруженном состоянии) по двум низшим формам (балочных разрезных системах - по одной низшей форме) не должны быть в пределах от 0,45 до 0,60 с - в вертикальной и от 0,9 до 1,2 с - в горизонтальной плоскостях.

Для пролетных строений пешеходных мостовых сооружений следует при этом учитывать возможность загружения их толпой, создающей нагрузку 0,50 кПа.

4.4 Транспортные развязки

4.4.1 При проектировании пересечений в разных уровнях необходимо учитывать перспективное развитие городских транспортных магистралей, обособленных трамвайных линий, железнодорожных путей, проходящих под мостовыми сооружениями, в соответствии с перспективными планами развития транспортной инфраструктуры, а также территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий.

4.4.2 На транспортных развязках следует предусматривать возможность движения транспортных средств и пешеходов и, в необходимых случаях, - устройство велодорожек и обособленных сооружений для пропуска пешеходов.

При этом на съездах тротуары и служебные проходы допускается не устраивать.

4.4.3 Параметры плана и профиля съездов, соединяющих разноуровневые улицы на транспортных развязках, необходимо принимать в зависимости от расчетной скорости движения транспортных средств на съезде, которую определяют по типу развязки и плотности поворотных потоков.

4.4.4 Число полос движения на съездах следует назначать по расчету исходя из перспективной интенсивности движения и пропускной способности одной полосы движения.

При общем земляном полотне съездов, между встречными направлениями движения следует предусматривать разделительную полосу, выделенную, размещенными на ней ограждениями. В стесненных условиях допускается устройство общей проезжей части для встречных направлений, с разделительной полосой шириной не менее 1,2 м в уровне покрытия.

Во всех случаях возвышение разделительной полосы над уровнем верха проезжей части должно быть не более 15 см.

4.4.5 При проектировании съездов и развязок от мостовых сооружений через судоходные реки допускается, по согласованию со службами судоходства, располагать начало съездов в пределах русла реки при условии обеспечения безопасности прохода судами створа мостового сооружения.

4.4.6 Для освещения транспортных развязок в разных уровнях допускается применять высокомачтовые светильники, с расположением их вне габарита сооружения.

4.4.7 На транспортных развязках в разных уровнях, в местах примыкания съездов к проезжим частям основных направлений движения, следует создавать зоны видимости, в пределах которых запрещается размещение любых сооружений высотой более 1,2 м. Размеры зоны определяются видимостью водителя транспортного средства, движущемуся по основному направлению, на расстоянии, определяемом в соответствии с СП 34.13330.2012 (п. 5.15), но не менее 40 м от транспортного средства, создающего помеху.

4.5 Габариты сооружений

4.5.1 Габариты мостовых сооружений по ширине

4.5.1.1 Ширину мостового полотна мостовых сооружений следует назначать в зависимости от категории улицы, на которой находится мостовое сооружение и исходя из определенного расчетом числа полос движения, но не менее предусмотренного проектируемым поперечным профилем на примыкающих к сооружению участках улично-дорожной сети.

Ширину ездового полотна мостовых сооружений на транспортных развязках следует назначать исходя из проектов развязок с корректировкой ширин полос движения с учетом полос безопасности и необходимого уширения полос при расположении на кривой.

4.5.1.2 Ширину полос движения на мостовых сооружениях следует принимать тех же размеров, что и на прилегающих улицах в соответствии со СП 42.13330 .

4.5.1.3 Ширина полос безопасности должна составлять не менее:

1,5 м - для городских дорог и улиц непрерывного движения;

1,0 м - для городских дорог и улиц регулируемого движения;

1,0 м - для местных улиц и проездов производственных, промышленных и коммунально-складских районов;

1,0 м - для местных улиц жилых, торговых, общественно-деловых районов, улиц смешанного движения, улиц для движения общественного пассажирского транспорта и пешеходов.

4.5.1.4 На парковых дорогах и пешеходных полосы безопасности отсутствуют.

4.5.1.5 Под путепроводами тоннельного типа, предназначенными исключительно для пропуска легкового движения ширина полосы движения должна составлять 3,5 м, ширина полосы безопасности - 0,5 м.

4.5.1.6 Ширину тротуаров на мостовых сооружениях, расположенных на улицах непрерывного движения и местных улицах, на проездах производственных, промышленных и коммунально-складских районов и под путепроводами тоннельного типа следует назначать равной 1,5 м;

Ширину тротуаров на мостовых сооружениях, расположенных улицах регулируемого движения, устанавливается расчетом, но должна быть не менее 1,5 м.

В пешеходных и парковых зонах допускается движение пешеходов по всей ширине мостового сооружения.

4.5.1.7 Ширину пешеходных мостовых сооружений и сооружений тоннельного типа следует определять в зависимости от расчетной перспективной интенсивности движения пешеходов в час пик и принимать не менее, 3,0 м в свету между перилами.

4.5.1.8 Габариты мостовых сооружений под пути трамвая следует принимать по СП 98.13330 .

Габариты мостовых сооружений под обособленное движение скоростного трамвая или пути метрополитена следует принимать в соответствии ГОСТ 23961 .

4.5.2 Подмостовые габариты по высоте

4.5.2.1 Подмостовые габариты путепроводов, а также габариты по высоте под путепроводами тоннельного типа следует принимать в соответствии с ГОСТ 9238 , ГОСТ 23961 , СП 35.13330 , СП 98.13330 .

Высотный габарит от верха проезжей части улиц под путепроводами тоннельного типа, предназначенными исключительно для пропуска легкового транспорта - 4,00 м.

4.6 Мостовое полотно

4.6.1 Деформационные швы должны допускать температурные перемещения пролётных строений как вдоль, так и, при необходимости, поперёк оси мостового сооружения. Запрещается применение деформационных швов с металлическими листами, производящими шум при проезде автотранспорта.

4.6.2 Конструкция и оформление ограждений, перил, опор наружного освещения должны согласовываться с органами архитектуры и градостроительства.

4.6.3 Опоры, предназначенные для наружного освещения и (или) подвески контактной сети, на мостовых сооружениях следует располагать с внешней стороны сооружения вне прохожей части тротуаров и служебных проходов.

При наличии на мостовых сооружениях осевой разделительной полосы шириной не менее 3,0 м, с ограждением, или трамвайных путей, расположенных на обособленном полотне, опоры для подвески контактной сети допускается располагать по продольной оси моста или в междупутье трамвайных путей. Допускается совмещение опор контактной сети с опорами освещения.

Размеры опор должны быть одинаковыми на всей длине мостового сооружения.

4.6.4 Отвод дождевой и дренирующей воды с проезжей и прохожей частей должен осуществляться только в ливневую канализацию или очистные сооружения.

4.7 Перильные и барьерные ограждения

4.7.1 Конструкцию ограждения, его удерживающую способность и высоту принимают в зависимости от категории дороги или улицы, сложности дорожных условий, наличия или отсутствия на мостовом сооружении тротуаров или служебных проходов в соответствии с ГОСТ Р 52289 , ГОСТ 33127 , ГОСТ Р 52607 .

4.7.2 При проектировании городских мостовых сооружений в центральной планировочной зоне и зонах исторической застройки по согласованию с ГИБДД возможно применение парапетного ограждения высотой 600 мм (в том числе и с декоративной отделкой).

4.7.3 Конструкцию барьерных ограждений на переходных плитах следует принимать в соответствии с СП 35.13330 .

4.7.4 Ограждения под мостовыми сооружениями следует устанавливать:

на магистральных улицах общегородского значения;

4.7.5 Перильные ограждения тротуаров и служебных проходов на мостовых сооружениях допускается совмещать с шумозащитными экранами.

4.8 Шумозащитные (акустические) экраны

4.8.1 В случае расположения мостовых сооружений на расстоянии, которое не обеспечивает защиту жилых, гражданских или офисных помещений от шума , на них следует устраивать шумозащитные экраны в соответствии с требованиями . Экран должен обеспечивать требуемый уровень снижения шума, установленный проектной документацией для защищаемого объекта.

В зонах исторической застройки, обремененных градостроительными ограничениями, связанными с регулированием высотности сооружений, сохранением облика или видового восприятия памятников архитектуры и объектов культурного наследия, для снижения шумового загрязнения до нормативных санитарно-гигиенических параметров не допускается применение акустических экранов.

4.8.2 Длина, высота, форма верхней границы и материал шумозащитных экранов обеспечивающих требуемую акустическую эффективность экрана приведены в .

4.8.3 Требования к звукоизоляции и звукопоглощению материала экрана устанавливаются на основании результатов акустического расчёта. Звукоизоляция, обеспечиваемая панелью экрана, должна быть не менее чем на 10 дБ больше требуемой акустической эффективности экрана (АЭ) для предотвращения прохождения прямого звука, проникающего к защищаемому объекту непосредственно через конструкцию экрана.

При необходимости обеспечения визуализации защищаемых от шума объектов в соответствии с требованиями градостроительных регламентов, соблюдения требований инсоляции при близком расположении жилой застройки от мостового сооружения, снижения монотонности восприятия протяжённых шумозащитных экранов, соблюдения архитектурного решения и благоприятного восприятия экранов участниками дорожного движения и жителями экраны рекомендуется выполнять из светопропускающих панелей. Архитектурное решение АЭ необходимо принимать с учетом единой архитектурной концепции мостового сооружения и архитектурного облика сложившейся окружающей застройки.

4.8.4 При размещении шумозащитных экранов необходимо учитывать требования по обеспечению безопасности и видимости транспортных средств и пешеходов в соответствии с СП 42.13330 .

4.8.5 Для минимизации эффекта усиления звука за счет множественных отражений при наличии жилой застройки с обеих сторон мостового сооружения шумозащитный экран должен быть отражающе-поглощающим.

4.8.6 Экран и его элементы должны сохранять свои свойства во всём диапазоне температур воздуха от климатического минимума до максимума.

4.8.7 Стойки шумозащитных экранов следует крепить к конструкциям пролетных строений с помощью закладных деталей, которые должны быть предусмотрены в проектной документации.

4.8.8 Гарантийный срок службы шумозащитных экранов должен составлять не менее 12 лет.

4.9 Инженерные коммуникации

4.9.1 Прокладываемые по мостовым сооружениям и подпорным стенам инженерные коммуникации не должны располагаться со стороны фасадных поверхностей сооружений. При необходимости прокладки коммуникаций по фасаду они должны быть закрыты декоративным карнизом.

4.9.2 Для прокладываемых инженерных коммуникаций на мостовых сооружениях следует предусматривать следующее:

специальные конструктивные элементы, в том числе специальные мостки или консоли для кабелей;

общие (проходные или полупроходные) коллекторы подземных коммуникаций;

коллекторы телефонной канализации;

доступность трубопроводов и кабельных линий для их осмотра и ремонта.

Конструктивные элементы для инженерных коммуникаций не должны препятствовать выполнению работ по текущему содержанию и ремонту мостовых сооружений.

4.9.3 Прокладка высоковольтных линий электропередач (напряжением свыше 1000 В) допускается в исключительных случаях при невозможности другого решения и при соблюдении необходимых мер защиты.

Прокладка высоковольтных линий электропередач напряжением свыше 10000 В не допускается.

4.9.4 Конструктивные решения коммуникаций и приспособлений для их прокладки должны учитывать перемещения, деформации и колебания пролетных строений мостовых сооружений, обеспечивать сохранность сооружения, а также непрерывность и безопасность движения по мостовому сооружению. При этом эксплуатация и ремонт коммуникаций не должны приводить к разборке, удалению или повреждению конструкций мостовых сооружений.

4.9.5 Запрещается прокладка трубопроводов внутри коробчатых пролетных строений, между крайней и смежной с ней балками в многобалочных пролетных строениях, внутри пустотелых плитных пролетных строений, в тротуарах, а также по фасаду пролетных строений и опор.

При числе балок в балочных пролетных строениях равном 2 или 3 прокладка трубопроводов между балками допускается по согласованию с Заказчиком и эксплуатирующей организацией.

