Правительство Беларуси надеется в 2018 году на рост ВВП не менее 3,5%. Прогнозы экспертов скромнее: Всемирный банк прогнозирует рост на уровне 2,1%, МВФ – 0,7%. С чем все эксперты солидарны - ожидаемый рост обусловят не структурные сдвиги белорусской экономики, а более благоприятная внешняя конъюнктура.

Власти настроены оптимистично

Правительство ожидает по итогам 2017 года роста ВВП на 2% при прогнозе 1,7%, а по итогам 2018 года — на 3,5%, сообщил премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков на заседании Совмина 5 декабря. Что касается инфляции, то Минэкономики и Нацбанк Беларуси ожидают, что она по итогам 2017 года не превысит 7%. Изначально прогноз белорусских властей на 2017 год предусматривал рост ВВП на уровне 1,7% при инфляции не выше 9%.

ВБ: пока помогает внешнеэкономическая конъюнктура

Всемирный банк прогнозирует, что ВВП Беларуси в 2017 году увеличится на 1,8%, инфляция составит 9%, дефицит счета текущих операций — минус 3,2% к ВВП.

Умеренное восстановление белорусской экономики в 2017 году обеспечили несколько факторов, считают эксперты ВБ. А именно: улучшилась конъюнктура на внешних рынках, укрепился экономический рост в России, повысились цены на сырьевые товары, что стимулировало рост белорусского экспорта и поддержало деловую активность внутри страны. Важное условие: жесткая денежно-кредитная политика и бюджетно-налоговая политика, которую белорусское правительство и Нацбанк проводят с 2015 года.

В 2018 году Всемирный банк ожидает роста ВВП Беларуси на 2,1%, инфляцию – в пределах 7,2%. Прогноз дефицита счета текущих операций – минус 3,6%.

По оценкам банка, в 2018 году сохранится более благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, и это поддержит темпы роста в размере 2% ВВП. Восстановление роста доходов в свою очередь стабилизирует уровень бедности (если рассматривать уровень бедности как траты в 5,5 доллара в день, измеренных по паритету покупательной способности). Ситуация на рынке труда будет сложной из-за тяжелого финансового состояния госпредприятий.

Высоких темпов экономического роста в Беларуси эксперты ВБ не ожидают из-за структурных недостатков экономики. Цены на импортируемые энергоресурсы не будут для Беларуси такими благоприятными, как раньше. Значит, Беларусь в меньшей степени сможет полагаться на Россию и на высокие цены на сырьевой экспорт. Следовательно, если страна остановится в развитии, то попадет в ловушку медленного роста.

Среди потенциальных факторов роста белорусской экономики эксперты ВБ называют улучшение бизнес-среды для развития частного предпринимательства и решение проблемы неэффективных госпредприятий. Если комбинация этих мер сработает, то Беларусь в среднесрочной перспективе может выйти на более высокие темпы роста.

Риски: долги, сырьевая зависимость и искусственное стимулирование роста

В 2018 году Беларусь должна выплатить 3,1 млрд. долларов внешнего долга. Чтобы сделать это, Беларусь нуждается в долгосрочном финансировании. Прежние договоренности Беларуси с РФ о рефинансировании белорусских долгов по российским кредитам и выпуск еврооблигаций обеспечат лишь временное сокращение давления на платежный баланс, но в среднесрочной перспективе нужны источники более устойчивого решения проблемы внешнего финансирования, убеждены эксперты ВБ.

Вторая группа рисков связана с тем, что Беларусь по-прежнему зависит от поставок нефти из России и колебаний мировых цен на сырьевые товары.

Раньше серьезный рост ВВП Беларуси обеспечивала нефтяная субсидия. В частности, в 2007 году он достигал 8%, опережая все страны региона, включая Россию В целом в некоторые годы нефтяная субсидия достигала 15% белорусского ВВП. Резкое падение на нефть сократило размер этих выгод. В 2016 году нефтяная субсидия составляла около 4,6% ВВП Беларуси, — на 9 процентных пунктов ниже в сравнении с предыдущим годом, что имело негативные последствия для темпов экономического роста, отмечают эксперты ВБ.

Рисунок 1: Темпы роста ВВП: Республика Беларусь, Российская Федерация и регион ЕЦА, 2000-2016 годы
Рисунок 2: Размер «энергетических субсидий» и динамика реального ВВП, 2004-2016 годы

Источник: расчеты сотрудников Всемирного банка на основе данных Белстата и ПМР.

Еще один серьезный риск, который, по мнению экспертов ВБ может угрожать макроэкономической стабильности в Беларуси, — искусственное стимулирование роста ВВП и административный рост заработных плат.

Рисунок 3: Составляющие экономического роста: вклад в рост реальной добавленной стоимости в ВВП, в процентных пунктах, 2006-2016 годы


Рисунок 4: Фондообеспеченность, доход на капитал и динамика ВВП на душу населения (в текущих долл. США), 2005-2016 годы

Источник: расчеты сотрудников Всемирного банка на основе данных Белстата.

МВФ: переговоры о новой программе заморожены

МВФ повысил прогноз динамики ВВП Беларуси в 2017 году до 0,7% (с минус 0,8% в апрельском обзоре). При этом эксперты фонда ожидают, что инфляция в Беларуси по итогам 2017 года будет на уровне 8%, а не 9,3%. Прогноз дефицита счета текущих операций Беларуси в 2017 году ухудшен до минус 5,3% к ВВП (прежний прогноз – минус 4,7% к ВВП).

По мнению экспертов фонда, основным стимулом роста белорусской экономики стало улучшение динамики в регионе и в России в частности. При этом они особо отмечают положительное влияние подписанных в апреле 2017 года нефтегазовых соглашений с Россией.

В 2018 году МВФ прогнозирует прирост ВВП в Беларуси на 0,7% , инфляцию – на уровне 7,5%, дефицит счета текущих операций Беларуси — минус 4,6% к ВВП.

Напомним, в 2015-2016 годах Беларусь вела переговоры с МВФ о новой программе сотрудничества, предполагающей кредит в размере около 3 млрд. долларов под 2,28% годовых на 10 лет, с условиями, что Беларусь в сжатые сроки проведет реформы в оплате услуг ЖКХ и госсекторе. Белорусские власти на реформы не решились. Они нашли альтернативные источники внешних займов, хотя и более дорогие. В июне 2017 года Беларусь разместила 7-ми и 10-летние выпуски еврооблигаций общим объемом 1,4 млрд. долларов, получила 3 транша евразийского кредита в размере 800 млн. долларов. А в августе привлекла 10-летний кредит от правительства России в размере 700 млн. долларов.

Переговоры о новой программе с МФВ застопорились. В ноябре 2017 года завершилась очередная миссия МВФ в Беларусь. Консультации носили преимущественно технический характер.

Эксперты: рост уперся в потолок, обесценение белорусского рубля предопределено

Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик на конференции «Экономическая среда для развития бизнеса» 20 декабря отметил, что в 2017 году началось восстановление белорусской экономики, чему способствовала циклическая составляющая, рост внутреннего спроса и экспорта. По его оценкам, в 2017 году ВВП Беларуси вырастет на 2,3%, а в 2018 году — на 2,5%.

Эксперт подчеркнул, что в 2017 году росту не нефтяного экспорта Беларуси способствовало не только восстановление экономики РФ, но и ослабление реального эффективного курса белорусского рубля. «Рубль понемногу обесценивается, и конкурентоспособность белорусских товаров вроде бы не ухудшается, – конечно, это в первую очередь касается российского рынка», — отметил он.

Эксперт прогнозирует, что роль не нефтяного экспорта Беларуси будет снижаться. К концу 2018 года рост нефтяного экспорта составит около 40%, а это — довольно значимый вклад в ВВП.

Рост реального ВВП в Беларуси начнет замедляться уже в первом квартале 2018 года, считает А. Чубрик. По его оценкам, в 2018 году рост денежной массы в Беларуси замедлится, также произойдет некоторое ослабление белорусского рубля вслед за российским рублем. Обменный курс в четвертом квартале 2018 года составит 2,07-2,08 рубля к доллару. Сохранится жесткая монетарная политика. Ожидается некоторое ускорение инфляции к концу 2018 года, что обусловит оживление потребительского рынка и возможный рост тарифов ЖКХ.

Старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук считает, что обозначившийся в 2017 году рост национальной экономики вряд ли следует считать восстановлением роста – скорее, это — выход из долгой рецессии и возвращение в период стагнации, окончания которой пока не просматривается.

«Ключевая проблема в том, что весь наш рост был основан на накоплении основных фондов. Мы накапливаем капитал и продолжаем делать то, что умеем, в больших объемах. Но такая модель исчерпаема. У нас имеет место острая нехватка производительности», — констатировал эксперт.

По этой причине возможный рост национальной экономики — 2,5%- 3,5%. «При этом рост может просесть до минус 5%, если скажется груз накопленных долгов или какие-то другие проблемы», — считает Д. Крук.

По его оценкам, в ближайшие годы отставание Беларуси от стран региона, за исключением Украины. «Экономика не справляется со своим предназначением — наращивать доходы и обеспечивать рост благосостояния», — подчеркнул Д. Крук.

Как следствие, низкая производительность в рамках белорусской экономики влечет за обесценивание национальной валюты. Для конкурентоспособности важна производительность. «Если технологические преимущества не позволяют обеспечить преимущество, вступают в игру ценовые факторы. Виден устойчивый тренд на обесценивание нашей валюты. Он предопределен тем, что у нас не хватает производительности», — сказал Д. Крук.

Если не хватает производительности, то, очевидно, нужно продолжать обесценивать реальный обменный курс. Средние ежегодные темпы за последние 15 лет около составляли около 3 п.п. в год. «Моя консервативная оценка: тренд сохранится, а обесценивание будет идти несколько меньшими темпами. Обесценение примерно на 2% в год может оказаться достаточным, чтобы компенсировать потери в производительности», — считает эксперт.

Согласно его расчетам, учитывающим ожидаемую инфляцию в размере 6% годовых, обесценивание реального обменного курса в 2% и инфляцию в сопредельных странах в 2%, для поддержания конкурентоспособности белорусской экономике нужна будет девальвация, пропорциональная инфляции — то есть, примерно в 2%.

«К чему это ведет? Мы будем продолжать обесцениваться. Это значит, что в долларах номинальные показатели будут барьером, в который мы уперлись. Мы имеем реальный рост очень малый — 2%, и его съедает пусть и малая, но девальвация. Такой режим роста ведет к дефициту конкурентоспособности и консервации реального роста. Такой сценарий роста не является приемлемым», — констатировал Д. Крук.

Как Беларусь будет погашать долги в 2018 году

Валютные платежи Беларуси по госдолгу в 2018 году суммарно оцениваются более чем в 3,7 млрд. долларов: 2,5 млрд. долларов нужно на погашение основного долга, более 1,2 млрд. долларов — на его обслуживание.

Для этого Беларусь в 2018 году планирует привлечь 1,2 млрд. долларов заимствований на внешнем и внутреннем рынках. В том числе до конца первого квартала 2018 года получить 6-й и 7-й транши кредита ЕФСР (отметим, что единственная международная финансовая организация, с которой Беларусь сейчас имеет кредитную программу, — это Евразийский фонд стабилизации и развития), а также еврооблигаций на 600 млн. долларов на внешнем рынке и привлечь на внутреннем рынке 400 млн. долларов, рассказал министр финансов Беларуси Владимир Амарин 18 декабря. В первом случае это предположительно будут новые евробонды, во втором – валютные долгосрочные облигации Минфина с обращением в Беларуси.

Минфин в 2017 году вышел на внешний рынок еврооблигаций — 1,4 млрд. долларов (евробонды были размещены двумя траншами доходностью на уровне 7,125% и 7,625%). По словам В. Амарина, в том числе и для того, чтобы исполнять обязательства в текущем году и по второму траншу еврооблигаций в январе 2018 года в сумме 800 млн. долларов.

«В следующем году мы планируем завершить наше размещение еврооблигаций, общая сумма которого планировалась в размере 2 млрд. долларов Из них 1,4 млрд. долларов мы привлекли в текущем году, осталось еще 600 млн. долларов. Думаю, в первом квартале будущего года мы выйдем с этим размещением», — отметил министр.

В начале декабря В. Амарин , что в 2018 году Беларусь не исключает возможности размещения облигаций на российском и азиатском рынках. По его словам, при размещении облигации в России и в Азии «суммы будут несравнимые с евробондами, потому что это разные рынки и условия». «В пределах до 500 млн. долларов в сумме на двух рынках. Но мы еще не так глубоко вошли в эти процессы, чтобы уже суммы знать. Все еще в процессе проработки», — сказал он. И добавил, что Беларусь стремится диверсифицировать инструменты заимствований, чтобы быть не только на европейском рынке еврооблигаций.

В Минфине отмечают, что обслуживание госдолга Беларуси полностью осуществляется за счет общих доходов бюджета. На погашение валютного госдолга будут направлены недолговые источники, то есть вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты (это 486,5 млн. долларов), а также валютные остатки средств республиканского бюджета в сумме 850 млн. долларов, сформированные от размещения в текущем году еврооблигаций Беларуси.

На 2018 год предлагается утвердить лимит внутреннего государственного долга Беларуси в размере 10 млрд. рублей, а лимит внешнего госдолга Беларуси — в размере 19,6 млрд. долларов. «При соблюдении указанных лимитов индикаторы экономической безопасности по госдолгу на конец 2018 года будут выполнены. Соотношение государственного долга к ВВП не превысит 44,5%, а долга сектора госуправления — 46,9% при пороговых значениях экономической безопасности 45% и 50% соответственно», — отметил В. Амарин.

Рассматривая астрологическую карту президента Беларуси на 2017 год, астролог Светлана Драган обратила внимание на неординарные свойства его личности — суперответственность, хозяйственность, приверженность истории, но в то же время ярко выраженную независимость, которая порой носит парадоксальный характер.

"Сейчас наши лидеры олицетворяют собой исторические процессы, и тут их астрологические карты идут в некоем противоречии. Что касается Александра Лукашенко, то в его карте все выглядит некоей серьезной внутренней метаморфозой. 26 февраля у нас случится солнечное затмение, и это всегда полный радикальный разворот как внутренних позиций, так и внешних", — отметила Драган.

Астролог предположила, что в конце февраля белорусский лидер может удивить всех внутренней трансформацией и сменой политических мнений. Такая же тенденция продолжится и в марте 2017 года.

"Где-то в районе 13-го марта есть вероятность неких резких шагов, которые в своих последствиях могут довольно смело трансформировать финансовые и правовые отношения как внутри государства, так и во внешней политике. К этому добавится и период в районе 8-го апреля. И все это общим аккордом выдаст новую, неординарную экономическую направленность", — рассказала астролог.

Драган отметила, что сильнейшее влияние в астрологической карте белорусского лидера на 2017 год имеет Уран. Это революционно-поворотный фактор , который всегда несет за собой непредсказуемые шаги. В то же время в карте российского лидера видна конструктивная позиция, не исключающая сложностей, напряжения и потерь в течение 2017 года.

"Лидер России вынужден сохранять свои интересы. И руководителю Беларуси может показаться, что это некая милитаристская позиция. Поэтому шаги, которые и далее будут предприниматься в Беларуси, будут больше направлены в сторону Запада", — отметила астролог.

Самым сложным периодом года астролог назвала июнь , в этом месяце партнерские настроения Беларуси могут быть ориентированы в сторону западных стран.

"Здесь есть возможность неких альянсов, экономических, хозяйственных, политических . Скорее всего, Беларусь будет двигаться в эту сторону, и двигаться довольно активно", — рассказала астролог.

Беседу с популярным российским астрологом Светланой Драган о ближайшей судьбе белорусско-российских отношений и возможных переменах в политических настроениях Лукашенко и Путина слушайте на радио Sputnik Беларусь.

Чего ждать Беларуси в 2017 году, будут ли изменения в плане политики?

А ничего ждать не надо. Все стабильно до однозначности. И только внешние нестабильности могут как-то влиять на наше «болото», в плане его сотрясать, заставляя искать новое усредненно-стабильное состояние.

Как пройдет год для экономики, возможна ли очередная девальвация белорусского рубля?

И тут в целом стабильно… плохо. Кризис еще не закончился, нефть еще не решила стабильно расти в цене и падение цен на энергоносители вполне может дойти до 10$ за баррель. Сами знаете, зависимость российского рубля от цен на нефть и газ напрямую сказывается на беларуском рубле, который недавно еще сильнее привязали к российскому в корзине валют. Падать им придется вместе. Вполне вероятен курс росс. Рубля до 120-150 за доллар. Ну и ползучая девальвация нашего нового рубля вдвое. По 4-5 руб. за доллар. Все это вероятно в следующем году.

Есть ли угроза для Беларуси катастроф, аварий, массовых беспорядков?

Больших техногенных катастроф можно не ожидать, но аварии достаточно крупные прогнозируются. В первую очередь связанных со стихией огня: пожары, взрывы. Конкретно, конечно время и место не укажу, тут как говориться «где тонко - там и рвется». Т.е. произойти может в любом месте, где создадутся предпосылки и условия для активизации и проявления огненной стихии года. Ну а стихия масс в этом году также неустойчива, непредсказуема. Возможны, но не обязательны, бунты и выступления по непредсказуемым заранее поводам. Власть также не сможет предсказать, что народу не понравиться до состояния протеста. Кроме того протестное настроение года странное - энергия года похожа на слово «выпендреж». А это значит некоторые акции будут странными, на которые в другие годы сами деятели акции не решились бы. Да и вспоминать потом сами будут по типу: блин, что это на меня нашло, какой жареный петух меня клюнул?

Какие действия надо предпринять в 2017 году генеральному директору белорусской фирмы для того, чтобы год был финансово успешным?

Что-то похожее на странное поведение протестующих должно быть и у того руководителя, который может добиться успеха в этот стабильно-депрессионный год. Т.е. неожиданные (для окружающих, для рынка) действия, ходы, инновации и бизнес-схемы могут сделать прорыв. Творчество, особенно парадоксальное творчество - вот основа успеха в новом году.

Когда-то Вы делали прогноз насчет того, что историческая миссия Беларуси - стать центром объединения Запада и Востока, эта перспектива все еще актуальна?

Эта перспектива остается, но это перспектива далекого относительно будущего, не при жизни нынешнего президента, не при нашей жизни, смениться 2-3 поколения. Вероятно возникнет даже Балто-Черноморский Союз (БЧС) с центром в Беларуси или Польше. Уменьшившийся ЕС под знаменем ислама, христианский центр - БЧС, и Север из стран Скандинавии и республик на месте европейской части России.

Как в 2017 году будут развиваться экономики стран Европы, Китая, США? Стоит ли опасаться исчезновения евро как валюты (вы в 2011 году делали такой прогноз), падения курса доллара?

Ушедший год Беларусь закончила с растущими проблемам. В 2017-м власти страны ожидают мощного импульса для экономики. Эксперты говорят о нащупывании дна.

Ушедший год Беларусь завершила со стагнирующей экономикой и продолжающимся нефтегазовым конфликтом с Россией. В новогоднем обращении президент Александр Лукашенко заявил, что возлагает большие надежды на 2017 год: "Он должен стать переломным и дать мощный импульс для развития страны". Опрошенные аналитики смотрят в будущее с заметно меньшим оптимизмом. Они сделали свои прогнозы на наступивший год, обозначив основные тенденции в экономике и внутренней политике Беларуси.

1. Нащупывание дна в экономике

"Большая часть мер, запланированных правительством на 2017 год, была обещана еще несколько лет назад. Даже если они и будут реализованы, то уже запоздали", - отметил в интервью главный редактор "Экономической газеты" Леонид Фридкин. Он полагает, что в наступившем году белорусам не следует ожидать роста экономики.

Руководитель проекта "Кошт урада" Владимир Ковалкин в беседе с DW высказал предположение, что 2017 год "готовит завершение периода макроэкономической стабилизации и нащупывания того самого заветного дна". Вместе с тем эксперт указывает, что с большей долей вероятности "руководству Беларуси удастся удержать экономику в тех параметрах, которые заложены в бюджете".

2. Возврат к обещанию 500-долларовых зарплат

В новогоднем обращении Александр Лукашенко пообещал: "Чего бы нам ни стоило, мы уже в наступающем году существенно повысим доходы граждан". 21 декабря при назначении Натальи Кочановой новой главой президентской администрации Лукашенко озвучил более конкретную цель: "500 долларов в будущем году средняя зарплата. При всех сложностях, чего бы это ни стоило - украдите, откопайте, найдите, что угодно, но 500 долларов должно быть выполнено".

По данным Белстата, в ноябре средняя начисленная заплата в Беларуси составляла 717 рублей (366 долларов в пересчете). Выполнение аналогичного требования Лукашенко перед президентской кампанией 2010 года на следующий год после выборов привело к трехкратной девальвации рубля. Опрошенные DW экономисты не считают вероятным повторение того обвала.

Эксперт Белорусского института стратегических исследований (BISS) Александр Автушко-Сикорский предположил, что никто не будет всерьез выполнять данное устное поручение президента: "Насколько я понимаю, это (средняя зарплата в 500 долларов. - Ред.) нигде не прописано в целевых показателях программных документов. А значит, с чиновников не за что будет спросить". Эксперт подчеркнул, что для достижении 500-долларовых зарплат придется снова включать печатный станок, запускать инфляцию и снижать стабильность курса рубля, "а на этом уже много раз обожглись".

Между тем 30 декабря Лукашенко, общаясь с журналистами, вернулся к теме 500-долларовых зарплат, уточнив: "Кто призван это сделать, но не хочет - с ними мы расстанемся. Чего бы нам это ни стоило, мы будем идти к этой цели".

3. Реформы и реструктуризации госкомпаний

Каждая накачка белорусской экономики деньгами заканчивалась очередным кризисом и девальвацией, загоняя накопленные структурные проблемы вглубь, напоминает Владимир Ковалкин. "Есть определенный риск, что власти поддадутся уговорам и искушению решить задачу роста с помощью эмиссии. Но такая вероятность минимальна, пока есть надежда получить кредиты от МВФ и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР)", - уверен Леонид Фридкин.

Структурные реформы, на необходимости которых настаивают независимые экономисты, с их точки зрения, возможны либо под воздействием внешних факторов (требования иностранных кредиторов), либо как реакция на развал экономики.

Павел Данейко, гендиректор минского Института приватизации и менеджмента, в интервью DW основным вопросом 2017 года назвал принятие белорусскими властями решения о реструктуризации госкомпаний. Данейко не видит для правительства другого выхода. Кстати, такая реструктуризация является и одним из главных условий предоставления Беларуси кредита от МВФ.

Опрошенные специалисты сомневаются, что власти в Минске отважатся на массовое банкротство неплатежеспособных предприятий. "Скорее они попытаются тянуть резину и искать способы исправить положение привычными административными мерами", - считает Фридкин.

4. Продолжение нефтегазового конфликта Беларуси и России

В новый год Беларусь вступила с неурегулированным спором с Россией относительно условий поставок углеводородов. В этой связи вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко 29 декабря заявил агентству БЕЛТА, что "мы не теряем оптимизма". По словам Семашко, белорусское правительство надеется "достигнуть компромиссного решения по нефтегазовому вопросу не позднее первого квартала 2017 года".

Александр Автушко-Сикорский не разделяет оптимизма вице-премьера. По словам эксперта BISS, 2016 год был последним, когда Беларусь имела более или менее выгодные условия закупки нефти и газа в РФ. "Выгодность российских поставок будет падать, а договариваться станет все сложнее", - прогнозирует эксперт.

5. Депрессия, местные выборы и 100-летие Октябрьской революции

Белорусские левые намерены в 2017 году пышно отпраздновать 100-летие Октябрьской революции, а церковь и правые политики - помянуть жертв коммунистического террора. Глава варшавского Центра политического анализа и прогнозов Павел Усов в интервью DW отметил, что белорусы, с одной стороны, устали жить в состоянии постоянной политической депрессии, а с другой - не имеют сил на то, чтобы изменить ситуацию, и не надеются на лучшее.

"Вероятнее всего, население столкнется с новыми формами экономического принуждения (вроде налога "на тунеядство") со стороны властей, что будет усиливать протестные настроения и недовольство. Но оно вряд ли найдет выражения в открытом противодействии властям за исключением локальных бунтов", - полагает Усов.

Для председателя Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолия Лебедько 2017 год - преимущественно год рисков и вызовов: "Для граждан - кризис и тупиковая экономическая политика правительства. Для властей - российский фактор и окончательное разрушение социального контракта с населением. Для сторонников перемен - перезагрузка Западом отношений с официальным Минском".

В ноябре 2017 года начнется кампания по выборам в местные советы. Первый зампредседателя Либерально-демократической партии (ЛДП) Олег Гайдукевич и лидер кампании "Говори правду" Андрей Дмитриев высказали надежду, что выборы пройдут вместе с референдумом по изменению избирательной системы. С нынешней мажоритарной на смешанную, предусматривающую выборы в парламент по партийным спискам.


4 января 2017, 08:44

Площадь Независимости в Минске

Ушедший год Беларусь закончила с растущими проблемами. В 2017-м власти страны ожидают мощного импульса для экономики. Эксперты говорят о нащупывании дна. собрала прогнозы для Беларуси.

Ушедший год Беларусь завершила со стагнирующей экономикой и продолжающимся нефтегазовым конфликтом с Россией. В новогоднем обращении президент Александр Лукашенко заявил, что возлагает большие надежды на 2017 год: "Он должен стать переломным и дать мощный импульс для развития страны". Опрошенные DW аналитики смотрят в будущее с заметно меньшим оптимизмом. Они сделали для DW свои прогнозы на наступивший год, обозначив основные тенденции в экономике и внутренней политике Беларуси.

1. Нащупывание дна в экономике

"Большая часть мер, запланированных правительством на 2017 год, была обещана еще несколько лет назад. Даже если они и будут реализованы, то уже запоздали" , - отметил в интервью DW главный редактор "Экономической газеты" Леонид Фридкин . Он полагает, что в наступившем году белорусам не следует ожидать роста экономики.

Руководитель проекта "Кошт урада" Владимир Ковалкин в беседе с DW высказал предположение, что 2017 год "готовит завершение периода макроэкономической стабилизации и нащупывания того самого заветного дна" . Вместе с тем эксперт указывает, что с большей долей вероятности "руководству Беларуси удастся удержать экономику в тех параметрах, которые заложены в бюджете".

2. Возврат к обещанию 500-долларовых зарплат

В новогоднем обращении Александр Лукашенко пообещал: "Чего бы нам ни стоило, мы уже в наступающем году существенно повысим доходы граждан". 21 декабря при назначении Натальи Кочановой новой главой президентской администрации Лукашенко озвучил более конкретную цель: "500 долларов в будущем году средняя зарплата. При всех сложностях, чего бы это ни стоило - украдите, откопайте, найдите, что угодно, но 500 долларов должно быть выполнено".

По данным Белстата, в ноябре средняя начисленная заплата в Беларуси составляла 717 рублей (366 долларов в пересчете). Выполнение аналогичного требования Лукашенко перед президентской кампанией 2010 года на следующий год после выборов привело к трехкратной девальвации рубля. Опрошенные DW экономисты не считают вероятным повторение того обвала.

Эксперт Белорусского института стратегических исследований (BISS) Александр Автушко-Сикорский предположил, что никто не будет всерьез выполнять данное устное поручение президента: "Насколько я понимаю, это (средняя зарплата в 500 долларов. - Ред.) нигде не прописано в целевых показателях программных документов. А значит, с чиновников не за что будет спросить" . Эксперт подчеркнул, что для достижении 500-долларовых зарплат придется снова включать печатный станок, запускать инфляцию и снижать стабильность курса рубля, "а на этом уже много раз обожглись".

Между тем 30 декабря Лукашенко, общаясь с журналистами, вернулся к теме 500-долларовых зарплат, уточнив: "Кто призван это сделать, но не хочет - с ними мы расстанемся. Чего бы нам это ни стоило, мы будем идти к этой цели".

3. Реформы и реструктуризации госкомпаний

Каждая накачка белорусской экономики деньгами заканчивалась очередным кризисом и девальвацией, загоняя накопленные структурные проблемы вглубь, напоминает Владимир Ковалкин. "Есть определенный риск, что власти поддадутся уговорам и искушению решить задачу роста с помощью эмиссии. Но такая вероятность минимальна, пока есть надежда получить кредиты от МВФ и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР)", - уверен Леонид Фридкин.

Структурные реформы, на необходимости которых настаивают независимые экономисты, с их точки зрения, возможны либо под воздействием внешних факторов (требования иностранных кредиторов), либо как реакция на развал экономики.

Павел Данейко, гендиректор минского Института приватизации и менеджмента, в интервью DW основным вопросом 2017 года назвал принятие белорусскими властями решения о реструктуризации госкомпаний. Данейко не видит для правительства другого выхода. Кстати, такая реструктуризация является и одним из главных условий предоставления Беларуси кредита от МВФ.

Опрошенные DW специалисты сомневаются, что власти в Минске отважатся на массовое банкротство неплатежеспособных предприятий. "Скорее они попытаются тянуть резину и искать способы исправить положение привычными административными мерами", - считает Фридкин.

4. Продолжение нефтегазового конфликта Беларуси и России

В новый год Беларусь вступила с неурегулированным спором с Россией относительно условий поставок углеводородов. В этой связи вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко 29 декабря заявил агентству БЕЛТА, что "мы не теряем оптимизма" . По словам Семашко, белорусское правительство надеется "достигнуть компромиссного решения по нефтегазовому вопросу не позднее первого квартала 2017 года".

Александр Автушко-Сикорский не разделяет оптимизма вице-премьера. По словам эксперта BISS, 2016 год был последним, когда Беларусь имела более или менее выгодные условия закупки нефти и газа в РФ. "Выгодность российских поставок будет падать, а договариваться станет все сложнее", - прогнозирует эксперт.

5. Депрессия, местные выборы и 100-летие Октябрьской революции

Белорусские левые намерены в 2017 году пышно отпраздновать 100-летие Октябрьской революции, а церковь и правые политики - помянуть жертв коммунистического террора. Глава варшавского Центра политического анализа и прогнозов Павел Усов в интервью DW отметил, что белорусы, с одной стороны, устали жить в состоянии постоянной политической депрессии, а с другой - не имеют сил на то, чтобы изменить ситуацию, и не надеются на лучшее.

"Вероятнее всего, население столкнется с новыми формами экономического принуждения (вроде налога "на тунеядство") со стороны властей, что будет усиливать протестные настроения и недовольство. Но оно вряд ли найдет выражения в открытом противодействии властям за исключением локальных бунтов", - полагает Усов.

Для председателя Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолия Лебедько 2017 год - преимущественно год рисков и вызовов: "Для граждан - кризис и тупиковая экономическая политика правительства. Для властей - российский фактор и окончательное разрушение социального контракта с населением. Для сторонников перемен - перезагрузка Западом отношений с официальным Минском".

В ноябре 2017 года начнется кампания по выборам в местные советы. Первый зампредседателя Либерально-демократической партии (ЛДП) Олег Гайдукевич и лидер кампании "Говори правду" Андрей Дмитриев высказали надежду, что выборы пройдут вместе с референдумом по изменению избирательной системы. С нынешней мажоритарной на смешанную, предусматривающую выборы в парламент по партийным спискам.