14.1 Настоящая программа предусматривает:

  • порядок получения информации от Росфинмониторинга об организациях и физических лицах, включенных в соответствии со статьей 6 Федерального закона в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму или в отношении которых в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
  • порядок принятия решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • порядок и периодичность проведения мероприятий по проверке наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • информирование Росфинмониторинга о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и результатах проверок наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • порядок взаимодействия с организациями и физическими лицами, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, включая порядок их информирования о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • порядок выполнения требований, установленных пунктом 4 статьи 7.4 Федерального закона, при принятии соответствующего решения межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма;
  • порядок принятия решения, направленного на выполнение требований абзацев второго и третьего пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона.

14.2. Блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг – адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в Перечень, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень.



14.3. Блокирование (замораживание) имущества – адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в Перечень, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень.

14.4. Предприниматель обязан применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в Перечень, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

14.5. Порядок получения информации от Росфинмониторинга об организациях и физических лицах, включенных в соответствии со статьей 6 Федерального закона в Перечень или в отношении которых в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества.



14.5.1. Специальное должностное лицо осуществляет в ежедневном режиме мониторинг официального сайта уполномоченного органа, а также Личного кабинета на портале уполномоченного органа в целях получения информации об организациях или физических лицах, включенных в Перечень, исключенных из Перечня, либо информации об изменении сведений об организациях и физических лицах, включенных в Перечень, а также иной информации, размещаемой на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет.

14.5.2. Идентификационные данные Предпринимателя, необходимые для доступа в Личный кабинет на портале уполномоченного органа, хранятся у Специального должностного лица.

14.5.3. Лицом, ответственным за получение информации, размещаемой на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет, является Специальное должностное лицо.

14.5.4. Перечень в день его получения Специальном должностным лицом доводится последним до сотрудников Предпринимателя, осуществляющих идентификацию, путем его направления им в виде файла по электронной почте или путем его размещения во внутренней локальной сети Предпринимателя.

14.6. Порядок принятия решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

14.6.1. Предприниматель обязан применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в Перечень, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

14.6.2. Лицами, уполномоченными выявлять среди клиентов организации и физических лиц, в отношении денежных средств или иного имущества которых должны быть применены меры по замораживанию (блокированию), с использованием информации уполномоченного органа, являются Специальное должностное лицо и сотрудники Предпринимателя, осуществляющие идентификацию.

Лицом, уполномоченным применять у Предпринимателя меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества является Специальное должностное лицо.

14.6.3. В случае выявления лиц, указанных в п. 14.6.1 настоящих Правил, Специальное должностное лицо незамедлительно готовит внутреннее распоряжение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества по форме, установленной Предпринимателем, и передает указанное распоряжение на согласование Предпринимателю (приложение 11 к настоящим Правилам).

14.6.4. При получении от Специального должностного лица внутреннего распоряжения, указанного в п. 14.6.3. настоящих Правил, Предприниматель в тот же день незамедлительно принимает окончательное решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, визирует внутреннее распоряжение и возвращает его Специальному должностному лицу.

14.6.5. На основании полученного от Предпринимателя внутреннего распоряжения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества с визой Предпринимателя Специальное должностное лицо в тот же день незамедлительно принимает меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лица, указанного в распоряжении, и уведомляет о принятых мерах сотрудника Предпринимателя, осуществляющего бухгалтерский учет у Предпринимателя, сотрудника, ответственного за работу с данным клиентом, и Предпринимателя в письменном виде в свободной форме.

14.6.6. Все случаи применения мер по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества фиксируются Специальным должностным лицом в Журнале учета информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества, по форме, установленной Предпринимателем (приложение 20 к настоящим Правилам). Листы Журнала информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью Предпринимателя, а количество листов в нем заверено подписью Предпринимателя.

14.6.7. Журнал информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества формируется Специальным должностным лицом при первом случае замораживания (блокирования) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества у Предпринимателя и хранится в соответствии с Программой хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

14.6.8. В Журнале информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества фиксируются сведения о клиенте, основания применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, вид имущества клиента, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), с указанием идентифицирующих признаков такого имущества, иная необходимая информация.