Расстояние в свету между трубопроводами и элементами несущих конструкций пролетных строений и опор (за исключением поддерживающих трубопровод элементов) должно быть не менее 0,5 м.

Прокладка трубопроводов теплотрасс и водопровода разрешается только на мостовых сооружениях через водные препятствия.

4.9.6 Прокладка телефонных и электрических кабелей в тротуарах и внутри пустотелых плитных пролетных строений, допускается в особо стесненных условиях при специальном технике - экономическом обосновании и по согласованию с эксплуатирующей организацией.

4.9.7 В конструкции опор-камер с трубопроводами, наполненными теплоносителями (паром или водой), следует предусматривать окна для создания естественной вентиляции и снижения температуры воздуха внутри опор-камер до температуры наружного воздуха. Размеры и расположение вентиляционных отверстий устанавливаются по согласованию с эксплуатирующей организацией.

4.9.8 При укладке на мостовых сооружениях высоковольтных кабелей постоянного тока следует предусматривать защиту конструкций мостовых сооружений и трубопроводов от воздействия блуждающих токов.

4.10 Подмостовое (подэстакадное) пространство

4.10.1 Подмостовое пространство может применяется для пропуска транспорта, размещения эксплуатационных служб, автостоянок, торговых и бытовых помещений.

В сооружениях подэстакадного пространства допускается предусматривать размещен у а предприятий по мелкому ремонту и обслуживанию автомобилей, участков хранения дорожной техники. Проектирование указанных участков должно осуществляться в соответствии с действующими нормативными документами.

Не допускается размещение производственных и складских помещений категорий взрывопожарной и пожарной опасности А, Б, В1 в сооружениях подэстакадного пространства.

4.10.2 Функциональное назначение подмостового пространства должен определять Заказчик по согласованию с органами исполнительной власти и эксплуатирующей организацией.

4.10.3 Мощность или расчетную вместимость объектов в подмостовом пространстве следует устанавливать на основании проверки влияния условий транспортного обслуживания объекта (подъезды, подходы, автостоянки, погрузочно-разгрузочные площадки) на пропускную способность и безопасность движения на городских проездах.

4.10.4 Просвет между низом мостовых конструкций и верхом помещений или верхних габаритов транспортных средств на автостоянках должен быть не менее 2 м.

4.10.6 При проектировании мостовых сооружений через промышленно-производственные или коммуникационно-складские зоны города допускается размещать в подмостовом пространстве вспомогательные, складские и тому подобные производственные помещения землепользователей, над территориями которых проходят указанные сооружения.

4.11 Требования по противопожарной защите подмостового пространства

4.11.1 Мостовое сооружение относится к I-й степени огнестойкости, если предел огнестойкости опор составляет не менее R 180, а предел огнестойкости пролетных строений не менее REI 60.

Мостовое сооружение относится ко II-й степени огнестойкости, если предел огнестойкости опор составляет не менее R 180, а предел огнестойкости пролетных строений не менее REI 45.

Мостовые сооружения, выполненные из железобетонных и стальных конструктивных элементов, следует относить к классу конструктивной пожарной опасности С0 (в соответствии с ).

4.11.2 Расположение зданий и сооружений относительно границы подмостового пространства мостового сооружения должно соответствовать противопожарным расстояниям, регламентируемым таблицей 1 СП 4.13130.2013 .

4.11.3 Для мостовых сооружений I и II степеней огнестойкости (при условии обеспечения требуемых проездов и подъездов для пожарной техники) противопожарные расстояния до зданий и сооружений, регламентируемые таблицей 1 СП 4.13130.2013 , допускается уменьшать:

До расстояний между мостовым сооружением и зданием, обеспечивающих их эксплуатацию, если здание выполнено I, II и III-й степеней огнестойкости, высота здания, определяемая в соответствии с СП 1.13130 , превышает высоту расположения уровня проезжей части не менее чем на 2 м и стена здания, обращенная к мостовому сооружению, является противопожарной 1-го типа;

На 25 %, если здание выполнено I или II-й степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0, оборудовано спринклерными автоматическими установками пожаротушения, пролетные строения и проезжая часть мостового сооружения защищены противопожарными экранами с пределом огнестойкости не менее EI 60.

4.11.4 Проектирование зданий и сооружений различного назначения в подмостовом пространстве должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

4.11.5 На участках мостовых сооружений, в подмостовых пространствах которых полностью или частично размещены сооружения, здания и помещения или пути маневрирования и отстоя железнодорожных составов, предел огнестойкости опор должен составлять не менее R 180, предел огнестойкости несущих конструкций пролетных строений в пределах горизонтальных границ указанных объектов, а также на расстоянии не менее 20 м от горизонтальных границ указанных объектов - не менее значений, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Высота расположения конструкций пролетных строений, м

Предел огнестойкости конструкций пролетных строений

20 и более

REI 45

от 15 до 20

REI 60

от 10 до 15

REI 90

менее 10

REI 120

Примечания:

1 Высота расположения конструкций пролетных строений - незастроенная высота в свету между нижним уровнем конструкций пролетных строений мостового сооружения и верхним уровнем конструкций зданий или сооружений, расположенных под мостовым сооружением. Для стоянок автомобилей за высоту следует принимать минимальное расстояние по вертикали от уровня хранения автомобилей до нижнего уровня конструкций пролетных строений.

2 Для участков пересечения с железнодорожными путями в местах маневрирования и отстоя железнодорожных составов, за высоту следует принимать минимальное расстояние по вертикали от верхних конструкций железнодорожного состава до нижнего уровня конструкций пролетных строений.

4.11.6 На участках мостовых сооружений с проходящими под ними автомобильными дорогами, требования к пределам огнестойкости несущих конструкций пролетных строений должны соответствовать требованиям и составлять не менее REI 45.

4.11.7 Не допускается расположение в подмостовом пространстве полностью или частично зданий и сооружений, со степенью огнестойкости ниже II-й и классом конструктивной пожарной опасности выше С0 (в соответствии с ), а также зданий категорий А, Б и В с наличием помещений категории В1 и наружных установок категорий А Н, Б Н, В Н (в соответствии с СП 12.13130 ).

4.11.8 Характеристики применяемых деревянных и полимерных композитных материалов должны соответствовать требованиям ГОСТ 30247.0 , ГОСТ 30247.1 , ГОСТ 30244 , ГОСТ 30402 , ГОСТ 12.1.044 .

4.11.9 Для сооружений в зоне подмостового пространства мостового сооружения через каждые 300 м следует предусматривать сквозные проезды шириной не менее 3,5 м, высотой не менее 4,5 м для пожарных автомобилей, а между ближайшими проездами - не менее одного сквозного прохода шириной не менее 1,2 м.

4.11.10 Участки различной функциональной пожарной опасности эксплуатируемого подмостового пространства следует выделять в противопожарные отсеки с противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа в соответствии с .

4.11.11 Для комплекса зданий, сооружений и помещений различного функционального назначения, расположенных в подмостовом пространстве мостового сооружения или пересекающихся подмостовым пространством мостового сооружения, следует предусматривать устройство диспетчерского пункта, оборудованного городской телефонной связью и выводом сигнала о пожаре по радиоканалу на пульт Государственной противопожарной службы.

4.11.12 На мостовых сооружениях протяженностью более 200 м на уровне проезжей части следует предусматривать устройство двух сухотрубов диаметром не менее 100 мм с полугайками для подключения пожарных автомобилей, а также полугайками диаметрами 50 и 89 мм для подключения пожарных стволов.

При наличии возможности подъезда пожарной техники допускается выполнение выводов сухотрубов на уровень земли у опор. При этом целесообразно предусматривать крепление вертикальных участков сухотрубов к конструкциям опор.

Допускается не оборудовать сухотрубами участки мостовых сооружений с высотой расположения проезжей части относительно уровня земли не более 10 м, обеспеченные возможностью двухстороннего подъезда к мостовому сооружению пожарных автомобилей.

4.11.13 Сооружения, здания и помещения, расположенные в подмостовых пространствах мостовых сооружений или пересекающиеся с подмостовыми пространствами мостовых сооружений должны быть обеспечены внутренним противопожарным водопроводом в соответствии с требованиями СП 10.13130 .

4.11.14 Сооружения, здания и помещения, расположенные в подмостовых пространствах мостовых сооружений или пересекающиеся с подмостовыми пространствами мостовых сооружений должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями СП 8.13130 .

Расход воды на наружное пожаротушение, а также внутренний противопожарный водопровод должны предусматриваться исходя из необходимости тушения пожара в указанных зданиях и сооружениях.

Независимо от наличия или отсутствия в подмостовых пространствах мостовых сооружений, зданий и сооружений устройство наружного противопожарного водопровода для наружного пожаротушения мостовых сооружений допускается не предусматривать.

4.11.15 Сооружения, здания и помещения, расположенные в подмостовых пространствах мостовых сооружений или пересекающиеся с подмостовыми пространствами мостовых сооружений, включая стоянки автомобилей, за исключением автоматических противогололёдных комплексов и других сооружений и технологических установок, предназначенных для обслуживания мостовых сооружений, следует защищать спринклерными автоматическими установками пожаротушения в соответствии с требованиями СП 5.13130 .

4.11.16 Электрооборудование систем противопожарной защиты должно соответствовать требованиям СП 5.13130 и СП 6.13130 .

Надежность электроснабжения потребителей систем безопасности и систем противопожарной защиты должна соответствовать I-й категории надежности в соответствии с .

4.11.17 Устройство элементов молниезащиты приведено в .

4.11.18 Для сооружений подмостового пространства следует предусматривать систему оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) не ниже 3-го типа в соответствии с СП 3.13130 .

Необходимо предусматривать автоматическое включение СОУЭ в отсеке его возникновения при срабатывании пожарной автоматики.

Решение о включении СОУЭ в случае возникновения пожара на проезжей части мостового сооружения, а также в отсеках подмостовых пространств, за исключением отсека возникновения пожара, принимается диспетчером на основании утвержденной инструкции.

4.11.19 Вдоль разделительной полосы при наличии на ней ограждающей конструкции следует предусматривать непрерывный бордюр высотой не менее 15 см.

4.11.20 На участках мостовых сооружений, проходящих над автодорогами, железнодорожными путями, а также в подмостовых пространствах которых размещены сооружения, здания и помещения или подмостовые пространства которых пересекаются с сооружениями, зданиями и помещениями, следует предусматривать организованный отвод пролитых нефтепродуктов по закрытым лоткам и трубам в систему водостока после предварительной очистки на локальных очистных сооружениях

4.12 Экологические требования

4.12.1 На всех этапах проектирования и в процессе строительства необходимо оценивать воздействие мостовых сооружений на окружающую среду. При этом следует принимать проектные решения, уменьшающие это воздействие.

4.12.2 Основные виды воздействий мостовых сооружений на городскую среду следует принимать по приложению . Состав и содержание разделов ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) и ООС (охрана окружающей среды) рекомендуется принимать соответственно по приложениям и .

4.12.3 На мостовых сооружениях в случае превышения предельно допустимых уровней загрязнение атмосферы и поверхностного стока с моста, а также уровня шума необходимо применять специальные конструкции и материалы, снижающие указанные воздействия. К таким конструкциям и материалам, относятся: экраны, водоочистные устройства, асфальтобетонные покрытия с шумопоглощающими элементами, специальные фильтры или дренажи.

4.12.4 В полосах отвода мостового сооружения для снижения указанных воздействий, кроме того, следует предусматривать посадку зеленых насаждений и дополнительное остекление окон примыкающих зданий. В необходимых случаях, определяемых расчетом, для снижения воздействия вибрации следует устраивать в земле специальные экраны.

4.12.5 Конструктивные и технологические решения по снижению уровня воздействий на окружающую среду в процессе строительства следует принимать с учётом требований СП 48.13330 .

