Введение

2.1 Виды регистров

2.2 Ведение регистров

2.3 Ответственность за несоставление регистров налогового учета

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Введение

С введением в действие Федерального закона от 06.08.2001 №110-ФЗ (25 глава НК) произошло законодательное закрепление ведения налогового учета. Налоговый учет доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль отделен от бухгалтерского учета и становится самостоятельным направлением учета фактов хозяйственной жизни организаций.

Ведение параллельно двух учетов - бухгалтерского и налогового - непростая задача для организации, постановка налогового учета всецело находится в ведении налогоплательщика. Вместе с тем, налоговый учет должен быть органически взаимосвязан с бухгалтерским.

Налоговый учет имеет свои особенности:

Обеспечивает полное представление о всех операциях, связанных с деятельностью налогоплательщика, и о его финансовом положение;

Имеет главную цель - определение момента возникновения и величины налогового обязательства;

Имеет специфических пользователей - службы налогового контроля.

Следовательно, аналитический учет должен быть организован так, чтобы был раскрыт порядок ее формирования.

Аналитический учет представляет собой регистры, в которых отражены необходимые показатели.

Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Цель контрольной работы - исследование организации налогового учета на предприятии.

В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:

Изучение организации налогового учета на предприятии в свете существующего законодательства;

Характеристика регистров аналитического учета и порядок их ведения.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 21 страница.


1. Организация налогового учета на предприятии

Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ).

Цели ведения налогового учета:

Формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Из этого следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения (табл. 1). Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы.

Таблица 1 - Различия между видами учета

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Нормативная база Налоговое законодательство Общепризнанные принципы бухгалтерского учета
Цель Рассчитать размер подлежащих к уплате налогов Записать, классифицировать, суммировать и анализировать данные о деятельности, выдать финансовые отчеты
Метод получения данных Обобщение данных, отраженных в документации Одновременное ведение записей (сплошной и непрерывный учет)
Отчетный период Годовой, квартальный и т.д. Годовой, квартальный и т.д.
Форма отчета Специально установленные формы Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств
Получатель отчета Руководитель, налоговые органы Руководитель, все заинтересованные органы

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Создание единой системы налогового учета как аналогичного бухгалтерскому учету отдельного обязательного порядка сбора и систематизации данных о проводимых организацией операциях, влекущих налоговые последствия, законодательством не предусмотрено.

Каждая организация в зависимости от набора и специфики проводимых операций имеет право самостоятельно выбрать способ регистрации данных о проведенных операциях, который определяет порядок их учета при формировании налоговой базы, исходя из законодательно установленного принципа - последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

Общие подходы к формированию налоговой учетной политики по налогообложению прибыли приведены в ст.ст.313, 314 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждаемой соответствующим приказом руководителя (ст. 313 НК РФ).

Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике отразить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную политику, применяются с начала нового налогового периода.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

1) обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;

2) объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;

3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль».

Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

Данные налогового учета должны отражать:

Порядок формирования суммы доходов и расходов;

Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

Сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

Порядок формирования сумм создаваемых резервов;

Сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1. Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.

2. Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета.

3. Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей НК РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст.315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).

Общая схема постановки налогового учета на предприятии представлена в приложении 1. По данным схемы можно сделать вывод, что первичные документы служат основой для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения.

Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Таким образом, первичные документы служат основанием для организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

Наименование регистра;

Период (дату) составления;

Измерители операции в натуральном и денежном выражении;

Наименование хозяйственных операций;

Подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Еще одно немаловажное замечание касается формата отражения данных в регистрах налогового учета. В соответствии со ст.314 НК РФ корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается - отражаются только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма. Однако, чтобы облегчить встречную сверку данных бухгалтерского и налогового учета, весьма полезным может оказаться включение в форму регистра налогового учета корреспонденции счетов (но как справочной, а не основной информации).

Согласно ст.314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

При составлении регистров должно быть обеспечено достижение целей:

Минимизация трудозатрат для дальнейшей обработки информации;

Возможность переносить данные налоговых регистров в налоговую декларацию непосредственно или после незначительной обработки;

Возможность проводить последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.

Расчет налоговой базы составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными гл.25 НК РФ. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

1. Период, за который определяется налоговая база.

2. Сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде.

3. Сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации.

4. Прибыль (убыток) от реализации.

5. Сумму внереализационных доходов.

6. Сумму внереализационных расходов


2. Аналитические регистры налогового учёта

2.1 Виды регистров

Для организации налогового учета ФНС рекомендовало ведение следующих регистров учета (приложение 2). (Рекомендации МНС России «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами гл.25 НК РФ). Данный документ носит рекомендательный, а не обязательный характер.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. В отношении проводимых учреждением операций по признанию задолженностей и иных установленных НК РФ объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг).

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, сведения о которых используются более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени. Содержащиеся в регистрах сведения о величине показателей используются для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистр учета поступлений целевых средств некоммерческими организациями формируется для обобщения информации по денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), поступившим некоммерческим организациям, включая бюджетные учреждения, в течение налогового периода в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, пп. 6 и 8 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 2 ст. 251 НК РФ (целевые средства) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. В соответствии со ст. 251 НК РФ ведение учета доходов и расходов целевых средств, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с получением доходов от реализации, и внереализационных доходов и расходов производится раздельно.

В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления, в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг и прав. Ведение регистра учета поступлений целевых средств в течение налогового периода производится в хронологическом порядке с указанием вида поступлений - наименования полученных целевых средств и присвоенного кода.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, указанном гл. 25 НК РФ. Под промежуточными понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в декларации, то есть их значения хотя и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя. Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры формирования отчетных данных обеспечивают информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой Декларации.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в Регистры учета состояния единицы налогового учета или Регистры промежуточных расчетов.


Данных информационных ресурсов по учету налогоплательщиков и в отдел учета и отчетности для открытия карточек лицевых счетов. В случае поступления платежей от организаций, не состоящих на налоговом учете в данной налоговой инспекции, карточки лицевых счетов не открываются, информация по ним заносится в Ведомость невыясненных документов до установления всех реквизитов налогоплательщика или ввода...

На гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и на выплаты в пользу работников, то есть на оплату отпусков и вознаграждений за выслугу лет. 1.2. Методология налогового учета резервов предприятия Резерв на предстоящую оплату отпусков и вознаграждений за выслугу лет. Создается в случае колебаний из-за сезонности указанных расходов и позволяет равномерно распределить затраты...

РФ и местные бюджеты, необходимо определить сроки представления данных расчетов налоговым органам по месту нахождения филиала (представительства), а также головному подразделению для ведения налогового учета в целом по предприятию. Естественно, необходимо также предусмотреть правила утверждения самой учетной политики в целях налогообложения (кто утверждает, сроки принятия учетной политики на...


Разрешено исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года без ретроспективного пересчета. Это новшество существенно упростит составление отчетности. 1.2 Автоматизация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса Руководителю российского предприятия сегодня приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает его постоянно держать под...

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Требования, предъявляемые к организации налогового учета, существенно отличаются от требований, по которым строится финансовый учет. Таким образом, основной особенностью главы 25 части второй НК РФ, отличающей ее от других глав Налогового кодекса и иных законодательных актов, регулирующих налоговые правоотношения , является установление необходимости организации ведения налогового учета параллельно бухгалтерскому. Основным участком налогового учета является налоговый учет расходов. От правильности формирования данных налогового учета расходов в конечном счете зависит правильность определения налоговой базы, и разногласия с налоговыми органами возникают, как правило, по поводу правомерности принятия отдельных видов расходов к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль . Следует отметить, что и до введения в действие главы 25 НК РФ у налоговых органов прослеживалось стремление подчинить бухгалтерский учет фискальным целям. Значительная часть изменений была направлена на уточнение порядка определения налогооблагаемой базы, в результате учетные показатели отличались от объектов налогообложения . Для целей налогообложения не имело практического значения, какой объем затрат предприятие включало в фактическую себестоимость. Принципиальное значение имела правильность определения «налоговой себестоимости», то есть себестоимости, которая является одной из составляющих при расчете налогооблагаемой прибыли. На практике это означало, что бухгалтерский учет себестоимости продукции на предприятии должен был выполнять две функции: с одной стороны – обеспечить получение достоверных данных о фактической себестоимости продукции (работ, услуг) с целью определения общего финансового результата деятельности предприятия, с другой – обеспечить учет расходов в целях налогообложения для правильного исчисления налога на прибыль..

Это и привело к ситуации, когда для учета формирования такого комплексного показателя, как налогооблагаемая база, данных балансовых счетов и документальных регистров бухгалтерского учета стало недостаточно. Именно эта недостаточность, а в ряде случаев и противоречивость системы бухгалтерского учета и налогообложения, послужила базой для более широкого внедрения разнообразных форм и методов специального налогового учета, отличного по своей методологии от учета финансового.