14.6.9. Ответственным за фиксирование информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества и за ведение вышеуказанного Журнала является Специальное должностное лицо.

14.6.10. Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента должно прекращаться незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа информации об исключении такого клиента из Перечня либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.

14.6.11. В случае размещения на официальном сайте уполномоченного органа информации об исключении организации или физического лица из Перечня либо в случае размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о прекращении действия вынесенного ранее в отношении организации или физического лица решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, Специальное должностное лицо незамедлительно готовит в свободной форме распоряжение о прекращении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и передает указанное распоряжение на подпись Предпринимателю.

14.6.12. При получении от Специального должностного лица распоряжения, указанного в п. 14.6.11. настоящих Правил, Предприниматель незамедлительно принимает окончательное решение о прекращении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, подписывает распоряжение и возвращает Специальному должностному лицу.

14.6.13. На основании полученного распоряжения о прекращении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имуществ Специальное должностное лицо незамедлительно принимает меры по прекращению замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества лица, указанного в распоряжении, и незамедлительно уведомляет о принятых мерах сотрудника, ответственного за работу с данным клиентом, и Предпринимателя в письменном виде в свободной форме.

14.7. Порядок и периодичность проведения мероприятий по проверке наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

14.7.1. Предприниматель обязан не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок представления информации в уполномоченный орган изложен в разделе 15 настоящих Правил.

14.7.2. Указанная в п. 14.7.1. настоящих Правил проверка осуществляется Специальным должностным лицом. Результаты такой проверки Специальное должностное лицо фиксирует в акте проверки, составленном по форме, установленной Предпринимателем (приложение 13 к настоящим Правилам), и доводит до сведения Предпринимателя путем направления ему указанного акта в письменном виде в день его составления.

14.8. Информирование Росфинмониторинга о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и результатах проверок наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

14.8.1. Предприниматель информирует уполномоченный орган о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, а также о результатах проверки в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

14.8.2. Информация о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица, включенного в Перечень, либо организации и (или) физического лица, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих такой организации или физическому лицу денежных средств или иного имущества (далее - организация и физическое лицо), направляется Предпринимателем в уполномоченный орган незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и физического лица.

14.8.3. Информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направляется Предпринимателем в уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.

14.8.4. Порядок информирования Росфинмониторинга о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, а также о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества изложен в разделе 15 настоящих Правил.

14.9. Порядок взаимодействия с организациями и физическими лицами, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, включая порядок их информирования о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

14.9.1. Все обращения и запросы лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, принимаются Предпринимателем в письменном виде. Ответы на них Предприниматель также направляет в письменном виде.

Все обращения и запросы лиц, в отношении которых должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, фиксируются Предпринимателем в отдельном журнале.

Если клиент обращается к Предпринимателю за разъяснением причин неосуществления операции с денежными средствами или иным имуществом клиента, Предприниматель информирует клиента о том, что:

  • применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества является обязанностью Предпринимателя, установленной пп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона;
  • применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента должно прекращаться незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа информации об исключении такого клиента из Перечня либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.

14.9.2. Информирование клиента осуществляет Специальное должностное лицо.

14.9.3. О факте обращения клиента к Предпринимателю за разъяснением причин неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом клиента и о факте информировании клиента Специальное должностное в тот же день докладывает Предпринимателю в письменном виде в свободной форме.

14.10. Порядок выполнения требований, установленных пунктом 4 статьи 7.4 Федерального закона, при принятии соответствующего решения межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма и порядок принятия решения, направленного на выполнение требований абзацев второго и третьего пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона.

14.10.1. В целях обеспечения жизнедеятельности физического лица, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества, а также проживающих совместно с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принимается решение о назначении этому лицу ежемесячного гуманитарного пособия в размере, не превышающем 10 000 рублей (далее – Решение). Выплата указанного пособия осуществляется за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия.

14.10.2. Физическое лицо, включенное в Перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона (вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361) Уголовного кодекса Российской Федерации, процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361) Уголовного кодекса Российской Федерации, постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361) Уголовного кодекса Российской Федерации), в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:

14.10.2.1. Осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;

14.10.2.2. Осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанного в п. 14.10.2 настоящих Правил;

14.10.2.3. Осуществлять в порядке, установленном п. 8.1.-8.3 настоящих Правил, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 14.10.2.1., а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.

14.10.3. Предприниматель в случае наличия решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о назначении лицу, в отношении которого должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, ежемесячного гуманитарного пособия, выплачивает указанному лицу ежемесячное гуманитарное пособия в размере, не превышающем 10 000 рублей, за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия.

14.10.4. При обращении к Предпринимателю лица, включенного в Перечень или указанного в Решении, за выплатой ему вышеуказанных денежных средств сотрудник Предпринимателя, осуществляющий непосредственно работу с данным клиентом, в устной форме запрашивает у него документы, подтверждающие законность получения денежных средств.

14.10.5. Все полученные от лица, включенного в Перечень или указанного в Решении, документы сотрудник Предпринимателя в день их получения передает на проверку Специальному должностному лицу. Факт получения указанных документов Специальное должностное лицо фиксирует в Журнале учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень, по форме, установленной Предпринимателем (приложение 20 к настоящим Правилам). Листы Журнала учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень, должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью Предпринимателя, а количество листов в нем заверено подписью Предпринимателя.

14.10.6. Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень, формируется Специальным должностным лицом при первом случае выплаты или отказа в выплате денежных средств физическому лицу, включенному в Перечень или указанному в Решении, и хранится в соответствии с Программой хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

14.10.7. В случае обращения лица, включенного в Перечень или указанного в Решении, Специальное должностное лицо формирует заключение о выплате денежных средств и передает его Предпринимателю. Факт передачи указанного заключения Специальное должностное лицо фиксирует в Журнале учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень.

14.10.8. Предприниматель в день получения заключения Специального должностного лица о выплате денежных средств, принимает окончательное решение о выплате денежных средств, о чем делает отметку на заключении Специального должностного лица.

14.10.9. Заключение Специального должностного лица с резолюцией Предпринимателя о выплате денежных средств вместе с обосновывающими документами, передается сотруднику Предпринимателя, осуществляющему бухгалтерский учет у Предпринимателя, для оформления и осуществления обратившемуся физическому лицу выплаты. Факт передачи указанного заключения сотруднику Предпринимателя, осуществляющему бухгалтерский учет у Предпринимателя, Специальное должностное лицо фиксирует в Журнале учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень.

14.10.10. Сотрудник Предпринимателя, осуществляющий бухгалтерский учет у Предпринимателя, получив документы, указанные в п. 14.10.9. настоящих Правил, производит выплату получателю денежных средств в размере, указанном в заключении, о чем уведомляет Специального должностного лица путем направления ему копий платежных документов.

14.10.11. Специальное должностное лицо на основании документов и информации, полученной от сотрудника Предпринимателя, осуществляющего бухгалтерский учет у Предпринимателя, заносит в Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень, сведения о получателе выплаты, размере выплаченных средств, дате выплаты и иную необходимую информацию о выплате.

14.10.12. В случае отсутствия данных о наличии в отношении обратившегося к Предпринимателю получателя гуманитарного пособия Решения, указанного в п. 14.10.3. настоящих Правил, оснований, указанных в п. 14.10.2. настоящих Правил, Специальное должностное лицо формирует заключение об отказе в выплате, которое визируется у Предпринимателя. Обратившееся к Предпринимателю за выплатой лицо письменно уведомляется Специальным должностным лицом об отказе в выплате. Факт отказа в выплате фиксируется Специальном должностным лицом в Журнале учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень.

14.10.13. Рассмотрение Предпринимателем вопроса о выплате денежных средств осуществляется не позднее одного дня со дня обращения получателя к Предпринимателю за выплатой ему денежных средств.

14.10.14. Предприниматель при выплате ежемесячного гуманитарного пособия за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия, учитывает, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

14.11. В случае, если Предприниматель состоит с организацией или физическим лицом, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) их денежных средств или иного имущества, в гражданско-правовых, трудовых либо иных порождающих обязательства имущественного характера отношениях и понесло имущественный ущерб в результате замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества, оно вправе обратиться в суд с гражданским иском к лицу, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества, о возмещении имущественного ущерба.

В случае удовлетворения судом указанного иска взысканная сумма и судебные расходы возмещаются за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих ответчику.

30 июня 2013 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – закон № 134-ФЗ), которым внесены изменения в 26 федеральных законов. Вносимые в федеральные законы изменения преследуют цель создания условий для предотвращения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций, в том числе с использованием фирм-однодневок, а также противодействия легализации преступных доходов, финансирования терроризма, уклонению от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получению коррупционных доходов.

Значительная часть изменений непосредственно касается деятельности кредитных организаций и возлагает на них ряд новых обязанностей, что потребует от кредитных организаций осуществления ряда мероприятий по существенной переработке внутренних документов (в том числе правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПВК по ПОД/ФТ), документов, регулирующих порядок открытия счетов, в том числе устанавливающих перечень документов, предоставляемых клиентами для открытия счета, типовых форм анкет клиентов и др.) и типовых договоров, заключаемых с клиентами, а также доработки соответствующего программного обеспечения. Очевидно, что реализация кредитными организациями новых требований законодательства не обойдется без значительных финансовых и трудозатрат. Приходится констатировать, что государство все более активно использует кредитные организации в решении задач, связанных с противодействием незаконным финансовым операциям путем возложения на них дополнительных контрольных функций.

Предметом настоящей статьи является рассмотрение новых требований законодательства, касающихся деятельности кредитных организаций.

Если кратко, то изменения законодательства, затрагивающие деятельность кредитных организаций, сводятся к следующему:

Установлены новые обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами.Введены понятия «бенефициарный владелец», «блокирование (замораживание) безналичных денежных средств»;

Изменены и дополнены основания для отказа в заключении договора банковского счета и его расторжения;

Изменен порядок доступа государственных органов к сведеньям, составляющим банковскую тайну;

На кредитные организации возложены обязанности сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) счета физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, а также об открытии (закрытии) налогоплательщикам вклада (депозита).

Значительные изменения Законом № 134-ФЗ внесены в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) и касаются изменений функций организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым (среди прочих) относятся кредитные организации.

Изменения, внесенные в Закон № 115-ФЗ, направлены на пресечение незаконных финансовых операций и учитывают рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), принятые в феврале 2012 года.

ФАТФ является межправительственной организацией, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. ФАТФ была учреждена в 1989 году. В настоящее время членами ФАТФ являются 32 государства и 2 международные организации. Россия была принята в постоянные члены ФАТФ в июне 2003 года.

Как указывается в Рекомендациях ФАТФ, страны имеют различные правовые, административные и оперативные структуры и различные финансовые системы, в связи с чем не могут принимать идентичные меры по противодействию этим угрозам. Поэтому странам следует адаптировать к своим конкретным условиям Рекомендации ФАТФ, которые устанавливают международные стандарты.

Особое внимание хотелось бы обратить на отдельные Рекомендации ФАТФ, которые были учтены в Законе № 134-ФЗ.

(a) идентификация клиента и подтверждение личности клиента с использованием надежных, независимых первичных документов, данных или информации;

(b) определение бенефициарного собственника и принятие таких разумных мер по проверке личности бенефициарного собственника, которые позволят финансовому учреждению считать, что ему известно, кто является бенефициарным собственником. Для юридических лиц и образований это должно включать получение информации финансовыми учреждениями о структуре управления и собственности клиента;

(c) понимание и, когда это необходимо, получение информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений;

(d) проведение на постоянной основе надлежащей проверки деловых отношений и тщательный анализ сделок, совершенных в рамках таких отношений для того, чтобы убедиться в соответствии проводимых сделок сведениям финансового учреждения о клиенте, его хозяйственной деятельности и характере рисков, в том числе, когда необходимо, об источнике средств.

Финансовые учреждения должны быть обязаны применять указанные выше меры НПК с учетом риск-ориентированного подхода (РОП).

Финансовые учреждения должны быть обязаны проверять личность клиента и бенефициарного собственника до или в ходе установления деловых отношений или совершения операций (сделок) с разовыми клиентами.

В тех случаях, когда финансовое учреждение не может выполнить требования пунктов (а) - (d) с учетом применения риск-ориентированного подхода, оно должно быть обязано не открывать счет, не вступать в деловые отношения и не осуществлять сделку; или оно должно быть обязано прекратить деловые отношения; и ему следует рассмотреть вопрос о направлении сообщения о подозрительной операции (сделке) в отношении этого клиента.

Эти требования должны применяться ко всем новым клиентам, хотя финансовым учреждениям следует также применять эту рекомендацию в отношении существующих клиентов исходя из масштаба деловых отношений и риска, а также проводить надлежащую проверку таких существующих отношений в соответствующие сроки.

Рекомендации ФАТФ раскрывают термин бенефициарный собственник, который относится к физическому лицу (лицам), которое, в конечном счете, владеет или осуществляет контроль над клиентом и/или физическим лицом, от имени которого проводится операция (сделка). Это также включает тех лиц, которые, в конечном счете, осуществляют эффективный контроль над юридическим лицом или образованием. Указание «в конечном счете, владеет или осуществляет контроль» и «конечный эффективный контроль» относится к ситуациям, в которых право собственности или контроль осуществляются через цепочку владения или иной контроль, кроме контроля напрямую.

В пояснительной записке к Рекомендации 10 указывается, что финансовые учреждения должны быть обязаны идентифицировать бенефициарных собственников клиента и принимать разумные меры для удостоверения личности таких лиц, используя следующую информацию (для юридических лиц):

(i.i) личные данные физических лиц (если таковые есть, поскольку возможно такое распределение долей участия, при котором физических лиц (действующих самостоятельно или совместно), осуществляющих контроль юридического лица через право собственности, может и не быть), владеющих, в конечном итоге, контрольной долей участия в юридическом лице (при этом контрольная доля участия зависит от структуры собственности компании. Она может базироваться на пороговом значении, например, любое лицо, владеющее свыше определенного процента компании, например, 25 %); и,

(i.ii) в тех случаях, когда имеются сомнения по пункту (i.i), являются ли лица (лицо) с контрольной долей участия бенефициарными собственниками (собственником), или ни одно физическое лицо не осуществляет контроль через имущественные интересы, личные данные физических лиц (если есть), осуществляющих контроль юридического лица или образования на иных основаниях;

(i.iii) если физических лиц, указанных в пунктах (i.i) или (i.ii) выше, не выявлено, то финансовые учреждения должны идентифицировать и принять разумные меры для удостоверения личности соответствующего физического лица, занимающего старшую руководящую должность.

Идентификация клиента и бенефициарных владельцев по Российскому законодательству

При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов – юридических лиц получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с кредитной организацией;

На регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов ;

Принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев .

Следует отметить, что закрепление в законодательстве указанных выше обязанностей не является новостью для кредитных организаций, поскольку такие обязанности в иных формулировках содержатся качестве рекомендаций в документах Банка России.

Так, согласно рекомендациям Банка России, изложенным в Письме от 30.06.2005 № 92-Т, реализация принципа «Знай своего клиента» в кредитной организации предусматривает: тщательную проверку достоверности сведений, предоставляемых клиентами и контрагентами, учредителями (участниками); анализ документов, определяющих правовой статус клиента и контрагента, а также полномочий лиц, заключающих договоры; определение сферы деятельности клиентов и контрагентов, анализ информации об их деловой репутации, анализ изменения показателей отчетности, изменение сферы деятельности постоянных клиентов и контрагентов. При установлении отношений с юридическими лицами кредитной организации рекомендуется предпринимать обоснованные и доступные меры по установлению и идентификации лиц, имеющих возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления юридического лица.

Закон № 134-ФЗ вводит и раскрывает отсутствовавшее ранее в законодательстве Российской Федерации понятие «бенефициарный владелец » – физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Законом 134-ФЗ уточняется, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя до приема клиента на обслуживание .

При этом идентификация бенефициарных владельцев не проводится (за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ) в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся:

органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;

международными организациями, иностранными государствами или административно-территориальными единицами иностранных государств, обладающими самостоятельной правоспособностью;

эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах.

В случае, если в результате принятия предусмотренных Законом № 115-ФЗ мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента .

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, также обязаны обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

В свою очередь, клиенты обязаны (ранее такой обязанности клиента законодательство не предусматривало) предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Закона № 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

На мой взгляд, при имплементации Рекомендаций ФАТФ в Российское законодательство законодатель не в полной мере учел нормы действующего корпоративного законодательства и практику их применения. Определение понятия бенефициарного владельца дано нечетко, что может стать основанием для различных трактовок этого понятия кредитными организациями, их клиентами и регулятором. На мой взгляд, требуют дополнительного разъяснения такие категории как «косвенное владение клиентом» и «возможность контролировать действия клиента». Кредитным организациям и их клиентам, руководствуясь новыми требования законодательства, будет достаточно сложно выявить и идентифицировать бенефициарного владельца. Понимая эту сложность, законодатель требует от кредитных организаций принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев (в отличие от однозначного требования идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя). Скорее всего, кредитные организации подойдут к выполнению требований об идентификации бенефициарного владельца формально и ограничатся получением соответствующих сведений по запросу от клиента.

В ходе обсуждения законопроекта высказывалось вполне обоснованное, на мой взгляд, мнение о том, что возможная реализация требований об идентификации бенефициарных владельцев «может проходить на этапе государственной регистрации юридических лиц, когда учредители юридических лиц будут обязаны сами раскрывать все цепочки бенефициаров и контролирующих лиц регистрационному органу, с последующим раскрытием данных сведений вместе со сведениями из ЕГРЮЛ». Реализация такого подхода соответствует положениям пунктов 7 и 8 Пояснительной записки к Рекомендации 24.

Блокирование (замораживание) безналичных денежных средств

Среди новых понятий, вводимых Законом № 134-ФЗ, следует отметить такое понятие, как «блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг » – адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

Термин замораживание используется в Рекомендациях ФАТФ в контексте конфискации и обеспечительных мер (Рекомендации 4, 32 и 38) и означает запрет перевода, конверсии, распоряжения или передвижения любых средств, имущества, доходов или инструментов на основании и в течение всего срока действия решения, принятого компетентным органом или судом в рамках механизма замораживания или до принятия компетентным органом решения о конфискации или об обращении в доход государства. Во всех случаях замороженные имущество, оборудование, инструменты, средства или другие активы остаются в собственности физического или юридического лица (лиц), имевших долю в них на момент замораживания, и могут оставаться в управлении третьих лиц либо, согласно другим договоренностям, достигнутым этим физическим или юридическим лицом (лицами) до начала действия замораживающего механизма, или в соответствии с другими национальными положениями.

Закон № 134-ФЗ предусматривает следующий механизм блокирования (замораживания) денежных средств. Межведомственный координационный орган, осуществляющий функции по противодействию финансированию терроризма (создание которого предусматривает указанный Закон), при наличии достаточных оснований подозревать причастность организации или физического лица к террористической деятельности принимает решение о блокировании (замораживании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица. Росфинмониторинг незамедлительно размещает указанное решение в сети Интернет на своем официальном сайте. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения указанного решения, применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества , незамедлительно проинформировав о принятых мерах Росфинмониторинг.

Таким образом, механизм блокирования (замораживания) денежных средств предусматривает осуществление кредитными организациями постоянного мониторинга сайта Росфинмониторинга. При этом Закон № 134-ФЗ не раскрывает перечень мер по замораживанию (блокированию) денежных средств.

На мой взгляд, требует дополнительного разъяснения содержание категорий «блокирование (замораживание) безналичных денежных средств» и «приостановление операций», также их соотношение.

Согласно п. 10 ст. 7 Закона 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок указанные организации осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

Из анализа приведенных выше норм следует вопрос: должна ли кредитная организация осуществлять приостановление и возобновление операций, проводимых лицом, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств.

Законодательством на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг.

Об основаниях отказа в заключении договора банковского счета и его расторжения

Концептуальные изменения затронули правоотношения, связанные с заключением и расторжением договора банковского счета.

Запрет кредитным организациям открывать и вести счета (вклады) на анонимных владельцев дополнен запретом открывать и вести счета (вклады) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы), что соответствует рекомендации ФАТФ, согласно которой финансовым учреждениям должно быть запрещено вести анонимные счета или счета, открытые на явно вымышленные имена.

Пункт 5.2. Закона № 115-ФЗ изложен в новой редакции, из которой следует, что кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Утратившая силу редакция пункта 5.2. ст. 7 Закона № 115-ФЗ предусматривала, что кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в следующих случаях:

отсутствие по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;

непредставление физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в настоящей статье сведения, либо представления недостоверных документов;

наличие в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности, полученных в соответствии с Законом № 115-ФЗ.

На мой взгляд, указанные выше случаи могут стать основанием для отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, при условии, что такие случаи будут содержаться в ПВК по ПОД/ФТ в качестве оснований/критериев для подозрений в том, что договор заключается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Ранее законопроект предусматривал возможность применения «критериев обоснованности подозрений », которые должны устанавливаться Банком России в подзаконных нормативных актах. Из норм вступившего в силу Закона № 134-ФЗ следует, что право установления таких критериев предоставлено кредитным организациям в ПВК по ПОД/ФТ.

Новая редакция пункта 5.2. Закона № 115-ФЗ предоставляет кредитной организации право расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

Согласно этой норме, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Закона № 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма .

Таким образом, кредитные организации вправе отказать клиентам в заключении договора банковского счета либо в проведении операций по счету в случае наличия подозрений о том, что договор заключается либо операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Порядок расторжения договора банковского счета по основанию, указанному в Законе № 115-ФЗ, изложен в ГК РФ. Согласно пункту 1.2, которым дополнена ст. 859 ГК РФ, банк вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных законом, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении шестидесяти дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета.

Со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета до дня, когда договор считается расторгнутым, банк не вправе осуществлять операции по банковскому счету клиента, за исключением операций по начислению процентов в соответствии с договором банковского счета, по перечислению обязательных платежей в бюджет и операций, предусмотренных пунктом 3 ст. 859 ГК РФ (перечисление или выдача остатка денежных средств клиента при закрытии счета).

В случае неявки клиента за получением остатка денежных средств на счете в течение шестидесяти дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета либо неполучения банком в течение указанного срока указания клиента о переводе суммы остатка денежных средств на другой счет банк обязан зачислить денежные средства на специальный счет в Банке России, порядок открытия и ведения которого, а также порядок зачисления и возврата денежных средств с которого устанавливается Банком России.

Такой порядок установлен Банком России в Указании от 15.07.2013 № 3026-У.

Внесенные изменения в Закон № 115-ФЗ и ГК РФ подтверждают дальнейшее развитие тенденции значительного расширения сферы применения публично-правовых норм в регулировании отношений, связанных с открытием и ведением банковского счета.

О доступе государственных органов к сведениям, составляющим банковскую тайну

Изменения законодательства о банковской тайне предусматривают исключение права полиции при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций (и соответственно обязанность кредитных организаций выдавать) справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ранее предусмотренные пунктом 4 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и частью третьей ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Вместе с тем право получения справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по операциям, счетам и вкладам физических лиц предоставлено на основании судебного решения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений.

Статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» дополнена также нормой, согласно которой сведения о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц предоставляются кредитной организацией налоговым органам в порядке , установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Такой порядок установлен пунктом 2 ст. 86 НК РФ, из новой редакций которого следует, что банки обязаны выдавать налоговым органам указанные сведения в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в следующих случаях:

  1. проведения налоговых проверок указанных лиц;
  2. истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;
  3. вынесения решения о взыскании налога;
  4. принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций и переводов.

В первом и втором случаях сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть запрошены налоговыми органами только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

Следует отметить, что изменения внесены также в пункт 1 ст. 86 НК РФ. Согласно этим изменениям (вступают в силу с 1 июля 2014 года) на банки возложена обязанность сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета не только в отношении организации и индивидуального предпринимателя, но также в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем . Банки обязаны будут сообщать в отношении указанных лиц также информацию об открытии или о закрытии ими вклада (депозита) и об изменении реквизитов вклада (депозита).

Таким образом, кредитным организациям в связи с вступлением в силу Закона № 134-ФЗ предстоит комплексная работа по приведению своей деятельности в соответствие с требованиями указанного Закона.

Порядок блокирования или разблокирования денежных средств в размере обеспечения заявок на участие регламентирован ст. 44 Федерального закона № 44-ФЗ.

Блокирование денежных средств в размере обеспечения заявок - в течение 1 часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке (ч. 20 ст.44).

Разблокирование обеспечения заявки

Заявка отозвана Участником - в течение 1 рабочего дня с даты поступления уведомления об отзыве указанной заявки (ч. 21 ст. 44);

Отказ Участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе - в течение 1 (одного) рабочего дня, следующего после даты поступления Оператору протокола рассмотрения заявок / протокола рассмотрения и оценки заявок (п. 22 ст. 44);

Участник электронного аукциона не принял участие в аукционе - в течение 1 (одного) рабочего дня с даты размещения на Электронной площадке протокола проведения аукциона (п. 23 ст. 44);

Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, признана не соответствующей требованиям документации о закупке - в течение 1 (одного) рабочего дня с даты размещения на Электронной площадке протокола подведения итогов (ч. 24 ст. 44);

Разблокирование денежных средств Участников, не признанных Победителями по результатам протокола подведения итогов - в течение не более чем 1 (одного) рабочего дня с даты публикации протокола подведения итогов (п. 1 ч. 8 ст.44);

Отмена определения поставщика - в течение 1 (одного) рабочего дня с даты поступления информации об отмене определения поставщика (п. 2 ч. 8 ст. 44);

Разблокирование денежных средств Участника, признанного Победителем по итогам протокола подведения итогов - в течение 1 (одного) рабочего дня с даты размещения в единой информационной системе подписанного проекта контракта (п. 1 ч. 8 ст 44).

В соответствии с ч. 27 ст. 44 в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, поданных одним участником таких закупок, комиссией по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, Оператор электронной площадки по истечении 30 (тридцати) дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет Заказчику денежные средства, внесенные этим Участником в качестве обеспечения последней заявки на счет, который указан Заказчиком.

Информация была полезной?

1. отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (пункт 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ));

2. отказу от заключения договора банковского счета и расторжению договора банковского счета (вклада) (пункт 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ);

3. замораживанию (блокированию) денежных средств (подпункт 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ);

4. приостановлению операций (пункт 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).

Статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ закреплен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которых распространяются требования Федерального закона N 115-ФЗ. В данный перечень, в том числе, входят кредитные организации.

Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, закреплены в статье 7 Федерального закона N 115-ФЗ:

1. Пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено право кредитных организаций отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в случае, если у сотрудника кредитной организации, в ходе реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что операция (сделка) совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено право кредитных организаций:

Отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица, в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

Расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7

3. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрена обязанность применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в Перечень, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

При этом согласно пункту 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:

1) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;

2) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица;

3) осуществлять в порядке, установленном пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.

4. Пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлена обязанность по приостановлению операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

Юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

Физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ вышеуказанные организации осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, на срок до 30 суток в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

При этом, согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами (в случаях, установленных федеральными законами, учреждениями, подведомственными государственным органам) в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия указанных надзорных органов или учреждений в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп осуществляет Банк России.

порядок доведения информации о результатах проведенной в кредитной организации, в том числе в ее филиалах, проверки и информации о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, выявленных в ходе проведения проверки, до руководителя кредитной организации;

порядок информирования уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, а также о результатах проверки.

В программу, определяющую порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента и порядок проведения проверки, могут включаться иные положения по усмотрению кредитной организации.

7.1.2. Кредитная организация определяет в ПВК по ПОД/ФТ порядок информирования клиента о неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом клиента в связи с наличием сведений о нем в Перечне организаций и физических лиц либо решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества.

7.1.3. Кредитная организация определяет в ПВК по ПОД/ФТ порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента при наличии у кредитной организации информации об исключении сведений о таком клиенте из Перечня организаций и физических лиц либо о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента, а также порядок частичной или полной отмены применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в случае, установленном