Экономическое управление предприятием - это направление менеджмента, обеспечивающее достижение тактических и стратегических целей предприятия на основе экономического и финансового планирования и контроля и регулирования внутренних и внешних экономических отношений.

Одной из ведущих функций управления предприятием является экономическое планирование, сущность которого заключается в обоснованном определении потребностей рынка, путей и способов насыщения его, максимальной загрузки мощностей предприятия на основе организационной, производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для того, чтобы принимать управленческие решения, надо составить задание, программу действия, для чего разрабатываются производственные программы, планы финансовых мероприятий получения дохода и эффективного использования финансовых ресурсов.

Необходимо выделять два вида планирования - экономическое и финансовое.

С помощью экономического планирования определяется уровень экономических показателей производства, отражающих потребность рынка, расчет точки безубыточности производства, эффективное использование производственных и трудовых ресурсов.

Финансовое планирование определяет обеспеченность финансовыми ресурсами для достижения заданных экономических показателей и, как следствие, финансовое положение предприятия. Оно реализуется через анализ и расчет показателей производственно-хозяйственной деятельности, бюджетирование, составление финансовых планов и выбора учетной политики. Финансовое планирование полностью основывается на экономическом планировании и зависит от выбранных целей и стратегии в объемах производства и продаж продукции.

Контроль выполнения поставленных экономических и производственных целей осуществляется экономической службой предприятия через процедуры оперативного анализа выполнения планов и составление отчетности. Основным отчетным документом экономического контроля является отчет о прибылях и убытках, отражающий рентабельность производства и эффективность управления себестоимостью. Контроль за выполнением финансового плана осуществляется на основе платежного календаря, который отражает приходов и расходов денежных средств предприятия.

Регулирование отношений через экономические механизмы заложены во внутренних положениях (регламентах) предприятия об управлении затратами, ценообразовании, оценке деятельности подразделений, оплате труда персонала и т.д., которые разрабатывает и использует для управления экономическая служба предприятия.

Организационная структура экономической службы предприятия

Основной целью экономической службы является обеспечение экономического управления предприятием. Состав, наименование подразделений экономической службы и их функции устанавливаются каждым предприятием самостоятельно. Единственным структурным подразделением этой службы, существование которого является обязательным, а функции регламентируются общегосударственными нормативными актами, является бухгалтерия. Состав подразделений экономической службы и их функций должен определяться здравым смыслом и финансовыми возможностями предприятия. При их определении стоит сопоставить выигрыш от более качественного решения экономических задач с затратами на содержание специалистов. Иногда для решения уникальных экономических задач предприятиям целесообразнее привлекать сторонних специалистов из экономических и консалтинговых фирм.

После определения рациональной структуры экономической службы она должна быть зафиксирована во внутренних нормативных документах стандартах предприятия, положении о системе управлении и т.п. Там же указываются цели и функции каждого из подразделений этой службы, состав решаемых задач, методы взаимодействия с другими подразделениями предприятия. Деятельность отдельных специалистов экономической службы регламентируется должностными инструкциями, разрабатываемыми каждым предприятием.

В состав экономической службы производственного предприятия, как правило, включаются следующие структурные подразделения:

  1. бухгалтерия,
  2. финансовый отдел,
  3. отдел экономических задач,
  4. отдел персонала.

Функции подразделений экономической службы
Состав функций подразделений экономической службы определяется содержанием
решаемых задач.
1.Бухгалтерия:

  • Отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций.
  • Предоставление подразделениям предприятия оперативной информации о его хозяйственной деятельности.
  • Расчет налогов и платежей во внебюджетные фонды.
  • Составление в установленные сроки официальной налоговой и бухгалтерской отчетности.
  • Осуществление (совместно с другими подразделениями) анализа деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности.
  • Оформление совместно с руководителем предприятия организации договорных документов, а также документов, служащих основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и
    денежных обязательств,
  • Проведение денежных расчетов с контрагентами через расчетные и иные банковские счета предприятия.

2. Финансовый отдел:

  • Расчет необходимого предприятию объема денежных средств.
  • Определение источников получения недостающих денежных средств (источников финансирования).
  • Организация привлечения денежных средств.
  • Эффективное хранение излишка денежных средств.
  • Обеспечение финансовой состоятельности предприятия и платежеспособности.
  • Контроль за финансовым состоянием предприятия.
  • Финансовое планирование и управление системой бюджетов предприятия и его подразделений.

3.Отдел экономических задач:

  • Управление затратами предприятия, разработка смет и калькуляций затрат.
  • Расчет цен на продукцию.
  • Оценка эффективности деятельности предприятия, его подразделений, отдельных видов бизнеса, продукции, хозяйственных мероприятий.
  • Оценка объемных показателей производства и реализации продукции предприятия.
  • Экономические расчеты, связанные с выполнением хозяйственных договоров с контрагентами предприятия (поставщиками, покупателями, кредиторами и др.).
  • Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
  • Ведение и представление в установленные сроки официальной статистической отчетности.

4. Отдел персонала:

  • Подбор и обучение персонала.
  • Управление численностью и составом персонала предприятия.
  • Организация оптимальной для предприятия системы оплаты труда персонала.
  • Начисление заработной платы в соответствии с действующей на предприятии системой оплаты труда.

Объектами деятельности каждого из подразделений экономической службы являются одни и те же экономические категории, например, затраты, финансовый результат, внеоборотные активы, источники финансирования и т.п. Однако каждое подразделение решает относительно этих категорий свои специальные задачи. Например, при покупке станка отдел экономических задач должен рассчитать экономическую эффективность этой операции, первоначальную стоимость станка, как объекта основных фондов. Финансовый отдел должен изыскать источник финансирования. А бухгалтерия отразить операции, связанные с совершенной покупкой, в бухгалтерских документах.

Следует отметить, что часто руководство предприятия в силу отсутствия необходимых специализированных экономических подразделений возлагает на бухгалтерию решение несвойственных ей экономических задач, например, оценку экономической эффективности хозяйственных мероприятий или составление бизнес-плана и т.п. В связи с развитием рыночной экономики и постоянным усложнением условий деятельности поток таких задач возрастает. Их решение требует применения специальных методов, не относящихся к инструментарию бухгалтерии, Поэтому бухгалтерией они, как правило, качественно не решаются. Предприятие несет потери. Лишь создание полноценной экономической службы, в которой соблюдается жесткая специализация, может обеспечить нормальное функционирование хозяйственного механизма предприятия.

Исключением является экономическая служба малого предприятия, на численность персонала которого налагаются ограничения. Здесь вся экономическая работа обычно ведется небольшой группой экономистов (иногда одним человеком). В силу этого экономист малого предприятия должен быть универсалом, обладающим широким кругом специальных знаний и имеющим высокий профессиональный уровень.

Следует также отметить, что на крупных предприятиях экономические подразделения могут создаваться также в составе отдельных структурных подразделений (производств, цехов, отделов).

В решении экономических задач участвуют все подразделения предприятия. Обычно они являются или потребителями, или поставщиками информации. Экономические расчеты проводятся при решении всех организационных, технических, технологических, производственных задач. Например, при разработке проекта нового самолета обязательно рассчитывается экономическая эффективность его применения. И в состав конструкторской документации включается раздел технико-экономического обоснования. При планировании производственной программы рассчитываются ее экономические параметры - себестоимость валовой, товарной, реализованной продукции, потребность в денежных средствах и т.п. Рекомендации экономической службы должны быть решающими при выборе лучшего варианта решения в таких задачах. Каждое мероприятие, которое планируется реализовать должно проходить экономическую экспертизу. В противном случае предприятия будет функционировать не оптимально, его затраты будут выше, чем результаты, будет ощущаться хронический дефицит денежных средств.

В настоящее время наша страна переживает экономический кризис, связанный с переходом от административно-командной модели экономики к открытой, рыночной. Один из признаков этого кризиса - сложное финансовое положение большинства производственных предприятий. Важнейшей задачей экономической службы таких предприятий стала реализация мероприятий антикризисного менеджмента. Целью антикризисного менеджмента является недопущение банкротства предприятия. Предприятие становится банкротом (несостоятельным), если не может выполнять оплату своих обязательств перед партнерами - поставщиками сырья, материалов, банками, налоговыми органами, персоналом.

Нормальное финансовое положение предприятия основывается на выполнении двух условий: а) рентабельной деятельности, б) достаточности денежных средств. К созданию и поддержанию этих условий и сводится антикризисный менеджмент. На некоторых предприятиях существуют специальные подразделения, занимающиеся решением этой задачи. Они исследуют деятельность предприятия, определяют причины тяжелого финансового состояния (решают задачу диагностики), разрабатывают бизнес-планы финансового оздоровления, осуществляют их реализацию. Кризис-менеджерами, как правило, являются экономисты высокого класса, имеющие специальную подготовку. Часто для выполнения этой работы прибегают к услугам специализированных консалтинговых и аудиторских фирм.

Методы экономического планирования
Планирование экономических и финансовых показателей осуществляется с помощью определенных методов и правил, которые опираются на основные принципы планирования на предприятии:

  1. Единство и комплексность планов, которые заключаются в единстве подходов и взаимоувязке планов предприятия и всех его подразделений, координации их функционирования, стратегического планирования технического, экономического и социального развития предприятия как единого комплекса.
  2. Научная обоснованность планов, которая предусматривает необходимость учитывать результаты маркетинговых исследований, достижения науки и техники для ресурсосбережения и достижения предельной себестоимости, результаты экономических и социальных прогнозов, уровня инфляции и т.д.
  3. Непрерывность планирования, которое означает сочетание перспективных и текущих планов, их разработку с распределением по годам, кварталам, регулярную корректировку на основе анализа хода выполнения, складывающейся ситуации и постоянного маркетингового исследования рынка.
  4. Обеспечение возможности выполнения и контроля выполнения планов требует разработки напряженных, но реальных планов, обеспеченных ресурсами, производственными мощностями, выявление в процессе выполнения резервов, систематического контроля и анализа выполнения.

При планировании финансовых и экономических показателей возможно применение следующих методов:

Нормативный метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность предприятия в финансовых ресурсах и в их источниках. Нормативы можно подразделить на две системы:

  1. внешняя система нормативов;
  2. внутренняя система нормативов.

К внешней системе нормативов относятся федеральные, местные и отраслевые системы нормативов. Они действуют для всех предприятий и устанавливают ставки налогов, платежей во внебюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений и др. Внутреннюю систему нормативов предприятие устанавливает самостоятельно. Она используется предприятием для регулирования производственно-торговым процессом и
финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, для других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, постоянно находящиеся в распоряжении предприятия, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли, норматив отчислений в ремонтный фонд и др.
Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Расчетно-аналшпический метод заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе
анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка. Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п.

Балансовый метод заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в образуемые из остаточной прибыли фонды.

Метод оптимизации плановых решений предполагает разработку нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

  1. минимум затрат;
  2. минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результатов;
  3. минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;
  4. максимум дохода на рубль вложенного капитала;
  5. максимум выручки (объемов продаж) на рубль вложенного капитала;
  6. максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансового риска.

Экономико-математическое моделирование заключается в установлении количественных взаимосвязей между экономическими или финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.).

Экономическое планирование
Экономическое планирование позволяет спрогнозировать экономические показатели деятельности предприятия, а также заранее выработать мероприятия по повышению эффективности производства, рентабельности продукции и предотвращению экономического кризиса на предприятии. Для этого необходимо определить следующие показатели результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия:

  1. структура плановой прибыли, в т.ч. доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
  2. рентабельность производственных фондов;
  3. рентабельность важнейших видов продукции;
  4. оборачиваемость запасов товарно-материальных ценностей;
  5. фондоотдача основных производственных фондов;
  6. затраты на 1 рубль товарной продукции.

Основой для разработки экономического плана является отчет отдела маркетинга по изучению рынка, продукции конкурентов и определению объема потребности в производимой продукции и уровень ее цены. Объем потребности рынка в продукции необходимо сопоставить с производственными возможностями предприятия для чего необходимо определить производственную мощность предприятия. После сопоставления потребности рынка и производственной мощности необходимо рассчитать точку безубыточности производства данной продукции, на основании калькуляции постоянных и переменных затрат. Данные исследования должны предшествовать составлению плана реализации продукции, производственной программы и отчета о прибылях и убытках.

Финансовое планирование
Финансовое планирование обеспечивает контроль финансового положения предприятия и принятие решений по управлению денежными потоками и предотвращения финансового кризиса на предприятии.Управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п.

Приблизительно 1,5% капитала среднего предприятия находятся в виде денежных средств, которые определяются как общий объем банковских депозитов до востребования и денег, находящихся на расчетном счете и в кассе. Предприятия хранят денежные средства по следующим основным причинам:

  1. Денежные средства могут потребоваться для выполнения текущих операций, поскольку между приходами и расходами денежных средств всегда имеется временной лаг, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете.
  2. Деятельность предприятия не носит жестко предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для выполнения непредвиденных платежей.

Вместе с тем, омертвление финансовых ресурсов в виде хранения (резервирования) денежных средств связано с определенными потерями - с некоторой долей условности их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте. Поэтому любое предприятие должно учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств. Таким образом, основными задачами финансового планирования на предприятии являются: управление денежными ресурсами, оптимизация их среднего текущего резерва (остатка) и текущий контроль приходов и расходов денежных средств.

Финансовый план предприятия представляет собой прогноз доходов и расходов. Он аккумулирует в себе информацию из всех других планов: сведения о выручке, переменных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет проанализировать какой приток и отток денежных средств предприятие получит в планируемом периоде от основного вида деятельности и внереализационных доходов и выявить чистый денежный приток.
При составлении финансового плана используется информация, предоставленная отделом экономических задач о производственной программе предприятия, прогнозе выручки от реализации продукции, об операционных и внереализационных доходах и расходах, а также данные о материальных и денежных потоках на предприятии, обеспеченных графиками поставки материальных ценностей, расчетами с дебиторами и кредиторами по различным условиям договоров. Такая информация может выражаться в прогнозном балансе движения имущества предприятия и изменения источников обеспечения его.Составлению финансового плана предшествует расчет всех налоговых и социальных отчислений, которые необходимо сделать предприятию в планируемом периоде.

Анализ и контроль выполнения финансового плана
Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организацией выполнения финансовых планов. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовый план, в организацию финансового менеджмента. Составной частью контроля является анализ финансовых результатов.

Поскольку анализ составляет часть процесса планирования финансов, финансовый контроль является дополняющей частью финансового планирования. Целью контроля является выявление степени соответствия фактически получаемых доходов плановым и расходования их на запланированные нужды. Это достигается проведением оперативного контроля и анализа движения денежных средств на основе платежного календаря.

Платежный календарь показывает, по каким статьям возникают отклонения от плановых сроков поступления и расходования средств, что дает возможность своевременно принимать необходимые меры.

В тех случаях, когда платежный календарь показывает недостаток средств для финансирования запланированных расходов, необходимо предусмотреть увеличение поступлений денежных средств или уменьшение расходов предприятия, например, путем увеличения объемов продаж и отгрузки продукции, сокращения завоза товарно-материальных ценностей, усиление мер по взысканию дебиторской задолженности либо получение ссуд на временные нужды и т.п. В том случае, если на неотложные платежи денежных средств хватает, то порядок платежей будет зависеть от следующих критериев:

  1. важность оплаты для предприятия и размер дохода, ожидаемого к получению от данного вложения денежных средств;
  2. размер пени или штрафов и других убытков в связи с просрочкой платежа.

При выборе этих критериев необходимо выделить их преимущества и недостатки в зависимости от сложившейся ситуации, рассчитать размеры ожидаемых доходов от вложения денежных средств и возможных потерь от задержки платежа.

Термин "организация" происходит от греческого слова "органон", что означает устройство, инструмент, орудие, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в одно целое, приведение в стройную систему. Первоначально слово "организация" означало "нечто, обладающее органами", т.е. совокупность частей, функционально специализированных и приспособленных к нуждам целого.

Термин "организация" применяется в обиходе и научной литературе в нескольких значениях:

Во-первых, организация есть социальное образование, имеющее качественную определенность, границы и строго фиксированные системные параметры, занимающее определенное место в обществе, сознательно конструируемое и предназначенное для достижения конкретных целей с использованием для этого ресурсов, характеризуемое сознательным членством и действиями людей.

Во-вторых, организация есть форма объединения людей и групп. В данной ипостаси она отличается от других социальных групп, предсказуемостью и целенаправленностью.

Организация есть социальный институт - система учреждений, в которых определенные люди, избранные членами группы, получают полномочия выполнять определенные ею необходимые функции для удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей, координации и регулирования отношений и поведения участников.

Таким образом, организация представляет собой:

Во-первых, совокупность лиц, действующих совместно ради достижения своих целей с помощью совокупности материальных, правовых, экономических или иных условий.

Во-вторых, процесс упорядочения элементов, формирования целого.

В-третьих, состояние упорядоченности.

1. Система управления

Для того чтобы организация была статически и динамически устойчивой, а следовательно жизнеспособной, она должна обладать управляющим элементом, осуществляющим интеграцию и координацию отдельных частей, их коррекцию на основе обратной связи.

Система управления организацией представляет собой весьма сложное образование, включающее следующие взаимосвязанные элементы:

Органы управления (структурная часть организации, наделенная специальными функциями) - должности, подразделения, совокупность которых может быть охарактеризована как субъект управления;

коммуникационные каналы, посредством которых осуществляется управленческое взаимодействие;

набор целей, методов, технологий, процедур, предписаний, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий;

правовую инфраструктуру (совокупность норм, правил, полномочий);

процесс управления (коммуникации, разработка, принятие и реализация решений);

14.1. Сущность организации управления экономикой региона

Организационная структура управления является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупнности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координанцию элементов внутри данной системы. Структура отражает сонстав элементов, внутреннюю форму организации системы, ее стантику, тогда как организационные отношения обеспечивают теснноту и эффективность структурных связей.

Организационные структуры управления имеют три сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера в свою очередь имеет три уровня: федеральнный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления охватывает различные уровни корпоративного (обобнществленных собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это субъекты хозяйствования Ч кооперативы, концерны, холдинга и др. Общественная сфера в настоящее время приобретанет экстраординарный характер. Если раньше органы общественнонго самоуправления имели определенные и ограниченные функции, то теперь общественными структурами являются как представинтельные и судебные органы, государственные общественные фоннды, органы самоуправления, так и структуры попечительского ханрактера и вспомоществования, политические движения и партии.

Такая типизация организационных структур обусловливает и соответствующие организационные формы управления: министернства, ведомства, комитеты, ассоциации, акционерные общества, муниципальные образования, частные и казенные предприятия, банки, фонды и т.д.

Элементы организационной структуры в совокупности обранзуют организационное единство для реализации общей цели.

Каждый элемент наделяется соответствующими функциями. Нет и не может быть чистых функций без их субстанциональных нонсителей, равно как и не принадлежащих определенной структуре. Поэтому естественны и необходимы изменения в структуре, еснли меняются функции ее отдельных компонентов.

Формирование рыночной экономики предполагает создание новых организационных отношений и структур управления.

Во-первых, характерным становится перераспределение функнций между различными органами государственного, коммерченского и общественного управления, делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных и муниципальных образований к расширению управленческой самостоятельности имеет под собой убедительные основания. Одно из них Ч невозможность центральной власти как прежде централизовать доходы от налогов и прибыли; другое Ч то обнстоятельство, что центральная власть фактически не может обеспечить сохранение и развитие социальных стандартов в ренгионах, в силу чего не только уступает в этом прерогативу местнным органам власти, но настоятельно делегирует им функцию социальной поддержки и защиты.

Во-вторых, со временем происходит моральное старение структуры управления, следствием чего становится неизбежной замена структур, не способных мобилизовать организационные резервы. Формируются перспективные организационные струкнтуры. Среди последних важнейшими являются те, которые явнляются адекватными социально-рыночной среде экономическонго развития России, создают условия для качественных преобранзований в системе общественных отношений; через структуры стимулируются интенсивные факторы роста социальной и эконномической эффективности.

Факторы, влияющие на организационные структуры. На организационные структуры влияет ряд факторов. С одной стороны, они объективно обусловливают и предопределяют процесс их преобразования, а с другой Ч подчиняют эти структуры волевонму воздействию полномочных органов и ответственных лиц.

Среди объективных факторов, влияющих на организационную структуру производства, особое и все возрастающее значение приобретает научно-технический прогресс. Он является катализатонром социальных, экономических, управленческих и других органнизационных изменений в системе отношений участников пронцесса производства. Достижения НТП влияют на состав элеменнтов организационных структур производства и управления.

В прошлом дискретный и зачастую случайный процесс форнмирования организационных структур объясняется тем фактом, что в условиях командно-административной системы управленния была непомерно велика роль субъективного фактора. При этом руководствовались волевыми решениями отдельных вендомств, государственных и хозяйственных организаций, субъекнтивным мнением политических лидеров.

Типы организационных структур управления. На начальном этапе перехода на рыночные отношения в экономике России действуют два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (товарный, рыночный). Осонбенность интенсивного типа заключается в значительном повышеннии роли социальных факторов общественного развития, что тренбует сбалансированности всех элементов организационной струкнтуры управления. Смена приоритетов изменяет все связи между элементами структуры, акцентирует внимание руководителей разнличных уровней управления не на командных функциях по поводу распределения производственных планов и заданий, а на выявленнии общих проблем развития предприятий и на удовлетворении запросов потребителей. Следовательно, интенсивный тип произнводства и адекватный ему тип организационной структуры приобнретают стратегическое значение.

Общими предпосылками создания качественно новых организационных структур управления интенсивного типа являются:

Х перевод социально-экономических функций министерств и ведомств, региональных структур управления, предпринятий и организаций, всех существующих и создающихся, формирующихся государственных, коммерческих и общенственных организационных структур на социально ориеннтированные рыночные отношения;

Х реализация социальных целей большим количеством государственных, региональных, муниципальных, коммерческих структур. Акценты расставляются таким образом, чтобы все элементы, составляющие социальный комплекс, были задействованы при решении текущих и перспективных сонциальных задач. Разнообразные духовные и физические запросы человека становятся тем общественным индикантором, с помощью которого определяются направления инвестиционной, научно-прикладной, экономической и техннической политики. Критерием качества организационных структур производства и управления выступает наибольший конечный социально-экономический и даже психологический результат.

Экстенсивный тип организационных структур управления, действующий до последнего времени, характеризуется следующими чертами: лмногоголовым централизмом управления; бюрократинческим методом работы; подчинением зачастую этнополитическим и элитно-групповым интересам; примитивизмом (формализмом) рыночных отношений, что устраивает ведомственные, но не потребительские интересы.

Экстенсивный тип структур управления имеет ряд качественных признаков:

Х недостаточная гибкость и восприимчивость к изменениям, вызванным научно-техническим и социальным прогрессом;

Х слабая разработанность стратегии развития организацинонных структур. В производстве отсутствуют приоритенты, связанные с НТП; в управлении организационная струкнтура ориентирована на решение оперативных (текущих) задач и др.

Х затратный принцип стимулирования совершенствования организационной структуры. В производстве он характенризуется слабой заинтересованностью в ресурсосбережении, а в управлении Ч экономией только с помощью сонкращения численности аппарата;

Х административно-правовые, командно-директивные метонды управления, превалирующие над экономическими и коллегиальными, что сдерживает предпринимательскую инициативу и поиск эффективных методов работы коллекнтивов, отдельных членов общества;

Х слабая адаптивность организационных структур управленния к меняющимся условиям производства, рыночному механизму хозяйствования;

Х неадекватность роли органов местного самоуправления их возможностям в решении социальных, экономических технологических территориальных проблем;

Х отсутствие социально-политической и экономической стабильности, развитых отношений собственности, способных стимулировать многообразие организационных форм и структур управления. Нельзя не видеть, что управленческие структуры по всей вертикали власти приспосабливаются к происходящим изменениям. На уровне Федерации и региона укрепляются исполнительные орнганы власти, все отчетливее доминирует авторитарный принцип руководства. В то же время многие социально-экономические проблемы жизни населения передаются общественным органам управления Ч муниципальным образованиям.

При недостаточной согласованности структур управления указанной вертикали власти (Федерация Ч регион Ч муниципалинтет) возникает большое количество проблем, связанных с форминрованием социально ориентированных рыночных отношений в центре и на местах. В структуре общественного производства хонзяйственные организации лучше взаимодействуют в удобных для этих структур социально-организационных формах. В настоящее время таковыми являются акционерные компании. Они сегодня заменяют отраслевые министерства, региональные органы управнления, укрепляют статус крупных предприятий и производств.

Развитие рыночной экономики сопровождается пересмотром и реорганизацией практически всех организационных отношенний Ч технико-технологических, социально-экономических, понлитических. Поэтому предприятие любого размера, любой сферы деятельности представляет собой социальную производственно-экономическую систему, которая в своей деятельности наиболее полно отражает существо и противоречия современного хозяйстнвования в целом.

14.2. Классификация организационных структур управления

На взаимодействие элементов организационной структуры влияют цели и задачи участников, сложность и динамизм внешнних факторов, технологические и территориальные характеринстики их производственной структуры, внутрипроизводственные связи и т.д. Эффективна та организационная структура, которая успешно реализует поставленные перед ней цели. С этой позинции организационные структуры могут быть прогрессивными или регрессивными.

Множество типов организационных структур обусловлено разнообразием критериев их классификации. Среди них можно выделить общие, особенные и частные.

К общим критериям относятся специфика воспроизводства, формы обобществления и масштабы производства, к особенным Ч формы собственности, принципы организации управления, харакнтер связей, к частным Ч формы организации производства и управления.

По признаку воспроизводственного цикла различаются экстеннсивные и интенсивные организационные структуры; по формам связи Ч горизонтальные (смешанного типа) и вертикальные (стратифицированные); по формам собственности Ч государственные (административные),аа кооперативные,аа смешанные,аа частные;аа по принципам организации производства и управления Ч отраслевые (межотраслевые), территориальные, программно-целевые и производственные; по сферам деятельности Ч государственные, общественные, коммерческие; по методам хозяйствования Ч государственные, корпоративные, частные; по уровням управления Ч федеральные, региональные, муниципальные; по формам организации производствааа Чаа высокоспециализированные,аа малые, крупные предприятия; по формам организации управления Ч концерны, тресты, ассоциации.

Количество и качество организационных структур имеют тенденцию к динамическому изменению. Это происходит в результате сочетания различных объективных и иных обстоятельств, и также качественных изменений в обществе благодаря радикальной реформе в организационных структурах управления на всех уровнях развития рыночных отношений.

Многообразие критериев формирования организационных структур не дает оснований для их противопоставления, важно, чтобы они удовлетворяли общему критерию эффективности ― давали высокий социальный результат. Мобильность организанционных структур, их адаптивность к месту и времени, разнообнразие форм их организации возможно и целесообразно регланментировать с учетом исторических особенностей развития гонсударственного, коммерческого и общественного управления.

Организационные структуры призваны быть гибкими, созданваемыми под определенные цели и перестраиваемыми по мере возникновения новых задач. Соответственно предусматриваются нормативные правила не только создания, функционирования организационных структур, но и расформирования организации.

При формировании организационных структур управления необходимо тщательно продумать соотношение единоначалия коллегиальности. Их умелое сочетание не исключает, однако, использования принципа прямой подчиненности. В организационной структуре управления каждый исполнитель должен иметь только одного непосредственного руководителя. Когда практикуют двойное подчинение или вышестоящий руководитель передав свои решения работникам, минуя их непосредственного начальника, то тем самым подрывается уважение к последнему, создается обстановка необязательности и возникает стремление уйти ответственности.

14.3. Современные проблемы развития

организационных структур управления

В связи с перераспределением функций между центром и субъектами Федерации в органах управления последних неизнбежны глубокие структурные преобразования, создание новых управленческих органов, учитывающих особенности восприятия региональных организационных отношений. Они укладываются в следующие функциональные направления:

Х поддержание производства на еще жизнеспособных дейстнвующих предприятиях для сохранения на региональном рынке приемлемого уровня предложения потребительских товаров, занятости, сдерживания роста социальной напрянженности и предотвращения конфликтов;

Х обеспечение регулируемого свертывания экономически бесперспективных производств и оказание необходимой сенлективной помощи приоритетным (с точки зрения регионна) направлениям развития и предприятиям;

Х организация работы по санации предприятий, исходя из концептуальных позиций структурной и инвестиционной деятельности региона;

Х организация рациональных хозяйственных связей преднприятий региона в интересах последнего путем возможной интеграции усилий предприятий различных территориальнных образований (как внутри России, так и за рубежом);

Х обеспечение устойчивости функционирования основных систем жизнеобеспечения и предотвращение разрушения ключевых элементов производственной системы субъекта Федерации;

Х недопущение технологических и экологических катастроф, в том числе за счет вливания минимума поддерживающих инвестиций;

Х изменение рыночной структуры путем поддержки предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, созндающего новые рабочие места, увеличивающего предложенние товаров и услуг на местном рынке, снижающего роль отраслевых монополий;

Х поиск потенциальных инвесторов, организация получения и эффективного использования иностранных кредитов (осонбенно в сфере рекреационного бизнеса, туризма), создание благоприятного климата для прямых иностранных инвестинций, в первую очередь в сферу материального производства;

Х формирование региональной системы институциональных инвесторов, внебюджетных источников, способных аккумулинровать накопления и эффективно обращать их в инвестиции;

Х активное продвижение на зарубежные рынки товаров менстных экспортеров во взаимодействии с централизованнынми экспортными программами Федерации;

Х создание налоговой системы, учитывающей ее трехуровненвую организацию.

При возрастающем значении региональных организационных форм и функций управления в субъектах Федерации и их регионнальных центрах необходимо обновлять структуру органов управнления в соответствии с происходящими изменениями. Это касанется всей системы органов управления, занимающейся регионнальной политикой. Очевидно, что аппарат Президента РФ явнляется центром этой работы. В то же время необходимо иметь специальный исполнительный аппарат в Правительстве РФ, конторый может и должен систематически осуществлять региональнную политику. Таким органом в настоящее время является Миннистерство по делам национальностей и федеративных отношенний. Его эффективность может быть повышена, если главной целью деятельности министерства будет не спонтанное лтушенние национальных и территориальных конфликтов, а стратегическая работа по налаживанию федеративных основ взаимодействия Федерации, ее субъектов и местного самоуправления (как по вертикали, так и по горизонтали).

Иначе говоря, в России для обеспечения действенности конституционных принципов управления (по вертикали и горизоннтали) нужна система органов представительной и исполнительнной властей: от президентской до муниципальной, при которой верховенство федерального законодательства должно найти отранжение в уставах и положениях о республиканских, краевых и областных структурах власти, а также в законодательных актах органов самоуправления (муниципалитетов) на местах. При этом нужно руководствоваться комплексным подходом к решению всех экономических проблем на различных уровнях управления.

Контрольные вопросы

1. Какие типы организационных структур управления используются в региональнном управлении?

2. Каковы основные отличия организационных структур управления интенсивного и экстенсивного типов?

3. В чем особенности организации и управления социально-экономическими сиснтемами?

4. Каковы особенности мягких и жестких факторов управления?

1.1. Задачи, механизм и принципы построения организационной структуры управления предприятием

Современное предприятие представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (факторов), образующих его структуру. Эти элементы обладают динамичностью и характеризуются особенностями их использования в хозяйственной деятельности. Для экономически обоснованного управления этой совокупностью элементов требуется определенный механизм управления. Он решает следующие задачи:

  • разработка, обоснованность стратегического курса, целей, направлений деятельности предприятия на долговременную перспективу;
  • разработка тактики развития предприятия и доведение ее до уровня текущего и оперативного управления;
  • конкретизация общих стратегических и тактических задач предприятия до повседневных функций;
  • управление кадровой политикой;
  • организация и исполнений функций персоналом предприятия;
  • организация контроля за выполнением заданий;
  • оперативное, повседневное регулирование деятельности предприятия (устранение сбоев, диспропорций в производстве и т. п.);
  • повышение эффективности деятельности предприятия.

Механизм управления предприятием представляет собой систему административных органов и управленческих структур, при помощи которых решаются основные задачи и достигаются цели предприятия, происходит процесс установления внутренних связей между элементами, образующими структуру предприятия.

Основными принципами управления хозяйственной деятельностью являются:

  • научность и обоснованность методов управления. Он состоит в том, что управленческая деятельность должна основываться на законах производства и переработке информации (научно-технической, экономической, правовой и т. д.);
  • демократический принцип распределения функций управления. В его основе лежит общественное разделение труда и его использование в организации управленческой деятельности. Это означает, что каждый уровень управления должен выполнять закрепленные за ним функции;
  • планомерность, пропорциональность и динамизм. Выражается это в том, что управленческая деятельность должна сочетать решение как текущих задач, так и долгосрочного характера.
  • непрерывность и надежность. Это означает, что достигается такой уровень управления, который характеризуется устойчивостью и непрерывностью режима производственного процесса;
  • целевая совместимость и сосредоточение усилий. Проявляется в создании взаимосвязанной системы управления, в которой каждый элемент подчинен достижению общей конечной цели;
  • эффективность управления. Выбор такого варианта управления хозяйственной деятельностью, чтобы решение поставленных задач достигалось с минимальными затратами;
  • сочетания личных, коллективных и государственных интересов. Реализация этого принципа имеет своей целью поиск консенсуса, т. е. в силу общественного характера производства необходимо учитывать всю совокупность интересов участников производственного процесса.

Механизм управления состоит из следующих компонентов:

Функционирование механизма управления предприятием обеспечивается администрацией: директор, его заместители и помощники, начальники цехов, отделов и служб, специалисты конкретных направлений деятельности. Организация управления администрацией также основываются на ряде принципов. Это – функциональная пригодность, обеспечивающая гарантию надежного управления на всех уровнях; оперативность в выработке управленческих решений; минимизации уровней управления; минимизации затрат на выполнение управленческих функций.

1.2. Типы организационных структур управления предприятием

Все внутриорганизационные процессы на предприятии протекают в рамках организационных структур. Организационная структура фиксирует задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным элементом. Управленческая деятельность предприятием не является исключением. Организационный механизм управления есть системы управленческих действий, приемов, процедур, направленных на реализацию функций предприятия.

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого. Она включает в себя совокупность подразделений аппарата управления, их взаимозависимость и взаимосвязи. Между ними складываются горизонтальные и вертикальные связи . Горизонтальные связи носят характер согласования и выступают как одноуровневые. Вертикальные связи выражают подчинение и формируют иерархию управления. В структуре управления складываются линейные и функциональные связи . Линейные связи отражают взаимоотношения между линейными руководителями, которые отвечают за деятельность предприятия или структурного подразделения. Функциональные связи выражают взаимоотношения по реализации функций управления, обусловленных распределением полномочий.

Организационная структура отражает:

  1. цели и задачи предприятия;
  2. функциональное разделение труда и объем полномочий работников;
  3. учет состояния социально-культурной среды предприятия.

Различают следующие организационные структуры управления предприятием: традиционную (линейные, линейно-функциональные), дивизиональную, матричную и комбинированную.

Линейная структура образуется из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Руководитель в данном случае является линейным и в его ведении находятся все функции управления. Это обусловливает исключение противоречивых заданий, полноту ответственности за результаты работы и единоначалие. К недостаткам относится необходимость широкого кругозора руководителя для эффективного управления и высокая нагрузка на руководителя.

Функциональная структура управления основывается на общественном разделении труда и предполагает создание подразделений для выполнения определенных управленческих функций. Управленческое воздействие разделяется на линейное и функциональное. Достоинством этой структуры управления является более компетентное управление, но может возникнуть нарушение в единстве распорядительности и ответственности за работу.

Линейно-функциональная структура представляет такой тип структуры управления, в которой управленческие воздействия разделяются на линейные, которые обязательны для исполнения, и функциональные – рекомендательные для исполнения.

Дивизиональная структура управления (продуктовая) основана на делении предприятия на определенные блоки, каждый из которых обособленно производит и обслуживает потребности конечных потребителей в определенном виде продукта. Эта структура управления характерна для крупных предприятий, имеющих несколько видов производств. Руководители таких производств осуществляют управление и в линейном и и в функциональном аспекте. Но в связи с возникновением параллельных служб в каждом из производств увеличиваются расходы по содержанию управленческого аппарата.

Матричная структура управления основана на сочетании вертикальных линейных и функциональных связях управления с горизонтальными. Характеризуется такая структура управления гибкостью, быстро приспособления к изменениям внешней среды. На предприятии, наряду с постоянными функциональными отделами, образуются временные проектные группы для решения конкретных задач.

1.3. Основные направления развития внутрифирменного управления

В настоящее время успеха в коммерческой деятельности добиваются те предприятия, которые смогли:

  • сконцентрироваться на главных направлениях своей деятельности, опереться на ключевые ценности организации;
  • эффективно использовать время, нововведения;
  • внедрили гибкие формы организации хозяйственной деятельности;
  • сочетать преимущества совместного труда с мотивацией каждого работника;
  • организовать высокий уровень управления на основе передовых методов организации и управления хозяйственной деятельностью.

Главными тенденциями развития управления предприятием выступают:

  • возрастающая роль НТП не только в формировании современной материально-технической базы предприятия, но и в достижении целей предприятия путем повышения качества и конкурентоспособности;
  • возрастающая роль демократизации управления наряду с организационной культурой предприятия;
  • новые формы организационных решений: от сетевой организации взаимодействия структур внутри предприятия до максимальной хозяйственной самостоятельности подразделений предприятия. В органе корпоративного управления сосредотачивается решение стратегических вопросов развития предприятия, реализуя интегративные тенденции, а нижестоящие подразделения самостоятельно финансируют свою деятельность и вступают в партнерские отношения с любыми другими организациями. То есть уменьшается степень жесткости, иерархичности структур внутри предприятия;
  • резко возросшая роль координации в деятельности предприятия в связи с учетом тесноты связей и зависимостей, обусловленных особенностями региона, в котором функционирует предприятие. Это находит свое проявление:
  • в необходимости прогнозирования проблем, а также в выявлении
  • трудностей и путей их преодоления;
  • в устранении причин, порождающих перебои в работе предприятия;
  • в необходимости поддержания хозяйственных связей с субъектами хозяйствования;
  • интенсивное развитие интеграционных процессов в управленческой деятельности, позволяющее более полно использовать преимущества накапливающиеся во внешней среде предприятия;
  • усиление международного характера управления в связи с открытым характером российской рыночной экономики.

Выводы

Механизм управления предприятием представляет собой систему административных органов и управленческих структур, при помощи которых решаются основные задачи и достигаются цели предприятия, происходит процесс установления внутренних связей между элементами, образующими структуру предприятия.

Основными принципами управления хозяйственной деятельностью являются: научность и обоснованность методов управления; демократический принцип распределения функций управления; планомерность, пропорциональность и динамизм; непрерывность и надежность; целевая совместимость и сосредоточение усилий; эффективность управления; сочетания личных, коллективных и государственных интересов.

Организация управления администрацией также основываются на ряде принципов. Это – функциональная пригодность, обеспечивающая гарантию надежного управления на всех уровнях; оперативность в выработке управленческих решений; минимизации уровней управления; минимизации затрат на выполнение управленческих функций.

Организационный механизм управления есть системы управленческих действий, приемов, процедур, направленных на реализацию функций предприятия. Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого.

Организационная структура отражает: цели и задачи предприятия; функциональное разделение труда и объем полномочий работников; учет состояния социально-культурной среды предприятия. Различают следующие организационные структуры управления предприятием: традиционную (линейные, линейно-функциональные), дивизиональную, матричную и комбинированную.

Главные тенденции развития управления предприятием:

  • возрастающая роль НТП в достижении целей предприятия;
  • возрастающая роль демократизации управления;
  • новые формы организационных решений;
  • резко усилившаяся роль координации в деятельности предприятия;
  • усиление роли интеграционных процессов с внешней средой в управлении предприятием;
  • усиление международного характера управления предприятием.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие задачи решает механизм управления предприятием?
  2. В чем состоят задачи управления предприятием?
  3. Какова структура механизма управления предприятием?
  4. Какие принципы лежат в основе управления предприятием?
  5. Какие принципы лежат в основе деятельности администрации предприятия?
  6. Что понимается под организационной структурой управления предприятием?
  7. Назовите основные типы организационных структур управления. В чем состоят преимущества и недостатки этих структур управления?
  8. Перечислите основные тенденции развития внутрифирменного управления?

Литература

  1. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  2. Экономика организации (предприятия): Учебник/ Под ред. Н. А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004.
  3. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. А. Е. Карлика и М. Л. Шухгальтера. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  4. Скляренко В. К., Прудников В. М., Акуленко Н. Б., Кучеренко А. И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие /Под ред. проф. В. К. Скляренко, В. М. Прудникова.- М.: ИНФРА-М, 2002. – с. 191.
  5. Энциклопедия рыночного хозяйства. Ресурсный потенциал экономического роста. – М.: Путь России; Экономическая литература, 2002.