Использование иностранных инвестиций является сегодня объективной необходимостью, обусловленной участием экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в свободные отрасли предпринимательства. Для отечественной экономики иностранные инвестиции рассматриваются как фактор ускорения экономического и технического прогресса, обновления и модернизации производственного аппарата, овладения передовыми методами организации производства, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики. В то же время существуют и мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику, крайним выражением которых является тезис об угрозе «распродажи России» международным монополиям. Другой, более логичной позицией являются взгляды тех предпринимателей, которые в неконтролируемом притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. И все же объективные законы мировой экономики, опыт международной миграции капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от этого процесса. Поставив цель интегрироваться в мировое хозяйство, провозглашая идеи следования принципам открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов вывоза капитала из нашей страны и его импорта в Россию.
В условиях инвестиционного кризиса 1990-х гг. в России привлечение иностранных инвестиций стало задачей, от эффективности решения которой зависели ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ.
Специфические условия нашей страны (обширность территории, неразвитость коммуникационной структуры, наличие устаревшего производственного аппарата, гипертрофированность военно-промышленного комплекса при отсутствии целого ряда производств, необходимых для гражданской экономики) сделали этот процесс не имеющим аналогов в мире. Приток иностранных инвестиций в Россию в абсолютном выражении значительно ниже уровня развитых стран Европы и США и находится на уровне стран Южной Америки (Бразилия, Мексика) и Австралии. Если же принять во внимание величину инвестиций на душу населения и масштаб российской экономики, то приток иностранных инвестиций за весь период экономических реформ, несмотря на его ежегодное увеличение, окажется крайне мал.
Наиболее привлекательными отраслями российской экономики для иностранных инвестиций являются прежде всего те, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов, имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная и отчасти химическая промышленность), обслуживают широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления). Иностранные инвесторы в этом случае решают проблему сырьевого обеспечения своих стран, а также реализуют некапиталоемкие быстроокупаемые проекты, ориентированные на насыщение российского потребительского рынка. Более двух третей иностранных инвестиций в российскую экономику традиционно направляются в топливную, пищевую промышленность, телекоммуникации и коммерческую деятельность по обслуживанию рынка. Подобная ориентация ведет к усилению зависимости нашей страны от экспорта сырьевых товаров, является тормозом в структурной перестройке отечественной экономики и не способствует ее экономическому росту.
Кроме «отраслевого перекоса» налицо и территориальная неравномерность распределения ПИИ в России. Львиная их доля идет либо в регионы с развитой торговой, транспортной, финансовой и информационной инфраструктурой (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, отчасти Приморский край), либо в регионы с высокой плотностью ориентированных на экспорт предприятий ТЭК (Тюменская, Томская, Омская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан, Красноярский край). Можно выделить три основных центра привлечения ПИИ в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры.
Описанная выше тенденция к неравномерному отраслевому и территориальному распределению прямых иностранных инвестиций не случайна. Она в значительной мере отражает, с одной стороны, реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда как экспортера сырьевых ресурсов и импортера иностранной высокотехнологичной продукции. С другой стороны, эта тенденция показывает, какие категории инвесторов готовы производить прямые капиталовложения в российскую экономику, невзирая на высокие риски и неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего это крупнейшие ТНК, рассматривающие ПИИ в России как способ доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в российские предприятия являются для них частью глобальной инвестиционной стратегии продвижения на российский рынок своей продукции (реализуемой через создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных центров, внедрение своих стандартов), что позволяет им мириться с высокой рискованностью и временной невыгодностью капиталовложений. Во-вторых, это средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов (в торговле, строительстве и сфере услуг). В-третьих, это инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Риски инвестиций в Россию для них снижаются за счет знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.
Иностранные компании и банки, производя инвестиции в России, преследуют следующие цели помимо вышеназванных:
. использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой - сравнительно дешевая рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья (при этом не стоит переоценивать дешевизну труда в России, во многих развивающихся странах стоимость рабочей силы ниже, а работники более дисциплинированы);
. включение российских предприятий в технологические цепочки иностранных ФПГ посредством приобретения отечественных предприятий - поставщиков сырьевых ресурсов и полуфабрикатов;
. покупка потенциально эффективных российских предприятий по низкой цене с целью получения высокой прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведения маркетинговых исследований и реструктуризации номенклатуры производимой продукции;
. использование морально устаревшего или экологически вредного оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах; выпуск и реализация на российском рынке устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана.
Международная правовая практика предусматривает для иностранных инвестиций применение либо режима наибольшего благоприятствования, либо национального режима. В России действует национальный режим. В соответствии с документами Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной торговой палаты (МТП) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) это означает, что привлечение иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием регулируются национальным законодательством, причем последнее не содержит различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов.
Иностранные инвесторы могут иметь доступ к местным производственным, трудовым и финансовым ресурсам, создавать предприятия любой организационно-правовой формы, принятой в стране, осуществлять хозяйственную деятельность на тех же условиях, что и национальные предприниматели, пользоваться значительными местными льготами. Разработанные МБРР совместно с МВФ принципы приема иностранных инвестиций включают: национальный режим, недискриминацию иностранных инвесторов, защиту и гарантии (беспрепятственного перевода соответствующих валют, недопущения экспроприации иностранных капиталовложений, разрешения споров между инвестором и принимающим государством в Международном арбитраже).
Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон об иностранных инвестициях), другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ, а также международными договорами РФ. Кроме того, отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, регулируются соответственно законодательством РФ о банковской деятельности и законодательством о страховании. Вложения иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели (образовательной, благотворительной, научной и религиозной) осуществляются в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях.
