ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Когда нужны чеки «возврат прихода»

При выдаче денег покупателям, которые вернули товар (отказались от работы, услуги), нужно выбить чек с признаком расчета «возврат прихода». Но не всегда ясно, подпадает ли та или иная ситуация под это правило. Мы обсудили разные случаи со специалистом ФНС.

Больничные пособия-2018: какими они будут

По информации Минтруда, максимальная величина больничных, пособий по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком в следующем году будет выше, чем в текущем.

Как налоговики будут доказывать злоупотребления налогоплательщиков

С 19.08.2017 действует новая статья НК, которой установлены признаки злоупотребления налогоплательщиками своими правами. При наличии этих признаков уменьшение налоговой базы и/или суммы налога к уплате могут быть признаны неправомерными. ФНС опубликовала рекомендации по практическому применению этой нормы.

Подрядчик уплатил НДС, а суд не признал работы выполненными: что делать?

НДС, начисленный и уплаченный подрядчиком в бюджет по работам, которые суд признал невыполненными, подрядчик может принять к вычету. Вопрос лишь в том, каким образом это лучше сделать: внести корректировки в книгу продаж за соответствующий период или принять налог к вычету на основании своего же счета-фактуры.

Новый порядок работы налоговиков с невыясненными платежами вступил в силу

С 1 декабря сотрудники ИФНС будут разбираться с невыясненными платежами по новым правилам, которые предусматривают уточнение платежек на перечисление как налогов, так и страховых взносов.

Индексация алиментов: новые правила

С 25.11.2017 года вступает в силу закон, вносящий поправки в процедуру взыскания алиментов. Так, теперь алименты, выплачиваемые в твердой сумме, должны индексироваться работодателем независимо от того, от кого был получен соответствующий исполнительный документ.

Взносы ИП за себя больше не зависят от МРОТ

Со следующего года фиксированные взносы на ОПС и ОМС, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями за себя, больше не будут рассчитываться исходя из действующего МРОТ, а будут установлены в твердой сумме.

Содержание журнала № 22 за 2011 г.

Н.Г. Бугаева, экономист

Был автомобиль, да сплыл...

Учет гибели транспортного средства после ДТП

Почти в каждой организации есть автомобили. У кого-то только грузовые - для перевозок, у кого-то и легковые - для торговых представителей и для руководства. Но никто не застрахован от серьезного ДТП, после которого машину по прямому назначению уже использовать нельзя. И процедура ее списания ложится, конечно, на плечи бухгалтера. Об этом и поговорим.

Обращаемся за страховым возмещением

При незапланированном расставании с автомобилем учет доходов и расходов в первую очередь будет зависеть от того, как он был застрахован. Сейчас каждый владелец машины обязательно оформляет ОСАГОпп. 1 , 2 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» . По желанию можно приобрести полис добровольного страхования автогражданской ответственности (ДСАГО) на дополнительную страховую сумму и/или по другим рискам, нежели ОСАГОп. 5 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ , а также полис КАСКО. Напомним, что по ОСАГО (ДСАГО) страхуется гражданская ответственность владельца транспорта, то есть при ДТП страховая компания виновника аварии полностью или частично возмещает потерпевшим нанесенный им вредп. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ . А собственник авто при этом никаких компенсаций от страховщика не получает. По КАСКО же страхуется именно автомобиль - от различных повреждений в результате ДТП, хулиганских действий или же угона.

Если после ДТП машина уже вроде как и не машина, а груда железа, то вполне понятно желание собственника получить за нее возмещение и списать с учетап. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н .

Обычно при наступлении страхового случая страховщик либо ремонтирует транспорт за свой счет, либо выплачивает возмещение страхователюп. 1 , подп. 1 п. 2 ст. 929 , п. 1 ст. 930 ГК РФ ; п. 2.1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ ; п. 65 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (далее - Правила) . Когда машину ремонтировать уже нет смысла, возможен только второй вариант. В разных ситуациях ваша организация, как владелец автомобиля, будет обращаться за компенсацией к разным лицам:

  • <или> за выплатой по ОСАГО при ДТП, в котором ваш водитель не виноват, к своей страховой компании по прямому возмещению убытков или к страховой виновника ДТПстатьи 13 , 14.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ . Нарушителя правил дорожного движения, а значит, и виновника аварии определяют представители Госавтоинспекцииподп. «з» п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15.06.98 № 711 , чей вызов на место ДТП обязателен при серьезных повреждениях транспортап. 5 ст. 11 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ ;
  • <или> к страховой компании, с которой заключен договор КАСКО, независимо от того, кто виноват в аварии;
  • <или> к своему водителю, если он единственный участник ДТП (например, въехал в столб на обочине) и КАСКО у вас нетподп. «з» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ ; статьи 1079 , 1081 ГК РФ .

Создаем комиссию и оформляем документы

Если после ДТП разбитая машина остается у вас (а не у страховой), то для благополучного списания автомобиля нужно по приказу руководителя создать комиссию, в которую, кстати, должен входить и бухгалтер. Комиссия оценивает масштабы нанесенного ущерба, целесообразность ремонта, возможность извлечь из битого железа какие-то детали, чтобы потом их использоватьп. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее - Методические указания) . Другими словами, решает, как поступить с тем, что осталось от автомобиля. Она же оформляет акт на списание транспорта по форме № ОС-4а в двух экземплярах, который и будет основанием для того, чтобы исключить машину из состава основных средствп. 78 Методических указаний .

Один экземпляр остается в бухгалтерии вместе с документом о снятии машины с учета в ГИБДД. Кстати, дата снятия с учета должна быть отражена и в акте ОС-4ап. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 938 ; Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 . Но если автомобиль все еще числится в ГИБДД, его все равно можно списать и дату в акте не указыватьп. 4 Письма Росстата от 31.03.2005 № 01-02-09/205 . Правда, до снятия машины с регистрационного учета придется платить транспортный налогст. 357 НК РФ (хотя через суд можно оспорить и этоПостановления ФАС МО от 26.05.2010 № КА-А40/4965-10 ; ФАС ПО от 11.10.2007 № А65-21847/2006-СА1-19 ). В инвентарной карточке по форме № ОС-6утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 также нужно будет отразить выбытие автомобиля.

Если вы обратитесь за страховым возмещением, то страховая через какое-то время выдаст вам заключение о том, что машина восстановлению не подлежит, и выплатит причитающееся. Договор может также предусматривать, что после страхового случая пострадавшее транспортное средство остается у страховщика навеки. Тогда создавать комиссию бессмысленно. Ведь страховая компания и так все сделает. Поэтому комиссия в такой ситуации вам не нужна, а в акте ОС-4а хватит и подписи бухгалтера.

Списываем автомобиль

О порядке взыскания ущерба с работника и его документальном оформлении см.: 2009, № 10, с. 23; № 19, с. 53

Начнем с амортизации. В бухучете вы перестаете начислять ее с месяца, следующего за месяцем выбытия машинып. 22 ПБУ 6/01 . То же самое и в налоговом учете, причем неважно, в начале или в конце месяца ваш автомобиль «погиб» в ДТПп. 5 ст. 259.1 НК РФ . Если в вашем договоре нет пункта о том, что после наступления страхового случая останки автомобиля остаются у страховщика, то, осмотрев машину, комиссия сама решит, можно ее ремонтировать или не стоит. А вот если разбитый транспорт остается в ведении страховой компании, то придется ждать решения страховщика. Для КАСКО- страхования такой срок указывается в договоре и составляет в среднем 20 дней. Но почти в каждом договоре есть оговорка о том, что данный срок может быть увеличен, если понадобится дополнительная проверка или экспертиза. То есть к моменту, когда в следующем месяце нужно будет определять, стоит ли начислять амортизацию на автомобиль, вы еще можете и не знать, уже пора прощаться с вашей машиной или ее можно отремонтировать. Но даже когда страховая затягивает с решением, проще амортизацию не начислять. Если что - начислите ее после того, как выяснится, что машину все-таки будут ремонтировать. Ни к чему страшному это не приведет ни в бухгалтерском, ни в налоговом учетеп. 1 ст. 54 НК РФ .

После того как оформлен акт по форме № ОС-4а, остаточная стоимость машины списывается в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счета 01, субсчет «Выбытие объектов основных средств», а затем с кредита счета 94 в дебет счета 91-2 «Прочие расходы»п. 31 ПБУ 6/01 . Если сумма страховой выплаты не покроет стоимость утраченного вами транспорта, то можно попытаться взыскать остальную часть ущерба со своего водителя, если правила дорожного движения нарушил именно он. Но работник точно не обрадуется такому развитию событий, и дело может дойти до суда. Однако это тема для отдельной статьи. Отметим только, что если вы будете требовать с работника сумму, не покрытую страховкой, то с кредита счета 94 часть возмещения, приходящуюся на долю работника, нужно будет списать в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

В налоговом учете остаточная стоимость утраченного автомобиля включается в состав внереализационных расходов после того, как ваша комиссия составит акт на списание автомобиля или страховая компания направит вам заключение, что машину ремонтировать уже нет смыслаподп. 8 п. 1 , подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ .

Если комиссия пришла к выводу, что какие-то детали и узлы бывшего авто еще пригодны для использования, то их надо оприходовать по текущей рыночной стоимостип. 79 Методических указаний (дебет счета 10 «Материалы» – кредит счета 91-1 «Прочие доходы») на ту же дату, когда составлен акт о списании. В нем нужно заполнить раздел 5 «Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания»Указания... утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 . В налоговом учете стоимость деталей и узлов включается во внереализационные доходып. 13 ст. 250 НК РФ опять же на дату составления акта о списанииподп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ .

После списания машины налог на имущество за нее платить не надоп. 1 ст. 374 НК РФ . И успели вы ее снять с учета в ГИБДД или нет, не имеет значения.

В свою очередь, транспортный налог можно не платить только с месяца, следующего за месяцем снятия автомобиля с учета (или же не платить и раньше, но тогда надо быть готовым к суду). Налог за год, в котором машина была снята с учета, рассчитывается по следующей формулеп. 3 ст. 362 НК РФ :


Учитываем страховое возмещение

Что касается учета возмещения, то страховая выплата независимо от вида страхования включается в бухгалтерском учете в прочие доходы (кредит одноименного субсчета 91-1 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). В налоговом - во внереализационные доходып. 3 ст. 250 НК РФ того периода, когда страховая компания признала сумму возмещения ущерба, то есть, например, направила вам уведомление о том, что приняла решение о выплате. Но российские страховщики в большинстве своем так не делают, поэтому, скорее всего, страховую выплату надо будет учесть только на дату поступления денег на счет . Соответственно, возвращенная страховщиком сумма в налоговые доходы не включаетсяПисьмо Минфина России от 18.03.2010 № 03-03-06/3/6 . Поэтому лишнего платить в бюджет не придется.

В бухучете возвращенная часть страховой премии отражается проводками: дебет счета 76 – кредит счета 91-1 «Прочие доходы», затем дебет счета 51 «Расчетные счета» – кредит счета 76. Все потому, что в отличие от налогового учета страховая премия здесь была списана сразу, а не «растягивалась» на период действия договора. Следовательно, при возврате части премии появляются бухгалтерские доходы.

Избавляемся от того, что осталось от машины

Если машина осталась у вас после утраты всех своих полезных качеств, то возникает вопрос, куда ее девать. Например, вы можете ее продать как металлолом. Но помните, что реализация лома черных и цветных металлов НДС не облагаетсяподп. 25 п. 2 ст. 149 , п. 4 ст. 170 НК РФ . Поэтому из-за появления у вас не облагаемых НДС операций потом, при принятии к вычету НДС по общехозяйственным расходам, его нужно будет распределять, если на не облагаемые НДС операции придется более 5% общих расходовп. 4 ст. 170 НК РФ . В общем, нужно будет поупражняться в арифметике. Так что проще продать именно разбитую машину, а не металлолом, предварительно сняв ее с учета в ГИБДД, или продать транспорт как набор запчастей.

Если же покупателей на машину вы так и не нашли, то придется отправить автомобиль на утилизацию. Расходы, связанные с этим процессом, также включаются в прочие расходы в бухучете, а в налоговом учете - во внереализационныеподп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ .

Автомобиль, «погибший» в ДТП, - большая неприятность. К тому же собственный ущерб может оказаться только половиной беды. Ведь если ваш водитель по своей вине разбил машину не только вашей организации, но и чужую, то страховая предъявит регрессное требование по возмещению вреда потерпевшему именно вашей компаниип. 1 ст. 965 ГК РФ ; ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ .

Решение по списанию (утилизации) легкового автомобиля может быть принято по разным причинам: «железный конь» честно отслужил положенный ему срок и захотел отправиться на покой, отказавшись в один прекрасный день заводиться; либо побывав в крупной аварии, приходит осознание, что машина восстановлению уже не подлежит; а возможно, самый безболезненный вариант – вам захотелось купить новый автомобиль. И ваше решение абсолютно верное, так как это не только избавит вас от ненужного хлама, но и может принести прибыль.

Если ваш автомобиль по каким-либо причинам стал непригоден для эксплуатации, то не стоит бросать его во дворе – таким образом, вы не только лишний раз будете раздражать соседей, но и можете навлечь на себя «всевидящее око» недремлющих добытчиков металлолома, которые с радостью помогут разрешить вашу проблему. Да и затягивая это мероприятие, вы рискуете много лет платить за то, что уже не приносит былой пользы, ибо не сняв с учёта ненужный автохлам, вы будете вынуждены, как прежде, платить за него налоговые счета.

В наше время стоит подумать и об экологии. Ваше бывшее средство передвижения будет ещё около 100 лет отравлять почву и воздух продуктами своего разложения – свинец и ртуть, горюче-смазочные материалы, а также то, что выделится в окружающую среду в процессе коррозии.

Вся суть автомобильной утилизации состоит в том, что автомобиль, выработавший свои ресурсы, передаётся в добрые руки специалистов по приёму металлолома, с целью его разбора и дальнейшей переработки.

Сам же процесс утилизации старого автомобиля – крайне трудоёмкое дело. С того, что когда-то было вашей любимой машиной, снимаются абсолютно все резиновые и пластиковые элементы и детали, вынимаются кресла, салон очищается от всего лишнего, производится демонтаж электрооборудования, сливаются технические жидкости. Затем металлические части автомобиля прессуют и отправляют на переплавку.

Для того, чтобы начать процесс утилизации, необходимо выполнить несколько условий:

  • Утилизировать автомобиль может только собственник, подтвердив документами право владения ТС;
  • Перед утилизацией требуется снять машину с учёта в ГИБДД.

Порядок действий при утилизации (списании) легкового автомобиля

  • Необходимо обратиться в МРЭО по месту регистрации вашего автомобиля;
  • Предъявить свой паспорт и документы, имеющиеся на машину;
  • При утере или краже документов – написать соответствующее заявление;
  • При соблюдении всех требований, вам выдадут справку, разрешающую сдать транспортное средство на утилизацию.

После того, как автомобиль будет передан в утиль, вам останется всего лишь заплатить налог, за тот период, когда транспорт ещё считался вашей собственностью.

Зачем списывать легковой автомобиль?

Рассмотрим главные причины, из-за которых принимается решение распрощаться с легковым автомобилем.

Первая причина. Она возникает в случае естественного старения транспортного средства, от которого необходимо избавиться юридически чистым путём, для прекращения уплаты налога на автомобиль. В этом случае вы просто обращаетесь в ГИБДД по месту учета ТС с гражданским паспортом. Присутствие автомобиля в этом органе власти не требуется. С момента, когда произойдёт утилизация, налоговые службы больше не будут перечислять вам транспортный налог. Сам автомобиль можно преспокойно после этих процедур сдавать на металлолом.

Вторая причина. Вынужденная мера, возникшая у владельца транспортного средства, продавшего его по генеральной доверенности. Продав автомобиль несколько лет назад, бывший хозяин вынужден оплачивать транспортный налог в связи с тем, что новый владелец не удосужился по каким-либо причинам снять его с учёта. Попытки выйти на связь с нерадивым покупателем не увенчались успехом, и здесь остаётся один вариант – утилизация.

В такой ситуации необходимо обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД, где ваш автомобиль стоит на учёте, взяв с собой паспорт РФ. После процедуры транспортное средство получает ограничения – невозможность снять с учёта, пройти техосмотр и естественно, продать его тоже не получится.

При остановке такой машины на посту ДПС, она будет помещена на штрафную стоянку, а собственника известят о факте данной эвакуации.

Очень часто после этой процедуры, совершенно внезапно находится человек, купивший у вас машину, который слёзно выпрашивает отдать ему доверенность и восстановить авто. Можно пойти навстречу, при условии оплаты всех транспортных налогов и непременным снятием автомобиля с учёта.

Далее на территории ГИБДД происходит возврат из состояния утилизации. Для этого необходимо присутствие собственника автомобиля с паспортом, либо наличие доверенности заверенной у нотариуса на совершение такого рода действий. Также, автомобиль необходимо предъявить на площадке осмотра для проверки номерных агрегатов. На такое транспортное средство будет выдан новый паспорт, так как прежний ПТС в силу утилизации, потерял прежнюю юридическую силу.

Следует обратить внимание, что в том случае, если возвращать машину из утиля будет доверенное лицо, то ему следует дать две нотариальные доверенности. Одна доверенность будет на снятие транспорта из утиля, вторая – для снятия с учёта. Две доверенности сразу нотариус не сможет выдать, так как для второй нужны данные ПТС.

Можно съездить лично в ГИБДД и прибегнув к помощи фирм, которые помогают ускорить весь процесс, переоформить автомобиль в течение двух-трёх часов. Расходы пусть возьмёт на себе покупатель, который вовремя не удосужился своевременно снять с учёта транспорт.

Третья причина. Утилизация старого автомобиля в счёт стоимости нового (по государственной программе).

Программа начала работать в России с марта 2010 года. Участникам выдаётся свидетельство об утилизации, и с его помощью можно приобрести автомобиль, произведённый в России, со скидкой 50 000 рублей.

В программе могут участвовать автомобили:

  • 1999 года выпуска или ранее, как импортного, так и отечественного производства;
  • разрешённой полной массой не более 3,5 тонн;
  • являющиеся полнокомплектными (находящиеся на ходу, со стёклами, аккумулятором, с техническими жидкостями, шинами и дисками, двигателем, выхлопной системой, навесными агрегатами и трансмиссией, топливом);
  • находящиеся в собственности их последнего владельца от 1 года и более, при наличии документов, которые подтвердят право собственности.

Для того, чтобы утилизировать старый и приобрести в последующем новый автомобиль необходимо:

  • автомобиль, сдаваемый на утилизацию, доставить к дилеру, участвующему в этой программе;
  • оформить у него бланк свидетельства официально утверждённый Минпромторгом России;
  • оформить простую доверенность в письменной форме на выполнение операций: снятие с учёта в ГИБДД, передача старого авто на пункт утилизации, получение свидетельства об утилизации;
  • подписать договор, на его основании дилер до момента получения свидетельства об утилизации будет выполнять процедуру от имени владельца, машина в это время находится на ответственном хранении до того, как не будет снята с учёта;
  • заплатить сумму в пределах 3000 рублей по договору, который предоставил дилер;
  • выбрать новый автомобиль из списка, утверждённого государственной программой по обмену, и сделать резерв у дилера;
  • получить полностью оформленное и заполненное свидетельство об утилизации от дилера, после этого завершить оформление вашего нового автомобиля с свою собственность.

Для чего вообще нужна утилизация?

  1. Вторичное использование металлов, из которых собирают автомобили, уменьшает потребление невозобновимых источников природных ресурсов и энергии;
  2. имеется большой плюс в экономическом плане – сырьё, полученное в следствии переработки будет стоить для предприятий гораздо дешевле. Соответственно, это снизит себестоимость производства транспортных средств. А часть деталей можно использовать и вовсе без переработки – бывшие в употреблении недорогие запчасти формируют рынок;
  3. также, можно заметить, что утилизация решает значимую проблему по очистке улиц от ненужного хлама.

В странах Европы утилизация автомобилей введена в разряд процедур, обязательных для владельцев, а сама технология давно отработана дол мелочей. Чтобы автохлам не бросали прямо на улицах, например, владельцам Великобритании и Германии выплачивают поощрительные премии (более 2500 евро) и предоставляются льготы по налогам, чтобы они лично отправляли свои машины на переработку.

В России же утилизация пока является добровольным мероприятием. На территории Подмосковья действуют три, перерабатывающих автомобили частично, предприятия. Для сравнения, в США существует более 200 заводов по утилизации на 200 млн. техники.

При выбытии автомобиля в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят должностные лица: главный бухгалтер (бухгалтер), лица, на которых возложена ответственность за сохранность автотранспортных средств. Для участия в работе комиссии приглашаются представители инспекций, на которых возложены функции регистрации и надзора за отдельными видами имущества.

В компетенцию комиссии входят:

1) осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления;

2) установление причин списания объекта основных средств физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.);

3) возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости; контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад; осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;

4) составление акта на списание объекта основных средств.

Пришедшие в негодность транспортные средства списываются по акту по форме № ОС-4а, в котором должны содержаться данные, характеризующие объект основных средств:

1) дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;

2) год изготовления;

3) время ввода в эксплуатацию;

4) срок полезного использования;

5) первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации;

6) проведенные переоценки, ремонты;

7) причины выбытия с их обоснованием;

8) состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

На основании оформленного акта в инвентарной карточке производится отметка о выбытии автотранспортного средства, соответствующие записи о выбытии производятся также в документе, открываемом по его местонахождению. Инвентарные карточки по выбывшим автомобилям хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации, в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет. Вместе с актом составляется документ, подтверждающий снятие автомобиля с учета в ГИБДД.

Автомобиль, побывавший в аварии и признанный непригодным для дальнейшей эксплуатации, также списывается с баланса организации по акту формы № ОС-4а.

Для снятия машины с учета нужно представить в МРЭО:

1) паспорт транспортного средства (ПТС),

2) талон технического обслуживания (ТО),

3) регистрационное свидетельство,

4) общегражданский паспорт.

Если талона технического обслуживания нет, то на имя начальника МРЭО пишется заявление, в котором указывается, что автомобиль не эксплуатировался. Если талон или квитанцию об уплате налога за текущий год (а в случае необходимости и за предыдущие 2 года до даты снятия с учета) организация не представит, то обязанность уплаты ложится на покупателя. В документах, подтверждающих право собственности на автомобиль, должны быть указаны:

1) VIN-код, номер и серия ПТС или регистрационного документа;

2) наименование выдавших их организаций, место и дата их составления;

3) номера кузова, двигателя и шасси, сведения об автомобиле (цвет, марка, модель, модификация и год изготовления), дата выдачи;

4) адреса, реквизиты и подписи сторон.

Копии представляемых для совершения регистрационных действий документов не принимаются, если это не оговорено в законодательстве. При снятии автомобиля с учета организации-заявителю выдаются транзитные номера, а в паспорте транспортного средства делаются соответствующие записи (отметки). Срок действия транзитных номеров от 5 до 20 дней. Решением Верховного Суда РФ допускается продажа автомобилей без снятия их с учета. Однако такая покупка чревата неприятными последствиями, так как при совершении регистрационных действий сотрудники ГИБДД проводят осмотр автомобиля, проверяя его по базам разыскиваемых автомобилей, а также целостность номеров на номерных агрегатах. Автомобиль с учета не снимут при обнаружении признаков подделки номеров, документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортного средства и номерных агрегатов сведениям, указанным в предоставленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении автомобиля, номерных агрегатов в розыске или предоставленных документов в числе утраченных (похищенных). Само транспортное средство, документы на него и регистрационные знаки задерживаются, а информация об этом направляется в орган внутренних дел по месту обнаружения для принятия решения в соответствии с действующим законодательством. За совершение регистрационных действий сотрудники ГИБДД несут ответственность, вплоть до уголовной. Поэтому автомобиль, снятый с учета, делает более безопасным его приобретение. Если автомобиль снимается с учета в связи с утилизацией, то достаточно одного заявления. Можно даже не предоставлять номера и регистрационные документы, если сделать это невозможно (например, когда документы утеряны, а номера пришли в полную негодность). Это поможет избавиться от уплаты транспортного налога автовладельцам, которые не собираются восстанавливать свои аварийные автомобили. После снятия машины с учета данные об этом направляются из ГИБДД в налоговую инспекцию.

Причинами выбытия автотранспортных средств могут быть: продажа, безвозмездная передача, списание в случае морального и физического износа, ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций (п. 29 ПБУ 6/01).

6.1. Снятие с учета в результате пропажи, угона, аварии

Организации используют автотранспорт, но никто не застрахован от несчастного случая на дороге, угона автомобиля, повреждения его на автостоянке. Для того чтобы компенсировать возможные потери, вызванные такими обстоятельствами, владельцы транспортных средств страхуют их.

При списании автотранспортного средства и снятии его с учета (при условии, что виновником ДТП не является организация) договор обязательного страхования автогражданской ответственности прекращается, а страхователь имеет право потребовать от страховщика выплату части страховой премии за неистекший срок договора страхования (п. 33, 34 постановления Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Если в результате ликвидации автомобиля остаются запчасти, пригодные к дальнейшему употреблению, то их необходимо оприходовать по рыночным ценам и сдать на склад. При этом оформляется приходный ордер по форме № М-4. После списания автомобиля с баланса его необходимо снять с учета в органах ГИБДД. Расходы, связанные с выбытием автомобиля, относятся к прочим (п. 13 ПБУ 10/99). Для целей налогового учета некомпенсируемые расходы на ликвидацию транспортных средств включаются в состав внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В результате списания автотранспортного средства с баланса могут образоваться доходы в виде запасных частей, пригодных для дальнейшего использования, стоимости металлолома и пр. Согласно п. 31 ПБУ 6/01 эти доходы должны отражаться в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы от списания автотранспортных средств зачисляются на счет прибылей и убытков в составе прочих доходов. Стоимость деталей со списанного автомобиля, которые пригодны для дальнейшего использования, включается в состав внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ). Датой признания дохода является дата, указанная на акте на списание автомобиля (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, датой признания дохода является день поступления материалов от списания основного средства (п. 2 ст. 273 НК РФ).

С 01.01.2006 г. НК РФ пополнился нормами, обязывающими восстанавливать НДС в определенных случаях. Однако ситуация списания недоамортизированных основных средств в НК РФ не упомянута, поэтому требования налоговиков восстанавливать НДС (например, при утрате имущества в результате выявленной недостачи или пожара) следует признать необоснованными, как и ссылки налоговиков на п. 2 ст. 171 НК РФ, который говорит о том, что для вычета необходимо, чтобы имущество использовалось в деятельности, облагаемой НДС. Но это условие должно быть выполнено на момент покупки основного средства. Причем дальнейшее выбытие имущества на вычет уже не влияет, это подтверждает и обширная арбитражная практика.

Выбытие автотранспортных средств нужно отражать с использованием специального субсчета «Выбытие основных средств», открываемого к балансовому счету 01 «Основные средства». Списание автотранспортного средства с баланса отражается следующими проводками:

Дебет счета 01 «Основные средства»,

– списана первоначальная стоимость автотранспортного средства;

Кредит субсчета 01-3 «Выбытие основных средств»

Кредит субсчета 01-3 «Выбытие основных средств» – остаточная стоимость автомобиля списана на убытки организации;

Дебет субсчета 10-5 «Запасные части»,

– оприходованы запасные части, пригодные для использования;

Кредит субсчета 91-1 «Прочие доходы» – начислено страховое возмещение;

Дебет счета 51 «Расчетные счета»,

– получена компенсация.

Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, не являются объектом обложения транспортным налогом (подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ) (постановления ФАС ПО от 16.05.2006 г. № А12-30480/05-С29, ФАС СЗО от 10.03.2006 г. № А13-8082/2005-19).

6.2. Снятие с учета в результате списания (продажи)

Стоимость объекта автотранспортных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Ликвидация объектов автотранспортных средств, выводимых из эксплуатации, осуществляется в случае:

1) нерентабельности их дальнейшего использования из-за длительного срока работы, аварийного состояния и т. п.;

2) ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, вызванных форс-мажорными обстоятельствами;

3) по другим аналогичным причинам.

При списании автотранспортных средств указываются пробег автомобиля, техническая характеристика агрегатов и деталей автомобиля и возможности дальнейшего их использования. Если автотранспортное средство списывается вследствие аварии, то к акту о списании прилагается копия акта об аварии.

Первичными документами для списания автомобиля с баланса предприятия служат приказ по предприятию и акт по унифицированной форме № ОС-4а, который заполняется комиссией в результате подробного его осмотра.

Акт заполняется в двух экземплярах: первый экземпляр направляется в ГИБДД, второй экземпляр – в бухгалтерию предприятия. После снятия автомобиля с учета в ГИБДД один экземпляр акта ОС-4а со штампом ГИБДД о снятии с учета возвращается в организацию.

В основу снятия автомобиля с баланса предприятия в этом случае может быть положено его списание в случае морального или физического износа (п. 29 ПБУ 6/01). Убыток от ликвидации автотранспортных средств для целей налогообложения можно уменьшить на величину оприходованных оставшихся от демонтажа материальных ценностей.

Доходы и расходы от списания объектов автотранспортных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов (п. 31 ПБУ 6/01). Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного автотранспортного средства, пригодные для дальнейшего использования, приходуются по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов. Для целей налогообложения расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного автотранспортного средства учитываются в составе внереализационных расходов при наличии подтверждающих документов.

В случае продажи автотранспортного средства происходит реализация имущества, и у организации возникает налогооблагаемый доход. В соответствии с достигнутым соглашением о стоимости сделки и приказом по предприятию бухгалтерией заполняется акт приема-передачи (унифицированная форма № ОС-1, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 г. № 7) в трех экземплярах (первый экземпляр – в ГИБДД, второй экземпляр – продавцу, третий экземпляр – покупателю). Выписываются расходные документы (счет-фактура, накладная) и производится снятие автомашины с учета в ГИБДД.

При передаче автомашины покупателю делается отметка в инвентарной карточке (унифицированная форма № ОС-6) о выбытии. Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов автотранспортных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Эти доходы и расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

Реализация подразумевает изменение собственника, поэтому эта операция проводится на основании договора купли-продажи (п. 2 ст. 218 ГК РФ). Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.

Поступления от продажи основных средств являются операционными доходами и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков. Согласно п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н) (ПБУ 9/99) поступления от продажи основных средств являются прочими доходами и в составе прочих поступлений подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации.

Если автотранспортные средства списываются с баланса раньше, чем истечет срок их службы, то нужно восстановить НДС, приходящийся на их остаточную стоимость.

При налогообложении доходов от продажи автотранспортного средства организации следует обратить внимание на следующие моменты:

1) налоговые обязательства по НДС перед бюджетом зависят от формирования первоначальной стоимости транспортного средства – с НДС или без учета налога;

2) правила расчета налоговой базы по прибыли определяются тем, какой результат получен при реализации имущества: прибыль или убыток.

При этом порядок расчета НДС при реализации транспортных средств актуален как для организаций, находящихся на традиционной системе налогообложения, так и для организаций, находящихся на специальном режиме налогообложения.

При продаже автомобиля продавцом является организация – собственник, а покупателем – лицо, приобретающее этот объект. К бухгалтерскому учету выручка от продажи основного средства принимается в сумме, указанной в договоре (п. 30 ПБУ 6/01).

Пример

Организация решила продать микроавтобус, восстановительная стоимость которого составляет 600 000 руб. На момент реализации сумма начисленной амортизации составляет 330 000 руб. Сумма дооценки микроавтобуса, которая образовалась в результате переоценки по состоянию на 1 января 2007 г., составляет 60 000 руб.

В соответствии с договором продажная стоимость микроавтобуса составила 300 000 руб.

Организация освобождена от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, поэтому в бухгалтерском учете сделаны такие записи:

Кредит субсчета 01-4 «Собственные основные средства» – 600 000 руб. – списана первоначальная стоимость микроавтобуса;

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»,

Кредит субсчета 01-3 «Выбытие основных средств» – 330 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации;

Дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы»,

Кредит субсчета 01-3 «Выбытие основных средств» – 270 000 руб. (600 000 руб. – 330 000 руб.) – списана остаточная стоимость микроавтобуса;

Кредит субсчета 91-1»Прочие доходы» – 300 000 руб. – отражен доход от продажи микроавтобуса;

Дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы»,

– 30 000 руб. (300 000 руб. – 270 000 руб.) – отражен финансовый результат от продажи основного средства;

Дебет счета 83 «Добавочный капитал»,

Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – 60 000 руб. – списана сумма дооценки по проданному микроавтобусу.

В налоговом учете порядок учета доходов и расходов от продажи транспортных средств учитывается как доходы и расходы от реализации (ст. 249, 268 НК РФ). Доход от реализации автомобиля определяется как разница между его продажной ценой и остаточной стоимостью плюс затратами по его реализации.

В налоговом учете цена продажи автомобиля (автобуса), согласованная между покупателем и продавцом, является рыночной ценой (ст. 40 НК РФ), а остаточная стоимость автомобиля определяется на основании п. 1 ст. 257 НК РФ, и равна разнице между восстановительной (первоначальной стоимостью) и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации. При определении нужно учесть проведенные переоценки. Для автотранспортных средств, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2002 г., следует использовать восстановительную стоимость (первоначальную стоимость с учетом проведенных ранее переоценок). И последняя переоценка (по состоянию на 1 января 2002 г.) не должна увеличивать предыдущую восстановительную стоимость автомобиля более чем на 30 %. Последующие переоценки не учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. К прочим расходам по реализации автомобилей (автобусов) относятся расходы по обслуживанию и транспортировке реализованного имущества. Суммы НДС в состав расходов не входят.

Дата получения дохода от реализации автотранспортного средства определяется в зависимости от выбранного метода учета доходов и расходов. Если это метод начисления, то датой получения дохода считается день передачи основного средства (день перехода права собственности). Если же организация использует кассовый метод, то доходы от продажи основного средства определяется на день получения денежных средств от покупателя (п. 3 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ).

Прибыль, полученная в результате выбытия автомобиля, включается в тот налоговый период, в котором была произведена продажа.

Пример

По данным предыдущего примера предположим, что сумма начисленной амортизации по микроавтобусу, и в бухгалтерском, и в налоговом учете совпадают.

Для расчета налоговой базы по налогу на прибыль необходимо проверить, не превышает ли сумма переоценки 30 % от первоначальной стоимости микроавтобуса:

60 000 руб. / (600 000 руб. – 60 000 руб.) х 100 % = 11 %.

Доходы от реализации составят 30 000 руб., а расходы будут равны нулю.

В бухгалтерском учете организации нужно сделать проводку:

– 7200 руб. (30 000 руб. x 24 %) – начислен налог на прибыль.

В том случае, если выручка от реализации окажется меньше остаточной стоимости автомобиля и расходов по его реализации, то полученная разница – убыток – будет учитываться в целях налогообложения, в следующем порядке.

Полученный убыток отражается в качестве расходов будущих периодов (п. 3 ст. 268 НК РФ). Затем он включается в состав прочих расходов равными долями в течение периода, который рассчитывается как разница между сроком полезного использования и фактическим сроком эксплуатации до момента реализации, включая месяц реализации (ст. 323 НК РФ).

Пример

В результате продажи прицепа организацией был получен убыток в размере 3 000 руб. Срок полезного использования прицепа установлен в размере 37 месяцев. Срок фактической эксплуатации, включая месяц реализации, составил 31 месяц.

Сумма полученного убытка нужно отнести к расходам будущих периодов, а затем ежемесячно в течение 6 месяцев (37 мес. – 31 мес.) включать в прочие расходы от реализации по 500 руб. (3 000 руб. / 6 мес).

Расхождения между бухгалтерской и налоговой стоимостью транспортных средств возникают по следующим причинам.

Если в бухгалтерском учете первоначальная стоимость транспортного средства больше, чем в налоговом, то на сумму разницы между бухгалтерской и налоговой стоимостью автомобиля в соответствии с ПБУ 18/02 в бухгалтерском учете формируется отложенное налоговое обязательство (ОНО). Которое затем погашается в процессе начисления амортизации в течение всего срока использования автомобиля, а в случае продажи оставшаяся сумма ОНО списывается.

Если по автомобилю были установлены различные сроки полезного использования.

Например, если этот срок полезного использования в бухгалтерском учете оказался больше, чем в налоговом, тогда сумма ежемесячной «налоговой» амортизации будет больше «бухгалтерской» амортизации. На сумму превышения организация должна будет ежемесячно формировать ОНО следующей проводкой:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»,

Кредит счета 77 «.Отложенные налоговые обязательства».

При продаже автомобиля его налоговая остаточная стоимость окажется меньше бухгалтерской остаточной стоимости, и прибыль в целях налогообложения будет меньше, чем в целях бухгалтерского учета.

В момент продажи транспортного средства сумма сформированного ОНО полностью погашается обратной проводкой:

Дебет счета 77 «.Отложенные налоговые обязательства»,

Если этот срок полезного использования в бухгалтерском учете оказался меньше, чем в налоговом, тогда сумма ежемесячной «налоговой» амортизации будет меньше «бухгалтерской» амортизации. На сумму превышения организация должна будет ежемесячно формировать ОНА следующей проводкой:

Дебет счета 09 «Отложенные налоговые активы»,

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

После того, как в бухгалтерском учете сумма начисленной амортизации будет равна первоначальной стоимости автомобиля, начислять амортизацию организация будет только в налоговом учете. Одновременно сформированный ОНА будет погашаться на сумму «налоговой» амортизации, умноженной на 24 %.

При продаже автомобиля его налоговая остаточная стоимость окажется больше бухгалтерской остаточной стоимости. Следовательно, прибыль в целях налогообложения будет больше, чем в целях бухгалтерского учета.

В момент продажи транспортного средства сумма сформированного ОНА полностью погашается обратной проводкой:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит счета 09 «Отложенные налоговые активы».

Если по автомобилю организация может применять разные способы начисления амортизации и сумма амортизации больше в бухгалтерском учете, то формируется ОНА. Если же больше окажется сумма амортизации, начисленная в целях налогообложения, то формируется ОНО. В случае продажи транспортного средства ОНА или ОНО полностью погашаются обратными проводками.

Остаточная стоимость автомобиля может быть разной в бухгалтерском и налоговом учете, если в целях налогообложения организация применяет понижающий или повышающий коэффициенты. В зависимости от того, в каком учете сумма амортизации больше, организация формирует ОНА или ОНО. При продаже транспортного средства ОНА или ОНО, сформированные в процессе использования автомобиля, списываются обратными проводками.

На практике случаются курьезные случаи, когда данные бухгалтерского учета полностью не совпадают с данными налогового учета. Это может быть, когда первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом, а сумма амортизационных отчислений, наоборот, больше в налоговом учете. Бывает, что на момент продажи организация сформировала по автотранспорту одновременно ОНА и ОНО.

Чтобы окончательно не запутаться в создавшейся ситуации, советуем поступить следующим образом.

Сначала нужно списать все ОНА и ОНО, сформированные по продаваемому объекту, на счет 99 «Прибыли и убытки»:

Дебет счета 77 «Отложенные налоговые обязательства»,

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» – списана сумма ОНО;

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»,

Кредит счета 09 «Отложенные налоговые активы» – списана сумма ОНА.

На следующем шаге нужно определить остаточную стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете и сравнить их.

Допустим, что «бухгалтерская» остаточная стоимость транспортного средства оказалась больше, чем «налоговая», то нужно рассчитать сумму разницы между ними, умножить ее на 24 % и отразить в бухгалтерском учете полученный результат следующей проводкой:

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»,

Кредит субсчета 68-1 «Расчеты по налогу на прибыль» – сформировано постоянное налоговое обязательство

Если «налоговая» остаточная стоимость автомобиля будет больше «бухгалтерской», то, умножив разницу на 24 %, нужно отразить ее в бухгалтерском учете следующей проводкой:

Дебет субсчета 68-1 «Расчеты по налогу на прибыль»,

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» – сформирован постоянный налоговый актив.

6.3. Снятие с учета в результате безвозмездной передачи

Организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности могут принимать решения о передаче или получении имущества безвозмездно или по договору дарения, при этом нужно иметь в виду следующее.

В соответствии с гражданским законодательством коммерческие организации не могут дарить друг другу имущество стоимостью, превышающей 5 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). В соответствии с законодательством, регулирующим деятельность организаций отдельных организационно-правовых форм, предусмотрена передача имущества без соблюдения указанного лимита (например, передача имущества между материнской компанией и ее дочерним обществом, если участие материнской компании в уставном капитале общества составляет более 50 %; вклад в имущество и т. п.). Организация может в определенных случаях, предусмотренных гражданским законодательством, передавать и получать по договору автотранспорт безвозмездно. Но в соответствии с налоговым законодательством при передаче автотранспорта безвозмездно (или по договору дарения) организации обязаны (кроме предусмотренных законодательством случаев) рассчитываться с бюджетом по НДС и налогу на прибыль.

При передаче автотранспортного средства на безвозмездной основе организациям необходимо иметь в виду, что:

1) оценка автотранспортного средства, передаваемого безвозмездно (по договору дарения), в бухгалтерском учете производится по учетной (балансовой) стоимости;

2) для целей налогообложения стоимость автотранспортного средства, переданного безвозмездно (по договору дарения), оценивается по его рыночной стоимости, но не ниже остаточной стоимости (кроме случаев, предусмотренных налоговым законодательством), облагается НДС в общем порядке.

В соответствии с законодательством дарение (безвозмездная передача) автомашин организацией должно осуществляться на основании договора дарения, составленного в письменной форме. Безвозмездная передача автомашин оформляется актом о приеме-передаче объектов основных средств (унифицированная форма ОС-1).

На основании акта организация производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного автотранспорта и прилагает указанную карточку к акту о приеме-передаче объектов автотранспортных средств. Списание стоимости автотранспортных средств производится на основании акта формы № ОС-1 с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого автотранспортного средства.

Согласно ПБУ 10/99 стоимость автотранспорта, переданного организацией безвозмездно, отражается как ее расход с кредита счетов учета автотранспорта в корреспонденции с Дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Порядок отражения в учете безвозмездной передачи автомобиля другому юридическому лицу

Передача автотранспорта безвозмездно другим юридическим лицам отражается в бухгалтерском учете в следующем порядке:

Дебет субсчета 01-3 «Выбытие основных средств»,

– списывается первоначальная (восстановительная) стоимость автомобиля;

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»,

Кредит субсчета 01-3 «Выбытие основных средств» – списывается начисленная амортизация;

Дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы»,

Кредит субсчета 01-3 «Выбытие основных средств» – остаточная стоимость автомобиля списывается на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов;

Дебет субсчета 91-3 «НДС»,

– отражается задолженность по НДС от стоимости автомобиля.

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»,

Кредит субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» – списываются убытки от передачи автомобиля.


При расчете налогооблагаемой прибыли организация не сможет учесть расходы в виде стоимости переданного автомобиля и затраты, связанные с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ). С этих не учитываемых в налоговом учете расходов следует отразить постоянное налоговое обязательство (Дебет счета 99 «Прибыли и убытки», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»). Кроме того, у налогоплательщика возникают налоговые обязательства по НДС, так как согласно п. 1 ст. 146 НК РФ безвозмездная передача в целях исчисления налога рассматривается как реализация. Налоговая база определяется в порядке, установленном ст. 40 НК РФ, исходя из рыночных цен.

В случае если транспортное средство безвозмездно передается физическому лицу, у него возникает доход в натуральной форме, который нужно включить в налоговую базу по НДФЛ по ставке 13 % (п. 1 ст. 210, п. 2 ст. 211 НК РФ). Организация как налоговый агент должна исчислить и удержать НДФЛ на момент передачи в собственность транспортного средства.

Если удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога невозможно, то налоговый агент обязан в течение 1 месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить об этом с указанием суммы задолженности в налоговый орган по месту своего учета (п. 5 ст. 226 НК РФ). Уплата налога в таком случае будет производиться налогоплательщиком на основании налогового уведомления (письмо ФНС России от 24.01.2005 г. № 04-1-03/800).

Пример

На балансе числится легковой автомобиль первоначальной стоимостью 105 000 руб. Автомобиль был приобретен в 2003 г., и сумма «входного» НДС была включена в первоначальную стоимость автомобиля.

В апреле 2007 г. автомобиль был передан работнику организации по договору дарения. Сумма начисленной амортизации к моменту передачи автомобиля по данным бухгалтерского учета 32 000 руб.

Рыночная цена автомобиля по заключению независимой экспертизы на момент передачи 65 100 руб.

Остаточная стоимость на момент передачи 73000 руб. (105 000 руб. – 32 000 руб.).

Поскольку в рассматриваемой ситуации рыночная цена автомобиля ниже его остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета, то налоговая база, определенная в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ, признается равной нулю. Поэтому при передаче автомобиля работнику у организации не возникает обязанности начислить и уплатить в бюджет НДС со стоимости переданного автомобиля.

6.4. Снятие с учета по договору мены

Если организация решила продать автомобиль (поменять на другой товар), то не обязательно перед продажей ехать в ГИБДД и снимать его с учета. Можно оформить договор мены, даже если в паспорте транспортного средства не стоит штамп о снятии с учета, поскольку справка-счет, которую оформляют большинство автомобилистов в комиссионных автомобильных магазинах, тоже является формой договора купли-продажи (мены).

Поэтому можно оформить купчую, причем делать это должен покупатель, поскольку с момента подписания договора именно он становится полноправным и единовластным хозяином автомобиля. Но обращаться он должен только в отделение ГИБДД по месту регистрации прежнего владельца. Сдав туда прежние номера и получив штамп о снятии с учета, он должен направиться в ГИБДД по месту собственной прописки для регистрации автомобиля.

Паспорт транспортного средства не может быть стопроцентной гарантией того, что машина действительно поставлена на учет на законных основаниях, поэтому лучше, чтобы продавец снял ее с учета в присутствии покупателя.

По договору мены каждая из сторон договора является одновременно и продавцом, и покупателем. Осуществляя передачу автомобиля в обмен на другой товар, организация осуществляет его реализацию и соответственно у нее появляется выручка. Определение величины выручки при совершении операций в рамках договора мены несколько отличается от общего порядка.

Фактически договор мены представляет собой договор с особым переходом права собственности, право собственности на полученный товар перейдет к контрагенту только после того, как он осуществит поставку, и соответственно право собственности на реализуемые ценности перейдет к контрагенту только после того, как другая сторона получит от него имущество взамен. Если организация передаст имущество до того, как на него перейдет право собственности, оно учитывается на счете 45 «Товары отгруженные».

Договор мены является разновидностью неденежного расчета. В соответствии с п. 6.3. ПБУ 9/99 величина поступления, или дебиторской задолженности, по договорам, которые предусматривают оплату по договору неденежными средствами, отражается в бухгалтерском учете по стоимости товарно-материальных ценностей, полученных или подлежащих получению организацией. При этом стоимость товарно-материальных ценностей, полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товарно-материальных ценностей.

Выручка от реализации товаров по договору мены отражается в учете исходя из стоимости товаров, полученных взамен. При этом стоимость полученных товаров определяется по ценам, по которым организация обычно приобретает такие же товары.

Если обмен осуществляется впервые и организация не знает цены, по которой она приобретает аналогичное имущество, то выручка от реализации по договору мены может учитываться в размере обычной цены реализации (чаще рыночной) обмениваемой продукции, но такое положение оговаривается в учетной политике.

В случае, когда невозможно установить рыночную стоимость полученных ценностей, величина выручки определяется по стоимости продукции, подлежащей передаче контрагенту. Стоимость же продукции в данной ситуации устанавливается исходя из отпускной цены на такую же или аналогичную продукцию.

Цена сделки устанавливается соглашением сторон (ст. 424 ГК РФ). В целях налогообложения также исходят из цены сделки. Предполагается, что установленная сторонами цена, пока не доказано обратное, соответствует уровню рыночных цен (ст. 40 НК РФ).

Рыночная стоимость автомобиля определяется на момент сделки, при этом учитываются срок эксплуатации, состояние автомобиля, процент износа и т. п. Не нужно забывать и об остаточной стоимости автомобиля – по окончании срока амортизации она уменьшится вполовину от первоначальной стоимости.

Не следует допускать отклонения цены более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых организацией по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Речь идет о рыночных ценах, существующих на момент реализации автомобиля.

Согласно ст. 268 НК РФ если реализуется амортизируемое имущество, полученный доход уменьшается на остаточную стоимость амортизируемого имущества, т. е. на разницу между первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизируемого имущества (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Автотранспортные средства, передаваемые в счет товарообменной операции, отражаются по кредиту счета учета финансовых результатов в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», при этом делаются бухгалтерские записи:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

Кредит субсчета 91-1 «Прочие доходы» – отражен доход от передачи автомобиля по договору мены;

Дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы»,

Кредит счета 01 «Основные средства» – списана остаточная стоимость автомобиля.

Налогооблагаемая база по НДС при договоре мены определяется в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ как стоимость передаваемых товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. На сумму начисленного налога делается бухгалтерская запись:

Дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы»,

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Важным моментом является определение даты начисления НДС. Согласно ст. 570 ГК РФ переход права собственности на обмениваемые товары переходит только в момент, когда организация, получившая имущество по договору мены, осуществит отгрузку, если иное не установлено договором мены. Таким образом, если в договоре не прописан иной порядок перехода права собственности, то моментом признания дохода будет являться день, когда обе стороны полностью выполнили свои обязательства, т. е. отгрузили друг другу указанное в договоре имущество.

Следовательно, начислить НДС к уплате нужно будет в тот момент, когда право собственности на обмениваемые товары перейдет к их новому владельцу, т. е. осуществится сам факт реализации.

Первоначальная стоимость автомобиля, полученного в рамках товарообменной операции, определяется на основании п. 11 ПБУ 6/01. Она равна стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. При этом стоимость передаваемых ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных товаров.

Поэтому автомобиль, поступивший по договору мены, приходуется организацией на баланс, только при условии, что организация уже произвела встречную отгрузку ценностей в адрес другой стороны, в противном случае стоимость полученного автомобиля должна учитываться организацией на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

В первоначальную стоимость транспортных средств включаются фактические затраты организации на доставку автомобиля и приведение его в состояние, пригодное для использования, а также сбор за регистрацию в ГАИ (п. 12 ПБУ 6/01).

При налогообложении прибыли согласно п. 4 ст. 274 НК РФ доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки. Под ценой сделки следует понимать цену, которая определяется сторонами в договоре мены.

К расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, по договору мены принимается стоимость имущества исходя из цены его приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ). В расходы включаются комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Для целей налогового учета имущество, полученное в рамках договора мены, должно оцениваться исходя из цены сделки, указанной в договоре. Если же цена сделки не определена, то стоимость полученного имущества равна стоимости тех ценностей, которые были переданы.

С 01.01.2007 г. каждый участник договора мены, получив товар по бартеру, обязан заплатить НДС другой стороне договора, и основанием должно быть платежное поручение.

6.5. Снятие с учета в результате вклада в уставный капитал другого предприятия

Если вкладом в уставный капитал может является автомобиль или автобус, то действующее законодательство ограничивает имущественные вложения в двух случаях:

1) при формировании уставного капитала страховой организации (допускаются только денежные вклады);

2) при формировании уставного капитала коммерческих банков и других кредитных организаций (устанавливается предельный размер не денежной части уставного капитала). Автомобиль принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая определяется на основании ПБУ 6/01. В соответствии с п. 9 ПБУ 6/01 первоначальная стоимость транспортных средств, внесенных в качестве вклада в уставный капитал организации, равна их денежной оценке, установленной учредителями (участниками) организации. Кроме того, в первоначальную стоимость автотранспортного средства можно включать фактические затраты организации на его доставку и приведение его в состояние, пригодное для использования, а также сумму регистрационного сбора, уплаченного в ГАИ при регистрации полученного транспортного средства.

Если стоимость доли учредителя общества с ограниченной ответственностью, внесенной транспортным средством, превышает 200 МРОТ, то для оценки имущества приглашают независимого оценщика (ст. 15 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Для оценки не денежного вклада учредителя акционерного общества нужно привлекать независимого оценщика в любом случае, независимо от стоимости транспортного средства, вносимого в виде вклада в уставный капитал акционерного общества. Учредители и совет директоров не смогут оценить имущество дороже, чем независимый оценщик (Федеральный закон «Об акционерных обществах»).

На основании подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ передача автомобиля в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ не признается реализацией. Поэтому такая операция не облагается НДС (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Затраты на доставку транспортных средств и приведение их в состояние, пригодное для использования, учитываются в их первоначальной стоимости без учета НДС. Уплаченная сумма НДС по этим затратам, подлежит учету на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и может быть принята к вычету, если выполнены все условия для этого.

Стоимость транспортного средства, полученного в виде взноса в уставный капитал, не учитывается при расчете налога на прибыль (подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В бухгалтерском учете передача автомобиля в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации отражается следующими проводками:

Дебет субсчета 01-3 «Выбытие основных средств»,

Кредит счета 01 «Основные средства» – списана первоначальная (восстановительная) стоимость переданного автомобиля;

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»,

Кредит субсчета 01-3 «Выбытие основных средств» – списана сумма начисленной амортизации;

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

Кредит субсчета 01-3 «Выбытие основных средств» – отражена остаточная стоимость передаваемого автомобиля;

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – восстановлен НДС в размере, пропорциональном остаточной стоимости;

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – сформирована первоначальная стоимость финансового вложения у организации-учредителя.

Пример

Организация передает в счет вклада в уставный капитал другой организации автомобиль. Оценка вклада, согласованная сторонами, 200 000 руб. Остаточная стоимость автомобиля по данным налогового учета 190 000 руб.

Разница между номинальной стоимостью вклада (200 000 руб.) и остаточной стоимостью переданного автомобиля (190 000 руб.) составляет 10 000 руб. Эта сумма для целей налогообложения прибылью не признается и налогом на прибыль не облагается. При этом стоимость вклада в налоговом учете признается равной остаточной стоимости переданного автомобиля, т. е. составляет 190 000 руб.

С 2008 г. НДС, восстановленный при передаче имущества в уставный капитал, передается учреждаемой организации. Принимающая сторона ставит полученный НДС к вычету на основании документов, которыми оформляется передача имущества.

Порядок отражения этой операций в нормативных документах не оговорен. Нет и официальных разъяснений, и потому рождаются разные варианты его решения.

Один из вариантов состоит в том, что организация, которая вносит автомобиль в уставный капитал другой организации, на сумму восстановленного НДС делает запись:

Дебет счета 58 «Финансовые вложения»,

Получатель автомобиля отражает полученную сумму налога проводкой:

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,

Кредит счета 83 «Добавочный капитал».

Правильность этих проводок обосновывается тем, что именно так предлагают учитывать восстановленный НДС специалисты Минфина России.

Однако бухгалтер организации несет ответственность за ведение учета (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), и если отразить сумму восстановленного НДС по варианту Минфина, то этим организация нарушает правила ведения бухгалтерского учета, а за нарушение предусмотрена административная ответственность. И если показатели строк баланса о сумме финансовых вложений у передающей стороны будут искажены более чем на 10 %, бухгалтеру грозит штраф в размере от 2 000 до 3 000 рублей (ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ).

Поэтому можно предложить учитывать НДС при передаче имущества в уставный капитал таким образом.

У передающей стороны:

Дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы»,

Кредит субсчета 68-2 «Расчеты по НДС».

В стоимость финансовых вложений НДС включать нельзя, поскольку сумма налога не может изменить стоимость долей, указанных в учредительных документах. Поэтому восстановленный НДС включается в состав прочих расходов.

Получающая сторона на сумму НДС сделает проводку:

Дебет субсчета 68-2 «Расчеты по НДС»,

Кредит субсчета 91-1 «Прочие доходы».