Глава 1. Общие положения

Статья 1.3.

Страховые риски и страховые случаи

Статья 2.1. Страхователи

Статья 2.2. Страховщик

Обеспечение пособием по беременности и родам

Статья 11.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Глава 5. Порядок вступления в силу настоящего федерального закона

Вернуться

1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

2. В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

2.1. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

2.2. Для застрахованных лиц, которые работали по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применялся пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0 процентов, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) в соответствующем календарном году и не превышают предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной в этом календарном году. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу застрахованного лица за соответствующий период указываются в справке о сумме заработка, выдаваемой страхователем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.

3. Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730.

3.1. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

3.2. Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются территориальными органами страховщика по месту регистрации нескольких страхователей в соответствии с частями 2 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий по каждому из этих страхователей.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

4. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.

5. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

5.1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частями 3.1 и 3.2 настоящей статьи, на 30,4.

5.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11.2 настоящего Федерального закона. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

6. Утратила силу.

7. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 07.03.2018) Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ

НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ

Государственной Думой

Советом Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 1.1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 1.3. Страховые риски и страховые случаи

Статья 1.4. Виды страхового обеспечения

Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 2.1. Страхователи

Статья 2.2. Страховщик

Статья 2.3. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей

Статья 3. Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения

Статья 4. Предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду

Глава 1.1. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 4.1. Права и обязанности страхователей

Статья 4.2. Права и обязанности страховщика

Статья 4.3. Права и обязанности застрахованных лиц

Глава 1.2. Особенности уплаты страховых взносов

Статья 4.4. Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов

Статья 4.5. Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 4.6. Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

Статья 4.7. Проведение страховщиком проверок правильности расходов на выплату страхового обеспечения

Статья 4.8. Учет и отчетность страхователей

Глава 2. Обеспечение пособием по временной нетрудоспособности

Статья 5. Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности

Статья 6. Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности

Статья 7. Размер пособия по временной нетрудоспособности

Статья 8. Основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности

Статья 9. Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности

Глава 3. Обеспечение пособием по беременности и родам

Статья 10. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам

Статья 11. Размер пособия по беременности и родам

Глава 3.1. Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком

Статья 11.1. Условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 11.2.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Глава 4. Назначение, исчисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 12. Сроки обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком

Статья 13. Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 15. Сроки назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 15.1. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 16. Порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

Глава 5. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Статья 17. Сохранение ранее приобретенных прав при определении размера пособия по временной нетрудоспособности и продолжительности страхового стажа

Статья 18. Применение настоящего Федерального закона к страховым случаям, наступившим до дня и после дня вступления его в силу

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Е. Л. Джабазян, главный редактор

Поправки, внесенные Федеральным законом от 08.12.2010 № 343-ФЗ, изменили правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В представленном материале мы ответили на основные вопросы, связанные с выплатой пособий.

Как рассчитываются пособия в 2011 году?

Изменения, внесенные Федеральным законом № 343-ФЗ , затронули порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом изменились:

расчетный период, за который учитывается заработок застрахованного лица при исчислении пособий;

– порядок определения среднего заработка для исчисления пособий;

– процедуры расчета пособий.

Определение расчетного периода. Так, согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособия будут исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Для лиц, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, Федеральным законом № 255-ФЗ предусмотрена возможность замены соответствующих календарных годов (календарного года) предшествующими календарными годами (календарным годом) по заявлению застрахованного лица при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Исчисление среднего заработка. Согласно ч. 2 ст. 14 в новой редакции с 2011 года в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, будут включаться все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены в ФСС (в текущем году в средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС). При этом указанный средний заработок должен учитываться за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в фонд. За период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, – за период до 1 января 2011 года предельная величина базы – 415 000 руб. за каждый календарный год (ст. 2 Федерального закона № 343-ФЗ ).

Следует отметить, что с 2011 года отменена норма об ограничении среднего дневного заработка застрахованного лица при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам средним дневным заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов на 365 (для ежемесячного пособия по уходу за ребенком – норма об ограничении среднего заработка застрахованного лица средним заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов на 12).

