Бурное развитие мировой промышленности и ее глобальная диверсификация пришлись на золотой век мировой экономики, который закончился крахом Lehmann Brothers. Эксперты составили свой прогноз развития основных отраслей мировой промышленности на ближайшие десятилетия

Лондон. 15 июля. FINMARKET.RU - 150 лет назад, в XIX веке, центр промышленного производства переместился из Китая в Великобританию. В последние 25 лет все вернулось на свои места: промышленное производство вернулось в развивающиеся страны. В это же время появились новые отрасли промышленности: прорыв произошел в биотехнологиях, информационных технологиях и в других направлениях.

Бурное развитие мировой промышленности и ее глобальная диверсификация пришлись на золотой век мировой экономики, который закончился в 2008 году крахом Lehmann Brothers. В Chatham House - одном из самых известных британских аналитических центров - подвели итоги развития мировой промышленности и подготовили прогноз на несколько десятков лет вперед. Эксперты также детально проанализировали состояние трех ключевых отраслей мировой промышленности - авиа- и автомобилестроения и фармацевтики - и торговли.

Четыре тенденции мировой промышленности: производство становится сложнее и перемещается в развивающиеся страны

  • Доля промышленности все меньше. Доля промышленности в мировом ВВП сокращается уже несколько лет подряд. В развитых странах на сектор услуг приходится все большая доля. Но доля промышленности упала в выпуске Африки и Латинской Америки.
  • В Азии доля промышленности в ВВП постоянна. Но эта стабильность иллюзорна: в Японии она снизилась, а в Китае - выросла. При этом в Индии и Южной Корее она мало изменилась.
  • При этом во всех регионах мира выросла доля услуг в ВВП, что значительно усилило темпы роста. Доля сельского хозяйства сократилась.
  • Доля промышленности в ВВП начала расти только после завершения глобального кризиса. Тогда в развитых странах начались дебаты о сокращении финансового сектора и новой промышленной политике.

Доля промышленности в мировом ВВП сокращается

  • Производство уходит в развивающиеся страны . 15 лет назад на долю развивающихся стран приходилось лишь 20% добавленной стоимости в промышленности, сегодня - уже треть. При этом промышленность в развивающихся странах продолжает расти.
  • Настоящей звездой стал Китай: в 2000 году он был самым крупным производителем в трех отраслях - табачной, текстильной и производстве товаров из кожи. 10 лет спустя Китай стал лидером в производстве одежды, изделий из резины и пластика, металлургии, электрического оборудования и машин. В 2011 году он перегнал США как промышленный производитель номер один в мире.

На развивающиеся страны приходится все больше добавленной стоимости в промышленности

  • Промышленность становится все сложнее. Еще одна важная тенденция - вторжение промышленных технологий в новые отрасли, вроде IT. Особенно эта тенденция заметна в развитых странах, где, практически, не осталось фабрик по производству обуви или одежды.
  • В развивающихся странах росли все отрасли производства: текстильная, производство металлов и оборудования, медицинской техники. Эти товары производились как для внутреннего пользования, так и на экспорт.
  • Мир зависит от ТНК. На этот же период пришелся рост значения транснациональных корпораций. Во многом из-за их инвестиций в развивающие страны. С помощью этих инвестиций передается не только капитал как таковой, но и технологии, и способы ведения бизнеса. Все больше транснациональных корпораций появляются в развивающихся странах.

Рост спроса в развивающихся странах и демография меняют лицо мировой промышленности

Спрос меняет промышленность: старое и богатое население земли хочет совсем других товаров

  • Рост промышленности в том или ином регионе, в первую очередь, зависит от внутреннего спроса. К 2020 году, согласно оценке ООН, наиболее быстро будет расти население наименее развитых стран мира.
  • Также на потребление повлияет процесс старения населения: это происходит повсеместно, но с разной скоростью и с разного старта. Кроме того, на потребление влияют сокращение размера домохозяйств и урбанизация.
  • Рост доходов на душу населения в развивающихся странах будет быстрее, чем в развитых. К 2020 году именно на развивающиеся придется 3/4 роста покупательской способности в мире. Доля Китая и Индии в этом росте составит 43%.

Потребление в мире будет расти за счет развивающихся стран

  • Эластичность спроса по доходам также меняется в зависимости от сектора и уровня развития страны: когда уровень доходов низкий, их рост приводит к росту потребления товаров первой необходимости - еды, одежды и других. По мере роста доходов все чаще покупаются более дорогие товары вроде бытовой техники. Именно поэтому их производство растет.
  • В мире стремительно растет средний класс: в ближайшие восемь лет в странах вырастут группы населения с доходами $5-10 тыс и $10-20 тыс. - к 2020 году их будет на 650 млн больше. 2/3 этого роста придется на Индию и Китай. Новый средний класс будет активно тратить. Это приведет к росту спроса на автомобили и самолеты, ведь люди будут чаще путешествовать.
  • В развитых странах после кризиса население будет тратить неохотно. Но все же ему придется увеличить расходы на здравоохранение из-за старения населения.

Мировой средний класс растет

  • Изменят мировую промышленность и новые вкусы потребителей: жители развивающихся стран перенимают западные ценности. Мировые бренды формируют спрос на новые товар. Примеры уже можно найти в Китае: там стремительно растет потребление кофе и шоколада. В развивающихся странах все большее значение имеют бренды и мода.

Предложение: все зависит от рынка труда

  • Главный фактор на рынке труда - это наличие рабочей силы. В этом смысле выиграют развивающиеся страны: именно в них в ближайшие годы будет расти возрастная группа 15-59 лет. Всего в мире эта возрастная группа пополнится на 450 млн человек, 120 млн из которых будет жить в Индии. В Китае их доля не изменится.
  • Это уже бьет по конкурентоспособности Китая: зарплаты на побережье растут быстрее производительности труда. С 2005 по 2010 года средняя зарплата в Китае росла на 19% в год против 5% в США.
  • Это связано не только с нехваткой рабочей силы, но и с изменением экономической модели Китая: экономика двигается в сторону потребления и производства более сложной продукции. В итоге, промышленность перемешается вглубь страны и в другие бедные страны, например, Вьетнам, Индию, Бангладеш и Индонезию.

В Китае зарплаты растут слишком быстро

  • В развитых странах с этим еще какое-то время будут проблемы: банки и компании боятся вкладывать деньги, а у правительств их нет. А вот в развивающимся мире достаточно сбережений для инвестиций.
  • Кроме того, на будущее промышленности влияет технический прогресс: инновации активно происходят в компьютерной сфере, биотехнологиях, генной инженерии. 3d-принтеры обещают изменить лицо мировой промышленности. Все это может привести к появлению новых отраслей.

Многое зависит от политики, которую проводят правительства, например, в сфере управления обменными курсами, стимулирования экспорта, субсидий для инвестиций и других областях.

Яркий пример такой политики - это последний кризис. Тогда правительства потратили миллиарды долларов на поддержку банков и финансовой системы. В США правительство помогло автомобильным компаниям.

Авиастроение: пока на рынке господствуют США и Европа, но их влияние падает

  • Лидерами в секторе являются Европа и США. Их главенству угрожают, главным образом, Канада и Бразилия, которые также начали развивать свое авиастроение.
  • Некоторые страны уже строят аналогичные планы. Среди них Южная Африка и Индонезия, которые уже предприняли несколько попыток увеличить долю на рынке, но пока безрезультатно.
  • Свои планы по экспансии есть у Японии, Китая, Индии и России. Преуспел в их реализации Китай, активно заключающий контакты с европейскими и американскими компаниями, которые в обмен на технологии получают доступ на рынок внутренних авиаперевозок.
  • Американским и европейским компаниям волей-неволей придется переносить производственные мощности в Азию, чтобы сохранить преимущества и быть ближе к рынку сбыта.
  • Снижение конкурентоспособности в авиастроение больно ударит по экономике Европы и США. Авиасектор - один из немногих, торговый баланс США по которым положительный. В 2011 году он принес стране профицит в $55 млрд. Профицит ЕС по торговому счету по этому сектору составляет $34 млрд. Сектор обеспечивает обеим экономикам стабильную занятость.

Спрос на самолеты будет расти

Автомобилестроение: рост обеспечат развивающиеся страны

Автомобильной промышленности принадлежит ключевая роль в технологическом, социальном и политическом развитие планеты в XX веке. В мире в создание автомобилей вовлечено 90 миллионов человек - 5% всей мировой рабочей силы.

Если автомобилестроение было бы отдельной страной, то она входила бы в десятку самых крупных экономик мира. Каждое дополнительное созданное рабочее место в автомобилестроение приводит к созданию пяти дополнительных рабочих мест в смежных секторах.

  • В мире автомобили производят 40 стран. Однако создавать новые модели могут далеко не все.
  • Развивающиеся страны все быстрее становятся главными производителями. Причем сложно объяснить, почему это происходит: влияет и рост спроса на автомобили, и дешевизна их производства.
  • В 2006-2008 годах в мире производили рекордное количество автомобилей - 70 млн штук в год. В 2009 году, после кризиса их производство упало до 62 млн штук - примерно столько же производилось в 2003-2004 годах. Но уже в 2012 году был побит новый рекорд - 84 млн.
  • За последнее десятилетие отрасль росла на 3% в год. При этом доля США и Японии, на которые приходилось 38% мирового производства автомобилей в 2001 году, снизилась до 21% в 2011 году.
  • В 2009 году Китай обошел Японию по производству автомобилей, а уже через год он производил в два раза больше, чем сосед.
  • В 2009 году развивающиеся страны производили больше автомобилей, чем тройка - Япония, Северная Америка и Западная Европа. С 2001 по 2011 годы доля развивающихся стран в производстве автомобилей выросла с 27% до 57%. Доля стран БРИК за тот же период выросла с 11% до 34%.
  • К 2020 году в мире будет производится 100 млн автомобилей. Продажи будут расти на 2,5-3,5% в год. Главный вклад в рост внесет Азия.

Развитые страны проигрывают битву за автомобилестроение

Фармацевтика: вперед к новым бизнес-моделям

В последние десятилетия прошлого века в фармацевтике произошла настоящая революция: стало легче открывать новые лекарства, общественный спрос на продукты здравоохранения вырос, а многие страны начали инвестировать в системы здравоохранения. Однако в последние годы в этой модели начали появляться серьезные проблемы.

  • Лекарства-"блокбастеры", на которых зарабатывали многие компании, оказались не по карману многим системам здравоохранения и больным людям. Появились вопросы, почему лекарства так дорого стоят.
  • Фармацевтические компании пытались оправдать это высоким качеством продукции. Но для клиентов важна цена.
  • При этом растет производство дженериков: когда патенты заканчиваются, появляется множество копий лекарства. Это сокращает прибыль брендов.
  • Компаниям становится невыгодно вкладывать в новые продукты: разработать их сложно, а требования к качеству и безопасности растут.
  • В итоге, снижается прибыль компаний, а в секторе начинается консолидация. Фармацевтическую отрасль ждет серьезная трансформация.
  • Тем не менее, в ближайшие годы сектор будет расти быстрее, чем мировая экономика. Во многом за счета азиатских стран, где рост среднего класса увеличит спрос на лекарства.

Получить одобрение на производство лекарства все сложнее

Рост сектора серьезно замедлился

Торговля: будущее за крупными торговыми центрами

Розничная торговля также полностью изменится: в развитых странах продажи падают в результате экономического кризиса, а в развивающихся структура продаж меняется благодаря росту доходов и урбанизации.

  • Розничные продажи могут принять множество разновидностей - от продаж в интернете или в современных торговых центрах до базаров.
  • В развивающихся странах все большей популярностью пользуются современные торговые центры, а в развитых странах - магазины шаговой доступности.
  • Развитие отрасли зависит от уровня жизни в развивающихся странах, особенно в Китае и Азии.
  • В 2008 году на долю Северной Америки и Европы в розничной торговли приходилось 53%, но к 2014 году их доля снизится до 43%. Их доля будет лишь немногим выше доли Азиатско-Тихоокеанского региона.
  • По мере того, как жители развивающихся стран богатеют, их потребительские привычки будут походить на потребительские привычки жителей развитых стран. Богатые домохозяйства все чаще будут тратиться на различные товары роскоши и развлечений. Расходы на продукты питания будут расти медленнее.
  • Помимо роста доходов на потреблении скажется также старение населения и повышение уровня образования.
  • В будущем будет расти рыночная доля супер- и гипермаркетов. Некоторые сферы розничной торговли, например, потребление аудио и видеопродукции переместится в интернет.
  • В целом магазины в развивающихся странах быстро позаимствуют опыт и практики у конкурентов из развитых стран. Многие торговые сети из развивающихся стран попробуют проводить экспансию. Но глобальная экспансия ритейлеров пока затруднительна.

Розничная торговля будет расти за счет развивающихся стран

Анализируя топливно-энергетический баланс за некоторый исторический период, необходимо отметить, что топливная промышленность мира прошла в своём развитии несколько этапов:

  • угольный этап (первая половина XX века);
  • нефтегазовый этап (со второй половины XX века).

Добыча нефти в мире в 1950 - 2000 гг. выросла почти в 7 раз (с 0,5 до 3,5 млрд. т). Нефтяная промышленность - одна из самых монополизированных добывающих отраслей. Кроме немногих стран, где добыча нефти находится в ведении государственных компаний, отрасль полностью контролируется крупнейшими ТНК и . В противовес им -экспортеры нефти создали организацию , борющуюся за право распоряжаться нефтью на своей территории и контролирующую свыше половины ее добычи.

До 2-й мировой войны 80% нефти добывали Северная. и , где выделялись США (свыше половины добычи в мире) и . Но уже после войны с открытием крупных месторождений нефти на Ближнем и Среднем Востоке, а также в СССР доля Америки стала быстро сокращаться (2000 г. - 21%). Основную часть нефти теперь дает (до 38%). Доли отдельных стран-лидеров в добыче в 2000 г. (США или ) не превышают 12 - 13%. СССР в конце 80-х гг. достиг максимального уровня добычи нефти среди всех нефтедобывающих государств - 624 млн. т (20% мировой добычи), который ни одна страна не превзошла.

Нефть - один из важнейших экспортных товаров мировой торговли. На экспорт поступает половина всей добываемой нефти (свыше 1,5 млрд. т). Важнейшими ее поставщиками являются страны Ближнего и Среднего Востока. Подавляющая часть экспортируемой нефти перевозится в танкерах по морским путям. Крупнейший поток по трубопроводам идет из России во многие страны Западной и . И хотя доля нефти несколько снизилась, она остается на первом месте по показателям мирового энергопотребления.

Промышленность природного газа

Нефтяная промышленность

Газовая промышленность

Газ добывают 60 стран, лидируют Россия, США, .
Основными проблемами топливной промышленности являются:

  • истощение запасов топлива (по расчетам специалистов, разведанных запасов угля, хватит примерно на 240 лет, нефти - на 50 лет, газа - 65);
  • нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива;
  • территориальный разрыв между основными районами добычи и районами потребления.

Для решения этих проблем разрабатываются новые ресурсосберегающие технологии, осуществляется поиск новых месторождений.

Электроэнергетика мира

Доля различных видов станций в производстве энергии в разных странах неодинакова, так ТЭС преобладают в Нидерландах, Польше, ЮАР, Китае, Мексики, Италии. Значительна доля ГЭС в Норвегии, Бразилии, Канаде, . В конце 80-х активно строились и работали АЭС. В этот период они были построены в 30 странах мира. Значительную долю энергии на АЭС вырабатывают во Франции, Республике Корея, Швеция, .

Основными проблемами электроэнергетики являются:

  • истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание;
  • загрязнение окружающей среды.

Решение проблемы - в использовании энергии, таких как:

  • геотермальная (уже используется в Исландии, Италии, Франции, Японии, США);
  • солнечная ( , Испания, Япония, США);
  • (Франция, Россия, Китай, совместно Канада и США);
  • ( , Швеция, Германия, Великобритания, Нидерланды).

Металлургическая промышленность мира: состав, размещение, проблемы.

Металлургия – одна из главных базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами).

На протяжении достаточно длительного времени размеры выплавки металлов едва ли не в первую очередь определяли экономическую мощь любой страны. И во всём мире они быстро возрастали. Но в 70-е годы XX века темпы роста металлургии замедлились. Но сталь остаётся по-прежнему основным конструкционным материалом в .

Металлургия включает в себя все процессы от добычи руды до выпуска готовой продукции. В состав металлургической промышленности входит две отрасли: черная и цветная.

мира: значение, состав, особенности размещения, проблемы окружающей среды.

Химическая промышленность является одной из авангардных отраслей, обеспечивающих развитие хозяйства в эпоху НТР. От её развития зависит развитие всей экономики, поскольку она обеспечивает другие отрасли промышленности новыми материалами, - минеральными удобрениями и средствами защиты растений, а население - разнообразными бытовыми химическими средствами.

Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает:

  • горно- (добыча сырья: серы, апатитов, Фосфоритов, солей);
  • основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений);
  • химию органического синтеза (производство полимеров – пластмасс, синтетического каучука, химических волокон);
  • прочие отрасли (бытовая химия, парфюмерная, микробиологическая и т. д.).
  • Особенностями размещения определяются совокупностью различных факторов.

Для горно-химической - природно-ресурсный фактор определяющий, для основной и химии органического синтеза - потребительский, водный и энергетический.

Выделяется 4 крупных региона :

  • Зарубежная Европа (лидирует Германия);
  • Северная Америка (США);
  • Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны);
  • СНГ (Россия, Украина, ).

В производстве отдельных видов химической продукции лидируют следующие страны:

  • в производстве серной кислоты - США, Россия, Китай;
  • в производстве минеральных удобрений - США, Китай, Россия;
  • в производстве пластмасс - США, Япония, Германия;
  • в производстве химических волокон - США, Япония, ;
  • в производстве синтетического каучука - США, Япония, Франция.

Химическая промышленность оказывает существенное влияние на природу. С одной стороны, химическая промышленность обладает широкой сырьевой базой, позволяющей утилизировать отходы и активно использовать вторичное сырьё, что способствует более экономному расходованию природных ресурсов. Кроме того, она создает вещества, которые применяют для химической очистки воды, воздуха, защиты растений, восстановлению .

С другой стороны, она сама относится к числу наиболее «грязных» отраслей, воздействующих на все компоненты природной среды, что требует проведения регулярных природоохранных мероприятий.

МЭ Лекция 2 Природ рес пот мир хоз.doc

^

Место и роль современной промышленности в мировом хозяйстве


Промышленность, как уже отмечалось, остается веду-щей отраслью материального производства, причем ее доля в общем объеме продукции отраслей материального произ-водства растет

Современная промышленность состоит из множества са-мостоятельных отраслей промышленности.

Отрасль промышленности - это совокупность предприя-тий, характеризующихся единством экономического назна-чения производимой продукции, однородностью перераба-тываемого сырья, общностью технологических процессов и технической базы и профессиональными кадрами.

Объединение нескольких специализированных отраслей промышленности представляет собой комплексную отрасль (черная металлургия, электро- и теплоэнергетика, маши-ностроение и т. д).

Состав и соотношение отдельных отраслей, отражаю-щих определенные производственные взаимосвязи, степень дифференциации и специализации отраслей характеризуют отраслевую структуру промышленности. В зависимости от экономического назначения продукции различают отрас-ли, производящие средства производства, и отрасли, про-изводящие предметы потребления.

Отрасли промышленности по характеру воздействия на предмет труда делятся на добывающие и обрабатывающие. Первые заняты добычей природного сырья (руд черных и цветных металлов, угля, торфа, природного газа, слан-цев), вторые - переработкой продукции добывающих от-раслей промышленности или сельского хозяйства.

В классификацию отраслей промышленности положены следующие основные экономические принципы: эконо-мическое назначение производимой продукции; характер функционирования продукции в производственном про-цессе; однородность целевого назначения выпускаемой про-дукции, общность перерабатываемого сырья, родственность применяемой технологии; характер воздействия на предмет труда и др.

Но наибольшая часть отраслей охватывается признаком целевого назначения выпускаемой ими продукции.

Роль промышленности в мировом хозяйстве определя-ется рядом факторов"

Растет уровень механизации (как продукта промышлен-ности) во всех отраслях экономики: так, сельское хозяйство, строительная индустрия, торговля, банковское дело, даже домохозяйство в возрастающих объемах нуж-даются в средствах механизации;

Натуральное сырье (продукция сельского хозяйства) все больше вытесняется синтетическим сырьем, что изменя-ет структуру мирового хозяйства в пользу промышлен-ности;

Ряд отраслей и производств переходит в сферу промыш-ленности из других сфер хозяйства;

Продукты питания (как традиционная продукция сель-ского хозяйства) во все большей мере поступают в по-требление после промышленной обработки.

Не рассматривая подробно все отрасли промышленнос-ти, остановимся лишь на машиностроении, т. к. эта отрасль является материальной основой технического перевооруже-ния экономики, и это предопределяет ее ведущую роль в промышленности в целом.

Машиностроение развитых стран и части развивающих-ся переживает сложный период комплексной перестройки. Интенсивно развиваются традиционные отрасли машино-строения, где активно внедряются новые технологические методы производства и передовая техника.

Отраслевая структура машиностроения может быть пред-ставлена следующим образом.

1. Общее машиностроение (станкостроение, производство оборудования и т. п.).

2. Электротехническая промышленность (включая электрон-ную).

3. Транспортное машиностроение (автомобилестроение, авиа-ракетная промышленность, судостроение, производство железнодорожного оборудования, сельхозмашиностроение, производство строительной техники и т. п.). Совершенствуется производственный аппарат новых на-укоемких отраслей, увеличиваются расходы на все виды ниокр в машиностроении.

В результате развития НТП повышается роль машиностроения в экономике развитых стран.

Фактором, сдерживающим дальнейшее увеличение доли Машиностроения в обрабатывающей промышленности промьшленно развитых стран, является продолжающееся выделение из машиностроения в сферу услуг, производствен-ную инфраструктуру таких функций, как программирова-ние и обслуживание электронно-вычислительной техники; проектирование сложных производственных систем и сетей связи; оказание услуг в инжиниринге, лизинге, подготов-ке кадров; консультационные услуги и т. п.

Среди отраслей транспортного машиностроения в цент-ре современной государственной промышленной политики стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение, т.к. эти отрасли играют ключевую роль в развитии не только машиностро-ения, но и всей экономики ведущих стран Запада.

Регулирование государством развития этих отраслей осу-ществляется по двум направлениям: по линии стимулиро-вания инновационного процесса; путем реализации различ-ных мер, включая протекционистские, с целью облегчения национальным фирмам условий конкуренции на внутрен-нем и внешнем рынках.

В настоящее время на АРКП и электротехническую (включая радиоэлектронику) промышленность приходится соответственно в США 44 и 28%, в Японии - 25% (на электротехнику), в Германии - 47 и 29%, во Франции - 50 и 43%, в Великобритании - 45 и 40%, в Италии - 30% (на каждую отрасль) суммарных государственных рас-ходов на НИОКР в обрабатывающей промышленности. Около 60% общих государственных расходов на НИОКР в машиностроении США направляется в АРКП (75% сум-марных затрат отрасли на эти цели) и связано главным образом с военными заказами, основная часть которых выполняется ограниченным кругом крупных специализи-рованных подрядчиков.

Роль сельского хозяйства в мировом хозяйстве. АПК и тенденции его развития

^ Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в мировой экономике. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия Содержания жизнедеятельности общества. Значение его нестолько в обеспечении потребностей людей в продуктах пи-тания, но и в том, что он существенно влияет на занять населения и эффективность всего национального производства

АПК - самый крупный из основных (базовых) комп-лексов в мировой экономике страны.

К агропромышленному комплексу относятся все виды производств и производственного обслуживания, создание и развитие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сы-рья. В АПК входят три крупные сферы отраслей.

Первая сфера АПК - тракторное и сельскохозяйствен-ное машиностроение; машиностроение для пищевой промыш-ленности; агрохимия (производство минеральных удобрений и микробиологическая промышленность); комбикормовая промышленность; система материально-технического обслу-живания сельского хозяйства; мелиоративное и сельское

Строительство.

Вторая сфера - растениеводство, животноводство, ры-боловство, лесное хозяйство

Третья сфера АПК - пищевая промышленность; холо-дильное, складское, специализированное транспортное хо-зяйство; торговые и другие предприятия и организации, занимающиеся доведением конечного продукта до потре-бителя, включая оптовые рынки, розничную торговлю и общественное питание. К каждой сфере следует также от-нести соответствующие отрасли науки и подготовку кад-ров."

В экономически развитых странах удельный вес сель-ского хозяйства в структуре АПК занимает относительно меньшее место и по стоимости продукции, и по численно-сти занятых в этой сфере.

Когда-то доля сельского хозяйства в ВНП или ВВП многих стран мира была не просто преобладающей, но и достигающей таких величин, как 60 - 80%. Ныне в разви-тых странах она колеблется в пределах 2 - 10%. Так, в ВНП США доля сельского хозяйства составляет всего 2%, и при этом страна производит такой гигантский объем сельскохозяйственной продукции, который позволяет удов-, летворять потребности не только 260 млн американцев, но"" и еще 100 млн чел. за рубежом, поскольку США являются крупным экспортером этой продукции.

Сельское хозяйство остается одной из ведущих отраслей материального производства в мировом хозяйстве. В настоя-щее время в связи с интенсивным воздействием НТП сель-ское хозяйство переживает период глубокой структурной перестройки. Произошел переход сельскохозяйственного производства на машинную стадию развития: сельское хо-зяйство превращается в составную часть крупного аграрно-промышленного комплекса.

По территории суши качество продуктивных земель су-щественно меняется. Плодородие почв зависит от многих природных факторов.

Земли, используемые в сельском хозяйстве и произво-дящие разнообразную продовольственную продукцию, за-нимают 35% мирового земельного фонда. Они очень различ-ны по природным свойствам, по способности продуцировать культурные растения или травы, на которых выпасается скот, т. е. по своему агроприродному потенциалу.

В самом общем плане земли подразделяются на две круп-ные категории: 1) земледельческие, на которых произво-дится выращивание культурных растений, и 2) пастбищ-ные, предназначенные для выпаса домашнего скота.

Наиболее ценные и плодородные земли планеты, ис-пользуемые с разной степенью интенсивности, составляют около 1,5 млрд га. Они очень отличаются по качеству, уров-ню продуктивности и неравномерностью распределения по территории материков.

Если в целом по миру на каждого жителя приходится 0,3 га пашни, то в Азии, где сосредоточен 31% мировой пашни, этот показатель (0,15 га) самый низкий на плане-те Иными словами, в Азии 1 га должен прокормить 7 чело-век. В плотно населенной Европе 1 га кормит уже 4 челове-ка, в Южной Америке - 2,0, в Северной Америке - почти 1,5 человека.

Различные размеры массивов земель, находящихся в обработке на материках, зависят не столько от потребнос-тей населения, сколько от агроприродного потенциала тер-ритории. Это хорошо видно на примере Азии. На зарубеж-ных территориях Азии, где проживает в настоящее время свыше 3,1 млрд человек, распахано всего 17% общей пло-щади, поэтому столь низкой оказывается здесь норма ду-шевого обеспечения пашней местного населения.

Наиболее благоприятны природные условия для разви-тия земледелия в Европе, где примерно на 1/3 всех земель отсутствуют серьезные ограничивающий факторы. В то же время в этом регионе очень высокая плотность населения. Поэтому, несмотря на значительную освоенность террито-рии под обработку, душевое обеспечение пашней не на-много выше, чем в Азии, - всего 0,3 га.

Африка и Южная Америка - это материки, население которых не в состоянии обеспечить себя продовольствием, и размеры обрабатываемых земель в этих регионах более чем скромные: в Африке распахано всего 6% общей пло-щади, в Южной Америке - менее 8%.

В то же время освоенные пахотные земли используются далеко неоднозначно. Во многих районах мира ширится мас-сив поливных земель, применяются органические и мине-ральные удобрения, почвозащитные способы обработки, особые сорта культурных растений. Иными словами, внедряется интенсивное земледелие, требующее значительных капиталовложений в каждый гектар, но зато и дающее ощутимую прибавку урожайности.

По данным ФАО, за последние 25 лет общая пахотная площадь мира выросла на 140 млн га, т. е. на 10%. Населе-ние же увеличилось на 1,3 млрд человек, или на 40%. Про-кормить это население оказалось возможным лишь благо-даря интенсивным способам ведения сельского хозяйства. "а 82% прирост продовольствия был обеспечен за счет ин-тенсификации сельского хозяйства и лишь на 12% - за ^st экстенсивного расширения площади пашни.

Что касается финансовых результатов всего комплекса государственных мер по регулированию сельского хозяй-ства, то общий вывод неутешителен: поступления средств в сельское хозяйство во много раз превышают те суммы, которые идут из этой отрасли в бюджет. В целом по ОЭСР, то есть по 29 наиболее развитым странам Запада, поступ-ления в сельское хозяйство из бюджета в 9 раз превышают его выплаты в бюджет, а если к этому добавить и ценовые субсидии, то - в 18 раз. К началу XXI века произошло кардинальное, изменение сущности сельскохозяйственного производства. НТР привела к невиданной прежде интенсификации сельскохозяй-ственного производства, его органичному срастанию с про-мышленностью, что в свою очередь повлекло серьезные изменения и в других сферах и отраслях мирового хозяй-ства.

Отраслевая структура: топливно-энергетический комплекс

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) играет важ-нейшую роль в мировой экономике, т. к. без его продук-ции невозможно функционирование всех без исключения отраслей. Мировой спрос на первичные энергетические ре-сурсы (ПЭР), к первичным энергоресурсам относятся нефть, газ, уголь, ядерная и возобновляемые источники энер-гии) в 1995-2015 гг. будет расти медленнее, чем в 80-е годы (без учета бывшего СССР), и эта тенденция сохра-нится в последующие десятилетия XXI в. Одновременно будет повышаться эффективность их использования, осо-бенно в промышленно развитых странах.

Как считают специалисты, в период 1995-2015 гг. общее потребление всех видов ПЭР в мире может возрасти примерно в 1,6-1,7 раза и составит около 17 млрд т ус-ловного топлива (у. т.). При этом в структуре потребления Доминирующее положение сохранится за топливно-энергетическими ресурсами органического происхождения (более -4%). Доля энергии АЭС, ГЭС и других не превысит 6%.

В общем объеме производства и потребления ПЭР лиди-рующую роль сохранит нефть, на втором месте останется Уголь и на третьем - газ. Тем не менее в структуре потребления доля нефти упадет с 39,4 до 35% при росте доли

газа с 23,7 до 28%. Несколько снизится доля угля - с 31,7 до 31,2%. Небольшое увеличение доли неорганических энер-горесурсов будет происходить на фоне сокращения удель-ного веса атомной энергии - с 2,3% в 1995 г. до 2% к 2015 г.

Структура ТЭК в мировом хозяйстве определяется ви-дами используемой первичной энергии и балансом между ними. В таблице 6.1. представлены источники первичной энергии и соответствующие им виды вторичной энергии, получающейся в результате преобразования.

Таблица. Виды первичной и вторичной энергии

В конце 90-х годов, как известно, произошло замедле-ние темпов экономического развития фактически во всех странах мира. В государствах ОЭСР и, в частности, в Япо-нии (которая пережила глубокий спад) экономический рост в среднем составил 2,2%.

По мере снижения темпов экономического развития со-кращались темпы прироста потребления ПЭР. Определен-ное воздействие на объемы потребления ПЭР и их струк-туры оказало резкое снижение цен на нефть, начавшееся в конце 1997 г. Аналитики считают, что такая тенденция, сохранявшаяся до конца века, в начале XXI века изменит-ся и цены пойдут вверх, составляя 125-135$ за тонну. Предполагается, что добыча нефти в 2001 году возрастет на 1,1 млрд тонн. Напротив, доля природного газа, как в структуре потребления, так и производства, непрерывно будет" расти. Так, в среднем в структуре производства доля природного газа выросла на 0,1%.

Снижается доля угля в структуре потребления, что сви-детельствует о замещении нефтью и газом некоторого объема угля.

Как считают эксперты, производство и потребление энергии атомных и гидроэлектростанций недостаточно, их роль в топливно-энергетическом комплексе мировой эко-номики еще невысока, а доля в топливно-энергетическом балансе мира не превышает 5,5%.

Наиболее быстрыми темпами электроэнергетика разви-валась в 50-е-60-е гг. XX века. Практически за этот пери-од произошло удвоение производства электроэнергии, стра-ны стали переходить на энергосберегательные технологии. Лидерами в производстве энергии традиционно являются:

США - 3,0 трлн кв/ч; РФ - 1,1 трлн кв/ч; Япония - 1,0 трлн кв/ч; КНР - 0,66 трлн кв/ч.

Структура потребления первичных энергоресурсов в мировом хозяйстве выглядит следующим образом:

Нефть - 41,2%;

Твердое топливо - 28,3%;

Газ - 22,3%;

Атомная энергия - 9%;

ГЭС и прочие нетрадиционные источники - остальное потребление.

Географически потребление энергии в мировом хозяй-стве складывается следующим образом:

Развитые страны - 53%;

Развивающиеся - 29%;

СНГ и страны Восточной Европы - 18%.

Основные крупнейшие в мире источники добычи энер-горесурсов:

Нефть: Самотлор (Западная Сибирь, Россия); Саудовская Аравия и Кувейт;

Газ: Республика Коми, Уренгой (Россия); Голландия;

За 1998 г. несколько увеличился объем доказанных из-влекаемых запасов нефти и природного газа. По нефти на 1.1999 г. они составили 141,7 млрд т против 139,7 млрд т

Энергетика

Ежегодная потребность мирового хозяйства в энергии оценивается в 11,7 млрд. т. нефтяного эквивалента.

Таким образом, несмотря на применение прогрессив-ных энергосберегающих технологий, потребление энергии в мире возрастает, расширение масштабов мирового произ-водства и потребления увеличивает и потребность в энер-гии (особенно в развивающихся странах).

Однако к началу XXI века ожидается падение общей потребности в энергоресурсах.

В условиях НТП возросла роль атомной энергии в топливно-энергетическом балансе всемирного хозяйства (раз-витие этого источника сдерживается его небезопасностью для окружающей среды)

Ресурсы современной топливной базы для ядерной энер-гетики определяются стоимостью добычи урана при затра-тах, не превышающих 130 долларов за 1 кг. Произ-водство энергии на строящихся АЭС мало зависит от стоимости сырья.

Введение.

Топливная промышленность.

Нефтяная промышленность.

Угольная промышленность

Электроэнергетика мира .

Металлургическая промышленность мира

Черная металлургия.

Размещение предприятий цветной металлургии определяется следующими факторами:

Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира.

Лёгкая промышленность мира.

Машиностроение.

Химическая промышленность мира.

Заключение.

Литература

Введение.

Промышленность – это ведущая отрасль мирового производства на нее приходится около ¼ стоимости ВВП. Современная промышленность представляет собой сложнейший конгломерат секторов, отраслей, подотраслей, видов, стадий и ти­пов производства. Практические все готовые изделия в той или иной степени проходят промышленную обработку - от простей­ших видов аграрной продукции до новейшего высокотехнологического оборудования. В ней, прежде всего, выделяются: топливная промышленность, осуществляющая добычу первичных энергоносителей (угля, нефти, газа и пр.), и электроэнергетика; черная, цветная металлургия и химическая промышленность, непосредственно связанные с использованием продукции ее добывающих отраслей (первичные материалы и энергоресурсы и пр.); машиностроение, получающее конструкционные материалы от отраслей предшествующей группы и некоторых других производств; легкая и пищевая промышленность, занятые переработкой, преимущественно сельскохозяйственного сырья.

Топливная промышленность.

Топливная промышленность - включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. В состав входят: нефтяная, газовая, угольная промышленности.

Нефтяная промышленность.

Добыча нефти в мире в 1950 - 2000 гг. выросла почти в 7 раз (с 0,5 до 3,5 млрд. т). Нефтяная промышленность - одна из самых монополизированных добывающих отраслей. Сегодня разведанные мировые запасы нефти составляют 1208,2 млрд. баррелей(165,5млрд.т). За последние 25 лет этот показатель стремительно вырос, увеличившись почти на 500 млрд. баррелей(68,5 млрд. т). Потенциальные запасы нефти по последним данным оцениваются в 2614 млрд. баррелей(358,1 млрд. т). Абсолютным лидером по доказанным запасам нефти является Ближний Восток – на его долю приходится около 61,5% от общего объема. При этом около 22% мировых запасов приходится на Саудовскую Аравию. Евразия обладает 12% мировых запасов, из которых 6,6% приходится на Россию.

Ведущую роль в мировой добыче нефти (43% всей добычи) играет организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), в которую входят Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Индонезия, Венесуэла.

Десятку крупнейших производителей нефти образуют Саудовская Аравия (410 млн. т), США (325), Россия (300), Иран (185), Норвегия (155), Китай (155), Венесуэла (150), Мексика (145), ОАЭ и Великобритания (около 100 млн. т).

Абсолютным лидером по потреблению нефти является индустриальная экономика Соединенных Штатов. С одной стороны, это говорит о высоком уровне развития промышленности, а с другой – о «нефтяной зависимости» страны. По состоянию на 2006г. в США добывают лишь 9,8% от мирового объема добычи в год, а потребляют - более 24%. Этот дисбаланс в экономике сверхдержавы до сих пор приводит к потрясениям в мировом масштабе. На втором месте по потреблению нефти находится Китай (9%), на третьем – Япония (6%). Россия делит четвертое место с Германией и Индией (более 3%), также в десятку лидеров в потреблении нефти является Южная Корея, Канада, Франция, Саудовская Аравия. Основными потребителями мировой нефти стабильно являются промышленно развитые страны. За последние 20 лет вырос уровень потребления нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Интересно, что страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся мощными экспортерами нефти, занимают среди потребителей довольно скромное место.

В 1999 г. Мировой импорт нефти составлял 1578,1 млн. т. Основной импорт нефти по регионам мира распределился следующим образом Европа - 36,0%, Азия - 31,9%, Северная и Центральная Америка - 26,5%, Южная Америка – 2,3%, Африка - 2,2%, Океания 1,1%.

Нефтеперерабатывающая промышленность мира в значительной мере ориентирована на основных потребителей нефти и нефтепродуктов - развитые страны (сосредоточивают более 60% ее мощностей). Особенно велика доля США (21% мощностей НПЗ мира), Западной Европы (20%), России (17%), Японии (6%).

Промышленность природного газа.

В течение последних десятилетий роль и значение природного газа в энергобалансе мировой экономики постоянно возрастает, что обусловлено как его высокой эффективностью в качестве энергетического ресурса и сырья для промышленности, так и повышенной в сравнении с нефтью и углем экологичностью. Эта тенденция продолжится и в будущем, а возможно, даже усилится за счет удешевления технологий сжижения природного газа и строительства новых магистральных газопроводов.

Мировые запасы природного газа по состоянию на 2008 г. составляли 185 трлн. м3. За десять лет, с 1998 г., они увеличились в 1,25 раза. А за 2008 г. их прирост по отношению к предыдущему году составил 8 трлн. м3 или 4,5%. Лидерами по запасам природного газа являются Россия (43,3 трлн. м3), Иран (29,6 трлн. м3) и Катар (25,5 трлн. м3). В сумме эти три страны контролируют более 50% мировых запасов этого энергетического и минерального сырья. Далее в рейтинге стран по запасам природного газа идут Саудовская Аравия, Туркменистан, Объединенные Арабские Эмираты, США, Венесуэла. Но даже в совокупности эти страны значительно уступают России, они располагают 33,5 трлн. м3 природного газа или 18,1% его мировых запасов.

За последние 10 лет наибольший прирост запасов был достигнут на Ближнем и Среднем Востоке – увеличение в 1,43 раза, в Африке – 1,36 раза и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – 1,35 раза.

По размерам добычи природного газа резко выделяются Россия (570 млрд. куб. м)(Россия является крупнейшим экспортером природного газа более 35% мирового экспорта и в настоящее время удовлетворяет 26% потребностей европейских стран), США (540) и Канада (155), на долю которых приходится более половины ее мирового итога, далее идут страны с ежегодной добычей от 90 до 30 млрд. куб. м - Нидерланды, Великобритания, Индонезия, Алжир, Узбекистан, Туркмения, Саудовская Аравия, Иран, Австралия.

За последние 20 лет доля природного газа в мировом энергетическом балансе выросла с 19 до 24%. По прогно­зам ряда экспертов, она будет и далее постепенно возрастать до 26–28% к 2020 г. и 30% к 2050 г. Основной объем (78%) добываемого в мире природного газа используется странами-продуцентами, остаток (22%) поступает на экспорт. Высокая стоимость транспортировки является основным фактором, препятствующим формированию единого мирового рынка газа. В настоящее время основной объем межгосударственной торговли природным газом осуществляется на трех достаточно изолированных региональных рынках: в Европе (45%) и в Северной Америке (16%) с использованием трубопроводного транспорта, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе (17%) с использованием, в основном, танкерного флота.

Важные геополитические и экономические трансформации второй половины XX века — начала XXI века, быстро развивающееся мировое хозяйство, его интернационализация и интегрирование бывших социалистических стран в единое мировое хозяйство, повышение степени открытости национальных экономик, усиление взаимозависимости всех субъектов мирохозяйственных отношений открыли путь к заметным изменениям в структуре и функциях международного производства и обмена.

Общей закономерностью изменений в отраслевой структуре мирового хозяйства является последовательный переход от высокой доли сельского хозяйства, добывающей промышленности, обрабатывающих отраслей к технически относительно несложным производствам (легкая, пищевая промышленность), капитало- и материалоемким отраслям (металлургия, химическая промышленность) и, наконец, к наукоемким отраслям, создающим продукцию на основе высоких технологий. Иначе говоря, в процессе экономического развития «первичные отрасли» (сельское хозяйство и добывающая промышленность) уступают первенство в отраслевой структуре хозяйства «вторичным» (обрабатывающая промышленность и строительство), а те - «третичным» (сфера услуг).

Развитие промышленности за два последних десятилетия привело к кардинальным изменениям в условиях и образе жизни всего человечества. Благодаря внедрению достижений научно-технического прогресса масштабы выпуска продукции в абсолютном выражении во всех отраслях промышленности мира продолжают увеличиваться. Рост объемов промышленного производства происходит при одновременном сокращении числа занятых в экономически высокоразвитых странах. Уровень производительности труда в промышленности много выше, чем в сельском хозяйстве и даже в сфере услуг.

На рубеже XX и XXI вв. исследование проблем размещения промышленности мира приобрело особое значение из-за того, что глобализация и переход к постиндустриальной стадии развития обусловили то, что мировая экономика стала реструктуризироваться и происходили сдвиги в размещении промышленного производства как на локальном, так и на региональном и планетарном уровнях.

В настоящее время всестороннее изучение особенностей размещения и структурных сдвигов в промышленности мира может способствовать поиску возможных путей структурной трансформации российской промышленности как части мирохозяйственного комплекса с целью развития и роста ее конкурентоспособности.

Анализ произошедших на рубеже XX — XXI вв. изменений в размещении производства типичных видов продукции ведущих отраслей промышленности позволил сделать важные выводы об особенностях и перспективах развития мировой промышленности.

Глава 1. Структура современной промышленности

Уровень развития любой страны определяется структурой ее экономики. Экономика современного государства подразделяется на отрасли. Она включает производственные отрасли и виды непроизводственной деятельности. Понятия «производственная» и «непроизводственная» сферы являются наиболее значимыми характеристиками структуры экономики.

Непроизводственная сфера (или сфера услуг) включает в себя такие виды деятельности, в процессе которых не создаётся никакого материального (вещественного) продукта. Как правило, выделяются следующие отрасли непроизводственной сферы:

  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • непроизводственные виды бытового обслуживания населения;
  • здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
  • народное образование;
  • финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение;
  • культура и искусство;
  • наука и научное обслуживание;
  • управление;
  • общественные объединения.

Производственная сфера («реальный сектор» — в современной терминологии) представляет собой совокупность производств и видов деятельности, результатом которых является материальный продукт (товар). В состав отраслей материального производства обычно включаются промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь.

Деление на отрасли обусловлено общественным разделением труда. Различают три формы общественного разделения труда: общее, частное и единичное.

Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и т.д.). Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства.

Например, в промышленности выделяются:

  • электроэнергетика;
  • топливная промышленность;
  • черная металлургия;
  • цветная металлургия;
  • химическая и нефтехимическая промышленность;
  • лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
  • промышленность строительных материалов;
  • легкая промышленность;
  • пищевая промышленность и др.

В свою очередь каждая из них состоит из узкоспециализированных отраслей, например, цветная металлургия включает медную, свинцово­цинковую, оловянную и другие отрасли промышленности.

Единичное разделение труда существует на предприятии, в учреждении, организации между людьми разных профессий и специальностей.

1.1 Структура общественного производства

Самой главной отраслью материального производства является промышленность, состоящая из множества отраслей и производств, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Промышленность - совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой промышленности, так и для других отраслей народного хозяйства, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве, производством потребительских товаров.

Промышленность - важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества.

Под отраслью промышленности понимается совокупность предприятий, вырабатывающих однородную по экономическому назначению продукцию и характеризующихся общностью перерабатываемого сырья, однородностью технической базы (технологических процессов и оборудования), профессиональным составом кадров.

Промышленность состоит из двух больших групп отраслей:

  1. добывающей
  2. обрабатывающей промышленности.

К добывающей промышленности относятся предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, а также гидроэлектростанции, водопроводы, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов.

К обрабатывающей промышленности относятся предприятия по производству чёрных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и других строительных материалов, продуктов лёгкой и пищевой промышленности, а также предприятия по ремонту промышленных изделий (паровозоремонтная, локомотиворемонтная) и теплоэлектростанции.

1.2 Классификация отраслей промышленности и её отраслевая структура в современном мировом хозяйстве

Промышленность - ведущая отрасль материального производства, в которой создается преобладающая часть ВВП и национального дохода. В современных условиях доля промышленности в совокупном ВВП развитых стран составляет около 40%.

Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей производства, родственных предприятий и производственных объединений. В её отраслевой структуре отражается уровень индустриального развития страны и её экономической самостоятельности, степень технической оснащенности промышленности и ведущая роль этой отрасли в экономике в целом. Важным условием повышения эффективности общественного производства является совершенствование отраслевой структуры промышленности. Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используются следующие показатели:

  • доля отдельной отрасли или комплекса в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;
  • доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;
  • коэффициент опережения;
  • соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями.

К прогрессивным относятся отрасли, развитие которых обеспечивает ускорение научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве. От их развития в значительной степени зависит эффективность общественного производства. В число прогрессивных отраслей обычно включают машиностроение, электроэнергетику и химическую промышленность. Рост их доли означает, что в отраслевой структуре происходят прогрессивные сдвиги, и это благотворно сказывается на экономике страны.

Коэффициент опережения выражает темп роста отрасли или отдельного комплекса Т отр к темпу роста всей промышленности Т пром:

Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими отраслями обычно характеризует положительные тенденции в экономике страны (табл. 1).

Взаимосвязи отраслей промышленности, пропорции, сложившиеся между ними, обусловлены способом производства, а также совокупным действием на его основе многих других факторов, определяющих изменения в отраслевой структуре промышленности. К таким факторам относятся:

  • научно-технический прогресс и степень внедрения его результатов в производстве;
  • уровень общественного разделения труда, развитие специализации и кооперирования производства;
  • рост материальных потребностей населения;
  • общественно-исторические условия, в которых идет развитие промышленности;
  • природные ресурсы страны.

Современный этап экономического развития ведущих стран мира характеризуется крупными сдвигами структуры хозяйства, что непременно ведет к новым межотраслевым и воспроизводственным пропорциям. Изменения сложившихся пропорций в экономике происходили по двум направлениям:

  1. во-первых, реконструкция и модернизация традиционных ведущих отраслей экономики,
  2. во-вторых, смена поколений продукции, выпускаемой в секторе новых наукоемких отраслей.

При этом ведущей отраслью материального производства остается промышленность и прежде всего машиностроение, где аккумулируются научно-технические достижения.

Большие сдвиги происходят в отраслевой структуре мировой промышленности. Они выражаются, прежде всего, в изменении пропорции между добывающими и обрабатывающими отраслями. В течение всей второй половины XX в. сохранялась устойчивая тенденция к уменьшению доли добывающих отраслей в общем промышленном производстве; теперь она составляет примерно 1/10. Но изменения коснулись и внутренних пропорций в добывающей и обрабатывающей промышленности.

Добывающая промышленность представляет собой целый комплекс отраслей и подотраслей, включающий в себя не только горнодобывающую, но и лесозаготовительную промышленность. К нему относят также морской промысел, водоснабжение, охотничье-промысловое хозяйство. Примерно 3/4 суммарного выпуска продукции этой отрасли приходится на главную ее подотрасль - горнодобывающую промышленность. В свою очередь в структуре горнодобывающей промышленности 3/5 продукции (по стоимости) обеспечивает нефтегазовая промышленность, а остальную часть примерно в равных долях - угольная и рудодобывающая.

Обрабатывающая промышленность - в структурном отношении гораздо более сложный комплекс, включающий более 300 различных отраслей и подотраслей, которые принято подразделять на четыре блока:

  • производство конструкционных материалов и химических продуктов;
  • машиностроение и металлообработка;
  • легкая промышленность;
  • пищевая промышленность.

Первое место в структуре мировой обрабатывающей промышленности занимает машиностроение (40% всей продукции), на втором месте стоит химическая промышленность (более 15%). Далее следуют пищевая (14%), легкая промышленность (9%), металлургия (7%) и другие отрасли. Соотношение между ними несколько меняется со временем, но в целом остается относительно стабильным. Зато сдвиги, происходящие в структуре каждой из перечисленных отраслей, обычно бывают более заметными. Прежде всего, это относится к машиностроению, как самой диверсифицированной отрасли промышленного производства.

Самой быстрорастущей отраслью мирового машиностроения была и остается электронная и электротехническая промышленность, доля которой во всей продукции обрабатывающей промышленности уже выросла до 1/10. Для общего машиностроения в целом характерен умеренный рост. Причем в его структуре тоже происходят изменения: уменьшается производство сельскохозяйственных, текстильных машин и оборудования; увеличивается - дорожно-транспортных машин, и в особенности роботов, конторского оборудования и т. п. Доля транспортного машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности в целом остается относительно стабильной, но за этим также кроются внутренние различия: сокращается доля судостроения, подвижного железнодорожного состава, но в целом сохраняется доля автомобилестроения.

Известны две стратегии (модели индустриализации) развивающихся стран - внутриориентированная и внешнеориентированная.

Первую из них принято называть стратегией импортозамещения. Она проводилась в основном на первом этапе индустриализации развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки и заключалась в постепенном отказе от импорта промышленных изделий и в обеспечении внутреннего рынка собственной продукцией. Сначала такое импортозамещение осуществлялось в производстве потребительских товаров - тканей, одежды, обуви, мебели и т. п. Затем оно охватило и продукцию тяжелой промышленности.

Однако подобное импортозамещающее развитие в целом оказалось недостаточно эффективным. Поэтому многие страны стали приходить к другой, экспортоориентированной модели развития, в основу которой было положено продвижение местных товаров на мировой рынок. В наибольшей мере эта модель характерна для новых индустриальных стран Азии.

Обрабатывающая промышленность развивающихся стран специализируется в основном на выпуске более простой, мене техноемкой продукции.

Высокие показатели промышленного производства развивающихся стран достигнуты в первую очередь благодаря сравнительно небольшой группе этих государств - прежде всего так называемых ключевых (Китай, Индия, Бразилия, Мексика) и новых индустриальных. Важно и то, что эти успехи достигнуты не только в результате индустриализации как таковой, но и в значительной мере вследствие преднамеренного переноса («миграции») с Севера на Юг многих массовых, трудоемких, дешевых и к тому же экологически опасных «грязных» производств.

В странах Севера сосредоточено подавляющее большинство крупных промышленных ТНК, которые кроме прочего владеют значительной частью промышленного потенциала стран Юга. Неудивительно, что промышленная продукция развивающихся стран во многом предназначается для товарных рынков развитых государств. Что же касается производительности труда в промышленности, то по ее уровню страны Юга уступают странам Севера в среднем в четыре раза, хотя при расчете этого соотношения учитывают показатели только самых «продвинутых» из них.

Все это в какой-то мере характеризует и распределение промышленного производства между крупными географическими регионами мира. Среди них особо выделяются три - Европа, Азия и Северная Америка. Большой интерес для географического анализа промышленности мира представляет также определение ведущих стран, которые, по существу, задают тон в этой отрасли. Характерно, что в их перечне оказалось 14 развитых и 6 развивающихся стран. Именно с этими ведущими странами связано и размещение главных промышленных районов мира (Табл. 2) .

Страны Производство, млрд. долл. США Страны
США 2685 305 Тайвань*
Япония 1235 300 Испания
Китай 1235 270 Россия
Германия 835 250 Республика
Великобритания 600 220 Нидерланды
Италия 520 ^ 190 Бельгия
Франция 445 190 Индонезия
Бразилия 370 190 Мексика
Индия 360 170 Австралия
Канада 320 145 Таиланд

* Включая Сянган

Таблица 2. Первые двадцать стран по размерам промышленного производства в 2010 г.

При анализе отраслевой структуры промышленности целесообразно рассматривать не только отдельные ее отрасли, но и группы отраслей, представляющие собой межотраслевые комплексы. Под промышленным комплексом понимается совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение работ (услуг).

В настоящее время отрасли промышленности объединены в основные комплексы: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной и агропромышленный.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) включает угольную, газовую, нефтяную, торфяную и сланцевую промышленности, энергетику, отрасли по производству энергетического и других видов оборудования. Все эти отрасли объединены общей целью — удовлетворение потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии. Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и экспортирует топливо и энергию в значительных объемах. В настоящее время этот комплекс играет существенную роль в обеспечении страны иностранной валютой.

Металлургический комплекс (МК) представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы. Развитие металлургической промышленности России предопределяет ее экономическую и политическую независимость, индустриальный и оборонный потенциал.

Машиностроительный комплекс может быть поставлен на первое место в развитии экономики. В развитых странах на его долю приходится от 35 до 50 % общего объема промышленной продукции.

Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства. Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ. Современный уровень отрасли не отвечает требованиям экономического и социального развития страны. Машиностроение занимает лишь 20 % общепромышленного производства.

Химико-лесной комплекс представляет собой интегрированную систему химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно­бумажной и лесохимической промышленности, машиностроения и других отраслей. По запасам древесины (около 82 млрд, м3) Россия занимает ведущее место в мире и в 3 раза превосходит США, в 30 раз — Швецию и в 40 раз — Финляндию. При этом лесопромышленный комплекс (ЛПК) дает в ВВП лишь 2,6 %, а в валютной выручке от экспорта — 4,3 %.

Агропромышленный комплекс (АПК) характеризуется тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики: система сельского хозяйства, отрасли перерабатывающей промышленности, комбикормовая и микробиологическая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. Аграрно-промышленный комплекс можно рассматривать как совокупность технологически и экономически связанных звеньев народного хозяйства, конечным результатом деятельности которых является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и непродовольственных товарах, производимых из сельскохозяйственного сырья.

Глава 2. Современное состояние и перспективы развития основных отраслевых комплексов мировой экономики

2.1 Оценка современного состояния промышленности в мировом хозяйстве

В отраслевой структуре мировой промышленности происходит постепенное уменьшение значения добывающих и возрастание доли обрабатывающих отраслей. Отчасти это объясняется снижением материалоемкости производства, прежде всего в развитых странах, а также заменой минерального сырья искусственным. Но главной причиной данного структурного сдвига являются растущие различия в стоимости продукции этих отраслей: в обрабатывающей промышленности стоимость производимых товаров на единицу продукции значительно выше, особенно в наукоёмких отраслях.

Снижение доли добывающих отраслей в большинстве развитых стран было достигнуто за счёт увеличения добычи сырья в странах с переходной экономикой и развивающихся странах. Так, в развитых странах удельный вес добывающих отраслей в промышленности составляет 2%, в развивающихся странах — 14%, а в России — около 30%.

В обрабатывающей промышленности развитых стран происходит перемещение центра тяжести с капиталоемких и металлоемких отраслей (металлургия, нефтепереработка, производство строительных материалов и др.) к наукоемким (электроника, фармацевтика, малотоннажная химия, авиационная и ракетно-космическая). Доля продукции машиностроения и металлообработки растет постоянно, и на нее в последние годы приходится около 40% производства всей продукции обрабатывающей промышленности мира. Электроника вместе с электротехникой — самая быстрорастущая отрасль мировой промышленности.

Происходит дальнейшее усиление специализации развитых стран на производстве наиболее дорогостоящей промышленной продукции, прежде всего наукоёмкой (авиакосмической, биотехнологической, информационно- коммуникативной)

2.2 Динамика показателей мировой промышленности

Отраслевая структура промышленности характеризует уровень индустриального и технического развития страны, степень ее экономической самостоятельности и уровень производительности общественного труда.

На структуру промышленности влияют также опережающие темпы развития отраслей, в первую очередь обеспечивающих научно-технический прогресс, - машиностроения, химической промышленности и электроэнергетики.

Машиностроение - главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. Это объясняется тем, что именно оно в первую очередь обеспечивает все отрасли хозяйства орудиями производства (машинами, оборудованием, приборами и др.), а население — предметами потребления, в том числе и длительного пользования.

Среди экономически развитых стран Запада выделяется небольшая группа государств (США, Япония, ФРГ, Великобритания), обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства, доля которого в структуре их обрабатывающей промышленности составляет 35-38 %, а в экспорте — 50% и более. Непосредственно за этой группой идут страны (Франция, Италия, Испания, Канада, Республика Корея) с несколько менее полной структурой машиностроения и меньшей его долей в структуре обрабатывающей промышленности (25-33 %), а также в экспорте. В отдельную группу обычно выделяют некоторые малые страны Западной Европы (Швеция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания, Финляндия, Австрия), в которых получили очень большое развитие отдельные отрасли машиностроения, ориентированные в первую очередь на экспорт. В остальных странах машиностроение менее развито, и импорт машин преобладает над их экспортом.

Несмотря на сохраняющееся отставание развивающихся стран, в последнее время и в их машиностроении заметен прогресс. Но он касается лишь сравнительно небольшого числа стран - Китая, Бразилии, Индии, Мексики, Аргентины, новых индустриальных стран. Все они имеют достаточно квалифицированную и в то же время гораздо более дешевую, чем в Западной Европе, США и Японии, рабочую силу

2.3 Перспективы развития основных отраслевых комплексов мировой промышленности

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

Отрасли ТЭК относятся к капиталоемким отраслям. В промышленно развитых странах, где представлены все его отрасли, обычно основные капиталовложения в пределах до 85% приходятся на нефтегазодобывающую промышленность и электроэнергетику (примерно в равных долях) и до 15% — на нефтепереработку и угольную промышленность. Значительное влияние на инвестиционный процесс в ТЭК в целом оказывают инвестиции в нефтяную промышленность.

В соответствии с циклическим характером развития нефтяной промышленности происходят и изменения капиталовложений не только в эту отрасль, но и в целом в ТЭК.

Все более важным источником топливно-энергетических ресурсов становится атомная энергия. В настоящее время в мире действует около 140 атомных реакторов. Их доля в общем объеме производства электроэнергии в мире остается на уровне 10-11%. Фирмы, занятые в атомном машиностроении, не ожидают увеличения притока заказов на оборудование для новых атомных электростанций (АЭС), по крайней мере, в ближайшие 10 лет. После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году приток заказов стал чрезвычайно мал.

Однако в целом зависимость энергетики ряда стран мира от АЭС весьма значительна. Себестоимость электроэнергии АЭС на 20% ниже, чем на ТЭС, работающих на угле, и в 2,5 раза ниже, чем работающих на мазуте.

К 2020-2030 годам доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, по расчетам, составит 30%, а это потребует значительного увеличения добычи урана.

Лидирующую позицию в группе топливно-сырьевых товаров занимает нефть. Однако в последние годы из-за структурных сдвигов в экономике произошло снижение потребления нефти. В последние годы быстро развивается международная торговля природным газом.

Зависимость промышленно развитых стран от импорта нефти, в том числе из стран-членов ОПЕК, остается по-прежнему высокой: почти 100% у Японии, 95% — у Франции и Германии, 40% — у США.

Россия традиционно играет важную роль в мировом экспорте топливно-энергетических товаров, особенно нефти и природного газа. Экспорт энергоносителей обеспечивает ныне свыше 50% всех валютных поступлений в РФ от внешней торговли.

Машиностроение

Среди машиностроительных отраслей в центре современной государственной промышленной политики в рассматриваемых странах стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение. Именно эти отрасли играют и, по всей видимости, сохранят в рассматриваемой перспективе ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада как важнейшие «поставщики» базисных технологий (микроэлектроника и АРКП) и центр сосредоточения широчайших кооперационных связей в экономике стран в целом (автомобилестроение).

Государственное регулирование указанных отраслей осуществляется по двум основным направлениям — по линии стимулирования инновационного процесса и путем реализации различных мер, включая протекционистские, с целью облегчения национальным фирмам условий конкуренции на внутреннем и внешних рынках.

Развитие машиностроительного комплекса органически связано с интенсификацией научно-исследовательской деятельности. Активизация НИОКР обусловлена сокращением жизненного цикла товаров, обострением конкуренции, усложнением научных проектов, приобретающих в массе своей междисциплинарный характер. В настоящее время США тратят на НИОКР в машиностроении больше, чем Япония, ФРГ и Великобритания вместе взятые. По абсолютной величине годовые расходы на НИОКР в США в целом по машиностроительному комплексу сопоставимы с суммарными капиталовложениями в основной капитал машиностроения, а в отдельных отраслях даже превышают их. Наиболее быстрыми темпами растет объем научных исследований и разработок в новых, наукоемких отраслях машиностроения, таких как АРКП, электронная промышленность, производство ЭВМ, приборостроение.

В группе традиционных отраслей в Японии (общее, транспортное машиностроение) главными направлениями качественного совершенствования продукции в прогнозном периоде являются повышение надежности, безопасности, экологической чистоты, энергетической экономичности, производительности машин и оборудования, использование автоматизированных систем управления работой основных агрегатов на базе микропроцессорной техники.

В странах ЕС суммарная доля электротехнической промышленности (включая производство ЭВМ и радиоэлектронику), приборостроения и АРКП в общем объеме продукции машиностроения, по имеющимся оценкам, в примерно 50-55% в 2015 г., в том числе собственно производство ЭВМ -15%.

Что касается мировой торговли машинами и оборудованием, то более 80% этой отрасли приходится на индустриальные страны. Доля России в мировом экспорте машин и оборудования составляет менее 1%, а в общем объеме российского экспорта машинно-технической продукции в промышленно развитые страны Запада доля машин и оборудования оценивается всего лишь в 2-2,5%. Поэтому в ближайшее время, вероятнее всего, существенного увеличения доли экспорта машин и оборудования в его общем объеме не произойдет.

Агропромышленный комплекс (АПК)

АПК представляет собой единую систему сельскохозяйственных, промышленных и сервисных предприятий.

В составе АПК выделяют три сферы:

  1. Отрасли промышленности, поставляющие средства производства для сельского хозяйства и пищевой промышленности (машины, оборудование, химикаты), а также осуществляющие производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства;
  2. Собственно сельскохозяйственное производство (земледелие и животноводство);
  3. Отрасли, занятые переработкой и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация).

Доля АПК в мировом ВВП, по оценке, составляет 20 — 25% и имеет тенденцию к увеличению за счет растущего производства машин, оборудования и химикатов, а также повышения степени переработки сырья. Соотношение между тремя сферами АПК в развитых странах составляет в настоящее время 2:1:7. Этот сдвиг вызван не только опережающим ростом перерабатывающих отраслей, но и застоем в производстве машин и химикатов для сельского хозяйства.

В странах с переходной экономикой доля сельского хозяйства в структуре АПК значительно выше, чем в развитых странах, что отражает более низкий уровень развития переработки сельскохозяйственной продукции. В России соотношение сфер АПК составляет 2:4:4. Это изменение определяется вызванной рыночными преобразованиями тенденции к ускоренному росту пищевой промышленности, но также и кризисным положением сферы отраслей, поставляющих средства производства для сельского хозяйства, в российском АПК.

На мировом рынке сельскохозяйственной продукции крупнейшими экспортерами продовольствия являются США, страны ЕС, Канада, Австралия, Бразилия, КНР, а крупнейшими импортерами — Япония, США, страны ЕС, Россия. Однако следует упомянуть, что по данным Международной службы по агробиотехнологии площади под трансгенными культурами в США составляют 72%, в Аргентине — 17%, в Канаде — 10% от всей площади, занятой сельскохозяйственными культурами.

Состояние продовольственного рынка России характеризуется ростом объемов и стоимости импорта продуктов питания и сырья для их выпуска (это особенно характерно для европейской части РФ).

Транспортный комплекс

Транспортный комплекс — одна из основных отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов.

Транспортные системы развитых стран составляют 78% общей протяженности мировой транспортной сети, 74% мирового грузооборота; характеризуется высоким техническим уровнем, тесным взаимодействием всех видов транспорта, сложной конфигурацией транспортной сети, высокой «подвижностью» населения.

Транспортные системы развивающихся стран составляют 22% общей протяженности мировой транспортной сети, 26% мирового грузооборота; характеризуется невысоким техническим уровнем, преобладанием одного- двух видов (железнодорожного, трубопроводного) транспорта, преобладанием транспортных линий, соединяющих главный центр (порт, столицу) с районами экспортной специализации, низкой «подвижностью» населения.

Наиболее развитыми являются транспортные системы Северной Америки и Западной Европы. Северная Америка занимает первое место по общей длине дорог (30% всех мировых путей сообщения) и по грузообороту основных видов транспорта. Западная Европа лидирует по густоте сети и частоте движения, хотя сильно уступает Северной Америке по дальности перевозок. При этом и в Северной Америке, и в Западной Европе ведущая роль принадлежит автомобильному, трубопроводному и воздушному транспорту.

По структуре мирового грузо- и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8% грузооборота и 80% пассажирооборота от общего мирового объема (на железнодорожный — 16% грузооборота и 11% пассажирооборота, на трубопроводный — 11% грузооборота, на морской - 62% грузооборота и 1% пассажирооборота, на речной — 3% грузооборота и 1% пассажирооборота, на воздушный — менее 1% грузооборота и 8% пассажирооборота).

Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров на дальние расстояния. Наибольшая протяженность железных дорог — в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша.

В развитых странах наблюдается тенденция к сокращению железнодорожной сети, в развивающихся, напротив, - к расширению.

Трубопроводный транспорт . Первые нефтепроводы были построены в США в конце XIX в. Эта страна в настоящее время лидирует по протяженности нефте- и газопроводов. Наряду с США самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России («Дружба», «Союз», «Прогресс», «Сияние Севера»).

Морской транспорт - важная часть мировой транспортной системы, выполняющая межконтинентальные перевозки. Морской транспорт обеспечивает 98% внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90% всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ.

Морской транспорт имеет самую низкую себестоимость. Первое место по судоходности занимает Атлантический океан, где сформировались три главных направления перевозок:

  • Европа — Северная Америка;
  • Европа — Южная Америка;
  • Африка — Европа.

Важным звеном транспортной системы являются морские порты: универсальные (характерные для развитых стран) и специализированные (характерные для развивающихся стран).

Воздушный транспорт самый молодой и динамичный, он обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. Наибольший пассажирооборот отмечается в США, России, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии.

Крупнейшие аэропорты мира расположены в Чикаго, Далласе, Лос- Анджелесе, Атланте, Лондоне. Всего в мире 34 крупных аэропорта, причем половина из них — в США, 8 — в Европе.

Наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния по праву считается морской транспорт. Он обеспечивает более 60% объема международной торговли. Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов в последние десятилетия стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используется в основном во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран-продавцов и стран-покупателей. Важную роль играют трубопроводные системы в международной торговле нефтью и газом. Кроме того, воздушный транспорт прочно занял лидирующее положение в международном пассажирском сообщении.

Заключение

Промышленность — важная составная часть единого комплекса мирового хозяйства, первая ведущая отрасль материального производства. От успехов в её развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества в жизненно необходимой для всех отраслей и для всех людей продукции, обеспечения технического перевооружения и интенсификации производства. Именно промышленные изделия гарантируют удовлетворение основных современных материальных общественных потребностей. В мировой промышленности занято около 400 млн. человек. Промышленные товары составляют 70% мирового товарооборота.

Подводя итог, можно определенно сделать вывод о том, что современная промышленность характеризуется высокой степенью специализации. В мировом хозяйстве наблюдается тенденция снижения удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, техническая модернизация промышленности и быстрый рост отраслей сферы услуг. Это подтверждается тем, что уменьшение численности занятых происходит в основном за счет традиционных отраслей с высокой трудоемкостью производства (пищевой, текстильной, швейной, кожевенной), а также за счет капиталоемких отраслей (в частности, металлургии), а подъем численности занятых — в электротехнической промышленности и приборостроении.

При ускоренном росте промышленности происходит перераспределение мировых промышленных мощностей, однако по- прежнему развитые страны специализируются на технически сложных и наукоемких производствах при опоре на качество продукции и высокую квалификацию работников. Развивающиеся же страны все в большей мере начинают специализироваться на высокотехнологичной продукции. Поэтому в настоящий момент наблюдается прямо выраженная тенденция активного перемещения трудоемких производств из более развитых в менее развитые государства, и наоборот, техноёмких производств — из менее развитых в более развитые.