1. В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Налоговые правонарушения представляют собой одну из частей правового поведения в сфере налогообложения.

В состав правового поведения входит как правомерное, так и противоправное поведение участников налоговых отношений; их юридически безразличное поведение для права непосредственного интереса не представляет. В сфере налогообложения широко распространено правомерное поведение, при котором участники налоговых отношений не выходят за пределы принадлежащих им субъективных прав и добросовестно исполняют возложенные на них обязанности. В то же время нередки также случаи нарушения норм законодательства о налогах и сборах, что влечет необходимость применения к виновным лицам принудительных мер в целях пресечения таких нарушений, восстановления прежнего положения и предупреждения противоправного поведения в дальнейшем. При этом не всякое противоправное поведение в сфере налогообложения является налоговым правонарушением. Для признания нарушения нормы, закрепленной в акте законодательства о налогах и сборах, в качестве налогового правонарушения необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками: 1)

налоговое правонарушение - это поведенческий акт налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента или иного обязанного лица. Иными словами, это деяние, которое может быть совершено в двух формах: действия или бездействия; 2)

налоговое правонарушение - это противоправное деяние, так как при его совершении нарушаются нормы, закрепленные в актах законодательства о налогах и сборах; 3)

налоговое правонарушение - это виновное деяние; 4)

налоговое правонарушение - это общественно вредное деяние, так как причиняет вред такому сектору публичных финансов, как бюджетные доходы; 5)

налоговое правонарушение - наказуемое деяние, так как за его совершение предусмотрено применение к виновному лицу принудительных мер имущественного характера. Иными словами, налоговое правонарушение - это основание для реализации юридической ответственности в сфере налогообложения.

К тому же налоговым правонарушением может признаваться только то деяние, которое совершено деликтоспособным лицом, то есть лицом, способным нести налоговую ответственность.

Таким образом, налоговому правонарушению свойственны все признаки, присущие правонарушениям в целом. Вместе с тем налоговые правонарушения обладают и рядом особенностей.

2. Налоговое правонарушение - это всегда поведенческий акт, деяние, выступающее в форме активного действия либо бездействия. Не может быть признано правонарушением событие даже в тех случаях, когда оно повлекло общественно вредные последствия в сфере налогообложения.

Деяние как акт человеческого поведения осуществляется под контролем сознания и воли, то есть обладает интеллектуальным и волевым компонентами. Осуществление деяния под контролем сознания означает, что лицо, его совершающее, осознает либо должно и может осознавать его правовое значение, а также предвидит либо должно и может предвидеть связанные с этим деянием вредные последствия. Особенностью поведенческих актов в области налогообложения является то, что реализация их интеллектуального компонента предполагает определенные познания в области налогового права и бухгалтерского учета. Разумеется, это требует определенной предварительной подготовки. Поэтому для некоторых профессиональных участников финансовых отношений (аудиторов, специалистов по работе с ценными бумагами, главных бухгалтеров и т.д.) устанавливаются специальные квалификационные требования, а для удостоверения их соответствия данным требованиям может проводиться государственная аттестация. Последняя представляет собой юридический акт проверки квалификации специалистов в области финансов с последующим признанием и удостоверением со стороны государства (в лице уполномоченных государственных органов) факта того, что эти лица соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

Для реализации интеллектуального компонента поведенческих актов организаций в области налогообложения, как правило, характерно то, что в их совершении участвуют два лица - руководитель организации и ее главный бухгалтер. Привлечение главного бухгалтера к правовому поведению в сфере налогообложения объясняется необходимостью обеспечить наиболее квалифицированный контроль за таким поведением со стороны специалиста.

Волевой компонент поведенческих актов в сфере налогообложения состоит в том, что они выражают волю лица, их совершающего, к достижению определенного результата. Волевой компонент поведенческих актов организаций также в большинстве случаев отличает необходимость привлечения к их совершению главных бухгалтеров.

Как поведенческий акт налоговое правонарушение может совершаться в двух формах - действия и бездействия.

В форме действия налоговые правонарушения совершаются, как правило, в тех случаях, когда на правонарушителе лежит обязанность воздержаться от активных действий. В форме бездействия налоговые правонарушения совершаются в тех случаях, когда на правонарушителя, напротив, законом или иным нормативным правовым актом возложена обязанность совершить определенные действия, а он воздерживается от их совершения. Следует отметить, что большинство налоговых правонарушений совершаются именно в форме бездействия.

Физической возможностью совершать деяния (действия или бездействие) и таким образом выражать свою волю обладают только люди (физические лица). Однако субъектами налоговых правонарушений могут быть также и организации (п. 1 ст. 107 НК РФ). Причем привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ). Таким образом, за одно и то же противоправное деяние разные виды ответственности могут нести как само физическое лицо, его совершившее, так и организация, должностным лицом которой это физическое лицо является. 3.

Налоговую ответственность влечет не всякое деяние, выражающее волю лица, его совершающего, к достижению общественно вредных последствий в сфере налогообложения, а только то, которое обладает признаком противоправности, то есть нарушает нормы, закрепленные в актах законодательства о налогах и сборах.

Противоправность в сфере финансов (в частности, в сфере налогообложения) может реализовываться в двух формах, зависящих от типа юридической обязанности, возложенной на правонарушителя: активной или пассивной. Активная юридическая обязанность предполагает, что ее носитель обязан совершить определенные действия, направленные на ее исполнение, в то время как управомоченное лицо вправе только требовать совершения таких действий. Так, например, согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (плательщик сбора), если иное не установлено в акте законодательства о налогах и сборах, обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора). При невыполнении данной обязанности налоговый орган направляет налогоплательщику (плательщику сбора) требование об уплате налога (сбора). Пассивная юридическая обязанность, напротив, предполагает, что ее носитель обязан воздержаться от определенных действий, которые могли бы препятствовать управомоченному лицу в осуществлении его права. В сфере налогообложения обязанные лица, как правило, исполняют обязанности первого типа.

В этой связи противоправность налогового правонарушения представляет собой поведение налогоплательщика или иного обязанного лица, противоречащее предписаниям, содержащимся в актах законодательства о налогах и сборах, и выражающееся в совершении им действий, от которых он обязан был воздержаться, либо в несовершении действий, которые он обязан был совершить.

Следует отметить, что действующее законодательство о налогах и сборах не указывает обстоятельства, которые исключали бы противоправность деяния. Представляется, однако, что к таким обстоятельствам целесообразно было бы отнести крайнюю необходимость, коллизию обязанностей, выполнение должностным лицом организации-правонарушителя своих должностных обязанностей, действие на основе незаконного приказа (распоряжения) руководителя. При этом обстоятельства, исключающие противоправность, необходимо отличать от обстоятельств, исключающих виновность. 4.

Правонарушениями признаются только общественно вредные деяния. Применительно к налоговым правонарушениям данный признак выражается в причинении государству или муниципальному образованию имущественного вреда в виде недополучения бюджетных доходов. 5.

Даже обладающее свойствами противоправности и общественной вредности деяние не может быть признано налоговым правонарушением, если отсутствует вина лица в его совершении. Традиционно правовая наука рассматривает правонарушение как виновное деяние, то есть презюмируется, что в момент совершения правонарушения лицо должно осознавать противоправный характер своего поведения и предвидеть возможность наступления его общественно вредных последствий. Если в силу каких-либо обстоятельств (малолетства, невменяемости, юридической или фактической ошибки) лицо не осознает противоправность и вредоносность своего поведения, то нет и правонарушения. 6.

Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), в сфере налогообложения, за совершение которого Уголовным кодексом предусмотрено наказание.

Налоговую преступность как общественно-опасное явление нельзя назвать принципиально новым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять перераспределение доходов вне налоговой системы.

В период с начала 30-х до конца 80-х годов налоговые преступления носили эпизодический характер и сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами. Начавшиеся позже социально-экономические преобразования потребовали кардинального изменения налоговой системы. Поэтому в конце 1991 г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.

Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет.

Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический.

Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль - 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость - 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды - 6,7%, подоходного налога - 3,7%, акцизов - 1,2%. Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.

Налоговые преступления совершаются на различных предприятиях независимо от форм собственности, однако следует отметить, что на предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется около 80% таких преступлений.

Распределение выявленных налоговых правонарушений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих предприятий выглядит следующим образом. На долю акционерных обществ и товариществ приходится 69,8% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий - 12,8%, индивидуально-частных - 3,9%. Такая закономерность определяется, видимо, тем, что право управления и осуществление внутреннего контроля на предприятиях, действующих в форме акционерных обществ, как правило, принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно их руководители являются фактическими владельцами, а должный контроль отсутствует.

Определенный интерес представляет также распределение нарушений налогового законодательства по сферам деятельности предприятий. На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24% правонарушений, торгующих товарами народного потребления - 16%, занимающихся оказанием услуг - 12%, осуществляющих финансово-кредитные операции - 9%, торгующих недвижимостью - 8%, производящих продукцию металлообработки и машиностроения - 8%, осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку - 6%. Яковлев М.И. Виды экономических преступлений и их классификация. М.: Велби, 2013.- 249 с.

Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств от налогообложения.

В связи с принятием первой части Налогового кодекса РФ, в которой в ст. 106 дано определение налогового правонарушения, возникает вопрос о соотношении понятий "налоговое преступление" и "налоговое правонарушение".

Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку первое относится ко второму, как частное к общему. В связи с этим преступление должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Это относится и к налоговым преступлениям.

Обратимся к понятию налогового правонарушения. Оно определятся в Налоговом кодексе следующим образом: "Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность".

Существенным отличием налогового преступления является его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение.

Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговое правонарушение - "налоговую санкцию" (ст. 114 Налогового кодекса).

Важной особенностью налогового преступления является то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст. 107 Налогового кодекса РФ). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

За нарушение законодательства о налогах и сборах устанавливается не только уголовная ответственность, но и налоговая ответственность предусмотренная Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), а также административная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения (предусмотренная КоАП РФ главой 15). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: [Федеральный закон № 195-ФЗ, принят 30.12.2001г. в ред. от 25.11.2013г.Поэтому вполне естественно возникает вопрос о соотношении указанных разновидностей нарушений законодательства о налогах и сборах между собой.

Налоговым правонарушением в соответствии со ст. 106 НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 146-ФЗ, принят 31.07.1998 г. в ред. от 02.11.2013г. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 46. - Ст. 4532. признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента, и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. В соответствии со ст 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, можно сказать, то налоговые и административные правонарушения, как и преступления, также представляют собой виновно совершаемые противоправные деяния (действия или бездействия), за которые законом устанавливается ответственность. При этом, данные правонарушения также совершаются в противоречие с нормами законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых правонарушений предусмотрены в ст. 116, 129.1, 132, 135.1 НК РФ. Виды административных правонарушений, совершаемых в сфере налогообложения предусмотрены ст. 15.3 - 15.11 КоАП РФ; кроме того, предусматривается ответственность за ряд правонарушений, совершаемых в смежных с налогообложением областях, в частности, связанных с выпуском и продажей подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки (ст. 15.12 КоАП РФ), с нарушениями при банкротстве (ст.14.12, 14.13 КоАП РФ), с нарушением сроков уплаты таможенных платежей (ст.16.22 КоАП РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: [Федеральный закон № 195-ФЗ, принят 30.12.2001г. в ред. от 25.11.2013г. и других случаях (осуществление кассовых операций, нарушение применения контрольно-кассовой техники и т.д.)

Соответственно, уголовная ответственность предусматривается в УК РФ, налоговая ответственность в НК РФ и административная - в КоАП РФ. Традиционным критерием для отграничения преступления от иных правонарушений называется его большая, по сравнению с любым другим правонарушением, общественная опасность деяния. Общественная опасность налогового и административного правонарушения менее значительна. Но к сожалению, данный критерий на является достаточным, он не объясняет соотношения налоговых преступлений с налоговыми право нарушениями организаций.

Таким образом, отдельные нормы НК РФ и КоАП РФ устанавливают ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) налогоплательщиком (налоговым агентом, иным обязанным лицом или их представителем) обязанностей, непосредственно не связанных с уплатой (перечислением) налога (сбора) в бюджет. Следовательно, налоговая и административная ответственность наступает в таких случаях независимо от того, привели ли соответствующие нарушения к неуплате (неперечислению) налога или нет.

Важной особенностью налогового преступления является также то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст. 107 НК РФ). Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 146-ФЗ, принят 31.07.1998 г. в ред. от 02.11.2013г. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 46. - Ст. 4532. При этом организации могут нести ответственность и за те деяния, которые признаются преступлениями применительно к должностным лицам такой организации (т.е. к деяниям, которые не являются менее опасными по сравнению с преступлениями). Согласно ст.108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, связанного с неуплатой налога или неисполнением обязанности налогового агента (в частности, предусмотренного ст. 119, 120, 122 или 123 НК РФ), не освобождает должностных лиц организации при наличии соответствующих оснований (а именно - признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 194, 199 - 199-2 УК РФ) от уголовной ответственности. В данном случае речь идет о привлечении к ответственности разных субъектов, а потому нельзя говорить о повторном привлечении к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности. Ростов-на-Дону, 2012.- С. 15

КоАП РФ также предусматривает возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц. В то же время, субъектами правонарушения в сфере налогообложения являются только должностные лица организации (лица, выполняющие управленческие функции), Т.к. в противном случае такие правонарушения было бы невозможно отграничить от налоговых правонарушений. Организации могут быть субъектами административных правонарушений, косвенно затрагивающих сферу налогообложения, например, предусмотренных статьей 15.12 и 16.22 КоАП РФ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: [Федеральный закон № 195-ФЗ, принят 30.12.2001г. в ред. от 25.11.2013г.

Предусмотренная законодательством о налогах и сборах ответственность за деяние, совершенное физическим лицом (в соответствии с п.3 cт. l08 НК РФ), наступает если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Хотя это прямо не закреплено в КоАП РФ, фактически таким же правилом следует руководствоваться и при привлечении физических лиц к административной ответственности.

Из этого следует, что иные правонарушения физических лиц являются менее опасными видами нарушений законодательства о налогах и сборах, нежели налоговые преступления.

Соотношение налоговой ответственности физических лиц с их уголовной ответственностью вызывает немало спорых вопросов:

а) в некоторых случаях санкции за налоговые правонарушения могут превосходить санкции за преступления, предусмотренные конкурирующими с НК РФ нормами (например, ст. 119 и 122 НК РФ в совокупности относительно ст. 198 УК РФ; ст. 125 НК РФ относительно ч.1 ст. 312 УК РФ);

б) в случае перерастания налогового правонарушения в преступление, законодательство не исключает последовательного привлечения лица к налоговой, а затем к уголовной ответственности, несмотря на внутреннее единство такого деяния; с этой позиции правильным будет подход, согласно которому при привлечении к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога физического лица не должны учитываться те налоги и сборы, за неуплату которых лицо привлекалось к налоговой ответственности; Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., АСТ, 2012.-С. 28.

в) не соответствует принципу соотношения между уголовной и налоговой физических лиц регулирование в НК РФ давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (установленный п.1 ст.113 НК РФ срок давности в три года превышает установленный ч.1 ст. 78 УК РФ срок давности при совершении преступлений небольшой тяжести, к которым, в частности, относятся деяния, предусмотренные ч.1 ст.194, ч.1 ст. 198, ч.1 ст.199-1 УК РФ).

Физическое лицо, совершившее преступление (например, ст. 198 НК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 146-ФЗ, принят 31.07.1998 г. в ред. от 02.11.2013г. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 46. - Ст. 4532. может быть освобождено от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, т.е. не связанным с отсутствием состава преступления или невиновностью лица (например, в соответствии со ст.78, 84, 90 УК РФ). Поскольку данное деяние все равно считается преступлением, то согласно указанию п.3 ст.108 УК РФ Уголовный Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 63-ФЗ, принят 13.06.1996 г. в ред. от 25.11.2013г такое лицо не должно привлекаться к ответственности.

Таким образом, мы видим, в чем сходство и различие налоговых преступлений и иных видов нарушений законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации.

Рассмотрит понятие налоговой ответственности и её виды.

Налоговая ответственность, по своей сути, сложное охранительное правоотношение между государством и нарушителем законодательства о налогах и сборах, где государству в лице налоговых органов принадлежит право взыскания налоговых санкций за совершенное налоговое правонарушение, а нарушителю — обязанность их претерпевания. Возникновение налоговой ответственности связано с фактом совершения налогового правонарушения конкретным лицом. В этот момент между ним и государством в лице налоговых органов возникают налоговое правоотношение и налоговая ответственность. Последняя с момента совершения налогового правонарушения существует в виде обязанности правонарушителя отчитаться перед государством в содеянном и подвергнуться мерам принуждения налогово-правового характера, иными словами, претерпеть действие налоговой санкции.

Под налоговой ответственностью следует понимать надлежащее (соответствующее) исполнение участниками налоговых правоотношений обязанностей, закрепленных в налоговых правовых нормах, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) которых к участникам применяются меры, содержащиеся в санкциях налоговых правовых норм.

Применение ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах урегулировано нормами налогового права, которые в своей совокупности и составляют нормативное основание ответственности за нарушение налогового законодательства.

Фактическим основанием налоговой ответственности является совершение налогового правонарушения. Напомним, что налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Как известно, налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов).

В случае налоговой ответственности мерами ответственности могут выступать и правовосстановительные санкции (взыскание недоимок и пени).

Среди налоговых санкций выделяют:

  1. Материальные — характеризуют налоговую ответственность в качестве охранительного налогового правонарушения. К ним относятся установление состава налоговых правонарушений и определение санкции за их совершение.
  2. Процессуальные — характеризуют механизм реализации налогового правоотношения посредством производства по делу о налоговом правонарушении. Налоговая ответственность реализуется в особой процессуальной форме налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов или таможенными органами.
  3. Функциональные — отражают цели применения налоговой ответственности, основными из которых являются восстановление нарушенных имущественных интересов государства, наказание виновного, а также предотвращение совершения правонарушений в налоговой сфере.

На эволюцию института ответственности повлияла судебная практика, которой были выработаны юридико-экономические критерии противоправного поведения хозяйствующих субъектов в налоговой сфере. Наиболее часто арбитражные суды соприкасались с актами Конституционного Суда РФ в области налогового законодательства, что в вопросе условий и порядка привлечения к налоговой ответственности фактически переориентировало практику всей системы арбитражных судов.

В частности, например, исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предполагало учет ряда обстоятельств:

  1. Сделаны выводы, что федеральные налоги и сборы следует считать «законно установленными».
  2. Введен принцип равного налогового бремени, который вытекает из ч. 2 ст. 8, ст. ст. 19 и 57 Конституции РФ.
  3. Определен принцип непридания обратной силы налоговым законам, в силу которого ст. 57 Конституции РФ запрещает законодателю придавать обратную силу законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков.
  4. Разъяснено, что установить налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными».
  5. Определен особый характер конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, закрепленной в ст. 57 Конституции РФ, а именно публично-правовой, но не частноправовой (гражданско-правовой), что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти.

Такая разъяснительная практика, по сути, стала «отправной точкой» для формирования института налоговой ответственности в законодательстве с учетом конституционных принципов. Сегодня налоговое законодательство предусматривает условия и порядок привлечения к налоговой ответственности. Так, ст. 108 НК РФ установлено следующее:

  • никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом;
  • никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
  • каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда;
  • налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы;
  • неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика, при этом налогоплательщик вправе самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога.

Ответственность в сфере налогообложения, по справедливому мнению специалистов, не исчерпывается статьями НК РФ: нарушение нормативных правовых актов о налогах и сборах при определенных условиях также влечет применение мер ответственности, предусмотренных уголовным и административным законодательством.