Средний дневной заработок застрахованного лица определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) . То есть число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается , с 2011 года не будет иметь значения при исчислении пособий.

Процедура расчета пособий . Для наглядности приведем алгоритм начисления пособий до и после вступления в силу поправок, внесенных Федеральным законом № 343-ФЗ .

Порядок расчета пособий
в 2010 году

Порядок расчета пособий
в 2011 году

1. Определение среднего заработка

Средний заработок рассчитывается за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя , предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком

Средний заработок рассчитывается за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей)

2. Определение среднедневного заработка

Средний дневной заработок определяется путем деления суммы общего заработка на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата

Средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленного заработка на 730

Определяем средний заработок исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов (415 000 руб. / 365)

Сопоставляем средний заработок, рассчитанный исходя из фактической зарплаты и предельной величины базы. Показатель с меньшим значением используется для определения размера дневного пособия

3. Определение размера дневного пособия

Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со ст. 7 и 11 Федерального закона № 255-ФЗ

4. Определение размера пособия

Размер пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам

К кому обращаться за пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком?
Федеральным законом № 343-ФЗ изменен подход к определению страхователя, назначающе-го и выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение, в следующих случаях.

1. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей:

– пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя);

– ежемесячное назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

2. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованно-го лица.

3. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему:

– либо по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие;

– либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Для удобства представим все варианты назначения и выплаты пособий застрахованным лицам в таблице.

Вариант

Основание

Часть 2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ

Часть 2.1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ

Часть 2.2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ

Какие пособия?

Пособие по временной нетрудоспособности,

пособие по беременности и родам,

ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Пособие по временной нетрудоспособности,

пособие по беременности и родам

Где производится выплата?

По каждому месту работы (службы, иной деятельности)

По одному месту работы (службы, иной деятельности)

Либо по каждому месту работы (службы, иной деятельности), либо по одному месту работы

От каких условий зависит выбор варианта?

На момент наступления страхового случая застрахованное лицо занято у нескольких работодателей, у которых было занято и в двух предшествующих календарных годах

На момент наступления страхового случая застрахованное лицо занято у нескольких работодателей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других работодателей (другого работодателя)

На момент наступления страхового случая застрахованное лицо занято у нескольких работодателей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих же, так и у других работодателей (другого работодателя)

Потапов Д. М. работает в ООО «Организация А» и по совместительству в ООО «Организа-ция Б». 7 февраля 2011 г. он представил в ООО «Организация А» листок нетрудоспособности с 27.01.2011 по 04.02.2011. Страховой стаж Потапова Д. М. – 3 г. 8 мес., и ему положено пособие в размере 60%. Имеется следующая информация о доходах за два года, предшествующих наступлению нетрудоспособности.

В соответствии с нормой ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ Потапов Д. М. обратил-ся за пособием по каждому месту работы.

Расчет пособия в организации А:

– средний дневной заработок – 684,93 руб. ((210 000 + 290 000) руб. / 730);

– дневное пособие – 410,96 руб. (684,93 руб. х 60%);

– сумма пособия – 7 388,64 руб. (410,96 руб. х 9 дн.).

Расчет пособия в организации Б:

– средний дневной заработок – 321,92 руб. ((95 000 + 140 000) руб. / 730);

– дневное пособие – 193,15 руб. (321,92 руб. х 60%);

– сумма пособия – 1 738,35 руб.

Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не должен учитываться в случаях, если пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности). При этом средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС на соответствующий календарный год, каждым страхователем (на 2009 и 2010 годы – 415 000 руб. на каждый указанный календарный год) (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

Изменим и дополним условия примера 1. По выбору работника пособие назначает и выпла-чивает ООО «Организация А». Предположим, что в 2009 г. Потапов Д. М. работал также в ООО «Организация В», при этом информация о его доходах следующая.

В средний заработок необходимо включить:

– за 2009 год – 305 000 руб. (210 000 + 95 000);

– за 2010 год – 415 000 руб. (415 000 руб. < 430 000 руб. (290 000 + 140 000)).

Сначала определим средний дневной заработок. Он составит 986,30 руб. ((305 000 + 415 000) руб. / 730).

В каких случаях исчисление пособия производится исходя из минимального размера оплаты труда?

Статья 14 Федерального закона № 255-ФЗ дополнена ч. 1.1 (пп. «б» п. 9 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ) . Данной частью предусмотрена норма об исчислении пособий исходя из МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, в следующих ситуациях:

– если застрахованное лицо в вышеуказанные периоды не имело заработка;

– если средний заработок, рассчитанный за вышеуказанные периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Следует отметить, что во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ МРОТ применяется без учета районного коэффициента.

Сколько дней нетрудоспособности оплачивается за счет средств работодателя?

В 2010 году страхователь оплачивал за счет своих средств только первые два дня временной нетрудоспособности. Теперь нагрузка на страхователей увеличилась – оплачивать придется первые три дня больничного. Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ были внесены изменения в п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ . Согласно новой редакции данного пункта пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона ) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Напомним, что застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со ст. 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ , выплата пособий производится за счет средств бюджета ФСС с 1-го дня временной нетрудоспособности.

Выплата пособия по временной нетрудоспособности за счет средств страхователя осуществляется в случаях, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 255-ФЗ , а именно при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения.

Какими нормами закона следует руководствоваться в переходный период?

Федеральным законом № 343-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам за период с 1 января 2011 года пособий по нормам Федерального закона № 255-ФЗ в новой редакции по страховым случаям, наступившим в 2010 году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году. Такой перерасчет возможен при условии, что размер пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом № 255-ФЗ в новой редакции, превысит размер пособия, полагающийся по нормам Федерального закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года (ст. 3 Федерального закона № 343-ФЗ ).

На что обратить внимание при выплате пособия по временной нетрудоспособности за период простоя?

Пунктом 6 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ были внесены изменения в ст. 7 «Размер пособия по временной нетрудоспособности» Федерального закона № 255-ФЗ . В частности, в новой редакции была изложена ч. 7 данной статьи . По новым правилам в случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.

Кроме того, ч. 1 ст. 9 «Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности» Федерального закона № 255-ФЗ дополнена п. 5 (п. 7 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ) . В соответствии с вновь введенной нормой пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 7 настоящего Федерального закона .

Что включено в перечень документов, необходимых для исчисления и выплаты пособий?

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ (до внесения изменений Федеральным законом № 343-ФЗ ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо должно было представить работодателю листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией.

Подпунктом «в» п. 8 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ названная часть Федерального закона № 255-ФЗ изложена в новой редакции. Теперь в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких работодателей, дополнительно необходимо представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей).

Кроме того, в случаях, указанных в ч. 2.1 и 2.2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ , застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются (ч. 5.1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ ).

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), – справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом страховщика застрахованное лицо представляет также сведения о среднем заработке, исходя из которого должно быть исчислено указанное пособие.

Подпунктом «д» п. 8 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ второе предложение ч. 6 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ изложено в следующей редакции: для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.

Застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, исходя из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке (ч. 7.1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ).

Согласно ч. 7.2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, исходя из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган ПФ РФ о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом ПФ РФ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Страхователи и застрахованные лица: какие дополнительные права, обязанности и ответственность установлены для них Федеральным законом № 255-ФЗ?

С 2011 года страхователи будут обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по его письменному заявлению справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона № 255-ФЗ ). Форма и порядок выдачи указанной справки должны быть утверждены Минздравсоцразвития.
За достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, страхователи будут нести ответственность (ст. 15.1 Федерального закона № 255-ФЗ).

За страхователем, назначающим и выплачивающим пособие застрахованному лицу, закреплено также право направлять запросы в территориальные органы ФСС в целях проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработка, необходимого для исчисления пособий (п. 4 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 255-ФЗ ). Форма и порядок направления таких запросов будут утверждены Минздравсоцразвития.

В свою очередь, застрахованное лицо вправе получить от страхователя справку о сумме заработка, необходимую для исчисления пособий (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Федерального закона № 255-ФЗ) . Для застрахованных лиц предусмотрена ответственность за представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, исходя из которого ис-числяются указанные пособия (ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 255-ФЗ).

