ФЗ 167 об обязательном пенсионном страховании последняя версия гласит, что обязательное пенсионное страхование (ОПС) является системой при помощи, которой в России формируют финансовый источник обеспечения россиян пенсиями. Устанавливать порядок в данной сфере призван государственный правовой акт — федеральный закон (ФЗ) об обязательном пенсионном страховании (таким же образом ФЗ275 регулирует порядок «работы» с государственным оборонным заказом: детали можно найти ).

ФЗ 167 об обязательном пенсионном страховании

Настоящий основной документ в сфере действует с декабря 2001 г., дата, когда Дума приняла документ — ноябрь того же года. Последняя версия закона (изменение к нему) принята в конце 2015 г. (декабрь). Этот российский акт правовая основа для организационных, финансовых действий в сфере, также данный правовой документ определил каждый субъект правоотношений, наделил их правами, обязанностями.

Отдельная статья указывает тарифы предусмотренных страховых взносов, для лиц, родившихся в 1967 году или позже указанной даты установлены отличающиеся ставки. Этот Федеральный закон указал расчетный период, который равен году, также указан порядок, сроки уплаты всех страховых взносов, как они исчисляются (подобным образом рассчитываются, например, выплаты за обучение, позволяющие избежать финансового ).

Отдельное положение закона определило общие понятия в сфере, например, кто такие страховщик, страхователь, застрахованные лица. Согласно документа главный страховщик Пенсионный фонд РФ, но ключевыми лицами являются работодатели людей — застрахованных лиц.

После принятия этого документа началась реформа отрасли, за годы его действия система существенно изменилась.

Федеральный Закон 167 об обязательном пенсионном страховании изменения 2018 — краткое содержание

В средине декабря 2015 г. Президент Путин подписал Федеральный Закон о внесении изменений в данный документ, они касаются именно этого года, он поменял текст ст. 33. В новой ее редакции говориться о том, что в 2017 г. продлится зачисление взносов для накопительной пенсии на финансирование страховой пенсии. Каждый такой взнос должен отражаться на лицевом счете, также он учитывается для определения пенсионного коэффициента. Последние изменения были внесены в июле 2017 года. Также в это время вносились коррективы в новый закон про АО. Подробности

Страховая часть трудовой пенсии по 167 ФЗ

Согласно данного ФЗ размер взносов по обязательному страхованию составляет 22%, из них 6% являются солидарным тарифом, служит для обеспечения фиксированных выплат, остальные 16% являются индивидуальным тарифом из них не меньше 10% должны идти на формирование страховой части.

Такие деньги перечисляются в пенсионные балы, фиксируются на индивидуальном счете, суть их в том, что человек имеет право получать на них выплаты по достижению пенсионного возраста, который на сегодня законодательство определило в виде 60 лет для мужчин, 55 для женщин. также должен иметься страховой стаж.

Федеральный Закон 167 накопительная часть

Если говорить об об обязательном пенсионном страховании, пенсионные накопления являются совокупностью учтенных на индивидуальном лицевом счету средств (в специальной ее части), формируется только за счет внесенных взносов на накопительное финансирование, которые после поступления инвестируются в экономику допущенными до этого организациями. Важно знать, что для людей родившихся раньше 1967 г. такая пенсия не положена.

Условия получения этой части выплат, это достижение предусмотренного пенсионного возраста, с последующим обращением человека к страховщику для назначения такой выплаты. Эти деньги можно забрать полностью, причем сразу, установить срок, в течении которого средства будут выплачены, если человека постигнет преждевременная смерть, то вся эта часть трудовой пенсии достанется наследникам.

212 ФЗ или 167 ФЗ рассматривать

Указанные законы не взаимозаменяемые, каждый из них отвечает за разные вопросы, так ФЗ 167 определяет основы государственного пенсионного страхования, регулирует всевозможные правоотношения в сфере, устанавливает право каждого человека на пенсию. В то же время ФЗ №212 призван регулировать организационные отношения в РФ по исчислению, уплате различных взносов, причем не только в Пенсионный фонд, а и в ряд других страховых фондов, к трудовой пенсии не относящихся.

Можно сказать, что законодательство нуждается в данных документах для регулирования разных сфер права. Тем более законы друг другу не противоречат, ФЗ номер 167 действует вообще в полной гармонии с остальными законами, с которыми соприкасается, например, с законом о негосударственных фондах, о банкротстве, различным документам о тарифах. Совместим Федеральный Закон даже с «далеким» по смыслу документом, примером может служить Водный кодекс или закон об оценочной деятельности.

Принятый в 2001 167-ФЗ об обязательном обеспечении выплат лицам, окончившим трудовую деятельность, определяет юридический статус отдельных категорий граждан, основания возникновения и порядок реализации обязанностей и прав в данной сфере. В нормативном акте также установлена ответственность субъектов, участвующих в соответствующих отношениях.

Рассмотрим далее некоторые положения 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании".

Субъекты

167-ФЗ об обязательном обеспечении гарантий отдельным категориям населения устанавливает определенный круг лиц, участвующих в соответствующих отношениях. К ним относят:

  • органы госвласти;
  • страховщиков;
  • лиц, осуществляющих трудовую деятельность;
  • страхователей.

ПФР

Он выступает в качестве страховщика. Пенсионный фонд Российской Федерации, а также его территориальные подразделения формируют централизованную структуру управления средствами граждан. Нижестоящие органы являются подотчетными вышестоящим. Государство субсидиарно отвечает по обязательствам перед гражданами. В качестве страховщиков могут выступать и другие фонды в случаях и порядке, установленном законодательством. Правила создания в таких структурах накоплений, инвестирования этих средств, условия передачи сумм из ПФР и выплаты взносов, а также пределы реализации полномочий определяются нормативными актами.

Ответственные лица

В соответствии со 167-ФЗ "Пенсионном страховании", указанными субъектами выступают:

  • Лица, которые производят выплаты физлицам. К ним также относят граждан, ИП, организации.
  • Адвокаты, индивидуальные предприниматели.

Если любой из указанных субъектов одновременно включен в несколько категорий, расчет и уплата взносов осуществляется по каждому основанию. В целях реализации положений 167-ФЗ об обязательном пенсионном обеспечении к индивидуальным предпринимателям приравниваются частнопрактикующие нотариусы и детективы. Нормативный акт предусматривает еще одну категорию лиц. К страхователям относятся физлица, которые добровольно вступают в правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием, согласно положениям ст. 29 рассматриваемого ФЗ.

Получатели

К ним относят лиц, на которых распространяется обязательное страхование в соответствии с комментируемым ФЗ. Субъектами права являются граждане России, проживающие на ее территории иностранцы и люди, не имеющие гражданства. При этом они должны соответствовать одному из следующих требований:

  • Работать по трудовому контракту или гражданско-правовому договору, в качестве предмета которого выступает предоставление услуг, производство работ, а также по лицензионному или авторскому соглашению.
  • Самостоятельно обеспечивать себя занятостью. К таким лицам относят индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих нотариусов, детективов, адвокатов.
  • Являться членами фермерских/крестьянских хозяйств.
  • Работать за рубежом в случае отчисления взносов, согласно положениям 29 ст. 167-ФЗ, если другое не устанавливается международным соглашением.
  • Являться членом семейных, родовых общин малочисленных народностей Севера, занятых в традиционных хозяйственных отраслях.

К субъектам права могут быть отнесены и иные категории, у которых в соответствии со 167-ФЗ об обязательном пенсионном обеспечении возникает возможность вступать в соответствующие правоотношения, регулируемые нормативным актом.

Случаи реализации положений

Федеральный закон 167-ФЗ применяется при наличии рисков. Они представляют собой угрозу потери субъектом права своего заработка, вознаграждения и прочих выплат, связанных с трудовой деятельностью. К страховым случаям относят наступление пенсионного возраста, инвалидности, а также потерю кормильца. В указанных ситуациях назначаются соответствующие выплаты. К ним относят страховую и накопительную части трудовой пенсии по достижению старости и при инвалидности, страховую часть пособия в связи с потерей кормильца, а также социальную выплату на погребение граждан, не осуществлявших трудовую деятельность на дату смерти.

Взносы в ПФР

Закон 167-ФЗ об обязательном обеспечении лиц, имеющих право на выплаты в указанных выше случаях, устанавливает, что суммы, которые поступили за этих субъектов в фонд, подлежат учету на их индивидуальных счетах. В качестве объекта обложения взносами и базы для их начисления выступают суммы по ЕСН. Они устанавливаются гл. 24 НК.

Регистрация ответственных лиц

Закон 167-ФЗ устанавливает порядок и сроки учета в ПФР. Регистрация - обязательная процедура. Она проводится в месячный срок:

  • Для нанимателей-организаций, фермерских/крестьянских хозяйств - с даты госрегистрации по адресу расположения. Предприятия, включающие в состав обособленные подразделения, встают на учет в отделениях ПФР на территории своего нахождения и работы представительства/филиала.

  • Для физлиц, самостоятельно выплачивающих взносы, с даты госрегистрации (получения разрешительного документа на осуществление деятельности) по адресу проживания. Если работа ведется в другой местности, то на учет следует вставать там.
  • Для граждан, принимающих наемных работников по контракту, выплачивающих вознаграждения по условиям гражданско-правовых договоров, на которые начисляются взносы, - с даты их заключения по месту своего проживания.

Полномочия органов госвласти

ФЗ-167 относит к компетенции структур:

  • Установление правил принятия бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, его утверждение и определение порядка исполнения.
  • Поддержание финансовой стабильности и сбалансированности системы ОПС. В числе мероприятий, направленных на реализацию этой задачи, присутствует обеспечение поступления обязательных взносов в запланированном объеме.
  • Определение условий и правил формирования и инвестирования средств накоплений.
  • Установление порядка хранения денежного фонда.
  • Управление системой ОПС.
  • Определение правил использования временно свободных финансовых средств.
  • Ведение государственного контроля и надзора за реализацией прав субъектов.

Дополнительные полномочия

ПФР, согласно ФЗ-167, вправе:

  • Выполнять у ответственных лиц проверку документации, связанную с назначением/перерасчетом, выплатой обязательного обеспечения, предоставлением информации индивидуального учета субъектов права.
  • Требовать и получать необходимые сведения по вопросам, возникающим в процессе ревизий. Исключение составляют данные, отнесенные к коммерческой тайне.
  • Требовать от руководства и прочих служащих проверяемых предприятий и физлиц, самостоятельно уплачивающих взносы, устранения нарушений нормативных положений, обнаруженных в процессе проверок.
  • Получать у ФНС информацию, необходимую для реализации ОПС. ПФР вправе запрашивать сведения из декларации и прочие данные, отнесенные к налоговой тайне.
  • Управлять средствами бюджета фонда, контролировать их расходование.
  • Представлять интересы субъектов права перед плательщиками взносов.
  • Возвращать обязательные отчисления в случае невозможности установления конкретных лиц, за которых они были перечислены.

Обязанности

В соответствии со ФЗ-167 ПФР должен:


Права плательщиков

ФЗ-167 определяет, что ответственные лица могут:

  • Через своих представителей принимать участие в процесс управления ОПС.
  • Получать от ПФР сведения о нормативных документах, величине обязательного обеспечения, выплаченного субъектам права, за которые ответственные лица перечисляли средства.
  • Обращаться в судебные органы для защиты интересов.

Предписания для плательщиков

Страхователи обязаны:

  • Пройти регистрацию по правилам, установленным в ст. 11 рассматриваемого нормативного акта.
  • В полном объеме своевременно отчислять взносы в бюджет ПФР, вести учет, касающийся начисления и перечисления средств.
  • Предоставлять в территориальные подразделения фонда документацию, необходимую для ведения индивидуального счета гражданина, назначения/перерасчета, а также выплат обязательного обеспечения.
  • Исполнять требования ПФР и его органов, связанных с устранением нарушений положений нормативных актов.
  • Выполнять иные обязанности, установленные законодательством.

Права и обязанности граждан

Застрахованные субъекты могут:

  • Через представительные структуры нанимателей и работников принимать участие в совершенствовании системы ОПС.
  • Получать без каких-либо препятствий от работодателя сведения о начислении взносов, вести контроль их перечисления в бюджет ПФР.
  • Осуществлять защиту интересов, в том числе в судебном порядке.
  • Полностью и своевременно получать обязательное обеспечение за счет бюджета ПФР.

Вместе с тем граждане должны:

  • Предоставлять плательщикам достоверные сведения, выступающие в качестве основания для назначения и перечисления обязательного обеспечения, установленного законодательством.
  • Сообщать ответственным лицам обо всех изменениях, которые могут повлиять на выплату.
  • Выполнять условия, установленные для назначения и перечисления пособий.

При несоблюдении установленных предписаний и выплате в связи с этим излишних сумм из средств бюджета ПФР, граждане будут нести ответственность в размере нанесенного ими имущественного вреда в порядке, установленном законодательством. В частности, к виновным могут применяться административные, гражданско-правовые и уголовные меры наказания. В интересах субъектов своевременно предоставлять достоверную информацию. Перечень документов, дающих основание получать выплаты, установленные законодательством, определяется правительством.

Ответственность за нарушения

Она устанавливается в статье 27 167-ФЗ. Нарушение плательщиками срока регистрации в территориальном подразделении ПФР при отсутствии иных неправомерных действий может повлечь назначение штрафа в размере 5 тысяч рублей. В случае просрочки постановки на учет более чем на 90 дней сумма взыскания увеличивается вдвое. При полной/частичной невыплате взносов вследствие занижения базы для их начисления, другого неправильного расчета или иных незаконных действий на виновного налагается штраф, составляющий 20% от не отчисленной суммы.

В случае умышленного совершения указанных деяний величина взыскания повышается вдвое. При неправомерном/несвоевременном сообщении субъектом информации, которую необходимо было предоставить в территориальное подразделение ПФР в соответствии с законом, лицу грозит штраф в 1 000 рублей. В случае повторного совершения указанного бездействия в течение календарного года взыскание увеличивается до 5 тысяч.

Бюджет ПФР

Он составляется на предстоящий год с учетом сбалансирования расходной и доходной частей. При формировании бюджета определяется норматив оборотных средств. Ежегодно осуществляется утверждение финансового плана, а также отчета о его исполнении по правилам, установленным в БК. Бюджет ПФР является консолидированным. В его составе отдельно учитываются взносы на накопительную часть, средства, которые направляются на инвестирование, выплаты, осуществляемые за счет накоплений, расходы, связанные с оперативной деятельностью фонда. Денежные средства ОПС должны храниться на счетах ПФР. Они открываются в учреждениях Центробанка. В случае их отсутствия счета создаются в кредитных организациях, список которых определяется правительством на конкурсной основе. За банковские операции со средствами ОПС плата не взимается.

Регулировка отношений между плательщиком страховых взносов и страхователем осуществляется через различные законы. Одним из них является закон федерального значения 167 фз об обязательном пенсионном страховании. Все права и обязанности сторон, являющимися участниками таких взаимоотношений, прописаны в этом нормативном акте. Разрешение всех возникающих спорных ситуаций производится при использовании такого документа.

Общие положения и основные понятия закона

Федеральный закон 167 об обязательном пенсионном страховании обеспечивает регулирование отношений сторон в системе обязательного пенсионного страхования. Среди основных задач такого документа - определение правового положения субъектов, а также порядок осуществления их прав.

Согласно данному закону, под обязательным пенсионным страхованием понимается система мер, которая направлена на обеспечение финансовой помощи гражданам в случае наступления страхового случая.

Скачать полую версию закона Вы можете здесь

Такая система, созданная государством, позволяет различным категориям граждан получать компенсационные выплаты, благодаря чему минимизируется финансовая нагрузка на семейный бюджет.

В качестве обязательных страховых платежей выступает определенная денежная сумма, которая вносится в бюджет ФСС со стороны работодателя или непосредственно самого плательщика (если страхователь - индивидуальный предприниматель).

В соответствии с данным законом, исполнительные органы в регионах могут заниматься разрешением задач такого типа:

  • рассмотрение и утверждение бюджета фонда;
  • определение особенностей формирования средств пенсионных накоплений;
  • управление системой ОПС;
  • установление порядка проверки бюджетной отчетности;
  • определение порядка хранения бюджетных средств;
  • проведение государственного надзора за соблюдением прав застрахованных лиц.

Среди полномочий федеральных органов государственной власти также следует отметить возможность определения условий инвестирования средств пенсионных накоплений.

Такой закон четко определяет участников правоотношений, в качестве которых выступают страховщики и страхователи. Застрахованными лицами могут быть граждане, которые имеют постоянно официально место работы, а также лица, не трудоустроенные официально. В первом случае регулярные страховые взносы перечисляются в ФСС через работодателя посредством удержания части заработной платы. Лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, но при этом не использует труд наемных рабочих, самостоятельно вносит такие платежи в бюджет фонда.

Сторона, которая берет на себя все обязанности по обеспечению обязательного пенсионного страхования, является страховщиком. Контролировать работу территориальных органов становится возможным благодаря созданию единой централизованной системы.

Страхователи пользуются услугами страховщиком и регулярно вносят взносы на счет ФСС. При наступлении страхового случая страхователю полагается определенная денежная сумма, размер которой определяется в зависимости от множества различных факторов.

Все участники таких правовых отношений имеют свои обязанности и права. Все эти моменты также отмечены в федеральном законе 167. Организация, предоставляющая услуги страхования (страховщик), может инициировать проведение проверок относительно правильности и регулярности начисления страховых взносов. В случае обнаружения каких-либо недочетов возможен вариант применения санкций в отношении нарушителя.

При необходимости страховщик может требовать информацию в налоговых органах относительно конкретного налогоплательщика. Функции по разработке и исполнению бюджета тоже возлагаются на эту сторону.

В обязанности страховщика включено своевременное выплачивание страховых пенсий и других выплат при наступлении страхового случая. При необходимости данная сторона должна информировать страхователя относительно реализованных изменений в механизме взаимоотношений. Ведение учета также входит в обязанности страховщика.

Касательно прав страхователей, то здесь следует отметить возможность бесплатного получения информации у страховщика относительно нормативных актов. Данная сторона может принимать активное участие в управлении обязательным пенсионным страхованием и при необходимости обращаться в суд для защиты своих прав.

При этом страхователь должен обязательно зарегистрироваться в порядке, установленном ст. 11 данного Федерального закона . Он должен выполнять все требования территориальных органов страховщика и регулярно вносить платежа в соответствии с действующим законодательством.

Финансовая система обязательного пенсионного страхования не является частью федерального бюджета. Средства, имеющиеся на счету такой организации, не подлежат изъятию и не могут входить в состав других бюджетов. Формирование бюджета на следующий финансовый год подразумевает установление норматива оборотных денежных средств. Каждый год должен составляться отчет относительно расходования бюджета с детальным описанием.

Сумма страховых взносов на накопительную пенсию и дополнительные страховые взносы при формировании бюджета должны учитываться отдельно. Счет регионального ФСС может быть открыт только . Доступ к средствам также имеют пять заместителей председателя ФСС.

Бюджет ПФР формируется не только за счет страховых взносов, но и за счет уплачиваемых штрафов, добровольных взносов и различных инвестируемых продуктов. Основные пункты расходования бюджетных средств составляют финансовое и материально-техническое обеспечение страховщика.

Особенности уплаты страховых взносов

Тариф страхового взноса определяется целой совокупностью факторов. Размер ежемесячного платежа во многом зависит от статуса гражданина, его рабочего стажа и других факторов. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится единым расчетным документом. Впоследствии он направляется на счет федерального казначейства ПФР.

Не действует Редакция от 15.12.2001

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 N 167-ФЗ "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 167-ФЗ
Дата принятия 20.12.2001
Дата редакции 15.12.2001
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
  • Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832
  • "Российская газета", N 247, 20.12.2001,
  • "Финансовая газета", N 01, 03.01.2002
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 N 167-ФЗ "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

3. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

1. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

2. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации.

1. Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок:

для работодателей-организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств - со дня государственной регистрации по месту их нахождения. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, регистрируются по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам;

для физических лиц, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и других), - со дня государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенной деятельности) по месту жительства этих физических лиц, а в случае осуществления их деятельности в другом месте - по месту осуществления этой деятельности;

для физических лиц, осуществляющих прием на работу наемных работников по трудовому договору или по контракту, а также выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, - со дня заключения соответствующих договоров по месту жительства физических лиц, осуществляющих прием на работу (выплачивающих вознаграждения).

2. Порядок регистрации страхователей и лиц, приравненных в целях настоящего Федерального закона к страхователям, устанавливается страховщиком.

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

К полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся:

установление порядка принятия бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения;

утверждение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и отчета о его исполнении;

определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплении;

определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;

управление системой обязательного пенсионного страхования;

обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации;

определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей.

1. Страховщик имеет право:

проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну;

осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и контроль за их расходованием в соответствии с Федеральным законом "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации;

представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

2. Страховщик обязан:

подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;

назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

составлять проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивать исполнение указанного бюджета;

регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием;

осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

осуществлять регистрацию страхователей;

вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования;

обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;

обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;

обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;

бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;

развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

3. За нарушение положений настоящего Федерального закона и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании страховщик несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

1. Страхователи имеют право:

участвовать через своих представителей в управлении обязательным пенсионным страхованием;

бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании, а также информацию о размерах обязательного страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам, за которых страхователь уплачивал страховые взносы;

обращаться в суд для защиты своих прав.

2. Страхователи обязаны:

зарегистрироваться в порядке, установленном статьей 11 настоящего Федерального закона;

своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет;

представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения;

выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Страхователи-организации обязаны сообщать в территориальные органы страховщика по месту регистрации:

о принятом в установленном порядке решении организации о своей ликвидации (реорганизации) в трехдневный срок со дня принятия решения;

об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения в пятидневный срок со дня внесения изменений и дополнений.

1. Застрахованные лица имеют право:

через представительные органы работников и работодателей участвовать в совершенствовании системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

защищать свои права, в том числе в судебном порядке.

2. Застрахованные лица обязаны:

предъявлять страховщику содержащие достоверные сведения документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

сообщать страховщику о всех изменениях, влияющих на выплату обязательного страхового обеспечения;

соблюдать установленные для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения условия.

3. В случае невыполнения указанных в настоящей статье обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованные лица несут ответственность в размере причиненного ими ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава IV. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

4. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.

Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается.

1. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

страховых взносов;

средств федерального бюджета;

сумм пеней и иных финансовых санкций;

доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

2. Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных средств определяется федеральным за коном.

1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

2. Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:

на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;

на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом.

3. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв.

Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Глава V. УПЛАТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

1. Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

2. Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 14,0 процента 0,0 процента 12,0 процента 2,0 процента 8,0 процента 6,0 процента
14 000 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 0,0 процента 12 000 рублей + 6,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 8 000 рублей + 4,5 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
29 800 рублей + 3,95 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 0,0 процента 25 600 рублей + 3,39 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 17 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 12 800 рублей + 1,69 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 41 650 рублей 0,0 процента 35 770 рублей 5 880 рублей 23 780 рублей 17 870 рублей

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения Для лиц 1967 года рождения и моложе
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 10,3 процента 0,0 процента 8,3 процента 2,0 процента 4,3 процента 6,0 процента
10 300 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 0,0 процента 8 300 рублей + 6,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 2 000 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 4300 рублей + 4,5 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 6 000 рублей + 3,4 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600000 рублей 26 100 рублей + 3,95 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 0,0 процента 21 900 рублей + 3,39 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 4 200 рублей + 0,56 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 113 300 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 300000 рублей 112 800 рублей + 1,69 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 37 950 рублей 0,0 процента 32 070 рублей 5 880 рублей 20 080 рублей 17 870 рублей

3. Тарифы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются страхователями, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том случае, если соблюдены требования, установленные пунктом 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации.

1. Под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

2. Если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

3. Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период времени от начала этого года до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше календарного года, следующего за годом создания, расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

1. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

2. Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

3. Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

4. Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.

5. Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

6. Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

7. В случае реализации работником права на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона уплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии производится в порядке, предусмотренном федеральным законом.

8. Страхователи-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.

1. Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

2. Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

1. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

2. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

3. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

4. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога (взноса) не приостанавливает начисления пеней на сумму страховых взносов, подлежащую уплате.

5. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

6. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

1. Нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, -

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации более чем на 90 дней -

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий -

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.

Деяние, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, которое совершено умышленно, -

влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.

3. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, -

влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей.

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, -

влекут взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

1. Страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

2. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Максимальный размер фиксированного платежа не может превышать 3 600 рублей.

3. Минимальный размер фиксированного платежа устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и является обязательным для уплаты.

4. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.

1. Граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя.

Физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Физические лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов в порядке, установленном пунктами 1, 2 и 4 статьи 28 настоящего Федерального закона.

При этом уплаченные суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях.

1. Пенсионная книжка застрахованного лица выдается гражданам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и служит для отражения информации о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации.

2. Застрахованное лицо самостоятельно пополняет содержание пенсионной книжки путем включения в нее ежегодных выписок о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, получаемых из Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. По требованию застрахованного лица соответствующее подразделение Пенсионного фонда Российской Федерации обязано провести сверку индивидуального лицевого счета застрахованного лица и содержания пенсионной книжки. Споры, возникающие при проведении сверки расчетов, разрешаются в судебном порядке.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного пенсионного страхования, рассматривается органом страховщика в течение одного месяца со дня получения указанного заявления. О принятом решении орган страховщика сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления.

В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым органом страховщика решением спор подлежит разрешению в вышестоящем органе страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные лица, допустившие нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 года.

От 100 001 рубля до 300 000 рублей 11 000 рублей + 6,21 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 10 000 рублей + 5,64 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 9 000 рублей + 5,08 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей От 300 001 рубля до 600 000 рублей 23 420 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 21 280 рублей + 2,82 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 19 160 рублей + 2,54 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 2002-2003 годы 2004 год 2005 год на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии До 100 000 рублей 7,3 процента 3,0 процента 6,3 процента 4,0 процента 5,3 процента 5,0 процента От 100 001 рубля до 300000 рублей 17 300 рублей + 6,21 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 3 000 рублей + 1,69 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 6 300 рублей + 5,64 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 4 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 5 300 рублей + 5,08 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 5 000 рублей + 2,84 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей От 300 001 рубля до 600 000 рублей 19 720 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 6 380 рублей + 0,85 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 17 580 рублей + 2,82 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 8 520 рублей + 1,13 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 15 460 рублей + 2,54 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 10 640 рублей + 1,41 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей Свыше 600 000 рублей 29 020 рублей 8 930 рублей 26 040 рублей 11 910 рублей 23 080 рублей 14 870 рублей Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

С момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы обязательного пенсионного страхования, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 N 167-ФЗ "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 N 167-ФЗ "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 N 167-ФЗ "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Федеральный закон №167-ФЗ дает определение обязательному пенсионному страхованию (в дальнейшем коротко ОПС), который является системой, помогающей обеспечивать пенсионеров выплатами. Процесс проведения данной процедуры регулирует ФЗ «О пенсионном страховании» РФ. Так же в РФ есть , но это другое.

  • первая глава , как обычно, вводит в курс общих положений законопроекта;
  • вторая глава расскажет об участниках обязательного пенсионного страхования;
  • третья — о правах, обязанностях и существующей ответственности людей, подпадающих под этот Федеральный закон;
  • четвертая — о финансовой системе ОПС;
  • пятая — о взносах по обязательному пенсионному страхованию (СВ);
  • шестая — о заключительных положениях.

Последние исправления в законе «О пенсионном страховании» были внесены в прошлом году 19 декабря 2016. Все изменения и дополнения по новому документу уже вступили в силу с начала января 2017. Однако, следует также упомянуть, что уже существует новая редакция от июня 2017 г., которая еще не вступила в силу — это произойдет с первого числа января 2018 г. В ней изменению подлежал 7 пункт 33 статьи.

Основные моменты ФЗ-167

Данный общероссийский документ «О пенсионном страховании»- юридическая основа для организационных, экономических операций в сфере, кроме того, этот законный акт установил каждый субъект правоотношений, наделил их правами, прямыми обязанностями.

По закону, все жители РФ являются застрахованными гражданами. Все физические лица имеют свой ИЛС, куда зачисляются взносы по пенсионному страхованию. Внесение взносов становится обязанностью руководителя, у которого сотрудник значится в штате. Так, эти взносы начинают формировать пенсии, получаемые пенсионером, в будущем.

Участниками обязательного пенсионного страхования признаны:

  • ПФР (страховщик) — дает госпособия и пенсии, когда наступает страховой случай;
  • страхователи (ИП, физлица, организации) — отдают страховые взносы ПФР;
  • застрахованные лица (работники, ИП и т.д.).

Бюджет ПФ образовывается из:

  • в первую очередь, страховых взносов;
  • денег государственного бюджета;
  • сумм налагаемых финансовых санкций;
  • взносы, вносимые на добровольной основе и т.д.

Страховые взносы для обязательного пенсионного страхования производятся по ставке 22%. Ставка состоит из 2-х частей: солидарной и индивидуальной.

Вот основные моменты о пенсионном страховании, которые описаны в ФЗ-167.

Последние изменения

Изменения коснулись закона «Об обязательном пенсионном страховании» в декабре 2016 и вступили в законную силу уже с начала нового года.

Рассмотрим подробнее несколько статей:

Статья 7

Данная статья рассказывает о понятии «застрахованные лица». В этом году новшества не затронули это положение. Последние нововведения, вступившие в силу в январе 2015, были произведены в декабре 2014. Застрахованные лица, среди которых могут быть — граждане РФ, нерезиденты, постоянно или временно проживающие/пребывающие в РФ — это люди, которые подпадают под обязательное пенсионное страхование. К ним относят:

  • работников, с кем трудовые отношения подкреплены трудовым договором;
  • самозанятую часть населения — ИП, адвокаты, нотариусы, которые занимаются частной практикой;
  • представителей фермерских хозяйств;
  • лиц, работающих за границей при уплате страховых взносов;
  • представителей семейных общин народов Дальнего Востока РФ, Сибири, Севера, которые занимаются традиционным хозяйством;
  • духовное лицо;
  • и т. д.

Статья 13

Ст. 13 ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании», в отличие от 7-ой статьи, была преобразована с начала 2017 года. Данная статья рассказывает о правах, полномочиях и ответственности, которую несут страховщики. Начались изменения сразу с 1-го пункта. Статья гласит, что страховщик вправе:

  • проверять документы у страхователей, которые относятся к выделению и уплате обязательного пенсионного страхования (ОПС), с индивидуальным учетом данных о всех застрахованных лицах. При проверках требовать у страхователей дополнительные документы, справки и информацию;
  • указывать руководителям и обычным гражданам, которые самостоятельно оплачивают платежи, на нарушения ФЗ;
  • получать сведения у соответствующих органов о налогоплательщиках;
  • реализовывать управление бюджетом ПФ и контролировать его использование;
  • защищать интересы застрахованных лиц перед страхователями;
  • возвращать внесенные взносы, если неизвестно за кого они были внесены;
  • ведение документации и обмен информацией с госорганами;
  • иметь дело с Агенством, чтобы узнать порядок, размеры и срок получения возмещения по гарантии, в некоторых случаях и получать.

5-ый абзац был отменен по новому постановлению «О пенсионном страховании». Во втором пункте рассказывается об обязанностях и также было небольшое изменение. Страховщик обязан:

  • контролировать правдивость данных, предоставляемых для ведения учета;
  • готовить объяснение размерам тарифов СВ;
  • определять и выплачивать накопительные и страховые пенсии и другие производить выплаты;
  • контролировать обоснованность понятия актов для назначения сумм обязательного пенсионного страхования;
  • продумывать план бюджета ПФ;
  • вводить в курс дела всех заинтересованных лиц о своем финансовом состоянии и принимать меры по укреплению своей финансовой стабильности;
  • и т. д.

Статья 15

В статью 15 последние изменения вносились в начале 2015 года. Эта статья рассказывает в свою очередь о правах, обязанностях и ответственности застрахованных лиц. Конкретно были изменены 6, 7, 9 абзацы пункта 1, рассказывающего о правах данных лиц. Они имеют право:

  • принимать участие в улучшении обязательного пенсионного страхования;
  • свободно получать сведения у начальства о начисляемых СВ и контролировать их перечисление в ПФ;
  • своевременно и в полном объеме получать ОПС;
  • отстаивать свои интересы, в том числе и в суде;
  • свободно получать у нанимателя сведения о подсчете и задержке добавочных страховых взносах на накопительную пенсию (вместо трудовой пенсии, как было раньше), контролировать их перевод в ПФ;
  • производить оплату дополнительных СВ на накопительную пенсию (а не на накопительную трудовую);
  • на перенос денежных средств пенсионных накоплений, в случае перехода от ПФ к негосударственному ПФ в не меньшем объеме общего размера гарантируемых средств;
  • установить накопительную пенсию (а не на накопительную трудовую пенсию по старости) и/или срочную пенсионную выплату в не меньшем размере общей суммы гарантируемых денег.

Обязанности застрахованных лиц:

  • предоставить страховщику достоверные документы, по которым будет назначаться и выплачиваться обязательное пенсионное страхование;
  • ставить в известность страховщика о произошедших изменениях, которые могут повлиять на выплату СВ;
  • придерживаться условий, сопровождающих назначение и выплату страховых взносов.

Скачать ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании»

ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании» в последней редакции можно скачать . Законопроект будет интересен пенсионерам, обычным работникам, еще не вышедшим на пенсию, руководителям, так называемым страховщикам и страхователям, а также застрахованным лицам.

Новая редакция о страховании пенсий ждет граждан в начале 2018 года.