Понятие налогового учета является сравнительно новым для отечественной системы законодательного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимость обособленного формирования данных о размере налоговой базы возникла одновременно с появлением различий в нормативном регулировании группировки и детализации данных для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

В связи с этим перед производственными предприятиями встала необходимость в организации налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу па прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой - минимизировать обусловленные этим издержки .

В настоящее время перед предприятиями-налогоплательщиками остро стоит проблема выбора между двумя принципиально различными подходами: организации налогового учета как самостоятельной автономной системы и как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета, выступающего в качестве базовой системы.

Учитывая то, что налоговый учет является важным инструментом всей налоговой системы , анализ его принципов неотделим от правовых проблем общего состоянии налоговой системы. В связи с этим возникла необходимость углубленного исследования теоретических и практических аспектов организации и функционирования института налогового учета как составной части налогового менеджмента на производственном предприятии. Несмотря на то что проблемы организации налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, практика убедительно доказывает необходимость детального изучения их в свете ныне осуществляемой налоговой реформы.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ постановка налогового учета всецело находится в ведении налогоплательщика. Статья 313 НК РФ определяет понятие «налоговый учет» как систему обобщения информации для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов. При этом основной причиной введения налогового учета признают наличие различий между правилами бухгалтерского учета и порядком формирования налоговой базы по налогу на прибыль..

В соответствии с НК РФ определена также цель налогового учета - формирование полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций. Обобщены также основные принципы ведения налогового учета:

налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно;

применяется последовательно от одного налогового периода к другому;

непрерывно и в хронологическом порядке отражает все операции и объекты учета для целей налогообложения;

основывается на нормах и правилах определения налоговой базы по налогу на прибыль, установленных 25 главой НК РФ.

Одной из основных целей, стоящих перед должностными лицами, ответственными за организацию налогового учета, является точное определение категорий имущества, используемого при непосредственном производстве продукции, выполнении работ , оказании услуг, а также персонала, заработная плата которого подлежит включению в прямые расходы организации. Если при этом будет допущена ошибка, неминуем пересчет налоговой базы и задолженности перед бюджетом. Занижение базы может иметь место в том случае, когда расходы, которые должны относиться к прямым, будут включаться в состав косвенных и списываться на уменьшение налоговой базы вне зависимости от объемов реализации готовой продукции , выполненных работ или оказанных услуг и от объемов незавершенного производства.

Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном или налоговом периоде, также уменьшает доходы от реализации отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства .

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль и является составляющей учетно-аналитической системы.

Целями налогового учета являются:

формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций;

обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета. Списание сумм дебиторской и кредиторской задолженности оказывает непосредственное влияние на формирование налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, так как эти процессы включаются в расходы (доходы) организации.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

1) обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии ;

2) объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;

3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль». Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

Основным недостатком является то, что кодексом не предложена единая для всех налогоплательщиков система обобщения информации (аналогичная Плану счетов бухгалтерского учета). Хотя методы учета финансовой и управленческой информации уже сложились и вряд ли можно (и нужно) придумать что-то новое для целей налогового учета, однако, рационально определить состав налоговых счетов для обобщения информации и их взаимосвязь, разработать аналитические регистры - отнюдь не тривиальная задача..

Сегодня проблемой постановки налогового учета озабочены многие специалисты. Качественно решить эту задачу на промышленном предприятии невозможно без знания технологических особенностей процесса выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также без учета организационной структуры организации. Причем это касается любого промышленного предприятия.

Кроме того, учетный процесс зависит от решения ряда специфических для производства вопросов. Например:

Что понимать под прямыми расходами конкретного производства?

Как учитывать передачу изделий (работ, услуг), передаваемых из одних подразделений в другие структуры основного или вспомогательного производств ?

Учитывать ли незавершенное производство в каждом цехе или можно определять его в целом по предприятию?

Чтобы ответить на эти вопросы, проанализируем положения главы 25 НК РФ. Ключевыми для понимания налогового учета в производстве являются следующие ее статьи:

· 318-я «Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию»;

· 319-я «Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных»;

· 254-я «Материальные расходы».

В настоящее время отсутствуют методические рекомендации по налоговому учету, основанные на специфике отраслей промышленности. Поэтому у налогоплательщика остается единственная возможность решать проблемные вопросы налогообложения декларированием методов учета в учетной политике предприятия для целей налогообложения.

Учетная политика является реальным инструментом управления предприятием в части налогового планирования его деятельности и снижения налоговых обязательств. Значение роли учетной политики уже доказано: при налоговых проверках на нее ссылаются налогоплательщики, ее положения принимают судебные инстанции в качестве доказательств при разрешении налоговых споров.

От того, насколько рационально будет организован налоговый учет и верно выбраны способы и методы учета, зависит финансовое положение организации.

Поскольку настоящая налоговая ситуация характеризуется массой противоречий и разночтений в практическом применении главы 25 НК РФ, перечислим способы и элементы учета, которые рекомендуется в условиях попроцессного метода производства освещать дополнительно при формировании учетной политики предприятия для целей налогообложения.

1. Отношение структурных подразделений к основному или вспомогательному производству.

2. Прямые расходы в части определения персонала и основных средств отдельных структурных подразделений, относящихся к производственным.

3. НЗП: порядок распределения прямых расходов в случае, если при производстве продукции используется несколько видов сырья и выделить основной не представляется возможным.

4. Методы оценки НЗП. Для определения доли НЗП в исходном сырье следует установить, что принимать в расчет в качестве исходного сырья.

5. Формирование НЗП по работам (услугам). Предприятие должно самостоятельно определить критерий объема работ (услуг), в соответствии с которым производится оценка НЗП (например, в натуральных измерителях или в стоимостном выражении).

6. Критерий и метод, используемый каждым подразделением, при распределении прямых расходов по продукции, работам (услугам), по направлениям их потребления.

7. Создание амортизируемого имущества собственными силами для внутрипроизводственного потребления (или иных целей). Необходимо установить критерий и механизм определения косвенных расходов , относящихся к ОС (НМА).

8. Производство продукции из давальческого сырья. Предприятие в учетной политике должно установить методы и способы выделения НЗП, относящегося к данному виду сделки, и определить порядок распределения расходов в части работ по выпуску продукции из давальческого сырья.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 01.01.01г. ;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000г. ;

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» № 1/2008 утверждена приказом Минфина РФ от 6 октября 2008г. № 000н;

4. Мясников, ситуации налогового учета прочих расходов./ . – «Налоговый вестник», - 2008. – с 345;

5. Уткина, организации: бухгалтерский и налоговый учет. / . – Система Гарант, 2008. – с 246;

6. Петров, учет / . – Бератор – Паблишинг, 2008. – с 306.

Для этих целей используется обычная учетная политика предприятия. Чаще всего в ней выделяют отдельный раздел. Нормы, регулирующие правила формирования и раскрытия учетной политики, содержатся в нормативном документе (Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденном приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н). Но, по моему мнению, основные моменты в части, не противоречащей налоговому законодательству, можно использовать и в целях формирования учетной политики, в целях расчета налоговых баз.

Более того, в ст. 313 НК РФ прямо указывается, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. То есть налогоплательщик не просто может, а обязан сформировать учетную политику для целей организации налогового учета.

Структурируем учетную политику

При формировании учетной политики для целей налогового учета рекомендуем выделять два раздела, аналогично разделам, посвященным бухгалтерскому учету.

Первый раздел - организационно-технический. В нем можно указать организационно-технические аспекты ведения налогового учета. Также в данном разделе можно прописать форму и содержание регистров налогового учета по налогу на прибыль и НДС, форму аналитического регистра налогового учета для целей определения налоговой базы по НДФЛ, способ ведения налогового учета (например, в специализированной программе 1С или электронных таблицах), перечень должностных лиц, имеющих право подписи счетов-фактур, и т. п.

Второй раздел – методический. В нем будут регламентированы особенности ведения налогового учета.

На что следует обратить особое внимание при формировании системы налогового учета?

Налог на прибыль

Основные средства и нематериальные активы

  • порядок определения первоначальной и остаточной стоимости объектов основных средств и нематериальных активов.

Это обуславливается тем, что возникает немало споров с налоговыми органами относительно включения ряда расходов, связанных с приобретением актива, в его первоначальную стоимость или в состав прочих и внереализационных расходов.

  • конкретные сроки полезного использования основных средств в пределах временного интервала согласно классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1);
  • определение нормы амортизации по основным средствам, бывшим в эксплуатации, если применяется линейный метод.

Норма амортизации устанавливается с учетом или без учета срока эксплуатации основных средств предыдущими собственниками (п. 7 ст. 258 НК РФ).

  • метод начисления амортизации (линейный или нелинейный);
  • применяется ли так называемая амортизационная премия в отношении основных средств (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Если учетной политикой предусмотрено применение такой премии, то должно быть оговорено, применяется ли единый размер амортизационной премии или возможны какие-нибудь особенности.

  • применяются ли понижающие или повышающие коэффициенты к нормам амортизации основных средств (п. 13 ст. 258 НК РФ);
  • порядок определения остаточной стоимости объектов в случае, если используется нелинейный метод начисления амортизации.

Материальные расходы и товары

  • порядок формирования покупной стоимости товаров.

Налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров (ст. 320 НК РФ).

Соответственно, в учетной политике должен быть прописан конкретный порядок формирования покупной стоимости товарных активов.

  • метод оценки материальных расходов и покупных товаров при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) (п. 8 ст. 254 НК РФ) и при реализации покупных товаров (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Законодательство допускает выбор следующих методов оценки: по стоимости единицы запасов, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
  • нормы для списания топлива и смазочных материалов.

Поясним, что контролеры настаивают на применении для целей налогового учета «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р. Однако есть судебные решения, согласно которым указанные «Нормы...» носят рекомендательный характер. Нормирование расходов горюче-смазочных материалов в целях налогообложения прибыли НК РФ не предусмотрено.

Учет расходов

  • состав прямых и косвенных расходов. Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг);
  • величина суточных, принимаемая для целей исчисления прибыли;
  • порядок расчета процентов в налоговом учете.

Например, согласно ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% по долговым обязательствам в иностранной валюте.

  • критерии сопоставимости условий по долговым обязательствам. В учетной политике можно конкретизировать нормы НК РФ: «При этом под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные одной и той же категорией кредиторов (физическими лицами или юридическими лицами) в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения»;
  • порядок учета расходов на ремонт основных средств.

Налогоплательщик может учесть рассматриваемые расходы в составе прочих расходов, а может, для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств, создавать резервы под предстоящие ремонты (ст. 260 НК РФ).

В учетной политике следует указать, создается резерв или нет. Если принято решение о создании резерва, нужно обговорить норматив отчислений и срок его создания, а также порядок подтверждения сумм резерва (плановой стоимости ремонта).

Создание резервов

НК РФ предоставляет возможность создания резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ), резерва по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ), по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ).

Таким образом, в учетной политике, во-первых, должен быть зафиксирован факт создания резервов, во-вторых, особенности их формирования.

В отношении резерва по сомнительным долгам целесообразно указать виды задолженности, суммовые или временные критерии, по которым создается резерв, его размер (в процентах от выручки, т. к. норматив установлен в процентах от выручки).

По «трудовым» резервам необходимо определить, на что конкретно создается резерв (на отпуска или вознаграждения), обозначить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Нормы, касающиеся резерва по гарантийному обслуживанию, должны содержать информацию о предельном размере отчислений в этот резерв.

Учет доходов

  • выбор метода определения доходов и расходов (кассовый метод или метод начисления).

Для этого требуется, в первую очередь, учесть норматив выручки, установленный законодательством. Налогоплательщик может выбирать метод, если средняя сумма его выручки (без НДС) за предыдущие четыре квартала не превышала 1 млн руб. за каждый квартал.

  • порядок распределения доходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, а также в случае, если связь между доходами и расходами не может быть обозначена четко или устанавливается косвенным путем;
  • порядок исчисления налога на прибыль при наличии обособленных подразделений.

В целях конкретизации долей прибыли, приходящихся на обособленные подразделения, налогоплательщик должен выбрать, какой из показателей будет применяться – среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

НДС

  • применяется ли право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. На такое освобождение согласно ст. 145 НК РФ имеют право налогоплательщики, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.;
  • порядок отнесения сумм налога к вычету в случае осуществления облагаемых и необлагаемых операций.

Налогоплательщик должен разработать и описать в учетной политике порядок расчета пропорции, в которой суммы «входного» НДС будут учитываться по операциям, как облагаемым налогом, так и не подлежащим налогообложению (освобожденным от налогообложения).

  • способы ведения раздельного учета (облагаемых и не облагаемых НДС операций, а также операций, облагаемых по ставкам 18 и 0%);
  • особенности исчисления и уплаты НДС в случае, когда организация имеет обособленные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс.

Кислов Д.В., к.э.н.