В связи с принятием Порядка N 24н признан утратившим силу Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" (далее - Порядок N 7н).
Конечно же, Порядок N 24н, как и утративший силу документ, в первую очередь является главным для работы Федерального казначейства и его территориальных отделений. Но казенным учреждениям также необходимо знать его основные положения, чтобы грамотно взаимодействовать с указанными органами. С этой целью и рассмотрим те положения Порядка N 24н, которые могут быть полезны для работы учреждений - получателей бюджетных средств (далее - учреждения).

Порядок открытия лицевых счетов

Как и прежде, документы, необходимые для открытия соответствующих лицевых счетов, представляются учреждениями в ОФК (его структурное подразделение) по месту их нахождения (месту обслуживания) (п. 12 Порядка N 24н).
Учреждениям, для которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба, при их временной дислокации в другом субъекте РФ открываются соответствующие лицевые счета ОФК по месту временной дислокации. При этом лицевые счета по постоянному месту обслуживания не подлежат закрытию. Соответствующие лицевые счета открываются на срок, указанный в составленном в письменной форме разрешении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение. При этом соответствующему лицевому счету присваивается новый номер (п. 37 Порядка N 24н).
Лицевые счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения, открываются в органе ОФК по месту открытия учреждению лицевого счета получателя бюджетных средств (п. 38 Порядка N 24н).
Для открытия соответствующего лицевого счета учреждение представляет на бумажном носителе следующие документы (п. 13 Порядка N 24н):
а) заявление на открытие лицевого счета (ф. 0531752) (далее - заявление);
б) карточку образцов подписей к лицевым счетам (ф. 0531753) (далее - карточка подписей).
При электронном документообороте с использованием электронной подписи (ЭП), осуществляемом в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми между ОФК и учреждениями, наличие образца подписи (подписей) уполномоченного лица (уполномоченных лиц), подписавшего (подписавших) ЭП электронный документ, в карточке подписей не требуется (п. 16 Порядка N 24н).
Дополнительно учреждения представляют на бумажных носителях (п. 41 Порядка N 24н):
1) для открытия лицевого счета получателя бюджетных средств:
- копию учредительного документа, заверенную учредителем либо нотариально, копию положения об обособленном подразделении, заверенную участником бюджетного процесса, создавшим обособленное подразделение, либо нотариально (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению участника бюджетного процесса);
- копию документа о государственной регистрации юридического лица, заверенную учредителем или нотариально, либо органом, осуществляющим государственную регистрацию;
- копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению участника бюджетного процесса), заверенную выдавшим их налоговым органом либо нотариально.
Оформление на лицевом счете получателя бюджетных средств раздела для учета операций по расходам за счет источника дополнительного бюджетного финансирования, источником финансового обеспечения которых являются доходы от приносящей доход деятельности, полученные федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, осуществляется ОФК на основании обращения, представленного указанным учреждением, в течение пяти рабочих дней после предоставления обращения. Обращение оформляется в произвольной письменной форме и должно быть подписано руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) федерального казенного учреждения, исполняющего наказания в виде лишения свободы.
Если деятельность учреждения связана только с осуществлением оперативно-разыскных мероприятий, в ОФК представляется ходатайство вышестоящего участника бюджетного процесса об открытии указанному учреждению лицевого счета получателя бюджетных средств в связи с осуществлением им оперативно-разыскных мероприятий. При этом представления перечисленных выше дополнительных документов не требуется;
2) для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств:
- копию учредительного документа, заверенную учредителем либо нотариально, копию положения о подразделении судебных приставов, заверенную создавшим его территориальным органом Федеральной службы судебных приставов либо нотариально (в случае открытия лицевого счета подразделению судебных приставов);
- копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (в случае открытия лицевого счета подразделению судебных приставов), заверенных выдавшим их налоговым органом либо нотариально;
- ходатайство территориального органа Федеральной службы судебных приставов, создавшего подразделение судебных приставов, об открытии лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, подписанное руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) территориального органа, Федеральной службы судебных приставов (в случае открытия лицевого счета подразделению судебных приставов).
При этом представления документов, подтверждающих наделение полномочиями получать средства во временное распоряжение, не требуется.

К сведению. Не требуется представлять учредительные документы и копии документов о государственной регистрации для открытия лицевых счетов (п. 44 Порядка N 24н):
- федеральным органам государственной власти или их территориальным органам;
- государственным органам;
- судебным органам;
- федеральным казенным учреждениям с условным наименованием "войсковая часть", не имеющим собственного положения (устава) и действующим на основании общего положения (устава).

Следовательно, перечень документов для открытия счетов не изменился.

Формирование заявления и карточки подписей

Как и в Порядке N 7н, в Приложениях к Порядку N 24н приведены формы документов, необходимых для открытия и ведения лицевых счетов.
Напомним, что в Порядке N 7н указания по заполнению форм документов были выделены в отдельный раздел, а в Порядке N 24н необходимые правила по заполнению приведены в конкретных разделах. Например, в разд. II "Порядок открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов клиентам" говорится, как заполнять заявление и карточку подписей.
Принцип заполнения заявления тот же, что и установленный Порядком N 7н, но п. 14 Порядка N 24н уточнено, что в строке "Наименование клиента" указывается его полное наименование с учетом прописных (заглавных) и строчных букв, буквы "ё" и символа "N", наличия (отсутствия) пробелов, кавычек, скобок, знаков препинания. Это наименование должно соответствовать полному наименованию, указанному в учредительных документах, положении об обособленном подразделении (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению), а также в соответствующей реестровой записи Сводного реестра, если клиент является участником бюджетного процесса федерального уровня, или полному наименованию клиента, указанному в информации, представленной финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) в перечне участников бюджетного процесса, если клиент является участником бюджетного процесса субъекта РФ (муниципального образования).
Что касается формирования карточки подписей, в целом она заполняется, как и прежде. Но, как и в случае с заявлением, здесь расширено требование к заполнению строки "Наименование клиента" (п. 18 Порядка N 24н). Указывается полное и сокращенное (в случаях, когда при оформлении платежных и иных документов информация, подлежащая заполнению в обязательном порядке, имеет ограничение по числу символов с учетом прописных (заглавных) и строчных букв, буквы "ё" и символа "N", наличия (отсутствия) пробелов, кавычек, скобок, знаков препинания) наименование клиента в соответствии с полным и сокращенным наименованием, указанным в его учредительных документах, положении об обособленном подразделении, а также в соответствующей реестровой записи Сводного реестра, или с полным и сокращенным наименованием клиента, указанным в информации, представленной финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) в перечне участников бюджетного процесса.
В п. 15 Порядка N 24н приведены особенности оформления и представления клиентом карточки подписей:
1) карточка подписей представляется клиентом в ОФК в одном экземпляре;
2) в зависимости от условий размещения структурных подразделений ОФК клиент по требованию ОФК представляет дополнительные экземпляры карточки подписей. Они заверяются главным бухгалтером ОФК (уполномоченным руководителем лицом) после сличения с заверенным экземпляром карточки подписей;
3) карточку подписей подписывают руководитель и главный бухгалтер (уполномоченные руководителем лица) клиента, которому открывается лицевой счет. Право первой подписи принадлежит руководителю клиента и (или) иным уполномоченным им лицам. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и (или) лицам, уполномоченным руководителем клиента на ведение бухгалтерского учета;
4) если в штате клиента нет должности главного бухгалтера (другого должностного лица, выполняющего его функции), карточка подписей подписывается только руководителем (уполномоченным им лицом). В графе "Фамилия, имя, отчество" вместо указания лица, наделенного правом второй подписи, делается запись "бухгалтерский работник в штате не предусмотрен", в соответствии с которой расчетные, платежные и иные документы, представленные в ОФК, считаются действительными при наличии на них одной первой подписи;
5) при смене руководителя или главного бухгалтера клиента, а также при назначении временно исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера в случае освобождения руководителя или главного бухгалтера от ранее занимаемой должности представляется новая заверенная карточка подписей с образцами подписей всех лиц, имеющих право первой и второй подписи;
6) карточка подписей, представляемая клиентом, не требует дополнительного заверения в случае замены или дополнения подписей лиц, имеющих право первой и второй подписи, при условии, что подписи руководителя и главного бухгалтера клиента остаются прежними. Она принимается главным бухгалтером ОФК (уполномоченным руководителем лицом) после сверки подписей руководителя и главного бухгалтера, подписавших карточку подписей, с образцами их подписей на заменяемой карточке подписей;
7) при назначении исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера клиента дополнительно представляется заверенная временная карточка подписей, в которую включается только образец подписи лица, исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера, с указанием срока их полномочий;
8) при временном предоставлении лицу права первой или второй подписи (кроме случаев, предусмотренных в п. 7), а также при временной замене одного из лиц, включенных в карточку подписей, уполномоченных руководителем клиента, новая карточка подписей не составляется, а дополнительно представляется карточка подписей только с образцом подписи лица, которому временно предоставлено право первой или второй подписи, с указанием срока ее действия. Временная карточка подписей подписывается руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) клиента и дополнительного заверения не требует.
Если клиенту в установленном порядке уже открыт лицевой счет, представление карточки подписей для открытия других лицевых счетов не требуется, если лица, имеющие право подписывать документы, на основании которых осуществляются операции по вновь открываемым лицевым счетам, остаются прежними. В заголовочной части ранее представленной карточки подписей проставляются номера вновь открытых клиенту лицевых счетов. При этом в случае необходимости к строке "Особые отметки" приводится примечание.
В случае замены или дополнения подписей лиц, имеющих право подписывать документы, на основании которых осуществляются операции по вновь открываемым лицевым счетам, клиент представляет новую оформленную и заверенную карточку подписей с образцами подписей всех лиц, имеющих право первой и второй подписи.
Карточка подписей для открытия лицевого счета распорядителю или получателю средств федерального бюджета, находящихся в ведении Минобороны, подписывается руководителем и главным бухгалтером либо только руководителем данного распорядителя или получателя средств федерального бюджета и заверяется подписью руководителя (уполномоченного им лица) вышестоящего участника бюджетного процесса и оттиском гербовой печати на подписи вышеуказанного лица либо нотариально на оборотной стороне; карточка подписей для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, подписывается руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) получателя средств федерального бюджета, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, на лицевой стороне и заверяется на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного им лица) главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета и оттиском гербовой печати на подписи вышеуказанного лица либо нотариально (п. 46 Порядка N 24н).

Документооборот при ведении лицевых счетов

Принцип взаимодействия ОФК с учреждением при ведении лицевых счетов остался прежним. Напомним основные положения.
ОФК по месту обслуживания учреждения осуществляет сверку операций, учтенных на лицевых счетах, с учреждениями (далее - сверка).
Сверка производится путем предоставления ОФК учреждению на бумажном носителе или в электронном виде выписки из лицевого счета (с копиями документов, служащих основанием для отражения операций на лицевом счете) (далее - выписка) (п. 159 Порядка N 24н).
Выписки формируются по всем видам лицевых счетов, открытым в ОФК, в разрезе первичных документов по операциям за соответствующий операционный день (п. 160 Порядка N 24н). Предоставляются выписки не позднее операционного дня, следующего за днем совершения операции, с приложением документов, служащих основанием для отражения операций на лицевых счетах. При бумажном документообороте на выписке и каждом приложенном к ней документе ОФК ставит отметку об исполнении с указанием даты, должности, фамилии, инициалов и подписи уполномоченного работника ОФК. Если при электронном документообороте с применением ЭП необходимо подтвердить произведенные на лицевом счете операции, отметка ОФК проставляется на копиях документов на бумажном носителе, представленных учреждением в ОФК, после проверки указанной в них информации на ее соответствие данным, содержащимся в соответствующем электронном документе, хранящемся в информационной базе ОФК.
Перечень документов, которые формируются ОФК по письменному запросу учреждения и предоставляются ему, также остался прежним.
Приложения к выпискам формируются в разрезе кодов бюджетной классификации и (или) иных аналитических признаков по всем видам лицевых счетов, открытых ОФК, за исключением лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения - получателя бюджетных средств.
Выписки и приложения к ним на бумажном носителе выдаются под расписку лицам, включенным в карточку подписей по данному счету, или их представителям по доверенности либо в соответствии с решением руководителя (уполномоченного им лица) ОФК и письменным заявлением учреждения в произвольной форме (п. 161 Положения N 24н).
Работникам учреждения, подписи которых не включены в карточку подписей, документы могут выдаваться на основании доверенности.
Кроме выписок ОФК должен представлять учреждениям отчеты о состоянии лицевого счета в срок не позднее третьего рабочего дня, следующего за отчетным месяцем. Указанные отчеты формируются в разрезе кодов бюджетной классификации и (или) иных аналитических признаков нарастающим итогом на 1-е число месяца, следующего за отчетным, по всем видам лицевых счетов (п. 162 Положения N 24н).
Если после получения учреждением выписок или отчетов от него не поступают возражения в течение трех рабочих дней, операции, совершенные по лицевому счету, и остатки, отраженные на этих счетах, считаются подтвержденными (п. 165 Порядка N 24н). Поэтому учреждению при обнаружении сумм, ошибочно отраженных на его лицевом счете, необходимо письменно сообщить об этом в ОФК в срок не позднее чем через три рабочих дня после получения выписки или отчета.

Как видим, утверждение Порядка N 24н кардинальных изменений казенным учреждениям не принесло. Напомним, что в ходе реформирования бюджетной системы (в частности, деления государственных (муниципальных) учреждений на три типа: казенные, бюджетные, автономные) в Порядок N 7н вносились изменения с 2009 г. Таким образом, можно сказать, что новый документ утвержден с целью обновления, конкретизирования и детализирования особенностей взаимоотношения между участниками бюджетного процесса всех уровней, бюджетных и автономных учреждений и ТОФК.

Лицевой счет – достаточно емкое понятие, широко применяемое в различных сферах человеческой деятельности. В зависимости от назначения и принадлежности лицевые счета могут соотносить в себе информацию о личных накоплениях, зарплатных перечислениях, фактов расчета по какому-либо договору, суммах уплаченных налогов.

Наиболее же привычный нам термин описывает, что такое лицевой счет с точки зрения взаимоотношений клиент – банк. Согласно ему под лицевым счетом понимается реестр учета движения денежных средств по конкретному юридическому или физическому лицу, отражающий все операции данной компании или физ.лица.

Отличительным характеристиками лицевого счета являются:

  • уникальный цифровой идентификатор, структура которого включает начинающийся с 14 и заканчивающийся 20 цифрой двадцатизначного банковского аккаунта,
  • личный кабинет для аналитики счета, выполнения части денежный операций онлайн, общения с банком,
  • отсутствие как такового лимита по снятию денежных средств,
  • отсутствие запрета на обналичивание поступлений.

При этом достаточно часто банковский лицевой счет путают с таким понятием, как расчетный счет.

Разница между лицевым и расчетным счетом

Расчетный счет и лицевой счет – часто путаемые понятия. И действительно, у компании ведь может быть, как лицевой, так и расчетный счет. Та же ситуация касается и физического лица, зарегистрированного в качестве ИП. Отсюда у многих появляется вопрос: если ли смысл открывать расчетный, когда можно пользоваться лицевым счетом?

Да, смысл есть. И, более того, расчетный счет является обязательным условием для ведения коммерческой деятельности, тогда как лицевой предназначен лишь для небольшого количества платежей, в большей степени связанных с коммунальными платежами, а также с личным накоплением средств.

Достаточно просто заметить отличие одного вида счета от другого, изучив предложенную ниже таблицу:

Лицевой счет Расчетный счет
Терминология Достаточно емкое понятие, используемое в различных сферах Понятие, применимое исключительно для банковской сферы
Статус владельца Физическое лицо или юр.лицо ИП или организация
Назначение Получение, накопление, расходование собственных средств Взаиморасчеты с контрагентами, уплата налогов, контроль оборотов компании в ходе коммерческой деятельности
Документы для открытия Для физического лица достаточно паспорта и ИНН Документы, свидетельствующие о факте гос.регистрации, карточка с образцами подписей и печати, ОКВЭД, бумаги, подтверждающие наличие юридического адреса
Запрет (лимит) на обналичивание поступлений Практически отсутствует Для ООО и АО запрещено, для ИП существует ряд жестких ограничений с уплатой комиссии
Период действия договора От 1 до нескольких лет В среднем не более 1 года с пролонгацией
Стоимость обслуживания в год В пределах 500-1000 рублей в год От 2500 рублей в год

Документы на открытие лицевого счета

Открыть лицевой счет в банке может как физическое лицо, так и организация. Однако и в том, и в другом случае владелец не может распоряжаться им в коммерческих целях. Это обозначает, что на счет невозможны переводы с пометкой об оплате каких-либо услуг. Особенно остро с этой проблемой сталкиваются организаторы столь популярных сегодня совместных закупок (когда оплата за товар переводится на карточку, а не на расчетный счет, как это предусматривает закон).

Так для того, чтобы открыть лицевой счет, в банк необходимо предоставить для физического лица:

  • заявление на открытие лицевого счета,
  • паспорт гражданина РФ,
  • ИНН (если свидетельство получено).

Для организации перечень документов будет более расширенным, однако также включит в себя заявление на открытие лицевого счета и паспорт заявителя. Дополнительно от ООО и АО потребуется Свидетельство ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ, а также уставные бумаги.

Важным моментом являются и сроки открытия – лицевой кардинально отличается этим от расчетного счета. Его вы можете получить уже в день обращения в банк, расчетный открывается, как правило, не ранее, чем через день. Также лицевой счет вы можете открыть онлайн пользуясь личным кабинетом на сайте банка, для расчетного счета такое невозможно.

Виды лицевых счетов

Лицевой счет – это не только терминология банка. Он объединяет в себе:

  • лицевой счет сотрудника,
  • банковский,
  • счет налогоплательщика,
  • распорядителя,
  • акционеров,
  • застрахованного лица,
  • счет в жилищно-коммунальном хозяйстве.

При этом, если говорить про лицевой счет исключительно в банке, он также может подразделяться на следующие виды лицевых счетов:

  • зарплатный,
  • накопительный,
  • до востребования.

Также, как и расчетный счет, он может быть рублевым или валютным.

Лицевой счет в Казначействе

Отдельного внимания заслуживает лицевой счет в Казначействе. Он необходим для получателей субсидий и компаний, рассчитывающих на подписание госконтракта, поэтому будет существенно отличаться от банковских счетов. При этом открыть в Казначействе счет может далеко не каждая организация.

Регламент, описывающий, как открыть лицевой счет в Казначействе, дают:

  • ФЗ N 359-ФЗ от 14.12.2015,
  • Приказ Минфина России от 25.12.2015 N 213н,
  • Постановление Правительства РФ от 04.02.2016 N 70.

Использование лицевого счета для ведения коммерческой деятельности запрещено законодательно, однако наличие такого банковского аккаунта позволяет достаточно быстро и без каких-либо комиссий переводить прибыль со счета ИП на личный счет.

Конечно, по суммам переводов существует ряд ограничений, и денежные средства сверх установленного лимита могут требовать уплаты комиссии. Но современные электронные системы (банк-клиент, онлайн банкинг) позволяют осуществлять переводы между своими счетами без бумажных носителей, посещения банковского офиса или заполнения чека. «Перекидывая» деньги с ИП на личную карту, вам достаточно будет ввести необходимую операцию онлайн и практически мгновенно увидеть транзакцию.

Для того же, чтобы открыть лицевой счет в банке онлайн, вы можете оставить заявку уже сейчас, заполнив форму ниже. Мы предложим вам лучшие тарифы банков, а также максимально быстрый сервис.

Версия для печати

Приложение № 1
Утвержден
Приказом Управления финансов
от 24.11.2011 № 07-36од

Порядок открытия и ведения лицевых счетов

1. Общие положения

1.1 Настоящий Порядок открытия и ведения лицевых счетов (далее - Порядок) разработан на основании статей 166.1 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 3.2 статьи 2 Федерального закона от 03 ноября 2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», частей 2 и 4 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов администрации города Байконур и устанавливает порядок открытия и ведения Управлением финансов администрации города Байконур (далее – Управление финансов) лицевых счетов получателей средств бюджета города Байконур, а также лицевых счетов для учета операций со средствами организаций - неучастников бюджетного процесса, находящихся в ведении администрации города Байконур (далее - клиенты).

2. Виды лицевых счетов

1.2 Управлением финансов открываются следующие виды лицевых счетов:
1) лицевой счет получателя бюджетных средств, предназначенный для учета бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования, полученных получателем бюджетных средств; для отражения операций получателя бюджетных средств по распределению лимитов бюджетных обязательств по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (при наличии соответствующих бюджетных полномочий у получателя бюджетных средств); для учета принятых получателем бюджетных средств бюджетных обязательств и оплаты денежных обязательств, осуществления получателем бюджетных средств бюджетных операций за счет средств бюджета (в том числе в иностранной валюте);
2) лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, предназначенный для отражения операций получателя бюджетных средств, а также бюджетных (автономных) учреждений со средствами, поступающими в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, администрации города Байконур, во временное распоряжение;
3) лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из бюджета города Байконур);
4) отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из бюджета города Байконур в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций;
5) лицевой счет автономного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами автономных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных автономным учреждениям из бюджета города Байконур;
6) отдельный лицевой счет автономного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными автономным учреждениям из бюджета города Байконур в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций;
7) лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, предназначенный для отражения операций получателя бюджетных средств либо бюджетного (автономного) учреждения, принявших бюджетные полномочия в соответствии с переданными бюджетными полномочиями получателя бюджетных средств.

2.2. При открытии лицевых счетов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, им присваиваются номера.

Номер лицевого счета состоит из одиннадцати разрядов или шести полей:

Номера
разрядов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

где:
1 и 2 разряды - код лицевого счета;
3 и 4 разряды - нулевые разряды;
5 разряд - код типа бюджета;
с 6 по 10 разряд - учетный номер;
11 разряд - контрольный разряд.

Код лицевого счета указывается в соответствии со следующими видами лицевых счетов:
03 - лицевой счет получателя бюджетных средств;
05 - лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств;
14 – лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств;
20 - лицевой счет бюджетного учреждения;
21 - отдельный лицевой счет бюджетного учреждения;
30 - лицевой счет автономного учреждения;
31 - отдельный лицевой счет автономного учреждения.

Код типа бюджета указывается в соответствии со следующими значениями:
3 - местный бюджет;
6 – средства юридического лица, не являющегося в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателем средств бюджета, кассовое обслуживание которого осуществляется Управлением финансов.

2.3. Разряды с 6 по 11 в номере лицевого счета соответствуют уникальному номеру клиента (далее - УНК). УНК должен быть строго индивидуален и не может повторяться. В случае открытия одному клиенту нескольких лицевых счетов его УНК остается неизменным.

3. Порядок открытия лицевых счетов

3.1. Для открытия лицевого счета клиентом представляются следующие документы:
а) Заявление на открытие лицевого счета по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
б) Карточка образцов подписей к лицевым счетам (далее - Карточка образцов подписей) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
в) копия учредительного документа;
г) копия документа о государственной регистрации юридического лица;
д) копия Свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.

3.2. Копии документов, указанных в подпунктах в), г) и д) пункта 3.1 настоящего Порядка заверяются распорядителем, в ведении которого находится клиент, либо учредителем, либо нотариально или органом, осуществившим государственную регистрацию. При наличии оригинала документа копии документов могут быть заверены уполномоченным сотрудником Управления финансов.

Карточка с образцами подписей и оттиска печати заверяется подписью руководителя (заместителя) руководителя и оттиском гербовой печати распорядителя, либо учредителя или нотариально.

3.3. При открытии клиенту лицевого счета другого типа повторное представление документов, указанных в подпунктах б), в), г) и д) пункта 3.1 Порядка не требуется. Заявление на открытие лицевого счета в таких случаях представляется по форме согласно приложению 1 к Порядку.

3.4. При открытии лицевого счета Управление финансов заключает с клиентом Договор (Регламент) открытия и ведения соответствующего лицевого счета по форме, утвержденной в установленном порядке.

3.5. Информационный обмен между Управлением финансов и клиентами осуществляется в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи (далее ЭЦП) в соответствии с договором об электронном обмене документами, заключенным в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации согласно приложению №3.

При отсутствии у клиента или Управления технической возможности информационного обмена в электронном виде, обмен информацией осуществляется с применением документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на машинном носителе (далее – бумажный носитель).

3.6. При электронном документообороте с использованием ЭЦП между Управлением финансов и клиентами наличие образца подписи (подписей) уполномоченного лица (уполномоченных лиц), подписавшего (подписавших) ЭЦП электронный документ, в Карточке образцов подписей не требуется. Договор об электронном документообороте хранится в деле клиента.

3.7. Карточка образцов подписей, заверенная в установленном порядке, представляется клиентами в Управление финансов в одном экземпляре.

3.8. Карточка образцов подписей подписывается руководителем и главным бухгалтером клиента (уполномоченными руководителем лицами), которому открывается лицевой счет. Право первой подписи принадлежит руководителю клиента и (или) иным уполномоченным им лицам. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и лицам, уполномоченным руководителем клиента на ведение бухгалтерского учета.

При смене руководителя или главного бухгалтера клиента представляется новая Карточка образцов подписей с образцами подписей всех лиц, имеющих право первой и второй подписи, заверенная в установленном порядке. Если в новой Карточке образцов подписей, представляемой в случае замены или дополнения подписей лиц, имеющих право первой и второй подписи, подписи руководителя и главного бухгалтера клиента остаются прежние, то дополнительного заверения такой Карточки образцов подписей не требуется.

3.9. При временном предоставлении лицу права первой или второй подписи, а также при временной замене одного из лиц, подписавших Карточку образцов подписей, уполномоченных руководителем клиента, новая Карточка образцов подписей не составляется, а дополнительно представляется Карточка образцов подписей только с образцом подписи временно уполномоченного лица с указанием срока ее действия. Временная Карточка образцов подписей подписывается руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) клиента и дополнительного заверения не требует.

3.10. Если клиенту в установленном порядке уже открыт лицевой счет, представление Карточки образцов подписей для открытия других лицевых счетов не требуется в случае, если лица, имеющие право подписывать документы, на основании которых осуществляются операции по вновь открываемым лицевым счетам, остаются прежними.

3.11. Управление финансов не требует предъявления доверенностей и других документов, подтверждающих полномочия лиц, подписи которых включены в Карточку образцов подписей.

3.12. Открытие клиенту лицевого счета осуществляется по разрешительной надписи руководителя Управления финансов (уполномоченных им лиц) и главного бухгалтера (лица, его замещающего) на заявлении на открытие лицевого счета после представления клиентом в Управление финансов документов, необходимых для открытия соответствующего вида лицевого счета, и их проверки на соответствие требованиям порядка.

3.13. Наличие исправлений в представленных в Управление финансов Заявлении на открытие лицевого счета, Карточке образцов подписей и прилагаемых документах не допускается.

3.14. Проверка представленных клиентом документов, необходимых для открытия лицевых счетов, осуществляется Управлением финансов в течение пяти рабочих дней после их представления. Пакет документов, не соответствующий установленным требованиям, возвращается не позднее срока, установленного для проведения проверки.

3.15. Проверенные документы, соответствующие установленным требованиям, хранятся в деле клиента, которое открывается и ведется в установленном порядке (далее - дело клиента). Дело клиента оформляется единое по всем открытым данному клиенту лицевым счетам.

3.16. Клиенты обязаны в пятидневный срок в письменной форме сообщать обо всех изменениях (дополнениях) в документах, представленных в Управление финансов для открытия лицевых счетов.

3.17. Управление финансов производит регистрацию открываемых лицевых счетов клиентов в Журнале регистрации лицевых счетов клиентов, уведомляет об открытии лицевого счета клиента и в установленный срок после открытия лицевого счета налоговый орган, если представление такой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.

3.18. Журнал регистрации лицевых счетов ведется в соответствии с порядком документооборота, утвержденным приказом Управления финансов.

4. Порядок переоформления и закрытия лицевых счетов

4.1. Переоформление лицевых счетов клиентов производится по Заявлению на переоформление лицевых счетов по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку, представленному клиентом на бумажном носителе в Управление финансов, в случае: а) изменения наименования клиента, не вызванного реорганизацией и не связанного с изменением подчиненности;
б) изменения в установленном порядке структуры номеров лицевых счетов клиента;
в) изменения наименования Управления финансов, не вызванного реорганизацией.

Заявление на переоформление лицевых счетов может быть составлено единое по всем лицевым счетам, открытым данному клиенту Управлением финансов.

К Заявлению на переоформление лицевых счетов, в случае изменения наименования клиента, не вызванного реорганизацией и не связанного с изменением подчиненности, прикладывается новая Карточка образцов подписей, оформленная и заверенная в соответствии с настоящим Порядком.

4.2. Переоформление соответствующих лицевых счетов осуществляется на основании проверенных документов, соответствующих установленным требованиям. Лицевой счет является переоформленным с момента внесения уполномоченным работником Управления финансов в Журнал регистрации лицевых счетов.

4.3. Лицевые счета клиентов закрываются Управлением финансов на основании Заявления на закрытие лицевого счета по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку, представленного клиентом на бумажном носителе в Управление финансов, в связи с:
а) реорганизацией (ликвидацией) клиента;
б) отменой бюджетных полномочий клиента для отражения операций, по выполнению которых открывался лицевой счет;
в) изменением типа учреждения;
г) в иных случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Заявление на закрытие лицевого счета хранится в деле клиента. Заявление составляется отдельно на закрытие каждого лицевого счета, открытого клиенту Управлением финансов. 4.4. При реорганизации (ликвидации) клиента в Управление финансов клиентом представляются копия документа о его реорганизации (ликвидации) и о назначении ликвидационной комиссии с указанием в нем срока действия ликвидационной комиссии и Карточка образцов подписей, оформленная ликвидационной комиссией.

По завершении работы ликвидационной комиссии Заявление на закрытие лицевого счета оформляется ликвидационной комиссией.

4.5. Сверка показателей, учтенных на лицевом счете, при его закрытии производится путем предоставления клиенту Отчета о состоянии соответствующего лицевого счета.

Отчеты о состоянии лицевого счета формируются на дату закрытия лицевого счета, указанную в Заявлении на закрытие лицевых счетов.

4.6. Лицевые счета клиентов закрываются при отсутствии на них учтенных показателей.

При наличии на лицевом счете остатка денежных средств вместе с Заявлением на закрытие лицевого счета клиент представляет в Управление финансов Заявку на кассовый расход (код формы по КФД 0531801) в установленном порядке, на перечисление остатка денежных средств по назначению.

Денежные средства, поступившие на счет Управления финансов после закрытия лицевого счета клиента, перечисляются в соответствии с реквизитами, указанными в Заявлении на закрытие лицевого счета, а в случае их отсутствия - возвращаются отправителю.

4.7. Управление финансов не позднее следующего рабочего дня после закрытия лицевого счета по Заявлению на закрытие лицевого счета, поступившего от клиента или ликвидационной комиссии, сообщает об этом клиенту или ликвидационной комиссии.

Управление финансов в установленный законодательством срок после закрытия лицевого счета получателя бюджетных средств, лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, сообщает об этом налоговому органу, если представление такой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.

4.8. После закрытия лицевых счетов по месту ведения дела клиента документ, являющийся основанием для закрытия лицевых счетов, хранится в деле клиента.

5. Порядок ведения лицевых счетов, открываемых в Управлении финансов. Порядок документооборота при ведении лицевых счетов

5.1. Операции со средствами на лицевых счетах отражаются нарастающим итогом в пределах текущего финансового года. Показатели отражаются на лицевых счетах в структуре кодов бюджетной классификации. Операции отражаются на лицевых счетах в валюте Российской Федерации на основании документов клиента и иных документов, определенных в установленном порядке.

5.2. На лицевом счете получателя бюджетных средств отражаются следующие операции:
а) доведение бюджетных данных:
- бюджетных ассигнований на текущий финансовый год;
- лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год;
- предельных объемов финансирования;
- распределение лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год;
б) операции с бюджетными средствами:
- постановка на учет бюджетных обязательств текущего финансового года;
- выплаты, в том числе на счет получателя бюджетных средств, открытый в банке;
- поступление средств, в том числе со счета получателя бюджетных средств, открытого в банке.

5.3. На лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, отражаются следующие операции: а) поступление средств;
б) выплаты.

5.4. На лицевом счете бюджетного учреждения, отдельном лицевом счете бюджетного учреждения, лицевом счете автономного учреждения, отдельном лицевом счете автономного учреждения отражаются следующие операции: а) поступления средств;
б) суммы выплат.

5.5. На лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств отражаются операции по доведению бюджетных данных и операции с бюджетными средствами, аналогичные операциям, отражаемым на лицевом счет получателя бюджетных средств.

5.6. Остаток средств, поступивших во временное распоряжение в отчетном финансовом году, подлежит учету в текущем финансовом году на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, как остаток на 1 января текущего финансового года.

6. Документооборот при ведении лицевых счетов

6.1. Управление финансов осуществляет сверку операций, учтенных на лицевых счетах с клиентами (далее - сверка). Сверка производится путем предоставления Управлением финансов клиенту на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с договором об обмене электронными документами, Выписки из лицевого счета (с копиями документов, служащих основанием для отражения операций на лицевом счете) и Приложения к Выписке из лицевого счета.

6.2. Выписки из лицевых счетов формируются по всем видам лицевых счетов, открытым в Управлении финансов, в разрезе первичных документов по операциям за данный операционный день.

Выписки из лицевых счетов предоставляются не позднее следующего операционного дня после совершения операции (подтверждения банком проведения банковской операции) с приложением документов, служащих основанием для отражения операций на лицевых счетах. При бумажном документообороте на Выписке из лицевого счета и на каждом приложенном к Выписке из лицевого счета документе ставится отметка с указанием даты, фамилии, инициалов и подписи уполномоченного работника (далее - отметка) об исполнении.

При необходимости подтверждения операций, произведенных на лицевом счете при электронном документообороте с применением ЭЦП, указанная отметка проставляется Управлением финансов на копиях документов на бумажном носителе, представленных клиентом, после проверки указанной в них информации на ее соответствие данным, содержащимся в соответствующем электронном документе, хранящемся в информационной базе Управления финансов.

6.3. Управление финансов не позднее третьего рабочего дня, следующего за отчетным месяцем, предоставляют клиентам Отчеты о состоянии лицевого счета.

Отчеты о состоянии соответствующего лицевого счета формируются в разрезе кодов бюджетной классификации и (или) иных аналитических признаков нарастающим итогом на первое число месяца, следующего за отчетным, по всем видам лицевых счетов.

6.4. В случае утери клиентом Выписки из соответствующего лицевого счета или Приложений к ней, а также Отчетов о состоянии соответствующего лицевого счета дубликаты выдаются клиенту по его письменному заявлению.

6.5. Клиент письменно сообщает Управлению финансов не позднее чем через три рабочих дня после получения Выписки из соответствующего лицевого счета или Отчета о состоянии соответствующего лицевого счета о суммах, ошибочно отраженных в его лицевом счете. При непоступлении от клиента возражений в указанные сроки, совершенные операции по лицевому счету и остатки, отраженные на этих лицевых счетах, считаются подтвержденными.