Субъекты РФ вправе принимать собственные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, в соответствии с федеральными законами РФ. Региональные власти, заинтересованные в привлечении зарубежных инвестиций и технологий, нередко принимают весьма действенные меры в этом отношении. В той или иной форме законы (указы, постановления) об иностранных инвестициях и их стимулировании были приняты во многих регионах - субъектах РФ еще в 1993-1996 гг. (например, в Московской области, республиках Татарстан, Саха, Якутия, Мордовия и др.).
Закон об иностранных инвестициях определяет понятия «иностранный инвестор», «иностранная инвестиция», «прямая иностранная инвестиция».
В соответствии с российским законодательством под иностранными инвестициями понимаются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денежных средств, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, прав на интеллектуальную собственность, а также услуг и информации.
Иностранными инвесторами в РФ могут являться иностранные юридические лица, иностранные граждане, отечественные граждане, проживающие за рубежом, иностранные государства, международные организации.
Иностранные инвестиции в РФ осуществляются в следующих формах:
. в форме долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими и физическими лицами;
. создания организаций, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
. участия в приватизации;
. приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
. приобретения организаций, имущественных комплексов, прочего имущества, не запрещенного законодательством РФ;
. приобретения ценных бумаг;
. хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах.
Прямая иностранная инвестиция представляет собой:
. приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь образуемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества;
. вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;
. осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования.
В законодательстве РФ предусмотрены количественные ограничения для иностранных инвестиций, затрагивающих деятельность стратегически важных отраслей российской экономики. В Федеральном законе от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» обозначены 42 таких вида деятельности. Это, в частности, работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы, работы с ядерными установками, радиационными источниками и радиоактивными материалами, разработка и производство вооружений, боеприпасов, военной и авиационной техники, торговля ими, космическая деятельность, теле- и радиовещание, услуги связи (кроме сети Интернет), геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых, добыча водных биоресурсов, полиграфическая деятельность. Сделки купли-продажи, дарения, мены голосующих акций или долей в уставном капитала, доверительного управления, совершаемые иностранными государствами или организациями в отношении предприятий этих видов деятельности подлежат предварительному согласованию с Правительством РФ, если в результате этих сделок иностранные инвесторы приобретают право распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в капитале стратегически важных предприятий. В отношении деятельности по разведке и добыче полезных ископаемых из недр федерального значения это требование ужесточено до 5%. Для согласования рассматриваемых сделок создана Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Положения этого закона не распространяются на отношения с хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 50% голосующих акций или Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, а также на отношения, урегулированные международными договорами. Таким образом, закон направлен на предотвращение обладания иностранными инвесторами контрольными или блокирующими пакетами акций. Основные положения государственной политики Российской Федерации в отношении иностранных инвестиций прописаны в Законе об иностранных инвестициях. В частности, законом закреплены государственные гарантии защиты иностранных инвестиций:
. гарантия правовой защиты иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, в том числе право на возмещение убытков, причиненных инвестору в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов;
. право осуществлять инвестиции в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
. гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
. гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
. гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;
. гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм, в том числе компенсаций;
. гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации, которые были ввезены на ее территорию в качестве иностранной инвестиции;
. право иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
. гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
. гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество;
. гарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения законодательства Российской Федерации.
Закон об иностранных инвестициях гарантирует иностранным инвесторам, осуществляющим приоритетные инвестиционные проекты (т. е. проекты с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб. либо с минимальным вкладом иностранных инвесторов в уставном капитале не менее 100 млн руб. или 25%), стабильность законодательства РФ, в том числе налогового, в течение всего срока окупаемости проекта (не более семи лет с начала финансирования проекта за счет иностранных инвестиций). Таким образом, вновь принятые федеральные законы, нормативные акты РФ и изменения к действующим актам, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора либо коммерческой организации с иностранными инвестициями, не действуют в отношении этих хозяйствующих субъектов в течение срока окупаемости проекта.
Инвестиционное законодательство РФ критикуется специалистами за его определенную декларативность. В Законе об иностранных инвестициях перечислены гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам, однако отсутствует конкретный механизм реализации этих гарантий. Положения о гарантиях неизменности налогового режима для инвесторов распространяются только на определенную категорию коммерческих организаций, реализующих приоритетные проекты. Закон об иностранных инвестициях не распространяется на вложения иностранного капитала в кредитные и страховые организации, а также в некоммерческие организации. Таким образом, в отношении инвесторов проводится неодинаковая налоговая политика по признаку объема вкладываемых средств. На практике получается, что инвестор, вложивший средства в один проект, оказывается более защищен от неблагоприятного изменения налогового климата, чем инвестор, диверсифицировавший вложения и создавший несколько различных производств с суммарным объемом инвестиций больше, чем у первого, но не подпадающих под определение приоритетного инвестиционного проекта. Статус приоритетного присваивается проекту по решению Правительства РФ, которому фактически предоставлено право по своему усмотрению делегировать налоговые льготы отдельным предприятиям, причем наиболее крупным налогоплательщикам, т. е. регулировать доходную часть федерального бюджета. Кроме того, закон не страхует инвесторов от изменения ставок таможенных пошлин, направленных на защиту экономических интересов России, а также ставок акцизов и НДС. Эта оговорка не случайна, так как именно таможенные пошлины, акцизы и НДС являются основными источниками доходов федерального бюджета. Эти косвенные налоги и составляют основную налоговую нагрузку на изготовителя, поэтому фактически инвестор гарантирован только от неблагоприятного изменения менее значимых (второстепенных) налогов. Важной является гарантия на возврат капитала, в том числе доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями на территории России. Таким образом, закон гарантирует беспрепятственный вывоз легального капитала из страны зарубежными инвесторами без каких-либо ограничений. Однако из этого правила могут быть исключения, как, например, во время финансового кризиса в августе 1998 г.
В целях привлечения в реальный сектор экономики прямых иностранных инвестиций был утвержден Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее - Закон о разделе продукции). Согласно основополагающему принципу соглашений о разделе продукции, инвестор освобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и (или) переработанного сырья либо его денежный эквивалент. Налоговый кодекс РФ предоставляет иностранным инвесторам специальный налоговый режим, предполагающий:
. освобождение от уплаты:
- региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего регионального или муниципального органа власти и управления,
- налога на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, находящихся на балансе налогоплательщика и используемых исключительно для выполнения соглашений о разделе продукции,
- транспортного налога;
. возмещение инвестору суммы уплаченных им НДС, акцизов, единого социального налога, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, платежей за пользование природными ресурсами, водными объектами.
Минеральное сырье, полученное инвестором в рамках реализации инвестиционного проекта по соглашению о разделе продукции, является его собственностью и может быть вывезено с таможенной территории Российской Федерации на условиях, определенных этим соглашением, без количественных ограничений экспорта.
На стимулирование прямых иностранных инвестиций направлен и Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге». Лизинг как альтернативная форма финансирования долгосрочных инвестиций получает все большее распространение в хозяйстве современной России. Субъектами лизинговых отношений могут быть резиденты и нерезиденты РФ, а также хозяйствующие субъекты с участием иностранного капитала. Лизингодатель получает такие преимущества, как расширение круга постоянных партнеров, номенклатуры продукции на внутреннем и внешнем рынке, благоприятный налоговый режим, рост экономической эффективности использования передаваемого в лизинг оборудования и др. Лизингополучатель приобретает возможность сократить объемы собственных капитальных затрат, снизить риск капиталовложений, уменьшить налогооблагаемую прибыль.
В качестве меры привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ специалистами многие годы называлось создание реально функционирующих свободных (или особых) экономических зон - территорий с льготным таможенным и налоговым режимами. Закон об особых экономических зонах был принят в июле 2005 г. Особая экономическая зона (ОЭЗ) - определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (ст. 2 Закона). В Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Основными целями создания ОЭЗ являются развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики; производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств; развитие транспортной инфраструктуры; развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается Правительством РФ. Особая экономическая зона создается на 20 лет, срок ее существования продлению не подлежит. В соглашении о создании особой экономической зоны, заключаемом для каждой ОЭЗ отдельно, устанавливаются объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета. Земельные участки в пределах территории особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды.
В ОЭЗ действует таможенный режим «свободная таможенная зона», при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Суммы ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость возвращаются таможенными органами, если освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость или их возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ. Оборудование и объекты недвижимости, ввезенные на территорию ОЭЗ в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и (или) изготовленные из товаров, помещенных под этот таможенный режим, и принадлежащие резидентам ОЭЗ на момент прекращения существования особой экономической зоны, остаются в собственности указанных лиц без уплаты таможенных пошлин и налогов и приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ. Предусмотрены следующие налоговые льготы для резидентов особых экономических зон: снижение ставки налога на прибыль до 20% в промышленно-производственных ОЭЗ, освобождение от транспортного и земельного налогов, налога на имущество с момента постановки на учет имущества на пять-десять лет во всех ОЭЗ кроме портовых, пониженные ставки ЕСН для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ. Резидентам всех ОЭЗ предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства РФ о налогах и сборах (за исключением налогообложения подакцизных товаров) на весь период существования каждой зоны.
В декабре 2008 г. действовали две ОЭЗ промышленно-производственного типа - в Липецкой области и в Республике Татарстан, четыре зоны технико- внедренческого типа - в Санкт-Петербурге, в Зеленоградском административном округе Москвы, в Дубне (Московская область) и в Томске, семь особых зон туристско-рекреационного типа - в Калининградской и Иркутской областях, Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, республиках Алтай и Бурятия.
Несмотря на все принятые меры, в России пока не сложились достаточно благоприятные условия для иностранных инвестиций. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики в России, постоянное изменение «правил игры». Российское законодательство в отношении иностранных инвестиций направлено главным образом на прямые капитальные вложения и слабо затрагивает вопросы допуска иностранного капитала на биржу, размещения акций и иных ценных бумаг за рубежом. Еще одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций - это чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений. Сложилась ситуация, когда реализация любого сравнительно крупного инвестиционного проекта требует поддержки на правительственном или региональном уровне. Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, обставлены такими условиями, что ставят их в зависимость от субъективных действий чиновников. Сложность масштабных иностранных инвестиций в модернизацию производства на территории России заключается также в том, что часто иностранным компаниям приходится работать с предприятиями, не имеющими нормального финансового обслуживания, квалифицированных менеджеров, современных маркетинговых структур и других элементов цивилизованного бизнеса.
Добиться существенного количественного и качественного роста иностранных инвестиций в российскую экономику можно, очевидно, путем выработки целостной государственной политики в этой области. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении должны войти стабилизация и упрощение нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность иностранных инвесторов; обеспечение прозрачности деятельности российских хозяйствующих субъектов; создание работоспособной структуры фондового рынка; стабилизация банковской системы; разрешение проблем страхования рисков для иностранных инвесторов.

Среди важных факторов устойчивого развития экономики республики существенное место занимает привлечение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции, привлекаемые в страну, можно разделить на три канала. Между собой эти три финансовых потока различаются по назначению применения, условиям предоставления и т.д.

Группу А составляют экспортные кредиты, обычно связанные с одним или группой проектов, которые понимаются как кредиты, выданные с условием закупки товаров или услуг только из страны-экспортера. Они выступают в двух основных формах: инвестиционные, которые предоставляются с целью поставки технологии, оборудования и т.д. на срок более 3 лет, и товарные кредиты, предоставляемые на условиях поставки уже готовых потребительских товаров, а также запчастей и оборудования без привязки к инвестиционным проектам (срок до 3 лет).

В мировой практике подобные экспортные кредиты предоставляются обычно под гарантии первоклассных банков. Однако для страны с переходной экономикой, где обычно присутствуют большие политические и экономические риски, экспортеры чаще всего требуют правительственных гарантий. В этом случае гарантийная база привлечения экспортных кредитов имеет три уровня: контргарантия конечного заемщика, контргарантии банка страны-заемщика, гарантия государства-заемщика. Таким образом, ответственность за погашение кредита ложится, в первую очередь, на конечного заемщика, а с учетом риска - на банк и затем - на бюджет. Правительственная гарантия является основанием для заключения банковского соглашения о кредите.

Группу В составляет официальная помощь развитию (ОПР). ОПР предоставляется государству на межправительственном уровне и также подразделяется на две формы: техническую и финансовую. Техническая помощь подразумевает предоставление услуг в самых разных сферах: обучение, консультации, покупка оборудования. Такая техническая помощь предоставляется в двух видах: грант - безвозмездная передача стране-получателю технической помощи и займа - передача технической помощи на условиях платности, срочности и возвратности. Финансовая помощь в рамках ОПР. направляется на поддержание платежного баланса, критического импорта товаров и в инвестиционные проекты, необходимые, прежде всего в пределах социально-экономических задач.

К группе С относятся инвестиции, которые понимаются как капитализация части прибавочной стоимости (прибыли), в данном случае приток иностранного капитала в экономику страны. Они разделяются на два вида. Прямые инвестиции - вложение иностранного капитала в экономику страны под собственный риск предпринимателя. Под портфельными инвестициями понимают вложение финансовых средств в фиктивный капитал - акции и другие ценные бумаги. Преимуществом этого вида деятельности (по крайней мере, для правительства) является то, что здесь не требуется финансовых гарантий.

Между тем при выборе оптимального решения надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов.

Среди них можно назвать:

  • 1) международную кооперацию производства, сопровождающуюся передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности;
  • 2) получение зарубежных кредитов;
  • 3) получение иностранного оборудования на основе лизинга;
  • 4) получение кредитов на компенсационной основе;
  • 5) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций;
  • 6) создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • 7) сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица;
  • 8) привлечение иностранного капитала на основе концессий или договоров о разделе продукции;
  • 9) создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Схема составлена по данным Минфина и Госкомитета по управлению госимуществом и привлечению прямых иностранных инвестиций.

Все эти формы сотрудничества имеют позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему экономики Кыргызской Республики. Однако необходимо подчеркнуть, что все они подвержены воздействию инфляции, политической и экономической нестабильности.

Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффективным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например, при передаче иностранному партнеру пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.

Разные формы кредита (просто получение кредита, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках владельца. В случае твёрдой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовых ресурсов может оказаться предпочтительнее. Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала (формы 5-9-я), позволяют сопрягать трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также (кроме формы, связанной с созданием предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу) капитал принимающей страны с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а лишь прибыли на капитал, которая к тому же не может быть «отоварена» конкретным продуктом, получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции.

Однако если при получении кредита оплата завершается при погашении всей его суммы и процентов, выплата прибыли иностранному инвестору (которую или часть которой он может вывозить из страны) осуществляется постоянно, пока функционирует это предприятие. В сфере добычи полезных ископаемых предприятие с иностранными инвестициями или иностранный инвестор, получивший концессию, получают право самостоятельно распоряжаться добытыми природными ресурсами. Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо, прежде всего, учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.

Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.

Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется:

  • - создание совершенно новых предприятий для структурной перестройки, производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка;
  • - создание новых экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;
  • - создание новых хозяйственных единиц для развития конкуренции;
  • - ускорение освоения новых месторождений полезных ископаемых, как для внутреннего рынка, так и для расширения экспортного потенциала;
  • - ускоренное развитие менее развитых территорий;
  • - создание структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга.

С учетом этих целей и должен решаться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все эти формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия (независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны. Поэтому на каждом уровне хозяйствования необходимо сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые приемлемы для данного уровня.

Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100%-м иностранным участием. Серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Для Кыргызской экономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения, особенно в переработке сельскохозяйственной продукции, производстве одежды, обуви и других товаров народного потребления. В этих отраслях нет опасности, что предприятие со 100% участием захватит монопольное положение на внутреннем рынке республики.

Вопрос о привлечении иностранного капитала в приоритетные отрасли решается теперь не непосредственно органами управления, а путем проведения ими соответствующей политики или осуществления определенных административных мер. В частности, предоставляя налоговые и другие льготы, органы управления могут способствовать привлечению иностранного капитала в форме совместных предприятий в приоритетные отрасли производства.

В некоторых случаях органы управления на региональном или национальном уровне должны сами принимать решение о выборе той или иной формы привлечения иностранных ресурсов. Например, если речь идет об освоении месторождений полезных ископаемых, то здесь возможны различные варианты:

во-первых, заключить соглашение о привлечении иностранных средств на компенсационной основе, сохранив контроль над самим производством полностью в руках национальных предприятий (государственных или частных);

во-вторых, создавать для разработки месторождения совместные предприятия, определив при этом оптимальную долю иностранного партнера;

в-третьих, предоставить концессию или заключить соглашение на основе разделения продукции по разработке месторождения иностранной фирме или группе фирм.

Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс могут осуществляться в различных формах. К числу основных форм привлечения иностранного капитала в эту отрасль относятся прямые иностранные инвестиции на основе договоров о концессии, контрактов типа «продакшен шеринг» (контрактов на раздел продукции), сервисных контрактов с риском и без риска. В международной практике в добыче полезных ископаемых разведка и разработка месторождений с привлечением иностранного капитала давно осуществляются в вышеназванных формах. Условно эти формы можно разделить на две основные категории - концессии и контракты. При этом если до 70-х годов концессии были практически единственным видом соглашений между нефтяными компаниями и правительствами принимающих стран, то впоследствии стали шире применяться новые, более совершенные формы соглашений. В настоящее время, наряду с концессионными соглашениями, широко применяются соглашения о разделе продукции, сервисные и подрядные оглашения. Существующее разнообразие видов соглашений в добыче позволяет регулировать полноту выполняемых работ - от проведения поиска, разведки, разработки месторождений до сдачи объекта «под ключ» и развития инфраструктуры района, проведения чисто сервисных работ. Говоря о различных формах разработки природных ресурсов, следует отметить одну общую черту, характерную практически для всех стран. Это существование лицензионной (разрешительной) системы доступа к полезным ископаемым. Прежде чем приступить к разведке или разработке месторождения, необходимо получить от государства разрешение па проведение тех или иных видов работ. Такое разрешение предоставляется в форме лицензии, концессии, договора, аренды и т.д. Концессия представляет собой соглашение (сделку), по которому государство передает свои монопольные права на эксплуатацию месторождения компании-концессионеру, который взамен полученных прав принимает на себя определенные обязательства - погашение всех своих затрат и уплату определенных налогов, ведение разведки на месторождении, а в случае обнаружения запасов концессионер обязуется добывать и продавать нефть и газ. Право на транспортировку обнаруженных углеводородов обычно тоже предусматривается в концессионном соглашении. Основным преимуществом концессии является то, что это проверенный временем эффективный механизм. Ее предоставление и реализация могут быть оговорены законодательством. Одним из серьезных недостатков концессии является то, что правительству принимающей страны предоставляется меньше прав вмешиваться в деятельность предприятия и участвовать в его управлении. Ограничивается возможность государства по таким вопросам, как например, подготовка национальных кадров, контроль над развитием отрасли. Этот недостаток можно устранить, оговорив в концессионном соглашении участие государственного ведомства в форме партнера по совместному предприятию, а также обязательства иностранной нефтяной компании по подготовке кадров. Предоставление концессий пока не получило широкого распространения в Кыргызской Республике. Республика должна учитывать мировой опыт в области концессий, в том числе и при принятии закона о концессиях. Соглашения о разделе продукции во многом напоминают концессионные договоры. Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себя обязательства осваивать разработку определенного приодного ресурса, расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции (осуществляется «раздел продукции»).

В настоящее время, особенно в сфере недропользования, иностранные инвестиции более привлекательны для Кыргызской Республики в форме соглашений о разделение продукции, так как не требуют первоначальных затрат кыргызстанской стороны. Уже подписан ряд соглашений, основанных на этой форме сотрудничества, хотя нерешенность правовых вопросов сдерживает их реализацию. Сервисное соглашение в чистом виде предполагает заключение простого контракта на выполнение конкретных видов работ, за которые подрядчику выплачивается оговоренная сумма. Сервисные контракты бывают двух видов; без риска и с риском. Соглашение предполагает, что иностранная сторона вкладывает капитал с риском на разведку месторождения (рисковый капитал), а также капитал, требующийся для разработки месторождения в случае обнаружения запасов. Этот капитал приобретает форму займа и с процентами возвращается инвестору в виде продукции предприятия. Учет многих факторов необходим и при принятии решения об образовании свободных экономических зон как территорий, на которых за счет льготного режима хозяйственной и внешнеэкономической деятельности и создания необходимой инфраструктуры создается более благоприятный инвестиционный климат для отечественных и главным образом иностранных инвесторов. Именно такие зоны, особенно зона экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание, дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Зоны этого типа создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы и специалистов. При этом для финансирования создания ключевых объектов производственной инфраструктуры свободных экономических зон, развитие которых будет признано приоритетным с точки зрения общегосударственных интересов, должно быть предусмотрено выделение средств из государственного бюджета.

Результатом многолетней работы консалтингового направления Компании стали приобретенный ценный опыт на российском и западных рынках, наработка надежных деловых контактов в области консалтинга, инвестиций, элитных деловых сообществах, понимание специфик исторического развития отраслей экономики и современных тенденций, совершенствование в технологиях управления, нами сформирована профессиональная команда аналитиков, экспертов, научных работников — теоретиков и практиков.

В итоге наработанные знания и опыт привели к новым возможностям Компании — предоставлять такую важную и уникальную услугу, как ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ через различные финансовые схемы и инструменты привлечения, опираясь на профессионализм наших и зарубежных экспертов. Мы переформатировались в партнерскую международную ассоциацию финансовых учреждений, банков, институциональных и частных инвесторов и способны эффективно привлечь инвестиции в Ваш бизнес.

У нас прямой контакт с Инвесторами, сотрудничество с профессиональными западными аналитиками и экспертами, опытные координаторы проектов. Таким образом, сегодня мы предлагаем комплекс бизнес, финансовых, маркетинговых услуг, который поможет привлечь инвестиционные, кредитные финансовые ресурсы, найти стратегического партнера, внедрить западные стандарты и бизнес-подходы.

мы приглашаем владельцев проектов с одной стороны и всегда открыты новым знакомствам с Потенциальными Инвесторами, желающими эффективно управлять капиталами.

Этапы сотрудничества и их мероприятия

  1. Изучение интересов сторон, поиск точки пересечения, разработка формата и плана сотрудничества;
  2. Организация и проведение процедур и мероприятий по достижению сторонами согласованного формата сотрудничества, совершение сделки;
  3. Консалтинговое сопровождение проекта после сделки.

Мы работаем с идеями, помогая им осуществиться, изучая рынок, прорабатывая возможности будущих проектов, создавая концепции и стратегии.
Проводим анализ текущей ситуации, прорабатываем рынки сбыта, возможности проекта, повышения эффективности производства.
Разрабатываем полный пакет документов, необходимый для презентации проекта Инвестору. На этом этапе мы проводим такие мероприятия:

  • Проведение исследования потребностей в капитале для развития текущего производства, его модернизации и создания нового — Бизнес-План (Business Plan) по принципу История/Текущее Развитие/Новые проекты;
  • Построение гибкой автоматизированной расчетной финансовой модели (EXCEL) проекта;
  • Инвестиционное предложение (Investment Offer);
  • Резюме проекта (Project Summary);
  • Презентация Проекта (Project Presentation);
  • Организация и проведение встречи с потенциальными Инвесторами, согласовываем структуру сделки;
  • Сотрудничество с рядом надежных западных партнеров и проработка альтернативные варианты привлечения.

Вырабатываем схемы вливания капитала, формы привлечения, выводим на частные размещения, мировые фондовые рынки.

Помогаем организовать юридическую структуру сделки и другие сопровождающие работы. На данных этапах мы проводим такие консультации:

  • Финансовая структуризация сделки;
  • Избежание двойного налогообложения;
  • Организационная, юридическая структуризация сделки;
  • Определение ключевых игроков, параметров сотрудничества;

Выше приведен неполный перечень проводимых работ, так как в зависимости от выбранной схемы, проработки проекта и готовности Инвестора будут меняться их содержание и последовательность. Информация ниже поможет Вам сократить эти процедуры и сложить представление о предстоящем процессе.

Варианты Привлечения
С опытом мы выработали отдельные процедуры удобные для того или иного бизнеса. Имеем надежных партнеров по данным вариантам и постоянно отслеживаем новых. Выбор схемы привлечения инвестиций зависит от многих факторов:

  • организационно-правовая форма Заказчика;
  • размер необходимых инвестиций;
  • структура капитала клиента;
  • вид объекта;
  • наличие опыта и репутация компании;
  • наличие/отсутствие инвестора и т.д.

Построение схемы базируется на доскональном анализе всех факторов, способных повлиять на результат проекта, как положительно, так и отрицательно с соблюдением норм действующего законодательства.

Основные направления инвестирования :

  • земельные участки
  • комерческая недвижимость, приносящая доход.

На инвестиционную деятельность оказывают влияние существующие особенности российского рынка недвижимости.

А именно, рынок недвижимости является привлекательным для потенциальных инвесторов по следующим причинам :

  • инвестиции в недвижимость характеризуются большей степенью сохранности, безопасности и возможностью контролирования инвестором, чем, например, инвестиции в акции
  • в момент приобретения дома, квартиры, гаража, дачи и прочее, инвестор получает пакет прав, в то время как большинство иных объектов инвестирования не влечет за собой право собственности
  • при быстром обесценивании денежных средств, недостаточной надежности их сохранности в кредитных учреждениях и ограниченности более доходных направлений инвестирования, вложения в недвижимость позволяют сохранить средства от инфляции
  • рынок, имеющий большие размеры.

Стабильный рост цен на земельные участки и недвижимость в Москве делает приобретения такого рода выгодным вложением средств.

Коммерческая недвижимость — это недвижимость, приносящая доход, используемая под офисы, магазины или оказание услуг. Коммерческая недвижимость в конечном итоге подразделяется по мировой системе на классы A, B, C и D. Если быть кратким, то первые два класса, это торговые центры с огромной площадью, в основном гипер — маркеты и предприятия гиганты, последние 2 класса — это мелкие офисы и всевозможные маленькие магазины.

Иностранные инвестиции и основные направления их привлечения

Ухудшение внутренней инвестиционной политики в странах СНГ, включая Россию, породило надежды на привлечение капиталов из других стран. Приток иностранных инвестиций определяется инвестиционным климатом. Инвестиционный климат - ϶ᴛᴏ ожидаемое соотношение доходности в данной стране или регионе от инвестиций в определœенную отрасль народного хозяйства и их риска по сравнению с другими странами или сферами вложения капитала. Обычно инвестиционный климат, характеризующий приток иностранных инвестиций в различные страны, оценивается по нескольким направлениям.

На первом месте в качестве определяющего выдвигается политическая и экономическая стабильность в данной стране, которая включает наличие стабильного хозяйственного законодательства; механизма исполнения законов и контрактов; гарантий защиты собственности; а также размеры распространения организованной преступности и коррупций.

На втором месте находится устойчивость национальной валюты, включая уровень инфляции, гарантии ее превращения в свободную конвертируемую валюту, возможности вывоза полученных доходов и прибылей в процессе производственной деятельности в другие страны, соответствие учета международным стандартам.

На третьем месте – наличие рабочей силы, ее качество, квалификация и дисциплинированность, а также уровень оплаты. Сочетание этих характеристик рабочей силы с низкими затратами на ее использование позволяет создать конкурентоспособную продукцию на базе современных технологий.

На четвертом месте – налоговая система, и прежде всœего уровень ставок налогов на прибыль, а также норма амортизации, возможности приобретения недвижимости и т. д.

В современных условиях зарубежные эксперты, оценивая инвестиционную привлекательность развивающихся стран, называют 10 важнейших факторов, которые обеспечивают иностранным инвесторам возможности беспрепятственно вкладывать свои капиталы в экономику этих стран:

· темпы экономического роста (прирост ВВП);

· политическая стабильность (опасность переворотов, уровень преступности, гражданские конфликты);

· размеры рынка – произведение численности населœения на душевое производство ВВП;

· зависимость от иностранной помощи и способность к самостоятельному развитию;

· внешний долг (в % к ВВП);

· конвертируемость валюты и возможность вывоза прибылей;

· темп инфляции и стабильность валюты;

· уровень внутренних накоплений (в % к ВВП);

· уровень развития инфраструктуры (транспорт, связь, информация);

· правовая защита (процедура аренды и приобретения имущества, регистрации и страхования бизнеса, стабильность налогов, ограничения на изменение цен и т. д.).

Основные направления привлечения иностранных инвестиций.Говоря о привлечении иностранных инвестиций, крайне важно иметь в виду, что интересы российского общества и иностранных инвесторов не совпадают.

Интересы России направлены на решение следующих базовых положений:

1. Восстановление и обновление своего производственного потенциала с учетом внедрения новейших технологий.

2. Насыщение потребительского рынка отечественными высококачественными и недорогими товарами, проведение политики ограничения импорта.

3. Развитие и осуществление структурной перестройки собственного экспортного потенциала. Перенесение центра тяжести с расширения экспорта сырьевых ресурсов на увеличение вывоза конкурентоспособной трудоемкой и наукоемкой продукции.

Интересы иностранных инвесторов:

1. Получение прибыли за счёт освоения обширного внутреннего рынка России.

2. Развитие производства на базе богатых природных ресурсов.

3. Использование квалифицированной и дешевой рабочей силы, а также отечественного научно-технического потенциала.

В результате перед нашим государством стоит весьма сложная задача: с одной стороны, крайне важно привлекать в страну иностранный капитал, создавая ему определœенные стимулы; с другой – требуется система мер экономического регулирования, направленная на реализацию общественных целœей государства.

В странах СНГ функционирование иностранных инвесторов можно подразделить на четыре группы.

Первая группа – международные экономические организации. Οʜᴎ включают Всемирный банк, Европейский и Азиатский банки реконструкции и развития (ЕБРР, АБРР). Так, Всемирный банк предоставляет кредиты на льготных условиях на 35 лет правительствам, местным органам власти и надежным банкам стран, где ВВП на душу населœения ниже $865 в год.

Вторая группа – транснациональные корпорации (ТНК). На их долю приходится более половины мировых инвестиций. ТНК выступают как стратегические инвесторы. Οʜᴎ создают в странах СНГ свои предприятия со 100 %-ными иностранными инвестициями (ПИИ) и смешанные предприятия (СП). Так, швейцарско-шведская корпорация АББ наладила в России выпуск экономичных турбин. Зарубежные инвесторы, купив контрольный пакет акций, реконструировали российские бумажные комбинаты в Сегеже, Котласе и других городах.

Третья группа – финансовые инвесторы (инвестиционные фонды и банки). Οʜᴎ приобретают, как правило, высокодоходные и менее рискованные ценные бумаги, в то же время они не располагают какими-либо производственными технологиями. Получение таких денежных средств позволяет улучшать платежный баланс страны, выплачивать задолженность по налогам и заработной плате, покрывать бюджетный дефицит. При этом высокая доля портфельных инвесторов (портфельные инвестиции - ϶ᴛᴏ покупка ценных бумаг без права участия в управлении фирмой) с краткосрочными конъюнктурными интересами ставит бюджет и весь фондовый рынок, как это было с ГКО, в сильную зависимость от финансово-экономического положения на иностранных биржах. Чтобы не допустить подобных случаев, следует усилить внимание к отечественным инвесторам и по возможности ограничивать внешние портфельные заимствования.

Четвертая группа – малый и средний бизнес. Он не располагает крупными финансовыми ресурсами и в связи с этим ориентируется на торговые и посреднические операции. Этот сектор нуждается в особом контроле. В ряде случаев он представлен иностранными фирмами с сомнительной репутацией. Так, по данным международной конференции ʼʼБизнес и безопасностьʼʼ (1997 ᴦ.), среди иностранных компаний, которые стремятся на российский рынок, всœего 15 % бывают признаны вполне надежными, 44 находятся в тяжелом финансовом положении, 22 – банкроты, 19 % имеют криминальный характер.

В результате можно сделать вывод, что России нужны не всякие инвестиции, а лишь такие, которые позволяют привлекать современные новые технологии, не выпускаемое в СНГ оборудование и комплектующие изделия. При этом крайне важно учитывать, во-первых, характер вкладываемого капитала; во-вторых, в какие отрасли и регионы он направляется; в-третьих, условия инвестирования, включающие принципы распределœения прибыли при создании совместных предприятий, процентные ставки по кредитам, сроки вложения капиталов, создание новых рабочих мест.

Иностранные инвестиции и основные направления их привлечения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Иностранные инвестиции и основные направления их привлечения" 2017, 2018.

Как было показано ранее, особая роль в осуществлении инвестиционных проектов принадлежит, иностранным инвестициям, которые должны способствовать разрешению следующих проблем социально-экономического развития:

· освоению невостребованного научно-технического потенциала России;

· продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок;

· содействию расширения и диверсификации экспортного потенциала в развитии имнортнозаменяющих производств в отдельных отраслях;

· содействию притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

· созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства;

· освоению опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

· содействию производственной инфраструктуры.

Для осуществления указанных направлений инвестирования рекомендуются следующие формы использования иностранного капитала:

· инвестиции зарубежных государств и международных финансовых институтов в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;

· инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;

· инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе государственных, корпоративных и институциональных эмитентов;

· иностранные кредиты;

· лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;

· финансовые кредиты российским предприятиям.

Правовую среду привлечения иностранных инвестиций в регионы во многом формируют законодательные акты, непосредственно посвященные разграничению полномочий центра и регионов во внешнеэкономической области. Речь идет о федеральных законах от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Наконец, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» прямо установил, что субъекты федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие процесс привлечения инвестиций, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

К настоящему моменту «пакеты» документов, включающие в себя договоры между органами государственной власти федерального и регионального уровней о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения между органами исполнительной власти разных уровней о взаимном делегировании полномочий, подписаны федеральным центром более чем с 30 регионами.

В целом существующее законодательство дает субъектам федерации достаточно широкие возможности создавать на региональном уровне собственные преференциальные системы для иностранных инвесторов. Регионы имеют право:

· регулировать ставки некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты (в частности, налога на прибыль);

· устанавливать региональные и местные налоги в соответствии с условиями, определенными федеральным законодательством и законодательством субъекта федерации;

· устанавливать налоговые льготы для приоритетных инвестиционных проектов;

· создавать на своей территории свободные экономические зоны с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов;

· создавать за счет средств региональных бюджетов страховые и залоговые фонды, гарантирующие соблюдение обязательств перед иностранными инвесторами.

Следует подчеркнуть, что эти возможности используются регионами весьма активно.

С середины 1990-х гг. в попытке восполнить недостаток средств на инвестиционные нужды региональные власти стали прибегать к внутренним и внешним заимствованием. К августу 1998 г. собственные еврооблигации разместили на внешних рынках около десятка российских регионов. Так, Москва разместила на рынке еврооблигации в объеме 500 млн дол., Санкт-Петербург - 300 млн дол. и Нижний Новгород - 100 млн дол. Однако в условиях финансового кризиса все они были вынуждены прекратить обслуживание накопленных обязательств или начать переговоры о реструктуризации долга. В августе 2000 г. в действующий Бюджетный кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым субъекты федерации утратили право финансировать дефицит региональных бюджетов за счет внешних источников. В таких условиях региональным властям не остается ничего другого, как решать свои финансовые проблемы путем стимулирования мер по привлечению иностранных инвестиций на свою территорию и расширению тем самым собственной базы налоговых поступлений.

Собственные законы об инвестиционной деятельности были приняты в абсолютном большинстве субъектов федерации, в них, как правило, предусматривается разветвленная система льгот и гарантий для инвесторов. Во многих регионах получили распространение такие меры, как: освобождение на определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль, налога на имущество предприятий (или снижение их ставки); отсрочка по налоговым и арендным платежам; предоставление инвестиционного налогового кредита и т. д.

Регионы, проводящие активную инвестиционную политику, можно разделить нате, где налоговые льготы предоставляются и российским, и иностранным инвесторам, и те, в которых существуют преференции только для инвесторов из-за рубежа. К первой группе относятся, в частности, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ярославская, Белгородская область. Ко второй - Новосибирская область, Хабаровский край, Республика Бурятия.

На региональное распределение потоков иностранных инвестиций определяющее влияние оказывает совокупность географических, политических и социально-экономических факторов, которые формируют инвестиционный климат. Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Среди факторов, безусловно повышающих такой потенциал, следует выделить прежде всего приграничный (со странами дальнего зарубежья) статус региона, столичный статус Москвы и мегаполиса Санкт-Петербурга, статус региона с наличием минерально-сырьевых ресурсов. По состоянию на начало 2001 г. (табл. 20.5) наиболее привлекательными для иностранных инвесторов были:

· регионы, уровень развития экономики которых позволяет эффективно функционировать предприятиям с иностранными инвестициями в непроизводственной сфере (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области);

· регионы с сырьевым экспортным потенциалом (Сахалинская и Тюменская области, Красноярский край). К числу регионов, которые сумели добиться притока инвестиций за счет активной промышленной политики, можно отнести Самарскую и Новосибирскую области.

Таблица 20.5


Похожая информация.