Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (п. 1 ст. 52 НК РФ).

Согласно ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой дек­ларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к заниже­нию суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию (п. 1). Если заявление о дополнении и изменении налоговой дек­ларации подается после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога, то налогопла­тельщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления он уп­латил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (п. 4).

Порядок начисления пеней

Как следует из п. 3 ст. 75 НК РФ, пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на прибыль начиная со следующего за установленным за­конодательством дня уплаты налога (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от не­уплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

К сведению: с 1 января 2016 года вместо ставки рефинансирования применяется ключевая ставка Банка России (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).

Банк России установил следующие размеры ключевой ставки:

С 02 мая 2017 года - 9,25% (Информация от 28.04.2017);
- с 27 марта 2017 года - 9,75% (Информация от 24.03.2017);
- с 19 сентября 2016 года - 10,0% (Информация от 16.09.2016);
- с 14 июня 2016 года - 10,5% (Информация от 10.06.2016);
- с 1 января 2016 года - 11% (Информация от 11.12.2015 и от 31.07.2015).

П = ЗН x КС / 300 x Д, где:

П - сумма пеней;
ЗН - задолженность по налогу;
КС - ключевая ставка ЦБ РФ;
Д - количество календарных дней в периоде, когда ключевая ставка и сумма задолженности не менялись.

Пени начисляются начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Что касается последнего дня начисления пеней, на сегодняшний день существует два мнения на этот счет. Первое - пени начисляются по день, предшествующий дню их уплаты (п. 2 разд. VII при­ложения к Приказу ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@, Письмо Минфина России от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). Второе - по день фактического погашения недоимки (п. 57 Поста­новления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Обратите внимание: с 1 октября 2017 года п. 4 ст. 75 НК РФ будет изложен в новой редакции (изменения внесены Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Процентная ставка пеней для организаций принимается равной:

  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - 1/300 ставки рефинансирования, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) та­кой просрочки, и 1/150 ставки рефинансирования, действующей в период начиная с 31-го календар­ного дня такой просрочки.
Посчитайте сумму пеней на нашем . Он рассчитает не только пени по налогам, взносам и сборам, но и по невыплаченной вовремя заработной плате и пени за несвоевременную уплату коммунальных услуг. Есть мнение, что при расчете пеней по налогам не включается день уплаты просроченного платежа (письмо Минфина от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318), однако ФНС всегда считала по-другому, поэтому в учтена точка зрения налоговой службы.

Сроки уплаты налога на прибыль

Напомним читателям о сроках уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по нему.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период, - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ).

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установлен­ного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период, - не позднее 28 ка­лендарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ): по итогам I квартала - не позднее 28 апреля; полугодия - не позднее 28 июля; девяти месяцев - не позд­нее 28 октября.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, вносятся в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого периода. Например, авансовые платежи, подле­жащие уплате в течение I квартала, уплачиваются в срок не позднее 28 января, 28 февраля и 28 марта соответственно.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически получен­ной прибыли, вносят их не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. Например, за налоговый период «январь» - не позднее 28 февраля, «январь - февраль» - не позднее 28 марта и т. д.

На практических примерах

Если «уточненка» представляется за предыдущий налоговый период

В июне 2017 года организация выявила ошибку в расчете налога на прибыль за 2016 год. В бюджет причитается доплата налога на прибыль в размере 600 000 руб.

Рассчитаем сумму пеней, которую должна уплатить организация.

Срок уплаты налога за 2016 год истек 28 марта 2017 года. Пени должны начисляться с 29 марта по 26 июня 2017 года включительно. Общее количество дней просрочки - 90.

Сумма пеней равна 16 990 руб. (600 000 руб. x 9,75% / 300 x 34 дн. + 600 000 руб. x 9,25% / 300 x 56 дн.).

Таким образом, до представления уточненной декларации налогоплательщику следует упла­тить сумму:

Заниженного налога на прибыль за 2016 год - 600 000 руб.;
- пеней - 16 990 руб.

Пени за просрочку уплаты ежемесячных авансовых платежей и налога на прибыль

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.

При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соот­ветствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой по ст. 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчисле­нию до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уп­латы соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансо­вых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, должны быть соразмерно уменьшены.

Данный порядок надо применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчис­ленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письма Минфина России от 22.01.2010 № 03-03-06/1/15, ФНС России от 13.11.2009 № 3-2-06/127).

Организация обнаружила ошибку в декларации за девять месяцев 2016 года в сумме 750 000 руб. в марте 2017 года.

Уточненную декларацию она представила 18.03.2017, перед этим (17.03.2017) погасив недо­имку и перечислив пени.

Сумма налога, подлежащая доплате по итогам года, определена с учетом скорректированной суммы налога за девять месяцев.

Ежемесячные авансовые платежи в IV квартале 2016 года и I квартале 2017 года согласно первоначальной декларации составляли 3 000 000 руб.

Фактический налог на прибыль за IV квартал 2016 года равен 9 300 000 руб.

Организация вносит авансовые платежи по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала.

Рассчитаем размер пеней, которые необходимо уплатить компании, учитывая тот факт, что ошибка компании привела не только к неуплате налога на прибыль за девять месяцев 2016 года, но и к неполной уплате ежемесячных авансовых платежей в IV квартале 2016 года и I квартале 2017 года. (Расчетные показатели приведены в тыс. руб.)

* 750 тыс. руб. / 3 = 250 тыс. руб.
** В связи с тем, что фактический налог на прибыль за IV квартал 2016 года составил 9 300 тыс. руб., в целях расчета пеней ежемесячный авансовый платеж не должен превышать 3 100 тыс. руб. (9 300 тыс. руб. / 3). Значит, неполная уплата ежемесячного авансового платежа в IV квартале 2016 года составляет не 250 тыс. руб., а 100 тыс. руб. (3 100 - 3 000).
*** В связи с тем, что 28 января 2017 года - суббота, срок уплаты ежемесячного авансового платежа перенесен на 30 января 2017 года.

Пени рассчитываются с учетом неуплаченных ежемесячных авансовых платежей по следую­щим периодам:

Таким образом, до представления уточненной декларации налогоплательщику следует упла­тить:

  • заниженный налог на прибыль за девять месяцев 2016 года - 750 000 руб.;
  • заниженные ежемесячные авансовые платежи за IV квартал 2016 года - 300 000 руб. (100 000 руб. x 3);
  • заниженные ежемесячные авансовые платежи за I квартал 2017 года - 500 000 руб. (250 000 руб. x 2);
  • пени - 40 993,53 руб.

Если в периоде просрочки у организации имелась переплата по налогу на прибыль

Как следует из п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога на прибыль в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пени подлежат уплате в случае образования недоимки, по­этому если у налогоплательщика в периоде просрочки имелась переплата, то перед подачей уточненной декларации налогоплательщик может самостоятельно рассчитать пени с учетом переплаты.

В апреле 2017 года организация выявила ошибку при расчете налога на прибыль за 2015 год. К до­плате в бюджет причитается сумма 250 000 руб.

В этот же день она уплатила и пени.

Срок уплаты налога за 2015 год истек 28 марта 2016 года, поэтому пени должны начисляться с 29 марта 2016 года по 12 апреля 2017 года включительно. Общее количество дней просрочки состав­ляет 380.

Пени были рассчитаны за указанный период с учетом следующих переплат по налогу на при­быль, подтвержденных актами сверки с налоговой инспекцией:

  • с 29 июля по 28 октября 2016 года - 270 000 руб.;
  • с 29 октября по 27 ноября 2016 года - 60 000 руб.
Исходя из переплаты по налогу сумма задолженности в целях расчета пеней составляла:
  • с 29 марта по 28 июля 2016 года - 250 000 руб.;
  • с 29 июля по 28 октября 2016 года - 0 руб. (в связи с тем, что переплата (270 000 руб.) превы­сила недоимку (250 000 руб.));
  • с 29 октября по 27 ноября 2016 года - 190 000 руб. (250 000 - 60 000);
  • с 28 ноября 2016 года по 12 апреля 2017 года - 250 000 руб.
Расчет пеней представим в таблице.

Период, за который начисляются пени

Количество дней в периоде

Ставка рефинансирования, %

Сумма недоимки, руб.

Начислены пени, руб.

Таким образом, до представления уточненной декларации налогоплательщику следует упла­тить сумму:

  • заниженного налога на прибыль за 2015 год - 250 000 руб.;
  • пеней - 24 193,75 руб.

Пени должны быть уплачены до подачи уточненной декларации

Пунктом 1 ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления на­лога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) в виде взыскания штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога (сбора).

Таким образом, Налоговым кодексом предусмотрена возможность освобождения налогопла­тельщика, совершившего указанное в ст. 122 НК РФ нарушение, от ответственности, если он:

  • самостоятельно выявит допущенное нарушение;
  • произведет перерасчет подлежавшей уплате за конкретный налоговый (отчетный) период суммы налога;
  • исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога;
  • уплатит доначисленные суммы налога и пеней в бюджет;
  • внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи дополнительной (уточненной) декларации.
Будет ли налогоплательщик привлекаться к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ, если пени, исчисленные на основании уточненной суммы налога, он уплатит после подачи уточнен­ной декларации?

Как показывает арбитражная практика, будет. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10 по делу № А73-16543/2009 отмечено, что уплата пеней до подачи уточненной декларации является одним из условий освобождения налогоплательщика от ответственности согласно п. 4 ст. 81 НК РФ. Поскольку налогоплательщик не выполнил данное требование, привлечение его к ответственности по ст. 122 НК РФ правомерно.

Аналогичный подход можно найти и в постановлениях АС УО от 18.03.2016 № Ф09-1226/16 по делу № А76-7531/2015, АС ВВО 10.07.2015 № Ф01-2513/2015 по делу № А11-3595/2014, АС СЗО от 18.12.2014 по делу № А56-15646/2014.

Вместе с тем отметим, что согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ. В данных постановлениях судьи приняли во внимание тот факт, что налогоплательщик самостоятельно устранил отрицательные последствия совершенного правонарушения: уплатил недостающую сумму налога и соответствующую сумму пеней, размер которых налоговой инспекцией не оспаривался. Данные обстоятельства были признаны смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения.

Организации могут быть предъявлены санкции:

За нарушение условий договора с контрагентом;
- за неуплату (несвоевременную уплату) налога в бюджет;
- в других случаях нарушения действующего законодательства (например, за административное правонарушение).

Виды санкций

За нарушение условий договора контрагент может потребовать от организации уплаты:

Неустойки (штрафа, пеней);
- процентов за просрочку исполнения, если организация не исполнила денежное обязательство или возможность взыскать проценты прямо предусмотрена в Гражданском кодексе РФ.

Об этом сказано в статьях 330 и 395 Гражданского кодекса РФ.

Одновременно взыскать и неустойку, и проценты по общему правилу нельзя. Однако исключения из этого правила могут быть установлены, например, в договоре с контрагентом. Об этом сказано в пункте 6 постановления Пленумов Верховного суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. № 13/14.

Неустойка

Условие о неустойке может быть прописано в договоре (ст. 331 ГК РФ). Законодательно формы неустоек не определены. На практике применяют два вида неустоек:

Штрафы (устанавливаются в твердой сумме либо как процент от суммы договора);
- проценты или пени (начисляются за дни, когда обязательства по договору не выполнялись или выполнялись с нарушениями; конкретный размер пеней определяется договором).

Проценты за просрочку

Если организация исполнила денежное обязательство несвоевременно, контрагент вправе взыскать с нее проценты за каждый день просрочки. Размер процентов определите по ставке рефинансирования, которая действует на день исполнения обязательства. Если долг взыскивается через суд, ставку рефинансирования возьмите на день предъявления иска или на день вынесения судебного решения.

Если договором не предусмотрен более короткий срок, проценты нужно заплатить за весь период просрочки. То есть со дня, следующего за последним сроком исполнения обязательства по день фактического исполнения (включительно).

Такие правила установлены пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса РФ и разъяснены в пункте 51 постановления Пленумов Верховного суда РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8.

При расчете процентов число дней в году примите равным 360, а в месяце - 30 (п. 2 постановления Пленумов Верховного суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. № 13/14). Размер процентов определите по формуле:

Проценты за просрочку исполнения обязательства = { (Сумма обязательства × Ставка рефинансирования) : 360 дней } × Количество дней просрочки

Бухучет

Неустойку и проценты за просрочку отразите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Расчеты по признанным претензиям отразите на счете 76-2 «Расчеты по претензиям» (Инструкция к плану счетов):

Дебет 91-2 Кредит 76-2
- признана претензия контрагента на сумму неустойки (процентов за просрочку исполнения денежного обязательства).

Санкции за просрочку включите в состав расходов на дату их признания или в день вступления в законную силу решения суда (п. 14.2 ПБУ 10/99). Признание должником долга могут подтверждать любые документы, свидетельствующие о том, что должник согласен уплатить неустойку (проценты за просрочку).

Например, письмо должника или акт сверки задолженностей между организациями (письма Минфина России от 23 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/189, ФНС России от 26 июня 2009 г. № 3-2-09/121). Указанные письма посвящены вопросу налогового учета. Однако ими можно руководствоваться и при организации бухучета.

В письмах комментируются факты гражданско-правовых отношений, которые и для бухгалтерского, и для налогового учета одинаковы (п. 1 ст. 2 ГК РФ, п. 1 ст. 11 НК РФ, письмо Минфина России от 23 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/189).

Штрафы, пени и другие санкции, которые перечисляются в бюджет (государственные внебюджетные фонды) и которые взимаются по решению контролирующих ведомств (например, Роспотребнадзором, таможенной или антимонопольной службами), отразите проводкой:

Дебет 99 Кредит 76-2
- признана сумма административного штрафа, предъявленного по решению контролирующего ведомства.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 февраля 2006 г. № 07-05-06/31.

Споры с гражданами (не предпринимателями) рассматривают районные суды (ст. 24 ГПК РФ) или мировые судьи (ст. 23 ГПК РФ). Если судебное решение не было обжаловано, оно вступит в силу через 10 дней после принятия (ст. 209, 321 и 338 ГПК РФ).

Споры между организациями и предпринимателями рассматривают арбитражные суды (ст. 27 АПК РФ). Если судебное решение не обжаловано, оно вступает в силу по истечении месячного срока со дня его принятия (п. 1 ст. 180 АПК РФ).

Ситуация: считается ли для целей бухучета расходов уплата санкций за нарушение условий договора их признанием контрагентом?

Ответ: да, считается.

Санкции за просрочку включите в состав расходов на дату их признания или в день вступления в законную силу решения суда (п. 14.2 ПБУ 10/99).

Такой вывод можно сделать из писем Минфина России от 25 сентября 2009 г. № 03-03-06/1/616, от 16 июля 2009 г. № 03-03-06/1/474, от 3 апреля 2009 г. № 03-03-06/2/75, от 7 ноября 2008 г. № 03-03-06/2/152. Некоторые из указанных писем посвящены вопросу учета доходов в виде санкций.

Однако специальных правил учета расходов в виде санкций (по сравнению с доходами) в законодательстве не установлено. Правила для доходов и расходов сформулированы одинаково (п. 14.2 ПБУ 10/99, п. 10.2 ПБУ 9/99). Поэтому данные письма можно применить и в отношении учета расходов в виде признанных контрагентом санкций.

Кроме того, все приведенные письма посвящены вопросу налогового учета санкций. Однако ими можно руководствоваться и при организации бухучета. В письмах комментируются факты гражданско-правовых отношений, которые и для бухгалтерского, и для налогового учета одинаковы (п. 1 ст. 2 ГК РФ, п. 1 ст. 11 НК РФ).

Арбитражная практика подтверждает, что признание задолженности может подтверждаться как сообщениями о признании долга (например, актом сверки задолженностей), так и конклюдентными действиями, свидетельствующими о признании долга. К числу таких действий относится и оплата санкций должником.

Указанный вывод арбитражные суды делают при толковании понятия «признание долга» для целей применения исковой давности (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 октября 2003 г. № Ф04/5415-1590/А46-2003). Такой же подход суды применяют при толковании этого понятия для целей налогового учета доходов (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 июня 2007 г. № А56-28963/2006). По аналогии указанные документы можно применять и в рассматриваемой ситуации (ст. 6 ГК РФ).