В заключение отметим, что в согласно п. 5 Приказа ФСС РФ от 14.12.2010 № 269 «Об организации работы по реализации Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» управляющие региональными отделениями ФСС должны провести организационные мероприятия с работниками региональных отделений фонда и их филиалов, а также со страхователями по применению новых норм, установленных федеральным законо-дательством, регулирующих порядок исчисления и выплаты с 1 января 2011 года пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обеспечить проведение разъяснительной работы в связи с реализацией Федерального закона № 343-ФЗ. В частности, ФСС было издано Письмо от 14.12.2010 № 02 03 17/05-13765 , в котором чиновники ведомства перечислили основные изменения, вступающие в силу в новом году. К сожалению, дополнительные пояснения и комментарии к закону в названном письме приведены не были.

Настоящей статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях выплачивается в следующем размере:

1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка;

2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка;

3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка.

2. Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60 процентов среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

3. Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается:

1) при лечении ребенка в амбулаторных условиях - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за последующие дни в размере 50 процентов среднего заработка;

2) при лечении ребенка в стационарных условиях - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

4. Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи при его лечении в амбулаторных условиях, за исключением случаев ухода за больным ребенком, выплачивается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

6. Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

7. В случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.


Судебная практика по статье 7 ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ

    Решение от 28 августа 2019 г. по делу № А51-12163/2019

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования. При этом частью 2 статьи 7 Закона №255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травму выплачивается застрахованным лицам в размере 60 процентов среднего заработка в случае заболевания или...

    Постановление от 28 августа 2019 г. по делу № А55-24885/2018

    Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО)

    1 статьи 9 Закона № 255-ФЗ указано на то, что пособие по временной нетрудоспособности также не назначается за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 7 Закона № 255-ФЗ. В силу части 7 статьи 7 Закона № 255-ФЗ в случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, ...

    Решение от 28 августа 2019 г. по делу № А82-12237/2019

    Решение от 28 августа 2019 г. по делу № А32-53150/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    Выплаченные подотчетным лицам в размере 39 750руб., что является по мнению Фонда, нарушением п.1 статьи 20.1 Федерального Закона 125-ФЗ, ч.1 статьи 7 , пп.11 ч.1 статьи 9 Федерального закона 212-ФЗ. Общество не согласно с выводами Фонда, изложенными в вышеуказанных решениях в части не принятия к зачету расходов...

    Решение от 27 августа 2019 г. по делу № А82-10886/2019

    Арбитражный суд Ярославской области (АС Ярославской области)

    187, 197, 101, 103, 123,97; пер. Преображенский, д. 1; ул. Большая Казанская, дома №№ 15, 1а, 4, 46; ул. Бульварная, дома М» 15, 5, 6, 7 ; ул. Введенская. дома№№ 10, 11; ул. Гаванская, дома №№ 6, 14; ул. Крестовая, дома №№ 29, 31, 33, 40, 66, 95, 101, 122, 128; ул. Ломоносова, дома №№ 8, 11,...

    Решение от 26 августа 2019 г. по делу № А82-9857/2019

    Арбитражный суд Ярославской области (АС Ярославской области)

    Отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 255-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После...

    Решение от 26 августа 2019 г. по делу № А82-9618/2019

    Арбитражный суд Ярославской области (АС Ярославской области)

    Отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 255-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После...

  • 7 Федерального закона N 255-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После...
  • Решение от 19 августа 2019 г. по делу № А82-9405/2019

    Арбитражный суд Ярославской области (АС Ярославской области)

    Отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 255-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После...

5/5 (2)

255 федеральный закон об обязательном социальном страховании

В этом российском законопроекте, затрагивающем тему «обязательного соц. страхования», устанавливается отдельный порядок, объем выплачиваемых средств (рассчитываемых пособий), и определяются нормы социального обеспечения по конкретным категориям.

В данных вопросах государство является гарантом, к примеру если наступает кратковременная нетрудоспособность или же в ходе обеспечения выплат по больничному с учетом имеющегося стажа, по причине материнства и т. д. Детально об этом можно узнать во второй главе обозначенного ФЗ.

На объем пособий в соответствии с нормами закона влияют определенные факторы. Ключевым является рабочий стаж. В какой сфере деятельности трудится человек, при рассмотрении этого вопроса не столь важно.

Внимание! Вот список таких факторов:

  • работа на гос. службе;
  • трудоустройство на основании заключенного с работодателем трудового соглашения;
  • сотрудник занят в муниципальной структуре и прочее.

Условия закона предусматривают выплаты по страховке с учетом накопленного стажа:

  • при работе от восьми лет – 100%.
  • если период работы составил от пяти до восьми лет – 80%.
  • работа менее пяти лет – 60%.

В качестве исключения из этого правила можно рассмотреть порядок начисления выплат по беременности (родам) – если женщина трудилась как минимум 6 месяцев в организации, тогда ей перечисляют все 100% пособия.

Когда вступил в силу 255 ФЗ

Официально рассматриваемый закон, касающийся страхования лиц (обязательного социального), принят Госдумой РФ в конце декабря 2006 г., о чем был вынесен отдельный приказ.

С момента официального закрепления нормативного акта в его содержание часто вносили поправки, чтобы усовершенствовать законопроект и устранить возможные недостатки (как и с 275 Законом в последней его редакции). К примеру, систематическому ежегодному пересмотру подлежат суммы назначаемых выплат.

Изменения, внесенные в 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности»

На данный момент в закон №255 внесены и действуют нормы, регулирующие вопросы, касающиеся налогов (сборов). Таким образом, закон имеет прямое пересечение с Налоговым кодексом. Закон устанавливает меры контроля для обеспечения правильного расчета, своевременной и полной выплаты отчислений за отдельные периоды (отсчетные).

Важно! В качестве дополнения в закон внесены отдельные поправки, затрагивающие такие моменты:

  • размер выплат (индексаций). Его утвердили;
  • максимальную базовую величину;
  • минимальную сумму оплаты труда.

Ряд статей с начала мая 2017 г. были подвержены некоторым изменениям, которые следует рассмотреть далее.

Статья 3

В этой статье рассказывается, что застрахованные граждане обеспечиваются страховыми выплатами из гос. бюджета (Фонд соц. страхования), или же их гарантирует страхователь.

Учтите! По условиям закона пособие выдается следующим категориям лиц:

  • гражданам, застраховавшимся в течение трех дней от даты, когда они стали временно нетрудоспособны. Формирование выплат в данном случае средствами страхователя. Денежные выплаты с 4-го и последующего дня собираются за счет гос. бюджета (Фонда);
  • лицам, самостоятельно решившим вступить в правоотношения страхования – средства с первого же дня выделяются Фондом.

Согласно пунктам 2-5 части 1 статьи 5 Закона 255, выплаты в связи с наступлением нетрудоспособности осуществляют с 1-го дня возникновения подобного обстоятельства. Последняя редакция осталась без изменений.

Статья 5

Условия закона предусматривают необходимость выплаты пособий в связи с наступлением кратковременной нетрудоспособности:

  • при травмах (тяжелых заболеваниях);
  • при возникновении необходимости ухаживать за заболевшим членом семьи;
  • при нахождении взрослого застрахованного гражданина на карантине, пребывании на карантине ребенка (до 7 лет) при условии посещения им дошкольного учреждения образовательного характера, а также недееспособного родственника.
  • при пребывании в мед. организации с целью протезирования.

Внимание! Причитающаяся гражданину сумма пособия в связи с временной утратой способности работать выдается застрахованному лицу на основании закона только при условии наличия страховки по месту официального трудоустройства или возникновения болезни (травмы) в течение 30 суток с момента увольнения.

Статья 7

В Федеральном законе 255 зафиксирован конкретный объем пособия, который граждане могут получить, временно став нетрудоспособными по причине болезни или полученных травм. Расчет в первую очередь будет зависеть от длительности трудового стажа.

Рассчитываются выплаты следующим образом:

  • если застрахованное лицо работает в организации 8 лет и дольше, ему выдается 100% средней получаемой зарплаты (выплата полная);
  • при работе до 8 лет, но не меньше 5 выплаты будут в размере 80 % от средней получаемой в организации зарплаты;
  • если длительность трудоустройства меньше 5 лет, значит, выплатят только 60% от средней получаемой зарплаты.

Рассчитывается пособие на основании закона в связи с уходом за больным так. На протяжении первых 10 суток объем пособия рассчитывается с учетом величины стажа (как того требует закон 255). К примеру, продолжительность работы сотрудника в организации больше 8 лет предоставляет ему право претендовать на полную 100-процентную выплату исходя из получаемой им зарплаты.

Однако восстановление здоровья человека может и не ограничиться десятидневным периодом. При таких обстоятельствах сумма денежной компенсации сократится вдвое и составит 50% от получаемой сотрудником в организации зарплаты.

Если говорить о нахождении ребенка на лечении в стационаре, то здесь сумма пособия будет связана с длительностью страхового стажа.

Если протяженность трудовой деятельности сотрудника в организации составляет меньше полугода, то закон 255 требует начисления страховых выплат в объеме «минималки».

В отдельных регионах государства в таком случае при расчете дополнительно учитывается коэффициент. К примеру, если компенсация гражданина равна получаемой им средней зарплате, то к ней прибавляется указанный коэффициент. Так происходит увеличение суммы выплат в связи с наступлением нетрудоспособности.

Последняя редакция рассматриваемой статьи не изменялась.

Статья 8

Внимание! Перечень законных поводов снижения объема причитающейся гражданину финансовой компенсации в соответствии с законом 255:

  • больной не соблюдал установленный его лечащим врачом режим;
  • застрахованное лицо не прибыло для проведения планового мед. осмотра. Также его не было и в ходе проведения медико-социальных исследований. Подобные нарушения рассматриваются законом как недопустимые;
  • гражданин находился под действием наркотических препаратов (средств), был в состоянии опьянения из-за употребленного алкоголя или прочих токсинов.

Обнаружение одного из перечисленных или нескольких обстоятельств согласно закону 255 приводит к снижению суммы пособия до «минималки». После последнего редактирования в статью не вносились изменения.

Статья 9

Закон предусматривает список периодов, когда на компенсацию в связи с нетрудоспособностью гражданин не может претендовать.

Важно! В выплатах будет однозначно отказано в таких случаях:

  • на основании вынесенного в организации приказа работника ранее освободили от выполнения его трудовых обязанностей в полной или частичной мере. При таких условиях работодатель и дальше начисляет сотруднику зарплату, учитывая средний ее показатель;
  • сотрудник решением работодателя отстранен от работы при наличии веских оснований. Здесь компенсация в виде пособия и оплата за работу гражданину не платится;
  • сотрудник самостоятельно пытался причинить вред своему здоровью (умышленно нанести телесные повреждения), или же его умысел был направлен на самоубийство. Подтверждение этих фактов предоставляются в судебном процессе.

Нанесение застрахованным работником самому себе телесных повреждений в ходе производственного процесса расценивается как уголовно наказуемое деяние.

Последняя редакция закона осталась неизменной.

Статья 11

Учтите! Закон 255 регламентирует проведение расчетов компенсации женщинам по страховке, если они оформляют отпуск в связи с беременностью (родами). При официальном трудоустройстве и наличии страховки пособие будет полным – 100% исходя из средней получаемой сотрудницей зарплаты.

Если время работы женщины в организации составило меньше полугода, выплачиваться пособие будет. В ряде регионов страны дополнительно с «минималкой» в ходе расчета пособия могут использоваться утвержденные коэффициенты, что позволяет получать несколько большие выплаты, нежели обычно.

Статья 12

Статьей определен срок, отведенный сотрудникам на обращение за оформлением пособия в связи с наступившей нетрудоспособностью временного характера или же для получения выплат, причитающихся при беременности (родах).

Чтобы получить пособие в связи с наступлением нетрудоспособности, работнику следует после выздоровления обратиться за проведением соответствующих начислений.

Единственное ограничение – заявление от работника должно поступить на протяжении полугода от даты, когда его трудоспособность восстановлена (или же определена группа инвалидности), либо завершился период освобождения от работы (часть 1).

Назначается пособие в связи с беременностью (родами), если соответствующее заявление поступило от сотрудницы на протяжении полугода от даты завершения предоставленного ей на работе отпуска.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Если срок был пропущен, тогда ответственным за принятие обращений является представитель страховщика на территории. Принятие происходит лишь при наличии веских оснований пропуска установленного законом срока.

Последняя редакция закона не изменялась.

Статья 13

В 2017 изменения затронули часть 5 статьи 13 Закона 255. Оформление больничного листа проводится мед. учреждением. Его подготавливают письменно или же публикуют в электронном формате в системе страхователя. Второй случай подразумевает необходимость использования электронной подписи отдельного медицинского сотрудника (врача) или же мед. заведения.

Важно! Для получения трудоустроенным на официальных началах гражданином выплат в рамках назначенного пособия требуется предоставление квитанции, подтверждающей размер его зарплаты.

Указанный документ выступает основой в процессе проведения расчетных действий по начисляемому пособию. Процедура оформления листка, подтверждающего нетрудоспособность, проводится согласно нормам Федерального закона. Оформляется и предоставляется больничный лист в установленном Правительством порядке.

Статья 14

Пособие, выплачиваемое при наступлении факта нетрудоспособности, рассчитывают исходя из получаемой сотрудником в организации средней зарплаты за последние 2 года в соответствии с Законом 255.

Если сотрудник работает не у одного работодателя, тогда он вправе претендовать на получение нескольких выплат. Компенсацию предоставляют гражданину, как только он выходит на рабочее место.

Учет страхового стажа продолжается и во время отпуска по беременности (родам), при уходе за ребенком.

Оплата пособия проводится по прошедшим 2 годам вместе с отпуском по декрету.

Никаких изменений в последней редакции не было.

Посмотрите видео. Что дает социальное страхование?

Порядок предоставления листка временной нетрудоспособности

Сейчас листок, удостоверяющий нетрудоспособность, подготавливают на бумаге или передают в электронном варианте.

Такое новшество существенным образом улучшило взаимодействие сотрудников и их работодателей в рассматриваемом вопросе.

Переживать из-за порчи документа теперь сотруднику незачем. Раньше было много факторов, из-за которых могли возникнуть проблемы – документ помялся, был утерян или ликвидирован ввиду наступления непреодолимых условий. Получение дубликата письменного документа – сложная процедура.

Внимание! Каким образом работает электронный листок нетрудоспособности, можно посмотреть в таблице ниже:

Возникновение страхового случая Каждое из оснований, достаточных для оформления сотруднику больничного, расписано в статье 5 Закона 255.
Как только наступил страховой случай, работник уведомляет о данном факте работодателя При наличии у работодателя возможности принятия электронного больничного листка он сообщает об этом сотруднику. Работник самостоятельно выбирает, в какой форме документ будет оформлен, поэтому выбор электронного документа доступен.
При положительном ответе Если ответ положительный, тогда врачу необходимо сообщить об этом. Ответственный за подготовку документа врач занимается оформлением электронного больничного, проставляя в нем свою электронную подпись.
Как только документ подготавливается, его переносят в единую базу В базе у работодателя есть свободная возможность разыскать документ.
Руководство удостоверяется в том, что его сотрудник реально заболел, и ему оформили больничный Удостоверившись, начальство принимает меры для заполнения соответствующих строк, обозначая в них необходимую информацию.
Для этого используется единая электронная база больничных листов Их свободно может проверить инспектор ФСС

С созданием подобной единой базы были связаны в одну цепочку: работник, его работодатель и инспектор ФСС. С использованием подобной схемы взаимодействие указанных лиц стало максимально упрощенным и эффективным.

Критерии расчета

Чтобы узнать сумму пособия, следует среднюю зарплату, получаемую сотрудником за день, умножить на период утери возможности работать. Пособие = зарплата за день х число дней нетрудоспособности

Если период утери трудоспособности приходится на 2018 г., то в расчетной формуле будут фигурировать данные за прошедшие 2016, 2017 года.

Включены в подобный расчетный период все получаемые официально сотрудником выплаты в организации, за которые были сделаны отчисления в ФСС.