1. Совершенствованию бюджетного финансирования жилищно -коммунального комплекса города Донецка

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    ... реформирования жилищно -коммунального хозяйства муниципального образования города Донецка. Данная Программа включает в себя комплекс мероприятий по внедрению в жилищно -коммунальное ...

  2. Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно коммунальные услуги

    Курсовая работа >> Экономика

    ... реформирования жилищно - коммунального хозяйства На уровне правительства принята специальная подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно -коммунального комплекса ... системы управления ЖКХ малых муниципальных образования / И.В. Колесников // ЖКХ . – 2003 ...

  3. Опыт и реализация стратегии социально-экономического развития муниципального образования

    Дипломная работа >> Экономика

    ... муниципального образования . Кроме того, стратегия развития муниципального образования свидетельствует о способностях муниципального образования ... Программы реформирования и модернизации жилищно -коммунального комплекса Республики... программа энергосбережения . ...

  4. Управление жилищно -коммунальным хозяйством города

    Закон >> Коммуникации и связь

    Город" - комплекса инновационных технологий энергосбережения , учёта... подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно -коммунального комплекса Российской Федерации» ... муниципальных образований очень своевременно вынес обсуждение вопроса реформирования ЖКХ ...

  5. Курсовая работа >> Экономика

    ... реформирования жилищно -коммунального комплекса . ... коммунальном комплексе 5.1. Создание органа регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса (далее – органы регулирования) муниципального образования Администрации муниципальных ...

В практике управления важным инструментом является мониторинг. Его организация немыслима без значительного объема сведений, накапливаемых длительное время в нужных аналитических разрезах.

Ю.Ф. Федоров,

эксперт журнала

В этой статье вы прочитаете:

  • Какие новые технологии будут использованы в ходе модернизации ЖКХ
  • Каким функционалом обладает современное программное обеспечение для водоканалов и теплосетей

С внедрением на предприятии программного обеспечения увеличивается скорость (оперативность) обработки и анализа множественных потоков данных, поскольку появляется возможность в режиме реального времени получать и обрабатывать информацию о функционировании предприятия, включая материалы аварийно-диспетчерских служб, а также отслеживать происходящие изменения в работе оборудования. Программные комплексы позволяют анализировать массивы получаемой информации, составлять более точные планы на предстоящий год, квартал или иной временной период, экономить денежные средства путем минимизации издержек.

Сферы применения программного обеспечения достаточно разнообразны.

Новые технологии в ЖКХ

Новейшие модернизированные информационно-графические системы (ИГС) позволяют более эффективно и результативно:

  • осуществлять наглядно в оперативном режиме комфортную для пользователя визуализацию схем водопроводного хозяйства или теплосетей . Графика современных систем отличается высоким качеством, для удобства можно, например, выводить на экран монитора одновременно сразу несколько фрагментов инженерной инфраструктуры в разных графических окнах, настраивать графическое изображение путем масштабирования, подбора цветовой палитры, условных обозначений и т. п.;
  • отслеживать и контролировать посредством применения особого графического редактора и определенного набора критериев в автоматическом режиме детализированную специализацию объектов водоканалов и сетей . При этом удобно в графическом цветном «оконном» интерфейсе проводить классификацию, идентификацию и даже особое кодирование элементов (составляющих частей), указанных объектов (например, задвижек, насосных агрегатов и т. п.). Кроме этого, ИГС предоставляет пользователю возможность по определенному, заданному им критерию (алгоритму) формировать различные отчеты-справки в виде табличек, содержащих практически все необходимые данные для детализированной паспортизации объектов водоканалов и сетей;
  • осуществлять посредством определенного алгоритма описания паспортизацию различных объектов водоканалов и теплосетей, адекватно отражающую все изменения, происходящие с ними. При этом состав паспортизируемых объектов может регулироваться (т. е. какие-то параметры могут удаляться либо включаться в соответствующий паспорт объекта) в зависимости от тех настроек, которые удобны и нужны пользователю ИГС. Важно отметить, что технологическая информация, содержащаяся в базе данных паспортизации сети, в т. ч. полученная в результате выполнения различных прикладных задач (например, мониторинга параметров работы гидравлического режима, изучения архива повреждений объектов или оборудования водоканалов и теплосетей и т. п.), а также комбинация разнообразных данных о функционировании указанных объектов или оборудования могут служить основой для изменения графического изображения сети (в виде, например, соответствующей раскраски или выделения шрифтом или иным способом части таких объектов либо оборудования). Такие функциональные возможности ИГС существенно облегчают ее пользователю процесс наглядного изучения и визуального анализа работы объектов или наиболее значимого оборудования водоканалов и теплосетей.

Пример

Можно выделить цветом все участки трубопроводов системы водоканала, изготовленные из определенного материала, с каким-либо одним (либо несколькими) видом (видами) прокладки, с заданным сроком службы и иными параметрами.

  • Преимущества модернизации оборудования за счет энергосервисных компаний

Либо, например, можно выделить цветом (т. е. раскрасить) сеть водоканала или теплосеть по определенным зонам давлений, скорости потока, степени износа и скорости этого процесса, по диаметрам или материалам труб или по иным нужным пользователю данной системы параметрам.

Такая графическая визуализация существенно облегчает пользователю анализ причин и закономерностей возникновения аварийных ситуаций, рисков их возникновения, поиск мест повышенной потенциально аварийной уязвимости и т. п.

  • проводить моделирование, включая информационно-математическое, различного состояния и специфики функционирования оборудования и агрегатов систем водоканалов и теплосетей , максимально приближенное к существующим или возможным, в т. ч. форс-мажорным, экстремальным особенностям функционирования таких систем.

Отметим, что у системы ИГС имеется возможность с помощью графического ввода информации об объектах либо оборудовании водоканалов или теплосетей автоматически запускать формирование базовых основ для информационно-математической модели указанных сетей, обеспечивающей в дальнейшем возможность постановки и нахождения оптимальных решений прикладных инженерных задач, связанных с особенностями их функционирования;

  • создавать точное схематическое изображение разнообразных технологических составляющих инженерных коммуникаций (например, камер, насосных станций, трансформаторных подстанций и т. п.);
  • формировать единую и максимально удобную в работе с ней базу данных технологических параметров как непосредственно в режиме онлайн, так и опосредованно - путем соблюдения отдельной особой процедуры;
  • осуществлять особый гидравлический расчет характеристик , например, сетей, водозабора, теплоисточника или газораспределительной станции. Важно отметить, что система ИГС обладает обширным и многофункциональным инструментарием для осуществления анализа результатов такого гидравлического расчета: от наглядных, заданных определенными параметрами ярко выделенных графических изображений до подробных высокоточных табличных описаний особенностей функционирования систем водоканалов и теплосетей, в т. ч., например, процесса с обозначением конкретных проблемных мест и характера выявленных либо прогнозируемых нарушений. При этом в отличие от традиционных технологий в ИГС практически полностью отсутствуют какие-либо ограничения на размерность и степень закольцованности сети;
  • вести диспетчерские журналы с помощью специальной подсистемы с возможностью оперативной фиксации и обработки как нормальных стандартизированных плановых, так и форс-мажорных, экстренных аварийных заявок различных профилактических либо ремонтно-восстановительных работ. Также система ИГС обладает возможностью локализации, в т. ч. в графическом формате сети, месторасположения объектов заявок как на карте сети, так и на реальной местности. Применение указанной подсистемы позволяет также наблюдать и комплексно отслеживать каждую заявку - от ее получения и регистрации до стадии полного завершения и помещения в архив, где она не уничтожается, а особым образом классифицируется и хранится до востребования и может найти свое применение как объект какой-либо операции по обработке и анализу данных по критерию (или совокупности критериев), задаваемому пользователем ИГС.

Пример

Такие операции могут быть осуществлены по разным причинам: мониторинг процесса эксплуатации сети, выявление потенциально аварийных мест в системах водоканалов и теплосетей, сбор статистической информации и т. п.

  • Современный подход к наладке и модернизации систем централизованного водоснабжения

К числу критериев, например, можно отнести определенную периодизацию поступления заявок, тип аварии или иного повреждения объектов водоканалов или теплосетей, неисполненные должным образом или просроченные заявки и т. п.

  • осуществлять профилактику , а также локализацию и устранение аварийных ситуаций. Система ИГС способна не только оперативно выявить и подать сигнал соответствующим службам о возникновении аварийной ситуации, о чем уже упоминалось ранее, но и на основе анализа полученной информации (например, о текущем состоянии и функционировании запорной арматуры в соответствующих узлах) выдать действенные рекомендации по предотвращению, локализации и полному устранению аварий. При этом важным преимуществом данной системы по сравнению с традиционными технологиями является ее способность максимально эффективно локализовать место аварийной ситуации и тем самым минимизировать неблагоприятные последствия для абонентов таких сетей, чтобы как можно меньшее их количество пострадало от аварийного отключения соответствующей аппаратуры.

В результате локализованная область, как правило, выделяется особым ярким цветом, и система ИГС в оперативном порядке формирует и предоставляет своему пользователю полный отчет, содержащий искомый перечень переключаемых агрегатов (например, задвижек), исчерпывающую информацию о зоне локализации, а также рапорт о пострадавших от аварии и временно отключенных от сети абонентах.

  • создавать с помощью специального графического редактора качественные и высокоинформативные технологические схемы объектов сети, отражающие как их внутреннюю структуру, так и другую необходимую полезную информацию. Указанный редактор имеет не только обширный набор необходимых графических инструментов, позволяющий значительно облегчить и упростить работу по вводу схем узлов и участков, а также иных агрегатов сети, но и при необходимости может быть дополнен новыми эффективными инструментами для реализации его функций;
  • осуществлять комплексную, автоматизированную уникальную идентификацию и последующую регистрацию в базах данных паспортизируемых объектов (оборудования) систем водоканалов и теплосетей. Существенной особенностью указанного специального графического редактора, отличающей его от традиционных технологий, является его способность производить комплексную уникальную идентификацию и регистрацию в соответствующих базах данных каждой единицы паспортизируемого оборудования в автоматическом режиме непосредственно в процессе формирования и изменения схем объектов водоканалов и теплосетей. Необходимо отметить, что идентификация происходит системно, комплексно, в автоматизированной взаимоувязке в единое целое различных агрегатов и оборудования. При этом выдаваемые системой ИГС изображения могут быть как векторными (в виде соответствующих схем), так и растровыми (в виде фотографий либо отсканированных чертежей), а также комбинированными, сочетающими элементы этих двух разновидностей изображений. Обращаем внимание, что для отражения более полной и объемной информации о паспортизированном объекте (оборудовании) систем водоканалов и теплосетей система ИГС обладает функциональной возможностью закрепить за каждым из таких объектов несколько разновидностей изображений;
  • проводить оптимизированное и эффективное введение и корректировку графической информации об объектах (либо оборудовании) систем водоканалов и теплосетей с помощью новейших IT-инструментов.

Пример

В частности, процедуры введения и последующей корректировки графической информации могут быть осуществлены как с помощью экранной оцифровки по векторной или растровой подложке, так и с бумажных материалов посредством дигитайзера, представляющего собой особое высокотехнологичное инновационное устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер.

Векторно-растровые объекты представляют собой векторные границы фрагментов изображений указанных планшетов и особые растровые файлы, отображаемые в этих границах. Таким образом, растровые подложки могут быть отображены в единых координатах пространственных данных территории и в виде непрерывного (не ограниченного рамками планшетов) изображения (причем в память компьютера загружаются только нужные в данный момент пользователю растровые файлы).

  • Оценка эффективности инвестиций в модернизацию городских систем теплоснабжения

К сведению

Дигитайзер (digitizer ) - это кодирующее устройство, обеспечивающее ввод двумерного (в т. ч. и полутонового) или трехмерного (3D дигитайзеры) изображения в компьютер в виде растровой таблицы.

Необходимо отметить, что в ИГС заложены функциональные возможности ввода и корректировки графического изображения (представления) не только систем водоканалов и теплосетей, но сети и (или) плана целого города с помощью специальной растровой подложки, как правило, полученной в результате сканирования или иным способом. Для этого данная система оснащена специальным режимом так называемой привязки растрового изображения к узлам координатной сетки нужного фрагмента по имеющимся на растре «крестам».

Указанное растровое изображение представляет собой, как правило, сетку пикселей или цветных точек (обычно прямоугольных) на мониторе компьютера, бумаге и других отображающих устройствах и домах (растр). При этом к числу его важнейших и наиболее значимых характеристик относятся количество пикселей, используемых цветов цветовой гаммы (либо качество цвета в виде, например, его глубины), характеристики цветового пространства и разрешение, представляющее собой определенную справочную величину, характеризующую рекомендуемый (например, на экране монитора компьютера) размер изображения. При этом процесс создания растровой графики не только в системе ИГС, но и в ином подобном ей современном инновационном оборудовании происходит с помощью фотоаппаратов, сканеров, а также непосредственно в растровом редакторе, либо путем экспорта из векторного редактора или в виде снимков экрана. После осуществления процесса привязки растровое изображение «подкладывается» под поле векторных слоев вводимой графической информации. Это позволяет осуществлять последующее введение и идентифицирование различных объектов и определять местоположение таким образом прорисовываемых и обозначаемых на схеме города объектов по растровой подложке.

По завершении процесса оцифровки изображение, выполнившее свою полезную функцию, может быть впоследствии удалено пользователем системы ИГС за ненадобностью.

К числу преимуществ ИГС по сравнению с традиционными технологиями можно отнести ее способность поддерживать не только достаточно простые монохромные, но и более усовершенствованные цветные растры в наиболее распространенных в настоящее время графических форматах. Кроме этого, система ИГС позволяет ее пользователю осуществлять процедуру графического ввода информации об объектах либо оборудовании (включая подробное описание с детализированным графическим изображением структуры, основных характеристик и некоторых иных аспектов) с помощью специального стандартизированного алгоритма с применением различных встроенных справочников и классификаторов . Такой порядок введения значительно повышает степень корректности информации и системно-комплексной взаимосвязанности и взаимозависимости.

Также к числу новейших IT-инструментов системы ИГС, применяемой в отношении объектов и оборудования водоканалов и теплосетей, можно отнести входящую в ее состав специальную утилиту , позволяющую добавлять, изменять и иным способом осуществлять настройку практически всех обширнейших характеристик графического изображения (представления) указанных сетей и так называемых топооснов. Данная утилита позволяет пользователю системы ИГС применять специально созданные шаблоны в отношении практически каждого типа объектов и наиболее значимого оборудования водоканалов и теплосетей. Эти шаблоны определяют конкретный вид и способ осуществления различных надписей и текстовых обозначений применительно к указанным объектам и оборудованию.

Пример

Для динамических элементов схем узлов водоканалов и теплосетей (таких, например, как всевозможные задвижки, коммутаторы, насосы и т. п.) определяется способ их графического представления, отражающий функциональное состояние этих устройств (открыто/закрыто, включено/выключено и т. д.).

Модернизированные основные (базовые) версии компьютерных программ в сфере автоматизации теплосетей и водоканалов, работающих на платформе 1С. Данная технология в целом представляет собой, как правило, так называемую однопользовательскую программу (т. е. разработанную специально для решения конкретных задач индивидуализированного пользователя, который только один может работать в определенный промежуток времени с информационной базой, а не многопользовательскую сетевую, предназначенную для одновременного удовлетворения запросов и команд, в т. ч. в отношении соответствующей информационной базы программы, нескольких или многих пользователей).

К числу преимуществ этой технологии по сравнению с традиционными можно отнести:

  • сравнительно низкую стоимость (зачастую примерно втрое меньше, чем у полной версии программы), возникающую благодаря отсутствию дополнительных финансовых затрат на приобретение и легализацию (путем покупки соответствующей лицензии) работы базы 1С. При этом функциональный инструментарий у такой «усеченной» однопользовательской программы, как правило, такой же, как и у ее полной версии;
  • оперативную готовность к работе . Указанное преимущество тесно связано с предыдущим, поскольку у данной технологии отсутствует необходимость осуществления дополнительных финансовых затрат по приобретению и легализации (путем покупки соответствующей лицензии) работы базы 1С. Тем самым однопользовательская программа данной технологии уже готова к работе без указанных финансовых и, как правило, сопутствующих им временных издержек;
  • удобную компактность , позволяющую осуществлять эффективное управление работой небольших теплосетей и водоканалов, находящихся на территории малых и средних муниципальных образований.

Вместе с тем необходимо отметить, что у данной технологии имеются и определенные уязвимости (ограничения) в сравнении с полными версиями соответствующих программ в виде отсутствия возможности:

  • ведения учета с одновременным анализом работы в отношении двух и более организаций в пределах одной информационной базы . При этом обращаем внимание на имеющуюся у данной технологии возможность ведения такого учета применительно к нескольким организациям, но не в одной, а в нескольких отдельных информационных базах, размещенных на одном компьютере. Таким образом, при необходимости указанную уязвимость можно преодолеть созданием нескольких отдельных информационных баз на одном компьютере, что, конечно, представляет некоторое неудобство, но тем не менее является пусть и трудоемким и менее комфортабельным, но все же выходом из этой затруднительной ситуации;
  • осуществления одновременной работы с информационной базой программы указанной технологии кем-либо еще, кроме одного пользователя (из-за чего она, собственно говоря, и называется однопользовательской);
  • внесения новейших технологических изменений(т. е. обновления, актуализации, соответствующего конфигурирования) в такую программу. Подобно описанной уязвимости, связанной с отсутствием возможности у программ данной технологии по ведению учета в отношении двух и более организаций в пределах одной информационной базы, для преодоления данного ограничения также имеется «противоядие» в виде, как правило, выпускаемых производителем программ этой технологии периодических обновлений, разработанных с учетом соответствующих изменений в законодательстве. А поскольку российское законодательство меняется довольно часто, то это, конечно же, создает определенные неудобства, в т. ч. временные и финансовые;
  • осуществления поддержки работы указанной программы в технологии «клиент - сервер» (представляющей собою специальную вычислительную или сетевую IT-архитектуру, в которой пользовательские команды (задания) или сетевая нагрузка особым образом распределены между поставщиками услуг, называемыми серверами, и заказчиками услуг, называемыми клиентами), а также функционирования так называемых распределенных информационных баз , представляющих собой, как правило, определенную IT-структуру, включающую отдельные информационные базы, сформированные в иерархическом порядке на базе определенной IT-платформы (например, 1С), между которыми происходит обмен информацией (в виде различных данных, сведений и т. п.) с целью синхронизации процесса конфигурации таких баз, а также обрабатываемой информации.

К сведению

База данных - совместно используемый набор логически связанных данных. Это единое хранилище данных, которое однократно определяется, а затем используется одновременно многими пользователями.

Электронно-математическое моделирование работы системы теплоснабжения . В качестве нормативно- методологической основы работы данной технологии выступает постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Необходимо отметить, что указанные Требования включают также требования к Электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, в т. ч. по графическому представлению объектов системы теплоснабжения с привязкой к топографической основе муниципальных образований, паспортизации указанных объектов, осуществлению гидравлических расчетов проектирования и работы тепловых сетей, моделированию их функций и по некоторым иным аспектам (характеристикам) функционирования и возможных сценариев перспективного развития объектов системы теплоснабжения.

Указанная технология представляет собой разработанную одним из отечественных производителей программного обеспечения (ПО) для водоканалов и теплосетей так называемую электронную модель системы теплоснабжения, состоящую из геоинформационной системы (ГИС) и модуля гидравлических расчетов тепловой сети.

Необходимо отметить, что при создании и в процессе работы указанной электронной модели используется различный IT-инструментарий, позволяющий не только с помощью графики комплексно (системно) описать (паспортизировать) все технологические объекты, составляющие систему теплоснабжения, но и на основе специальных алгоритмов и программ осуществить необходимые математико-аналитические расчеты особенностей проектирования и работы трубопроводных сетей (в т. ч. расчеты тепловых потерь, балансов тепловой энергии и др.) в целях создания адекватной расчетно-аналитической модели таких сетей, многоаспектного и поливариантного моделирования возможных ситуаций, в т. ч. аварийных, форс-мажорных.

При этом особую значимость приобретает процесс информационного наполнения, т. е. формирования баз данных. Вводимая информация должна максимально полно, конкретно и в исчерпывающем объеме раскрывать электронный план местности, где расположены сети, и характеризовать каждый значимый составляющий элемент (объект).

В свою очередь, ГИС представляет собой многофункциональную систему в виде особого IT-программного продукта, предназначенного для сбора, обработки, анализа, моделирования, графического отображения пространственно-географических данных и иной информации об объектах и значимых элементах системы теплоснабжения, необходимой для решения поставленных расчетно-аналитических задач. При этом ГИС может включать как пространственные базы данных (БД), включая БД, находящиеся под управлением универсальных СУБД, так и различные графические редакторы (например, редакторы растровой и векторной графики), а также некоторые иные средства и инструментарии пространственно-графического анализа данных.

К сведению

Система управления базами данных (СУБД) - это совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, с помощью которого пользователи могут определять, создавать и поддерживать базу данных, а также осуществлять контролируемый доступ к ней.

Классифицировать СУБД можно по различным признакам:

По модели данных:

Иерархические;

Сетевые;

Реляционные;

Объектно-ориентированные;

Объектно-реляционные;

По степени распределенности:

Локальные - все части СУБД размещаются на одном компьютере;

Распределенные - части СУБД могут размещаться на двух компьютерах и более;

По способу доступа к БД:

Файл-серверные;

Клиент-серверные;

Встраиваемые.

Применение данной технологии с использованием ГИС и указанного модуля гидравлических расчетов имеет по сравнению с традиционными технологиями следующие преимущества:

  • экономичность, выражающуюся в существенном уменьшении расходов на материальные ресурсы при применении данной технологии;
  • энергоэффективность, проявляющуюся в значительном снижении уровня потребления коммунальных ресурсов (электроэнергии, тепла, ГВС, ХВС, газа);
  • эффективность осуществления работ по проектированию, содержанию и ремонту тепловых сетей (включая проведение необходимых гидравлических расчетов, в т. ч. тупиковых и кольцевых тепловых сетей), формированию соответствующей отчетной документации по объектам сети и проводимым плановым и внеплановым ремонтно-профилактическим работам (например, отчетов о функциональном состоянии сети и ее объектов, о проведенных ремонтных, профилактических и аварийных работах, и т. п.).

Особый программно-расчетный комплекс , разработанный одним из отечественных производителей. Применение указанного комплекса позволяет эффективно осуществлять гидравлический и тепловой расчет, а также анализ инженерных коммуникаций с помощью графического редактора, расчетного модуля. В рамках данной технологии делается акцент на комплексное и комфортное, с использованием новейших достижений компьютерной графики, решение задач ресурсоснабжающей организации.

  • Содержание инженерных сетей: распределение обязанностей и ответственности

Пример

Благодаря компьютерной графике достигается более удобная и наглядная визуализация, например, объектов теплосети на схеме, введение, вычленение и редактирование их изображения, автоматизация необходимых расчетов и др.

При этом отличительной особенностью графического редактора данной технологии является простота его применения и многофункциональность.

К числу преимуществ данной технологии по сравнению с традиционными можно отнести:

  • быстродействие модуля гидравлического и теплового расчета , практически не зависящее от особенностей топологии сети и типа решаемой задачи;
  • сокращение времени необходимых вычислений и минимизация накопления ошибок таких вычислений - во многом благодаря применению алгоритма оптимизации ширины ленты;
  • увеличение количества нужной и полезной информации , полученной в результате проведения соответствующих расчетов;
  • повышение качества управления составом графической и цифровой информации, выводимой на экран монитора компьютера;
  • облегчение процесса поиска допущенных ошибок ввода и анализа работы сети, ставшее возможным с применением особого модуля этой технологии;
  • повышение эффективности и наглядности в восприятии графической информации и некоторые другие преимущества.

Усовершенствование работы модуля паспортизации , позволяющее вводить, обрабатывать и хранить всю необходимую для работы информацию - включая не только паспорта каждого объекта теплосети, но и сопутствующую нужную информацию в виде соответствующих таблиц.

Следует отметить, что современное программное обеспечение для теплоснабжающих организаций и предприятий водоснабжения и водоотведения далеко не исчерпывается перечисленными технологиями. Индустрия создания программных продуктов характеризуется их быстрым развитием и совершенствованием.

Тенденции модернизации в ЖКХ

К числу тенденций модернизации программного обеспечения для водоканалов и теплосетей можно отнести:

  • повышение оперативности, эффективности и результативности процесса обработки информации (в первую очередь заявок на осуществление профилактических и ремонтно-аварийных работ на объектах и (или) наиболее значимом оборудовании систем водоканалов и теплосетей);
  • снижение затрат на внедрение, поддержку, функционирование и модернизацию новейших технологий в данной сфере;
  • сокращение времени вычислений, касающихся особенностей проектирования, функционирования, модернизации теплосетей и водоканалов, а также минимизации накопления ошибок таких вычислений;
  • улучшение оперативной готовности к работе, в т. ч. благодаря отсутствию дополнительных финансовых затрат на приобретение и легализацию (путем покупки соответствующей лицензии) работы соответствующей IT-платформы;
  • развитие комплексно-системной идентификации указанных объектов или оборудования;
  • неуклонное увеличение мощности систем;
  • стремление к стандартизации отдельных элементов интерфейса программ, форматов данных и т. д.

Производители ПО постоянно работают над оптимизацией соотношения цены и качества выпускаемого продукта.

Немало внимания уделяется автоматизации работы ПО; совершенствованию качества, комфортности и удобства в эксплуатации данного ПО, качества и корректности осуществления моделирования и схематического изображения функционирования объектов или оборудования водоканалов и теплоснабжающих (теплосетевых) организаций.

Социальная значимость жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), повышенное внимание к его проблемам и развитию со стороны государственных органов требуют от всей отрасли не только высоких темпов реформирования, но и серьёзных технологических и управленческих изменений. Проводимая реформа в соответствии с Программой модернизации ЖКХ подразумевает ее техническое перевооружение, повышение качества, надежности и доступности предоставления услуг.

Поставленные в рамках модернизации ЖКХ задачи требуют от отрасли разработки и внедрения оптимальной модели взаимодействия субъектов жилищно-коммунального хозяйства, повышения его инвестиционной привлекательности, внедрения инновационных технологий, подготовки высококвалифицированных кадров и их переподготовки, формирование эффективного и ответственного собственника.

Внастоящее время жилищно-коммунальное хозяйство решает много проблем, вызванных прежде всего неэффективным управлением итяжелым финансовым положением, высокими затратами на текущий ремонт и техническое состояние, высокой степенью изношенности основных фондов, неэффективной работой коммунальных предприятий, большими потерями водных, энерго- идругих ресурсов. Следовательно, управление эффективностью жилищно-коммунальных услуг является приоритетной задачей для государства.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства представлена двумя основными взаимосвязанными элементами:

  • жилищный сектор, включающий в себя многоквартирные жилые дома (далее – МЖД) и индивидуальные домостроения, являющиеся основными потребителями коммунальных услуг.

Основными проблемами многоквартирных жилых домов являются:

  • низкая активность собственников жилья в управлении объектом кондоминиума;
  • неудовлетворенность владельцев квартир деятельностью части органов управления объектами кондоминиумов;
  • сосредоточение функций управления и содержания объекта кондоминиума в деятельности органов управления;
  • слабая практика накопления денежных средств на капитальный ремонт общедомового имущества;
  • отсутствие механизмов доступного кредитования органов управления объектами кондоминиума на ремонт общего имущества;
  • низкий уровень собираемости платежей за услуги по управлению и содержанию общего имущества объекта кондоминиума;
  • недостаточный уровень использования механизма предоставления жилищной помощи;
  • высокий уровень потребления энергоресурсов.

Учитывая то обстоятельство, что основной жилищный фонд был построен еще в советский период, то естественным будет направить все усилия, прежде всего на проведение капитального ремонта домов.

Реализация намеченной программы модернизации ЖКХ требует проведения не только по капремонт, но и проведения определенных мероприятий по энергосбережению, экологии и «зеленым технологиям», эффективному менджменту, организационным, правовым и экономическим аспектам развития жилищных отношений.

Опыт таких стран как Эстония, Польша, Словакия, Венгрия, Чехия показывает, что государство оказывает помощь собственникам квартир, финансируя проведение капитального ремонта от 10 до 50%.

Действительно, обновление и дальнейшее содержание жилых зданий – это, прежде всего, вопрос финансирования. Например, капремонт одного 9-этажного дома стоит в среднем 50 млн. тенге.

Фасад дома является общим имуществом собственников многоквартиного дома. Поэтому и решение по поводу его ремонта принимается на общем собрании собственников помещений. Фасад дома подвергается постоянным воздействиям солнечных лучей, ветра, атмосферным осадкам, поэтому он в скором времени теряет цвет, покрывается плесенью, внешний вид дома оставляет желать лучшего, а проживание в таком доме может негативно сказаться на здоровье людей. Своевременный ремонт является залогом того, что не возникнет необходимость производить капитальный ремонт. Если работы по ремонту крыши и фасадов выполнены в соответствии с требованиями нормативов и стандартов, то повторный ремонт нужно будет проводить не скоро.

Другая проблема фасада зданий наблюдается на стенах многоэтажных домов – это появление белых налетов, свидетельствующих о попадании и скоплении соли в раствор для кладки кирпичей.

Наружная отделка и утепление имеет ряд преимуществ, таких как защита от внешних воздействий: шум, конденсат, холод.

В соответствии со СНиП температура внутреннего воздуха в подъездах должна быть не менее +120С. Энергоэффективность проведения мероприятий по утеплению и герметизации окон и входных дверей в подъездах могут составлять до 5% от всей тепловой энергии, поступающей в систему отопления здания. При этом сроки окупаемости данного метода зависят от выбранного варианта реконструкции и могут составлять от 1 до 10 лет.

По данным акимата города Астаны, в соответствии с проведенными мерприятиями по термомодернизации зданий в рамках программы ЖКХ, были достигнуты следующие результаты: повышение энергоэффективности многоквартирных домов, увеличился класс их энергоэффективности, зафиксировано снижение энергопотребления отремонтированных многоэтажных домов (по тепловой энергии – до 50%, электрической – до 20%).

Программа модернизации жилого фонда города базируется на финансовой государственной поддержке, которая оказывается на возвратной основе. Выполненный акиматом Астаны расчет показал, что максимальная сумма финансирования капитального ремонта многоквартирного дома составила 65 млн. тенге. При этом охват жилищной помощью составил 29 млн. тенге. Сорок процентов общей суммы составили возвратные средства – 35 млн. тенге. Возврат средств жильцами, проживающими в квартире общей площадью 45 кв. метров, составил 5400 тенге за кв. метр. По другим, менее проблемным многоквартирным домам, суммы возврата значительно меньше (2000 тенге за кв. метр). При реализации Программы предусмотрена адресная поддержка малообеспеченных граждан для оплаты их расходов на проведение ремонта. На эти цели в виде финансовой помощи выделено 33,5 млн. тенге. Участниками программы в 2013 году стали 3,5 тысяч человек. Жилищной помощью охвачены 45% жителей домов вошедших в Программу.

Модернизация жилищного сектора, где основной задачей является обеспечение и содержание жилищного фонда, должна решать две задачи. Первое – формирование эффективного собственника, второе – внедрение оптимальной модели жилищных отношений.

Под термином «формирование эффективного собственника» понимается повышение ответственности собственников квартир. В Законе «О жилищных отношениях» ответственность собственников квартир содержит только единственный пункт – ответственность за несение расходов по содержанию общего имущества.

Государством предусматривается создание и развитие управляющих компании, в функции которого будет входить заключение договоров с подрядными организациями на ремонт домов и с сервисными компаниями – на оказание сервисных услуг.

Литература:

1. Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2011 года № 473.

2. http://zhkh.kz/multimedia/2013/24/ Модернизация жилищного фонда: опыт Астаны.

3. В.А.Спектор, М.Б.Рыбальченко. Инновационные принципы совершенствования управления в жилищно-коммунальном хозяйстве. Учебное пособие, Москва, 2008г.

Для коммунального хозяйства Екатеринбурга и Свердловской области осень 2012 года оказалась богатой на события. Первым стало внеочередное заседание Комитета по энергетике Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП). В его рамках был организован обучающий семинар «Энергосбережение в системах ЖКХ. Об основах повышения эффективности на объектах ЖКХ области», проведенный специалистами компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования, и рядом инженерных компаний Екатеринбурга. В Екатеринбурге в рамках Всероссийского совещания «Эффективное управление жилищным фондом, направленное на создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан» прошла серия «круглых столов», посвященных актуальным проблемам модернизации ЖКХ. В городе прошло выездное заседание Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по развитию ЖКХ с участием заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака. О своих впечатлениях, что же такое энергоэффективное ЖКХ, рассказал Вячеслав Гун, заместитель директора теплового отдела компании «Данфосс».

— Вячеслав Абрамович, какие из затронутых в ходе состоявшихся дискуссий вопросов реконструкции и модернизации российского ЖКХ показались вам наиболее актуальными?

— В ходе заседания Комитета по энергетике СОСПП были рассмотрены технические аспекты повышения энергоэффективности ЖКХ, обсуждались пути и методы реализации в России энергосервиса, который на сегодняшний день является необходимым и достаточным условием реализации любых проектов в сфере модернизации коммунального хозяйства и внедрения энергосберегающих технологий на его объектах.

Живейший интерес участники заседания и семинара проявили к современным технологиям и решениям регулируемого погодозависимого теплоснабжения, которые в условиях растущих цен на энергоносители позволяют существенно снизить затраты на теплоснабжение, а также демонстрируют довольно быструю окупаемость: вложенные средства возвращаются в среднем за два-четыре сезона. Это очень хороший показатель окупаемости для любого инвестиционного проекта. А качественное оборудование и грамотно организованная техническая поддержка являются надежной базой для широкого распространения энергосервиса.

На мероприятиях, прошедших в рамках Всероссийского совещания, обсуждались вопросы как организационного, так и технического характера. Среди первых следует особо выделить обсуждение поправок к действующему Жилищному кодексу. Как известно, реализуемая в России федеральная программа капитального ремонта постепенно завершается, вернее — переходит на региональные уровни. Поэтому требуется проработать новые механизмы финансирования этих программ, обеспечивающие максимальную оптимизацию затрат на капитальные ремонты.

Задачи Фонда содействия реформированию ЖКХ теперь несколько меняются. Одной из основных будет модернизация и реконструкция муниципальной инженерной инфраструктуры. По словам Дмитрия Козака, на эти цели в проекте обсуждаемого федерального бюджета планируется выделение 15 млрд. рублей. Еще 18 млрд. рублей будет выделено на капитальный ремонт многоквартирных домов и 107 млрд. рублей — на программы ликвидации аварийного жилищного фонда.

Также я бы хотел остановиться на тематике «круглого стола» «Модернизация коммунальной инфраструктуры: переход от слов к делу», который состоялся 19 октября. В его ходе, помимо прочего, обсуждались технические вопросы реконструкции тепловых сетей и объектов ЖКХ, в том числе ЦТП и котельных, а также проекты постепенного закрытия ЦТП и перехода на АИТП, проекты по закрытию открытых систем ГВС и автоматизации систем теплоснабжения зданий в ходе реконструкции. По этим вопросам я сделал небольшой доклад для участников «круглого стола».

— Каковы итоги мероприятий, что бы вы хотели особо отметить?

— По итогам внеочередного заседания Комитетом по энергетике СОСПП был предложен ряд инициатив, которые могут существенно облегчить развитие энергосервиса в регионе, а значит, будут способствовать форсированной модернизации коммунального хозяйства и повышению его энергоэффективности.

В частности, в рамках реализации областной целевой программы «Энергосбережение в Свердловской области» на 2011-2015 годы» было решено предоставлять в 2013 году субсидии муниципальным образованиям Свердловской области на софинансирование программ в сфере энергосбережения.

Для привлечения внебюджетных средств на реализацию энергосберегающих мероприятий в инженерной инфраструктуре органам местного самоуправления рекомендовано привлекать специализированные организации к разработке конкурсной документации для заключения энергосервисных контрактов.

Кроме того, при Министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области будет создан экспертный совет по рассмотрению схем теплоснабжения муниципальных образований.

Мы внесли в перечень решений внеочередного заседания Комитета ряд пунктов, поддерживающих внедрение энергосберегающих технологий при проведении капремонта. В частности, администрациям городов области рекомендовано при составлении программ реконструкции вносить в реестр многоквартирных домов в первую очередь те здания, для которых подготовлены комплексные решения по повышению энергоэффективности. Управляющим компаниям и ТСЖ также рекомендовано применять комплексные меры по повышению энергоэффективности зданий, а муниципалитетам — объектов социально-культурного назначения и коммунальной инфраструктуры.

Теплоснабжающим организациям следует включать в предписания потребителям тепловой энергии по подготовке объектов к отопительному сезону применение регуляторов перепада давления в качестве ограничителей расхода.

Министерству энергетики и ЖКХ, Министерству промышленности и науки Свердловской области, руководителям предприятий промышленной, бюджетной сферы и ЖКХ рекомендовано использование средств погодного регулирования для достижения целей экономии тепловой энергии и сетевой воды и ликвидации проблем «перетопа» и «ошпаривания» при эксплуатации систем отопления и горячего водоснабжения зданий.

— Что именно нужно понимать под автоматизацией систем теплоснабжения? Сегодня на рынке можно встретить большое количество различных технических решений с различной сферой применения, начиная от радиаторных терморегуляторов для квартирных отопительных приборов и заканчивая регулирующими устройствами для управления подачей тепла в многоэтажный дом. Существуют ли какие-то комплексные решения и проекты, позволяющие раз и навсегда закрыть вопрос эффективности использования тепла в целом многоквартирном доме, на всех уровнях потребления?

— Да, именно этим вопросом мы и занимаемся на регулярной основе. За без малого 20 лет мы не просто сформировали комплексный подход к модернизации отопительных систем в жилых и общественных зданиях, но и создали большое количество готовых к реализации типовых проектов такой модернизации практически для всех серийно возводимых многоквартирных домов. Кроме того, мы располагаем сегодня всем необходимым набором оборудования.

В рамках каждого отдельно взятого жилого дома в общем случае необходимо реализовать трехступенчатую схему регулирования подачи тепла потребителям. Это погодозависимое регулирование на тепловом вводе, балансировка системы отопления по стоякам и регулирование непосредственно на отопительных приборах, о чем вы как раз и упомянули. Такая концепция позволяет сбалансировать распределение тепла по дому, ограничив его потребление реальной необходимостью. А чтобы получить при этом экономию, необходим двухступенчатый учет: общедомовой и по каждой квартире индивидуальный. Только в этом случае собственники жилья могут почувствовать личную выгоду от бережливого отношения к теплу. Конечно, все это предполагает, что здание соответствует современным нормам по теплоизоляции.

— Вы сказали о поквартирном учете. Перехода на него требует и действующее законодательство в области энергосбережения. Но ведь реализовать учет в российских многоквартирных домах с вертикальной стояковой разводкой отопительных систем весьма непросто.

— На первый взгляд, да, если использовать классический подход, то есть проводить в каждой квартире прямое измерение расхода теплоносителя. Для этого пришлось бы оснащать отдельным теплосчетчиком каждый радиатор в квартире, что не только очень дорого, но и нереализуемо, поскольку выпускаемые для нужд индивидуального учета тепла приборы не обладают достаточной точностью, чтобы измерять перепад температуры всего на одном отопительном приборе.

Однако существует другое решение. На каждом отопительном приборе без врезки в систему жестко крепится радиаторный распределитель, измеряющий температуру поверхности отопительного прибора. Установив такие датчики на всех радиаторах в квартирах дома, можно зафиксировать динамику изменения их температуры. Показания приборов автоматически передаются по радиоканалу на этажные приемники, оттуда — на домовой концентратор, и далее — на удаленный компьютер в расчетном центре. А поскольку мощность каждого отопительного прибора известна, можно с высокой степенью точности вычислить долю каждого из них в общем объеме потребления.

В конце месяца общедомовое потребление, зафиксированное прибором учета на тепловом вводе в здание, делится на 2 части в соответствии с проектными нормами: 35% относится на отопление общих помещений и распределяется между собственниками пропорционально их долевой собственности в доме, 65% делится между ними в соответствии с долями, определенными с помощью радиаторных распределителей.

— У вас есть опыт реализации подобных систем?

— Да, мы устанавливали их неоднократно и даже в течение трех лет проводили совместный с Правительством Москвы и институтом «МосжилНИИпроект» эксперимент на базе одного из жилых домов в Москве. Как показала практика, реализация проекта комплексной модернизации отопительной системы, о которой я уже говорил, вкупе с внедрением поквартирного учета тепла позволяет добиться в среднем 35-45% экономии в масштабах дома. Причем некоторые наиболее рачительные собственники умудряются сократить свое теплопотребление на 60-70%!

Есть опыт реконструкции отопительных систем и в целом ряде других городов, в том числе в Екатеринбурге, Омске, Тюмени, Уфе и других, а также в малых городах, например, в Заречном Свердловской области.

— Можно ли сказать, что все проблемы российского теплоснабжения решаются в масштабе отдельных зданий?

— Конечно, нет. В модернизации нуждается вся система. Переход к описанной мной схеме регулируемого потребления тепла предполагает установку в каждом здании автоматизированного индивидуального теплового пункта (АИТП). Это позволяет отказаться от малоэффективного «кустового» регулирования на ЦТП и снизить нагрузку на сетевые насосы, поскольку прокачку домовых систем теперь осуществляют насосы индивидуальных тепловых пунктов.

Логичное продолжение — перенос приготовления горячей воды для систем ГВС непосредственно в жилые дома. Для этого всего-то требуется добавить в состав АИТП еще один теплообменник, поскольку уже имеющийся в его составе двухканальный контроллер способен одновременно управлять подогревом воды и для системы отопления, и для системы ГВС.

Далее мы подходим к следующему важному выводу. Поскольку горячая вода готовится непосредственно в домах, отпадает потребность в четырехтрубном подключении — можно осуществлять его по двухтрубной схеме. Исключаются большие тепловые потери и утечки на трубопроводах ГВС от ЦТП до зданий, резко сокращаются затраты на их обслуживание и отсутствует необходимость в частом ремонте теплотрасс ГВС.

Перспективы, которые вы описываете, очень заманчивы. Но насколько реально реализовать все это сегодня на практике?

— Абсолютно реально. Сегодня уже есть опыт перевода с «кустовой» схемы ЦТП на индивидуальное регулирование практически целых микрорайонов ряда городов. Одним из примеров могут служить Набережные Челны, где процесс реконструкции начался почти 10 лет назад и сегодня практически завершен. Его результатом стало 30-40% сокращение потребления тепла в масштабах целого города.

Подобный проект был реализован также в городе Луга Ленинградской области, в данный момент осуществляется в Горно-Алтайске, столице Республики Алтай. Причем каждый раз решение о модернизации принималось исходя из реально существующих на местах проблем. Например, в Набережных Челнах очень остро стоял вопрос нехватки тепловых мощностей и ресурсов водоканала, а в Горно-Алтайске стоимость тепла была практически «неподъемной» для населения, достигая 4 тысяч рублей за гигакалорию. Наши решения — это не попытка навязать свои правила игры, но всегда ответ на запросы потребителя.

Интервью подготовлено пресс-службой «Данфосс»