ОСНО

При расчете налога на прибыль неустойку и проценты за просрочку включите в состав внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

При методе начисления дату признания расходов в виде неустоек и процентов за просрочку определите как дату признания долга либо вступления в законную силу решения суда о взыскании долга (подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, письма ФНС России от 26 июня 2009 г. № 3-2-09/121, Минфина России от 23 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/189).

Признание должником долга могут подтверждать любые документы, свидетельствующие о том, что должник согласен уплатить неустойку (проценты за просрочку). Например, письмо должника или акт сверки задолженностей между организациями (письма Минфина России от 23 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/189, ФНС России от 26 июня 2009 г. № 3-2-09/121).

При кассовом методе неустойку и проценты за просрочку включите в состав расходов в тот момент, когда они фактически уплачены (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении процентов за просрочку исполнения денежного обязательства

20 января ООО «Торговая фирма Гермес» заключило договор займа с единственным учредителем (он же - генеральный директор) А.В. Львовым. По договору Львов предоставляет организации беспроцентный денежный заем в размере 300 000 руб. Срок возврата займа, согласно договору, - 16 февраля этого же года. Деньги внесены в кассу 20 января, а возвращены с опозданием на два дня - 18 февраля. Ставка рефинансирования на этот день - 8,25 процента. Задолженность по санкциям за нарушение условий договора подтверждена актом сверки между «Гермесом» и Львовым.

Договором не установлена ответственность заемщика в виде неустойки. Поэтому организация выплачивает заимодавцу проценты за просрочку. Сумму процентов бухгалтер рассчитал, исходя из ставки рефинансирования, действовавшей на день погашения задолженности:
300 000 руб. × 8,25% : 360 дн. × 2 дн. = 138 руб.

С процентов нужно удержать НДФЛ. Cтандартные налоговые вычеты ему не предоставляются.
НДФЛ бухгалтер удержал в размере:
138 руб. × 13% = 18 руб.

Для учета операций по получению краткосрочных займов бухгалтер «Гермеса» открыл к счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» субсчета:

В учете «Гермеса» сделаны следующие проводки.

20 января:
Дебет 50 Кредит 66 субсчет «Расчеты по срочной задолженности»
- 300 000 руб. - получен денежный заем от учредителя.

16 февраля:

- 300 000 руб. - отражен перевод срочной задолженности в просроченную.

18 февраля:
Дебет 91-2 Кредит 76-2
- 138 руб. - начислены (признаны) проценты за просрочку возврата заемных средств;
Дебет 66 субсчет «Расчеты по просроченным займам (кредитам)» Кредит 50
- 300 000 руб. - возвращен заем;
Дебет 76-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
- 18 руб. - удержан НДФЛ с начисленных процентов;
Дебет 76-2 Кредит 50
- 120 руб. (138 руб. - 18 руб.) - уплачены проценты за просрочку возврата займа.

Налог на прибыль «Гермес» платит ежемесячно, применяет метод начисления. При расчете налога на прибыль за февраль бухгалтер «Гермеса» включил в состав внереализационных расходов сумму процентов за просрочку в размере 138 руб.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства

28 марта ЗАО «Альфа» заключило договор займа с ОАО «Производственная фирма Мастер». По договору «Альфа» получила от «Мастера» денежный беспроцентный заем в размере 250 000 руб. Срок возврата займа - 30 июня. Денежные средства перечислены «Альфе» 31 марта.

По договору за несвоевременный возврат долга заемщик платит организации неустойку. Размер неустойки - 0,1 процента от суммы займа за каждый день просрочки.

Не получив долг вовремя, «Мастер» отправил претензию заемщику, но она осталась без удовлетворения. Поэтому организация обратилась в арбитражный суд. 9 июля суд вынес решение в пользу «Мастера». 11 июля «Альфа» вернула заем и выплатила неустойку.

Для учета операций по получению краткосрочных займов бухгалтер «Альфы» открыл к счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» субсчета:
- «Расчеты по срочной задолженности»;
- «Расчеты по просроченным займам (кредитам)».

В учете организации сделаны следующие проводки.

31 марта:
Дебет 51 Кредит 66 субсчет «Расчеты по срочной задолженности»
- 250 000 руб. - получен денежный заем.

30 июня:
Дебет 66 субсчет «Расчеты по срочной задолженности» Кредит 66 субсчет «Расчеты по просроченным займам (кредитам)»
- 250 000 руб. - отражен перевод срочной задолженности в просроченную.

11 июля:
Дебет 91-2 Кредит 76-2
- 2750 руб. (250 000 руб. × 0,1% × 11 дн.) - начислена неустойка за нарушение срока возврата долга;
Дебет 66 субсчет «Расчеты по просроченным займам (кредитам)» Кредит 51
- 250 000 руб. - возвращены заемные средства;
Дебет 76-2 Кредит 51
- 2750 руб. - выплачена неустойка.

Налог на прибыль «Альфа» платит ежемесячно, применяет метод начисления.
Фактически неустойка выплачена раньше, чем решение суда вступило в законную силу. Поэтому в налоговом учете ее сумму (2750 руб.) бухгалтер включил в состав внереализационных расходов 11 июля.

Ситуация: считается ли для целей налогового учета расходов уплата санкций за нарушение условий договора их признанием контрагентом? Организация применяет метод начисления

Ответ: да, считается.

Санкции за нарушение договорных обязательств включите в состав расходов на дату их признания или в день вступления в законную силу решения суда о взыскании долга (подп. 13 п. 1 ст. 265, подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Контролирующие ведомства называют в качестве обстоятельств, свидетельствующих о признании санкций:

Либо их фактическую уплату кредитору;
- либо письменное подтверждение, выражающее готовность заплатить неустойку (проценты за просрочку).

Такой вывод следует из писем Минфина России от 25 сентября 2009 г. № 03-03-06/1/616 и ФНС России от 26 июня 2009 г. № 3-2-09/121.

Арбитражная практика подтверждает, что признание задолженности в целях налогового учета может подтверждаться как сообщениями о признании долга (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 18 апреля 2007 г. № А12-11544/06-С29), так и конклюдентными действиями (молчаливым согласием), свидетельствующими о признании долга.

К числу таких действий относится оплата (частичная оплата) санкций должником (см., например, определение ВАС РФ от 22 июля 2010 г. № ВАС-9051/10, постановления ФАС Московского округа от 12 марта 2010 г. № КА-А41/1727-10, Поволжского округа от 29 января 2009 г. № А55-8550/2008).

Аналогичный подход применяется и в отношении учета доходов в виде признанных санкций за нарушение договорных обязательств (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Штрафы в бюджет

Штрафы, пени и другие санкции, которые перечисляются в бюджет (государственные внебюджетные фонды) и которые взимаются по решению контролирующих ведомств (например, Роспотребнадзором, таможенной или антимонопольной службами), налогооблагаемую прибыль не уменьшают (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете коммерческой организации штрафов за административное правонарушение. Организация рассчитывает налог на прибыль методом начисления

В апреле ЗАО «Альфа» было оштрафовано за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации. Размер штрафа составил 10 000 руб. (п. 1 ст. 16.12 КоАП РФ).

В бухучете начисление административного штрафа отражено следующей проводкой:
Дебет 99 Кредит 76
- 10 000 руб. - начислен штраф за нарушение таможенного законодательства.

При расчете налога на прибыль за апрель бухгалтер «Альфы» в состав внереализационных расходов сумму штрафных санкций за нарушение таможенного законодательства не включил.

Ситуация: как отразить в бухучете и при налогообложении штрафы за налоговые правонарушения и пени по недоимке ?

Штрафы за налоговые правонарушения и пени в бухучете отражайте в составе налоговых санкций. При расчете налога на прибыль штрафы и пени не учитывайте.

Налоговое законодательство разделяет понятия «пени» и «штраф». Пеней признается денежная сумма, которую организация должна перечислить в бюджет при несвоевременном исполнении обязательства по уплате налога (п. 1 ст. 75 НК РФ). Штрафом является налоговая санкция, которая взыскивается с организации за допущенное налоговое правонарушение (ст. 114 НК РФ). Размеры штрафов за налоговые правонарушения приведены в таблице .

Для целей бухучета штрафы и пени можно объединить в одну категорию учетных объектов - налоговые санкции. Такой подход не противоречит задачам бухучета, в частности обеспечению полной и достоверной информации о деятельности организации и основным принципам его ведения - рациональности и приоритету содержания перед формой (п. 1 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

Сумма начисленных налоговых санкций не формирует условный расход по налогу на прибыль (п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, п. 20 ПБУ 18/02). Поэтому в бухучете отражайте эти суммы непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»).

Для обеспечения аналитического учета налоговых санкций к счетам 68, 69 целесообразно открыть субсчета в разрезе налогов, по которым начислены санкции (например, субсчет «Штрафы (пени) по налогу на прибыль»).

Начисление налоговых санкций отразите проводкой:

Дебет 99 Кредит 68 (69) субсчет «Штрафы (пени)»
- начислен штраф за налоговое правонарушение (пени за недоимку).

При расчете налога на прибыль суммы штрафов и пеней организация учесть не вправе (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении налоговых санкций (пеней и штрафов)

По итогам шести месяцев в бухучете «Альфы» отражены следующие данные:
- по кредиту субсчета 90-1 - выручка от реализации в сумме 11 800 000 руб.;
- по дебету субсчета 90-2 - себестоимость реализованных товаров в сумме 7 500 000 руб.;
- по дебету субсчета 90-3 - НДС с выручки от реализации в сумме 1 800 000 руб.

В июне по результатам налоговой проверки организации были начислены пени в сумме 200 000 руб. и штраф в размере 250 000 руб. по налогу на прибыль.
При закрытии отчетного периода в учете сформирован финансовый результат:

Дебет 90-9 Кредит 99 субсчет «Прибыль (убыток) до налогообложения»
- 2 500 000 руб. (11 800 000 руб. - 1 800 000 руб. - 7 500 000 руб.) - отражена прибыль от реализации за шесть месяцев;
Дебет 99 субсчет «Условный расход по налогу на прибыль» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- 500 000 руб. (2 500 000 руб. × 20%) - начислена сумма условного расхода по налогу на прибыль.

Суммы налоговых санкций при формировании финансового результата не учитывались. Начисление санкций бухгалтер отразил проводкой:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Штрафы (пени) по налогу на прибыль»
- 450 000 руб. - начислены штраф и пени по налогу на прибыль.

В Бухгалтерском балансе сумма налоговых санкций участвует в формировании показателя строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В Отчете о финансовых результатах сумму санкций можно отразить в строке 2460 «Прочее».

Отчет о финансовых результатах в части формирования расчетов по налогу на прибыль и чистой прибыли (убытка) бухгалтер «Альфы» составил так:

ЕНВД

Если вся деятельность организации переведена на уплату ЕНВД, расходы в виде санкций за нарушение договорных условий признаются понесенными в рамках этой деятельности.

ОСНО и ЕНВД

Порядок учета неустоек (процентов за просрочку) по договорам, заключенным при совмещении деятельности на ЕНВД с общей системой налогообложения, зависит от целей договоров.

Если договор заключен в рамках ведения операций, облагаемых ЕНВД, неустойку (проценты за просрочку) спишите на расходы по этому виду деятельности. Учесть неустойку (проценты за просрочку) при расчете единого налога нельзя.

Если договор заключен в целях деятельности организации на общей системе налогообложения, неустойки (проценты за просрочку) включите в состав внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Если назначение договора невозможно связать с каким-либо одним видом деятельности, сумму неустойки (процентов за просрочку) нужно распределить (п. 9 ст. 274, п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Неустойка выплачена гражданину

Если договор, за неисполнение которого была выплачена неустойка (проценты), заключен с гражданином, неустойка (проценты) является доходом, полученным от деятельности в России (подп. 10 п. 1 ст. 208 НК РФ). Поэтому независимо от применяемой системы налогообложения с суммы штрафных санкций организация как налоговый агент обязана рассчитать и удержать НДФЛ (п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ).

Суммы штрафов не облагаются:

Взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ);
- взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Неустойка выплачена иностранной организации

Если неустойка (проценты) выплачивается иностранной организации, не имеющей в России постоянного представительства, при ее перечислении удержите налог на прибыль по ставке 20 процентов (подп. 9 п. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 25 июля 2006 г. № 20-12/66132).

Пени по налогам при расчете налога на прибыль в расходах не учитываются (Пункт 2 ст. 270 НК РФ). В бухучете они начисляются по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". А вот с дебетом какого счета должен он корреспондировать? Этот вопрос активно обсуждается на бухгалтерских форумах. Посмотрим, какие есть варианты.

На каком счете учитываются пени

Одни специалисты считают, что пени нужно отражать на счете 99 "Прибыли и убытки". Ведь они по своей сути близки к налоговым санкциям, которые учитываются на этом счете ( , утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Другие убеждены, что пени нельзя считать налоговой санкцией (Пункт 5 мотивировочной части Постановления КС РФ от 17.12.1996 N 20-П), и предлагают учитывать их, как и пени за нарушение условий обычных договоров, на счете 91-2 "Прочие расходы". Тем более что перечень прочих расходов открыт (Пункт 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Высказывается даже такое мнение, что пени по налогу на прибыль и пени по иным налогам должны отражаться в бухучете по-разному: "прибыльные" - на счете 99 "Прибыли и убытки", а все остальные - на счете 91-2 "Прочие расходы".
Правда, если вы будете отражать пени на счете 91 "Прочие доходы и расходы", вам придется дополнительно начислять постоянное налоговое обязательство по ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
Но на самом деле гораздо важнее не то, на каком счете будут отражены пени, а в какую строку они попадут.

Как пени отражаются в отчетности

Если учитывать пени на счете 99 "Прибыли и убытки", то в отчете о прибылях и убытках они попадут в строку "Прочее", стоящую после строки "Прибыль (убыток) до налогообложения". То есть они вычитаются из показателя "Прибыль (убыток) до налогообложения" и формируют показатель "Чистая прибыль (убыток)".
Если учитывать пени на счете 91 "Прочие доходы и расходы", то их сумма будет отражена по строке "Прочие расходы" и уменьшит показатель "Прибыль (убыток) до налогообложения". Но независимо от того, в какую строку отчетности попадут пени, величина показателя "Чистая прибыль (убыток)" от этого не изменится.
В итоге от варианта отражения пеней в бухучете зависит лишь показатель "Прибыль (убыток) до налогообложения". А важен ли этот показатель прибыли для пользователей отчетности? Без сомнения, важен. Он используется для анализа отчетности и принятия экономических решений. Поэтому ваша задача такова: если суммы пеней существенные, раскрыть информацию о них в отдельных строках отчетности или в пояснительной записке, чтобы пользователи знали, с учетом пеней или без него сформирован показатель прибыли (убытка) до налогообложения (Пункт 11 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).

Итак, четких указаний по вопросу отражения в бухучете пеней по налогам нет. Но так как ни один из вариантов не снижает достоверность отчетности, вы можете выбрать любой и закрепить его в учетной политике.

В связи с письмом по вопросам применения налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость в отношении получаемых покупателем товаров (работ, услуг) от продавца сумм неустоек (штрафов, пеней), предусмотренных условиями договора за ненадлежащее исполнение продавцом договорных обязательств, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с пунктом 1 (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Предусмотрено, что соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.

Согласно пункту 3 и подпункту 13 пункта 1 (далее - Кодекс) доходы (расходы) в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба включаются в состав внереализационных доходов (расходов).

На основании подпункта 4 пункта 4 статьи 271 и подпункта 8 пункта 7 статьи 272 Кодекса датой получения (осуществления) указанных доходов (расходов) будет дата признания должником указанных сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций либо дата вступления в законную силу решения суда.

Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, налогообложению налогом на добавленную стоимость подлежат полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Поэтому денежные средства в виде неустоек (штрафов, пеней), полученные покупателем от продавца товаров (работ, услуг) за ненадлежащее исполнение продавцом договорных обязательств, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики