В соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" в 2005 г. до принятия федерального закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и на случай смерти пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованным работникам за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств фонда. При этом затраты бюджетных учреждений на выплату перечисленных выше пособий за первые два дня нетрудоспособности, в отличие от сумм пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС, в соответствии с Письмом Минфина России от 01.04.2005 N 02-14-10/607 подлежат отражению в ст. 211 "Заработная плата" ЭКР.

Если ранее пособия по социальному страхованию выплачивались в составе начисленной заработной платы (и поэтому начисление таких пособий отражалось по кредиту на счетах бухгалтерского учета "Оплата труда"), то с выделением для выплаты данных пособий отличной от затрат на оплату труда статьи ЭКР и включением этой статьи в виде операций сектор государственного управления (КОСГУ) в структуру счетов бюджетного учета начисление и выплата указанных пособий в учете отражается отдельно. При этом затраты на выплату различных видов пособий в соответствии с бюджетной классификацией расходов подлежат отражению на разных кодах видов расходов (15 - 17 разряды номеров счетов бюджетного учета):

750 - пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию;

751 - пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

752 - пособия по беременности и родам;

753 - пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

754 - пособия при рождении ребенка;

755 - другие пособия и компенсации.

Однако, учитывая, что бюджетных ассигнований на выплату пособий учреждениям не выделяется, указывать вышеперечисленные коды видов расходов в 15 - 17 разрядах соответствующих счетов бюджетного учета учреждения нецелесообразно, так как в этом случае возникает необходимость отражения показателей по отличным от доведенных в процессе текущего финансирования кодам функциональной классификации расходов в отчетах об исполнении бюджета (ф. N 0503127) в части выплаты данных пособий без получения соответствующих бюджетных обязательств. Поэтому аудиторами рекомендуется до регламентирования данного вопроса соответствующими нормативными документами при отражении в бюджетном учете операций по начислению и выплате пособий по социальному страхованию в 15 - 17 разрядах соответствующих счетов указывать код вида расходов согласно доведенным до учреждения бюджетным обязательствам по текущему финансированию.

С одной стороны, средства ФСС бюджетными не являются, а сложившаяся система расчетов организаций с ним по выплате различных пособий не устанавливает обязанности фонда доводить до учреждения связанные с данными операциями лимиты бюджетных обязательств. С другой стороны, учитывая, что в соответствии с Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н, утвердившим Указания по применению новой бюджетной классификации РФ, государственные внебюджетные фонды признаны одними из администраторов бюджетных доходов и расходов. Они также получили право санкционировать бюджетным учреждениям те или иные администрируемые ими расходы. Учитывая вышеизложенное, правомерность получения средств на выплату пособий с бюджетного лицевого счета учреждения в ОФК без получения от органов ФСС лимитов финансирования данных расходов, а также отнесение этих затрат на бюджетный или внебюджетный источники их финансирования вызывает некоторые сомнения.

При наличии такой статьи ЭКР, как 261 "Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения", расходы бюджетных учреждений на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности (ПВН), по беременности и родам (ПБР) и т.п. в соответствии с Письмом Минфина России от 01.04.2005 N 02-14-10/607 подлежат отражению на ст. 213 "Начисления на оплату труда" ЭКР. При этом в счетах бюджетного учета для отражения затрат на выплату пособий по социальному страхованию (0 401 01 261) и для кредиторской задолженности перед органом Федерального казначейства (0 304 05 261) по прежнему сохранился код 261 КОСГУ. В результате определить КОСГУ для отражения затрат на выплату пособий по социальному страхованию, а также кредиторской задолженности перед ОФК по данным пособиям крайне затруднительно.

В связи с тем что затраты учреждения на выплату пособий за первые два дня временной нетрудоспособности относятся на ту же статью, что и заработная плата, указанные затраты целесообразно перенести с кредиторской задолженности по начисленным пособиям на кредиторскую задолженность по выплате заработной платы. Учитывая вышеизложенное, операции по начислению пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.п. (за счет бюджетных средств) следует отражать в следующем порядке:

Дебет 1 401 01 211 Кредит 1 302 13 730 - на сумму пособий за первые два дня временной нетрудоспособности, подлежащих выплате за счет средств учреждения;

Дебет 1 302 13 830 Кредит 1 302 01 730 - одновременно сумма выплаченного за счет учреждения пособий включается в фонд оплаты труда;

Дебет 1 303 02 830 Кредит 1 302 13 730 - на сумму пособий, подлежащих выплате за счет средств ФСС.

Выплата полученных с лицевого счета в кассу учреждения сумм пособий отражается проводкой:

Дебет 1 302 01 830 Кредит 1 201 04 610 - в части выплаты пособий за счет средств учреждения.

Дебет 1 302 13 830 Кредит 1 201 04 610 - в части выплаты пособий за счет средств ФСС.

Типовые проводки по отражению в бюджетном учете операций по начислению и выплате пособий по социальному страхованию при казначейском исполнении бюджета

1. Начислено пособие за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств учреждения: Дебет 1 401 01 211 Расходы на оплату труда Кредит 1 302 13 730 Увеличение кредиторской задолженности по социальному страхованию

2. Суммы начисленного пособия за первые два дня временной нетрудоспособности включены в состав фонда оплаты труда работников учреждения: Дебет 1 302 13 830 Уменьшение кредиторской задолженности по социальному страхованию Кредит 1 302 01 730 Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда

3. Начислено пособие за период с третьего дня временной нетрудоспособности: Дебет 1 303 02 830 Уменьшение кредиторской задолженности по ЕСН Кредит 1 302 13 730 Увеличение кредиторской задолженности по социальному страхованию

4. Получены денежные средства в кассу для выдачи пособий, в том числе:

4.1. За счет средств учреждения: Дебет 1 201 04 510 Получение денежных средств в кассу Кредит 1 304 05 211 Расчеты с ОФК по пособиям по оплате труда

С принятием соответствующих бюджетных обязательств: Дебет 1 501 03 211 Лимиты бюджетных обязательств по оплате труда Кредит 1 502 01 211 Принятые бюджетные обязательства по оплате труда

4.2. За счет средств ФСС: Дебет 1 201 04 510 Получение денежных средств в кассу Кредит 1 304 05 213 Расчеты с ОФК по пособиям по социальному страхованию

С принятием соответствующих бюджетных обязательств: Дебет 1 501 03 213 Лимиты бюджетных обязательств по начислениям на оплату труда Кредит 1 502 01 213 Принятые бюджетные обязательства по начислениям на оплату труда

5. Выплачены из кассы пособия по социальному страхованию, в том числе:

5.1. За счет средств учреждения: Дебет 1 302 01 830 Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда Кредит 1 201 04 610 Выбытие денежных средств из кассы

5.2. За счет средств ФСС: Дебет 1 302 13 830 Увеличение кредиторской задолженности по социальному страхованию Кредит 1 201 04 610 Выбытие денежных средств из кассы

(по материалам аудиторских публикаций)

Помимо оплаты труда, в обязанности работодателя входит и компенсация сотрудникам периодов нетрудоспособности. Проводки по больничному листу и начислению пособия по временной нетрудоспособности отражаются в учете в зависимости от источника выплаты.

Формирование проводок по больничному листу

Каждый трудоустроенный гражданин вправе претендовать на оплачиваемые дни болезни. Для этого необходимо предоставить по месту работы выданный медицинским учреждением больничный лист.

Работодателю необходимо рассчитать дни болезни, начислить выплаты за время отсутствия сотрудника по причине нетрудоспособности и отразить в учете соответствующие записи. Формирование проводок должно происходить своевременно, так как выплата пособий по больничным листам не может превышать установленные сроки. Согласно требованиям закона № 255 ФЗ в редакции от 01.01.2017г., расчет больничного листа производится в 10-дневный срок после получения его от работника, оплата назначается в ближайший день перечисления заработной платы.

Действующее законодательство устанавливает, что совершенные расходы по временной нетрудоспособности компенсируются государством через ФСС. Однако в некоторых случаях затраты происходят полностью за счет работодателя. Речь идет о первых 3-х днях болезни самого сотрудника.

Проводки при расчете листов по наступившей нетрудоспособности идентичны записям по расчету заработной платы. Разница возникает лишь при определении источника выплаты:

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

  1. Дт 69 счета используют при начислении пособия за счет средств ФСС;
  2. При оплате больничных собственными силами работодатель относит затраты на счета 20, 23, 25, 26, 44, в зависимости от вида деятельности организации и занятости сотрудника.

Расчет начислений по временной нетрудоспособности

Начисления пособий по наступившей нетрудоспособности имеют свои особенности в зависимости от характера выплат. Возмещение по больничным листам проводится в следующих случаях:

  1. Болезнь самого сотрудника. При этом начисления за первые 3 дня болезни работодатель относит на собственные затраты, остальное время подлежит компенсации за счет ФСС.
  2. При возникновении необходимости ухода за больными родственниками. Государством оплачивается весь период нетрудоспособности. Не подлежат оплате больничные листы, если болезнь родственника наступила во время отпуска работника.
  3. Отпуск по беременности и родам. В этих случаях начисление проводится полностью за счет средств ФСС. То же относится и к иным декретным выплатам ― пособиям по уходу за ребенком, при постановке на учет по беременности на ранних сроках.

Оплата больничных листов сотрудников, как и начисленная зарплата, подлежит налогообложению. Удержание НДФЛ проводится на тех же основаниях с учетом имеющихся налоговых вычетов.

Исключение составляют выплаты, связанные с декретным отпуском. При расчете этих пособий НДФЛ не удерживается.

Больничные выплаты любого характера страховыми взносами не облагаются. Не начисляются взносы во внебюджетные фонды и при выплате различного вида пособий.

Таблица проводок по начисленным больничным

Проводки по расчету больничных, выплате начисленных сумм и удержании с них налогов мало отличаются от записей при расчете зарплатных начислений.

Пример. Сотрудник болел с 01.12.2016г. по 08.12.2016г. и принес больничный лист. По итогам расчетов размер выплаты составил 1 230 руб. за каждый день. Право на налоговые вычеты отсутствует.

На основании приведенных условий в учете формируются следующие проводки по больничному листу:

Счет Дт Счет Кт Наименование операции Сумма, руб. Документ ― основание
20, 23, 25,26, 44 70 Начисление больничного за счет работодателя (3 дня) 3 690 Больничный лист
69 70 Сумма больничного за счет средств ФСС 6 150 Больничный лист
70 68 Удержан НДФЛ 1 279 Расчет по оплате труда
70 51, 50 Сотруднику выплачена сумма по больничному 8 561 Ведомость по зарплате
51 69 ФСС компенсировал средства, потраченные на выплату больничных 6 150 Платежные документы

В некоторых регионах, а в будущем и по всей стране, выплата пособий производится непосредственно из средств ФСС. В таких случаях работодатели в своем учете отражают лишь суммы, исчисляемые за счет собственных средств.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Расчеты по социальному страхованию ведутся на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»/субсчет 69-1 «Расчеты по социальному страхованию». Операции по начислению и выплате пособий отражаются следующими бухгалтерскими проводками:

Дт 69-1 Кт 70 – начисление пособий;

Дт 70 Кт 50 – выплата пособий.

Выплаты пособий осуществляются за счет ЕСН в части, перечисляемой в ФСС РФ. Сумма ЕСН, подлежащего уплате, уменьшается на сумму начисленных пособий.

Пример.

За I квартал 2004 года организацией начислен ЕСН в части, перечисляемой в ФСС РФ, в сумме 12 400 рублей. Сумма начисленных пособий по социальному страхованию - 10 200 рублей.

Подлежит уплате: 12 400 – 10 200 = 2200 рублей.

Если сумма начисленных пособий превышает сумму ЕСН в части, перечисляемой ФСС РФ, то организация обращается в отделение ФСС РФ с заявлением о возмещении расходов на выплату пособий.

Пример.

За I квартал 2004 года организация начислила ЕСН в части, перечисляемой ФСС РФ, в сумме 10 200 рублей. Сумма начисленных пособий по социальному страхованию - 12 400 рублей. Организация обратилась в отделение ФСС РФ с заявлением о возмещении суммы, необходимой для выплаты пособий.

Сумма возмещения: 12 400 – 10 200 = 2200 рублей.

Операции оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей.

Дебет

Кредит

20,26 69-1 10 200 Начислен ЕСН в части ФСС РФ
69-1 70 12 400
51 69-1 2200
50 51 2200
70 50 12 400 Выплачены пособия по социальному страхованию

Если страхователь имеет задолженность по уплате единого социального налога (взноса) и не может осуществлять выплату пособий по государственному социальному страхованию вследствие отсутствия средств на своих банковских счетах, то в соответствии с пунктом 3.7.Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 9 марта 2004 года №22 по заявлению страхователя отделение Фонда может принять решение о выделении средств страхователю на указанные цели либо о выплате пособий.

Выделение средств страхователю производится на основании следующих документов:

Письменного заявления страхователя;

Расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ) и (или) отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в ФСС РФ отдельными категориями страхователей (форма 4а-ФСС РФ) или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда за соответствующий календарный месяц, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию;

Копий платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период единого социального налога (кроме страхователей, имеющих льготы по уплате единого социального налога), единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения;

Заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию

При выделении средств страхователям-работодателям, являющимся плательщиками единого социального налога, в случае необходимости, отделение Фонда проводит документальную камеральную или выездную проверку.

Выделение средств страхователям-работодателям осуществляется по решению руководителя или заместителя руководителя отделения (филиала отделения) Фонда в двухнедельный срок после представления страхователем всех необходимых документов.

Пример.

За I квартал 2004 года организация начислила пособия по социальному страхованию в сумме 14 600 рублей. Сумма начисленного ЕСН в части, перечисляемой в ФСС РФ, составляет 16000 рублей. В течение квартала суммы налога не перечислялись ввиду отсутствия денежных средств на расчетном счете организации. Организация обратилась в отделение ФСС РФ с заявлением о перечислении денежных средств на выплату пособия. ФСС РФ перечислил на счет организации 14 600 рублей. Задолженность организации перед отделением ФСС РФ - 16 000 рублей.

Операции оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей.

Дебет

Кредит

20, 26 69-1 16 000 Начислен ЕСН в доле ФСС РФ
69-1 70 14 600 Начислены пособия по социальному страхованию
51 69-1 14 600 Получены средства от ФСС РФ на выплату пособий
50 51 14 600 Получены деньги в кассу предприятия
70 50 14 600 Выплачены пособия работникам

Обратите внимание! Новая Инструкция ФСС РФ!

Постановлением ФСС России от 09.03.2004 года №22 утверждена Инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования (зарегистрирована в Минюсте РФ 2 апреля 2004года). Инструкция устанавливает порядок учета и расходования средств обязательного социального страхования. При этом расходование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний данной Инструкцией не регулируется (пункт 1.1).

Одним из нововведений является выплата пособий отдельным категориям работников путем прямого перечисления начисленной суммы с банковского счета отделения ФСС РФ на лицевой счет работника в банке (или почтовым переводом). Категории таких работников и соответствующие случаи перечислены в пункт 3.5 Инструкции:

• пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, неработающим гражданам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, у которых нетрудоспособность, длящаяся свыше месяца, или отпуск по беременности и родам наступили в течение месячного срока после увольнения с работы;

• пособий по временной нетрудоспособности бывшим военнослужащим, заболевшим в течение месячного срока после увольнения со срочной службы;

• в других исключительных случаях (пропущен срок обращения за пособием при наличии права на его получение до ликвидации организации, стихийное бедствие, авария и тому подобное.).

Выплата пособий по обязательному социальному страхованию в таких случаях осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда на основании:

  • • письменного заявления работника;
  • • документов, являющихся основанием для назначения и выплаты пособия;
  • • документов, необходимых для исчисления пособий (для пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам);
  • • документов, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в пункте 3.5 Инструкции.

Решение о выплате пособий принимается руководителем или заместителем руководителя отделения (филиала отделения) Фонда в двухнедельный срок после представления страхователем всех необходимых документов.

Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, так же, определен порядок выплаты пособий организациями, применяющими специальные налоговые режимы. При переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим страхователи начинают выплачивать пособия за счет ЕСН с того месяца, в котором они осуществили переход.

Расходы на оздоровительные путевки детей работников страхователи могут осуществлять в пределах сумм, утвержденных для них отделением ФСС на календарный год. По мере выдачи путевок их стоимость можно относить на расходы по социальному страхованию (в пределах величины, установленной федеральным законом о бюджете Фонда на очередной финансовый год).

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ Согласно пункту 1 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам. Иными словами, все пособия по обязательному социальному страхованию не подлежат налогообложению, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, которые подлежат налогообложению на общих основаниях по ставке 13% - для резидентов и 30% - для нерезидентов.

Не подлежат налогообложению:

• пособие по беременности и родам;

• единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

• единовременное пособие при рождении ребенка;

• ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

• пособие при усыновлении ребенка;

• оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами;

• пособие на погребение.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.

Таким образом, все пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ, не являются объектам обложения ЕСН.

Относительно доплаты до фактического заработка необходимо учитывать следующую точку зрения фискальных органов Согласно пункту 15 статьи 255 НК РФ, к расходам на оплату труда для целей главы 25 НК РФ, отнесена доплата до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленная законодательством РФ. Однако в настоящее время федеральным законодательством такая доплата не предусмотрена. Поэтому, такая доплата не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль и не облагается ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ.