Пояснения налоговому органу по факту

отражения убытков в отчетности


Руководителю ИФНС России N 55 по г. Москве Строгову Я.Х.


от Общества с ограниченной ответственностью "Альфа" ОГРН 1047712345678, ИНН 7755134420, КПП 775501001 Адрес: 173000, г. Москва, ул. Малахова, д. 30


Исх. N 22-04/2015 от 22.04.2015

На N 08-17/026987 от 15.04.2015


Пояснения по факту отражения убытков в отчетности


В ответ на Ваше информационное письмо о проведении анализа налоговой отчетности за 2013 - 2014 гг. в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций и выявления причин отражения убытков сообщаем следующее.

Обществом с ограниченной ответственностью "Альфа" проведен анализ результатов коммерческой деятельности, а также налоговой отчетности за 2013 - 2014 гг. по налогу на прибыль организаций. По итогам анализа факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащих уплате сумм налога, в декларациях по налогу на прибыль организаций, представленных за налоговые (отчетные) периоды 2013 - 2014 гг., не выявлены.

В связи с этим нет оснований для представления уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за указанные периоды.

Убытки по результатам деятельности ООО "Альфа" за 2013 - 2014 гг. возникли из-за неоднократного повышения поставщиком цен на приобретаемые у него для перепродажи товары. ООО "Альфа" не имеет возможности реагировать на указанное повышение цен соответствующим увеличением отпускных цен для своих покупателей в связи с высокой конкуренцией на рынке сбыта и возможным падением спроса. В результате себестоимость реализуемых товаров в 2013 г. возросла на 15% по сравнению с предыдущим годом. В 2014 г. рост себестоимости по сравнению с 2013 г. составил 20%. Выручка от продаж за 2013 г. увеличилась на 7% по сравнению с 2012 г., а в 2014 г. снизилась на 1,5% по отношению к аналогичному показателю 2013 г.

С целью преодоления сложившейся ситуации руководством организации планируется в 2015 г. постепенное увеличение отпускных цен на товары. Кроме того, генеральным директором ООО "Альфа" утвержден план по сокращению расходов организации в 2015 г. Таким образом, по итогам 2015 г. ООО "Альфа" планирует получить прибыль.


Приложения:

1) копия дополнительного соглашения от 25.03.2013 N 1 к договору поставки с ООО "Бета" от 10.01.2013 N 1;

2) копия дополнительного соглашения от 30.06.2014 N 2 к договору поставки с ООО "Бета" от 10.01.2013 N 1;

3) копия дополнительного соглашения от 01.12.2014 N 3 к договору поставки с ООО "Бета" от 10.01.2013 N 1;

4) аналитическая справка по результатам сравнения показателей отчета о финансовых результатах ООО "Альфа" за 2012 г. и 2013 г.;

5) аналитическая справка по результатам сравнения показателей отчета о финансовых результатах ООО "Альфа" за 2013 г. и 2014 г.;

6)копия приказа ООО "Альфа" от 15.01.2015 N 3-п об установлении отпускных цен на реализуемые товары в 2015 г.;

7) копия приказа ООО "Альфа" от 13.01.2015 N 2-п об утверждении плана по сокращению расходов организации на 2015 г.


Каменских Генеральный директор ООО "Альфа" --------- Н.П. Каменских

Состав бухгалтерской отчетности определен законом - это бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложения к ним по формам 3 − 6, аудиторское заключение (если организация подлежит обязательному аудиту) и пояснительной записки. Однако пояснительную записку в налоговые органы могут не представлять малые предприятия, если они не подлежат обязательному аудиту, а также общественные организации (п. 2 ст. 13 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Каждая организация не должна забывать о том, что 30 мая 2007 года ФНС России приказом № ММ-3-06/333 утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Ориентируясь на обнародованные критерии риска совершения налогового правонарушения , любой налогоплательщик может оценить свои риски и при желании самостоятельно предупредить или исправить ошибки, а также своевременно объяснить причины их возникновения. Как следует из Концепции, если результаты финансово-хозяйственной деятельности организации будут соответствовать критериям, инспектор может рекомендовать включить такого налогоплательщика в план проверок.

На первом месте по значимости находится такой критерий как убыточность компании.
Избежать негативных последствий при неблагоприятном значении данного показателя может помочь пояснительная записка. В ней следует подробно описать причины убыточности и, самое главное, пути улучшения показателей деятельности организации.

Внимание: убытки

Убыточность финансово-хозяйственной деятельности, отражаемая в бухгалтерской и (или) налоговой отчетности предприятия на протяжении нескольких налоговых периодов, вызывает первоочередной вопрос проверяющих. Под «несколькими налоговыми периодами» налоговики понимают два и более лет.
Как рассуждают налоговики? Цель деятельности любой коммерческой фирмы - это получение прибыли. Убыточный бизнес смысла не имеет. Продолжительная работа с убытком может быть связана с сокрытием доходов или завышением расходов, то есть с налоговым правонарушением. Наибольшие подозрения вызывают убыточные компании, работающие в объективно высокодоходных сферах.
Более того, расходы, связанные с ведением заведомо убыточной деятельности, инспектор не признает направленными на получение дохода, как требует статья 252 Налогового кодекса. Если это произойдет, то, как следствие, компании не только придется исключить такие расходы из состава затрат, но и забыть про вычеты по НДС.
Если возникновение негативных показателей обусловлено объективными причинами, то их необходимо отразить в пояснительной записке к годовой отчетности с приведением достаточных аргументов. Главное, чтобы из объяснений следовало, что убытки возникли в результате хозяйственной деятельности, направленной на получение будущего дохода.

И не стоит забывать, что обоснованность понесенных расходов нужно подтверждать документально.

Новая деятельность

Практически все компании на этапе становления бизнеса терпят убытки. Отдача от первоначальных инвестиций, как правило, наступает через несколько лет.
Основной документ, который нужен в этой ситуации, - это бизнес-план. Из него должно быть видно, что убытки в первые несколько лет запланированы, и в нем должны быть приведены четкие сроки, когда первоначальные капиталовложения начнут окупаться.
Если бизнес-план не выполняется и компания не смогла получить прибыль от своей деятельности, нужно исследовать причины этой ситуации и оформить результаты документально. Это может быть отчет комиссии, созданной по приказу руководителя для установления причин убытков, или отчет планово-экономического отдела компании. Есть примеры, когда убыточная компания, не имеющая такой информации, проигрывала судебные споры с налоговиками (постановления ФАС Московского округа от 20 декабря 2006 г. по делу № КА-А40/11661-06-П, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 января 2007 г. по делу № А33-5877/05-Ф02-7258/06-С1).

Реализация по цене ниже себестоимости

Реализация по цене ниже себестоимости бывает в работе любой организации. Причины для этого могут быть различные:
- продукция морально устарела и не пользовалась спросом;
- истек срок годности продукции;
- товары (сырье, материалы), приобретенные для нужд предприятия, не были использованы, но надобность в них отпала, а покупателя по первоначальной цене найти не удалось;
- заказчик отказался от произведенной по его заказу специфической продукции, а сбыть ее другому покупателю по той же цене не удалось;
- распродажа товарных остатков при реорганизации, смене местонахождения или изменении направления деятельности.
Во всех этих случаях подтвердить обоснованность затрат можно актом инвентаризационной комиссии и приказом руководителя о снижении цен.
В акте нужно указать:
- характеристику, свойства и качество товара;
- по каким причинам его невозможно продать с прибылью;
- выводы комиссии о снижении цены на товар.
Пример
Инвентаризационная комиссия ООО «Манекен» выявила на складе остатки устаревшего товара (мужской одежды) и составила акт:

ООО «Манекен»

Акт оценки товарных запасов

Мы, члены комиссии, образованной в соответствии с приказом по ООО «Манекен» от 2 декабря 2009 г. № 111, в составе начальника отдела продаж А.Б. Беловой, бухгалтера В.Г. Черновой, кладовщика Д.Е. Красновой, в результате инвентаризации, проведенной на складе готовой продукции, выявили остатки неликвидных товаров:

Наименование товара

Артикул

Цена (руб.)

Количество

Стоимость (руб.)

Костюм мужской

5000

50 000

Костюм мужской

6500

26 000

Указанные товары относятся к коллекции 2007 года и не пользуются повышенным спросом, поэтому реализовать их указным ценам не представляется возможным. Считаем, что на данные товары следует установить следующие продажные цены:

Наименование товара

Артикул

Цена (руб.)

Количество

Стоимость (руб.)

Костюм мужской

2000

10 000

Костюм мужской

3000

12 000

Члены комиссии:

Начальник отдела продажБелова А.Б. Белова

БухгалтерЧернова В.Г. Чернова

КладовщикКраснова Д.Е. Краснова


Приведем несколько ситуаций ведущих к возникновению убытков в отчетности, которые требуется документально оформить и обосновать в пояснительной записке:
Крупные единовременные расходы
Компания провела дорогостоящий ремонт офисных помещений и сразу учла его стоимость в составе затрат (ст. 260 НК РФ). В этой ситуации нужно иметь:
- приказ руководителя о необходимости ремонта;
- утвержденную руководителем смету расходов на ремонт;
- документы, подтверждающие понесенные затраты.
Поставщик поднял цены
Если поставщик по долгосрочному договору неожиданно увеличил цены на товар, покупатель может получить убыток. Расторгать такой договор еще более невыгодно по ряду причин, которые можно привести в пояснительной записке:
− потеря крупного покупателя;
− крупные штрафы поставщику при досрочном расторжении договора.
Расширение рынка
Если компания расширяет рынок сбыта за счет снижения цен и ожидает увеличения объема реализации в будущем. Подтвердит экономическую обоснованность таких убытков утвержденный руководителем бизнес-план, план развития рынков сбыта и маркетинговая политика (здесь ожидаемый экономический эффект от демпинговой кампании нужно показать на цифрах): неся временные убытки, фирма получает выгоду в будущем.
Такой же принцип действует когда компания осуществляет инвестиции в будущую деятельность. Например, приобретает недвижимость, предназначенную для сдачи в аренду (постановление ФАС Московского округа от 24 сентября 2009 г. № КА-А40/7417-08).
При наличии убытка положение усугубляют следующие факторы:
− рост внереализационных расходов компании;
− расходы по обычным видам деятельности растут быстрее соответствующих доходов;
− увеличение расхождения показателей прибыли по данным бухгалтерского и налогового учета от периода к периоду;
собственный капитал компании (в него входят уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, целевое финансирование и поступления, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)) меньше заемных средств (сумма итоговых строк по разделам IV «Долгосрочные обязательства» и V «Краткосрочные обязательства» пассива бухгалтерского баланса).

От выездной проверки не застрахована ни одна фирма. Причиной может послужить и то, что ее просто давно не проверяли. Но если компания работает с убытком, для снижения риска важно уметь объяснить причины возникновения убыточности, опираясь на документально зафиксированные факты в случае спора. Поэтому важно следить за судебными процессами, в которых участвует и ваша налоговая инспекция, чтобы быть в курсе, какие вопросы для нее уже «наработаны», какие предъявляются претензии, какие были рассмотрены документы.

Е. Борисова
Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия"


¹Среди критериев риска совершения налогового правонарушения (всего их 12) главными считаются:
− убыточность на протяжении ряда лет;
налоговая нагрузка ниже среднего уровня в конкретной отрасли;
большие суммы вычетов;
− темп роста расходов преобладает над темпом роста доходов;
− значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности;
− зарплаты ниже МРОТ или среднеотраслевого уровня;
− непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности и др. В настоящее время налоговые органы рассматривают легализацию налоговой базы организаций и вывод скрытых доходов «из тени» в качестве возможного источника дополнительных поступлений налога на прибыль в бюджет. По указанной причине работа с убыточными предприятиями является одной из приоритетных задач налоговых органов. Необходимо отметить, что наличие у компаний убытков и ранее привлекало особое внимание инспекторов, однако создание специальных «убыточных» комиссий в какой-то степени формализовало эту работу. Отметим, что на законодательном уровне деятельность таких комиссий не регламентирована. Тем не менее на уровне отдельных субъектов существуют соответствующие подзаконные акты. В частности, еще 3 апреля 2007 г. Правительством г. Москвы было издано постановление № 234-ПП, в соответствии с которым отраслевые органы исполнительной власти и префектуры административных округов Москвы при разработке годовых программ и планов должны предусматривать проведение адресной работы с убыточными организациями, направленной на повышение уровня рентабельности и сокращение количества убыточных организаций. В развитие этого направления деятельности правительство Москвы 17 июня 2008 г. выпустило постановление постановление № 528-ПП для отраслевых органов исполнительной власти, которым было предписано отчитываться о результатах работы комиссий и рабочих групп по легализации объектов налого-обложения. В рамках данной работы органы исполнительной власти обязаны запрашивать у проблемных организаций опросные листы с информацией о финансовом состоянии. Кроме того, местные органы власти должны давать налогоплательщикам рекомендации (в том числе - об уточнении финансовой и налоговой отчетности, чтобы исключить неправомерно показанные убытки), а также обращаться в уполномоченные органы с предложениями о проведении налоговых проверок и о принятии мер экономического воздействия или о ликвидации. Подобная активная позиция Правительства г. Москвы в указанной сфере свидетельствует о тенденции, выраженной в стремлении государственных органов участвовать в жизни хозяйствующих субъектов. Ранее ФНС России в своем приказе от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ упоминала факт убыточности всего лишь как один из критериев самостоятельной оценки рисков, используемых инспекторами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Теперь же информировать налоговые органы об убыточном предприятии и, при необходимости, инициировать выездные проверки - фактически прямая обязанность органов исполнительной и муниципальной власти.

Правовые «лазейки»

Несомненно, в основу создания «убыточных» комиссий изначально положены благие цели:
- выявление очевидных фактов нарушения отдельными компаниями НК РФ;
- помощь добросовестным налогоплательщикам, допустившим ошибки в результате неправильного применения налогового законодательства.
Причем вне зависимости от критериев, на основании которых проводится анализ финансовых показателей деятельности фирмы, приходится признать: если представителя организации пригласили на комиссию, значит у контролеров имеются основания полагать, что она совершила налоговое правонарушение.
И все же несмотря на изложенное, зачастую указанную форму взаимодействия с компаниями используют представители налоговых органов, злоупотребляющие своими правами. В частности, ссылаясь на необходимость проверки причин возникновения убытков, инспекторы истребуют подтверждающие расходы первичные документы. Тем самым они нередко пытаются затянуть камеральную проверку или преследуют иные цели. В указанной ситуации налогоплательщику важно помнить ряд закрепленных в НК РФ правил. Все компании обязаны в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ). Таковыми (то есть «случаями и порядком») являются мероприятия налогового контроля, предусмотренные главой 14 НК РФ, в частности камеральные и выездные налоговые проверки.

Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88, в частности:
- пунктом 6 (в декларации заявлена налоговая льгота);
- пунктом 7 (документы подлежат представлению вместе с декларацией в силу специальных норм НК РФ);
- пунктом 8 (в декларации заявлено право на возмещение НДС);
- пунктом 9 (представлена декларация по налогу, связанному с использованием природных ресурсов).
В случае если декларация налогоплательщика не удовлетворяет требованиям, перечисленным в пунктах 6, 7, 8 и 9 статьи 88 НК РФ, а также не содержит противоречий и ошибок, то инспекторы не имеют оснований для запроса каких-либо документов и пояснений. Заметим, что, как правило, подобные требования следуют после сдачи отчетности по налогу на прибыль. Для того чтобы отказаться от представления письменных объяснений о причинах появления убытка, компания может использовать дополнительные аргументы. К ним можно отнести тот факт, что ни в одной норме НК РФ указанная обязанность не зафиксирована, за исключением случаев, прямо предусмотренных НК РФ. В частности, подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ дает ИФНС право вызвать налогоплательщика для дачи пояснений по факту уплаты налогов, а также в связи с проверкой. Пункт 3 статьи 88 НК РФ также предоставляет налоговому органу право обратиться к налогоплательщику за пояснениями, но только в случае, если в ходе проверки выявлены ошибки, противоречия или несоответствия в имеющейся у налогового органа информации.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ, организация вправе отказаться от пояснений по вопросам, связанным с убытком по результатам деятельности, поставленным налоговым органом вне рамок предусмотренных НК РФ мероприятий налогового контроля. С примером составления пояснительной записки для ИФНС можно ознакомиться в .

Мрачный «след» отказа

Необходимо принимать во внимание потенциальные риски, связанные с отказом налогоплательщика от представления письменных пояснений, а также от явки на «убыточные» комиссии. В качестве мер административного воздействия налоговый орган может объявить в розыск должностных лиц компании или привлечь их к административной ответственности на основании статьи 19.4 КоАП РФ.
Кроме того, нельзя исключать, что активное противодействие пусть и незаконным требованиям налогового органа может стать поводом для скорейшего включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. В случае, если указанные риски представляются
компании существенными, она может выбрать путь сотрудничества с налоговым органом. Он, в свою очередь, предполагает готовность руководства компании
представить соответствующие пояснения. Учитывая, что процедура обоснования убытков, а также проведения «убыточных» комиссий, не регламентирована налоговым законодательством, организация может воспользоваться помощью специалистов, которые помогут в подготовке соответствующих пояснений. Помимо расшифровки позиций отчетности, раскрывающих причины образования убытка, целесообразно подготовить информацию о путях преодоления сложившейся ситуации. Такой информацией может быть выдержка из бизнес-плана (при условии, что она не является коммерческой тайной), показывающая, что организация нацелена на дальнейшее развитие и извлечение прибыли; сведения о заключенных фирмой договорах, которые в будущем позволят скорректировать показатели рентабельности в лучшую сторону.
Помимо перечисленного, налогоплательщик вправе предоставить сведения о причинах убыточности. Это может быть отчет о временном уменьшении спроса на продукцию, росте цен на сырье и другие сведения. Анализ судебной практики позволяет с уверенностью сказать, что суды не поддерживают формальный подход отдельных представителей ФНС в спорах, касающихся оспаривания признанного в целях налогообложения убытка. Они принимают сторону организации, если убыток документально подтвержден руководством фирмы и имеет экономическое обоснование.
Повод для приглашения
Практика показывает, что создание «убыточных» комиссий нередко достигает поставленных задач. Среди них - пресечение действительных фактов неполного отражения в учете хозяйственных операций, умышленного занижения доходов, а также необоснованного завышения расходов, не отвечающих критериям, перечисленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Результативность работы «убыточных» комиссий обусловлена, в первую очередь, анализом информации о финансовом положении налогоплательщика. В его основе лежит ряд показателей, среди которых следующие:
- отражение налогоплательщиком в отчетности убытков на протяжении нескольких (более двух) отчетных периодов (лет);
- наличие задолженности по уплате налогов и страховых взносов;
- нарушение налогового законодательства при формировании убытков прошлых налоговых периодов и наличие этих нарушений при составлении текущей налоговой отчетности;
- осуществление деятельности в высокодоходных сферах экономики и др. (см. постановление Правительства Москвы № 528-ПП).
Кроме того, налогоплательщика могут пригласить на заседание «убыточной» комиссии, если в его отчетности имеются противоречия, наблюдается тенденция к росту дебиторской задолженности или показателя заемного капитала.

Риск сдачи «с повинной»

При составлении развернутого отчета о причинах возникновения убытков необходимо учитывать, что излишняя детализация этих причин может привлечь внимание налогового органа, который выставит требование о представлении копий первичных документов. В связи с этим подчеркиваем, что представляя развернутое обоснование причин возникших убытков, фирма должна быть уверена в соответствии расходных операций требованиям как налогового, так и иных смежных отраслей права. В противном случае перед представлением в налоговый орган письменных пояснений целесообразно сначала провести анализ признанных в целях налогообложения расходов на предмет их соответствия НК РФ и, при необходимости, внести соответствующие исправления в налоговую отчетность.
Необходимо отметить, что результативность работы «убыточных» комиссий заключается, в том числе, в представлении убыточными организациями уточненных деклараций, в которых сумма расходов (убытка) существенно снижена. Указанный подход видится обоснованным в том случае, если по результатам аудита перечня признанных для целей налогообложения расходов налогоплательщик действительно выявил ошибки (как арифметические ошибки, так и факты неправильного применения норм главы 25 Налогового кодекса РФ). Впрочем, нельзя признать
законным требование инспекторов внести изменения, которые искусственно повлияли бы на размер убытка, при том, что ошибок в формировании налоговой базы не допущено. Например, нередко налоговые органы настойчиво предлагают исключить из состава признанных расходов затраты, связанные с оплатой труда, и зафиксировать их таким образом, чтобы выплаты отражались в отчетности как сделанные за счет собственных средств организации. Очевидно, что данное требование не только противоречит обязанности налогоплательщика отражать в учете операции в соответствии с их экономическим смыслом и фактическими обстоятельствами, но и влечет необходимость внесения ничем не обоснованных исправлений в документы первичного учета, а также в регистры учета. Кроме того, подобное следование на поводу у налоговых органов может повлечь негативные последствия для организации в случае последующей налоговой проверки (например, риск переквалификации «произведенных из собственных средств расходов» в расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ) для целей исчисления ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование). В этой ситуации налогоплательщику вряд ли удастся доказать, что он исполнял требование налогового инспектора, поскольку «пожелания» о представлении уточненных деклара-
ций, как правило, высказываются в устной форме. В связи с этим компаниям настоятельно не рекомендуется исполнять подобные незаконные требования
даже при наличии риска назначения выездной налоговой проверки.
В случае, если налоговая база сформирована в строгом соответствии с НК РФ, риск того, что налоговые доначисления, сделанные в ходе проверки проверяющими, «устоят» в суде, невелик. По этой же причине вариант отнесения всех затрат к расходам будущих периодов также вызывает сомнение. По общим правилам, изложенным в абзаце 1 пункта 1 статьи 272 НК РФ, расходы, принимаемые при исчислении налога на прибыль, признаются налогоплательщиками, применяющими метод начисления, в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. Поэтому в случае, если НК РФ не предусматривает в отношении конкретных затрат особого порядка их признания
в целях налогообложения, их намеренное отнесение к более поздним периодам может свидетельствовать о недостоверности отчетности компании за текущий отчетный (налоговый) период.

Отрицательный результат не приговор

Особое внимание необходимо уделять контролю над показателями финансовой отчетности во избежание риска превышения уставного капитала над чистыми активами налогоплательщика. «Отрицательный» показатель чистых активов может стать дополнительным аргументом налогового органа в поддержку своего требования, обращенного к налогоплательщику, о представлении уточненной декларации. Учитывая, что наличие «отрицательных» чистых активов является основанием для ликвидации организации в соответствии с Законом № 14-ФЗ и Законом № 208-ФЗ, налогоплательщик должен разработать план их улучшения.
В качестве предусмотренного законодательством варианта может быть использован вклад имущества (в том числе денежных средств), финансовая помощь, переоценка основных средств и другие меры, различающиеся в зависимости от сложности оформления и налоговых последствий. При этом необходимо иметь в виду, что вне зависимости от выбранной налогоплательщиком процедуры улучшения состояния чистых активов она должна быть осуществлена в соответствии с действующим законодательством. В заключение отметим, что сам по себе факт получения убытка по результатам хозяйственной деятельности не свидетельствует о совершении компанией налогового правонарушения или извлечения необоснованной налоговой выгоды. Однако нельзя отрицать то обстоятельство, что даже в сложных экономических условиях наличие убытков должно иметь обоснование. В связи с этим вызов на «убыточную» комиссию может являться серьезным напоминанием о необходимости проверки налогового учета в компании на предмет соответствия законодательству.

Материал предоставлен журналом "Расчет"

Пояснение в налоговую службу по убыткам необходимо дать в том случае, если из этого надзорного органа поступило соответствующее требование.

Зачем писать пояснение

Довольно часто у налоговиков по результатам сданной налоговым агентом отчетности появляются различные вопросы. В таких ситуациях инспекторы высылают в организацию письмо с просьбой дать пояснения. Наиболее часто проблемы возникают в связи с какими-либо противоречиями, неточностями и ошибками, выявленными в декларациях, несоответствиями между данными, имеющимися в налоговой и указанными в отчетной документации предприятием, а также из-за отсутствия прибыли по результатам работы в отчетном периоде, а уж тем более при явных убытках.

Последнее вызывает у налоговиков вполне обоснованные сомнения, поскольку основной целью работы любой компании является извлечение выгоды, а если таковой по итогам предоставленной декларации не имеется, то это может обозначать попытки скрыть доход для уклонения от уплаты налогов, что особенно актуально при систематических убытках.

Не следует забывать и о том, что налог на прибыль является одним из главных источников формирования бюджета, а это значит, что налоговики следят за перечислениями по этому налоговому направлению особенно пристально.

Что может привести к убыткам

Отсутствие доходов и убытки организаций – не такое уж и редкое явление, как может показаться непосвященному человеку. Они могут быть связаны с самыми разными обстоятельствами. К ним может привести общий финансовый кризис, спад спроса на продукцию (в том числе из-за сезонных факторов), превышение трат и расходов над прибылью (например, при покупке дорогостоящего оборудования, крупных ремонтных работах и т.п.), проблемы в производстве, неэффективный менеджмент компании, перепрофилирование предприятия и освоение новых рынков и многие другие причины.

Как проверяется организация

Для того чтобы проверить и проконтролировать то или иное предприятие, вызвавшее сомнения в финансовой и налоговой «чистоте», в налоговых службах формируются специальные, так называемые «убыточные комиссии».

В соответствии с законодательством их основная задача – простимулировать организации самостоятельно разобраться в причинах убытков и предотвратить их дальнейшее появление.

Особое внимание комиссия уделяет тем компаниям, которые на протяжении двух предыдущих лет показывали в своих декларациях отсутствие прибыли, а также тем, которые делают слишком незначительные налоговые отчисления (у специалистов налоговой есть средние показатели по доходам и налоговым платежам в том или ином отраслевом направлении бизнеса).

Для достижения своих целей работники убыточной комиссии не только пишут требования о даче пояснений по убыткам в организации, но и при особо сомнительных ситуациях вызывают «на ковер» руководство фирм (обычно директора и главного бухгалтера).

Можно ли не давать пояснений по убыткам

Пояснения об убытках давать нужно обязательно. Причем делать это следует в письменном виде и не позже чем через пять дней после получения соответствующего требования из налогового органа.

Несмотря на то, что никакого наказания за отсутствие пояснений в законодательстве РФ не предусмотрено, игнорирование писем налоговиков может иметь весьма печальные последствия для организации. В частности, может произойти доначисление налогов или могут быть приняты какие-либо меры административного воздействия. Но самое неприятное, что также вполне возможно – отсутствие логичной и ясной картины финансовой деятельности компании может привести к выездной налоговой проверке, при которой будет «перетрясена» вся документация за последние три года, а это уже чревато совершенно иными, более серьезными санкциями. Замечено: в график выездных проверок предприятия с регулярными убытками налоговики включают весьма охотно.

Как писать пояснение по убыткам

Пояснение можно писать в произвольном виде. Главное, чтобы структура документа отвечала нормам и правилам составления деловой документации, а сам текст пояснительной записки был четким, понятным и полностью отражал реальное положение дел на предприятии.

Если к убыткам привели какие-то события, свойственные для всей экономики: например, кризис, то тут иногда достаточно просто грамотно это сформулировать, указав на спад спроса и вынужденное снижение цен (приложив к пояснению отчеты, прайсы и прочие свидетельствующие об этом бумаги). А вот если причиной отсутствия прибыли стали, к примеру, большие траты налогоплательщика при одновременном снижении продаж, то эти сведения надо подкрепить более серьезными документами (договорами и соглашениями о расторжении договоров, актами, налоговыми выписками и т.д.). По возможности нужно предоставить также детальный отчет по расходам и доходам.

Если убытки возникли вследствие каких-либо чрезвычайных ситуаций (пожаров, затоплений, краж и т.п.), то к пояснению нужно обязательно прикрепить справки из соответствующих государственных структур (полиции, МЧС, управляющей компании и проч.).

Не лишним в документе станет и описание мер, которые работники организации предпринимают для предотвращения дальнейших убытков (они укажут на желание руководства предприятия исправить неблагоприятную ситуацию).

Следует отметить, что у крупных компаний пояснения порой достигают объема в несколько десятков страниц, что объяснимо, поскольку чем точнее пояснительная записка, тем меньше претензий со стороны налоговиков может появиться в дальнейшем и тем ниже вероятность выездной налоговой проверки.

Как оформить бланк

Документ можно писать вручную, но лучше все же напечатать на компьютере. Для распечатки допустимо взять обычный лист бумаги или же бланк с реквизитами и логотипом фирмы. Пояснение нужно делать обязательно минимум в двух экземплярах, один из которых отправить по месту назначения, второй оставить у себя. Информацию о записке нужно обязательно внести в специальный учетный журнал – сюда достаточно поставить его номер и дату.

Кто должен подписать документ

Пояснение пишется от лица руководителя организации или работника, временно находящегося на его месте. Соответственно, именно директор и должен поставить под письмом свой автограф. Хорошо, если в документе распишется и главный бухгалтер предприятия, как материально-ответственное лицо, которое формирует финансовую и налоговую отчетность.

Как отправить пояснение

Если компания подает отчетность в налоговую службу в электронном виде, то и пояснения нужно передавать в таком же формате. Однако, если налоговый агент пользуется правом подачи отчетной документации на бумажных носителях, то допускается формировать пояснительную записку в «живом виде». Затем ее можно отнести в налоговую лично, передать с представителем (у которого на руках есть соответствующая доверенность) или же переслать по почте.

Если налоговая прислала вам требование о даче пояснений по убыткам, возьмите на вооружение выше приведенные рекомендации и посмотрите пример – на их основе вы без труда напишите собственный документ.

  1. Сначала в пояснительной записке нужно указать адресата (справа или слева вверху бланка) т.е. ту налоговую, куда будет отправлено данное письмо.
  2. Затем указывается отправитель: название фирмы, ее реквизиты и контактные данные,
  3. После этого переходите к основному разделу. Первым делом укажите здесь ссылку на требование о даче пояснений, пришедшее из налоговой.
  4. Далее как можно подробнее словами опишите обстоятельства, в связи с которыми образовались убытки.
  5. После этого переходите к объяснениям в цифрах. Здесь нужно предоставить данные о доходах и расходах, а также внести ссылки на документальные подтверждения (указав их наименование, номер и дату).
  6. После того как пояснительная записка будет сформирована, не забудьте ее подписать.