Юрист Пантюшов О.В.

(консультации, ведение дел в суде).

Ст.55 ГК РФ дает определение филиалам и представительствам юридического лица: «1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства».

Как видно, определение дается посредством использования понятия «обособленное подразделение». Т.е. филиал (представительство) определяется через обособленное подразделение. Вместе с тем следует заметить, что ГК РФ дает понятие филиала (представительства), но не дает понятия обособленного подразделения предприятия. «А» определяется через «Б», но что такое есть собственно «Б» (обособленное подразделение) не определено в законе – ни в ГК РФ, ни вообще в гражданском законодательстве.

Это создает некоторые трудности. Согласно законам логики, если одно понятие определяется через другое, то определитель не всегда будет всегда определимым. Значит, обособленное подразделение не всегда будет филиалом (представительством). В свою очередь, филиал (представительство) – это всегда обособленное подразделение.

Очевидно, что обособленное подразделение – это отдельное понятие, которое должно быть определено самостоятельно и вне зависимости от понятий филиала (представительства). В противном случае, будут нарушены законы логики. Пробел в законодательстве.

Обособленное подразделение организации может быть филиалом (представительством), но может и не обладать функциями филиала (представительства), т.е. быть собственно обособленным подразделением организации.

Обособленное подразделение предприятия – это расположенное вне места нахождения организации структурно отделенная часть производства (услуг, работ), где выполняются все или часть функций предприятия под вывеской соответствующего предприятия и под единым управляющим началом.

Ст.55 ГК РФ требует, чтобы данные о филиалах (представительствах) были внесены в учредительные документы предприятия. Это императивное требование закона.

Однако если организация имеет собственно обособленное подразделение, которое не является филиалом (представительством), организация не обязана вносить данные о нем в учредительные документы. Т.к. такого требования в законе не установлено.

При образовании филиала (представительства) перед организацией встает необходимость внесения соответствующих изменений в учредительные документы, это требует некоторого времени, что не всегда удобно – страдает оперативность. Создание собственно обособленного подразделения позволяет избежать таких проблем.

Вместе с тем, в любом случае организация обязана встать на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения – ст.83 НК РФ: «Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения». Нужно обратить внимание – на налоговый учет ставится именно организация, но не само обособленное подразделение. Обособленное подразделение не обладает правами юридического лица и не является самостоятельным субъектом гражданского права.

Иски к организациям, вытекающие из деятельности обособленных подразделений организаций, которые являются филиалами (представительствами), можно предъявлять по месту нахождения филиалов (представительств).

Ст.36 АПК РФ: «5. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства».

Относительно обособленных подразделений организаций, не являющихся филиалами (представительствами), таких правил АПК РФ не устанавливает, т.к. четко сказано в п.5 ст.36 АПК РФ именно о филиалах (представительствах).

Нужно обратить внимание на формулировку п.5 ст.36 АПК РФ – сказано о филиалах (представительствах), которые расположены вне места нахождения предприятия. В данном случае указывать на место расположения не имело смысла, т.к. по определению, данного в ст.55 ГК РФ, филиалы (представительства) всегда находятся вне места нахождения организации. По смыслу же ст. 36 АПК РФ филиал (представительство) может находиться в том же месте, что и организация. Следовало бы п.5 ст.36 АПК РФ изложить следующим образом: «5. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства».

Аналогичное правило установлено в ст.29 ГПК РФ: «2. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства». Лаконичность и четкость налицо.

Право истца обратиться в суд с иском к организации по месту нахождения обособленного подразделения, являющегося филиалом (представительством), в некоторых случаях гарантирует право на доступ к правосудию граждан (организаций). Например, страховая компания, застраховавшая имущество гражданина находится в г. Москве, а договор страхования был заключен руководителем филиала в г. Воркуте. При наличии спора – истец не сможет подать иск по месту нахождения истца.

Налоговый кодекс РФ в отличие от Гражданского кодекса РФ дает понятие обособленного подразделения, применяемого в целях налогообложения. Ст.11 НК РФ: «обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца».

НК РФ определяет обособленное подразделение через наличие оборудованных стационарных рабочих места вне места нахождения организации. Также имеет значение временной интервал существования рабочего места – если рабочее место создается на срок не менее одного месяца. Значит, можно выделить следующие признаки обособленного, которые устанавливает НК РФ: 1 – территориальная обособленность, 2 – наличие стационарных рабочих мест, 3 – срок создания таких рабочих мест должен быть не менее одного месяца.

НК РФ определяет понятие обособленного подразделения вне связи с понятиями филиала (представительства). Это правильно.

На практике возникает вопрос – сколько должно быть создано стационарных рабочих мест: одно, два, или более для признания обособленного подразделения созданным? Налоговые органы исходят из того, что достаточно одного стационарного рабочего места для признания созданного у организации обособленного подразделения. Спорный вопрос.

В ст.11 сказано именно о «стационарных рабочих местах» - множественное число. Ясно, что никак не одно. МНС РФ в Письме от 29.04.2004 г. N 09-3-02/1912 «О признании одного рабочего места обособленным подразделением» указало: «В определении обособленного подразделения, приведенном в статье 11 Кодекса, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание "рабочее место" употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места. Учитывая вышеизложенное, создание рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения».

Логика есть. Но налоговое право – это подотрасль финансового права, основной принцип которого императивность, поэтому, не допустимо расширительно толковать понятия налогового права. Контролирующие органы не имеют право толковать понятия, обозначенные в налоговом законодательстве. Данные проблемы нужно решать исключительно посредством внесения соответствующих поправок а законодательство о налогах и сборах.

Наличие созданного обособленного подразделения обуславливает обязанность организации встать на налоговый учет по месту нахождения созданного обособленного подразделения. Нарушение этого правила – налоговая служба вправе возбудить дело о налоговом правонарушении – нарушение срока постановки на налоговый учет и привлечь к ответственности по ст.116 НК РФ:

«1. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей».

Как определить момент создания обособленного подразделения? Это момент принятия решения о создании или что-то иное? Это важно для начала отсчета срока подачи заявления о постановки на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения. Согласно п.4 ст.83 НК РФ при осуществлении деятельности через обособленное подразделение заявление в налоговый орган о постановке организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения должно быть подано в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Это подтверждается и судебной практикой. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 марта 2004 г. N КА-А40/1904-04 указало: «Из текста закона видно, что моментом создания обособленного подразделения является оборудование стационарных рабочих мест, а не отражение его создания в организационно-распорядительных документах. Следовательно, месячный срок, установленный п. 4 ст. 83 Кодекса, отсчитывается не с момента издания приказа от 25.02.2003 о приеме на работу руководителя подразделения, а с момента оборудования стационарных рабочих мест».

Нужно разделять момент принятия решения о создании и момент фактического создания обособленного подразделения. Принятие руководством организации решения об образовании обособленного подразделения выражает только волю или намерения. Данные намерения нужно осуществить. Для того, чтобы обособленное подразделение было создано, нужно одновременное наличие всех составляющих признаков, указанных в ст.11 НК РФ.

Основополагающим признаком является оборудование хотя бы одного стационарного рабочего места. МНС РФ в Письме от 05.08.2005 г. N 03-02-07/1-211 указало: «организация не создала для своих сотрудников… хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации. Учитывая изложенное, полагаем, что основания для постановки на налоговый учет ООО по месту осуществления этой организацией деятельности, не влекущей создание стационарного рабочего места, отсутствуют».

Как видно, налоговые последствия создания собственно обособленного подразделения и обособленного подразделения, которое является филиалом (представительством) идентичны.

Налоговики руководствуются определением, данным в ст.11 НК РФ, для решения вопроса имеет ли организация созданные обособленные подразделения. Это правильно, т.к. согласно п.1 ст.11 НК РФ: «1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

Еще один важный нюанс в налоговых последствиях создания собственно обособленного подразделения и обособленного подразделения, являющегося филиалом (представительством) состоит в следующем.

Если организация изъявит желание применять упрощенную систему налогообложения (УСН), то создание филиала (представительства) будет означать невозможность перейти на УСН.

Ст.346.12 НК РФ: «3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства».

Создание же обособленного подразделения, которое не будет филиалом (представительством), не станет препятствием для перехода организации на налоговый режим упрощенной системы налогообложения. Это весьма существенное преимущество в некоторых случаях.

На практике часто возникают споры – налоговики, подчас, считают, что обособленное подразделение – это всегда либо филиал, либо представительство. Это становится основанием для отказа на переход на УСН организациям, которые создали обособленные подразделения, но которые не являются филиалами (представительствами). В данном случае следует обжаловать отказ в арбитражный суд. В ст.55 ГК РФ необходимо внести поправки, которые дадут четкое определение обособленному подразделению предприятия.

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

Содержание главы

Публикации в прессе:

15 мая

16:51 Порядок создания обособленного подразделения ООО в 2017 году

28 апреля

18:39

27 апреля

15:32 Обособленное подразделение юридического лица: отчетность и налогообложение

26 апреля

14:40 Как закрыть обособленное подразделение: пошаговая инструкция

20 сентября 2016

Что предпринять если заказчик нарушает законодательство, тонкости участия в закупках филиалов и представительств российских компаний и спорные вопросы участия в электронных торгах. Мы задали три вопроса Алексею Павлову - ведущему эксперту направления КонсультантПлюс компании «КАДИС».

Филиалы и представительства - это обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения самого юридического лица. Они не являются самостоятельными юридическими лицами и предназначены для расширения сферы действия создавших их организаций.

Исходя из определения, приведенного в п. 4 ст. 83 Налогового Кодекса РФ, можно выделить следующие признаки обособленного подразделения:

Территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации на праве владения, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;

Наличие рабочих мест (причем законодатель указывает на множественное количество последних), созданных на срок не менее одного месяца; ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.

При решении вопроса о создании обособленного подразделения необходимо установить истинный смысл обособленности и ее сущностные признаки.

В соответствии с положениями НК РФ понятие места нахождения организации не раскрывается, поэтому с учетом норм ст. 11 НК РФ здесь в полной мере может быть задействован понятийный аппарат гражданского права. В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Под адресом понимается совокупность реквизитов, определяющих местонахождение объекта в пространстве:

Наименование субъекта Российской Федерации;

Наименование района, города, иного населенного пункта;

Наименование улицы;

Номер дома и квартиры.

Таким образом, факт создания обособленного подразделения можно констатировать при создании стационарных рабочих мест по адресу, не совпадающему с адресом государственной регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации. Отличие представительства от филиала заключается в выполняемых функциях. Представительства исключительно представляют интересы общества и осуществляют их защиту, филиал же выполняет все или часть функций головного общества, в том числе функции представительства. Как посредством представительства, так и посредством филиала юридическое лицо может заключать договоры.

Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению головной организации. Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо, равно как и взыскание производится судом с нее или в пользу нее. Также здесь не стоит забывать об обязанности филиала нести налоговую нагрузку по своему месту нахождения и обязательно встать на налоговый учет. Несоблюдение этих требований, безусловно, приведет к штрафным санкциям со стороны фискальных органов. По долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов.

Информация о представительствах и филиалах должна содержаться в уставе общества. В связи с этим первым этапом в открытии представительства или создании филиала должно быть внесение изменений в учредительные документы самого юридического лица. Как правило, в уставе общества указывается наименование филиала или представительства и его место нахождения. Отсутствие в учредительных доку- ментах такой информации является основанием наступления административной ответственности для должностных лиц юридического лица (прежде всего тех, в чьи полномочия входит совершение уведомления) за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в Единый государственный реестр юридических лиц. Филиалы и представительства не подлежат государственной регистрации, так как не являются самостоятельными юридическими лицами. Но обязательна их постановка на налоговый учет. В соответствии с Налоговым кодексом РФ юридическое лицо обязано встать на налоговый учет по месту нахождения филиала или представительства в течение 30 дней с момента создания.

В настоящее время предусмотрен следующий перечень документов, необходимый для постановки на налоговый учет филиала (представительства) российского юридического лица:

Свидетельства организации (головной) о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет и о государственной регистрации изменений (копии, нотариально заверенные);

Учредительные документы головной организации (устав, учредительный договор) с действующими изменениями и дополнениями (копии, нотариально заверенные);

Письмо об учете в ЕГРПО (коды статистики) головной организации (копия, нотариально заверенная);

Протоколы (решения), утверждающие действующие редакции учредительных документов и всех изменений к ним (копии);

Протокол (решение) о назначении действующего руководителя организации (копия);

Решение компетентного органа организации о создании филиала (представительства) по конкретному адресу и о назначении руководителя филиала (представительства); документы на место нахождения филиала (представительства) - договор аренды (субаренды) или о сотрудничестве, свидетельство на право собственности, аренды;

Доверенность на руководителя филиала (представительства).

Руководители филиалов и представительств осуществляют свою деятельность от имени юридического лица на основании доверенности. Сами же обособленные подразделения действуют на основе учреждаемых юридическим лицом положений. Состав информации, подлежащей раскрытию в данном документе, определяется головной организацией самостоятельно. Как показывает практика, в таком положении целесообразно предусмотреть как минимум следующие разделы:

Цели, задачи и функции филиала (представительства);

Виды осуществляемой деятельности;

Органы управления филиалом (представительством);

Источники образования имущества;

Порядок взаимодействия с органами головной организации;

Контроль за деятельностью филиала (представительства).

Немаловажное значение для филиала и представительства имеет собственная кадровая и трудовая политика, которая заключается в формировании правил внутреннего трудового распорядка, положения о премировании и заработной плате, а также трудовых договоров, разработанных с учетом местных условий филиала или представительства. Что касается имущества филиала (представительства), то оно формируется из средств, закрепленных за ним организацией, а также (это касается филиалов) приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате производственно- хозяйственной деятельности, в соответствии с положением и доверенностью, предоставленными учредившим его юридическим лицом. Несмотря на то что имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, оно находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит ему на ином правовом основании.

В бухгалтерском учете указанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. Фактически ни для одного юридического лица не имеет никакого практического значения, на балансе ли самого лица находится такое имущество, либо оно формально передается на баланс филиала или представительства. Все равно это имущество является собственностью юридического лица, создавшего филиал или представительство. Имущество представительств и филиалов может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям. Отдельно стоит отметить особенности филиала (представительства) иностранного юридического лица, который создается в целях ведения на территории России деятельности, осуществляемой за ее пределами головной организацией, и ликвидируется на основании решения иностранного лица - головной организации. Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиалов иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Необходимо помнить, что иностранному юридическому лицу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Критерии такого отказа четко определены действующим российским законодательством. Как правило, все они очевидны и основаны на общечеловеческих ценностях и морали. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации и прекращает предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня лишения его данной аккредитации. В соответствии с НК РФ филиалы и представительства российских организаций перестали быть самостоятельными налогоплательщиками, а филиалы иностранных фирм и некоммерческих организаций признаны Налоговым кодексом субъектами налогового права. Филиалы и представительства выполняют обязанности учредивших их юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти обособленные подразделения осуществляют функции создавших их организаций. Возникновение у налогоплательщика обособленного подразделения в силу положений ст. 19 НК РФ и специальных норм части второй НК РФ порождает дополнительные обязанности, связанные с определением надлежащего места уплаты соответствующих налогов.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Страхователи - организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество организаций (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения. Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным под- разделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 80 Налогового Кодекса РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период. При открытии филиалов и представительств за границей российскими юридическими лицами и создании филиалов иностранных юридических лиц в России встает вопрос о двойном налогообложении.

В соответствии с законодательством многих стран налогообложению подлежат доходы коммерческих организаций вне зависимости от того, где они были заработаны, по месту регистрации юридического лица. При этом государство взимает налоги и с филиалов иностранных юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на их территории. Единственным способом избежания двойного налогообложения является заключение двухстороннего договора между странами - участниками экономического пространства, в соответствии с которым прибыль, получаемая филиалом за рубежом, облагается налогом того государства, на территории которого он осуществляет свою хозяйственную деятельность. Другое государство, подписавшее договор, не вправе облагать налогом прибыль юридического лица, полученную от деятельности филиала в государстве - участнике соглашения об избежании двойного налогообложения. Зачастую заключение подобных договоров не зависит от реальных экономических условий, а обусловлено политическими аспектами, которые наносят вред хозяйствующим субъектам.

Филиал юридического лица - это подразделение организации, действующее обособленно. В каких случаях выделение части компании целесообразно, как это сделать и каков статус таких подразделений — вопросы, заслуживающие внимания. Все они будут рассмотрены далее.

Является ли филиал самостоятельным лицом?

Каждый филиал юридического лица индивидуализирован, т. к. имеет:

  1. Территорию, поскольку обособленное подразделение, в соответствии со ст. 55 ГК, располагается отдельно от головной организации.
  2. Собственные органы управления, которые назначаются юридическим лицом. При этом ст. 55 ГК предусмотрено, что руководство управляет структурным подразделением по доверенности.
  3. Возможность дополнения названия организации словами, указывающими на обособленное подразделение.
  4. Возможность имущественного обособления. Фирма, как указано в письме Управления МНС России по г. Москве «О налогообложении…» от 09.06.2004 № 23-10/1/38453, на основании учредительного документа головной компании или положения о филиале может выделить обособленное подразделение на отдельный баланс.

Однако при всем вышеперечисленном филиал - это обособленное подразделение юридического лица , которое, как указано в ст. 55 Гражданского кодекса, не является самостоятельной организацией. Это подтверждается и тем, что:

  1. Филиалы юридического лица не могут выступать в суде от своего имени и не признаются надлежащими ответчиками. Ситуации, когда истец, предъявив иск филиалу, в ходе процесса отказывается сменить сторону с подразделения на само юридическое лицо, разрешаются одинаково: суд не признает требования подлежащими удовлетворению по причине ненадлежащего ответчика (см., к примеру, решение Свердловского районного суда г. Костромы от 22.01.2014 № 2-184/2014).
  2. Филиалы юридического лица не являются самостоятельными субъектами налоговых правоотношений. Налоги всегда платит головная организация. Как сказано в ст. 384 НК, если филиал имеет обособленный баланс, оплата производится в бюджет по месту его нахождения. При ненаделении территориально обособленной части компании собственным имуществом головная фирма платит налоги за него в территориальные органы налоговой службы по своему месту нахождения.

Правовое положение обособленной части организации, ее компетенция и ответственность

В силу отсутствия самостоятельности очевидна ограниченность филиалов юридических лиц в направлениях деятельности. Исходя из определения филиала, данного в ст. 55 ГК, его занятия сосредоточены в 2 областях:

  1. Осуществлении части или полного функционала материнской организации. Направления деятельности организации закрепляются в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) путем указания кодов ОКВЭД, т. е. видов экономической деятельности в соответствии с общероссийским классификатором. Компетенция филиала по выполнению аналогичных действий или их части предусматривается положением о филиале или иным внутренним актом юридического лица. Выполнять экономическую деятельность, которая не указана в выписке из ЕГРЮЛ о головной организации, подразделение не вправе.
  2. Представительстве головного юридического лица, если это предусмотрено локальными актами. Защита интересов компании может поручаться и иному подразделению — представительству, но последнее не занимается коммерческой деятельностью в отличие от филиала фирмы.

Как часть фирмы, действующая от ее имени, филиал не несет ответственности за осуществляемую им работу. Применительно к ООО об этом говорится в ст. 5 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, положение которого применяется по аналогии к филиалам иных организаций (акционерных обществ, банков и т. д.).

Нужно ли открывать филиал?

Открытие филиала юридического лица требует значительных материальных и временных затрат. Оценивать необходимость юридического обособления части компании нужно исходя из сложившейся ситуации.

Так, создание филиала юридического лица будет полезным, если организация планирует длительно работать в другом регионе, причем необязательно — в ином субъекте России. Постоянная деятельность даже в ином городе потребует весомых затрат времени и средств на доставку сотрудников из головного офиса к месту работы.

В то же время регистрация филиалов юридического лица ради выполнения краткосрочных работ нецелесообразна, поскольку сама процедура их открытия может занять больше времени, чем выполнение поставленной задачи (под краткосрочными следует понимать работы, затягивающиеся менее чем на месяц). Согласно ст. 11 Налогового кодекса, обособленными подразделениями признаются те части компании, которые выделены территориально и имеют созданные на срок не менее месяца стационарные рабочие места.

Как создать филиал?

В соответствии с письмом Минфина РФ «Об определении даты…» от 16.12.2009 № 03-02-07/1-541, дата создания филиала юридического лица - это дата внесения соответствующих поправок в позицию ЕГРЮЛ о компании. Подготовка же к созданию производится в следующем порядке:

  1. Принимается решение об обособлении части организации в законном порядке. К примеру, по закону № 14-ФЗ для выделения части ООО необходимо получить согласие 2/3 голосов на общем собрании членов, при этом сам вопрос об обособлении выносится на повестку собрания минимум за 30 дней до его проведения. Порог для одобрения решения может увеличиваться учредительным актом, положительное решение фиксируется в протоколе собрания, хотя по желанию членов общества может использоваться и иной способ (например, свидетельство нотариуса).
  2. Решаются вопросы организационного характера:
    • утверждается акт, регулирующий деятельность филиала юридического лица ;
    • назначается руководство, которому передается по доверенности ряд полномочий;
    • оборудуется хотя бы 1 стационарное рабочее место по адресу подразделения.

Примечание: в соответствии с пояснением Минфина, изложенным в письме «О признании подразделения организации…» от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702, ФНС признает обособленным лишь то подразделение, где наличествуют стационарные места.

В судебной практике мнения о требуемом количестве рабочих мест разделились. Так, в определении Конституционного суда РФ от 05.11.2004 № 381-О стационарные места упоминаются во множественном числе, а в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.01.2001 № А33-8564/00-С3-Ф02-2926/00-С1 отмечается, что требование о наличии стационарных мест может быть удовлетворено при наличии хотя бы 1 такого рабочего места.

После внутренних мероприятий создание подразделения переходит в ведение государственных органов, в частности Федеральной налоговой службы (ФНС):

  1. На бланке формы № Р14001, утв. приказом ФНС «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, подается заявление в ФНС. На основании этого документа налоговая служба включает сведения о филиале юридического лица в ЕГРЮЛ.
  2. В ФНС направляется сообщение формы № С-09-3-1, утв. приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. На основании сообщения ФНС ставит выделенную часть компании на налоговый учет.

Резюмируем. Филиалами юридических лиц являются структурные части фирмы, имеющие обособление по месту расположения, имуществу и названию, но не являющиеся самостоятельными субъектами права (т. е. филиал не является юридическим лицом) . Полномочия и сфера деятельности выделенных частей организаций ограничены функционалом материнской компании, она же несет ответственность и за последствия работы подразделения.

Статья 43. Филиалы и представительства

1. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

2. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные правовые действия.

3. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

4. Руководители структурных подразделений (филиалов и представительств) общественных объединений избираются в порядке, предусмотренном уставом общественного объединения и положением о его филиале или представительстве.

Руководители структурных подразделений (филиалов и представительств) религиозных объединений избираются либо назначаются в порядке, предусмотренном уставом религиозного объединения и положением о его филиале или представительстве.

Руководители филиалов и представительств иных форм юридических лиц назначаются уполномоченным органом юридического лица и действуют на основании его доверенности*.

1. Как уже отмечалось, филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами, хотя и представляют собой имущественно и территориально обособленные подразделения основного образовавшего их юридического лица. На практике и даже в официальных документах они именуются иногда отделениями, конторами, агентствами, организациями и т.п., но это отклонение от строгой юридической терминологии.

Неточность терминологии заключается в том, что даже официальные документы называют иногда филиал юридическим лицом, что является недопустимой для юриспруденции ошибкой.

2. Будучи частью основного юридического лица, филиал (представительство) не обладает ни одним из его основных признаков:

а) он не имеет своего обособленного имущества, имущество филиала (представительства) с учетной целью нередко числится на отдельном балансе, но такой баланс не является самостоятельным;

б) он (филиал) выступает не от своего имени, а от имени создавшего его юридического лица;

в) он не несет самостоятельной имущественной ответственности, напротив, за его действия отвечает основное юридическое лицо.

Именно эта ответственность основного юридического лица за действия филиала вызывает на практике острую реакцию. Многие руководители коммерческих юридических лиц окружают себя филиалами, будучи уверенными, что не отвечают за их действия. Так, в Алматы крупное АО создало ряд филиалов, среди которых — филиал, занимавшийся туризмом и сводивший всю работу к получению виз. Филиал неоднократно обманывал клиентов, взимая предоплату за получение въездных виз в западные страны через их консульства, расположенные в Москве. Визы часто не получались, но деньги не возвращались. Президент акционерного общества отказывался возвратить деньги клиентам, предлагая им судиться с руководителем филиала. Суд признал АО ответственным за долги своего филиала.

3. Различие между филиалом и представительством комментируемая статья проводит по характеру выполняемых функций: для филиала таковыми является обычно то же, что делает основное юридическое лицо; для представительства — совершение юридических действий от имени основного юридического лица и контроль за их исполнением. Но различие является весьма условным, нередко и филиал занимается представительской деятельностью, а представительство производством.

4. Будучи частью основного юридического лица, филиал (иногда — и представительство) является подразделением, четко выделенным в организационном и производственно-финансовом планах: собственные должностные лица, свои сферы деятельности, круг разрешенных действий, производственные задания, отдельный баланс, отдельный счет в банке, отдельная (учетная) государственная регистрация. Это позволяет лучше организовать работу филиала, контроль за его деятельностью, оценку результатов работы. Этому содействует утверждаемое для каждого филиала (представительства) отдельное Положение.

5. Комментируемая статья устанавливает, что руководителей филиалов и представительств назначают уполномоченные органы основного юридического лица. И такие руководители выступают в обороте на основании доверенности, где обозначено, какие именно правовые действия (сделки) может совершать руководитель филиала (представительства) перед третьими лицами (с третьими лицами). И обязанность, и ответственность по таким действиям возлагаются на основное юридическое лицо.

Доверенности такого рода, как правило, бывают не разовыми и не специальными, а генеральными, то есть в общей форме определяющими, какие сделки могут совершаться с неопределенным кругом третьих лиц.

6. В итоге комментируемая статья называет два документа, определяющих правовой статус филиала или представительства: положение о филиале (п. 3 ст. 43 ГК) и доверенность, выдаваемая руководителю (п. 4 ст. 43 ГК).

Возникают практически значимые вопросы:

а) какая разница в содержании и юридической направленности этих двух документов;

б) как толкуются возможные противоречия между ними?

Мы предлагаем следующие ответы:

положение о филиале (представительстве) определяет внутрифилиальные отношения и отношения между филиалом (его внутренними подразделениями) и основным юридическим лицом: цели и основные виды деятельности филиала, порядок назначения его должностных лиц, их компетенцию, формы контроля, порядок передачи имущества от филиала юридическому лицу и наоборот;

доверенность же выдается конкретному, прямо названному в доверенности руководителю филиала (представительства), устанавливая как круг возможных сделок, так и круг их возможных участников.

7. Отсюда вывод: положение решает только внутренние вопросы филиала, доверенность— только внешние.

Вот конкретно возникшие на практике вопросы: действительна ли сделка, охватываемая теми границами деятельности филиала, которые очерчены положением о нем, но не охватываемая доверенностью; действительна ли сделка, входящая в содержание деятельности филиала, определенного положением, но заключенная директором, вообще не имеющим доверенности (обычно еще не успевшим получить доверенность)?

На оба вопроса ответ представляется одинаково отрицательным: такие сделки должны признаваться недействительными, если они не одобрены основным юридическим лицом.

8.От филиалов и представительств следует отличать дочерние и зависимые юридические лица (см. ст.ст. 94—95 ГК, ст.ст. 46—49 Указа о государственном предприятии). Дочерние и зависимые юридические лица являются самостоятельными субъектами права, выступают в гражданском обороте от своего имени и несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам, но основные юридические лица через специальные правовые механизмы могут влиять на принятие дочерними и зависимыми юридическими лицами решений, влияющих на характер их деятельности.