4.12.6 Расчеты загрязнения атмосферы отработанными газами при движении транспортных средств по мостовому сооружению, шумового воздействия трассы, загрязнения поверхностного стока с мостового сооружения, а также расчеты по определению воздействий от вибрации и зон превышения содержания свинца в почве, прилегающей к мостовому сооружению территории, рекомендуется выполнять по нормам и методикам, приведенным в приложении .

4.12.7 Предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе приведены - .

4.12.8 Нормируемые параметры транспортного - эквивалентные (по энергии) и максимальные уровни звука. Предельно допустимые уровни (ПДУ) шума установленные для территории жилой застройки приведены в .

Таблица А.1

Конструкция и конструктивный элемент

Проектный срок службы, лет

1 Мостовое полотно:

1.1 Дорожная одежда (исключая покрытие):

1.2 Покрытие асфальтобетонное

1.3 Тротуары

1.4 Перильные ограждения:

1.5 Барьерное ограждение

1.6 Деформационные швы

1.7 Водоотвод

2 Пролётные строения:

Металлические, сталежелезобетонные, железобетонные

Композитные

Деревянные

3 Опорные части:

Стальные

Резиновые и резинометаллические

Резинофторопластовые

4 Опоры:

Эксплуатация

Мост (как инженерное сооружение)

Движение по мосту транспортных средств

На природу

Видоизменение ландшафта

Внедрение в геоморфологическое строение (оползни, осыпи и т.п.)

Нарушение условий поверхностного стока

Нарушение естественного уровня протекания грунтовых вод (осушение, переувлажнение почв)

Нарушение гидрологического режима и сечения реки (изменение береговой линии, активизация русловых процессов и т.д.)

Нарушение условий среды обитания растений, животных и рыб

Загрязнение и запыление воздушной среды и почвы, шумовое воздействие, вибрация от потока транспортных средств

Загрязнение водных объектов поверхностным стоком с мостового сооружения

Загрязнение и запыление воздушной среды, почвы, поверхностных и грунтовых вод от различных видов строительных работ, машин и механизмов на строительных площадках

Загрязнение и сужение русла реки при строительстве опор

На объекты хозяйственной деятельности

Нарушение функционирования коммуникаций

На социальную среду

Снос строений, переселение, связанное с отводом земель под строительство

Нанесение ущерба памятникам истории, культуры и объектам археологии

Обозначение:

«+» - виды воздействий, учитываемые при проведении экологического обоснования на стадиях строительства и эксплуатации моста.

В.1 Оценку современного состояния окружающей среды:

Оценку современного состояния природной окружающей среды (атмосфера, гидросфера, геологическая и почвенная среда, растительный и животный мир);

Оценку существующей техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды;

Оценку современной социальной обстановки.

В.2 Ориентировочную количественную оценку воздействия мостового сооружения на окружающую среду по каждому варианту размещения:

Характеристику мостового перехода;

Оценку воздействия на компоненты окружающей природной среды, социальные условия;

Оценку возможности развития опасных техногенных процессов и аварийных ситуаций;

Оценку возможных мероприятий по предотвращению (минимизации) воздействий;

Разработку системы локального мониторинга.

В.3 Эколого-экономическую оценку инвестиций в строительство мостового перехода:

Оценку экологического и экономического ущерба для природной среды при различных вариантах размещения мостового перехода;

Альтернативную оценку стоимости природоохранных мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность природной среды и населения.

В.4 Выбор варианта размещения мостового перехода с экологической позиции.

Г.1 Краткий анализ состояния окружающей среды на территории предполагаемого строительства:

Г.1.1 Природные условия:

климатическая характеристика: тип климата, метеорологические показатели, определяющие условия рассеяния загрязняющих веществ в атмосфере: температурный режим, средняя максимальная температура наиболее жаркого месяца, температурные инверсии, их повторяемость и продолжительность, среднее количество осадков за год, их распределение в течение года, ветровой режим, средняя скорость ветра по направлениям, повторяемость штилей, скорость ветра по средним многолетним данным повторяемость которой составляет 5 %.

ландшафтная характеристика территории;

геоморфологические условия: тип рельефа, абсолютные отметки и относительные высоты;

геологическое строение и гидрогеология района:

гидрологические условия: уровни водных объектов минимальные, максимальные расчетной обеспеченности; ледовый режим, толщина льда, сроки замерзания и вскрытия водоема, гидравлические элементы потока: ширина, глубина, средняя скорость течения на участке пересечения, гидравлический радиус, шероховатость русла, уклон, коэффициент извилистости, характер руслового процесса, характеристика существующего водопользования в зоне размещения мостового сооружения, размеры и границы прибрежных полос и водоохранных зон;

почвенно-растительные условия: тип почв, водопроницаемость, пористость, гранулометрический состав почв, эродированность почвенного покрова, деградированные земли, состояние растительности, состав пород, возраст, полнота, бонитет;

состояние животного мира, в том числе ихтиофауны.

Г.1.2 Хозяйственные аспекты использования территории:

характер антропогенной нагрузки: наличие промпредприятий, существующей транспортной сети, общее влияние хозяйственной деятельности на компоненты природной среды;

фоновые значения показателей загрязнения природных компонентов: атмосферы, в том числе существующих уровней шума; водных объектов, в том числе коэффициент донной аккумуляции веществ; почвы и т.п.

Г.1.3 Социальная среда:

численность населения района тяготения, качество среды обитания;

данные о наличии памятников истории, культуры, археологии.

Г.2 Характеристика намечаемой деятельности:

данные о существующем уровне и перспективной интенсивности движения и составе транспортного потока;

определение типов и характера вероятных воздействий мостового сооружения на окружающую среду - строительные воздействия (временный характер); эксплуатационные воздействия, связанные с функционированием объекта как инженерного сооружения; воздействия от передвижных источников (транспорта).

Г.3. Прогноз изменения состояния окружающей среды в период строительства и эксплуатации мостового сооружения:

уровень загрязнения атмосферы отработавшими газами при движении транспорта по мостовому сооружению и скопления техники при строительно-монтажных работах; то же по запыленности;

уровень шумового воздействия трассы и шума от технологических процессов на при-магистральную территорию;

то же, для вибрации - в основном для реконструируемых сооружений;

уровень загрязнения поверхностного стока с мостового сооружения и со стройплощадок с определением предельно допустимого сброса (ПДС) в водный объект;

оценка влияния строительства мостового сооружения на подземные воды и геологическую среду;

зона превышения содержания свинца над предельно допустимой концентрацией (ПДК) в почве примагистральной территории;

прогнозируемая оценка изменения в растительном покрове, растительности, в животном мире, в том числе ихтиофауне;

эстетические аспекты изменения ландшафта после строительства мостового сооружения;

вопросы обеспечения транспортной доступности и сохранения местных путей сообщения после строительства мостового сооружения; сохранения памятников истории, культуры, объектов археологии (при их наличии).

Г.4 Природоохранные мероприятия, подбор проектных решений и мероприятий по уменьшению негативного влияния мостового перехода на окружающую среду:

посадка защитной полосы зеленых насаждений, устройство шумозащитных экранов, валов, очистных сооружений в пределах водоохранных зон водных объектов и т.п.;

мероприятия по сохранению и защите памятников истории, культуры, археологии;

предложения по компенсации ущерба, причиняемого в период строительства и эксплуатации населению и окружающей среде, включая отчуждение земельных участков, снос зданий и т.п.;

предложения по компенсации ущерба рыбным запасам;

предложения по компенсации ущерба зеленым насаждениям.

Г.5 Возможность аварийных ситуаций и оценка экологического риска.

Г.6 Обеспечение организации локального экологического мониторинга.

Примечание - Исходные данные в виде таблиц, карт, планов, справок, технических условий и согласований оформляют в приложениях к пояснительной записке по экологическому обоснованию. В планы (или карты) включают графические документы: схематический ситуационный план мостового сооружения с нанесением границ промышленных и селитебных территорий, охранных и защитных зон, зон рекреационного использования; строительный план объекта с указанием мест размещения источников загрязнения; ситуационный план с нанесением основных намечаемых проектных мероприятий по охране окружающей среды и зон негативного влияния в границах предельно допустимых значений.

Д.1 Расчеты уровня загрязнения атмосферы отработавшими газами при движении транспортных средств по мостовому сооружению и от работы техники при строительно-монтажных работах

При этом выполняют:

расчеты массового выброса загрязняющих веществ в атмосферу по четырем основным примесям - оксиду углерода СО, оксидам азота (в пересчете на NO 2), суммарным углеводородам СН и сернистому ангидриду SO 2 ;

расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере;

Д.2 Расчеты уровня шумового воздействия и воздействия вибрации трассы на примагистральную территорию и шума и вибрации от технологических процессов строительства (при наличии в тоне влияния мостового сооружения жилой застройки).

При этом выполняют:

Допустимые уровни шума в помещении;

Расчет прогнозируемого уровня шума, требуемого его снижения, и расчет экранирующих сооружений;

Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях.

Д.3 Расчет зоны превышения содержания свинца

Д.4 Расчет предельно допустимого сброса (ПДС) в водный объект, определение уровня загрязнения поверхностного стока с мостового сооружения и со строительных площадок

При этом выполняют:

расчет объема годового стока (ливневого, талого, моечного) с мостового сооружения или стройплощадки;

расчет количества загрязняющих веществ, содержащихся в стоке;

расчет ПДС.

ГН 2.1.6.1983-05 Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест

Директор

подпись

В.А. Сидяков

Руководитель
разработки

Зам. директора по науке

подпись

Л.А. Андреева

Исполнитель

Начальник отдела
Комплексных
исследований,
стандартизации и логистического
сопровождения проектов

подпись

И.П. Потапов

СОИСПОЛНИТЕЛИ

Руководитель организации-разработчика

ЗАО «Научно-проектный институт «ИМИДИС»

Генеральный директор

подпись

С.В. Быков

Руководитель разработки:

Директор по науке, д.т.н., проф.

подпись

А.И. Васильев

Исполнитель

Главный специалист, к.т.н.

подпись

Общие положения

При возведении зданий и сооружений в условиях плотной городской застройки возникает целый ряд факторов, соблюде­ние которых обеспечивает качество и долговечность не только непосредственно возводимых объектов, но и окружающих их сооружений:

Необходимость обеспечения поддержания эксплуатацион­ных свойств объектов, расположенных в непосредственной близости от пятна застройки;
невозможность расположения на строительной площадке полного комплекса бытовых и инженерных сооружений, машин и механизмов;
разработка специальных конструктивных и технологиче­ских мероприятий, направленных на оптимизацию процессов возведения объекта;
разработка технических и технологических мероприятий, направленных на защиту экологической среды объекта и су­ществующей застройки.

Особенность перечисленных выше факторов заключается в том, что для многих из них на сегодняшний день отсутствует нормативная база, комплексно рассматривающая их в привяз­ке к процессам возведения зданий.

Возникающие в первые же месяцы строительства проблемы, связанные с образованием трещин на стенах, полах и потолках существующих зданий, могут повлечь за собой не только фи­нансовые потери, но и привести к закрытию строительства. Та­кие же последствия могут возникнуть и от невозможности обес­печения инженерных и санитарных требований по обустройству строительной площадки. Для выработки решений, позволяю­щих осуществлять не только качественное возведение здания, но и обеспечивающих устойчивое равновесие как близлежащей застройки, так и городской среды в целом, более подробно рас­смотрим проблемы, возникающие при возведении зданий в условиях плотной городской застройки.

Специфические особенности стройгенплана

Ограниченность площадей, выделенных под участок за­стройки, препятствует полноценному развертыванию строите­льной площадки. Вместе с тем существует целый комплекс обязательных мероприятий, без которых строительство будет незамедлительно приостановлено контролирующими органами. К ним относятся противопожарные мероприятия и мероприя­тия по технике безопасности. Обязательным является наличие эвакуационных проездов (выездов) по строительной площадке, подготовленных к использованию пожарных гидрантов, средств экстренного тушения пожара; ограничительной обноски или ограждения вокруг котлована, указателей зон проведения ра­бот на строительной площадке, навесов над пешеходными зо­нами, расположенными вдоль строительной площадки.

В случаях ограниченной площади участка застройки вне пределов строительной площадки могут располагаться:

Административно-бытовые помещения;
столовые и санитарные помещения;
арматурные, столярные и слесарные цеха и мастерские;
открытые и закрытые складские помещения;
краны, бетононасосы и другие строительные машины.

Административно-бытовые, складские помещения, производ­ственные цеха и мастерские (рис. 26.1). Расположение в преде­лах строительной площадки тех или иных помещений бывает затруднено в связи с отсутствием требуемых по нормативам площадей, а попытки найти технические решения размещения временных сооружений, такие, как увеличение их этажности, усложнение конфигурации в соответствии с конфигурацией пятна застройки, приводят к значительным техническим слож­ностям и удорожанию проекта.

Рис. 26.1. Размещение бытового городка вне пределов строительной площадки:
1 - строительная площадка; 2 - открытые и закрытые складские помещения; 3 - адми­нистративно-бытовые помещения

В отдельных случаях площадка имеет настолько ограниченные размеры, что никакие техниче­ские решения не позволяют разместить вспомогательные по­мещения в ее границах. Вместе с тем существуют организа­ционно-технологические решения, позволяющие разместить эти помещения вне пятна застройки без значительного ущерба для процесса возведения здания. В этом случае рассматривает­ся экономическая и организационно-технологическая целесо­образность размещения тех или иных помещений на террито­рии строительной площадки и вне ее.

Административно-бытовые помещения, выносимые за пре­делы строительной площадки, могут располагаться в существу­ющих зданиях или во вновь возводимых бытовых городках. До начала строительства проводят поиск зданий, в которых воз­можно на период строительства разместить бытовые помеще­ния, или участка земли, на котором можно возвести бытовой городок. Требования к объектам поиска следующие:

Расположение в максимальной близости к строительной площадке;
наличие на объекте возможности присоединения к сетям городской инфраструктуры - теплоснабжению, электроснабже­нию, водопроводу и канализации;
минимальная стоимость аренды помещений или участка земли.

Выбрав помещение или участок земли, там размещают ад­министративно-бытовой городок, по возможности, прибли­женный по своим габаритам к требованиям санитарных норм. Если городок размещается в непосредственной близости от строительной площадки, то персонал самостоятельно добира­ется до своих рабочих мест и обратно. В некоторых случаях, при невозможности размещения городка в непосредственной близости от площадки, персонал доставляют на объект и с объекта на автобусах.

Вынос с площадки столовых и санитарных помещений бы­вает связан не только с отсутствием необходимых площадей, но и с возникающими на первых этапах строительства трудно­стями с присоединением к городским сетям. Тем не менее на­личие туалетов необходимо с первого дня строительства, по­этому с самого начала развертывания строительной площадки там должны быть установлены биологические туалетные каби­ны для персонала. Помещения столовых, душевых и туалет­ных комнат необходимо предусмотреть на разворачиваемых вблизи объекта арендуемых территориях и в зданиях.

Поставка изделий и оборудования в заданные сроки. Отсут­ствие арматурных, столярных и слесарных цехов и мастерских затрудняет изготовление изделий и элементов строительных конструкций, таких, как подготовленная по размерам армату­ра, арматурные каркасы, элементы несущих металлических конструкций, столярные и слесарные элементы. Для решения этой проблемы все перечисленные выше элементы привозят на строительную площадку в подготовленном для использова­ния виде. Их изготавливают на собственных производствен­ных площадях, расположенных за пределами строительной площадки, или на специализированных предприятиях по спе­циальным заказам. Их доставляют на площадку в соответствии с графиками поставки, в точно оговоренные дни и часы. На строительной площадке их разгружают и подают к месту про­изводства работ, т. е. их монтаж осуществляют непосредствен­но «с колес». Невыполнение сроков поставки любого изделия может привести к срыву графика возведения всего сооруже­ния. Поэтому при работе «с колес» возрастает роль диспетчер­ских служб строительно-монтажных организаций, осуществля­ющих контроль за разработкой графиков поставок и их последующим выполнением.

Невозможность размещения на территории строительной площадки открытых и закрытых складских помещений приво­дит к необходимости, во-первых, осуществлять большой объем монтажных работ «с колес», а во-вторых, особенно для доро­гостоящего импортного оборудования, создавать промежуточ­ные складские помещения. В такие помещения, расположен­ные на территории собственных производственных баз или арендуемые в непосредственной близости от строительной площадки, доставляют, как правило, напрямую от поставщика сантехническое, электротехническое и лифтовое оборудование, иногда оконные блоки, двери, различные отделочные материа­лы. По мере их востребования на строительной площадке из­делия и материалы доставляют со склада и монтируют непо­средственно с транспортных средств.
В некоторых случаях поставщик берет на себя обязатель­ства поставлять затребованное оборудование непосредственно на строительную площадку в пределах оговоренного срока так же, как это делают поставщики изделий и конструкций. Некоторые проблемы при поставке импортного оборудования связаны с тем, что доставку из-за границы и осуществление таможенных процедур достаточно трудно нормировать по вре­мени и практически невозможно точно указать день и час, когда оборудование будет доставлено на площадку. В этом случае оборудование заказывают заранее, за 2...3 недели до требуемого срока и до монтажа оно хранится на складе по­ставщика. При наличии большого числа таких поставщиков отпадает необходимость в промежуточных складских помеще­ниях, однако при этом все участники строительного процесса находятся в очень жестких временных границах, устанавливае­мых графиками производства работ и поставки оборудования.

Расположение кранов и крупногабаритных строительных ма­шин. Большой проблемой в условиях плотной городской за­стройки является размещение непосредственно на площадке крупногабаритных строительных машин и кранов. Краны и бетононасосы должны находиться на строительной площадке или в непосредственной близости от нее. Это связано с тех­ническими возможностями оборудования - максимальным вы­летом стрелы крана или подающего органа бетононасоса. Од­нако в большинстве случаев вокруг строительной площадки находятся ранее построенные здания и сооружения и разме­щение рядом с ними крупных башенных кранов, монтаж под­крановых путей невозможны. В этом случае используют легко-монтируемые башенные краны без подкрановых путей, для которых требуется подкрановая площадь до 9 м2, большегруз­ные самоходные краны или самоподъемные краны, устанавли­ваемые непосредственно в пятно застройки.

Фундаментную плиту монтируют с помощью передвижного крана, затем на нее устанавливают башенный кран. По мере возведения конструкций, расположенных над фундаментной плитой, кран может подниматься и устанавливаться на смон­тированные перекрытия. Иногда кран остается на фундамент­ной плите до окончания возведения здания, поэтому в пере­крытиях вокруг крана остаются незабетонированные участки с выпусками арматуры. Размеры этих участков определяют исходя из габаритов наиболее протяженной по горизонтали части крана. После окончания работ кран демонтируют, извлекая по секциям. Незабетонированные зоны перекрытий, достигающие 10...20 м2 каждое, бетонируют, начиная с нижнего. Бетон укладывают при помощи самоходных большегрузных кранов.

При строительстве в условиях плотной городской застройки возникает ряд факторов, соблюдение которых обеспечивает качество и долговечность не только непосредственно возводимых объектов, но и окружающих их сооружений. К этим факторам относится:

необходимость эксплуатации объектов, расположенных в непосредственной близости от пятна застройки;

невозможность расположения на строительной площадке всего комплекса строительной инфраструктуры, предусмотренной технологией производства работ (бытовые и инженерные сооружения, машины и механизмы);

необходимость разработки технических и технологических меро-приятий, направленных на защиту экологической среды объекта и существующей застройки.

Ограниченность площадей, выделенных под застройку, препятствует полноценному развёртыванию строительной площадки.

Вместе с тем существует целый комплекс обязательных мероприятий, без которых строительство будет приостановлено контролирующими органами. К ним относятся противопожарные мероприятия и обеспечение охраны труда и техника безопасности ведения строительно-монтажных работ:

наличие эвакуационных проездов по строительной площадке;

подготовленные к использованию пожарные гидранты и средства экстренного тушения пожара;

ограждение строительной площадки и опасных зон (котлована, монтажного стационарного крана, складов конструкций);

навесы над пешеходными зонами, прилегающими к стройплощадке.

В случаях ограниченной площади участка застройки вне пределов строительной площадки могут располагаться: административно-бытовые помещения; столовые и санитарные помещения; арматурные, столярные и слесарные цеха и мастерские; открытые и закрытые склады. При организации стройгенплана целесообразно предусматривать для этих целей территории-реституты, по согласованию с их владельцами. Для ограничения складских площадей можно организовывать:

монтаж строительных конструкций с колёс,

применять максимально укрупнённые элементы,

применять апробированные в аналогичных условиях передовые строительные технологии.

Иногда организуют промежуточные складские площадки в максимальной близости от строящегося объекта. В этом случае потребные материалы и изделия доставляются на объект по мере необходимости и размещают в зоне использования. Использование промежуточных складов накладывают на участников строительного производства (включая поставщиков и заказчиков) строгие требования по выполнению графиков производства работ и доставки техно-логического оборудования.

Административно-бытовые помещения, выносимые за пределы строительной площадки, могут располагаться в существующих зданиях или во вновь возводимых городках, максимально приближённых к стройплощадке. Используемые площади должны удовлетворять нормативным требованиям по минимальным санитарно-гигиеническим нормам на одного работающего. Доставка работающих на объект осуществляется службой заказчика.

Серьёзной проблемой в условиях плотной городской застройки являя-ется размещение непосредственно на площадке крупногабаритных строи-тельных машин и кранов. Краны и бетононасосы должны находится на строительной площадке или в непосредственной близости от неё. Однако в непосредственной близости от них находятся ранее построенные здания и сооружения, которые препятствуют перемещению стрелы крана или бетононасоса, или нет возможности проложить подкрановые пути. В этом случае используют легко монтируемые краны стационарного типа (самоподъёмные) на сравнительно небольшой фундамент или (для бетонных работ) применяют бетоноукладочные комплексы, связанные с вертикальной подачей бетонной смеси внутри здания и последующее её распределение на ярусе манипуляторами различных типов. При технологическом проектировании нужно стремиться максимально использовать опыт строительства в аналогичных условиях и современную механизацию.

Поддержание эксплуатационных свойств существующей застройки .

Здания, расположенные в непосредственной близости от участка застройки, могут быть подвержены ряду воздействий, возникающих в процессе возведения нового здания. К этим воздействиям относятся: отрывка котлована в непосредственной близости от здания и вибрация от расположенных в непосредственной близости строительных машин и механизмов.

Первая группа дефектов возникает от изменения статических характеристик оснований. Удаление грунта вблизи фундаментов зданий приводит к изменению силового поля вокруг них. Поэтому создание конструктивного баланса позволяет компенсировать возникающие воздействия.

Вторая группа дефектов является следствием динамических воздействий работающих строительных машин и механизмов. Их снижение до допустимых уровней достигают реализацией специальных инженерных мероприятий.

Конкретные мероприятия, направленные на поддержание эксплуатационных свойств существующей застройки разрабатываются в проектах производства работ. к ним относятся:

укрепление оснований и фундаментов, которое должно обеспечить статическое равновесие здания на период открытого котлована до возведения несущих конструкций подвальной части нового здания и засыпки пазух котлована. Наиболее часто применяют следующие конструктивные решения: «стена в грунте», шпунтовые ограждения, усиление фундаментов и стен подвалов существующих зданий, укрепление грунтов оснований иньекционными методами;

разработка котлованов и устройство фундаментов очередями – это позволяет снизить расход временных подпорных конструкций;

выбор машин и механизмов с минимальными динамическими хара-ктеристиками;

виброизоляция грунтового массива, прилегающего к существующим зданиям и сооружениям.