Ответственность за административные правонарушения в области налогов и сборов установлена ст. ст. 15.3 — 15.9 и 15.11 КоАП РФ. Все эти статьи помещены в гл. 15 КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг».

  • нарушения, связанные с маркировкой подакцизной продукции (ст. 15.12 КоАП РФ);
  • нарушения законодательства о налогах и сборах, возникающие в связи с перемещением товаров через таможенную границу (ст. 16.22 КоАП РФ);
  • нарушения, выражающиеся в непосредственном воспрепятствовании деятельности налоговых органов (ч. 1 ст. 19.4 и ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ).

Уголовно-правовые нормы об ответственности за совершение налоговых преступлений направлены на обеспечение обязанности налогоплательщиков платить налоги с доходов физических и юридических лиц, установленные налоговым законодательством РФ. В настоящий момент ответственность за совершение налоговых преступлений установлена ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.

С большой долей условности к преступлениям, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах, относят так называемые преступления против порядка налогообложения, посягающие на установленный порядок деятельности налоговых органов по осуществлению налогового контроля и привлечению виновных лиц к ответственности, в частности:

  • умышленное занижение размеров платежей за землю (ст. 170 УК РФ);
  • создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью освобождение от налогов (ст. 173 УК РФ «Лжепредпринимательство»).

Статья 2 НК РФ включает в предмет налогового законодательства отношения, возникающие в процессе «привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». Статья 106 НК РФ указывает, что за совершение налогового правонарушения «настоящим Кодексом установлена ответственность». Какая ответственность? Административная, налоговая или какая-либо иная? Очевидно, что законодатель затруднился идентифицировать природу ответственности, вследствие чего возникла неопределенность (пробел) правового регулирования, требующая дополнительного толкования.

Проблема правовой природы налоговой ответственности имеет как чисто теоретическое, так и огромное практическое значение, поскольку позволяет ответить на вопрос о том, какие санкции и в каком сочетании могут применяться при нарушениях законодательства о налогах и сборах. К сожалению, в настоящее время не существует единого подхода к данной проблеме. Так, можно выделить следующие точки зрения.

  • Налоговая ответственность — это административная ответственность за налоговые правонарушения; какие-либо основания для выделения налоговой ответственности (включая употребление самого термина «налоговая ответственность») отсутствуют.
  • Налоговая ответственность — это разновидность административной ответственности со значительной процессуальной спецификой.
  • Налоговая ответственность — это новый, самостоятельный вид юридической ответственности, обладающий значительной отраслевой спецификой.
  • Налоговая ответственность (как разновидность финансовой ответственности) — это научная категория, раскрывающая специфику применения административных, уголовных, гражданско-правовых санкций за нарушение налогово-правовых норм действующего законодательства.

В то же время налоговая ответственность является разновидностью административной ответственности. Специфика экономических споров состоит в неравенстве, санкционированном государством, т.е. в том, что одна из сторон в административном правоотношении реализует в той или иной сфере принадлежащие ей функции контролирующего характера.

Однако, если формально руководствоваться содержанием НК РФ и КоАП РФ, устанавливающих ответственность за совершение налоговых и административных правонарушений соответственно, необходимо исходить из того, что «налоговая ответственность есть нечто вполне самостоятельное и ее отождествление с административной ответственностью может породить определенные затруднения в правоприменительной практике».

На наш взгляд, налоговая ответственность является разновидностью финансовой ответственности. На сегодняшний день порядок применения финансовой ответственности (в частности, налоговой ответственности) должным образом не урегулирован в законодательстве, и на практике это порождает ряд вопросов. Первый касается правовой природы финансовой ответственности. Как известно, ответственность подразделяется на виды по предмету и методу регулирования. Вместе с тем, хотя финансовая ответственность выделена в законодательстве как самостоятельная и обладает рядом специфических особенностей, однако по предмету и методу регулирования она является разновидностью административной.

Как видно, существующая структура российского законодательства оставляет открытым вопрос о правовой природе налоговой ответственности. Для всех очевидно, что необходимо срочно что-то менять, но предложения при этом различаются кардинально (как, собственно, и сами взгляды ученых на правовую природу налоговой ответственности). Что же касается юридических проблем, без решения которых вообще невозможно нормальное функционирование любой, а тем более налоговой отрасли законодательства (мы имеем в виду принципы применения норм налоговой ответственности, гарантии прав и законных интересов налогоплательщиков и др.), то они были отодвинуты на второй план.

Необходимо отметить, что негативные последствия данного подхода можно наблюдать на практике — наличие большого числа пробелов в законодательстве о налогах, презумпция виновности налогоплательщика и его незащищенность, применение инструкции вместо закона и т.д.

В действующем законодательстве никак не решается вопрос о налогообложении доходов, полученных незаконным путем. Законодатель допускает изъятие в судебном порядке имущества, добытого незаконным путем, но не рассматривает криминальные доходы как сокрытые от налогообложения. В зарубежных странах используют другой подход. Там применяют налоговые санкции за неналоговые преступления. Этот механизм достаточно прост, т.к. любая преступная деятельность влечет за собой получение незаконных доходов, с которых, естественно, не уплачиваются налоги.

Таким образом, ответственность за совершение налоговых правонарушений обладает всеми специфическими признаками, которые свойственны юридической ответственности, и представляет собой обязанность налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, предусмотренных законом, претерпеть меры государственно-принудительного воздействия имущественного характера за совершенное налоговое правонарушение.

2.1. Понятие и виды налоговых нарушений

Налоговые отношения развиваются не только по вектору правомерного поведения его участников, но и в сторону нарушения действующего права. Ответственность за правонарушения в сфере налогообложения устанавливается уголовным, административным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Необходимо различать понятие «нарушение законодательство о налогах и сборах», т.е. налоговое правонарушение, от понятия «нарушение налогового законодательства». Последнее шире по своему объему, ибо наравне с налоговыми правонарушениями оно включает еще уголовное и административные правонарушения в сфере налогообложения.

Нарушение налогового законодательства представляет собой любое противоправное виновное наказуемое деяние, совершенное в сфере налогообложения, выражающееся в неисполнении закрепленных налогово-правовыми нормами обязательных предписаний, вне зависимости от того, какой отраслью законодательства установлена конкретная ответственность за совершение такого деликта.

Налоговые правонарушение характеризуется наличием совокупности следующих признаков:

а) это противоправное виновное действие или бездействие;

б) оно направлено на нарушение норм именно налогового законодательства (Налогового кодекса РФ или иных нормативных правовых актов в сфере налогообложения);

в) за его совершение предусмотрена ответственность, при этом не важно, ответственность за его совершение установлена налоговым, административным либо уголовным законодательством.

В современной экономической и юридической науке дискуссионным является правовая природа, понятие налоговой ответственности и механизм ее реализации. При этом следует отметить и существующие терминологические разночтения. Большинство исследователей относят ответственность за нарушение налогового законодательства к комплексной ответственности (регулируемой законодательными актами различных отраслевой принадлежности), однако дальнейшее развитие этой точки зрения затрудняется из-за имеющей место путаницы в терминологии.

В целом необходимо различать три вида нарушений налогового законодательства:

    Налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена Налоговым кодексом РФ. Они делятся на:

а) общие налоговые правонарушения (налоговые правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков, специалистов);

б) специальные налоговые правонарушения (налоговые правонарушения банков);

    административные правонарушения в сфере налогообложения (ответственность за совершение которых установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях);

    уголовные правонарушения (преступления) в сфере налогообложения (налоговые преступления, ответственность за совершение которых установлена Уголовным кодексом РФ).

2.2. Налоговая ответственность за совершение налоговых правонарушений

Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений регламентируются нормами в гл. 15 части первой НК РФ. Виды налоговых правонарушений и размеры налоговых санкций – ответственности за совершения налоговых правонарушений – установлены гл. 16 и 18 части первой НК РФ.

Под налоговым правонарушением рассматриваемого вида понимается виновное совершенное противоправное (совершенное в нарушении законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.

Элементами такого налогового правонарушения (как, впрочем, и элементами любого правонарушения) являются:

1) объект налогового правонарушения – в данном случае публичный правопорядок в сфере налогообложения – урегулированные и защищенные действующим правом общественные ценности и блага, которым носится вред соответствующим противоправным действием или бездействием.

2) объективная сторона налогового правонарушения – противоправное действие либо бездействие субъекта правонарушения, за которое нормами Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность, его юридически нежелательные результаты для публичного правопорядка в сфере налогообложения и юридически значимая причинная связь между ними. Такое действие либо бездействие именуется также событием налогового правонарушения.

3) субъективная сторона налогового правонарушения является юридическая вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности;

4) субъектом налогового правонарушения именуется деликтоспособное лицо, совершившее правонарушение, - налогоплательщик, налоговый агент, лица, содействующие осуществлению налогового контроля (эксперт, переводчик, специалист), и т.д. В дальнейшем данное лицо, совершившее правонарушение, становится субъектом ответственности.

В качестве особого субъекта налогового правонарушения следует отметить банки (кредитные организации). С точки зрения хозяйственного оборота банки являются такими же юридическими лицами, как и все остальные организации – страховые, консалтинговые, инвестиционные и строительные компании, промышленные предприятия, организации сферы торговли, услуг и т.д. Банки активно участвуют в экономических отношениях, ими совершаются различные сделки и операции, направленные на получение прибыли, приобретение имущества и т.д.

В налоговых отношениях банки выступают в первую очередь в качестве налогоплательщика, а при нарушении своих обязанностей несут ответственность в соответствии с общими нормами об ответственности за совершение налогоплательщиками налоговых правонарушений (виды таких правонарушений установлены в гл. 16 НК РФ).

Кроме того, кредитные организации в системе национального хозяйства страны играют роль финансовых посредников, осуществляя среди прочего и расчеты между хозяйствующими субъектами. В связи с этим Налоговый кодекс Российской Федерации возлагает на банки помимо общих для всех организаций обязанностей по уплате законно установленных налогов специальные обязанности:

а) банки должны открывать клиентам банковский счет только после предъявления ими свидетельства о поставке на налоговый учет;

б) банки обязаны в срок исполнять поручения своих клиентов (налогоплательщиков и плательщиков сборов) о перечислении сумм налогов или сборов в бюджет;

в) по решению налоговых органов банки должны приостанавливать операции по счетам своих клиентов (налогоплательщиков или налоговых агентов);

г) банки должны в течение одного операционного дня исполнить инкассовые поручения (распоряжения) налоговых органов о списании со счетов (при достаточности средств на них) клиентов банка – недобросовестных налогоплательщиков суммы налога (включая пеню).

Ответственность за исполнение этих обязанностей установлена отдельно и закреплена в гл. 18 НК РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».

Субъектами ответственности могут быть:

а) физическое лицо (дееспособное и достигшее 16-летнего возраста);

б) организация.

Основными принципами установления и применения к участникам налоговых отношений ответственности за совершение налоговых правонарушений являются:

1) принцип законности, заключающийся в том, что ответственность за совершение налогового правонарушения может наступать лишь по основаниям и в порядке, предусмотренном НК РФ;

2) принцип однократности наказания (ч. 1 ст. 50 Конституции РФ), который заключается в установлении правовой гарантии защиты конституционных прав физических и юридических лиц от налоговых репрессий. В соответствии с этим принципом никто не может быть повторно привлечен к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Повторным считается привлечение к ответственности за деяния, в связи с которым имеется неотмененное решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении его к налоговой ответственности;

3) принцип персональной ответственности руководителя организации за нарушений налогового законодательства. В соответствии с этим принципом привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством;

4) принцип неотвратимости уплаты законно установленного налога, который развивает бессметную формулу Б. Франклина «В этом мире неизбежны только смерть и налоги», получившую свое закрепление в налоговом законодательстве всех индустриально развитых стран мира в виде юридической аксиомы о всеобщности и неотвратимости налогообложения. В соответствии с этим принципом привлечение виновного лица к ответственности за совершение налогового правонарушений не освобождает его от обязанности платить причитающиеся суммы налога;

5) презумпция невиновности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Презумпция невиновности является важнейшей гарантией справедливости и торжества права при решении вопроса о привлечении лица к юридической ответственности. В Российской Федерации общеправовая презумпция невиновности закреплена в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ. «Налоговая презумпция невиновности» установлена п. 6 ст. 108 НК РФ.

В соответствии с рассматриваемым принципом установления и применения к участникам налоговых правоотношений ответственности за совершение налоговые правонарушения каждый налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда (Здесь имеется в виду решение суда, вынесенное по иску налогового органа о взыскании налоговой санкции). Он не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Напротив, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы. Все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика.

Кроме того, налогоплательщик имеет право самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога. Правовые последствия такого исправления будут различаться в зависимости от момента, в который совершены такие исправления. Если исправление ошибки произведено в короткий срок после ее выявления налоговым органом, это может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность (ст. 112 НК РФ).

Законодательство устанавливает различные случаи, исключающие привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствия события налогового правонарушения – отсутствие объективной стороны правонарушения, т.е. самого противоправного деяния (действия или бездействия), за совершение которого в НК РФ установлена юридическая ответственность;

2) отсутствия вины лица в совершении налогового правонарушения – отсутствия субъективной стороны преступления;

3) совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;

4) истечения срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – это срок, по истечении которого лицо не может быть привлечено к ответственности. По общему правилу срок давности составляет три года. При этом существует два способа его исчисления:

    со дня, следующего за окончанием налогового периода, в котором было совершено налоговое правонарушение (применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129 и ст. 122 НК РФ);

    со дня совершения налогового правонарушения (применяется в отношении всех остальных налоговых правонарушений).

Налоговые правонарушения по субъектному составу и направленности подразделяются на следующие виды:

    Общие налоговые правонарушения;

    Специальные налоговые правонарушения.

К группе общих налоговых правонарушений относятся нарушения налогового законодательства, совершаемые широким кругом участников налоговых правонарушений:

    налогоплательщиками;

    налоговыми агентами;

    экспертами;

    переводчиками;

    специалистами.

Налоговые правонарушения рассматриваемой группы, как правило, направлены на нарушение указанными субъектами основных обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, и уклонение от выполнения возложенных на них законодательством функций (например, для налогоплательщиков это неисполнение обязанностей по уплате налогов и сборов; а для экспертов, переводчиков соответственно – уклонение от выполнения экспертиз, перевода и т.д.).

В настоящее время НК РФ предусмотрено 13 видов подлежащих наказанию общих налоговых правонарушений этих субъектов:

    нарушение срока постановки на учет в налоговый орган;

    уклонение от постановки на учет на учет в налоговый орган;

    нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

    непредставление налоговой декларации;

    грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

    неуплата или неполная уплата сумм налога;

    невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

    несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

    непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

    неправомерная неявка свидетеля, а также неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дачи заведомо ложных показаний;

    отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дачи заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;

    неправомерное несообщение сведений налоговому органу;

    нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

В законодательстве большинства зарубежных стран налоговые нормы, предусматривающие ответственность за налоговые нарушения, содержатся только в актах налогового законодательства и не выносятся в уголовные или административные кодексы 7 . Отдельные зарубежные исследователи российского налогообложения вообще допускают по аналогии с законодательством зарубежных государств включение в НК РФ уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления в налоговой сфере 8 .

Специальные налоговые правонарушения. К этой группе правонарушений относятся нарушений налогового законодательства, совершаемые кредитными организациями, или, как именует их НК РФ, банками. Налоговые правонарушения рассматриваемого вида объединяет не сколько единство субъекта этих нарушений (нарушителями выступают банки), сколько направленность этих правонарушений.

Правонарушения указанной группы направлены против порядка функционирования налоговой системы. В руках банков сосредоточены нити расчетных операций и взаимоотношений всех хозяйствующих субъектов – налогоплательщиков. Поэтому точность и полнота соблюдения банками норм налогового законодательства в ходе осуществления банковской деятельности в части соблюдения порядка открытия счетов, сроков исполнения поручения о перечислении налогов или сборов в бюджет имеют огромное значение для эффективности функционирования системы страны.

В противном случае (например, в случае массового совершения банками указанных выше противоправных деяний) налоговые органы просто утратят контроль над экономическими отношениями в стране (расчетами и операциями, совершаемые налогоплательщиками) и не смогут исполнять свои функции.

В настоящее время предусмотрено 5 видов, подлежащих наказанию противоправных деяний банков, так или иначе ведущих к нарушению нормального функционирования налоговой системы:

    нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

    нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога и сбора;

    неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

    неисполнение решения о взыскании налога и сбора, а также пени;

    непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка.

Статьей 87 НК РФ предусмотрена возможность проведения камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков, а также встречной проверки, которая представляет собой истребование документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика, у других взаимодействующих с ним лиц.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Во время проведения выездных налоговых проверок осуществляются и надлежащим образом оформляются следующие виды действий по осуществлению налогового контроля:
1. Инвентаризация (ст. 89 НК РФ).
2. Осмотр (ст. 92 НК РФ).
3. Выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ).
4. Экспертиза (ст. 95 НК РФ).
Налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, (п. 5 ст. 100 НК РФ). По истечении двухнедельного срока, в течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, (п. 6 ст. 100 НК РФ). случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей (п. 7 ст. 101 НК РФ).
Отклонение от установленного порядка совершения хозяйственных операций влечет или может повлечь за собой нарушение имущественных интересов широкого круга лиц, заинтересованных в устойчивой деятельности хозяйствующего субъекта. Для того чтобы обнаружить факты, свидетельствующие о различных негативных явлениях в деятельности проверяемой организации, контролирующему лицу необходимо выработать план действий и порядок применения соответствующих методов проверки или их совокупности. Согласно ст. 120 НК РФ нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения при отсутствии признаков налогового нарушения наказывается штрафом размере пяти тысяч рублей.
В ст. 23 части первой НК РФ «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)» говорится о том, что налогоплательщики обязаны:
1. Уплачивать законно установленные налоги.
2. Встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ.
3. Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
4. Представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. А также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
5. Представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
6. Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
7. Представлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ.
8. В течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
9. Нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, помимо данных обязанностей должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
1. Об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок; о всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; о всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации.
2. Об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.
3. Об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Если приказом по организации все эти обязанности возложены на главного бухгалтера и если в контракте и должностной инструкции данные обязанности зафиксированы, то их надо рассматривать как обязанности главного бухгалтера. Главный бухгалтер, принявший на себя исполнение таких обязанностей, должен знать и исполнять требования 54 и 120 НК РФ.
Для обеспечения функции налогового контроля, осуществляемой налоговыми органами, организации представляют в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, и бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
На налогоплательщиках лежит обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы, произведенные расходы и уплаченные (удержанные) налоги. Ответственность установлена ст. 120 НК РФ. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является налоговым правонарушением. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном ст. 120 НК РФ.
Требования к работникам как участникам учетного процесса являются обязательными для выполнения; они входят в состав трудовых обязанностей работников и обеспечиваются возможностью привлечения виновных к дисциплинарной ответственности. Виды дисциплинарных взысканий, а также правила их наложения установлены Трудовым кодексом РФ.
Федеральным законом «О бухгалтерском учете» определено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. При этом под руководителем организации понимается руководитель ее исполнительного органа либо лицо, ответственное за ведение дел организации.
Закон не предусматривает переложение ответственности руководителя за организацию бухгалтерского учета на своих заместителей или иных должностных лиц.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ ст. 15.11) предусмотрено, что ответственность за административные нарушения организации несут должностные лица. Сумма штрафа определяется согласно гл. 15 КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг».