Рано или поздно активно развивающиеся компании расширяются за счет территориальных отделений. Офис, торговое помещение, склад, открытые вне места нахождения организации, подлежат государственной регистрации в качестве обособленных подразделений.

Виды обособленных подразделений

НК РФ (ст. 11 п. 2) к обособленным подразделениям относит любые части компании, которые находятся не по юридическому адресу фирмы, если они удовлетворяют двум условиям:

  • открыты на срок более месяца;
  • имеют стационарные рабочие места (хотя бы одно).

Здесь следует различать обычные ОП и филиалы / представительства фирмы. Последние являются разновидностью подразделений, но с более широкими полномочиями и функциями:

  1. Представительства осуществляют роль, соответствующую их названию: представляют интересы юрлица вне места его нахождения.
  2. Филиалы, как территориально обособленные части компании, обладают всей полнотой функций, как и «головная» организация.

Такие ОП не являются полностью самостоятельными, но действуют на основании отдельных положений, имеют собственное имущество и органы управления. А главное – их образование возможно только через внесение изменений в учредительные документы юрлица. Организация, имеющая филиалы, теряет право на применение упрощенной системы налогообложения.

Открытие ОП, не являющегося филиалом или представительством, находится в компетенции руководителя организации и не требует переписывания устава. Нет необходимости обеспечивать новое отделение собственным расчетным счетом, разрабатывать положение об ОП, назначать руководителя. Бухгалтерия по данному ОП также будет вестись централизованно. После открытия достаточно просто зарегистрировать подразделение в той инспекции ФНС, где «числится» юридическое лицо.

Порядок постановки ОП на налоговый учет

С момента открытия обособленного подразделения юрлицам дается 30 дней на то, чтобы поставить его на государственный учет. Нарушение этого срока, а также работа отделения без извещения налоговых органов грозят организации штрафами (ст. 116 НК РФ):

  • 10000 рублей за просрочку;
  • 40000 рублей и более (в размере 10% от полученных ОП доходов) - за отсутствие регистрации.

Виновное должностное лицо несет административную отвественность в виде штрафа в пределах 2000 – 3000 рублей (КоАП, ст. 15.3, ч.2).

Необходимо придерживаться правильной последовательности действий. Сначала – открытие ОП, затем – уведомление налоговой. Для регистрации нового отделения у него уже должны быть собственный адрес и, как минимум, одно оборудованное рабочее место. Фактической датой открытия можно считать день приема в подразделение первого работника – с этого момента и начинается отсчет срока подачи заявления.

Регистрация обособленного подразделения юридического лица состоит в постановке на налоговый учет в орган ФНС по месту расположения открываемого отделения (п.1 ст. 83 НК РФ). Теоретически организация должна зарегистрироваться в инспекциях всех муниципальных образований, в которых она открывает свои ОП. Однако на практике все проще: достаточно обратиться с заявлением в «свою» ИФНС (по юридическому адресу фирмы), а дальше налоговики самостоятельно в пятидневный срок передают документы куда надо.

Заявление на регистрацию обособленного подразделения

Для регистрации обособленного подразделения в налоговой необходимо оформить сообщение по форме С-09-3-1. Бланк заявления, используемый организациями при открытии ОП и изменении их данных, утвержден Приказом ФНС № ММВ-7-6/362@ от 9 июня 2011 г.

Форма С-09-3-1 заполнятся следующим образом. На странице 1 указываются сведения об организации и ее представителе:

Станица 2 заполняется данными на открываемое отделение:

  • ИНН и КПП основной организации;
  • номер страницы – 0002;
  • название ОП;
  • фактический адрес подразделения;
  • дата создания;
  • код деятельности по ОКВЭД;
  • ФИО руководителя ОП, если он назначен, его ИНН и телефон;
  • подпись заявителя.

Данный лист заполняется на каждое из открываемых подразделений.

Инструкция по госрегистрации обособленного подразделения

Создать и зарегистрировать обособленное подразделение, если это не представительство или филиал, не сложно. Не обязательно даже ездить в налоговую. Сообщение можно направить письмом или через интернет с использованием электронно-цифровой подписи руководителя.

Для регистрации обособленного подразделения в 2015 году следуйте нашей пошаговой инструкции:

На этом вопрос создания удаленного отделения можно считать закрытым.

Что касается стоимости регистрации обособленного подразделения, никаких государственных пошлин за такие действия не предусмотрено. Ваши расходы будут складываться только из оплаты нотариальных услуг по заверке копий документов.

ОП должно применять ту же систему налогообложения, что и основная организация. Как правило, все расчеты с бюджетом по подразделениям осуществляются централизованно из «головы» фирмы. Но если на отделение выделен свой баланс, уплачивать взносы во внебюджетные фонды и перечислять налоги (на прибыль, на имущество, транспортный, НДФЛ) оно может за себя самостоятельно, подавая необходимую отчетность в местные органы ФНС, ПФР и ФСС.

Напомним, что описанный порядок регистрации относится только к простым ОП, не имеющим представительских функций. Во избежание обвинений в незаконном открытии филиала или представительства юридическим лицам следует избегать наделения удаленных подразделений широкими полномочиями.

Экономико-правовой бюллетень, N 1, 2008 год

О.А.Антошина,
Канд. эконом. наук,
Доцент Всероссийской государственной налоговой академии,
ведущий аудитор,
налоговый консультант,
аттестованный преподаватель
Института профессиональных бухгалтеров России

Обособленные подразделения:
правовой статус, налоги, бухгалтерский учет

Правовые основы создания обособленных подразделений


Обособленное подразделение - это…

Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Такое определение представлено в ст.11 Налогового кодекса РФ .

Основные характеристики обособленного подразделения в целях налогообложения:

- территориальная обособленность;

- создание рабочих мест.

Отражение момента создания обособленного подразделения в учредительных документах - это уже не обязательное условие, в отличие от филиалов и представительств.

Что такое "территориальная обособленность"?

Если подразделение открывается по тому же почтовому адресу, что и у самого предприятия, данная структура не может считаться обособленным подразделением. Такие выводы сделаны, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11.04.2005 N Ф04-9124/2004(10178-А27-26) .

Между налоговыми органами и организациями нередко возникали споры о том, нужно ли регистрировать подразделение, открываемое на территории, подведомственной той же инспекции, что и головной офис. Арбитражные суды в таких случаях отмечали, что если компания создает подразделение в том же районе города, где находится сама, и контролировать подразделение будет тот же налоговый орган, что проверяет компанию, то обращаться с заявлением о постановке на учет подразделения не следует.

В справедливости сказанного убеждает п.39 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации ”. Нижестоящие суды принимали схожие решения (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2006 N А56-31316/03 ; Дальневосточного округа от 14.01.2005 N Ф03-А04/04-2/3923).

Открывая обособленное подразделение, расположенное на территории, которая подведомственна тому же налоговому органу, организация обязана лишь сообщить в инспекцию сведения о нем в срок, установленный п.2 ст.23 НК РФ . Данные выводы сделаны в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2005 N А26-8318/04-21 .

Подход, выработанный судебной практикой, получил законодательное закрепление. Так, согласно п.4 ст.83 НК РФ обособленное подразделение не следует регистрировать в инспекции, если оно находится на территории того же муниципального образования, что и сама организация. Как это выглядит на практике?

Предположим, организация более одного месяца осуществляет свою деятельность на обособленной от места ее нахождения территории посредством создания оборудованных рабочих мест.Возникает ли основание для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения этого подразделения?

В соответствии с п.1 ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего этой организации недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ .

Таким образом, если организация осуществляет деятельность более одного месяца на территории, обособленной от места нахождения организации, посредством создания оборудованных рабочих мест, возникает основание для постановки на учет в налоговом органе этой организации по месту нахождения (создания) обособленного подразделения.

Следует принимать во внимание, что согласно п.2 ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Арбитраж

ООО “ЧОП Манжур” работало без постановки на учет по месту оказания охранных услуг в школе и на механическом заводе. Контролирующие органы при проверке посчитали, что по месту нахождения вышеназванных объектов у ООО образовались обособленные подразделения, требующие постановки на учет.

Организация обратилась в суд с заявлением об отмене примененных по результатам проверки санкций.

Суд постановил, что организация не создавала обособленного подразделения на территории своих клиентов, так как не оборудовала там рабочие места. ООО использовало площади, предоставленные школой и заводом, на безвозмездной основе. Сотрудники “ЧОП Манжур” выполняли свои обязанности по охране объекта по командировочному предписанию и отчитывались перед своей организацией, как за командировку. (Постановление ФАС Московского округа от 05.12.2003 N КА-А41/9770-03)

Ч то же та кое “стационарное рабочее место”?

Данное понятие несколько уточняется в постановлении Росстата от 16.12.2005 N 101 “Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-предприятие “Основные сведения о деятельности организации ””. В этом документе можно прочитать следующее определение:

“Территориально обособленное подразделение - это структурное подразделение предприятия (филиал, мастерская, цех и т.п.), географическое расположение которого четко определено. Территориально обособленным подразделением осуществляется хозяйственная деятельность на этом месте или с этого места. Этой деятельностью занято один или несколько человек на стационарных рабочих местах постоянно или достаточно длительное время. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 30 дней”.

Итак, месяц заменен 30 днями, а также упоминается о наличии одного или нескольких человек. При этом не имеет значения, какими полномочиями “наделяются этой организацией физические лица, занятые на указанных стационарных рабочих местах”.

Кстати, наблюдательные налогоплательщики сразу заметили, что в приведенном в НК РФ определении о рабочих местах говорится во множественном числе. Это дало повод для следующих рассуждений: если упоминаются “места”, а не “место”, значит, создание всего лишь одного рабочего места не является признаком обособленного подразделения. Однако налоговое ведомство отвергло подобные измышления как не соответствующие действительности. Появилось письмо МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 “О признании одного рабочего места обособленным подразделением ”. В нем приводятся веские аргументы в пользу того, что одно рабочее место с точки зрения признания обособленного подразделения ничуть не хуже нескольких. Буквально в нем сказано;

“В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и в этих целях не имеет значения создание одного или нескольких рабочих мест, территориально отделенных от основной организации”.
[email protected] , мы разберемся.

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Облагать или не облагать – вопросов больше нет!

Не редкость, когда бухгалтер, выплачивая ту или иную сумму работнику, задается вопросом: а облагается ли эта выплата НДФЛ и страховыми взносами? А учитывается ли она для целей налогообложения?

Налоговики против изменения порядка уплаты НДФЛ работодателями

В последние годы неоднократно появлялась информация о разработке законопроектов, авторы которых хотели заставить работодателей платить НДФЛ с доходов своих работников не по месту постановки на учет работодателя-налогового агента, а по месту жительства каждого сотрудника. Недавно ФНС высказалась резко против подобных идей.

Один и тот же счет-фактура может быть одновременно и бумажным, и электронным

Налоговая служба разрешила продавцам, выставившим покупателю счет-фактуру на бумаге, не распечатывать второй экземпляр документа, оставляемый у себя, а хранить его в электронном виде. Но при этом он обязательно должен быть подписан усиленной квалифицированной ЭП руководителя/главного бухгалтера/уполномоченных лиц.

Счет-фактура: строку «идентификатор госконтракта» можно не заполнять

С 01.07.2017 года в счетах-фактурах появилась новая строка 8 «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)». Естественно, заполнять этот реквизит нужно лишь при его наличии. В противном случае эту строку можно просто оставить пустой.

На основании какого документа выдавать деньги под отчет

Выдача подотчетных сумм может производиться либо на основании письменного заявления подотчетного лица, либо по распорядительному документу самого юрлица.

Территориально обособленное подразделение

Отечественное законодательство допускает открытие российскими юридическими лицами обособленных подразделений, то есть филиалов и представительств. Процедура их открытия и требования, предъявляемые к ним, детально описаны в отечественных нормативных актах. Различные обособленные подразделения довольно широко применяются в хозяйственной деятельности. Важно отметить, что обособленное подразделение - это территориально удаленное от головной организации подразделение, при функционировании которого имеются некоторые особенности.

Общие положения об обособленных подразделениях

Действующие гражданские акты нормотворчества РФ и ГК РФ прямо предусматривают существование организаций в качестве субъектов правоотношений. Указанные лица создаются для достижения определенных целей, имеют правоспособность и имущество, а также могут быть стороной в судебном процессе (ст. 48 ГК РФ). Все юридические лица должны быть зарегистрированы, и сведения о них должны отражаться в ЕГРЮЛ.

Юридические лица обладают возможностью создавать обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ). Отечественное законодательство среди обособленных подразделений выделяет представительство и филиал. Надо учитывать, что обособленные подразделения не являются юридическими лицами, а потому лишены правоспособности, присущей организациям.

Информация о каждом филиале и представительстве должна быть указана в ЕГРЮЛ.

Среди прочих прав особое место занимает право каждого юридического лица создавать свои обособленные подразделения. Так, обособленным подразделением организации признается структура, располагающаяся по иному адресу, нежели первоначальная организация. Такая структура не отвечает признакам юридического лица (ст. 55 ГК РФ).

У них нет своих учредительных документов, и они работают на основании положения головной организации. Руководителю филиала или представительства главной организацией выдается доверенность.

Важно отметить, что ГК РФ, равно как и НК РФ, допускает создание обособленных подразделений как в одном муниципальном образовании, так и в разных населенных пунктах. При этом обособленное подразделение может находиться в том же городе, что и первоначальная организация, а также в городе, в котором находятся другие обособленные подразделения. Данный вывод подтверждается позицией Минфина РФ, изложенной в письме Министерства от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314 .

Законодательство РФ запрещает только создание обособленных подразделений по тому же адресу, что и у основной организации. Основным признаком обособленности подразделения является его адрес. Следовательно, по одному адресу может быть создано только одно обособленное подразделение организации, а создание двух обособленных подразделений по одному адресу невозможно, т.к. оба эти подразделения фактически будут являться одним.

В качестве заключения следует отметить, что в настоящее время нет необходимости указывать все обособленные подразделения в учредительных документах организации. Сведения об открытии филиалов или представительств отражаются в государственном реестре. О создании стационарных рабочих мест надо уведомить налоговиков в течение месяца (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Важно помнить, что нет запрета на создание обособленного подразделения в одном субъекте с основной организацией или в разных субъектах.

Ситуация, когда организации осуществляют свою деятельность не по указанному в уставе адресу, является довольно распространенной. Такая деятельность может приводить к созданию обособленных подразделений. А это в свою очередь влечет возникновение новых обязанностей, связанных с постановкой на учет в налоговых органах и уплатой налогов по специальным правилам. О вопросах, связанных с созданием обособленных подразделений российскими организациями на территории Российской Федерации, мы поговорили с Сергеем Викторовичем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Сергей Викторович, скажите, пожалуйста, какие признаки характеризуют создание обособленного подразделения?

Исходя из определения обособленного подразделения, данного в статье 11 Налогового кодекса, можно выделить три признака обособленного подразделения:

  • территориальная обособленность от места нахождения самой организации;
  • наличие стационарного рабочего места (согласно правоприменительной практике для возникновения обособленного подразделения достаточно оборудования (использования) даже одного стационарного рабочего места);
  • создание (использование) указанного рабочего места на срок более одного месяца.

Что означает территориальная обособленность?

Территориальная обособленность означает, что место нахождения каких-либо структурных единиц организации отлично от места нахождения самой организации. Данное условие формально выполняется, если в адресе места нахождения организации и обособленного подразделения различается хотя бы номер строения при совпадении иных составляющих (улица, дом) (письмо Минфина России от 23.01.2013 № 03-02-07/1-15).

При этом представительство и филиал определяются как обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения (пп. 1 , 2 ст. 55 ГК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет возникать только в случае его создания в населенном пункте (муниципальном образовании), отличном от того, в котором зарегистрирована сама организация. Причем реализация данного подхода возможна, если в уставе место нахождения организации указано как населенный пункт (соответствующие изменения могут быть внесены в устав по желанию организации).

Необходимо ли организации открывать обособленное подразделение в случае, если она находится не по адресу, указанному в учредительных документах, а по другому адресу (ситуация, когда так называемый юридический адрес не совпадает с фактическим)?

В такой ситуации у организации, действительно, может возникать обособленное подразделение по адресу фактического нахождения. Однако более актуальной проблемой здесь может стать выявление налоговым органом недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Если имеется различие между местом нахождения, которое содержится в учредительных документах, и фактическим адресом деятельности юридического лица (адресом постоянно действующего исполнительного органа юридического лица), указываемого в ЕГРЮЛ (ст. 52 , ГК РФ), то место нахождения можно обозначить в уставе наименованием населенного пункта, например, "город Москва". Тогда изменение сведений в ЕГРЮЛ в части адреса организации (в рамках города Москвы) не потребует внесения изменений в устав.

Адрес, указываемый в ЕГРЮЛ, - это описание места нахождения объекта, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ. Это описание включает в себя наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ).

Иными словами, адрес в ЕГРЮЛ состоит из почтового индекса, наименования субъекта РФ, наименования района, города, улицы, номера дома, корпуса, помещения.

Направление контролирующими органами корреспонденции по такому адресу считается надлежащим извещением организации.

Признаки недостоверности сведений об адресе юридического лица приведены в постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 61. Это несуществующий адрес, адрес незавершенного строительства и другие.

В настоящее время при выявлении недостоверности сведений об адресе налоговый орган направляет организации (ее учредителям, директору) уведомление о необходимости представления достоверных сведений. Непредставление таких сведений в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, которым в данном случае является налоговый орган, влечет привлечение к административной ответственности (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Кроме того, налоговый орган может подать в арбитражный суд заявление о ликвидации организации (письмо ФНС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088) (данный порядок не касается недействующих юридических лиц).

Также отмечу, что с 1 января 2016 года смена адреса станет более длительной процедурой. Она будет включать в себя направление извещения в регистрирующий (налоговый) орган от организации о намерении поменять адрес, возможность регистрирующего органа приостановить процесс регистрации в случае сомнений в достоверности сведений (Федеральный закон от 30.03.2015 № 67-ФЗ). Поэтому организациям, у которых не совпадают адреса, лучше внести необходимые изменения в ЕГРЮЛ до указанной даты.

Какие рабочие места признаются стационарными?

Рабочее место - это место, где работник должен находиться (или куда ему необходимо прибыть) в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ). То есть у организации должны быть заключены трудовые договоры с физическими лицами.

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также исполнение работником этих обязанностей (письмо Минфина России от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265; пост. ФАС СКО от 20.06.2007 № Ф08-3590/2007-1449А, ФАС СЗО от 02.11.2007 № А26-11293/2005).

При этом способ организации работ (вахтовый метод или командировка), режим рабочего времени (продолжительность рабочей недели, работы (смены) и т.п.) не препятствуют признанию рабочего места стационарным.

Иными словами, наличие трудового договора с работником, который трудится вне офиса, означает создание обособленного подразделения?

Не всегда. Важно содержание трудового договора. Согласно статье 57 Трудового кодекса обязательными условиями для включения в трудовой договор являются в том числе место работы, трудовая функция, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).

Например, работа может носить разъездной характер, когда работники посещают различные организации с целью презентации продукции и установления сотрудничества. Указанные работники не осуществляют деятельность в офисе организации (собственном или арендованном). При осуществлении деятельности, имеющей разъездной характер, оснований для постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности не возникает (письма Минфина России от 01.03.2012 № 03-02-07/1-50, от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265).

Другой пример - надомники. Ими считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых за свой счет (ст. 310 ТК РФ).

Если организация осуществляет деятельность с использованием труда надомника без стационарных рабочих мест, то нет и оснований для постановки ее на учет в налоговом органе по месту жительства такого работника.

Между сторонами может быть заключен договор о дистанционной работе, когда для выполнения трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, используется сеть Интернет.

Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне стационарного рабочего места (ст. 312.1 ТК РФ). Тем самым дистанционная работа не предполагает оборудования стационарного рабочего места и, вне зависимости от того, на какой срок привлекается дистанционный работник, обособленное подразделение не образуется (письмо Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25829).

Также не создает обособленное подразделение организация, которая заключает договор на выполнение работ силами лиц, привлеченных третьей организацией. Обособленное подразделение возникает у организации, предоставившей персонал.

Кроме того, в случаях осуществления деятельности на территории заказчика, когда работники фирмы-исполнителя, предположим, консультируют заказчика, настраивают программное обеспечение, производят уборку помещений, но эта работа происходит при отсутствии стационарного рабочего места, обособленное подразделение не создается.

А если специфика работы организации связана, например, со строительством линий электропередач, дорог (ситуация когда стационарные места территориально обособлены от места нахождения организации, но и само рабочее место не имеет постоянного адреса)?

В случае "передвижного" характера работ постановка обособленного подразделения на учет может быть произведена по согласованию с налоговым органом. Такая возможность предусмотрена пунктом 9 статьи 83 Налогового кодекса. Соответствующий запрос может быть направлен как в инспекцию по месту нахождения организации, так и в инспекцию по месту осуществления "передвижной" деятельности.

Расскажите, пожалуйста, об особенностях временного признака обособленного подразделения.

Как я уже отметил, рабочее место должно быть создано на срок более одного месяца. При этом фактическое время нахождения конкретного работника на рабочем месте, которое создано или используется организацией вне места ее нахождения, для признания обособленного подразделения значения не имеет (письмо Минфина России от 18.02.2010 № 03-02-07/1-67).

Какие документы подтверждают создание обособленного подразделения?

Локальные акты организации (в которых обычно указывается на создание обособленного подразделения, его полномочия, характеризуются иные признаки обособленного подразделения (отдельный баланс и т.п.)) большой ценности не представляют. Направлять их в налоговые органы для целей постановки на учет не нужно.

Подтверждающими документами являются:

  • договоры аренды помещения (однако заключение договора аренды помещения само по себе не подтверждает факт наличия оборудованных стационарных рабочих мест);
  • трудовые договоры с работниками, в которых рабочее место определено по месту нахождения обособленного подразделения;
  • первичные документы, свидетельствующие о ведении деятельности по месту нахождения обособленного подразделения (накладные, акты приемки-передачи и т.д.).

Кроме того, если для ведения деятельности необходимо специальное разрешение уполномоченных органов, в частности лицензия, то дата ее выдачи может быть признана датой создания обособленного подразделения, так как именно с этой даты может осуществляться деятельность.

Самый ранний из документов, фиксирующих наличие всех признаков обособленного подразделения, и будет определять дату его создания. Перечисленные документы могут потребоваться только в случае возникновения налогового спора о дате создания обособленного подразделения.

Есть ли какие-то нюансы для случая, когда организация приняла решение открыть филиал или представительство?

Филиал или представительство - это тоже обособленное подразделение организации. Но в случае регистрации изменений в устав, связанных с созданием филиалов и представительств, постановка на учет по месту их нахождения будет происходить автоматически - на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. При этом наличие или отсутствие стационарных рабочих мест по месту нахождения обособленного подразделения, оформленного как филиал или представительство, для постановки на учет в налоговых органах роли не играет.

Организация, имеющая представительство, вправе перейти на УСН только с 1 января 2016 года (Федеральный закон от 06.04.2015 № 84-ФЗ).

Как производится постановка организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения?

Организация должна сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о создании обособленного подразделения. Эта обязанность не распространяется на обособленные подразделения, созданные за пределами территории РФ, а также на филиалы и представительства.

Сообщение должно быть направлено в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Документ может быть представлен в налоговый орган лично или через представителя, направлен по почте заказным письмом или передан в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Форма сообщения о создании обособленных подразделений и об изменениях в ранее сообщенных сведениях о них утверждена ФНС России (форма С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@). При этом ответственность за несоблюдение данной формы законодательно не установлена.

Постановка на учет осуществляется налоговыми органами на основании сообщения в течение пяти рабочих дней со дня его получения.

Нужно ли направлять сообщение о создании обособленного подразделения, если в налоговой инспекции по месту его нахождения организация уже поставлена на учет?

Нужно. Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что последнее находится:

  • на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения (письмо ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404);
  • на территории одного муниципального образования, подведомственного налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения (письмо Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314);
  • на территории одного муниципального образования, подведомственного разным налоговым органам, в одном из которых организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения.

При наличии у организации нескольких обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, подведомственных разным налоговым органам, она может выбрать инспекцию для постановки на учет. Форма уведомления о выборе утверждена ФНС России (форма 1-6-Учет, утв. приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@).

А если адрес места нахождения обособленного подразделения изменился?

Организация в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений об обособленном подразделении должна направить об этом сообщение в налоговый орган.

При изменении места нахождения обособленного подразделения (например, переезд по новому адресу аренды) снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором обособленное подразделение организации состояло на учете, в течение пяти рабочих дней со дня получения сообщения.

Постановка организации на учет в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения обособленного подразделения.

Сообщение нужно направить и в случае закрытия обособленного подразделения, включая филиал и представительство (в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (закрытия)). При этом снятие организации с учета при закрытии обособленного подразделения осуществляется не ранее составления справки о выездной налоговой проверке (для случаев, если решение о проведении выездной проверки было принято до составления уведомления о снятии с учета).

Как налоговая инспекция может обнаружить, что организация создала обособленное подразделение?

В рамках мероприятий налогового контроля в отношении как самой организации, так и ее контрагентов (арендодателей офисных центров или складских помещений, генподрядчиков и т.п.).

Для привлечения к ответственности за нарушение порядка постановки на учет проведения выездной налоговой проверки не требуется. Производство по делу будет осуществляться в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса. А именно, при обнаружении факта правонарушения налоговый орган в течение 10 рабочих дней составит акт. У организации будет один месяц для представления возражений. После чего руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает имеющиеся материалы и выносит решение о привлечении или об отказе в привлечении лица к ответственности.

Какая ответственность наступает, если организация не встала на учет по месту нахождения обособленного подразделения?

Непредставление сообщения об обособленном подразделении влечет штраф в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ; письмо Минфина России от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946). Трехлетний срок давности по этому налоговому правонарушению исчисляется со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного для подачи сообщения.

За непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, также наступает административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Более существенная ответственность касается ведения деятельности без постановки на учет. Такие деяния наказываются штрафом в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ). Для расчета штрафа под доходом понимаются доходы от реализации. Если полученный доход не подтвержден или меньше 40 тысяч рублей, то штраф будет предъявлен исходя из минимального размера в 40 тысяч рублей.

Что меняется у организации в части уплаты налогов в связи с созданием обособленного подразделения?

В части уплаты НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения обязанности организации уточнены. С 2016 года сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, будет определяться исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого физическим лицам по договорам, заключенным с этими обособленными подразделениями (а не только по трудовым договорам, как предписывает действующая редакция ст. 226